Психология театра

ИВЭСЭП

НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Утверждена и рекомендована

к печати Научно-методическим советом,

протокол № от

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по специальности: 030301.65 – «Психология»

по направлению: 030300.62- «Психология»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010

Психология театра: Учебно-методический комплекс/ Авт.-сост. Ю.А.Свенцицкая, М.И.Коваленко. – СПб.: ИВЭСЭП, 2010. – с.

Утверждено на заседании кафедры социальной и консультативной психологии протоколом № 3 от 20.12.10

Авторы-составители

кандидат психологических наук, доцент

Ю.А.Свенцицкая

кандидат психологических наук, профессор

М.И. Коваленко

Рецензенты

кандидат психологических наук, доцент

Ю.В. Шатковский

кандидат психологических наук, доцент

А.Ю. Горохов

Ответственная за выпуск Н. А. Фролова

Компьютерные работы М. П. Жуковой

Ó Н.И. Свенцицкая,

Коваленко, 2010

ÓСПбИВЭСЭП, 2010

Пояснительная записка

Цель курса — показать связи психологии театра, как с другими отраслями психологического знания, так и в целом с гуманитарными науками, раскрыть основные проблемы психологии театра, наметить подходы к их изучению; показать значение данной дисциплины в профессиональном становлении психолога; рассмотреть перспективы развития психологии театра.

В результате изучения спецкурса студенты научатся:

  • анализировать феномен театра с точки зрения психологии
  • находить элементы режиссуры и актерского творчества
  • применять полученные знания при выполнении творческих заданий
  • предлагать собственные варианты методов исследования.

Задача курса — формирование представлений о психологических аспектах театра, анализ театра как феномена, являющегося составляющей многих сфер жизни, рассмотрение перспектив развития психологии театра.

Виды занятий и методики обучения

В структуре данного курса предусмотрены следующие виды занятий: теоретические (лекции), семинарские занятия и творческие задания. Возможно применение активных методов обучения, а так же использование

ТСО.

Формы контроля

По окончании курса учебным планом предусмотрен зачет.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Психология театра» играет важное значение для эффективного усвоения изучаемого материала. В учебном плане на самостоятельное изучение данной дисциплины отведено 25 часов. Часть этого времени отводится на знакомство с литературными источниками, но более всего внимание уделяется выполнению творческих заданий, связанных с посещениями театров города.

Рекомендуется систематическое знакомство со статьями в периодической печати, использование разнообразных возможностей электронных средств, Internet, компьютера, телевидения.

Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов для обсуждения в группе, а также творческие задания.

Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы.

Учебно-тематический план

№ п.п.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Аудиторная работа

Лекции

Семинарские занятия

Всего часов

  1. 1.

Тема 1. Психология театра в системе психологии искусства и психологии творческих процессов

2

2

  1. 2.

Тема 2. Историко-психологический подход к изучению театра.

2

2

  1. 3.

Тема 3. Разнообразие театральных миров.

2

2

  1. 4.

Тема 4. Психологический портрет режиссера

2

2

  1. 5.

Тема 5. Психологическтй портрет актера.

2

2

4

  1. 6.

Тема 6. Актерская труппа в театре без режиссера.

2

2

  1. 7.

Тема 7. Психологические аспекты театральной педагогики.

2

2

  1. 8.

Тема 8. Влияние микросоциального окружения на процесс становления личности актера.

2

2

    Тема 9. Профессия актера в мнении общества (историко-философский и социально-психологический аспекты).

    2

    2

      Тема 10. Элементы актерского мастерства в различных сферах жизни.

      2

      2

      4

        Тема 11. Актерское творчество в процессе самопрезентации.

        2

        2

        4

          Тема 12. Актерское творчество и практика психосинтеза.

          2

          1

          3

            Тема 13 разнообразие видов актерского творчества.

            2

            2

            4

              Тема 14 актерское мастерство в работе психолога.

              2

              2

              4

              Итого:

              28

              11

              39

              Содержание курса

              Тема 1. Психология театра в системе психологии искусства и психологии творческих процессов

              Психология театра как область психологического знания. Связь психологии театра с другими отраслями психологического знания и ее связь с другими гуманитарными дисциплинами. Значимость психологии театра в профессиональной подготовке специалистов- психологов.

              Тема 2. Историко-психологический подход к изучению театра.

              Танец как первобытная форма театра. Тотемические, военные и бытовые танцы. Античные танцы. Танцы древних славян. Появление сценического танца. Элементы режиссуры и ритуальные аспекты в целительской практике шаманизма. Церемония возвращения души. Миф, история, актуальные события. Трансперсональное искусство шаманского спектакля. Исцеление и образование экзистенциальных связей. Ощущение целостности собственной личности. Этнические особенности традиционных массовых зрелищ. Психология толпы. Психологические особенности организации массовых зрелищ. Древнегреческий театр и катарсис. Античный театр. Возникновение профессии режиссера.

