Цели первой (теоретической) курсовой работы

Методические рекомендации

По содержанию и оформлению

Теоретической курсовой работы

Кафедра общей и социальной психологии

 

Уфа 2012

 

Пояснительная записка

Выполнение курсовых работ является необходимым элементом подготовки бакалавра психологии. Курсовая работа должна обеспечивать формирование способности к решению профессиональных задач в научно-исследовательской и практической области.

Для бакалавров психологии, в соответствии со стандартом, таким задачами являются:

— участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применение психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;

— изучение научной информации отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

— применение стандартизированных методик;

— обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.

 

Бакалавры по направлению 030300.62 — «Психология» выполняют три курсовые работы.

Первая курсовая работа выполняется на втором курсе. Ее основная задача — формирование и развитие у студентов исследовательских компетенций в области теоретического анализа психологических явлений. Содержание первой курсовой работы включает теоретическое исследование и разработку, на этой основе, схемы эмпирического исследования.

Вторая курсовая работа выполняется на третьем курсе. Ее основная задача формирование компетентности в организации и проведении эмпирического исследования, анализа полученных данных, осуществление их психологической интерпретации. Допускается выполнение второй курсовой работы на теоретической базе первой курсовой работы. Содержание второй курсовой работы включает теоретическое и эмпирическое исследование.

Третья курсовая направлена на обоснование эмпирического исследования, сбор и оформление первичных данных диагностического исследования (или констатирующего эксперимента) дипломной работы. Допускается выполнение курсовой работы на основе теоретической и эмпирической базы предыдущих курсовых работ. Содержание третьей курсовой работы включает: теоретическое исследование в соответствии с темой выпускной квалификационной работы, схему эмпирического исследования, описание методов и методик исследования, отчет о первичных данных эмпирического исследования.

 

4 стр., 1656 слов

Исследование эмоций в отечественной психологии

... Целью данной курсовой работы является изучение эмоций на основе исследований отечественной психологии. Объектом курсовой работы выступают эмоции как высшая психическая функция. Предмет исследования психологические ... адаптационное значение... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наша курсовая работа была приурочена к исследованию задач эмоций в российской психологии. К главным итогам работы, возможно, отнести такие аспекты: ...

Цели первой (теоретической) курсовой работы

1.Формирование профессиональных компетенций:

ПК-2 — отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико — статистической обработкой данных и их интерпретацией;

ПК-5- выявлению специфики психического функционирования человека с учетом возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

ПК-9 — применению знаний по психологии, как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;

ПК-10 — пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;

ПК-11 — участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии

 

2. Развитие общекультурных компетенций:

ОК-3 — владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

ОК-9 — проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.;

ОК-13 — использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации.

 

 

Общие принципы и подходы к изложению теоретического материала

Возможны разнообразные варианты написания обзора (описания психологического явления): исторический (хронологический), структурный, функциональный.

Исторический анализ представляет собой описание предмета, явления, проблемы в ее развитии. В такого рода описаниях прослеживается преемственность предмета исследования у различных авторов в различные периоды развития науки.

Структурное описание должно давать представление о составе, иерархии элементов изучаемого явления, месте изучаемого явления в системе структурных связей.

Функциональное описание показывает роль данного явления в общей организации психической деятельности при выполнении тех или иных задач; условия и особенности его существования и развития в процессе выполнения той или иной деятельности. Функциональное описание в большей степени обращено на раскрытие значения данного феномена в организации и функционировании психики.

К стилю изложения научной информации предъявляются определенные требования: точность, ясность, краткость. Точность понятий и выражений обеспечивает ценность и достоверность изложенной информации. Ясность – это умение излагать информацию простым и доступным языком. Краткость заключается в умении избегать повторов, излишней детализации.

Теоретическое исследование должно иметь характер аналитического описания. То есть, это не может быть просто текст по типу «у такого-то автора об этом написано то-то, а у такого-то это», а обязательно со своим выводом из приведенных позиций авторов.

3 стр., 1080 слов

Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.

