Форма представления оценочного средства в ФОС

Фонд оценочных средств дисциплины

 

Б1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

3 курс, 5 семестр

 

 
Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование (бакалавриат)
Квалификация выпускника: Бакалавр
Направление подготовки: 42.03.02 Журналистика
Направленность (профиль) образовательной программы: Деловая журналистика
Тип образовательной программы: Программа (академического бакалавриата)
Форма обучения: (очная)
Срок освоения образовательной программы: (4 года)

 

 
Номер внутривузовской регистрации образовательной программы: 42.03.02(1)-14-О

 

   
   
   
   

 

Нижневартовск

2014 г.

 

Перечень оценочных средств

№ п/п Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в ФОС
Кейс-задача Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Задания для решения кейс-задачи
Реферат Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Темы рефератов
Доклад, сообщение Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы Темы докладов, сообщений
Творческое задание Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий
Тест Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Фонд тестовых заданий

Технологическая карта

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ФИО студента________________________________________________курс____группа____направление_______________________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ на 5 семестр

Наименование дисциплины/курса Уровень/ступень образования (бакалавриат, магистратура) Статус дисциплины в рабочем учебном плане Б, ОД, ДВ Количество часов / кредитов
ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ бакалавриат Б1.Б.8 108ч./3 кредита
Смежные дисциплины по учебному плану
Предшествующие:«Введение в специальность», «Основы теории журналистики», «Техника и технология СМИ», «Основы творческой деятельности журналиста»
Последующие:практики«Учебная (ознакомительная)», «Производственная практика», «Производственная преддипломная»
Входной МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)
Форма работы Количество баллов
min max
Тестирование
Итого
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ
  Форма работы* Вес видов работ Количество баллов
min max
Аудиторные занятия и творческие работы 1.

Посещение занятий

0,25 – 0,5 2,5
2. Составление библиографического списка 1 – 2
3. Составление глоссария 2,5 – 3 2,5
4.Выступление на занятии 0,5 – 1,5
5.Выполнение практ. работы 0,5 – 1
6. Заполнение таблиц 0,25 – 1,5 2,5
7. Написание реферата на определенную тему 5 – 8
8. Подготовка и защита презентаций 1 – 1,5
Контрольные работы 1. Тестирование 0,5 – 3 8,5
Итого  
ИТОГОВЫЙ МОДУЛЬ
    min Max
  Зачёт
ИТОГО
               

Учебно-методическая карта

№ недели Тема занятия Ауд. занятия Самостоятельная работа студентов Форма контроля Мин. кол-во баллов Макс. кол-во баллов Факт. баллов
Лек- ции Прак (сем) Лаб. Содержание Часы сам.раб.
  Входной модуль
            Пилотный тест  
  Базовый модуль (обязательные виды учебной деятельности)
1. Введение. Предмет, цели и задачи, методы психологии журналистики как прикладной отрасли психологии.   1.Посещение занятий 2. Составление библиографии 3.Выступление на занятии 4. Тестирование 5. Выполнение практической работы 6.Заполнение таблиц 1 Посещаемость 2 Проверка 3 Анализ работы 4 Взаимопроверка 5 Анализ работы 6 Проверка 0,25 0,5 0,5 0,25 0,5 1,5 1,5  
2. Массовая коммуникация в контексте теории общения отечественной и зарубежной психологии. 1.Посещение занятий.

2. Выступление на занятии 3. Тестирование 4. Заполнение таблиц 5. Выполнение практической работы

1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Взаимопроверка 4. Проверка 5. Анализ работы 0,25 0,5 0,25 0,5 0,5 1,5 0,5  
3. Средства массовой информации и массовое сознание. 1. Посещение занятий 2. Выступление на занятии 3.Тестирование 4. Заполнение таблиц 5. Защита слайдовой презентации 6. Выполнение практической работы 1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Взаимопроверка 4. Проверка 5. Анализ работы 6. Анализ работы 0,3 0,25 0,5 0,6 1,5 0,5 1,5  
4. Аудитория как объект воздействия и как субъект взаимодействия с СМИ. 1.Посещение занятий 2. Выступление на занятии 3. Заполнение таблиц 4. Тестирование 5. Выполнение практической работы 1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Анализ работы 0,2 0,5 0,25 0.5 0,5 0,4 0,5  
5. Понятие, типология и функции массово- информационных текстов. 1.Посещение занятий 2.

