Курс, 4 семестр (ОЗО) Психология и социальная педагогика

Вопросы к экзамену

По курсу «Психологическое консультирование детей и подростков группы риска» для студентов заочного отделения, обучающихся

По направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

курс, 4 семестр (ОЗО) Психология и социальная педагогика

 

1. Понятие о психологическом консультировании, его характеристики, отличие от других видов психологической помощи, виды психологического консультирования.

2. История становления психологического консультирования детей и подростков.

3. Особенности консультирования детей и подростков.

4. Формы психологического консультирования детей и подростков.

5. Понятие «дети группы риска».

6. Проблемы и задачи психологического консультирования в детском и подростковом возрасте.

7. Этические принципы работы консультанта (этический кодекс психолога-консультанта).

8. Требования к личности и профессиональной подготовке консультанта.

9. Психодинамическое направление в консультировании. Классический психоанализ. Адлериановское консультирование.

10. Личностно-центрированный, экзистенциальный и гештальттерапевтический подходы в консультировании.

11. Рационально-эмотивный подход и трансактный анализ в консультировании.

12. Бихевериальное и когнитивно-бихевиориальное консультирование. Терапия реальностью.

13. Этапы консультирования в работе со взрослыми (Ю.Е. Алешина, Г.С. Абрамова, А.Е. Айви, М.Б. Айви, В.Ю. Меновщиков, Р.С. Немов и др.).

14. Консультативный контакт и его характеристики. Навыки поддержания консультативного контакта: вербальные и невербальные навыки.

15. Перенос, контрперенос и сопротивление в практике консультирования.

16. Организация консультирования родителей детей и подростков (общие принципы консультирования родителей, особенности первичного консультирования и последующих консультативных встреч).

17. Техники и методы консультирования, применяемые в работе со взрослыми.

18. Техники и методы консультирования, применяемые в работе с детьми и подростками.

19. Психодиагностика в консультировании детей и подростков.

20. Психокоррекционная работа в процессе консультирования детей и подростков.

21. Психологическое профессиональное консультирование подростков и старшеклассников.

22. Групповое консультирование детей и подростков.

23. Консультативная переписка (скрибо-терапия).

Интернет-консультирование.

24. Особенности телефонного консультирования детей и подростков.

10 стр., 4680 слов

Представление о психологическом консультировании, психологической коррекции и психотерапии

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Столичная финансово – гуманитарная академия» филиал в г. Вологде       Факультет: психологии, педагогики и права Специальность: Психология           Реферат   По дисциплине: Введение в психологию.   Тема: Представление о психологическом консультировании, ...

25. Психологическое консультирование родителей по вопросам развития младенцев и детей раненого возраста.

26. Психологическое консультирование родителей по проблемам дошкольного возраста.

27. Психологическое консультирование по проблемам готовности к обучению в школе.

28. Психологическое консультирование по проблемам младшего школьника.

29. Психологическое консультирование подростков и их родителей.

30. Психологическое консультирование старшеклассников и их родителей.

31. Консультирование детей со школьной дезадаптацией. Профилактическая и коррекционная работа с детьми со школьной дезадаптацией.

32. Консультирование по проблеме социально-педагогической запущенности. Профилактика и коррекция педагогической запущенности.

33. Консультирование по проблеме школьной неуспеваемости. Работа с неуспевающими школьниками.

34. Консультирование детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

35. Консультирование агрессивных детей и подростков.

36. Консультирование по проблеме детских страхов.

37. Консультирование тревожных детей и подростков.

38. Консультирование детей и подростков с неадекватной самооценкой и неуверенностью в себе.

39. Консультирование застенчивых и замкнутых детей и подростков.

40. Особенности консультирование в условиях учреждений закрытого типа (интернатах).

41. Особенности консультирование в коррекционно-образовательных учреждениях (для детей с отклонениями в развитии).

42. Особенности консультирование подростков-инвалидов.

43. Консультирование одаренных детей и подростков.

44. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций.

45. Психологическая помощь детям и подросткам, пережившим психическую травму.

46. Психологическая помощь детям и подросткам в случаи утраты близких.

47. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия.

48. Консультирование депрессивных и суицидальных подростков. Предотвращение самоубийств подростков.

 

 

Творческие/практические задания

к экзамену «Психологическое консультирование детей и подростков группы риска»

9 стр., 4253 слов

Центры экстренной психологической помощи "Телефоны доверия"

... по курсу «Психологическое консультирование» на тему: Центры экстренной психологической помощи “Телефоны доверия” Екатеринбург, 2009 Содержание Введение 1. Организация и методы работы службы “Телефон Доверия” 1.1 История ... близкими, коллегами, семейные отношения, проблемы воспитания детей. Второе — ощущение собственного одиночества. Чаще всего звонят подростки и молодежь. Их волнует, как признаться в ...

Курс, 2 семестр

Задание 1.Задания на освоение навыков письменного консультирования (ОПК-1; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Задание: написать ответное письмо клиентам, выбрав возможного адресата из предложенного списка:

1. Девушке, которая страдает от заикания (17 лет).

2. Мальчику, который стесняется и не знает, как познакомиться с девочкой (13 лет).

3. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

4. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая, и поэтому никто не обращает на нее внимания.

5. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчиком.

6. Бабушке (63 года), которая одна воспитывает 8-летнюю внучку, и терпение её уже на пределе.

7. Молодому директору школы (32 года), который не знает, как завоевать авторитет у педагогов.

8. Женщине (29 лет), которая считает, что излишняя откровенность ей вредит.

9. Отцу семейства (39 лет), который потерял работу и мучительно переживает.

10. Девочке (10 лет), родители которой развелись, отец ушел из семьи.

11. Девушке (17 лет), которой не хватает уверенности в себе.

12. Женщине (36 лет), которую оставил муж.

13. Студентке (19 лет), которая боится выступать перед аудиторией.