... способен к какой-либо деятельности. Понятие способности является динамическим, т.е. существующим только в изменении, развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности. Способности — лишь возможность определенного ... создания творческих образов является типизация– выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Тип – это индивидуальный ...

Текст должен представлять собой изложение мыслей, подкрепляемое сведениями из первоисточников и/или прямым цитированием.

Здесь возможны два варианта написания: «тезис — обоснование» или «реферативный обзор — собственный вывод».

 

ПРИМЕР

 

«собственная мысль (тезис) — обоснование»

 

(ТЕЗИС) В составе действия П.Я.Гальперин выделяет две части: ориентировочную, в которой сосредоточено управление действием, и исполнительную, реализующей операции преобразования исходного материала в заданный продукт(знание, понятие, образ).

Ведущая роль отводится именно ориентировке, задающей смысл и качество всей деятельности субъекта, в том числе и мыслительной. (ОБОСНОВАНИЕ) Представляя соотношение ориентировочных и исполнительных компонентов в структуре действия, П.Я.Гальперин подчеркивает: «…Поскольку характер и успешность выполнения непосредственно зависит от ориентировочной части, основную задачу формирования действия составляет формирование его ориентировочной части…» [7 С.428]

 

Обоснование может не содержать прямых ссылок, а являться результатом обобщенного выражения некоторых общих теоретических положений. Тогда обоснование выглядит следующим образом.

 

(ТЕЗИС) С позиций когнитивной психологии и примыкающих к ней по методологическим установкам психологических интерпретаций процессов учения и обучения (гештальт-, системно-структурного, «информационного» подходов), учение и обучение непосредственно соотносятся с рассмотрением процессов получения, хранения и извлечения, кодирования, переработки и передачи информации, а сущность их связывается с особой функцией («деятельностью», «операциями») мышления («интеллекта») как такового, представляемого совокупностью «когнитивных» и «метакогнитивных» познавательных процессов, связанных с моделированием и схематизацией объектов, а также со структурированием, систематизацией, логическим оформлением сведений об объектах (ОБОСНОВАНИЕ) [17,22, 31,34].

 

«реферативный обзор — собственный вывод».

 

(РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР) Прежде чем начать рассмотрение концепций, раскрывающих различные положения относительно природы, изучения и развития одаренности, необходимо дать характеристику понятию «способность».

В отечественной психологии центральное место по разработке проблемы способностей занимают труды Б.М. Теплова. Под способностями понимаются …..

Способности, по мнению Б.М. Теплова, ….

Важным для понимания природы способностей представляются взгляды А.Н. Леонтьева. Автор утверждает, что способности – это …..

С.Л. Рубинштейн также уделял особое внимание проблеме способностей. Способность он понимает как ……… Рассматривая структуру способностей, С.Л. Рубинштейн выделяет …. Структура, предложенная С. Л. Рубинштейном, допускает ….

Видное место в области изучения способностей занимают труды Н.С. Лейтеса. Автор рассматривает…..

В.С. Юркевич обозначает собственное видение проблемы способностей. По ее мнению …… Собственную концепцию способностей предлагает

В.Д. Шадриков. Ключевым в определении способностей автор считает …..

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

... центра, имеющее отношение к игровой деятельности. Предмет исследования - социально - психологические особенности игровой деятельности личности. Цель исследования: изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека. Исходя из ... и способности, которые ему для этого необходимы и которые влияют в дальнейшем, на судьбу взрослой личности. Изучением игровой деятельности занимались ...

(СОБСТВЕННЫЙ ВЫВОД) Рассмотрение проблемы способностей в концепциях отечественных авторов позволило нам выделить следующие особенности: ….. » .

 

Содержание теоретического анализа

Первая часть теоретического анализа должна ответить на вопросы: «Что это такое? Как проявляется? Из каких компонентов состоит?».

Для решения этих задач проводят обзорный анализ отечественной и зарубежной литературы, научных словарей и т.п.

Проведенное исследование должно позволить сделать вывод о содержании, характеристиках и структуре данного явления, о том, как принято определять данное понятие в научной психологической литературе, через какие показатели его принято описывать.

