МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал)
ТюмГУ в г.Тобольске
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 44.03.02 (050400.62) «Психолого-педагогическое образование» профиля подготовки «Психология и социальная педагогика»
форма обучения – очная, заочная
Тобольск 2015
- Указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения.
Виды практик: 5. учебная
Формы практики:
— работа в структуре производственной организации.
2. Цели практики
- повысить эффективность психолого-педагогической подготовки студентов – будущих бакалавров психолого-педагогического образования
- познакомить студентов с основным содержанием работы педагога- психолога в различных типах образовательных учреждений;
- создать условия для осознания и понимания обучающимися специфики своей будущей профессии.
3. Задачи практики:
- знакомство с различными типами образовательных, социальных, медицинских, правовых, психолого-педагогических, досуговых, коррекционно-реабилитационных учреждений, с направлениями их работы, нормативно-правовой документацией, проблемами становления этих учреждений и развития их на современном этапе;
- знакомство с особенностями организации, функционирования и опытом деятельности государственных, общественных, частных учреждений, направленных на оказание психолого-педагогической помощи ребенку;
- формирование навыков и умений организации научного исследования с использованием метода наблюдения;
- развитие умений и навыков применения диагностического инструментария в своей профессиональной деятельности;
- знакомство с должностными обязанностями психолога и социального педагога образовательного (или другого) учреждения;
- формировать интерес к психолого-педагогической деятельности, выработать потребность в самообразовании и др.
4. Место практики в структуре образовательной программы
Учебная практика (Б5.У.1) относится к блоку Б 5. У «Учебная практика».
Влияние стрессоров на учебную деятельность студентов
... стрессоры, влияющие на учебную деятельность студентов университета. Объект: учебная деятельность студента. Предмет: влияние стрессоров на учебную деятельность студентов. Гипотеза нашего исследования заключается ... практике по специальности, а по окончании соответствующей ступени обучения выполняют дипломную работу. Для заочного и вечернего обучения используются несколько иные правила: студенты ...
Учебная практика базируется на знании студентами учебных курсов «Общая и экспериментальная психология», «Введение в социально-педагогическую деятельность».
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы
В результате прохождения учебной практики студент должен овладеть следующими компетенциями:
- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
- способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
- способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
- готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1);
- способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);
- умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3);
- способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);
- владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6).
6. Перечень планируемых результатов обучения по практике
знать:
— различные теории обучения, воспитания и развития с учетом возрастного аспекта;
— методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
-формы и методы организации социально-культурной деятельности, ее нормативно-правовые основы;
— об особенностях работы практического психолога с детьми, родителями, педагогами, администрацией в различных образовательных учреждениях.
уметь:
— проводить анализ, диагностику человека, возникающих в процессе учебной и трудовой деятельности;
— осуществлять коррекционно-развивающую и консультативную деятельность по отношению к субъектам образовательного процесса;
— осуществлять психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов образования;
— выявлять интересы, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении обучающихся.
владеть навыками:
— взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности;
— методами социальной диагностики;
— рефлексии собственной будущей профессиональной деятельности (особенно, в ценностно-смысловом ее аспекте).
Изучение данного курса также направлено на развитие следующих профессионально-значимых качеств личности будущих специалистов в области психолого-педагогического образования:
— научного мировоззрения;
— аналитических умений и рефлексии;
— коммуникативных и перцептивных умений и навыков;
— способностей к самоанализу и саморазвитию в своей профессиональной деятельности.
7. Место и период проведения практики
- Образовательные учреждения (школа, гимназия, школа-интернат и др.)
- Сеть социальных учреждений (социально-реабилитационные центры, социально-психологические центры и др.)
- Учреждения, связанные с организаций досуга обучающихся (центры творчества, подростковые клубы и др.)
- Другие учреждения, где работают психологи и социальные педагоги.
Согласно учебному плану, учебная практика продолжительностью 3 недели предусмотрена во 2 семестре по очной форме обучения, во 2 семестре по заочной форме обучения.
8. Структура и содержание практики
Общая трудоемкость психолого-педагогической практики 4,5 з.е. (162 часа).
