Влияние стрессоров на учебную деятельность студентов

Влияние стрессоров на учебную деятельность студентов

1. Программа социологического исследования влияние стрессоров на учебную деятельность студентов

Актуальность проблемы:

Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими братствами, клубами и весельем. Она кажется беззаботной и лёгкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться.

Студенты могут быть молодыми и потому переживать множество проблем, свойственных молодым людям; они могут быть уже взрослыми, и на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в университете — это стресс для многих студентов.

Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. Изучая студентов, Таувес и Коэн обнаружили, что они особенно подвержены хроническому стрессу из-за необходимости справляться с возрастными проблемами переходного периода. Кроме того, стресс может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь так же создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

Другие исследователи отметили у студентов проблемы с финансами, жильём, безопасностью, здоровьем.

Студенческая жизнь подразумевает повышенную ответственность за свою жизнь, появление новых друзей, обучение и приспособление к новой окружающей обстановке.

Специфическими стрессорами для студентов являются борьба за хорошую успеваемость, выполнение огромного домашнего задания, заведение новых друзей.

Многие студенты старше своих однокурсников, они могут стесняться своего возраста, многие уже начинают работать и учиться одновременно, что плохо сказывается и на том и на другом.

Представители других стран — иностранные студенты сталкиваются со стрессорами — расизм, языковой барьер, форма занятий. [6, 369 с.]

4 стр., 1556 слов

Теоретический анализ проблемы влияния аутогенной тренировки на ...

... рекомендации для студентов, находящихся в напряжённой ситуации предэкзаменационного стресса. Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональное состояние студентов в предэкзаменационный ... исследования 33 Заключение 46 Список используемой литературы 48 Введение Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного ...

В связи со всем выше сказанным целью нашего исследования является выявить основные стрессоры, влияющие на учебную деятельность студентов университета.

Степень разработанности проблемы исследования.

Основателем концепции стресса является канадский ученый, нобелевский лауреат Ганс Селье (ввел понятия адаптационного синдрома, болезней адаптации).

Селье определял стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Причем стрессом является все, что нарушает нормальное взаимоотношение организма со средой. Селье удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.

Если в начале своих исследований Г. Селье полагал, что стрессами являются только негативные события, то в своих последующих работах он предложил выделять две разновидности этого явления:

oДистресс — неблагоприятный стресс;

oЭустресс — положительный стресс, вызванный переживанием приятных событий.

Следует отметить, что явление стресса сначала было установлено в опытах на животных, и ученые не сразу осознали принципиальную разницу между животными и человеческими стрессами.

Американский профессор психологии Дэвид Майерс утверждает, что «стресс — это не стимул и не реакция. Это процесс, в ходе которого мы оцениваем ситуацию и боремся с возникшей опасностью».

Развивая учение Г. Селье, в применении к людям, Р. Лазарус в 1977 году ввел понятие «психологический стресс», определив его как комплексную реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позднее это определение было уточнено и психологический стресс стали определять как процесс, возникающий, в случае если личность оценивает требования социальной среды как превосходящие имеющиеся в наличии ресурсы. Основным компонентом стресса является потеря контроля над ситуацией и сопровождающая ее беспомощность.

Бодров В.А. рассматривает психологический стресс как функциональное состояние организма и психики, которые характеризуются существенными нарушениями психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности).

Помимо термина «психологический стресс» в литературе так же применяется термин «эмоциональный стресс»:

Эмоциональный стресс — это состояние тревоги, конфликта, эмоционального расстройства, когда человек сталкивается с реальными психологическими трудными ситуациями, либо считает их не разрешимыми.

Среди свойств личности, обуславливающих вероятность возникновения стресса, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, известных как реакции тревоги. Под тревогой понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Это ощущение служит сигналом, свидетельствующем о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов.

4 стр., 1636 слов

Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения

... преподавателей вуза, так и соответственно улучшение качества обучения студентов. Основные характеристики инновационной деятельности педагога Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от ... технологии, содержательные программы и т.п. " Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ...

Данной проблемой занимались следующие психологи: Уолтер Кэннон, Ганс Селье, Леонид Александрович Китаев-Смык, Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Юрий Иосифович Александров и пр.

Цель: является выявить основные стрессоры, влияющие на учебную деятельность студентов университета.

Объект: учебная деятельность студента.