Если анализ обнаружил противоречия в существующих определениях данного явления, это противоречие тоже должно быть отражено в выводах по данной части.

Дальнейший анализ направлен на получение ответа на вопрос «Каковы особенности функционирования данного понятия в интересующем нас аспекте (возрастном, профессиональном и т.п.)?»

Распространенной ошибкой бывает представление описания возрастных или иных особенностей явлений самих по себе. Например, в работе «Особенности Я-концепции младшего школьника» должен быть проанализирован не просто младший школьник, а именно те особенности этого возраста, которые наиболее значимы для развития Я-концепции. То есть именно те аспекты, которые уже выделены в предыдущем анализе как составляющие этого понятия.

Проведенное исследование должно позволить сделать выводы о операциональном определении теоретического конструкта: указать на явные (измеряемые) проявления данного явления у тех или иных субъектов в тех или иных условиях; отличительные особенности (критерии) уровневых характеристик в проявлении данного явления (например: адаптировать характеризуется…, неадаптивность — …).

Следующая частьтеоретического анализанаправлена на получение ответа на вопросы: «Какими методами это можно исследовать? Каким образом может быть измерено?».

Операционализированое определение понятия позволяет подобрать адекватные методы для его исследования. Фактически предмет исследования «просматривается» и «читается» не столько по определению понятия, но, в наибольшей степени, именно по набору конкретных исследовательских процедур.

В силу сложности предмета психологической науки, в психологических исследованиях применяется огромное разнообразие методов и методик. При подборе исследовательского инструментария следует учесть, что разные методы позволяют получить различные сведения о предмете исследования. При подборе методов исследования даже одного психологического явления необходимо учитывать многие факторы. Это могут быть особенности самого психологического явления, возрастно-психологические особенности субъекта, и особенности исследуемой ситуации. Одно и то же психическое явление может проявляться совершенно различным образом у одного и того же человека в различных формах его активности.

Например, исследование особенностей запоминания у человека в условиях учебной активности и в условиях случайного запоминания будут показывать совершенно различный результат. Точно так же, как и исследование объема оперативной памяти с использованием знакомого и незнакомого, осмысленного и бессмысленного материала. Методы исследования адекватные для взрослых могут оказаться совершенно непригодными для исследования того же явления у детей. В некоторых исследованиях значимым фактором может выступать пол, образование, принадлежность к той или иной социальной группе и т.п.

5 стр., 2205 слов

Теоретические аспекты проблемы содействия педагогам дошкольного ...

... данного исследования. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель управленческого содействия педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативной компетентности. Объектом исследования является процесс развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Предметом исследования ...

При анализе методов исследования наиболее информативны первоисточники теоретико-экспериментального характера. В таких работах бывает представлена схема исследования со всем ее элементами: от замысла к обоснованию выбранных методов и методик, состава выборки, к выводам.

Осбое внимание следует уделить обоснованию адекватности используемых методов предмету исследования.

Выбранные и обоснованные методы в дальнейшем нужно будет конкретизировать, через набор более частных операций (диагностических методик, формирующих или развивающих упражнений и т.п.).

При подборе этих частных процедур, например, диагностических методик, следует учитывать соответствие позиции разработчика методики методологической основе исследования.

Проведенный анализ методов исследования должен позволить сделать вывод об адекватных методах исследования и конкретных процедур: формирующих, диагностических, статистических.

 

Вывод по теоретическому исследованию

По результатам теоретического исследования делается общий вывод. Общий вывод не может быть представлен как механическая сумма частных выводов по каждому параграфу, поставленных еще раз, теперь уже вместе и в конце всего текста. Выводы по каждому параграфу должны быть синтезированы в общие выводы теоретического анализа.

Выводы пишутся в соответствии со следующей примерной схемой.

1.Описание современного состояния предмета исследования. Принятые в науке способы определения данного предмета, его структуры, функции.

2.Обоснование и определение в явном виде проблемы исследования.

3.Способы решения данной проблемы в рамках принятой теоретической основы и обоснование построения исследования на выбранной методологической основе.

4.Постановка задач эмпирического исследования.