Базой проведения практики являются образовательные и социальные учреждения различного типа, социально-психологические центры.
№ п/п |
Разделы (этапы) практики
|
Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов |
Трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроль |
1 |
Подготовительный этап. |
Подготовка журналов практики, ознакомление с местом проведения практики, изучение инфраструктуры |
10 |
Комплексная характеристика организации |
2 |
Рабочий этап |
Прохождение практики, выполнение работ, необходимых по месту проведения практики |
90 |
Заполнение промежуточных недельных отчетов |
4. |
Итоговый этап |
Оформление отчета |
62 |
Отчет, дневники |
Итого |
162 |
Зачет с оценкой |
9. Форма промежуточной аттестации (по итогам практики), с указанием форм отчетности по практике
Форма промежуточной аттестации – зачет с оценкой. По окончании учебной практики студент предоставляет руководителю практики от кафедры отчет о практике, с прилагаемыми к нему дневником и характеристикой, на проверку. Защита отчетов производится на заседании выпускающей кафедры. Студент должен отчитаться на кафедре с показом полученных результатов и обсуждением проведенной работы.
10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):
Код компетенции |
семестр |
Дисциплина ОП |
ОПК-3 |
1,2 |
Общая и экспериментальная психология* |
3 |
Психолого-педагогическая диагностика* |
|
Код компетенции |
семестр |
Дисциплина ОП |
ОПК-4 |
1 |
Теории обучения и воспитания* |
3 |
Проектирование гуманистических воспитательных систем |
|
1 |
Психолого-педагогический практикум |
|
Код компетенции |
семестр |
Дисциплина ОП |
|
3 |
Организационно-методические основы социальной педагогики |
Код компетенции |
семестр |
Дисциплина ОП |
|
3 |
Проектирование гуманистических воспитательных систем |
4 |
Методика работы социального педагога |
|
1 |
Волонтерство в социально-педагогической деятельности |
|
1 |
Психолого-педагогический практикум |
|
Код компетенции |
семестр |
Дисциплина ОП |
ПКПП-3 |
3 |
Психолого-педагогическая диагностика* |
Код компетенции |
семестр |
Дисциплина ОП |
ПКПП-4 |
2 |
Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности* |
3 |
Этика делового общения |
|
Код компетенции |
семестр |
Дисциплина ОП |
|
1 |
Развитие коммуникативных и организаторских способностей |
1 |
Тренинг личностного роста |
|
3 |
Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей |
|
2 |
Практикум по тренинговой работе |
|
2 |
Методы активного социально-психологического обучения |
|
Код компетенции |
семестр |
Дисциплина ОП |
ПКСП-2 |
4 |
Социальная психология* |
2 |
Социальная педагогика* |
|
2 |
Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования |
|
2 |
Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями |
|
Код компетенции |
семестр |
Дисциплина ОП |
ПКСП-6 |
2 |
Социальная педагогика* |
2 |
Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования |
|
2 |
Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями |
* отмечены дисциплины базового цикла
10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Таблица 6.