              Тема 3. Разнообразие театральных миров.

              Замещение функции режиссера в театре но и театре кабуки. Сотворчество зрителя в ходе спектакля театра кабуки. Мейнингенский театр. «свободные театры» в париже, «независимый театр» в лондоне. Театр одного актера. Монопьеса и моноспектакль. Пантомима. Театр кукол. Театр теней. Символика тени.

              Тема 4. Психологический портрет режиссера

              Психологический портрет режиссера на примере биографий. Гриффит дэвид уорк. Крэг гордон. Мейерхольд всеволод эмильевич. Немирович-данченко владимир иванович. Станиславский константин сергеевич.

              Режиссер как участник и как руководитель творческого процесса. Режиссер как лидер.стили режиссерского руководства. Стили режиссерского руководства в.э мейерхольда, к.с.станиславского, г.товстоногова, и.авербаха, э.рязанова, а.тарковского. Стиль режиссерского руководства как составляющая индивидуального стиля деятельности. Показатели различных стилей руководства.

              Тема 5. Психологическтй портрет актера.

              Психологический портрет актера. Психология роли. Проблема психологического выгорания. Психологический аспект подбора актеров на роль. Личностные особенности актера как предмет экспериментального исследования. Экспериментальные исследования личностных черт актера в рамках психологии искусства, психологии театра и психоло-гии творческих процессов. Способности к актерскому творчеству в системе художественных способностей личности. Актерское творчество и эмпатия. Актерское творчество и истерический невроз. Применение личностных опросников и проективных методик. Тема 6. Актерская труппа в театре без режиссера. Архивный метод и метод психологической реконструкции при воссоздании особенностей работы актерской труппы в театре без режиссера. Историческая психология и психология театра. Тема 7. Психологические аспекты театральной педагогики.

              Система К. С. Станиславского, М. А. Чехова, психогимнастика Ю. Гиппиуса. Проблема перевоплощения актера. Сценическая ситуация и сценическое действие. Роль воображения в творчестве актера. Тема 8. Влияние микросоциального окружения на процесс становления личности актера.

              По материалам биографий М. Щепкина, П.Жемчуговой, Ф.И.Шаляпина, Ф.Раневской, В.Комиссаржевской, О.Л. Книппер-Чеховой, И.Бергман и др. Тема 9. Профессия актера в мнении общества (историко-философский и социально-психологический аспекты).

              О профессии актера в трудах аристотеля. Изгнание мимов из Рима. Ремесло актера в поэтических традициях  японского средневековья. Отношение к скоморошеству на Руси. Тема 10. Элементы актерского мастерства в различных сферах жизни.

              Актерское мастерство в управлении персоналом. Театр в создании имиджа политика. Актерское мастерство и элементы режиссуры в продвижении товаров и услуг. Тема 11. Актерское творчество в процессе самопрезентации. Самопрезентация и цели общения. Невербальные компоненты коммуникации. Оформление внешности. Паралингвистические характеристики речи. Тема 12. Актерское творчество и практика психосинтеза. Понятие субличности. Множественное «я». Создание целостной личности в процессе актерского творчества.   Тема 13 разнообразие видов актерского творчества. Творчество актера в драматическом театре, опере, балете, пантомиме. Тема 14 актерское мастерство в работе психолога. Выражение эмоций в процессе консультирования. «театральная пауза» при использовании молчания в терапевтическом процессе. Владение методом актерского моделирования.

              Планы семинарских занятий

              СЕМИНАР 1. (2 часа) Тема семинара: Психологическая интерпретация феномена театральной маски Литература: Японский театр Но. М., 1984, 212с. Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир театра. М., 2002., 224 с. СЕМИНАР 2. (2 часа).

              Тема семинара: Театр одного актера и проблема самодостаточности. Литература: Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир  театра. М.,2002, 224 с. СЕМИНАР 3. (2 часа) Тема семинара: Возможные формы существования современного театра без режиссера (2 часа).

              Занятия проводятся в форме дискуссии. Литература: Театральная энциклопедия. М.,1965. СЕМИНАР 4. Тема семинара: Отношение актера к своему герою (2 часа).

              Литература: Копылова Р.Д. Илья Авербах. Л., 1987, 2000, 200 с. Рязанов Э.А. Неподведенные итоги. М.,1991, 590 с. СЕМИНАР 5. Тема семинара: Перевоплощение в творчестве актера. Мера перевоплощения (2 часа).

