Учебная ознакомительная практика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал)

ТюмГУ в г.Тобольске

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 44.03.02 (050400.62) «Психолого-педагогическое образование» профиля подготовки «Психология и социальная педагогика»

форма обучения – очная, заочная

Тобольск 2015

  1. Указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения.

Виды практик: 5. учебная

Формы практики:

— работа в структуре производственной организации.

2. Цели практики

  • повысить эффективность психолого-педагогической подготовки студентов – будущих бакалавров психолого-педагогического образования
  • познакомить студентов с основным содержанием работы педагога- психолога в различных типах образовательных учреждений;
  • создать условия для осознания и понимания обучающимися специфики своей будущей профессии.

3. Задачи практики:

  • знакомство с различными типами образовательных, социальных, медицинских, правовых, психолого-педагогических, досуговых, коррекционно-реабилитационных учреждений, с направлениями их работы, нормативно-правовой документацией, проблемами становления этих учреждений и развития их на современном этапе;
  • знакомство с особенностями организации, функционирования и опытом деятельности государственных, общественных, частных учреждений, направленных на оказание психолого-педагогической помощи ребенку;
  • формирование навыков и умений организации научного исследования с использованием метода наблюдения;
  • развитие умений и навыков применения диагностического инструментария в своей профессиональной деятельности;
  • знакомство с должностными обязанностями психолога и социального педагога образовательного (или другого) учреждения;
  • формировать интерес к психолого-педагогической деятельности, выработать потребность в самообразовании и др.

4. Место практики в структуре образовательной программы

Учебная практика (Б5.У.1) относится к блоку Б 5. У «Учебная практика».

7 стр., 3178 слов

Влияние стрессоров на учебную деятельность студентов

Влияние стрессоров на учебную деятельность студентов 1. Программа социологического исследования влияние стрессоров на учебную деятельность студентов Актуальность проблемы: Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими братствами, клубами и весельем. Она кажется беззаботной и лёгкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому ...

Учебная практика базируется на знании студентами учебных курсов «Общая и экспериментальная психология», «Введение в социально-педагогическую деятельность».

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы

В результате прохождения учебной практики студент должен овладеть следующими компетенциями:

  • готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
  • готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
  • готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
  • готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
  • способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
  • способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
  • способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
  • готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1);
  • способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);
  • умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3);
  • способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);
  • владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6).

6. Перечень планируемых результатов обучения по практике

знать:

— различные теории обучения, воспитания и развития с учетом возрастного аспекта;

— методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

-формы и методы организации социально-культурной деятельности, ее нормативно-правовые основы;

— об особенностях работы практического психолога с детьми, родителями, педагогами, администрацией в различных образовательных учреждениях.

уметь:

— проводить анализ, диагностику человека, возникающих в процессе учебной и трудовой деятельности;

— осуществлять коррекционно-развивающую и консультативную деятельность по отношению к субъектам образовательного процесса;

— осуществлять психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов образования;

— выявлять интересы, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении обучающихся.

владеть навыками:

— взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности;

— методами социальной диагностики;

— рефлексии собственной будущей профессиональной деятельности (особенно, в ценностно-смысловом ее аспекте).

Изучение данного курса также направлено на развитие следующих профессионально-значимых качеств личности будущих специалистов в области психолого-педагогического образования:

— научного мировоззрения;

— аналитических умений и рефлексии;

— коммуникативных и перцептивных умений и навыков;

— способностей к самоанализу и саморазвитию в своей профессиональной деятельности.

7. Место и период проведения практики

  1. Образовательные учреждения (школа, гимназия, школа-интернат и др.)
  2. Сеть социальных учреждений (социально-реабилитационные центры, социально-психологические центры и др.)
  3. Учреждения, связанные с организаций досуга обучающихся (центры творчества, подростковые клубы и др.)
  4. Другие учреждения, где работают психологи и социальные педагоги.