 

ПРИМЕР

(СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ) Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Такое понимание одаренности предполагает построение ее анализа через рассмотрение способностей. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Показатели одаренности могут быть описаны в двух аспектах: мотивационном и операциональном. Операциональный аспект включает в себя способы деятельности, которые помогают ребенку более или менее успешно решать стоящие перед ним задачи. В эту группу показателей входят владение общим способом решения задач, поисковая активность, рефлексия способа действия, визуальное структурное мышление, внутренний план действия. Мотивационный компонент представляет собой совокупность учебно-познавательного, социального, внешнего мотивов и мотива стремления к одобрению.

(ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ) Одаренность, как компонент личности, развивается в различных видах деятельности. Являясь сложным системным образованием одаренность требует для своего развития выполнения разнообразных видов деятельности.

6 стр., 2988 слов

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

... особенно заботясь о завтрашнем дне. Мне было бы интересно полностью поменять сферу деятельности: да; не уверен; нет. Я считаю, что моя семейная жизнь не хуже, ... не уверен; не согласен. Не всегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногда необходимо приложить силу: согласен; нечто среднее; нет. Я любил школу: да; ...

(ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ) В настоящее время отмечается недостаточность знаний об эффективных для развития одаренности способах организации учебной деятельности младших школьников.

 

(ОБОСНОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВЫБРАННОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ) Развитие мотивационных и операциональных компонентов необходимо рассматривать относительно особенностей организации ведущей деятельности. В младшем школьном таковой выступает учебная деятельность.

(ФОРМУЛИРОВАНИЕ СПОСОБА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ) Одним из способов, позволяющих выявить эффективные для развития одаренности условия организации учебной деятельности может быть сопоставительный анализ особенностей развития операционального и мотивационного компонентов у младших школьников при обучении по различным образовательным технологиям. .

(ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Проведенный теоретический анализ позволяет поставить нам следующие задачи эмпирического исследования:

1. Провести анализ различий в способах организации учебной деятельности в системах Д.Б.Элькониа- В.В.Давылова и Л.В.Занкова.

2. Провести исследование различий в развитии мотивационных и операциональных компонентов одаренности у младших школьников, обучающийся по этим системам.

3. Провести сравнительный анализ различий в развитии одаренности у учащихся этих систем и выявить особенности развития одаренности у младших школьников при различной организации учебной деятельности».

 

 

Логическая схема исследования

В исследовательских работах, таких как курсовые, дипломные и диссертационные исследования, общая схема исследования описывается во «Введении». Схема вашего исследования должна быть представлена в такой же структуре.

Структура введения включает:

Актуальность.

Противоречия.

Проблему исследования.

Объект исследования.

Предмет исследования.

Цель исследования.

Гипотезу исследования.

Задачи исследования.

Степень разработанности.

Методологические основы исследования.

Этапы эмпирического исследования.

Методы исследования.

Методики исследования.

Описание выборки исследования.

Теоретическую значимость.

Практическую значимость.

Структуру работы

Первым пунктом «Введения» является «Актуальность». Размещенная в самом начале работы, до самого исследования, она, тем не менее, не может быть сформулирована в окончательном варианте до начала теоретического исследования. Технологически актуальность формируется в процессе теоретического исследования.

В «Актуальности» следует обосновать значимость исследований данного направления и обозначить актуальность того аспекта данного направления, который вы рассматриваете в своей работе.

ПРИМЕР

Тема: Формирование коммуникативной компетентности у студентов педвуза средством решения коммуникативных педагогических задач.

(АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ) «В современных условиях все большее значение приобретает умение эффективно общаться. Способность к эффективному общению является одной из важнейших детерминант успешности педагогической деятельности.

23 стр., 11394 слов

Исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей и типов ...

... подростков и типов темперамента 2.1 Описание выборки и методов исследования 2.2 Анализ результатов исследования 2.3 Комплекс рекомендаций по улучшению коммуникативных особенностей подростков Выводы по главе 2 Заключение Список литературы ...