Предмет: влияние стрессоров на учебную деятельность студентов.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что помимо таких стрессоров как сильная учебная нагрузка и сдача экзаменов на учебную деятельность студентов университета влияют так же и другие не менее важные стрессоры, например проблемы с финансами, жильём, безопасностью, здоровьем.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

— Выявить основные проблемы, с которыми наиболее часто встречаются студенты при обучении в университете и в повседневной жизни;

— Определить, как проблемы, с которыми наиболее часто встречаются студенты при обучении в университете и в повседневной жизни, влияют на их учебную деятельность и учебные обязанности;

На основании результатов исследования дать рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов.

Операционализация понятий:

Высшее учебное заведение — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.

Студент — учащийся высшего учебного заведения. Студенты очного отделения обычно посещают высшие учебные заведения, где слушают лекции, участвуют в семинарах, после чего сдают зачёты и экзамены. Они выполняют курсовые работы и участвуют в практике по специальности, а по окончании соответствующей ступени обучения выполняют дипломную работу. Для заочного и вечернего обучения используются несколько иные правила: студенты являются слушателями более сжатого курса лекций, а студенты-заочники нередко приезжают в учебное заведение только для сдачи экзаменов.

20 стр., 9861 слов

Психолого-педагогические аспекты учебной деятельности студентов

... мастерства будущих преподавателей психологии. Формирование системного подхода к педагогической деятельности. Задачи педагогической практики: Изучить психолого-педагогические аспекты учебной деятельности студентов, ее основных характеристик, структуры и содержания. Изучить различные направления ...

Стресс — это генетически закрепленные комплексы реакций, имеющих адаптивное значение из-за опережающего включения механизмов, подготавливающих организм к той или иной реакции еще до осознания стрессора.

Стресс — это самостоятельный психофизиологический процесс, обеспечивающий определенный уровень активности организма. Эмоции, тревоги, напряжения вторичны по отношению к нему.

Эмоциональный стресс — это состояние тревоги, конфликта, эмоционального расстройства, когда человек сталкивается с реальными психологическими трудными ситуациями, либо считает их не разрешимыми.

Стрессор — это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессоры, к которым человеческий организм приспособился в результате эволюции — это различные факторы, угрожающие безопасности.

Стрессоустойчивость — представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.

) эмпирическая и операциональная интерпретация.

а) степень влияния стрессоров на учебную деятельность студентов;

— очень часто нахожусь под влиянием стресса;

нахожусь под влиянием стресса только в отдельных ситуациях;

затрудняюсь ответить;

в наименьшей степени подвергаюсь стрессу;

никогда не подвергаюсь влиянию стресса.

б) стрессоустойчивость студентов во время учебной деятельности;

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что помимо таких стрессоров как сильная учебная нагрузка и сдача экзаменов на учебную деятельность студентов университета влияют так же и другие не менее важные стрессоры, например проблемы с финансами, жильём, безопасностью, здоровьем.

Методы сбора информации:

1. Теоретические методы:анализ и синтез литературных источников, метод индукции и дедукции,системный и дифференциальный анализ, статистический анализ.

2. Эмпирической базой исследования послужили:

данные вторичного анализа статистических материалов;

8 стр., 3769 слов

Формирование профессиональной компетенции как способа решения ...

... профессиональной компетенции как способа решения проблемы профессионализации деятельности педагога. Структура исследования соответствует цели и задачам и ... можно сделать вывод, что наиболее общими характеристиками человеческой трудовой деятельности являются следующие: профессионализация ... как "инструментальная деятельность, осуществляемая людьми с целью сохранения и продолжения жизни и направленная ...

материалы анкетного опроса студентов СибГИУ города Новокузнецка. Тип выборки — стихийный отбор (n = 100);

данные экспертного опроса методом интервью. Тип выборки «снежный ком» (n=10);

студент учебный университет

2. Рабочий план

№ п/пНаименование мероприятияСроки исполненияПримечанияЭтап подготовки к полевому исследованию1Обсуждение и утверждение программы и методического инструментария исследованияКонсультации со специалистами по теме исследования2Тиражирование методического инструментария для массового сбора информации100 анкет, 10 планов интервьюЭтап полевого исследования3Согласование организационных вопросов полевого исследования с руководителями СибГИУ, где будет проводиться исследованиеКонсультации с руководителями СибГИУ г. Новокузнецка4Подготовка респондентов к исследованиюСообщения на собраниях5Массовый сбор первичной информацииАнализ результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций6Анализ результатов исследования и подготовка предварительного отчета7Научное обсуждение предварительного отчета, выводов и рекомендаций по итогам исследованияС руководителем8Доработка и утверждение окончательного отчета, выводов и рекомендаций по итогам исследованияС руководителем

3. Выводы

Выявление основных проблем, с которыми наиболее часто встречаются студенты при обучении в университете и в повседневной жизни, а так же выявление того, как эти проблемы влияют на учебную деятельность и учебные обязанности студентов:

В рамках анкеты (приложение 1) мы получили следующие данные: большинство испытуемых (51,4%) из всех опрошенных респондентов не задумываются, о том, как стресс влияет на их жизнь, но при этом большая часть из них (59,5%) задумывается о том, как стресс влияет на их здоровье.