Согласно учебному плану, учебная практика продолжительностью 3 недели предусмотрена во 2 семестре по очной форме обучения, во 2 семестре по заочной форме обучения.

8. Структура и содержание практики

Общая трудоемкость психолого-педагогической практики 4,5 з.е. (162 часа).

Базой проведения практики являются образовательные и социальные учреждения различного типа, социально-психологические центры.

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов

Трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроль

1

Подготовительный этап.

Подготовка журналов практики, ознакомление с местом проведения практики, изучение инфраструктуры

10

Комплексная характеристика организации

2

Рабочий этап

Прохождение практики, выполнение работ, необходимых по месту проведения практики

90

Заполнение промежуточных недельных отчетов

4.

Итоговый этап

Оформление отчета

62

Отчет, дневники

Итого

162

Зачет с оценкой

9. Форма промежуточной аттестации (по итогам практики), с указанием форм отчетности по практике

Форма промежуточной аттестации – зачет с оценкой. По окончании учебной практики студент предоставляет руководителю практики от кафедры отчет о практике, с прилагаемыми к нему дневником и характеристикой, на проверку. Защита отчетов производится на заседании выпускающей кафедры. Студент должен отчитаться на кафедре с показом полученных результатов и обсуждением проведенной работы.

10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):

Код компетенции

семестр

Дисциплина ОП

ОПК-3

1,2

Общая и экспериментальная психология*

3

Психолого-педагогическая диагностика*

Код компетенции

семестр

Дисциплина ОП

ОПК-4

1

Теории обучения и воспитания*

3

Проектирование гуманистических воспитательных систем

1

Психолого-педагогический практикум

Код компетенции

семестр

Дисциплина ОП

3

Организационно-методические основы социальной педагогики

Код компетенции

семестр

Дисциплина ОП

3

Проектирование гуманистических воспитательных систем

4

Методика работы социального педагога

1

Волонтерство в социально-педагогической деятельности

1

Психолого-педагогический практикум

Код компетенции

семестр

Дисциплина ОП

ПКПП-3

3

Психолого-педагогическая диагностика*

Код компетенции

семестр

Дисциплина ОП

ПКПП-4

2

Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности*

3

Этика делового общения

Код компетенции

семестр

Дисциплина ОП

1

Развитие коммуникативных и организаторских способностей

1

Тренинг личностного роста

3

Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей

2

Практикум по тренинговой работе

2

Методы активного социально-психологического обучения

Код компетенции

семестр

Дисциплина ОП

ПКСП-2

4

Социальная психология*

2

Социальная педагогика*

2

Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

2

Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями

Код компетенции

семестр

Дисциплина ОП

ПКСП-6

2

Социальная педагогика*

2

Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

2

Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями

* отмечены дисциплины базового цикла

10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

Таблица 6.

Карта критериев оценивания компетенций

Код ком-

петенции

Результаты обучения в целом

Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП

Виды занятий

Оценочные средства

минимальный

(удовл.)

61-75 баллов

базовый (хор.)

76 – 90 баллов

повышенный

(отл.)

91 – 100 баллов

ОПК-3

Владеет: способностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов

Владеет: способностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов на начальном уровне

Владеет: способностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов на базовом уровне

Владеет: способностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов на продвинутом уровне

Работа с литературой, работа на предприятии

Определяется руководителем

ОПК-4

Владеет: способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов

Владеет: способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов на начальном уровне

Владеет: способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов на базовом уровне

Владеет: способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов на продвинутом уровне

Отчет –анализ воспитательного мероприятия, урока

Определяется руководителем

ОПК-5

Владеет: способностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую

Владеет: способностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно- досуговую на начальном уровне

Владеет: способностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую на базовом уровне

Владеет: способностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую на продвинутом уровне

Отчет –анализ воспитательного мероприятия, урока

Определяется руководителем

ОПК-6

Владеет: способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

Владеет: способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды на начальном уровне