14. Девушке (16 лет), которая страдает от застенчивости, у нее нет ни друзей, ни подруг.

15. Матери подростка (15 лет), который перестал слушаться, стал агрессивен, скрытен.

Задание 2.Задание на освоение навыков телефонного консультирования детей и подростков. (ОПК-1; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Задание: представлены ситуации обращения клиентов на телефон доверия. Необходимо разработать программу работы с данными консультативными случаями. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

Ситуации обращения на телефон доверия:

1. На телефон доверия звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

2. На телефон доверия позвонил мальчик-подросток 14 лет нерусской национальности. Говорит с акцентом. Живет с родителями в Москве. Запрос: «Не хочу быть «черным». Хочу быть как все. Не хочу, чтобы меня дразнили. Хочу жениться на русской девушке. Ненавижу свою нацию. Они из-за денег могут даже убить». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

12 стр., 5689 слов

Психокоррекционная программа работы в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО образования ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Социально-педагогический колледж ЦМК технологии и методики социальной работы Психокоррекционная программа работы в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста Студентка 4 курса ...

3. На телефон доверия позвонила девушка 16 лет (ученица 11 класса).

Девушка сказала, что она беременна, ее парень, узнав об этом, бросил ее. Не знает что делать, находится в отчаяние. Родителям сказать боится, говорит, что убьют ее, если узнают. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

4. На телефон доверия обратился подросток (15 лет).

Запрос: «Хочу познакомиться с какой-нибудь девушкой, не знаю как, не умею, стесняюсь. У всех моих друзей уже есть девушки, а у меня нет. Скажите, как познакомиться?» Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

5. На телефон доверия обратилась девушка (16 лет), которую изнасиловали группа пьяных парней. Девушка находится в тяжелом эмоциональном состоянии, не хочет жить, испытывает сильное чувство вины и неполноценности, страх огласки. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

Задание 3.Ситуационная задача по консультированию детей раннего возраста «Не умеет говорить» (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Ему почти три года. Его зовут Юрой. В настоящий момент психолог кончает беседовать с его мамой — Наташей.

— Юрик понимает все,— объясняет Наташа.— Он правда, немножко упрямый, не всегда делает то, что ему велят. Но понимает, это прямо по глазам видно. А вот не говорит ни чего. То есть нет, он, конечно, не немой. Только у него все слова свои, детские. Ботинки — это у него «ти-ти», и картинка тоже «ти-ти»… Вот Ирочка — это соседки нашей дочка — она младше Юрика на три месяца, а давно уже все говорит.
Посоветуйте, пожалуйста, как с ним заниматься. А может он у нас больной?

5 стр., 2446 слов

Дополнительные ситуационные задачи

У больной 16 лет в течение последних 2,5 недель отмечаются немотивированные внешними причинами повышенное настроение, гиперактивность, сексуальная расторможенность, страсть к азартным играм, уменьшение продолжительности ночного сна до 3 - 4 часов. Ранее подобные состояния отмечались дважды, начиная с 14-летнего возраста, продолжались около двух месяцев и проходили самопроизвольно. Назовите ...

— Что ж,— говорит психолог маме Наташе,— попробуем разобраться, в чем дело,— и отправляется к Юре.

Он сидит на роскошной белой лошади с красными колесами и кричит: «Но! Но!» — сразу видно, что он не немой.

— На ком это ты скачешь? — интересуется психолог.

— Но,— охотно отвечает он.

— Это лошадь, да?

— Да.

— А ты кто?

— Ю-а.

— Я знаю, что на самом деле ты Юра. А сейчас ты кто? Всадник?

Он утвердительно кивает головой. (По.. Венгер А.Л., 1981, с. 4—5.)

??? 1. Сформулируйте психологические гипотезы о возможных причинах отставания в развитии речи мальчика. Прочитайте первый комментарий и перейдите к следующим заданиям.

2. Каким образом можно проверить выдвинутые гипотезы? 2. Из­берите самую вероятную причину подобного состояния ребенка и про­думайте возможные пути помощи ему?

Задание 4. Ситуационная задача по психологическому консультированию родителей по проблемам дошкольного возраста «Если дети лгут» (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

«Нашим сыновьям 7 и 4. Когда старший стал ходить в детский сад, мы заметили, что он выносит игрушки из дома и не приносит их обратно, или приносит какие-то чужие вещи. На все наши расспросы и наставления он реагировал мало. С того времени мы периодически видим, что сын что-то делает за нашей спиной (то что-то обменивает, то делает вред и не признается и т.д.).

Мы с мужем уже почти три года живем в постоянном страхе, что сын снова что-то вынесет из дома. Наши расспросы: «Куда дел? На что поменял?» — остаются без ответа. И сколько бы мы его ни уговаривали, что нужно всегда говорить правду, что «за правду не бьют», он непоколебим. Почти всегда хочет скрыть содеянное или найти другого виновника.

Сейчас нас очень беспокоит то, что младший сын, глядя на старшего, тоже начинает говорить неправду (уже был один случай в детсаду).

3 стр., 1216 слов

Ситуационные задачи, последняя версия, 2005 год

Больная Х..., 23 лет. Предъявляет жалобы на потерю интереса к жизни, данное состояния развилось после автокатастрофы, где погибла её семья. Сидит опустив голову, выражение лица печальное. На вопросы отвечает односложно, ходит и двигается медленно, заявляет, что никогда не поправится, что она "окаменела", "перестала любить близких"; в то же время беспокоится о них и страдает, что не испытывает к ...

Каждый день мы ждем каких-нибудь неприятностей, прячем все, что можем спрятать. Но возни­кают все новые и новые ситуации. А правды не добьешься».