              Литература: Василькова А. Душа и тело куклы. М.,2003, 202 с. Театральная энциклопедия. М.,1965. СЕМИНАР 6. Тема семинара: Лидерство в театральной труппе (2 часа).

              Литература: Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003, 332с.

              Варианты творческих заданий:

              Творческое задание 1.

              Опыт переживания антикатарсиса.

              Можно вспомнить массовые зрелища или мероприятия (напр., демонстрацию), вызвавшие сильные негативные эмоции. Как самостоятельное задание можно предложить описание контекста этих событий, т.е. «Театр в театре».

              Творческое задание 2.

              Анализ репертуара современных экспериментальных театров (на примере театров СПб.).

              При выполнении задания рекомендуется обратить внимание на следующие театры: Молодежный театр на Фонтанке, театр «Балтийский Дом.» Учебный театр на Моховой, театр «Зазеркалье.» Можно проанализировать репертуар данных театров в течение месяца. В качестве метода обработки полученных данных целесообразен контент-анализ. Выбор единиц контент-анализа оставлен на усмотрение выполняющего задание.

              Творческое задание 3.

              Интуиция в творчестве режиссера

              Один из значимых моментов проявления интуиции режиссера — подбор

              актера на роль. Предлагается изложить собственное понимание интуиции и написать эссе.

              Творческое задание 4.

              Соответствие актера образу, написанному драматургом

              Актеры рассказывают о режиссерах. Задание предусматривает самостоятельную работу с мемуарной литературой и написание короткого эссе.

              Творческое задание 5.

              Тема семинара:

              Путь в режиссуру ( по материалам биографий известных режиссеров).

              Задание предусматривает самостоятельную работу с мемуарной литературой и написание короткого эссе.

              Примерные темы рефератов:

              1.Мизансцена и сквозное действие в кукольном театре.

              2.Театр Но как театр без режиссера.

              3. Катарсис в древнегреческом театре и психотерапии.

              4. Положительный и отрицательный герой в театре Теней.

              5. Танец как первобытная форма театра и его социально-катарсическая функция

              6.Психология переживания сценических событий.

              7.Проблема перевоплощения актера.

              8.Режиссура как стремление к целостности и теория социализации Э.Эриксона.

              9. Специфика выразительных средств в театре пантомимы и невербальные компоненты общения.

              10. Тень в теории личности К-.Г.Юнга.

              11. Практика психосинтеза и шаманский спектакль.

              12. Сценическое пространство и сценическое время.

              13. Режиссура как творческий процесс.

              14.Психологический климат в театральном коллективе.

              Вопросы к зачету

              1. Значение изучения психологии режиссуры в профессиональном становлении психолога.
              2. Стили режиссерского руководства.
              3. Психологический климат и стиль режиссеркого руководства.
              4. Процесс социализации. Кросскультурные исследования.
              5. Танец как первобытная форма театра.
              6. Роль маски в театре но и в театре кабуки.
              7. Понятие катарсиса.
              8. Массовые зрелища и антикатарсис.
              9. Символика тени.
              10. Сверхзадача спектакля.
              11. Мизансцена
              12. Сквозное действие.
              13. Личный план развития и его сценарий.
              14. Режиссура как стремление к целостности.
              15. Шаманский спектакль.
              16. Образование экзистенциальных связей в церемонии возвращения души.
              17. Управление первым впечатлением.

              Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения:

              1. Возникновение режиссуры как профессии.
              2. Специфика руководства художественным коллективом.
              3. Психология толпы и режиссура массовых зрелищ.
              4. Возникновение толпы и ее признаки.
              5. Механизм эмоционального заражения в массовых зрелищах.
              6. Элементы режиссуры в организации окружающей среды.
              7. Личный план развития и его сценарий.
              8. Элементы режиссуры в управлении первым впечатлением.

              Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения.

              Контрольные работы выполняются в виде рефератов. Из перечня предложенных преподавателем тем студентами выбирается тема для будущей работы. Допускается и самостоятельное формулирование темы. Объем реферативной работы — 15-20 страниц. Для написания используется двенадцатый шрифт, New Roman. Высота строк — 1,5 интервала.

              Тестовые задания для контроля остаточных знаний

              1. Режиссура — это:

              а. философская школа

              б. искусство построения психотерапевтической беседы

              в. искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством зрелища.

              2. катарсис- это:

              а. гипнотический сон

              б. состояние внутреннего очищения, наступающее после сильных переживаний и потрясений.

              в. смысл жизни

              3. Толпа — это:

              а) одна большая семья

              б) четко структурированная организация

              в) бесструктурное скопление людей, лишенных общности целей, но связанных объектом внимания.