Владеет: способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды на базовом уровне

Владеет: способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды на продвинутом уровне

Отчетные воспитательные мероприятия и их анализ, характеристика

Определяется руководителем

ПКПП-3

Владеет: способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

Владеет: способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики на начальном уровне

Владеет: способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики на базовом уровне

Владеет: способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики на продвинутом уровне

Комплексная психолого-педагогическая диагностика личности и ее характеристика; Практическая часть ВКР

Определяется руководителем

ПКПП-6

Владеет: способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности

Владеет: способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности на начальном уровне

Владеет: способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности на базовом уровне

Владеет: способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности на продвинутом уровне

Отчет по проведенному мероприятию

Определяется руководителем

ПКСП-2

Владеет: способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся

Владеет: способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся на начальном уровне

Владеет: способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся на базовом уровне

Владеет: способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся на продвинутом уровне

Комплексная психолого-педагогическая диагностика личности и ее характеристика

Определяется руководителем

ПКСП-6

Владеет: методами социальной диагностики

Владеет: методами социальной диагностики на начальном уровне

Владеет: методами социальной диагностики на базовом уровне

Владеет: методами социальной диагностики на продвинутом уровне

Отчет по проведенному мероприятию

Определяется руководителем

10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды

производственной работы, на

практике включая

самостоятельную работу

студентов и трудоемкость

(в часах)

Производственный инструктаж

Выполнение производственных заданий

Систематизация литературного и эмпирического материала

Самостоятельная работа студентов

1

Подготовительный этап

2

4

4

1.1

Установочная конференция: инструктаж по организации практики, техники безопасности

2

2

1.2

Составить индивидуальный план работы.

2

2

2

2

Рабочий этап

2

28

30

30

2.1

Знакомство со спецификой организации и функционирования средней школы, с задачами и направлениями деятельности социально-психологической службы в школе.

2

5

5

5

2.2

Познакомиться с педагогом-психологом.

3

5

5

2.3

Оценить рабочее место педагога-психолога.

2

5

5

2.4

Оказывать помощь психологу по их плану и графику.

5

5

5

2.5

Психологический анализ урока.

5

5

5

2.6

Оказывать помощь классным руководителям в воспитательной работе

8

5

5

3

Итоговый этап

14

22

26

3.1

Самоанализ качества прохождения практики

4

6

8

3.2

Экспертная оценка качества работы практиканта

2

6

3.3

Оформление документов по практике

8

16

12

Всего

2

44

56

60

10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды

производственной работы, на

практике включая

самостоятельную работу

студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы

текущего

контроля

Производственный инструктаж

Выполнение производственных заданий

Систематизация литературного и эмпирического материала

Самостоятельная работа студентов

1

Подготовительный этап

2

4

4

1.1

Установочная конференция: инструктаж по организации практики, техники безопасности

2

2

Оформить в дневнике практики:

  • цель, задачи практики;

содержание заданий.

1.2

Составить индивидуальный план работы.

2

2

2

Отчет по заданию «План работы практиканта»

2

Рабочий этап

2

28

30

30

2.1

Знакомство со спецификой организации и функционирования средней школы, с задачами и направлениями деятельности социально-психологической службы в школе.

2

5

5

5

Привести запись беседы, зафиксировать вопросы и ответы.

2.2

Познакомиться с педагогом-психологом.

3

5

5

Привести запись:

о наличии должностных обязанностей;

об особенностях работы педагога-психолога.

2.3

Оценить рабочее место педагога-психолога.

2

5

5

Привести запись в соответствии с планом-схемой оценки рабочего места социального педагога, психолога

2.4

Оказывать помощь психологу по их плану и графику.

5

5

5

Привести запись:

анализ и интерпретацию результатов исследования;

психологической характеристики учащегося (Приложение).