Испытуемые (67,6%) из всей выборки редко испытывают беспричинное чувство тревоги, и не боятся за то, что не смогут справиться со стрессом и это отразиться на их здоровье и учебе (70,3%).

При этом большая часть респондентов (59,5%) говорит о том, что легко справляются со стрессом, когда он возникает. Интересно то, что абсолютно все студенты (100%) никогда не обращались за профессиональной помощью к психологу.

На вопрос часто ли вы прибегаете к алкоголю, сигаретам и снотворному, чтобы расслабиться после напряженного учебного дня большинство испытуемых, из всех опрошенных, ответило — «нет» (91,9%).

Согласно результатам исследования большинство студентов, из всех опрошенных респондентов, наиболее всего беспокоят проблемы в учебной деятельности (59,5%), остальные озабочены проблемами в повседневной жизни (40,5%).

4 стр., 1863 слов

Психологические индикаторы проблем визуальной коммуникации субъекта ...

... процессе визуальной коммуникации у субъекта профессиональной деятельности. С нашей точки зрения, существующую проблему необходимо решать с учетом конституционально-континуальных ... психодиагностики включало группу экспертов-наблюдателей. Анализ психотипологической и личностной структуры испытуемых продемонстрировал следующие результаты: представители мозаичного психотипа составили 5% ...

Интересно, что в отличие от остальных факультетов, экономисты более обеспокоены повседневными проблемами (21,6%), а вот механики (29,7%) более всего переживают за учебные проблемы.

Испытуемые со всех факультетов отмечают, что наиболее часто сталкиваются со следующими проблемами в учебной деятельности: проблемы связанные с личностными особенностями характера, типом нервной системы испытуемых — трудности с концентрацией внимания во время предмета, лень, утомляемость, непонимание материала, сильное волнение перед ответом, трудности с запоминанием, сложности с разбиранием своего почерка, отсутствие интереса, плохая самоорганизация (51,4%); нехватка времени (24,3%); непонимание с преподавателем (10,8%).

На вопрос, с какими проблемами вы наиболее часто встречаетесь в повседневной жизни, большинство испытуемых, из всей выборки исследования, утверждает, что у них нет проблем (27%).

Экономисты и металлурги выделяют следующие проблемы: проблемы связанные с личностными особенностями характера, недосыпание, усталость, нерешительность, страх быть не успешной, лень, отсутствие интереса; нехватка времени. Металлурги так же еще выделяют непонимание окружающих (8,1%).

У механиков имеются проблемы с финансами (13,5%), проблемы со здоровьем (5,4%); бытовые проблемы (2,7%).

При ответе на вопрос влияют ли эти проблемы (проблемы в учебной деятельности и проблемы в повседневной жизни) на ваши учебные обязанности, учебную деятельность, меньше половины всех испытуемых, из всех опрошенных, говорят о том, что эти проблемы не влияют (37,8%).

Студенты с механического факультета, кто отметил проблемы в учебной деятельности, говорят, что эти проблемы выбивают их из колеи, сопутствуют желанию не учиться. Тех, кого наиболее всего беспокоят проблемы в повседневной жизни, отмечают, что эти проблемы влияют на их учебные обязанности, учебную деятельность тем, что отнимают много времени от учебы, часто многое не делают из того, что могли бы сделать, возникают проблемы в личной жизни. Студенты с экономического факультета, кто отметил проблемы в учебной деятельности, говорят, что из-за этих проблем они многое не успевают, возникают сложности в распределении времени, начинают переживать. Тех, кого наиболее всего беспокоят проблемы в повседневной жизни, отмечают, что эти проблемы влияют тем, что им трудно сосредоточиться на учебе. Студенты с металлургического факультета, кто отметил проблемы в учебной деятельности, говорят, что из-за этих проблем многого не успевают по учебе. Тех, кого наиболее всего беспокоят проблемы в повседневной жизни, отмечают, что эти проблемы влияют на их учебные обязанности, учебную деятельность тем, что отнимают много времени от учебы, отвлекают, тревожат, возникают трудности с сосредоточением на учебе.