В образовательных стандартах качество подготовленности выпускника вуза определяется через компетентности. Коммуникативная компетентность является основным фактором эффективного педагогического общения, относится к ключевым и является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога. В программах подготовки учителя в психолого-педагогическом блоке рассматриваются различные теоретические аспекты общения. Практика показывает, что студенты легко выделяют педагогические задачи и с трудом — коммуникативные. Вместе с тем успешность решения педагогических задач определяется их коммуникативным решением. В ходе обучения будущие педагоги приобретают теоретические знания о педагогическом общении. Однако традиционная методика проведения занятий не позволяет формировать коммуникативные умения и личностные качества, необходимые для эффективного педагогического общения. В современной подготовке педагога не уделяется достаточного внимания практической коммуникативной подготовке.

(ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Коммуникативная компетентность педагога проявляется и формируется через решение педагогических ситуаций. Ситуативная коммуникативная педагогическая задача возникает из педагогической ситуации и отражает ее свойства: сложность, неопределенность, изменчивость, динамичность. При высокой мотивации достижения планируемого результата, дефиците отведенного времени, такие характеристики среды создают условия для информационного невроза и даже приобретенной беспомощности. Мы считаем, что обучение эффективному решению ситуативных коммуникативных педагогических задач позволит развить коммуникативную компетентность и улучшить подготовку будущего педагога к профессиональной деятельности.

(АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ) В соответствии с вышеизложенным актуальным является создание программы формирования коммуникативной компетентности педагога посредством обучения решению ситуативных коммуникативных педагогических задач с использованием аудиовизуальных технологий».

Актуальность исследования может быть связана с ограниченностью имеющихся в науке объяснительных возможностей существующих психологических теорий, недостаточностью имеющихся представлений о содержании явления, потребностью в новых методах и методиках исследования, а также с появлением общественно значимых целей (новые образовательные стандарты, новые требования к квалификации специалистов и т.п.).

Противоречие.Противоречия отражают несогласованность между имеющимися потребностями науки и практики и возможностями в удовлетворении этих потребностей.

ПРИМЕР

«Таким образом, в современном профессиональном обучении студентов педвузов имеют место следующие противоречия:

— между коммуникативной природой профессии и преобладанием научно-предметного подхода к подготовке будущих учителей;

— между необходимостью приобретения студентами коммуникативных умений и недостаточной разработанностью методов формирования коммуникативной компетентности».

Проблема исследования. Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, породивший данное противоречие. В проблеме должны быть обозначены и пути ее решения.

ПРИМЕР

«Приобретению коммуникативных умений эффективного педагогического общения, формированию коммуникативной компетентности педагога способствуют методы активного социально-психологического обучения, в частности тренинг коммуникативной компетентности. в существующих тренингах коммуникативной компетентности учителя недостаточно представлен такой аспект педагогического общения как ситуативность (обусловленность изменчивостью, неоднозначностью педагогической ситуации).

Указанное противоречие требует внесения корректив в существующие программы тренинга коммуникативной компетентности и поиска новых его форм. Мы видим решение данной проблемы в применении задачного подхода».

Объект исследования.Это фрагмент реального мира, на который направляются исследовательские действия и усилия. Формулирование объекта исследования показывает ваше понимание предмета психологической науки в целом. Поэтому в качестве объекта должен быть представлен именно психологический (не физиологический, философский, педагогический, социальный) объект.

ПРИМЕР

«В качестве объекта исследования выступила коммуникативная компетентность студентов».

Предмет исследования.Часть (аспект изучения) данного объекта, свойство или отношение в объекте, которое подлежит глубокому специальному изучению.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать особенности психических явлений и состояний, особенности поведения, деятельности, общения и т.п., а также взаимосвязи и взаимные влияния психологических явлений.

ПРИМЕР

«Коммуникативная компетентность будущих педагогов и ее изменение под влиянием формирующего воздействия.»

Цель исследования. Конкретизирует тему вашего исследования, выраженную как будущий конкретный результат её изучения. Отвечает на вопрос «Для чего я делаю это исследование?». Явно обозначает то, чего вы желаете достичь.

ПРИМЕР

«Цель исследования-выявление эффективности развития коммуникативной компетентности будущих педагогов посредством обучения решению ситуативных коммуникативных педагогических задач».

ГипотезаЦелью научного исследования является проверка научной гипотезы. Научная гипотеза впрямую относится к новому знанию, которое по своему уровню влияет на содержание теорий.

Гипотеза должна содержать предположение в отношенииконкретных содержательных характеристик явления (измеряемых компонентов) и возможных взаимоотношениях (связях, различиях, особенностях и т.п.) между ними.

ПРИМЕР

«В своем исследовании мы предположили, что:

— обучение эффективному решению ситуативных коммуникативных педагогических задач должно способствовать развитию коммуникативной компетентности будущего педагога;

— под влиянием целенаправленного формирования понятийно-операциональной составляющей должна измениться и личностная составляющая коммуникативной компетентности».

Задачи исследования.

Задачи показывают движение исследователя по пути получения нового знания. Они отвечают на вопрос «Что нужно узнать сначала, чтобы, далее, появилась возможность узнать это?». Решение любой задачи предполагает получение конкретного результата, поэтому задачи формулируются по типу «проанализировать (исследовать, изучить и т.п.) и выделить (найти, составить, определить и т.п.)».

Общими задачами теоретического исследования являются:

1. Определить содержание, особенности, характеристики исследуемого предмета исследования, проведя анализ отечественной и зарубежной литературы

2. Проанализировать данный предмет исследования в контексте темы исследования и выделить его структуру (особенности функционирования, детерминанты, критерии и т.п.).

3. Построить схему эмпирического исследования.

Задачи имеют определенный осмысленный порядок, поэтому представляются нумерованным списком.

Степень разработанности. Задача этого компонента введения — показать основные направления исследований по данной проблеме. Здесь вы показываете ваше знание исследуемой проблематики. Здесь, простым перечислением с указанием авторов, определяются основные направления исследований по теме в классической и современной психологической науке.

Методологическая основа исследования.В отличии от «Степени разработанности» выявляет позицию в отношении методологии исследования данной проблематики. Тем самым, здесь недостаточно простого перечисления, а следует указать какие именно положения и принципы исследований данной тематики вы положили в основу собственного исследования.

ПРИМЕР

«Методологической основой исследования явились деятельностный подход к процессу обучения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн и др.), системный подход к анализу психических явлений (Б.Г.Ананьев, В.А.Ганзен,Б.Ф.Ломов, А.В.Карпов и др)».

Этапы эмпирического исследования.Показывают порядок необходимых операций, которые нужно произвести, чтобы решить поставленные задачи. В отличие от задач, выявляют не содержательный, а операциональный компонент, поэтому формулируются в терминах «провести….», «составить…», «выбрать…», «рассчитать…» и т.п.

ПРИМЕР

1.Провести анализ литературы по проблеме исследования.

2.Составить схему исследования.

3.Сформировать выборку исследования

4.Подобрать методы и конкретные процедуры их реализации.

5.Осуществить сбор данных.

6.Осуществить количественно-качественный анализ результатов исследования (подобрать адекватный статистический критерий, вывить наличие/отсутствие достоверных различи и/или связей и т.п.)

7.Сделать выводы (1.описать полученные результаты, 2. дать их психологическую интерпретацию).

Методы исследования.Этот раздел введения дает представление о реальном предмете исследования, о типе данных (каждый метод позволяет получить определенный тип данных) через который вы планируете представить свой предмет.

Методы теоретического исследования позволяют получить данные о сущности, структуре и функции предмета исследования.

Эмпирические методы исследования (методы сбора эмпирических данных) позволяют получить данные о конкретных наблюдаемых и измеряемых проявлениях исследуемого феномена.

Методы математической статистики позволяют получить данные о существовании или отсутствии статистически значимых различиях, связях и т.п., иными словами, о характере отношений между имеющимися данными.

Соответственно, схема исследования должна включать и описывать:

2) теоретические методы;

3) эмпирические методы;

4) методы анализа данных.