Карта критериев оценивания компетенций
Код ком- петенции |
Результаты обучения в целом |
Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП |
Виды занятий
|
Оценочные средства |
||||
минимальный (удовл.) 61-75 баллов |
базовый (хор.) 76 – 90 баллов |
повышенный (отл.) 91 – 100 баллов |
|
|
||||
ОПК-3 |
Владеет: способностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов |
Владеет: способностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов на начальном уровне |
Владеет: способностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов на базовом уровне |
Владеет: способностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов на продвинутом уровне |
Работа с литературой, работа на предприятии |
Определяется руководителем |
||
ОПК-4 |
Владеет: способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов |
Владеет: способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов на начальном уровне |
Владеет: способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов на базовом уровне |
Владеет: способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов на продвинутом уровне |
Отчет –анализ воспитательного мероприятия, урока |
Определяется руководителем |
||
ОПК-5
|
Владеет: способностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую |
Владеет: способностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно- досуговую на начальном уровне |
Владеет: способностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую на базовом уровне |
Владеет: способностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую на продвинутом уровне |
Отчет –анализ воспитательного мероприятия, урока |
Определяется руководителем |
||
ОПК-6 |
Владеет: способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды |
Владеет: способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды на начальном уровне |
Владеет: способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды на базовом уровне |
Владеет: способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды на продвинутом уровне |
Отчетные воспитательные мероприятия и их анализ, характеристика |
Определяется руководителем |
||
ПКПП-3 |
Владеет: способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики |
Владеет: способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики на начальном уровне |
Владеет: способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики на базовом уровне |
Владеет: способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики на продвинутом уровне |
Комплексная психолого-педагогическая диагностика личности и ее характеристика; Практическая часть ВКР |
Определяется руководителем |
||
ПКПП-6 |
Владеет: способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности |
Владеет: способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности на начальном уровне |
Владеет: способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности на базовом уровне |
Владеет: способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности на продвинутом уровне |
Отчет по проведенному мероприятию |
Определяется руководителем |
||
ПКСП-2 |
Владеет: способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся |
Владеет: способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся на начальном уровне |
Владеет: способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся на базовом уровне |
Владеет: способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся на продвинутом уровне |
Комплексная психолого-педагогическая диагностика личности и ее характеристика |
Определяется руководителем |
||
ПКСП-6 |
Владеет: методами социальной диагностики |
Владеет: методами социальной диагностики на начальном уровне |
Владеет: методами социальной диагностики на базовом уровне |
Владеет: методами социальной диагностики на продвинутом уровне |
Отчет по проведенному мероприятию |
Определяется руководителем |
10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
№ п/п
|
Разделы (этапы) практики |
Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
|||
Производственный инструктаж |
Выполнение производственных заданий |
Систематизация литературного и эмпирического материала |
Самостоятельная работа студентов |
||
1 |
Подготовительный этап |
2 |
4 |
4 |
|
1.1 |
Установочная конференция: инструктаж по организации практики, техники безопасности |
— |
2 |
2 |
|
1.2 |
Составить индивидуальный план работы. |
2 |
2 |
2 |
|
2 |
Рабочий этап |
2 |
28 |
30 |
30 |
2.1 |
Знакомство со спецификой организации и функционирования средней школы, с задачами и направлениями деятельности социально-психологической службы в школе. |
2 |
5 |
5 |
5 |
2.2 |
Познакомиться с педагогом-психологом. |
3 |
5 |
5 |
|
2.3 |
Оценить рабочее место педагога-психолога. |
2 |
5 |
5 |
|
2.4 |
Оказывать помощь психологу по их плану и графику. |
5 |
5 |
5 |
|
2.5 |
Психологический анализ урока. |
5 |
5 |
5 |
|
2.6 |
Оказывать помощь классным руководителям в воспитательной работе |
8 |
5 |
5 |
|
3 |
Итоговый этап |
14 |
22 |
26 |
|
3.1 |
Самоанализ качества прохождения практики |
4 |
6 |
8 |
|
3.2 |
Экспертная оценка качества работы практиканта |
2 |
— |
6 |
|
3.3 |
Оформление документов по практике |
8 |