Выступление на занятии 3. Заполнение таблиц 4. Тестирование 5. Выполнение практической работы

1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Анализ работы 0,2 0,5 0,25 0,5 0,4 0,5 1,5  
6. Информационно- психологическая культура текста СМИ. Психологический анализ текстов СМИ. 1.Посещение занятий. 2. Выступление на занятии 3. Заполнение таблиц 4. Тестирование 5. Защита слайдовой презентации 6. Выполнение практической работы 1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Анализ работы 6. Анализ работы 0,3 0,25 0,5 0,6 1,5 0,5 1,5 1,5  
7. Личность журналиста как создателя СМИ. 1.Посещение занятий. 2. Выступление на занятии 3. Составление глоссария 4. Тестирование 5. Заполнение таблиц 6. Выполнение практической работы 1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Проверка 6. Анализ работы 0,3 0,5 0,25 0,5 0,6 1,5 1,5 0,5  
8. Коммуникативная компетентность журналиста.

Психология журналистского общения.

1.Посещение занятий 2. Выступление на занятии 3. Заполнение таблиц 4. Тестирование 5. Выполнение практической работы 1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Анализ работы 0,2 0,5 0,25 0,5 0,4 0,5 1,5  
9. Этика и этикет профессионального общения журналиста. Имидж журналиста. Стрессы и стрессоустойчивость в профессиональном общении журналиста. 1.Посещение занятий. 2. Выступление на занятии 3. Заполнение таблиц 4. Тестирование 5. Защита слайдовой презентации 6. Выполнение практической работы 1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Анализ работы 6. Анализ работы 0,2 0,5 0,25 0,5 0,4 0,5 1,5 1,5  
10. Социально-психологические аспекты проблемы творчества журналиста. Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива. 1.Посещение занятий. 2. Выступление на занятии 3. Заполнение таблиц 4. Тестирование 5.

Защита слайдовой презентации 6. Выполнение практической работы 7. Составление глоссария

1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Анализ работы 6. Анализ работы 7. Проверка 0,3 0,25 0,5 2,5 0,6 1,5 0,5 1,5 1,5  
Итоговый модуль
            реферат  
            зачет  
  ИТОГО:            
                                 

Форма представления оценочного средства в ФОС

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Кейс-задача по дисциплинеБ1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика»

Кейсы предназначены для закрепления и контроля усвоения студентами содержания раздела «Психология журналистского труда и творчества». Кейсы используются как в индивидуальной работе, так и для работы в парах на семинарском и практическом занятиях.

Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.

 

Кейс-задание 1: Проведите опрос среди студентов-журналистов и начинающих журналистов и проанализируйте ответы на вопрос: «Готовы ли Вы уклониться от освещения темы любой степени скользкости?»

 

Кейс-задание 2: Проанализируйте фазы синдрома «эмоционального выгорания» и проведите опрос среди журналистов г. Нижневартовска. Выясните, на какой стадии «синдрома выгорания» они находятся, объясните причины такого положения.

 

Кейс-задание 3: Проведите интервью, используя разные поведенческие приемы.

 

Шкала оценивания:

1-15 баллов ставится в том случае, если студент продемонстрировал сформированные компетенции; обнаруживает глубокие и разносторонние знания профессиональной этики журналиста, содержание ответа свидетельствует об уверенных знаниях студента и его умении успешно решать профессиональные задачи (3 балла за каждое задание).

0 баллов ставится в том случае, если студент не продемонстрировал сформированные компетенции; не обнаруживает глубокие и разносторонние знания профессиональной этики журналиста. Содержание ответа не свидетельствует об уверенных знаниях студента и его умении успешно решать профессиональные задачи.