2.5

Психологический анализ урока.

5

5

5

Привести запись:

анализ и интерпретацию результатов исследования;

психологического анализа урока

2.6

Оказывать помощь классным руководителям в воспитательной работе

8

5

5

Организовать профориентационное (воспитательное) мероприятие (5-11 классы) (Приложение).

Привести запись:

психолого-педагогического анализа профориентационного (воспитательного) мероприятия.

3

Итоговый этап

14

22

26

3.1

Самоанализ качества прохождения практики

4

6

8

Отчет-анализ проделанной работы

3.2

Экспертная оценка качества работы практиканта

2

6

Характеристика с места прохождения практики: заверенная, с дифференцированной оценкой

3.3

Оформление документов по практике

8

16

12

Отчет по итогам практики

Всего

2

44

56

60

Диф. зачет

11.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Отчет о учебной производственной практике студента должен включать следующие пункты:

В дневнике отражается следующая информация:

1. Отчет-анализ студента о проведенной работе:

— цель и задачи практики, сроки прохождения практики;

— место прохождения практики, занимаемая должность, сфера деятельности и организационная структура учреждения, где студент проходит практику, а так же описывается информационная инфраструктура предприятия;

— план работы на период практики и расписание пребывания студента на практике;

— психолого-педагогический анализ плана работы учреждения: правила производства того или иного вида работ; виды работ, которые студент выполнял на практике. При написании этой части дневника (отчета) студенты должны использовать обширный блок научных, нормативных и прочих источников, на которые по ходу текста делаются ссылки;

— психолого-педагогическая характеристика возраста учащихся;

анализ проведенной работы: 1) фактическое выполнение вышеуказанных работ; 2) образцы работ, выполненные в виде графиков, таблиц, нормативных документов ежедневный план работы (дата, мероприятие, примечание, краткий анализ), помещаются в приложения; 3) схема плана-конспекта мероприятия: тема мероприятия; форма проведения; время проведения; возраст учащихся; цель мероприятия, задачи, психологическое обоснование мероприятия (указать какие знания, привычки, чувства, мотивы, способности, убеждения формирует, развивает и укрепляет мероприятие); методы воспитания, используемые в ходе мероприятия; оформление, оборудование мероприятия; план подготовки и проведения мероприятия; описание хода мероприятия (его текст); используемая литература. Конспект утверждается перед проведением мероприятия или занятия методистом (психологом, классным руководителем) учреждения.

— психолого-педагогический самоанализ;

— отчет-анализ должен содержать вывод о том, какие профессиональные навыки приобрел студент в ходе прохождения производственной практики. Могут быть высказаны замечания и впечатления; отчет может быть иллюстрирован схемами, графиками, фотографиями, которые сопровождаются пояснениями

2. Характеристика должна отражать отношение студента к работе (степень систематичности работы, самостоятельности, творчества), взаимоотношение с детьми, организаторами и руководителями практики; анализ проведенных мероприятий; положительные стороны в деятельности студента, на что необходимо обратить его внимание для дальнейшей работы с детьми, замечания и предложения и ставится дифференцированная оценка за практику.

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

12.1 Основная литература:

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебно-методическое пособие для студ. вузов / авт.-сост. Н. А. Доронина. — Тобольск : ТГСПА, 2013. — 200 с.

Елесеев О.П. Практикум по психологии личности : учеб. пособие / О. П. Елисеев. — 2-е изд., испр. и перераб. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 512 с.

Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения / О. П. Горбушина. — Москва : Питер, 2008. — 176 с.

Практическая психология образования : учеб. пособие / ред. И. В. Дубровина. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 592 с.

Бекоева Д.Д. Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов / Д. Д. Бекоева. — Москва : Академия, 2009. — 192 с.

Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства : учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Д. Якушева. — 2-е изд. — Москва : Академия, 2009. — 256 с.

Шеламова Г.Н. Психология и этика профессиональной деятельности : учеб. пособие / Г. М. Шеламова. — Москва : Академия, 2008. — 64 с.