16 |
12 |
|
|
Всего |
2 |
44 |
56 |
60 |
10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п
|
Разделы (этапы) практики |
Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля |
||||
Производственный инструктаж |
Выполнение производственных заданий |
Систематизация литературного и эмпирического материала |
Самостоятельная работа студентов |
||||
1 |
Подготовительный этап |
2 |
4 |
4 |
|||
1.1 |
Установочная конференция: инструктаж по организации практики, техники безопасности |
— |
2 |
2 |
Оформить в дневнике практики:
содержание заданий. |
||
1.2 |
Составить индивидуальный план работы. |
2 |
2 |
2 |
Отчет по заданию «План работы практиканта» |
||
2 |
Рабочий этап |
2 |
28 |
30 |
30 |
||
2.1 |
Знакомство со спецификой организации и функционирования средней школы, с задачами и направлениями деятельности социально-психологической службы в школе. |
2 |
5 |
5 |
5 |
Привести запись беседы, зафиксировать вопросы и ответы. |
|
2.2 |
Познакомиться с педагогом-психологом. |
3 |
5 |
5 |
Привести запись: о наличии должностных обязанностей; об особенностях работы педагога-психолога. |
||
2.3 |
Оценить рабочее место педагога-психолога. |
2 |
5 |
5 |
Привести запись в соответствии с планом-схемой оценки рабочего места социального педагога, психолога |
||
2.4 |
Оказывать помощь психологу по их плану и графику. |
5 |
5 |
5 |
Привести запись: анализ и интерпретацию результатов исследования; психологической характеристики учащегося (Приложение). |
||
2.5 |
Психологический анализ урока. |
5 |
5 |
5 |
Привести запись: анализ и интерпретацию результатов исследования; психологического анализа урока |
||
2.6 |
Оказывать помощь классным руководителям в воспитательной работе |
8 |
5 |
5 |
Организовать профориентационное (воспитательное) мероприятие (5-11 классы) (Приложение). Привести запись: психолого-педагогического анализа профориентационного (воспитательного) мероприятия. |
||
3 |
Итоговый этап |
14 |
22 |
26 |
|||
3.1 |
Самоанализ качества прохождения практики |
4 |
6 |
8 |
Отчет-анализ проделанной работы |
||
3.2 |
Экспертная оценка качества работы практиканта |
2 |
— |
6 |
Характеристика с места прохождения практики: заверенная, с дифференцированной оценкой |
||
3.3 |
Оформление документов по практике |
8 |
16 |
12 |
Отчет по итогам практики |
||
|
Всего |
2 |
44 |
56 |
60 |
Диф. зачет |
11.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Отчет о учебной производственной практике студента должен включать следующие пункты:
В дневнике отражается следующая информация:
1. Отчет-анализ студента о проведенной работе:
— цель и задачи практики, сроки прохождения практики;
— место прохождения практики, занимаемая должность, сфера деятельности и организационная структура учреждения, где студент проходит практику, а так же описывается информационная инфраструктура предприятия;
— план работы на период практики и расписание пребывания студента на практике;
— психолого-педагогический анализ плана работы учреждения: правила производства того или иного вида работ; виды работ, которые студент выполнял на практике. При написании этой части дневника (отчета) студенты должны использовать обширный блок научных, нормативных и прочих источников, на которые по ходу текста делаются ссылки;
— психолого-педагогическая характеристика возраста учащихся;
— анализ проведенной работы: 1) фактическое выполнение вышеуказанных работ; 2) образцы работ, выполненные в виде графиков, таблиц, нормативных документов ежедневный план работы (дата, мероприятие, примечание, краткий анализ), помещаются в приложения; 3) схема плана-конспекта мероприятия: тема мероприятия; форма проведения; время проведения; возраст учащихся; цель мероприятия, задачи, психологическое обоснование мероприятия (указать какие знания, привычки, чувства, мотивы, способности, убеждения формирует, развивает и укрепляет мероприятие); методы воспитания, используемые в ходе мероприятия; оформление, оборудование мероприятия; план подготовки и проведения мероприятия; описание хода мероприятия (его текст); используемая литература. Конспект утверждается перед проведением мероприятия или занятия методистом (психологом, классным руководителем) учреждения.
— психолого-педагогический самоанализ;
— отчет-анализ должен содержать вывод о том, какие профессиональные навыки приобрел студент в ходе прохождения производственной практики. Могут быть высказаны замечания и впечатления; отчет может быть иллюстрирован схемами, графиками, фотографиями, которые сопровождаются пояснениями
2. Характеристика должна отражать отношение студента к работе (степень систематичности работы, самостоятельности, творчества), взаимоотношение с детьми, организаторами и руководителями практики; анализ проведенных мероприятий; положительные стороны в деятельности студента, на что необходимо обратить его внимание для дальнейшей работы с детьми, замечания и предложения и ставится дифференцированная оценка за практику.
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
12.1 Основная литература:
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебно-методическое пособие для студ. вузов / авт.-сост. Н. А. Доронина. — Тобольск : ТГСПА, 2013. — 200 с.