Дополнительная информация: мама возбудимая, эмоцио­нальная женщина, очень переживает по поводу воспитания сыновей. Длительное время (когда старшему было 3—4 года) с семьей жил онкологически больной дедушка. Мама вспомни­ла, что они несколько раз замечали, как дедушка перекладывал свою вину на старшего сына, обвинял его в «преступлениях», которые тот не совершал.

??? 1. Объясните, какие особенности семейного уклада могли спровоцировать подобное поведение ребенка? 2. Как избавить мальчиков от вредной привычки лгать и обманывать?

«Пороки искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка, и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств» (Сухомлинский В А.).

Задание 5. Ситуационная задача по психологическому консультированию по проблемам готовности к обучению в школе «Готовясь к школе». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Юра (6 лет, 2 месяца) пришел записываться в школу с мамой. Первое же задание, в котором требовалось нарисо­вать фигуру мужчины, а затем срисовать два предложенных образца*, он выполнил крайне неохотно, приговаривая, что ему не нравится рисовать. Выполняя задание «Узор», в кото­ром требуется по определенному правилу соединять нарисо­ванные геометрические фигуры, он тоже все время говорил, что устал и не хочет больше рисовать. Но тут же вскакивал из-за стола, подбегал к доске, хватал мел и принимался рисовать на доске корабли. От выполнения следующих заданий он пытался уклониться, ссылаясь на боль в животе. Но его мать, находившаяся все время рядом с ним, сказала, что он всегда так говорит, когда не хочет что-то делать.

Мальчик не мог справится практически ни с одним заданием: все они вызвали у него отрицательные эмоции. Обследование показало, что Юра абсолютно не готов к школе: ни в мотивационном, ни в волевом, ни в интеллектуальном, ни в речевом отношении. Психолог предложил подождать со школой еще год, чтобы Юра повзрослел и пошел учиться с семи лет. В предстоящем же году стоит заняться развитием ребенка. Женщина ответила: она понимает, что ее сын очень неусидчив и невнимателен, что он очень запущен, так как им никто никогда не занимался ни в семье, ни в детском саду. Но именно поэтому она хочет, чтобы он пошел в школу с шести лет. (По: Гуткина Н.И., 1991, с. 37.)

13 стр., 6425 слов

Тема № : «Психозы позднего возраста». Задача №1

Больной 68 лет. Заболевание развивалось постепенно. Стал вялым, потерял интерес к семейным делам. Утратил такт и приличие: будучи в гостях, полез рукой в кастрюлю, пытаясь извлечь кусок мяса. У родных и знакомых таскал всё без разбору (мыло, крупу и т.д.). Не мылся и не брился, отличался непомерной прожорливостью, съедал еду, оставленную для внучки. Почти не разговаривал. На вопросы отвечал или ...

??? 1. В чем, вы думаете, кроются причины неготовности Юры к школьному обучению? 2. Какие трудности ожидают мальчика во время обучения в 1-м классе? 3. Смоделируйте дальнейший разговор с мамой, которая настаивает на своем, подберите аргументы в защиту собственной точки зрения.

Ситуационная задача 2. «Готовясь к школе»

В консультацию обратилась мать шестилетнего маль­чика за советом: отдавать ли сына в школу при сложившихся обстоятельствах. Она рассказала, что в прошлом году сын упал с велосипеда, сильно ударившись левым виском (рос­кошный шрам украшал левое надбровие мальчика).

После того рокового события он почти не разговаривал. Мама водила его к целителям и экстрасенсам, отдала в садик с логопедическим уклоном. За год речевая функция восстановилась, но ребенок начал заикаться. Именно это очень беспокоит маму. Видно, как ей не по себе из-за плохого произношения мальчика. Она холерического склада и в беседе все время перебивает сьша, мотивируя это тем, что логопед не советовал ему много говорить.

Мальчик заметно заикается, с видимым напряжением (гримасой) произносит некоторые звуки, но по-детски совсем не обращает внимания на свой недостаток. Любит бегать, говорить о том, что увидел или услышал. Пробует рассказы­вать даже анекдоты.

??? 1. Смоделируйте диалог с матерью. 2. Что можно предложить при сложившихся обстоятельствах? 3. Какие дополнительные данные вам необходимы?

Задание 6. Ситуационная задача по психологическому консультированию по проблемам младшего школьника «Лишний». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Первоклассника Степу Ф. привели на консультацию к психологу после того, как проучившись полгода в первом классе, он из-за неуспеваемости по всем предметам был направлен на медико-педагогическую комиссию. Из жалобы учительницы: «На уроках ничего не делает, не может справиться с простейшими задачами». В разговоре несколько раз прозвучало слово «дебил». Вывод учительницы: «Степу нужно перевести в спецшколу». По всему было видно, что она не настроена оставлять ученика в своем классе.

Мальчик действительно производил впечатление умствен­но отсталого. Психолог предложил ему ряд тестов на развитие интеллекта, но Степа стал отказываться, говорить, что ему срочно нужно идти в класс, что у него нет ручки и т.п. Наконец согласился. Результаты очень неутешительные, дают возможность заподозрить «умственный дефект» (IQ=65).

Однако первые задания теста мальчик делал хорошо, потом начинал допускать грубые ошибки. Рисовать мужчину (зада­ние теста Керна-Йирасека) отказался, зато сам достаточно хорошо нарисовал домик. После длительной паузы, преодолев тревогу, Степа наконец дает правильные ответы на вопросы, требующие простейших мыслительных действий.

Разговор с матерью, состоявшийся вскоре, оптимизма не добавил. Создавалось впечатление, что здоровье и развитие мальчика ее не очень беспокоят.

Из анамнеза: Мальчик родился после нормальной беремен­ности. Наследственность не отягощена. Роды прошли с ослож­нением: асфиксия новорожденного. Ходить и говорить начал с небольшим (полгода) опозданием. В 3 года при медицинском обследовании перед поступлением в детсадик врачи установи­ли, что у мальчика органическая слабость нервной системы, прописали лекарства. Через 6 месяцев мать мальчика сама прекратила курс лечения. После этого к врачам не обраща­лась. В медицинской справке при поступлении в школу во всех графах написано «здоров». Результаты тестирования готовности к школьному обучению по методике Ю.З.Гильбуха (см.: Дифференциация…, 1995) неудовлетворительные.