 

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Тест по дисциплинеБ1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика»

 

 

Тест предназначен для выявления степени освоенности изучаемых разделов дисциплины:

Раздел 5. Психология журналистского труда и творчества

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИМИДЖА ЖУРНАЛИСТА:

1) номинативная

2) позитивная

3) негативная

4) рекреативная

 

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ:

1) эмоционально уравновешенного типа

2) радостного типа

3) радостно-гневного типа

4) все ответы верны

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА – ЭТО …

1) умение поддержать беседу на любую тему

2) умение находить возражения и контрдоводы

3) умение слушать собеседника

4) все ответы верны

 

К КАКОМУ МОТИВАЦИОННОМУ КОМПЛЕКСУ ОТНОСЯТСЯ ТАКИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ, ЗДОРОВЬЕ, ПОТРЕБНОСТЬ В КОМФОРТЕ, ДОСТАТКЕ И ДУШЕВНОМ ПОКОЕ:

1) интериндивидный комплекс

2) метаиндивидный комплекс

3) интраиндивидный комплекс

4) ультраиндивидный комплекс

 

ВНУТРЕННЕ СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ, СВОБОДНЫМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО:

1) от мнений кого бы то ни было

2) от принятых в обществе норм и правил

3) от «массифицированного», «усреднённого» сознания толпы

4) от всего, что мешает его индивидуальному творчеству

 

СРЕДИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОТСУТСТВУЕТ:

1) развлекательная

2) познавательная

3) художественно-образная

4) выражение и коммуникация эмоций

 

ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА НАЗЫВАЕТСЯ:

1) восприятием

2) воображением

3) мышлением

4) представлением

 

ВИД МЫШЛЕНИЯ, ОПИРАЮЩИЙСЯ НА НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ И РЕАЛЬНОЕ ИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, НАЗЫВАЕТСЯ:

1) наглядно-образным

2) наглядно-действенным

3) словесно-логическим

4) абстрактным

 

ОТ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ ЗАВИСИТ(-ЯТ) В СОХРАНЕНИИ МАТЕРИАЛА:

1) только полнота

2) только точность

3) только прочность

4) полнота, точность и прочность

 

ЧУВСТВА – ЭТО…

1) непосредственные переживания чего-либо

2) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо

3) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния

4) индифферентные отношения к действительности

 

ТВОРЧЕСТВО – ЭТО…

1) синоним термина «креативность»

2) набор любых действий человека

3) «одухотворенное действие»

4) работа на перспективу

 

АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ К ПРОДУКЦИИ СМИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ДВУХ ФОРМАХ

1) статистическая и качественная

2) статистическая и динамическая

3) синтаксическая и стилистическая

4) совокупная и ситуационная

 

ПЕРВОПРИЧИНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ СМИ ЧАЩЕ ВСЕГО ЯВЛЯЮТСЯ…

1) плохие климатические условия

2) условия труда (например, отсутствие личного кабинета для работы)

3) ограничения творческого характера

4) зависть коллег

 

Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.

Шкала оценивания (0-10 баллов) «0-4 балла» – 60% и менее «5 баллов» – 61-80% «7 баллов» – 81-90% «10 баллов» – 91-100%.

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Доклад по дисциплинеБ1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика»

 

Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.

Критерии оценивания компетенций (результатов):

1 балл – доклад соответствует теме, но тема раскрыта поверхностно, прозрачна логика рассуждения, встречаются логические ошибки, чтение доклада, наглядные материалы отсутствуют. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает не в полной мере, затрудняется с аргументацией.

2-3 балла – доклад соответствует теме, но есть незначительные отступления, приводится 1-2 весомых аргумента, прозрачна логика рассуждения, чтение доклада, наглядные материалы присутствуют. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает аргументируя свою позицию, однако его аргументы требуют уточнений.

4-5 баллов – доклад полностью соответствует теме, приводится 2-3 весомых аргумента, прозрачна логика рассуждения, приводятся примеры, разъясняющие положения докладчика, доклад рассказывается, не читается, презентация доклада. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает аргументируя свою позицию.

Описание шкалы оценивания:

1 балл – «удовлетворительно» (пороговый балл);

2-3 балла – «хорошо»;

4-5 баллов – «отлично».