Елесеев О.П. Практикум по психологии личности : учеб. пособие / О. П. Елисеев. — 2-е изд., испр. и перераб. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 512 с.
Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения / О. П. Горбушина. — Москва : Питер, 2008. — 176 с.
Практическая психология образования : учеб. пособие / ред. И. В. Дубровина. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 592 с.
Бекоева Д.Д. Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов / Д. Д. Бекоева. — Москва : Академия, 2009. — 192 с.
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства : учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Д. Якушева. — 2-е изд. — Москва : Академия, 2009. — 256 с.
Шеламова Г.Н. Психология и этика профессиональной деятельности : учеб. пособие / Г. М. Шеламова. — Москва : Академия, 2008. — 64 с.
Дусенка С.В. Профессиональная этика и этикет : учеб. пособие для учреждений высш. проф. образования / С. В. Дусенко. — Москва : Академия , 2011. — 224 с.
Одинцова С.В. Профессиональная этика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / О. В. Одинцова. — 2-е изд. — Москва : Академия , 2013. — 144 с.
Завадская Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения : учебно-методическое пособие / Ж. Е. Завадская , З. В. Артеменко. — Минск : Современная школа, 2010. — 352 с.
Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. вузов / Л. К. Гребенкина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина и др. ; под ред. В. А. Сластенина. — 7-е изд. — Москва : Академия, 2009. — 160 с.
12.2 Дополнительная литература:
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. — Москва : ТЦ Сфера, 1999. — 240 с.
Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. — Москва : АСТ, 1997. — 300 с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Text] / Самоукина Н.В. — Ярославль : Академия развития, 2004. — 208 с.
Потемкина Н.Ф. Тесты для подростков / Потемкина Н.Ф., Потемкина Е.В. — Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. — 320 с.
Методика воспитательной работы : учеб. пособ. для студ. вузов / Байкова Л.А. ; ред. Сластенин В.А. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Академия, 2006. — 160 с.
Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. вузов / Л. К. Гребенкина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина и др. ; под ред. В. А. Сластенина. — 6-е изд. — Москва : Академия, 2008. — 160 с.
12.3 Интернет-ресурсы:
-электронные библиотеки по профилю заданий комплексной психолого-педагогической практики;
-электронная база данных для подбора и компоновки тематических диагностических и коррекционно-развивающих материалов для организации групповой и индивидуальной работы с обучающимися и специалистами;
— сайты с методическим инструментарием коррекционно-развивающей и консультационной деятельности:
— http://psyfactor.org;
— http://psyberia.ru/work/temes;
— ;
— http://www.psychol-ok.ru/library.html;
— http://www.psychology-online.net/49/;
— http://bookap.info/;
— ;
— ;
— http://www.trepsy.com
— учебно-методическое и информационное обеспечение заданий по практике и научно-исследовательской работы студентов.
14. Материально-техническое обеспечение практики.
Ведущая кафедра или организации, на базе которых студент проходит практику, обеспечивают студента необходимым оборудованием.
Для подготовки и защиты отчетов по психолого-педагогической практике необходимы:
— компьютерный класс с доступом в Интернет и учебная аудитория с мультимедийным проектором.
— арсенал вычислительной техники и программного обеспечения для информационного поиска, обработки и интерпретации данных (пакет Microsoft Offise – Word, Excel, Power Point; SPSS, Statistica и др.);
— копировальная техника и канцелярские товары для распечатки необходимых диагностических и коррекционных материалов, а также оформления отчетной документации студентами.
15. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Подготовительный этап:
Перед началом психолого-педагогической практики студент получает от руководителя практики задание, направление на практику и инструкцию по написанию дневника практики, который заполняется им ежедневно. Задание заверяется подписью заведующего кафедрой. Этот этап так же включает в себя инструктаж студента по технике безопасности.
Основной этап:
За время прохождения практики студент обязан четко выполнить все пункты заданий, выданных ему научным руководителем, участвовать в работах, проводимых предприятием, и собрать исходные данные для написания курсовых и выпускных квалификационных работ. В ходе этого этапа студент ежедневно заполняет дневник практики.