? 1. Есть ли основания для того, чтобы принять «диагноз» учительницы? Можно ли на основании результатов тестирования интеллекта сделать вывод о норме или патологии? 2. Сделайте психоло­гическое заключение. Какую помощь может оказать ребенку психолог?

«…практически любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития» (Лебединский ВЛ., 1985, с. 7).

Задание 7. Ситуационная задача по психологическому консультированию подростков и их родителей «Этот сложный пубертат». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Когда мать рассказывала о своей дочери, у нее невольно потекли слезы: «Росла прекрасная, послушная дочка. Все просьбы и поручения и в школе, и дома выполняла старательно и тщательно, частенько плакала и переживала, если что-то выходило не так. Училась все годы только на «отлично». И надо же было такому случиться — золотая медалистка срезалась на экзамене в вуз. С тех пор в доме поселились нервозность, угрюмость и безрадостность. Объективно — будто бы ничего страшного не случилось. Однако, вот уже пол-года дочка нигде не работает, никуда не ходит. Она усиленно готовится к будущим вступительным экзаменам, сидит с утра до вечера, больше практически ничего не делает. Мы с отцом стараемся освободить ее от всех дел, потому что она и так нервничает. Мне кажется, что и с друзьями она не хочет видеться из-за того злополучного провала. Все бы ничего, но в последнее время она совсем не ест. За день скушает одно-два яйца, несколько яблок, чего-то вкусненького еще может попробовать, но ни уговорить, ни заставить поесть нормально нельзя. Что нам с ней делать?! Стала худая, как щепка. Я понимаю — от таких переживаний не поправляются, но ее состояние беспокоит меня все больше и больше».

??? 1. Как объяснить матери, почему ее дочь ведет себя так, а не иначе? К какому характерологическому типу она принадлежит? 2. Считаете ли вы материнские тревоги обоснованными? 3. Какой психологический прогноз можно сделать в этой ситуации? Какая помощь здесь необходима?

Задание 8.Ситуационная задача по психологическому консультированию подростков и их родителей «Этот сложный пубертат». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Д. попал на консультацию к психологу в возрасте 14 лет. Он постоянно демонстративно нарушал дисциплину на уроках, пытаясь всеми средствами привлечь к себе внимание. Классный руководитель охарактеризовал его как нетерпеливого, нервного, высокомерного, доминантного, склонного вступать в пререкания учащегося, которому не очень симпатизируют одноклассники, так как с ним трудно иметь дело. Несмотря на то, что его коэффициент интеллекта был очень высок, учился он гораздо ниже своих возмож­ностей. Физически был явно недостаточно развит: его рост соответствовал среднему росту 10-летнего мальчика, по всем признакам он только еще находился на пороге пубертата. Эта задержка в физическом развитии и была, по мнению психо­лога, основной причиной отклонений в его поведении, ибо, несмотря на то, что вначале он отрицал свое беспокойство по поводу низкого роста и общей физической незрелости организма, на последующих сеансах психотерапии выяснилось, что эти факторы вызывают у него сильнейшее чувство собственной неадекватности наряду с чувством отверженности. (По: Берне Р., 1986, с. 187—188.)

??? 1. Обоснуйте предположение, выдвинутое психологом. Какие психологические закономерности здесь срабатывают? 2. Попытайтесь наметить пути и способы помощи подростку.

Задание 9.Ситуационная задача по психологическому консультированию старшеклассников и их родителей «Трудности роста». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

На приеме у психолога взволнованная женщина рассказа­ла: «Вчера вечером наш сын-одиннадцатиклассник, забежав домой на несколько минут, чтобы взять нужные ему вещи, сообщил нам, что дома он ночевать не будет, так как у него безотлагательные дела. На вопрос отца, что это за дела, сын ответил, что расскажет обо всем утром, когда вернется. Отца такой ответ не устроил, и он стал в дверях, не пуская парня.

Он был возмущен тем, что сын идет на ночь из дома, да еще и делает такие дерзкие заявления. Сын продолжал настаивать: «Я дал обещание товарищам, которые ждут меня внизу и сдержу его!». Но отец был неумолим, и их «разговор» за­кончился скандалом, разорванной рубашкой и разбитым стеклом кухонной двери.

Надо сказать, что сын ростом уже выше отца. Это, наверное, и помогло ему вырваться. Он выскочил из квартиры, стукнув дверью, и до сих пор домой не появился. Отец обиделся и сказал, что у него нет больше сына и весь вечер угрюмо молчал. На работу сегодня пошел тоже без на­строения. Я понимаю, что в этой ситуации виноваты оба, но как мне вести себя дальше: жаль и сына, и мужа, он у меня тоже с характером. Как их помирить? Как наладить взаимо­отношения с сыном? Что ему говорить? И главное, где его искать? Искать или не искать? Я уже перезвонила некоторым из его товарищей, но безрезультатно. Как пережить все это?»

Дополнительно мать сообщила, что характер у сына, конечно, не ангельский, но до этого случая в семье всегда было согласие. Сын — старший ребенок в семье (есть еще дочь-пятиклассница).

С детства он был сорванцом, способным на разные выходки, однако сообразительным ипокладистым, все сделает с толком, даже учился не кое-как, а на «хорошо» и «отлично», хотя ему никто не помогал. С отцом отношения были хорошие, тот его научил всему, что знал сам, душу в него вкладывал. Потому и обиделся вчера. В последнее время сын сдружился с «бизнесменами»-ровесниками. Насколько ей известно, они делают качественные магнитофонные записи, расписывают балалайки и т.п. Дома он не особенно скрытни­чал, говоря о своих делах, но свои прибыли обсуждать не любил.