              4. Социальная роль — это:

              а) неконтролируемые поведенческие проявления

              б) осуществление совокупности действий, ожидаемых социальным окружением.

              в) личное бессознательное

              5. Гендерная роль — это:

              а) проявление невротического промискуитета

              б) отсутствие личностной идентификации

              в) дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности

              6. Социализация — это:

              а)отторжение индивидом социального опыта

              б)процесс усвоения индивидом социального опыта.

              в) первая скрипка в оркестре.

              7. Символ — это:

              а) отсутствие образа

              б) черепно-мозговая травма

              в) образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений.

              8. Ритуал:

              а) репетиция спектакля

              б) состояние готовности к работе

              в) символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих.

              9. Статус:

              а) положение субъекта в системе межличностных отношений

              б) отказ от межличностных контактов

              в) навязчивое состояние

              10. Основателем МХАТа был:

              а) Кантаяма

              б) И.Авербах

              в) К.С. Станиславкий

              11. Настоящая фамилия К.С. Станиславского:

              а) Иванов

              б) Петров

              в) Алексеев

              12. Смысл — это:

              а) выбор цели

              б) разновидность потребности

              в) отношение действия к мотиву

              13. Воображение — это:

              а) фаза быстрого сна

              б) иррациональная воля

              в) процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений

              14. Я-концепция:

              a) одно из проявлений альтруизма

              б) внутрисемейные отношения

              в) система представлений индивида о самом себе

              15. Творчество -это:

              а) повторение пройденного

              б) процесс создания новых ценностей

              в) состояние скуки

              16. Понятие «душа» — это:

              а) отрицание познающего начала

              б) психический процесс

              в) понятие, отражающее изменяющиеся воззрения на психику человека и животных.

              17. В труппе театра Кабуки могут выступать только:

              а) мужчины

              б) женщины

              в) дети

              18. Концепцию биомеханического человека создал:

              а) В.Э.Мейерхольд

              б) В.И. Немирович — Данченко

              в) А. Тарковский

              19. Льготы, престиж и полномочия являются характеристиками:

              а) Статуса

              б) измененного состояния сознания

              в) временного центра личности

              20. В спектаклях театра Но обязательным атрибутом является:

              а) носовой платок

              б) веер

              в) накладные ресницы

              Глоссарий

              Воображение — процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

              Душа – понятие, отражающее изменяющиеся воззрения на психику человека и животных.

              Катарсис — от греч.καθαρμος — Очищение – термин античной эстетики. Означает состояние очищения, наступающее после сильных внутренних переживаний и потрясений.

              Культура ( лат. Cultura – возделывание, обработка, воспитание, развитие) – исторически определенная ступень развития общества и человека, выраженная ( опредмеченная) в результатах деятельности.

              Маска – 1. накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, мифического животного или существа.

              2. муз. (франц. Masque )- развлекательное музыкально- поэтическое представление в Англии 16 -17 вв. на мифологический, пасторальный или сказочный сюжет.

              Пантомима – от греч. Παντο-μιμος – все воспроизводящий. Разновидность театрального искусства, своеобразие которой – отсутствие речевых средств выразительности.

              Персонаж – от лат.persona – маска, лицо – художественный образ человека, совершающего поступки в определенных ситуациях.

              Режиссер — ( от лат. rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ.

              Режиссура — искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством зрелища.

              Репертуар – определенное количество произведений, выученных театральным или музыкальным коллективом в процессе репетиций

              Ритуал – от лат. Ritualis – обрядовый. Символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих. В обществе играет важную роль как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений. (этикет, гражданская обрядность)

              Роль – театр. От фр. Role – образ, воплощенный актером в спектакле (фильме)

              Социальная роль – осуществление совокупности действий, ожидаемых социальным окружением.

              Гендерная роль — дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности

              Символ – от греч. σημα Опознавательная примета – образ, являющийся представителем других образов, отношений

              Смысл – 1. отношение действия к мотиву

              2. идея, сущность, предназначение, конечная цель чего-либо (жизни, истории и т.д.)

              Статус – положение субъекта в системе межличностных отношений

              Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта

              Танец – вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие некую единую художественную систему.

              Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных общности целей, но объединенных общим объектом внимания.

              Театр — возм. от греч.τερπομαι – наслаждаться, радоваться, тешиться.

              1.вид искусства

              2. творческий коллектив, труппа, дающая спектакли

              3. особый вид здания, предназначенный для театральных представлений

              Шаманизм – от эвенк. Шаман, саман – возбужденный. Основывается на представлении об общении шамана с духами во время камлания. Основная функция – лечение больных. Известен в Африке, Азии, индейцам и т.д.

              Персоналии

              Гриффит, Дэвид Уорк (1875 — 1948).

              Американский кинорежиссер. С 1907 года работал в Нью- Йорке в студиях ««Эдисон» и «Байограф.» В 1913 году переехал в Голливуд. Первым применил прием параллельного монтажа, крупный план, использовал движущуюся кинокамеру, чтобы преодолеть статичность кадра. Поставил фильмы: «Рождение нации,» «Сердце мира», «Борьба,» «Нетерпимость.»

              Крэг, Гордон (1872 -1948) — английкий режиссер- экспериментатор. Отказывался от сценических декораций, внося в спектакль

              небычную световую игру. Пытался работать с К.С. Станиславским. Большинство его спектаклей остались неосуществленными из-за

              их сложной технической стороны.

              Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940) Настоящее имя — Карл Теодор Казимир. В возрасте 21 года перешел в православие, взяв в крещении имя своего любимого писателя Всеволода Гаршина. Ученик В.И. Немировича-Данченко и К.с.Станиславского.

              Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858-1943) Работал не только как режиссер, но и как театральный критик и драматург, театральный педагог в музыкально-драматическом училище,считал неоходимыми театральные реформы.

              Станиславский Константин Сергеевич (1863-1938)

              Натоящая фамилия-Алексеев. Станиславский — сценический псевдоним. В начале творческого пути играл на любительской сцене. В сыгранных им ролях много внимания уделялось музыке и танцам. Руководил группой актеров-любителей, которая называлась «Алексеевский кружок». В 1897 году встретился с В.И.Немировичем-Данченко, и весь его дальнейший творческий путь связан с МХАТом.

              Рекомендуемая литература

              Основная литература:

              1. Психология / учебник под ред. А.А.Крылова, М., 2004.

              Вспомогательная литература:

              1. Большая советская энциклопедия. т.21. М.,1975
              2. Василькова А. Душа и тело куклы. М., 2003.,202 с
              3. Гундзи М. Японский театр кабуки. М.,1969, 229 с.
              4. Джонс Э.Э., Нисбет Р.Э. Действующее лицо и наблюдатель — различия в восприятии причин поведения.- В кн.: Пайнс Э., Маслач К.
              5. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000, с.149-167.
              6. Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир театра. М.,2002,224с .
              7. Заботина Л.А., Файнштейн. Работа режиссера в самодеятельном театре кукол. М.,1987,68 с.
              8. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.,2003,332 с.Анарина Н.Г.
              9. Кальвайт Х. Шаманы, целители, знахари. М., 1998, 223 с.
              10. Кинословарь М.,1970. т.2., с.411-413.
              11. Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988, 269 с.
              12. Копылова Р.Д. Илья Авербах. Л.,1987 200 с.
              13. Кэш А. Психология для «чайников» М.,2006, 308 с.
              14. Мир и фильмы Андрея Тарковского. М., 1991.
              15. Рязанов Э.А. Неподведенные итоги. М., 1991, 590 с.
              16. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб.,1995, 199 с.
              17. Силантьева И.И. Эзотерическая философия Г.И.Гурджиева и биомеханика В.Э.Мейерхольда// В сб.Психология художественного творчества. Минск, 1999.
              1. Снайдер М.Когда вера создает реальность: самоподтверждающееся влияние первых впечатлений на социальное взаимодействие. В кн. Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии.
              2. СПб.,2000, 522 с.
              3. Театральная энциклопедия. т.4. М.,1965.,1151 с.
              4. Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами.М. 1988, 526 с.
              5. Тресиддер Д. Словарь символов. М., 1999, 443 с.
              6. Федоров Ю.М. Социальная психология Кн 1 и 2 1997 182с., 183 с.
              7. Фомин Ю.А. психология делового общения. Минск, 1999, 351 с.
              8. Хамамура Е., Сугавара Т.,Киносита Д., Минами Х. Кабуки. М.,1965, 204 с.
              9. Хейдметс М. Психология среды: становление и поиски. М., 1989, 255 с.
              10. Шаманизм. Минск, 1998, 573 с.
              11. Японский театр. СПб., 1997, 746 с.
              12. Japanese theatre and the international stage. Leitem etc.,2001

              Содержание

              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

              УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4

              СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6

              ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 10

              ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 13

              ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 14

              ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: 15

              МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ. 16

              ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для контроля остаточных знаний 17

              ГЛОССАРИЙ 21

              ПЕРСОНАЛИИ 23

              РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 25

              СОДЕРЖАНИЕ 27

              27