Этап обработки и анализа полученной информации, написание отчета:
По окончании срока практики дневник выполненных работ проверяется руководителем от производственного учреждения. Факт проверки удостоверяется подписью на полях дневника. На фирменном бланке или на специально отведенном листе в конце дневника руководитель практики от организации пишет отзыв о работе студента. Студент производит обработку полученных данных в ходе практики и составляет отчет по форме, указанной в п. 11 настоящего учебно-методического комплекса.
Программа психолого-педагогической практики составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» и профилю подготовки «Психология и социальная педагогика».
Приложение 1.
Методика «Наблюдение за особенностями коммуникативной деятельности учителя и учащихся на уроке»
Цель наблюдения — изучение особенностей коммуникативной деятельности участников учебного процесса.
Карта наблюдения
Класс |
Предмет |
Учитель |
Дата |
Тема урока |
Цель посещения — …
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Формы коммуникативного воздействия |
1 2 3 4а 4б 4в 4г 5 6 7 8 9 10 |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
2. Соотношение речи |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
3. Методы учебной работы, направленные на развитие ребенка |
1 2 3 4 5 6 7а 7б 7в 7г8 |
|
4. Формирование навыков учебной деятельности |
1 2 3 4 5 6 7 |
1 2 3 4 5 6 7 |
5. Характер контроля и оценки знаний |
1а 1б 1в 1г 1д 2 3 4 5 |
В дневнике в карте наблюдения обвести номер тех особенностей коммуникативной деятельности, которые были отмечены наблюдателем в течение урока.
На основании анализа 4-х уроков дать общее заключение об особенностях коммуникативной деятельности учителя и учащихся на уроке по плану.
Сформулировать психолого-педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса.
Формы коммуникативного воздействия
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
- Принимает отношение, тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере.
- Поощряет инициативу ученика, развивает его идеи, предложения.
- Побуждает учащихся к деятельности.
- Обращения к учащемуся только:
а) по имени,
б) по фамилии,
в) смешанное,
г) индивидуальные исключения.
- Объяснение, развитие собственных идей.
- Команды, указания, которые должен выполнить ученик.
- Одобряет действие или поведение ученика.
- Дисциплинарные замечания.
- Критические замечания директивного характера в раздраженном, повышенном тоне.
- Апелляция к авторитету учителя.
- Шутка с целью снятия напряжения, разрешить конфликтную ситуацию.
ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ
- Свободное обращение к учителю.
- Свободно выражают собственное мнение, идеи, предложения.
- Ответ только на обращение учителя (свобода высказывания собственных идей ограничена).
- Ответ учащихся по собственной инициативе.
- Учащиеся работают самостоятельно с книгой по указанию учителя.
- Заинтересованность содержанием урока.
- Безразличие, скука.
СООТНОШЕНИЕ РЕЧИ
- Соотношение речи учителя и учеников практически равны.
- Учитель говорит дольше, чем все ученики вместе взятые.
- Молчание, замешательство взаимодействующих.
- Паузы молчания, смысл которых непонятен наблюдателю.
- Грамотность, литературность речи учителя.
- Грамотность речи учеников.
- Эмоциональность речи учителя.
Методы учебной работы, направленные на развитие ребенка
- Развитие произвольности.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие моторики и координации движений.
- Развитие внимания.
- Развитие речи.
- Развитие памяти.
- Развитие мышления:
а) понятийность,
б) классификация,
в) обобщение,
г) логика.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
Формирование навыков учебной деятельности
- Отработка навыков письма.
- Работа с книгой.
- Составление конспекта.
- Работа со справочной литературой.
- Умение пользоваться таблицами, схемами, наглядными пособиями.
- Умение пользоваться лабораторным оборудованием.
- Целенаправленное наблюдение.
Характер контроля и оценка знаний
- Опрос:
а) фронтальный,
б) индивидуальный,
в) дифференцированный,
г) письменный,
д) устный.
- Поправка к ответу.
- Дополнение к ответу.
- Анализ ответа учащегося.
- Критерии оценок.
Приложение 2.