Дусенка С.В. Профессиональная этика и этикет : учеб. пособие для учреждений высш. проф. образования / С. В. Дусенко. — Москва : Академия , 2011. — 224 с.

Одинцова С.В. Профессиональная этика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / О. В. Одинцова. — 2-е изд. — Москва : Академия , 2013. — 144 с.

Завадская Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения : учебно-методическое пособие / Ж. Е. Завадская , З. В. Артеменко. — Минск : Современная школа, 2010. — 352 с.

Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. вузов / Л. К. Гребенкина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина и др. ; под ред. В. А. Сластенина. — 7-е изд. — Москва : Академия, 2009. — 160 с.

12.2 Дополнительная литература:

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. — Москва : ТЦ Сфера, 1999. — 240 с.

Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. — Москва : АСТ, 1997. — 300 с.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Text] / Самоукина Н.В. — Ярославль : Академия развития, 2004. — 208 с.

Потемкина Н.Ф. Тесты для подростков / Потемкина Н.Ф., Потемкина Е.В. — Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. — 320 с.

Методика воспитательной работы : учеб. пособ. для студ. вузов / Байкова Л.А. ; ред. Сластенин В.А. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Академия, 2006. — 160 с.

Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. вузов / Л. К. Гребенкина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина и др. ; под ред. В. А. Сластенина. — 6-е изд. — Москва : Академия, 2008. — 160 с.

12.3 Интернет-ресурсы:

-электронные библиотеки по профилю заданий комплексной психолого-педагогической практики;

-электронная база данных для подбора и компоновки тематических диагностических и коррекционно-развивающих материалов для организации групповой и индивидуальной работы с обучающимися и специалистами;

— сайты с методическим инструментарием коррекционно-развивающей и консультационной деятельности:

— http://psyfactor.org;

— http://psyberia.ru/work/temes;

— ;

— http://www.psychol-ok.ru/library.html;

— http://www.psychology-online.net/49/;

— http://bookap.info/;

— ;

— ;

— http://www.trepsy.com

— учебно-методическое и информационное обеспечение заданий по практике и научно-исследовательской работы студентов.

14. Материально-техническое обеспечение практики.

Ведущая кафедра или организации, на базе которых студент проходит практику, обеспечивают студента необходимым оборудованием.

Для подготовки и защиты отчетов по психолого-педагогической практике необходимы:

— компьютерный класс с доступом в Интернет и учебная аудитория с мультимедийным проектором.

— арсенал вычислительной техники и программного обеспечения для информационного поиска, обработки и интерпретации данных (пакет Microsoft Offise – Word, Excel, Power Point; SPSS, Statistica и др.);

— копировальная техника и канцелярские товары для распечатки необходимых диагностических и коррекционных материалов, а также оформления отчетной документации студентами.

15. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Подготовительный этап:

Перед началом психолого-педагогической практики студент получает от руководителя практики задание, направление на практику и инструкцию по написанию дневника практики, который заполняется им ежедневно. Задание заверяется подписью заведующего кафедрой. Этот этап так же включает в себя инструктаж студента по технике безопасности.

Основной этап:

За время прохождения практики студент обязан четко выполнить все пункты заданий, выданных ему научным руководителем, участвовать в работах, проводимых предприятием, и собрать исходные данные для написания курсовых и выпускных квалификационных работ. В ходе этого этапа студент ежедневно заполняет дневник практики.

Этап обработки и анализа полученной информации, написание отчета:

По окончании срока практики дневник выполненных работ проверяется руководителем от производственного учреждения. Факт проверки удостоверяется подписью на полях дневника. На фирменном бланке или на специально отведенном листе в конце дневника руководитель практики от организации пишет отзыв о работе студента. Студент производит обработку полученных данных в ходе практики и составляет отчет по форме, указанной в п. 11 настоящего учебно-методического комплекса.

Программа психолого-педагогической практики составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» и профилю подготовки «Психология и социальная педагогика».

Приложение 1.

Методика «Наблюдение за особенностями коммуникативной деятельности учителя и учащихся на уроке»

Цель наблюдения — изучение особенностей коммуникативной деятельности участников учебного процесса.

Карта наблюдения

Класс

Предмет

Учитель

Дата

Тема урока

Цель посещения — …

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1. Формы коммуникативного воздействия

1 2 3 4а 4б 4в 4г 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8

2. Соотношение речи

1 2 3 4 5 6 7

3. Методы учебной работы, направленные на развитие ребенка

1 2 3 4 5 6 7а 7б 7в 7г8

4. Формирование навыков учебной деятельности

1 2 3 4 5 6 7

1 2 3 4 5 6 7

5. Характер контроля и оценки знаний

1а 1б 1в 1г 1д 2 3 4 5

В дневнике в карте наблюдения обвести номер тех особенностей коммуникативной деятельности, которые были отмечены наблюдателем в течение урока.

На основании анализа 4-х уроков дать общее заключение об особенностях коммуникативной деятельности учителя и учащихся на уроке по плану.

Сформулировать психолого-педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса.

Формы коммуникативного воздействия

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Принимает отношение, тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере.
  2. Поощряет инициативу ученика, развивает его идеи, предложения.
  3. Побуждает учащихся к деятельности.
  4. Обращения к учащемуся только:

а) по имени,

б) по фамилии,

в) смешанное,

г) индивидуальные исключения.

  1. Объяснение, развитие собственных идей.
  2. Команды, указания, которые должен выполнить ученик.
  3. Одобряет действие или поведение ученика.
  4. Дисциплинарные замечания.
  5. Критические замечания директивного характера в раздраженном, повышенном тоне.
  6. Апелляция к авторитету учителя.
  7. Шутка с целью снятия напряжения, разрешить конфликтную ситуацию.

ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Свободное обращение к учителю.
  2. Свободно выражают собственное мнение, идеи, предложения.
  3. Ответ только на обращение учителя (свобода высказывания собственных идей ограничена).
  4. Ответ учащихся по собственной инициативе.
  5. Учащиеся работают самостоятельно с книгой по указанию учителя.
  6. Заинтересованность содержанием урока.
  7. Безразличие, скука.

СООТНОШЕНИЕ РЕЧИ

  1. Соотношение речи учителя и учеников практически равны.
  2. Учитель говорит дольше, чем все ученики вместе взятые.
  3. Молчание, замешательство взаимодействующих.
  4. Паузы молчания, смысл которых непонятен наблюдателю.
  5. Грамотность, литературность речи учителя.
  6. Грамотность речи учеников.
  7. Эмоциональность речи учителя.

Методы учебной работы, направленные на развитие ребенка

  1. Развитие произвольности.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Развитие моторики и координации движений.
  4. Развитие внимания.
  5. Развитие речи.
  6. Развитие памяти.
  7. Развитие мышления:

а) понятийность,

б) классификация,

в) обобщение,

г) логика.

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Формирование навыков учебной деятельности

  1. Отработка навыков письма.
  2. Работа с книгой.
  3. Составление конспекта.
  4. Работа со справочной литературой.
  5. Умение пользоваться таблицами, схемами, наглядными пособиями.
  6. Умение пользоваться лабораторным оборудованием.
  7. Целенаправленное наблюдение.

Характер контроля и оценка знаний

  1. Опрос:

а) фронтальный,

б) индивидуальный,

в) дифференцированный,

г) письменный,

д) устный.

  1. Поправка к ответу.
  2. Дополнение к ответу.
  3. Анализ ответа учащегося.
  4. Критерии оценок.

Приложение 2.

Методика

«Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке»

Цель наблюдения — изучить характер, содержание, частоту используемых учителем оценок (вербальных и невербальных) во время урока.

Пояснительная записка

Оценка и отметка являются необходимой формой контроля. Отметка выражается в баллах (1, 2, 3, 4, 5 или от 0 до 12 баллов).

Оценка же наряду с отметкой, позволяет решать развивающие и обучающие задачи, так как:

Может быть выражена вербально (при помощи слов) и невербально (при помощи жестов, мимики, прикосновений, тона голоса и т. д.)

Учитывает индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Учитывает разные каналы восприятия учащихся (зрительные, слуховые, тактильные).

Зависит от индивидуальных особенностей учителя.

Является особенно важной для учащихся, нуждающихся в психологической поддержке.

Примеры оценок:

Вербальная позитивная (ВП) оценка: «Молодец!», «Хорошо!», «Умница!» и т. д.

Вербальная негативная (ВН) оценка: «Плохо!», «Ужас!» и т. д.

Невербальная позитивная (НП) оценка: взгляд, кивание головой, улыбка, смех, прикосновение, похлопывание по плечу и т. д.

Невербальная негативная (НН) оценка: взгляд, покачивание головой, прикосновение, регистр (высокий или низкий) голоса, выражение лица.

В таблице (протоколе) следует подробно фиксировать все оценки.

Схема наблюдения

Объект исследования: учащиеся I- IV классов.

Цель: Изучить характер, содержание, частоту используемых учителем оценок (вербальных и невербальных) во время урока.

Этапы работы: 1. Приготовить протокол наблюдений с таблицей.

2. Договориться с учителем о посещении его уроков.

3. Вспомнить изученные темы по курсу общей психологии: предмет психологии, принципы психологии, методы, внимание и внимательность, личность и группа, общение, оценка и отметка.

4. Заполнить протокол наблюдения

5. Обобщить данные протокола наблюдений, выявить зависимости, сделать выводы (какой вид оценки доминирует в целом на уроке и на каждом из его этапов, причины).

6. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации учителю

Протокол наблюдений

Смена; какой урок по счету; предмет; ФИО учителя

Часть урока, время

Вербальная

позитивная оценка (ВП)

Невербальная

позитивная оценка (НП)

Вербальная

негативная оценка (ВН)

Невербальная

негативная оценка (НН)

8.00-8.03

Орг. момент

8.03-8.15

Проверка д/з

8.15-8.35

Объяснение нового материала

8.35-8.41

Закрепление

8.41-8.43

Запись д/з

8.43-8.45

Выставление отметок

Всего оценок

Приложение 3.

Мотивы учебной деятельности

Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования.

Оборудование: анкета, карандаш.

Ход работы: учитель сообщает ученику следующую инструкцию: «Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям. Анкету можно дополнить». Ученик получает анкету.

АНКЕТА

  1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.
  2. Учусь потому, что заставляют родители.
  3. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
  4. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
  7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
  8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).
  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
  10. Учусь потому, что хочу больше знать.
  11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
  12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

_______________________________________________________

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проведите классификацию мотивов. Например, приведенные мотивы можно разделить на следующие группы:

А) широкие социальные мотивы: №№ 3, 5.

Б) мотивация благополучия: № 4.

В) престижная мотивация: №№ 6, 12.

Г) мотивация избегания: №№ 2, 9.

Д) мотивация содержанием: №№ 7, 10.

Е) мотивация процессом: №№ 11, 1.

Ж) узкие социальные мотивы: № 8.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ.

Выделите следующие мотивы учебной деятельности школьника, проведите их качественный анализ:

А) богатство и разнообразие мотивов,

Б) социальная ценность мотивов,

В) присутствие в структуре мотивации познавательных интересов (мотивы группы «д» и «е»).

Приложение 4.

Примерная схема педагогического анализа воспитательного мероприятия

1.Общие сведения об условиях проведения воспитательного мероприятия:

Школа

Класс

Дата проведения

Количество учащихся

Цель мероприятия

(Чем мотивировался выбор)

Входит ли мероприятие в систему традиций, в систему воспитательной работы школы (класса, коллектива) или является эпизодическим.