Данные исследования показывают, что у большинства студентов из общей выборки (56,8%) имеются трудности с успеваемостью в учебной деятельности.

22 стр., 10642 слов

Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных ...

... проблемы, решение которых, способствует использованию психологических знаний в реальной деятельности предприятий и организаций. При этом перечень тем дипломных работ (направление дипломных исследований) ежегодно объявляется студентам ... 35 Критерии оценки дипломных работ по специальности «Психология» …………………………………………….. 38 Литература ……………………………….……………………. 42 Приложения ……………………………………………………… 43 ...

Можно отметить, что в не учебное время испытуемые увлекаются наиболее всего музыкой (35,1%), общением (29,7%), спортом (29,7%) и кино (21,6%).

Так же студенты с механического факультета говорят о том, что работают (10,8%), ходят в театр (2,7%), любят сочинять стихи (2,7%).

Студенты с экономического в не учебное время увлекаются чтением (5,4%), кулинарией (2,7%), шопингом (2,7%).

При обучении в университете испытуемые (из всей выборки) наиболее всего сталкиваются с нехваткой времени (32,4%) и с проблемами связанными с личностными особенностями характера, типом нервной системы испытуемых — отсутствие интереса, отсутствие самоорганизации, утомление, лень, непонимание материала, страх перед преподавателем, страх отвечать на занятии (32,4%).

Экономисты отмечают загруженность учебными делами (10,8%).

Металлурги (5,4%), так же как и механики (10,8%) при обучении в университете встречаются с непониманием со стороны преподавателя. У некоторых студентов с механического факультета имеются проблемы с финансами (5,4%).

Небольшое количество испытуемых, из всех опрошенных респондентов, утверждают, что у них нет проблем (8,1%).

На вопрос имеются ли у вас проблемы в личной жизни, больше половины испытуемых говорят что нет (64,9%).

Также можно отметить, что у испытуемых имеются некоторые проблемы с финансами (40,5%), практически у всех отсутствуют проблемы с жильем (94,6%), у большинства испытуемых отсутствуют проблемы с безопасностью (89,2%), у 43,2% имеются некоторые проблемы со здоровьем. Больше половины испытуемых отмечают, что у них нет проблем с приспособлением к окружающей среде (70,3%), однако некоторые респонденты с механического (8,1%) и экономического (2,7%) факультетов говорят, что у них имеются некоторые проблемы, но лишь по началу.

Наиболее важными проблемами, которые существуют на данный период жизни у студентов механического факультета, которые они выделяют, следующие: проблемы с финансами (16,2%), окончание университета (10,8%), непонимание окружающих (5,4%), проблемы со здоровьем (5,4%), проблемы с учебой (5,4%), поиск хорошей работы (5,4%), проблемы связанные с личностными особенностями характера, раздражительность (5,4%).

Для металлургов наиболее важными являются окончание учебного года — сдача курсовой, экзаменов (5,4%); долги по некоторым учебным дисциплинам (2,7%); нахождение второй половинки (2,7%); тяжелое материальное положение (2,7%); отсутствие друзей (2,7%); нехватка времени (2,7%).

У экономистов — проблемы связанные с личностными особенностями характера, лень, переутомление от учебы, отсутствие интереса к факультету, определение своей позиции в обществе, самосовершенствование (10,8%); нехватка времени (8,1%); проблемы с учебой (8,1%); сдача сессии (2,7%); проблемы с климатом (2,7%).

Интересно то, что большую часть испытуемых (75,7%) все устраивает в их жизни, и часть из них считает (62,2%), что если даже что-то изменить — это все равно не избавить их от стрессовых состояний.

11 стр., 5139 слов

Психология посттравматического стресса

... студенты, слушатели должны: знать: задачи, методологические и теоретические основы психологии посттравматического стресса, их связь с другими науками и практикой; теоретические подходы к проблеме стресса и травматического стресса, ... знаний; иметь представление: об основных актуальных проблемах и достижениях в области психологии посттравматического стресса; об основных направлениях и содержании ...

Таким образом, исходя из полученных результатов, проведенного исследования, можно сделать вывод: при обучении в университете студенты наиболее всего сталкиваются с нехваткой времени и с проблемами связанными с личностными особенностями характера, типом нервной системы испытуемых — отсутствие интереса, отсутствие самоорганизации, лень, непонимание материала, страх перед преподавателем, страх отвечать на занятии. Большинство опрошенных студентов беспокоят проблемы в учебной деятельности.