Методика
«Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке»
Цель наблюдения — изучить характер, содержание, частоту используемых учителем оценок (вербальных и невербальных) во время урока.
Пояснительная записка
Оценка и отметка являются необходимой формой контроля. Отметка выражается в баллах (1, 2, 3, 4, 5 или от 0 до 12 баллов).
Оценка же наряду с отметкой, позволяет решать развивающие и обучающие задачи, так как:
Может быть выражена вербально (при помощи слов) и невербально (при помощи жестов, мимики, прикосновений, тона голоса и т. д.)
Учитывает индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Учитывает разные каналы восприятия учащихся (зрительные, слуховые, тактильные).
Зависит от индивидуальных особенностей учителя.
Является особенно важной для учащихся, нуждающихся в психологической поддержке.
Примеры оценок:
Вербальная позитивная (ВП) оценка: «Молодец!», «Хорошо!», «Умница!» и т. д.
Вербальная негативная (ВН) оценка: «Плохо!», «Ужас!» и т. д.
Невербальная позитивная (НП) оценка: взгляд, кивание головой, улыбка, смех, прикосновение, похлопывание по плечу и т. д.
Невербальная негативная (НН) оценка: взгляд, покачивание головой, прикосновение, регистр (высокий или низкий) голоса, выражение лица.
В таблице (протоколе) следует подробно фиксировать все оценки.
Схема наблюдения
Объект исследования: учащиеся I- IV классов.
Цель: Изучить характер, содержание, частоту используемых учителем оценок (вербальных и невербальных) во время урока.
Этапы работы: 1. Приготовить протокол наблюдений с таблицей.
2. Договориться с учителем о посещении его уроков.
3. Вспомнить изученные темы по курсу общей психологии: предмет психологии, принципы психологии, методы, внимание и внимательность, личность и группа, общение, оценка и отметка.
4. Заполнить протокол наблюдения
5. Обобщить данные протокола наблюдений, выявить зависимости, сделать выводы (какой вид оценки доминирует в целом на уроке и на каждом из его этапов, причины).
6. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации учителю
Протокол наблюдений |
||||
Смена; какой урок по счету; предмет; ФИО учителя |
||||
Часть урока, время |
Вербальная позитивная оценка (ВП) |
Невербальная позитивная оценка (НП) |
Вербальная негативная оценка (ВН) |
Невербальная негативная оценка (НН) |
8.00-8.03 Орг. момент |
||||
8.03-8.15 Проверка д/з |
||||
8.15-8.35 Объяснение нового материала |
||||
8.35-8.41 Закрепление |
||||
8.41-8.43 Запись д/з |
||||
8.43-8.45 Выставление отметок |
||||
Всего оценок |
Приложение 3.
Мотивы учебной деятельности
Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования.
Оборудование: анкета, карандаш.
Ход работы: учитель сообщает ученику следующую инструкцию: «Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям. Анкету можно дополнить». Ученик получает анкету.
АНКЕТА
- Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.
- Учусь потому, что заставляют родители.
- Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
- Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
- Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
- Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
- Учусь потому, что нравится узнавать новое.
- Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).
- Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
- Учусь потому, что хочу больше знать.
- Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
- Учусь потому, что хочу быть первым учеником.
_______________________________________________________
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проведите классификацию мотивов. Например, приведенные мотивы можно разделить на следующие группы:
А) широкие социальные мотивы: №№ 3, 5.
Б) мотивация благополучия: № 4.
В) престижная мотивация: №№ 6, 12.
Г) мотивация избегания: №№ 2, 9.
Д) мотивация содержанием: №№ 7, 10.
Е) мотивация процессом: №№ 11, 1.
Ж) узкие социальные мотивы: № 8.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ.
Выделите следующие мотивы учебной деятельности школьника, проведите их качественный анализ:
А) богатство и разнообразие мотивов,
Б) социальная ценность мотивов,
В) присутствие в структуре мотивации познавательных интересов (мотивы группы «д» и «е»).
Приложение 4.