Примерная тематика докладов:

1. Журналистика как область творческой деятельности.

2. Современные технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию.

3. Перспектива применения контент-анализа.

4. Вербальные способы манипуляции сознанием.

5. Толерантность в средствах массовой информации.

6. Функции СМИ и их психологический аспект.

7. Творческая одаренность в журналистике.

8. Модель и нравственность в СМИ.

9. Роль новостей и рекламы в победе на выборах.

10. Патопсихология журналистского творчества.

11. Понятия «бренд», «брендинг» в теории и практике журналистики.

12. Аудитория СМИ: потенциальная, реальная, базовая.

13. Факторы, препятствующие организации диалоговых отношений СМИ и аудитории.

14. «Мазохистская» зависимость от СМИ.

15. Философия новостей как определение субъективной линии поведения редакции.

16. Игрореализация как новое явление для современной отечественной массово- коммуникационной практики.

17. Роль СМИ в выявлении общественного мнения.

18. Психологические особенности представителей различных социумов как потребителей Интернет-информации.

19. Возрастающий консерватизм морали СМИ.

20. Проблема статической и динамической адаптации личности к продукции СМИ.

21. Журналистика в стиле on-line.

22. Роль массовой коммуникации в процессах психо-социальной адаптации.

23. Убеждение, внушение, заражение – основные формы воздействия на аудиторию.

24. Особенности журналистской памяти.

25. Способность журналистского предвидения и прогностическая мыслительная деятельность.

26. Принцип социальной ответственности СМИ.

27. Мотивы обращения к СМИ.

28. Влияние гендерных стереотипов на характер восприятия информации.

 

 

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Реферат по дисциплинеБ1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика»

 

Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.

Критерии оценки:

краткость изложения содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата — 10-15 стр.; количество изученных источников – 15-20; соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы; публичная защита реферата.

Шкала оценивания (0-9 баллов):

9 баллов — студент продемонстрировал умение кратко изложить содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата — 10-15 стр.; количество изученных источников – 15-20; соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. При защите реферата студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера, аргументирует свою позицию.

5 баллов — студент продемонстрировал умение кратко изложить содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата – 8-9 стр.; и/или количество изученных источников – 10-14; и/или несоблюдение научного стиля и/или ГОСТа при оформлении литературы. Студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера, аргументирует свою позицию, однако его аргументы требуют уточнений.

3 балла — студент продемонстрировал слабое умение краткого изложения содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме; и/или объем реферата — менее 8 стр.; и/или количество изученных источников – менее 10; не соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. Студент отвечает не в полной мере на вопросы теоретического и практического характера, затрудняется с аргументацией.

0 баллов — студент не продемонстрировал умение краткого изложения содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме; и/или объем реферата — менее 8 стр.; и/или количество изученных источников – менее 10; не соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. Студент не отвечает на вопросы теоретического и практического характера.

Темы рефератов:

1. Война на телеэкране: психологический контекст.

2. Имидж власти на телеэкране.

3. Насилие на телеэкране.

4. Психологические особенности аудитории региональных СМИ.

5. Мифологизация власти на страницах региональной прессы.

6. Явление имиджмейкерства в России.

7. Психопрограммирование и психорегуляция: вгзляд журналиста XXI века.

8. Психологический компонент основных функций СМИ.

9. Личностные и общественные ценности в журналистике.

10. Особенности участия СМИ в удовлетворении потребностей аудитории.

11. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности.

12. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия.

13. Текст СМИ в ракурсе психологии.

14. Психологические направления создания медиатекста.

15. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения.

16. Психология журналистского текста в аспекте прагматики.

17. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов.

18. Аудиторный фактор воздействия сообщений.

19. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации.

20. Психология личности журналиста.

21. Долженствовательная сфера личности журналиста.

22. Создание профессионального образа журналиста.

23. Психология журналистского творчества.

24. Психология общения журналиста с аудиторией.

25. Журналист-источник информации.

Составитель:

Артемьева Г.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития