Диагностика к экзамену

Диагностика уровня развития музыкальных способностей дошкольников

Структура музыкальных способностей.

1.Анализ муз-педагогической и психологической литературы показывает, что в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей.

Теплов Б.М.: ладовое чувство + слуховые представления + чувство ритма + эмоциональная отзывчивость на музыку как основа музыкальности.

Тарасова К.В.:

  1. эмоциональная отзывчивость – главный показатель музыкальности;
  2. + познавательные музыкальные способности – сенсорные, интеллектуальные + частные способности.

К сенсорным она относит: музыкальный слух: мелодический, тембровый, динамический, гармонический;

К интеллектуальным: музыкальное мышление (репродуктивное и продуктивное) + муз память, + муз воображение;

К частным способностям относятся: абсолютный слух, сенсомоторные исполнительские данные.

Исследованиями Ветлугиной Н.А. и ее сотрудников была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности дошкольников: восприятия, исполнения, импровизации (сочинения) музыки. Структуру муз способностей, по их мнению, составляют:

— способность целостного и дифференцированного восприятия музыки;

— исполнительские способности (чистота певческой интонации, согласованность и выразительность пластических движений; способность творческого воображения, проявляющаяся в песенных, инструментальных, танцевальных (пластических) импровизациях.

Анисимов В.П. Структурные компоненты музыкальности: звуковысотное, темпо-ритмическое, динамическое, тембровое чувство + формообразующее чувство + эмоциональная отзывчивость на музыку как центр музыкальности.

2. Психодиагностика (от греч. psyche– душа, diagnosis — распознавание) – раздел психологии, изучающий принципы, методы выявления индивидуально-психологических особенностей человека.

Педагогическая диагностика осуществляется на основе принципов, методов диагностических исследований, разработанных в психологической науке.

17 стр., 8171 слов

Вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальных занятиях

... структуру музыкальности автор включает шесть частных способностей, составляющих ее ядро: музыкальный слух, музыкально-ритмическая способность, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная память, музыкальное мышление, музыкальное ... специальные компоненты музыкальности, как динамическое и тембровое чувство. А чувство целого, по-видимому, следует понимать как чувство музыкальной формы. Кроме ...

Диагностика как научная область психологии и педагогики дает в руки педагогу «инструменты» измерения тех или иных параметров музыкальных способностей детей, позволяет выявить как сильные, так и слабо развитие их компоненты. Это необходимо для того, чтобы педагог мог выявить реальное состояние искомого качества у детей и направить свою профессиональную деятельность на организацию соответствующей помощи ребенку.

Анализ современной музыкально-педагогической практики определяет области применения музыкальной диагностики:

Планирование, осуществление и оценка качества музыкального воспитания и обучения не может осуществляться без достоверной информации о предпосылках, ходе и результатах музыкального развития ребенка (или группы детей);

— Диагностические методы необходимы при решении вопроса о специальном (для одаренных детей), общем или коррекционном музыкальном образовании ребенка;

— Управление муз-педагогическим процессом нуждается в соответствующей сравнительной информации эффективности традиционных и инновационных технологий музыкального образования (АнисимовВ.П. Диагностика муз способностей детей – М., 2004).

Задачи современной диагностики направлена на то, чтобы по возможности дифференцированно изучить уровень развития каждого структурного компонента музыкальности ребенка. Это позволяет не только прогнозировать потенциал изучаемого качества (свойства личности), но и более точно определить содержание последующей работы (Анисимов, стр 53).

Потребность в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей является актуальной прежде всего для практикующих музыкантов.

Существуют стандартные условия проведения диагностики:

подготовка диагностического исследования (подбор музыкального материала, разработка критериев оценки и т.д.);

проведение диагностики и фиксирование данных (описание процедуры, протоколирование и регистрация хода диагностического исследования);

анализ данных Что диагностируем?

4 стр., 1697 слов

Диагностика соц. пед

Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. Анализ общей и педагогической литературы показывает, что диагностика получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Наиболее известными сегодня являются такие ее разновидности, как «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика ...

Определение объектов диагностики – это ответ на вопросы: «Что развивать?» и «Что диагностировать?». Определение метода диагностики – это ответ на вопрос «Как изучать и с помощью каких средств?».

Анисимов В.П. отмечает (это подтверждает практика) , что, как правило, при традиционной диагностике муз способностей не учитываются:

— основной компонент музыкальности – эмоциональная отзывчивость на музыку;

— личная потребность в восприятии музыки и музицировании, т.е. мотивация ребенка;

— уже имеющийся опыт исполнительской деятельности и способность к творческому самовыражению – музыкальная креативность ребенка. Таким образом, ценностные ориентации практически не принимаются в расчет.

3. Барышева Т.А. (зав кафедры эстетического воспитания института Детства РГПУ им. А.И. Герцена) в качестве объектов диагностики развития ребенка в сфере художественного воспитания выделяет следующие:

Мотивация (эстетические, художественные интересы, потребности); общие (универсальные) художественные способности; креативные свойства личности; специальные художественные способности (Диагностика эстетического развития личности – СПБ, 1999, стр. 6).

С помощью средств диагностики определяется результативность педагогических и художественных воздействий, отслеживается динамика и процесс музыкально-эстетического развития личности, осуществляется коррекция. Многие диагностические методы могут использоваться в качестве технологий и средств активизации эстетического развития личности (т.е. как обучающие)..

Существуют различные уровни диагностики:

Компонентная диагностика (срезы отдельных компонентов);

Структурная диагностика (срезы по нескольким компонентам);

Системная диагностика (комплекс методик по всем компонентам).

Прогнозирование (прогностические методы), стр. 7.

Можно сказать, что, в идеале в ДОУ должна проводиться системная диагностика.

Изучение эмоциональной отзывчивости на музыку возможно в процессе музыкальной деятельности, в том числе музыкально-игровой деятельности, продуктом которой могут быть как вербальные (понятийные, словесные), так и невербальные: двигательные и изобразительные — пластические движения, цвет, рисунок.

Барышева Т.А., исследовавшая эмоциональные состояния детей младшего школьного возраста в ситуации восприятия музыки, предлагает уже апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя методы моделирования музыки: цветовое, пластическое, графическое моделирование, а также «словарь эстетических эмоций». Они могут быть адаптированы и с успехом применяться в музыкальной диагностике детей дошкольного возраста.

24 стр., 11690 слов

Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

... любви. Рассмотрим подробнее, какое влияние способна оказывать музыка на детей. Развитие эмоциональной сферы Слушая классическую музыку, ребенок учится чувствовать настроение, улавливать вибрации, исходящие ... поведения и проявления эмоциональных состояний, осуществления самостоятельного выбора игровых действий. Диагностика эмоциональных состояний возможна на трех уровнях: . адаптивно-мобилизирующем ( ...

1.Правомерность использования метода цветового моделирования с целью выявления эмоционального состояния в ситуации восприятия музыки (проще — восприятия музыкального образа) подтверждено рядом экспериментальных работ, в которых подчеркивается связь цвета с эмоциями, возможность цвета воздействовать на эмоциональную сферу человека ( в том числе ребенка) и вызывать определенные состояния — Ф. Люшер, Л.Е. Ольшанникова, А.А. Мелик-Пашаев и др. (стр. 25).

Для диагностики эмоциональных переживаний – «эмоциональной программы» в ситуации восприятия музыки ( восприятия музыкального образа) она предлагает :

  1. выбор цвета из предложенных педагогом;
  2. выбор цветовой композиции;
  3. создание собственной цветовой композиции.

Для того, чтобы метод действовал эффективно, необходимо сформировать у детей осознанное отношение к цвету как к средству эмоциональной выразительности. С этой целью педагог рассказывает детям сказку о волшебной комнате, которая обладает чудесным свойством: « Когда в эту комнату входит человек, то комната расцвечивается в те цвета, которые соответствуют настроению входящего в нее человека. Если в комнату входит человек, у которого радостное, веселое настроение – в какой цвет окраситься комната? А если у человека настроение грустное, печальное? Практика показывает, что созданная таким образом установка является эффективной.

Далее детям предлагается один из вариантов исследования. После прослушивания 2-х контрастных произведений (или фрагментов) по отдельности дети выбирают или цвет из предложенного цветового набора Люшера (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый и черный), или выбирают одну из 2-х иллюстраций контрастной цветовой гаммы, или могут «стать художниками» и нарисовать музыку, которую они прослушали. Музыкальные фрагменты в последнем случае проигрываются неоднократно в процессе рисования.

В соответствии со значениями основных цветов Люшера оценивается цвет или цветовая гамма, выбранная ребенком, их соответствие характеру музыки.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон Качество ... со всеми заданиями 5 Эмоциональна, музыкальна, чутко чувствует музыку a - g² Уверенный, звонкий Открытая, идет на ... развитая девочка с хорошей успеваемостью. Быстро схватывает. Очень любит музыку, ходит в музыкальную школу. Хорошая пластика – занимается ...

Пластическое моделирование музыки. (Моделирование — перевод эмоционального содержания музыки в другой художественный ряд, в данном случае – в пластику).

Этот метод имеет свои основания в области психологии эмоций, эстетического и художественного развития детей (К. Орф, Э.Ж. Далькроз, С.Д. Руднева, Г.А. Ильина и др.).

«Все, что слышит ребенок в музыкальном звучании, вызывает у него ответные двигательные реакции..» (Ильина Г.А. К вопросу о формировании музыкальных представлений у дошкольников // Вопросы психологии – 1959, № 5.).

Процедура и методика проведения исследования проста. Детям предлагается прослушать и отразить в движении услышанную музыку. Музыкальный фрагмент повторяется 2 раза. При 1-м прослушивании ребенок внимательно слушает музыку, при 2-м прослушивании выполняет пластические движения, соответствующие, по его мнению, характеру музыки. При затруднении ребенка с выбором движения фрагмент можно повторить.

При анализе результатов исследования принимается во внимание: соответствие движений ребенка характеру музыки, ритмичность движений, однотипные – разнообразные движения, изменения движения с изменением характера музыки.

Графическое моделирование музыки – доступный метод диагностики (и обучения).

Наиболее эффективный – метод линеограмм. Метод линеограмм процессуальный, динамичный, вполне соответствует специфике музыки как виду искусства (Впервые ввел в экспериментальную практику В.Вундт и его ученики).

Они пришли к выводу, что испытуемые способны выражать различные эмоциональные состояния и их динамику с помощью линий различной формы. Правомерность этого метода была подтверждена отечественными учеными: Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым, Т.Е. Овчинниковой, И.Л. Вахзнянской и др., в работах которых было доказано, что процесс осознания переживаний, связанных с восприятием музыки у детей, идет через осознание собственных, непосредственно возникающих выразительных движений в процессе слушания музыки. В графическом изображении детей интуитивно отражаются: динамика развития эмоциональных переживаний; сила звучания (нажим карандаша), темп (характер движений); звуковысотная линия мелодии (направление линии); ритмическая пульсация, акценты.

11 стр., 5223 слов

Восприятие музыки детьми с овз

... Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки — характера ... развитие творческих способностей детей. В основе любой системы работы лежит диагностика. Полученные данные помогают правильно спланировать работу по формированию творческих способностей детей, подобрать репертуар, соответствующий уровню развития ...

При подготовке к исследованию детей ориентируют на то, что разное эмоциональное содержание (характер мелодии…) требуют для отражения различного рисунка линий. Детям показывают, что мелодию спокойной песенки можно изобразить плавной линией и т.д. Затем детям предлагается прослушать музыкальный фрагмент (мелодия, муз произведение) и при повторном прослушивании отразить в линии их особенности.

2. Тарасова К.В. Диагностика муз способностей детей. Ее методика основывается на данных ее же исследования, результаты которого отражены в книге «Онтогенез музыкальных способностей».