Примерная схема педагогического анализа воспитательного мероприятия
1.Общие сведения об условиях проведения воспитательного мероприятия:
Школа
Класс
Дата проведения
Количество учащихся
Цель мероприятия
(Чем мотивировался выбор)
Входит ли мероприятие в систему традиций, в систему воспитательной работы школы (класса, коллектива) или является эпизодическим.
2. Анализ процесса подготовки мероприятия:
Кто был инициатором (детские и юношеские общественные организации, администрация, учителя).
Срок подготовки мероприятия. Насколько оно соответствовало интересам и пожеланиям учащихся. Степень участия детей в ходе подготовки мероприятия. В какой мере соблюдался принцип добровольности участия в мероприятии.
3.Ход мероприятия.
Насколько организованным было начало мероприятия (состояние дисциплины)? Соответствовало ли внешнее убранство и внешний вид учащихся цели проведения мероприятия? Какими приемами, средствами и методами были доведены до его участников основные цели мероприятия? В какой мере школьники были увлечены занятием: эмоциональные реакции и особенности поведения учащихся в процесс проведения мероприятия? Активность отдельных детей, высказывания, свидетельствующие о том, что мероприятие вызвало непосредственный интерес, характер высказываемых оценочных суждений.
Какие массовые явления наблюдались в ходе мероприятия (дух соревнования, вдохновения, смена коллективного настроения, подражания, внушение и т.д.)
Роль учителя в процессе проведения занятия (стиль руководства), педагогический такт и др.
Уровень общения и стиль взаимоотношения учителя и учащихся.
4. Общий вывод о целесообразности и ценности мероприятия.
Какова воспитательная ценность мероприятия? Какие социальные установки это мероприятие вызвало? Влияние проведенного мероприятия на совершенствование межличностных отношений в коллективе, установление новых контактов и т.д. Какова информационная насыщенность и познавательная значимость подготовленного мероприятия? Насколько затрагиваемые вопросы углубили знания учащихся и расширили их кругозор?
В какой мере были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся в подготовке и проведении занятий? Общая оценка воспитательной и познавательной ценности мероприятия.
Пожелание в адрес воспитателей, детей, способствующие, по их мнению, повышению роли воспитательных мероприятий.
Приложение 5.
План составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося
I. Общие сведения об учащемся
Фамилия, имя ____________________________________
Дата рождения_____________________
Общее физическое развитие _________________________
Состояние здоровья ________________________________
Портрет учащегося.
Социально-бытовые условия жизни ребенка.
а) реальный состав семьи
б) жилищные условия семьи
в) профессия родителей
№ |
Члены семьи |
Образование |
Основная профессия |
Где и в качестве кого работает |
1 |
Отец |
|||
2 |
Мать |
|||
3 |
Брат |
|||
4 |
Сестра |
|||
5 |
||||
6 |
II. Психолого-педагогическая карта школьника
Особенности поведения в школе (поведение на уроке, переменах, внеурочных мероприятиях):
а) стиль поведения: сдержанный, типичный для многих, взволнованный, самоуверенный, пассивный, малообщительный, сомневающийся;
б) уровень учебной и внеучебной активности: инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, критик, уклоняющийся;
в) особенности коммуникативной деятельности на уроке: свободно обращается к учителю; свободно выражает собственное мнение, идеи, предложения; отвечает по собственной инициативе/только на обращение учителя; характеризуется грамотной речью, речь развернутая, лаконичная, выразительная, эмоциональная, богатый словарный запас;
г) наличие симптомов тревожности.
Взаимоотношения с коллективом:
а) стиль отношения со сверстниками (спокойно-доброжелательный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределенный);
б) статус в коллективе (по данным социометрии).
Особенности личностного развития:
а) занятость во внеурочное время, интересы;
б) самооценка и уровень притязаний: завышенный, адекватный, заниженный;
в) наиболее ярко выраженные черты характера: организованный, старательный, активный, инициативный, уверенный в себе, вежливый, общительный и т.д.;
г) эмоциональные проявления: эмоциональная возбудимость, устойчивость чувств, преобладающее настроение;
д) волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание;
е) особенности умственной деятельности: самостоятельность суждений действий;
ж) особенности темперамента и характера: подвижность, общительность, уравновешенность и т.п.