ПРИМЕР

«Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

методы теоретического исследования проблемы: изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование;

методы сбора информации: анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение результатов деятельности;

методы анализа информации: качественный анализ эффективности решения ситуативных коммуникативных педагогических задач, статистический анали»з.

Методики.Перечисляются диагностические средства, с помощью которых вы планируете получить данные для проведения эмпирического исследования.

Выборка исследования. Выборка должна быть репрезентативной относительно решаемых в данном исследовании задач. Здесь представляется количественный состав и описываются значимые для данного исследования качественные показатели выборки (как правило, значимыми характеристиками выборки бывают: пол, возраст, индивидуально-психологические особенности участников исследования и другие характеристики, способные влиять на результаты исследования).

Если общая выборка исследования разбивалась по какому-либо признаку на части, следует указать количество людей в каждой группе.

При описании выборки указывается база эмпирического исследования: учебное заведение, психологический центр, предприятие или другая организация, на базе которой проводилось исследование.

Теоретическая значимость.Этот компонент введения описывает результаты исследования, влияющие на теоретические подходы к решению данной проблемы.

ПРИМЕР

«1. Теоретически обоснована и предложена авторская структура коммуникативной компетентности педагога, которая включает в себя понятийно-операциональную и личную составляющие. Обоснован выбор ее компонентов.

2. Доказано, что при целенаправленном формировании понятийно-операциональной составляющей изменяется и личностная составляющая коммуникативной компетентности.

3. Вскрыта возможность применения задачного подхода для развития коммуникативной компетентности педагога».

Практическая значимость. В работах, содержащих эмпирическую часть, здесь указываются конкретные аспекты теоретической и практической деятельности психолога, для которых данные исследования открывают новые перспективы или позволяют значительно улучшить качество работы.

ПРИМЕР

1. «Выработаны принципы и методические рекомендации по проведению спецкурса «Эффективное педагогическое общение», позволяющие сделать процесс и результаты работы в студенческой группе более предсказуемыми и минимизировать отрицательные эффекты, обусловленные спецификой этих групп;

2. Составлено методическое обеспечение спецкурса на информационном носителе».

 

Структура работы. Этот компонент введения дает общее представление о соответствии работы требованиям, предъявляемым к данному виду работ. Здесь указывают: количество глав, количество таблиц и диаграмм, количество наименований в списке использованной литературы и приложений.

ПРИМЕР

«Работа состоит из теоретического анализа, включающего 4 параграфа, выводов, логической схемы исследования, списка литературы (30 источников) и приложения. Основной текст работы изложен на 25 страницах. Работа проиллюстрирована 2 таблицами, 3 рисунками. Работа содержит 2 приложения на 10 страницах»

 

В отношении списка литературы следует отметить, что в него входят только первоисточники, которые нашли реальное применение в теоретическом анализе.

В список литературы не могут включаться учебные пособия и учебники, поскольку они, чаще всего, представляют собой структурированное с особой целью изложение автором пособия чужих исследований и, поэтому, собственно первоисточниками не являются.

По этой же причине недопустимы заимствования из аналитических обзоров или выводов сделанных одним автором в отношении другого. Все основания в отношении того или иного исследования должны быть взяты из работ самого автора. Исключение составляют прямые цитаты, которые являются отражением собственной позиции автора и могут цитироваться по другому первоисточнику с его указанием (см. Правила оформления).

Такой вариант цитирования, являясь допустимым, может применяться в исключительных случаях.

 

 

Оформление списка литературы

Список литературы дается в конце текста в алфавитном порядке и располагается под заголовком Список литературы.

Иностранные источники следуют в списке литературы после русскоязычных источников.

ПРИМЕРЫ

МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

1 автор

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2005. — 352 с.

 

2 или 3 автора

Куницына В.М. Межличностное общение [Текст]: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

 

УНИФИЦИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ

Краткий психологический словарь [Текст] / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л.А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

Аналитическая психология: прошлое и настоящее [Текст] / пер. с нем. и англ.; сост. В. Зеленский, А. Руткевич. – М. : Мартис, 1995. – 309 с.