Разработанная буквально в последние годы, предлагаемая ею методика достаточная проста и предназначена (что существенно!) для детей разных возрастных групп (см. ксерокопию).

Анисимов В.П. предлагает оригинальную авторскую разработку на основе известных и модифицированных тестов изучения структурных компонентов музыкальности. Он полагает, что при изучении музыкальных способностей тесты должны отвечать следующим условиям: должны быть применимы для массового исследования; должны давать сравнимые между собой результаты, должны учитывать специфику музыкально-мыслительной деятельности (музыкально-познавательной деятельности), стр. 60.

Игры-тесты на выявление уровня развития чувства метра (см. отсканированные материалы в Технической лаборатории)

1. Шаги великана – Тома и гнома, стр 65

2.Настоящий музыкант (!!если дети уже имели опыт игры с муз руководителем в 4 руки), стр 66

3.Дождик, стр 67 (!!аналогично предыдущему тесту).

Тесты-игры на изучение чувства ритма

1.Ладошки, стр 68. 2.Воспроизводящий тест, стр 69

Тестирование звуковысотного чувства

1.Кот и котенок, стр 71. 2.Куда идет мелодия?, стр 72

3. Гармонические загадки, стр. 72. 4.Повтори мелодию, стр.74

Диагностика чувства тембра

1.Тембровые прятки, стр 77

Диагностика динамического чувства

1.Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо», стр. 78

Диагностика чувства муз формы

Тест-игра «Незавершенная мелодия»?, стр 79

+ см. Статью Е.В. Пономаревой «Диагностика уровня муз развития детей дошкольного возраста» (Тех лаборатория)

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

4.При планировании диагностических исследований муз руководитель ориентируется на рекомендуемые городским методическим кабинетом рекомендации, но жесткой регламентации нет и музыкальный руководитель вправе самостоятельно определять – какие компоненты музыкальных способностей исследовать и какие методики использовать. + См. статью Пономаревой об особенностях музыкальной диагностики в ДОУ.

ПРИ ответе на билет достаточно перечислить различные подходы к структуре музыкальных способностей, назвать диагностические методики (…) с 1-2-мя примерами и сосредоточиться на собственной диагностике, которую вы проводили в детском саду.

КОРРЕКТ! Это вам в помощь. Здесь точнее и яснее.

Диагностика– это процедура выявления уровня музыкального развития ребенка. Педагогическая диагностика является одним из видов профессиональной деятельности музыкального руководителя и осуществляется на основе принципов и методов диагностических исследований, разработанных в психологической науке.

Диагностика особенно важна для практикующего музыканта. Она позволяет выявить как сильно, так и слабо развитые компоненты музыкальности. Это необходимо для того, чтобы педагог мог направить свою профессиональную деятельность на организацию соответствующей помощи ребенку. Диагностика также выполняет прогностическую функцию – возможность прогнозировать дальнейшее развитие той или иной способности.

В ДОУ диагностика уровня развития муз способностей проводится 2 раза в год – в начале и в конце года. Методический кабинет (района, города) может предложить в качестве рекомендаций (может рекомендовать) ту или иную методику проведения диагностики, но не ограничивает свободу выбора муз руководителя. Он может использовать любую методику, в том числе собственную.

Самыми современными на сегодняшний день являются методики К.В. Тарасовой и В.П. Анисимова, есть методические разработки у Радыновой О.П., Ветлугиной Н.А..

Диагностические методики отличаются друг от друга. Это обусловлено не только подходами авторов к проведению исследований, но и тем, что до настоящего времени в теории музыкального образования нет единого определения структуры музыкальности. У Теплова Б.М. музыкальность включает в себя: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма, музыкально слуховые представления.

У Тарасовой К.В. музыкальные способности разделяются на познавательные — сенсорные, интеллектуальные и частные музыкальные способности.

К сенсорным (познавательным) способностям она относит музыкальный слух: мелодический, тембровый, динамический, гармонический;

К интеллектуальным: музыкальное мышление + муз память, + муз воображение;

К частным способностям — абсолютный слух, сенсомоторные исполнительские данные.