??? 1. Объясните психологические причины возникшего конфликта. 2. Помогите женщине найти ответы на свои вопросы.

«Если у человека нет кризисов, значит он не растет. Как бы мучительны они ни были, они дают нам возможность меняться» (Максимов М., 1987, 3, с. 20).

Задание 10.Ситуационная задача по психологическому консультированию старшеклассников и их родителей«Мера родительского контроля». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Старшеклассница Л. пожаловалась школьному психо­логу, что ее не понимают родители и из-за этого она хочет убежать из дома. В процессе беседы обнаружилось, что роди­тели чрезмерно опекают девушку, не позволяют приходить домой после 21.00, контролируют все ее поступки, отношения с друзьями и тому подобное. Ей стыдно за это перед одно­классниками, которые не ограничены такими жесткими рамками. Учится девушка хорошо (за плохие оценки ее могут наказать родители).

Отношения с одноклассниками нормаль­ные, хотя Л. побаивается, что узнав о ее семейной ситуации, сверстники высмеют ее. Предложение психолога поговорить с ее родителями, Л. категорически отклонила, уверяя, что за разговор с психологом ее могут наказать. На вопрос, часто ли родители ее наказывают, Л. ответила, что этого практи­чески не бывает, поскольку она старается придерживаться требований и сознательно избегает конфликтов. На консуль­тацию Л. пришла за советом, что ей делать.

Л. — единственный ребенок в семье. Психологическое исследование выявило повышенный уровень личностной тревожности девушки, пониженную самооценку и наличие дистимических и психастенических черт характера.

? 1. В чем причины возникших разногласий? 2. Какие психоло­гические ошибки вы отметили бы в поведении родителей? 3. Как помочь девушке изменить к лучшему сложившуюся ситуацию?

 

Задание 11.Ситуационная задача по психологическому консультированиюпо проблемедетей со школьной дезадаптацией «Детская тревожность». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

В конце 1-й четверти кабинет психолога посетила мать одного из первоклассников. Видно было, что ей очень тяжело начать разговор. Выяснилось, пришла она после трудных раздумий, лейтмотивом которых стало: «Все ли впорядке смоим сыном? Нет ли у него умственных отклонений, так как его обучение продвигается с большими трудностями».

Ребенок тихий, ласковый, послушный, он не причинял хлопот, пока не пошел к школу. Детский садик мальчик не посещал, рос «домашним ребенком» в семейном кругу, где умели уделить внимание ребенку. Читать и считать научился дома. Но с началом школьного обучения спокойствие в доме кончилось. Мальчик стал беспокойным, часто плачет, вздрагивает от любого звука, плохо спит по ночам.

Учительница жалуется, что он ничего не делает на уроках, не может ответить даже на простые вопросы, не справляется с контрольными заданиями, очень плохо пишет. Мама помогает мальчику и он более или менее удачно выполняет домашние задания, но в школе теряется и производит впечатление ребенка с нарушенной психикой.

Психолог имел несколько встреч с ребенком, посетил уроки в 1-ом классе, где наблюдал, как ведет себя мальчик. Внешне картина выглядела аналогично тому, что рассказывалось. С одним лишь уточнением. Так он реагировал лишь на учитель­ницу, на ее резкий тембр голоса, на бескомпромиссную требовательность, и, наверно, плохо скрытую установку-впечатление, что перед ней неполноценный ребенок. Эта установка угадывалась и в том, как учительница рассказывала о ребенке, как она в подтверждение своих слов демонстри­ровала тетради мальчика. Письменные классные работы выглядели действительно ужасно, да и наблюдение за тем, как мальчик пишет на уроках, оптимизма не прибавляло — все его старания очень напоминали «писчий спазм», болезненное состояние человека, который не может писать в связи с тем, что судорога сводит пальцы.

Во всем остальном (да и со всеми другими людьми) мальчик не показывал никаких отклонений: он хорошо играл в шахматы, шел на контакт в общении, проявлял достаточный уровень детской любознательности. Диагностика подтвердила соответствие общего интеллекта мальчика-возрастной норме.

? 1. Подумайте, что обусловило подобное состояние мальчика? Какими особенностями ребенка пренебрегли? 2. Что нужно предпринять, чтобы помочь ребенку и его матери? 3. Какой, на ваш взгляд, должна быть программа реабилитации ребенка?

В страхе больше зла, чем в самом предмете, которого боятся» (Цицерон).

Задание 12. Ситуационная задача по психологическому консультированию по проблеме социально-педагогической запущенности «Лишний». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Первоклассника Степу Ф. привели на консультацию к психологу после того, как проучившись полгода в первом классе, он из-за неуспеваемости по всем предметам был направлен на медико-педагогическую комиссию. Из жалобы учительницы: «На уроках ничего не делает, не может справиться с простейшими задачами». В разговоре несколько раз прозвучало слово «дебил». Вывод учительницы: «Степу нужно перевести в спецшколу». По всему было видно, что она не настроена оставлять ученика в своем классе.

Мальчик действительно производил впечатление умствен­но отсталого. Психолог предложил ему ряд тестов на развитие интеллекта, но Степа стал отказываться, говорить, что ему срочно нужно идти в класс, что у него нет ручки и т.п. Наконец согласился. Результаты очень неутешительные, дают возможность заподозрить «умственный дефект» (IQ=65).

Однако первые задания теста мальчик делал хорошо, потом начинал допускать грубые ошибки. Рисовать мужчину (зада­ние теста Керна-Йирасека) отказался, зато сам достаточно хорошо нарисовал домик. После длительной паузы, преодолев тревогу, Степа наконец дает правильные ответы на вопросы, требующие простейших мыслительных действий.

Разговор с матерью, состоявшийся вскоре, оптимизма не добавил. Создавалось впечатление, что здоровье и развитие мальчика ее не очень беспокоят.