 

МНОГОТОМНОЕ ИЗДАНИЕ В ЦЕЛОМ

Психологическое консультирование и психотерапия [Текст] : в 2 т. – М. : Изд-во МГППИ, 1998. – Т.1

Т. 4 : Теория и методология: хрестоматия / под ред. А.Б. Фенько. – 1998. – 288 с.

ИЛИ

Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст] В 6 т. Т.2.: Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.

 

ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ

Павлова В.В. Сравнительный анализ инновационных технологий обучения с позиций деятельностного подхода [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук / Павлова Виктория Викторвна. – М.: МГУ, 2008. – 24 с.

 

СТАТЬЯ ИЗ ЖУРНАЛА

Волосиков М.И. Интеллектуальное развитие и моральное суждение младших школьников [Текст] / М.И.Волосиков // Вопр. психологии. — 1987. — №2. — С.40-47.

 

СТАТЬЯ ИЗ КНИГИ ИЛИ ДРУГОГО РАЗОВОГО ИЗДАНИЯ

Эйдемиллер Э.Г. Опросник «Анализ семейной тревоги» [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис // Диагностика семьи. Методики и тесты : учеб. пособие по психологии семейных отношений / ред. – сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2004. – С.485-486.

Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций [Текст] / В.К. Вилюнас // Психология эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.К.Вилюнаса. — М. : Изд-во МГУ, 1984. — С.3-28.

 

ЭЛЕКТРОННАЯ СТАТЬЯ

Горбунова Г.П. Психологическое время в структуре самосознания взрослого человека [Электронный ресурс] / Г.П. Горбунова. – Электр. ст. – Режим доступа к ст.: http//hpsy.ru/public/x2461.html

ИЛИ

Горбунова Г.П. Психологическое время в структуре самосознания взрослого человека [Электронный ресурс] / Г.П. Горбунова. – Электр. ст. – URL:

Архиреева Т.В. Самооценка академической компетентности младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование : Электронный журнал 2009. №.. URL: http://www/prognosis.ru/int_correspondent.html (дата обращения .15.02.2007)

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / МФТИ. – Электрон. Журнал. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. — Режим доступа к журн.: |

 

ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК

В теоретическом анализе вы используете и обобщаете мысли различных авторов. При написании своей работы следует придерживаться этических норм научного исследования. Некорректное заимствование чужих мыслей, без указания авторов считается плагиатом. В научных работах принято обязательно указывать авторов той или иной идеи — делать ссылки.

Ссылка в тексте оформляется либо в виде квадратных скобок с указанием номера источника по списку литературы: [32] либо в круглых скобках (Л.С. Выготский, 2008).

Если вы ссылаетесь на несколько авторов, то в скобках даются номера источников по списку литературы, разделенные точкой с запятой: [13; 26] или (Л.С. Выготский, 2008; А.Н. Леонтьев, 2007).

Если в тексте приводится цитата, то в скобках дается номер источника по списку литературы с указанием страницы: [74, с. 16] или (Л.С. Выготский, 2008, с. 37).

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то приводят слова «Цит. по:», например, [Цит. по: 132, с. 14] или [Цит. по: Асмолов, 2004, с. 39 — 40].

 

ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ

Таблица должна располагаться сразу после текста, в котором она впервые упоминается. Каждая приводимая в работе таблица должна иметь свой порядковый номер и название. Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозным образом, то есть последовательно, по порядку упоминания в тексте. Если в работе одна таблица, то она не нумеруется.

Название таблицы дается без выделения. Сокращение слов в таблицах не допускается. Графы строк и столбцов должны иметь заголовки.

 

ПРИМЕР

 

 

Таблица 4

Оценка продолжительности времени респондентами разных психологических возрастов

 

Категории оценки Психологический возраст
дошкольный подростковый юношеский зрелый
         
         

 

Пример ссылки на таблицу в тексте: «В табл.4 представлены результаты исследования ощущения возраста респондентами различных возрастов».

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

МИНОБРНАУКИ РОСИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ»

 

Факультет психологии

Кафедра общей и социальной психологии

Специальность 030300.62 –

Психология

Курс 2, группа 203

 

Стрелкова Татьяна Викторовна