У Анисимова В.П. в структуру музыкальности входят: звуковысотное, темпо-ритмическое, динамическое, тембровое чувство + формообразующее чувство + эмоциональная отзывчивость на музыку как центр музыкальности.

2).

Существуют стандартные условия проведения диагностики:

подготовка диагностического исследования (подбор музыкального материала, разработка критериев оценки и т.д.);

проведение диагностики и фиксирование данных (описание процедуры, протоколирование и регистрация хода диагностического исследования);

анализ данных

(Определение объектов диагностики – это ответ на вопросы: «Что развивать?» и «Что диагностировать?». Определение метода диагностики – это ответ на вопрос «Как изучать и с помощью каких средств?»).

Наиболее систематизированной, на мой взгляд, является методика Тарасовой К.В. Помимо диагностики музыкальных способностей она включает в себя диагностику музыкально-творческих способностей детей, что отвечает веяниям времени и направленности современного музыкального образования на музыкально-творческое развитие детей.

Для примера приведу перечень заданий для детей по методике Тарасовой К.В. (берите любую группу), например, младшую:

При диагностике ладового чувства детям предлагается прослушать муз произведение. Уровень развития ладового чувства оценивается по следующим параметрам:

эмоц отзывчивость на музыку: слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения;

наличие любимых произведений: есть любимые – нет любимых;

узнавание знакомой песенки (узнает по мелодии, или узнает только со словами, не узнает)

При диагностике музыкально-слуховых представлений детям предлагается спеть знакомую песенку с сопровождением. Уровень развития музыкально-слуховых представлений оцениваются по следующим параметрам:

— чисто интонирует всю мелодию, чисто интонирует отдельные фрагменты мелодии, интонирует общее направление мелодии, интонирует 1-2 звука.

При диагностике чувства ритма детям предлагается:

1. воспроизвести в хлопках ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков).

Параметры оценки: точно воспроизводит ритм, воспроизводит метр, беспорядочные хлопки

2. отразить в движении характер музыки: движение соответствует характеру, не соответствует характеру музыки + движении соответствует ритму музыки – не соответствует ритму музыки

При диагностике уровня развития музыкального мышления (репродуктивного) детям предлагается прослушать муз произведение и определить его жанр (предлагается использовать картинки: танцует, поет, марширует) — Что можно под эту музыку делать?

Оценка: определяет — не определяет жанр

При диагностике продуктивного мышления предлагается задание: «Сыграй ты. Сочини свою музыку» (дети сочиняют музыку, под которую хорошо шагать, плясать, песенку)

Оценка: наличие музыкальной мысли, законченной музыкальной фразы – только ритм и элементы мелодии – мелодическое и ритмическое однообразие

Диагностика музыкальных творческих способностей включает в себя серию заданий:

Пение: задания на звукоимитацию + вопросно-ответные интонации

Игра на муз инструментах: задание – изобразить на инструменте звуки окружающего мира + импровизация

У Анисимова В.П. диагностика уровня развития музыкальных способностей детей основана на игровых тестах. Он использует классические задания: спой песенку, прохлопай ритм и др., но в игровой форме.

Например:

Тесты-игры на изучение чувства ритма

1.Ладошки, стр 68. 2.Воспроизводящий тест, стр 69

Тестирование звуковысотного чувства

1.Кот и котенок, стр 71. 2.Куда идет мелодия?, стр 72

3. Гармонические загадки, стр. 72. 4.Повтори мелодию, стр.74

Диагностика чувства тембра

1.Тембровые прятки, стр 77

Диагностика динамического чувства

1.Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо», стр. 78

Диагностика чувства муз формы

Тест-игра «Незавершенная мелодия»?, стр 79

+ см. Статью Е.В. Пономаревой «Диагностика уровня муз развития детей дошкольного возраста» (Тех лаборатория)

Достоверные результаты диагностики можно получить, опираясь не только на результаты диагностических заданий, но и наблюдая за музыкальными проявлениями ребенком в течение года.