2. Анализ процесса подготовки мероприятия:

Кто был инициатором (детские и юношеские общественные организации, администрация, учителя).

Срок подготовки мероприятия. Насколько оно соответствовало интересам и пожеланиям учащихся. Степень участия детей в ходе подготовки мероприятия. В какой мере соблюдался принцип добровольности участия в мероприятии.

3.Ход мероприятия.

Насколько организованным было начало мероприятия (состояние дисциплины)? Соответствовало ли внешнее убранство и внешний вид учащихся цели проведения мероприятия? Какими приемами, средствами и методами были доведены до его участников основные цели мероприятия? В какой мере школьники были увлечены занятием: эмоциональные реакции и особенности поведения учащихся в процесс проведения мероприятия? Активность отдельных детей, высказывания, свидетельствующие о том, что мероприятие вызвало непосредственный интерес, характер высказываемых оценочных суждений.

Какие массовые явления наблюдались в ходе мероприятия (дух соревнования, вдохновения, смена коллективного настроения, подражания, внушение и т.д.)

Роль учителя в процессе проведения занятия (стиль руководства), педагогический такт и др.

Уровень общения и стиль взаимоотношения учителя и учащихся.

4. Общий вывод о целесообразности и ценности мероприятия.

Какова воспитательная ценность мероприятия? Какие социальные установки это мероприятие вызвало? Влияние проведенного мероприятия на совершенствование межличностных отношений в коллективе, установление новых контактов и т.д. Какова информационная насыщенность и познавательная значимость подготовленного мероприятия? Насколько затрагиваемые вопросы углубили знания учащихся и расширили их кругозор?

В какой мере были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся в подготовке и проведении занятий? Общая оценка воспитательной и познавательной ценности мероприятия.

Пожелание в адрес воспитателей, детей, способствующие, по их мнению, повышению роли воспитательных мероприятий.

Приложение 5.

План составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

I. Общие сведения об учащемся

Фамилия, имя ____________________________________

Дата рождения_____________________

Общее физическое развитие _________________________

Состояние здоровья ________________________________

Портрет учащегося.

Социально-бытовые условия жизни ребенка.

а) реальный состав семьи

б) жилищные условия семьи

в) профессия родителей

Члены семьи

Образование

Основная профессия

Где и в качестве кого работает

1

Отец

2

Мать

3

Брат

4

Сестра

5

6

II. Психолого-педагогическая карта школьника

Особенности поведения в школе (поведение на уроке, переменах, внеурочных мероприятиях):

а) стиль поведения: сдержанный, типичный для многих, взволнованный, самоуверенный, пассивный, малообщительный, сомневающийся;

б) уровень учебной и внеучебной активности: инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, критик, уклоняющийся;

в) особенности коммуникативной деятельности на уроке: свободно обращается к учителю; свободно выражает собственное мнение, идеи, предложения; отвечает по собственной инициативе/только на обращение учителя; характеризуется грамотной речью, речь развернутая, лаконичная, выразительная, эмоциональная, богатый словарный запас;

г) наличие симптомов тревожности.

Взаимоотношения с коллективом:

а) стиль отношения со сверстниками (спокойно-доброжелательный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределенный);

б) статус в коллективе (по данным социометрии).

Особенности личностного развития:

а) занятость во внеурочное время, интересы;

б) самооценка и уровень притязаний: завышенный, адекватный, заниженный;

в) наиболее ярко выраженные черты характера: организованный, старательный, активный, инициативный, уверенный в себе, вежливый, общительный и т.д.;

г) эмоциональные проявления: эмоциональная возбудимость, устойчивость чувств, преобладающее настроение;

д) волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание;

е) особенности умственной деятельности: самостоятельность суждений действий;

ж) особенности темперамента и характера: подвижность, общительность, уравновешенность и т.п.