Из анамнеза: Мальчик родился после нормальной беремен­ности. Наследственность не отягощена. Роды прошли с ослож­нением: асфиксия новорожденного. Ходить и говорить начал с небольшим (полгода) опозданием. В 3 года при медицинском обследовании перед поступлением в детсадик врачи установи­ли, что у мальчика органическая слабость нервной системы, прописали лекарства. Через 6 месяцев мать мальчика сама прекратила курс лечения. После этого к врачам не обраща­лась. В медицинской справке при поступлении в школу во всех графах написано «здоров». Результаты тестирования готовности к школьному обучению по методике Ю.З.Гильбуха (см.: Дифференциация…, 1995) неудовлетворительные.

? 1. Есть ли основания для того, чтобы принять «диагноз» учительницы? Можно ли на основании результатов тестирования интеллекта сделать вывод о норме или патологии? 2. Сделайте психоло­гическое заключение. Какую помощь может оказать ребенку психолог?

«…практически любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития» (Лебединский ВЛ., 1985, с. 7).

Задание 13. Ситуационная задача по психологическому консультированию по проблеме школьной неуспеваемости «Когда учение пробуксовывает». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

К психологу обратилась мама второклассника Кости Р. по поводу проблем с сыном. От рождения мальчик был очень болезненным и впечатлительным ребенком. В садик его отдали в 4 года. В 5 лет, в связи с разводом родителей и переездом матери, Костя был переведен в детсад, где начал посещать группу для детей с логопедическим уклоном (так как в других группах не было мест).

В 6 лет мальчика отдали в 1-й класс шестилеток. Но он постоянно не справлялся с нагрузкой и мама была вынуждена снова перевести его в подготови­тельную группу сада. Попытка учить ребенка в 1-м классе семилеток в следующем году тоже не увенчалась успехом. Через два месяца мальчик вновь посещал 1-й класс шести­леток, хотя и там он не чувствовал себя комфортно.

Сейчас он перешел во второй класс. Но легче не стало. Обучение дается тяжело. Костя садится за уроки сразу же после школы и высиживает сам, а потом с мамой почти до 21-го часа. На улице с детьми бывает очень редко, и то — под неусыпным надзором бабушки, которая не отпускает его от себя ни на шаг.

Ребенок будто бы и старается хорошо выполнить домашние задания, но он очень неуверен в себе. Больше всего труд­ностей с письменными работами. Пишет и переписывает Костя очень долго, неаккуратно, с ошибками. Проблемы у мальчика не только в обучении, но и в отношениях с одноклассниками.

Исследование интеллектуального развития Кости суще­ственных отклонений от нормы не выявило.

??? 1. Дайте психологическую интерпретацию проблем детей в опи­санных ситуациях? В чем сходство и в чем различие причин их вызвав­ших? 2. Как помочь детям и их родным?

«Многие учащиеся доходят до отчаяния, испы­тывают состояние неполноценности только потому, что попадают в полную зависимость от привычных, но совер­шенно неподходящих способов учения» (Хамблин Д., 1986, с. 12).

Задание 14. Ситуационная задача по психологическому консультированию по проблеме школьной неуспеваемости «Отстающие». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Мальчику Антону 12 лет. Поражает его безразличное отношение к учебе, выполнению домашних заданий, уровню школьных отметок. На замечания мамы отвечает: «Три» так «три», «четыре» так «четыре», а «два» так «два»…, — хотя способности учиться у него есть. В младшей школе сын успевал хорошо, мама всегда помогала ему выполнять домашние задания. Сейчас на это не хватает времени, да и программа 7-го класса довольно сложная для мамы. Антон занимается также и в музыкальной школе. Чуть ли не каждый день после учебы он отправляется на уроки музыки. Дорога в один конец занимает больше часа.

Антон воспитывается внеполной семье. Отец ушел два года назад. Сейчас работает вдругом государстве, с сыном практически не видится. Мотив обращения матери в консуль­тацию таков: как сделать так, чтобы мальчик учился само­стоятельно, был заинтересован вхороших школьных отметках.

??? 1. Постройте предположение по поводу причин безразличного отношения мальчика к учебе? 2. Чем обусловлено беспокойство матери? Что можно предложить в такой ситуации?

Задание 15. Ситуационная задача по психологическому консультированию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью «Непоседы». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Обеспокоенность мамы вызвала высокая двигательная активность ребенка. Не проходит и дня, чтобы чего-то не слу­чалось. То сам упадет, то подерется, то кого-то зацепит. В классе (4-й кл.) не может усидеть спокойно. Его повышенная активность пугает и учителей, и родителей. В прошлом году в нйсоле он сумел сломать руку, а в первой четверти этого года пришел домой с раной на голове. Мама утверждает, что способности у сына неплохие, но учится он посредственно, так как очень невнимателен, его отвлекает любой звук, любое движение. В общении с другими детьми у мальчика тоже проблемы. Он не имеет постоянных друзей. Маме кажется, что причина плохих отношений с ребятами — повышенный эгоизм ребенка.

? 1. Какое предположение относительно характеристики поведения мальчика напрашивается после встречи с мамой? 2. Какая дополнитель­ная информация необходима? Как бы вы ее получили? 3. Набросайте план консультационной работы с ребенком, его мамой.

«Гиперактивный ребенок может по-настояще­му завести в тупик любого взрослого, особенно если его родители не понимают, что это заболевание» (Добсон Дж.Ч., 1993, с. 273).

Задание 16. Ситуационная задача по психологическому консультированию по проблеме агрессивных детей «Маленький агрессор». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Из жалобы матери:

«Нас в семье четверо: я, муж и два сына. Старшему, Виталию — 8 лет, младшему Борису — 4. Раньше мы жили дружно, но вот уже почти два года семья страдает от конфлик­тов, причиной которых является младший сын. С Виталием никогда не было хлопот: спокойный, уравновешенный, послушный, плохого слова не скажет, никого не оскорбит. А Борис — полная ему противоположность, словно и не ребенок собственных родителей — быстрый, задиристый, агрессивный. Старший сын ежедневно от него плачет, младший — бьет его.