Испытуемые со всех опрошенных факультетов отмечают, что часто сталкиваются со следующими проблемами в учебной деятельности: проблемы связанные с личностными особенностями характера, лень, сильное волнение перед ответом, трудности с запоминанием, отсутствие интереса, плохая самоорганизация; нехватка времени; непонимание с преподавателем.

Для более детального изучения влияния стрессоров на учебную деятельность студентов, в городе Новокузнецке, проведен экспертный опрос. Отбор экспертов проводился методом «снежного кома». В опросе приняло участие 10 экспертов: 2 начальника центра психолого-медико-социального сопровождения «Семья», начальник центра психолого-медико-социального сопровождения «Дар», 4 начальника комитета по делам молодежи администрации г. Новокузнецка, руководитель центра психоанализа и продуктивного образования, 2 руководителя центра психолого-педагогической помощи.

Эксперты считают, что в психологии существует достаточно выраженный интерес к феномену учебного стресса, эта тема является достаточно актуальной в наши дни. Для периода юности характерны частые стрессы, связанные с поступлением в университет, с интенсификацией учебного процесса, с переходом на новые формы обучения, с длительностью учебной недели, зачётами, экзаменами, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями. К этому добавляются постоянные стрессы в повседневной жизни — нехватка денег, проблемы со здоровьем и т.д. Часто стресс порождает неуверенность в будущем. Так же стресс в этот период сопровождает кризис юности, который связан с расхождением образовательной системы и системы взросления.

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

По мнению экспертов, существует множество методов борьбы со стрессом, к которым может прибегнуть студенты:

. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.

. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.

19 стр., 9448 слов

Объект исследования: психология стресса

... с низкой стрессоустойчивостью и т.д. Цель исследования: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости у младших школьников. Объект исследования: психология стресса. Предмет исследования: стресс и стрессоустойчивость и их проявления. Гипотеза исследования: ...

. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

. Общение с друзьями или другой приятной компанией.

. Хорошим лекарством от стресса является смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.

. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.).

Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.

Исходя из полученных результатов, проведенного исследования, можно сделать вывод о благополучном состоянии, хорошей адаптации в университете, дружеских взаимоотношениях с одногруппниками, у большинства студентов со всех опрошенных факультетов. Можно отметить высокую мотивацию к учебной деятельности у студентов.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Мы определили, что помимо таких стрессоров как сильная учебная нагрузка и сдача экзаменов на учебную деятельность студентов университета влияют так же и другие не менее важные стрессоры: проблемы связанные с личностными особенностями характера, типом нервной системы испытуемых; проблемы с финансами; проблемы со здоровьем; бытовые проблемы.

Список использованной литературы

1.Автаева И.В. Образовательная программа: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при подготовке к ответам на уроках, выступлениям, экзаменам [Электронный ресурс]: МОУ «Гимназия №48 (многопрофильная)» — Талнах, 2005. — Режим доступа:

2.Боканова О.М. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы у студентов вечернего отделения в период экзаменационной сессии // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. — М., 1974. — 130 с.

3.Бохан Т.Г., Непомнящая В.А. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие. — Томск.: Издательство Томского университета, 2003. — 225 с.

.Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).

— М.: Изд-во Московского университета, 2007. — 200 с.

.Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. — М.: Академический Проект: Трикста, 2006 — 256 с.

.Гринберг Дж. Управление стрессом. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 496 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

.Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2007. — 950 с.

.Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. — М., 1988.

.Зараковский Г.М. Рецензия на книгу В.А. Бодрова «Психологический стресс: развитие и преодоление» // Психологический журнал. — 2006. — Т.27 — №5. — С. 124-126

.Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. — 2-е изд. — Мн.: «Попурри», 2006. — 848 с.

.Маклаков А.В. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 583 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

.Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. — СПб.: Речь, 2004 — 480 с.

.Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).

.Психофизиология: Учебник для вузов / Под. Ред. Ю.И Александрова. — 3-е изд., доп. и переаб. — СПб.: Питер, 2007. — 464 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

.Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М., 1999.

.Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: «Прогресс», 1979 — 120 с.

.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Обучение и здоровье. Воронеж, 2000.

.Фонтана Д. Как справиться со стрессом. — Пери Г. Как справиться с кризисом. — Брум А., Джеллико Х. Как жить с вашей болью: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 352 с.

.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 208 с.

.Щербатых Ю.В. Психология стресса. — М.: Эксмо, 2005. — 304 с.

.Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

.Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000.