Мне и мужу также попадает. Если сыночку что-то не нравится, он сразу набрасывается с кулаками. На строгость не реагирует. Наоборот, умышленно продолжает делать не­дозволенное, а когда, бывает, шлепнешь его, начинается истерика. Летят подушки, одеяла, стучит кулаками по стене. Больше всего пугает, что в таких случаях он кричит: «Я убью тебя! зарежу! задушу!» Да еще и употребляет плохие слова, все, что знает.

Я стараюсь, как говорят, гладить «по шерсти». Но муж мне говорит: «Вот подрастет он — сядет тебе на шею». Я понимаю, что нельзя воспитывать ребенка только уступками, но и строгость не дает никаких результатов. Наоборот — после строгих мер ребенок все больше озлобляется. Я с боязнью думаю, что будет, когда мой сын вырастет. Муж последнее время все настоятельнее предлагает проверить ребенка у врача, возможно сын болен.

Выхода я не нахожу. Время идет, а изменений не видно».

??? 1 О чем дополнительно вы хотели бы узнать у матери? 2. Как помочь родителям и детям, имеющим подобные проблемы?

«Родители высокоагрессивных детей часто сами проявляют враждебность и бывают непоследователь­ными в вопросах обучения детей правилам и нормам поведения» (Развитие личности ребенка, 1987, с. 187).

 

Задание 17. Ситуационная задача по психологическому консультированию по проблеме детских страхов «Детские страхи». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Из рассказа матери: «Моему сыну было 8 лет, когда возвращаясь из школы, он увидел, как старшеклассники что-то требовали у младших детей. Не получив нужного, они жестоко побили их на глазах у других детей. Сын очень перепугался и прибежал домой. С тех пор он боится ходить сам в школу, на улицу, мотивируя тем, что и его побьют те самые ребята. Я его долго убеждала, ходила с ним вместе на улицу, провожала в школу. С тех пор прошло уже 2 года. Сын самостоятельно ходит в школу, на улицу, но, как только я посылаю его в магазин, находя­щийся недалеко возле дома, или еще куда-нибудь, он начинает плакать и говорить, что боится встречи с теми ребятами.

Как вы посоветуете действовать: а) не посылать сына в магазин, не давать ему поручений, вынуждающих идти на улицу; б) считать его отказ симуляцией и требовать выпол­нить задание?»

? Разделите условно ситуацию на две части: а) испуг; б) по­следствия (через 2 года).

Проанализируйте каждую часть отдельно и укажите ориентировочно направления работы с ребенком и его мамой. 2. Сделайте выводы об ошибках, допущенных в этой ситуации. 3. Дайте ответ на запрос матери, посоветуйте, что делать, чтобы негативные про­явления в поведении сына не закрепились.

Задание 18. Ситуационная задача по психологическому консультированию по проблеме тревожных детей и подростков «Детская тревожность». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Из рассказа матери: «Моей дочери 13 лет. Девочка добрая, послушная, хорошо учится, посещает кружки, интересуется изобразительным искусством, занимается музыкой. Но очень тяжело пере­живает все свои школьные неудачи. Недавно получила двойку по английскому языку — прибежала домой в истерике, с головной болью, не досидев до конца уроков. Очень боится учителя математики, хотя для того, чтобы не было никаких неожиданностей, решает все задачи заранее».

? 1. Что происходит с девочкой? 2. Как ей помочь?

«Источник страха в вашем сердце, а не в руках устрашающего» (Джебран Д.).

Задание 19. Ситуационная задача по психологическому консультированию детей и подростков с неадекватной самооценкой и неуверенностью в себе «Комплексы». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Такие дети, как пятиклассник Олесь, не внушают особых симпатий учителей. Неуклюжий, мешковатый, в очках, он отрицательно реагирует на замечания, сразу начинает повышать голос, плакать, убегать из класса. По темпераменту Олесь — ярко выраженный флегматик. На уроках очень медленно думает. Производит впечатление слабо развитого ребенка. Преобладающая оценка «три с минусом».

С детьми класса, сформированного в начале этого учебного года, отношения у него не сложились. Сидит одиноко и, несмотря на плохое зрение, старается сесть за последнюю парту (даже если перед ней две свободные).

Друзей не имеет ни в школе, ни во дворе. Преимущественно молчит, по собственной воле ни к кому не обращается. Всем своим видом демонстрирует, что ему никто не нужен. Особенно напряжен­ными являются его отношения с девочками. Такое впечатле­ние, что он их всех ненавидит. Разозлившись, он одной из девочек класса вывихнул руку.

Семья Олеся на первый взгляд вполне благополучна: мать и отец внимательные, добрые, о детях заботятся, дома есть все, что нужно для их развития. Но, когда Олесю было 4 года, у него появилась сестричка, от рождения больная ДЦП (детским церебральным параличом).

В итоге Олесь перестал быть «любимцем» семьи, потому что родителей отвлекли заботы о здоровье младшенькой. Они и сейчас уделяют ей много внимания, а парню предоставлена определенная самостоятельность. Правда, он ею не особенно пользуется, так как из-за чрезмерного веса (ожирение) дети во дворе дразнят его и он ни с кем не дружит.

? 1. Дайте интерпретацию психологических симптомов, наблюдае­мых в поведении Олеся. С чем связаны эти особенности его личности? 2. Можно ли помочь ребенку? Каким образом?

«Исключительно важным фактом в детском анализе является то, что, наблюдая аффективные процессы, мы в значительной степени не зависим от сотрудничества и от степени правдивости того, что он нам говорит. Его аффекты выдают себя помимо его воли» (Фрейд А., 1993, с. 35).

 

Задание 20. Ситуационная задача по психологическому консультированию в условиях учреждений закрытого типа (интернатах) «Дети-беглецы». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Шестнадцатилетний К. считался завсегдатаем детского приемника-распределителя. Попадал он туда уже третий раз после очередного побега из школы-интерната. Вообще, побегов у него было значительно больше. Иногда, побродив несколько дней, он возвращался сам, иногда его возвращала милиция. Как правило, он не проявлял особого сожаления, создавалось впечатление, что побеги были для него не какой-то постоянной целью, а своеобразным хобби. Во время путешествий серьез­ных преступлений не совершал.

Парень воспитывался без родителей. Он отличался возбу­димостью, некоторой склонностью к хулиганским поступкам. Однажды, это было еще в 5-м классе, во время драки с подростком старше его он получил травму головы, после чего некоторое время лежал в больнице. В другой раз, накануне новогодних праздников, устроил, как он выразился, «ново­годний фейерверк», поджег старые картонные коробки, находившиеся на хозяйственном дворе и чуть не вызвал пожар. В этом поступке он искренне раскаивался, но к огню был явно неравнодушен. Это отмечали его воспитатели.

? Сделайте предположение относительно причин частых побегов подростка. Как это связано с его психологическими особенностями?

Задание 21. Ситуационная задача по психологическому консультированию в коррекционно-образовательных учреждениях (для детей с отклонениями в развитии) «Дети с нарушениями развития». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Алик 3., 9 лет, олигофрения в степени дебильности. Проходит лечение с диагнозом «обсессивно-фобический невроз». Источник невротических нарушений — взаимоотно­шения с матерью. Мать — учительница математики, упорно не желает признавать факт умственного отставания своего единственного сына и примириться с необходимостью его учебы во вспомогательной школе. Она прикладывает огром­ные усилия для того, чтобы он обучался в обычной школе.

Ею оказывается мощное психическое давление на мальчика. Это давление на протяжении трех школьных лет привело к психической травматизации. (По: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1990, с. 120.)

? 1. Какие последствия ожидают ребенка в связи с воспитательной тактикой матери? 2. Найдите способ и аргументы, чтобы убедить мать принять кардинальное решение.

Задание 22. Ситуационная задача по оказанию психологической помощи детям и подросткам, пережившим психическую травму «Рикошет семейных осколков». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

После краха развода все кажется нормализовалось: и отец, и мать создали новые семьи. Вот только с дочерью проблемы. Ей 8 лет. Она не хочет жить с отчимом. Все время требует отправить ее к родному отцу. В своей неприязни к матери доходит до ненависти. Требует изменить имя на грузинское (ее родной отец — грузин), не уважает мать за то, что она не грузинка.

Отец девочки имеет другую семью и брать ее к себе не собирается. Мама вынуждена была обратиться к психологу.

? 1. Дайте психологическую интерпретацию возникшей ситуации. Какая дополнительная информация вам нужна для полноценной консультации? 2. Сформулируйте возможные гипотезы относительно причин и дальнейшего развития проблемы и наметьте пути ее решения. 3. К формированию какой родительской позиции необходимо подтолк­нуть клиентку?

Задание 23. Ситуационная задача по оказанию психологической помощи детям и подросткам в случаи утраты близких «Травма». (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

«Мой муж умер в день тринадцатилетия сына. После похорон сын стал очень замкнутым, хотя до этого события он делился со мной своими мыслями и впечатлениями. Замкнутый и неразговорчивый он везде: и дома, и в школе, в окружении друзей. Такое впечатление, что он перестал интересоваться даже тем, что до этих трагических событий его увлекало. Что сделать, чтобы он стал таким, каким был?»

? 1. Какую дополнительную информацию вы бы хотели получить от матери? 2. Что бы вы рекомендовали в подобной ситуации?

«Продолжительность реакции горя, очевидно, определяется тем, насколько успешно индивид осу­ществляет работу горя, а именно выходит из состояний крайней зависимости от умершего, вновь приспо­сабливается к окружающему, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения» (Линдеманн Э.: Психология эмоций…, 1984, с. 214).

Задание 24. Ситуационная задача по психологическому консультированию по проблеме суицида подростков «Смертельный вираж» (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-7; ОПК-12; ПКПП-2; ПКПП-5)

Беда пришла оттуда, откуда ее никто не ожидал. На бахче застрелился из винтовки сторожа, своего отца, семнад­цатилетний Евгений. Младший сын в многодетной семье, он наверное был самым любимым и благополучным. Здоровый, красивый, душа школьной компании, он ни в чем не чувствовал преград. Все, за что брался, выводило хорошо и кстати. Он прекрасно закончил школу. Его любила одна из самых красивых девушек (и наверное не только она одна).

И только теперь, после того, что случилось, почти все начинают вспоминать, что часто он удивлял окружающих своими «глупыми разговорами». Наверное не было человека, который бы не слышал, как Евгений говорил о смерти. О том, что он скоро умрет, о том, как будут проходить его похороны, где его похоронят. «Пугал» он этими рассказами всех: и мать, и друзей, и любимую девушку. Жил, как ходил по лезвию ножа, испытывая судьбу, где только можно было, бросался в пламя пожара, выскакивал из кузова машины на полной скорости, когда возвращался с друзьями с концерта. Никто не обращал на это внимания. И вот такой конец.

? 1. Сформулируйте несколько предположений, которые объясня­ли бы поведение юноши. 2. Представьте, что вы оказались свидетелем «глупых разговоров» Евгения. Какими были бы ваши действия в подобной ситуации? 3. Что вы знаете о психологии детских суицидов и их профилактике?

«Чтобы понять причину самоубийства, нужно знать проблемы, решить которые оно было предназна­чено» (Моховиков АЛ., 1994, с. 71).