ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

Т.В. ГУСЬКОВА, М.Г. ЕЛАГИНА

Выполнила студентка группы ПС-23 Шпакова Екатерина

Общая характеристика работы

В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости. Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей вообще и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность в теоретическом и практическом отношении настоящего исследования.

Кризис 3 лет был выбран в качестве предмета исследования.

Проблема исследованиясостоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Исходной в работе была гипотеза, согласно которой: а) центральным для критического возраста является новообразование, в котором качественно преобразуются одновременно три линии отношений, конституирующих личность ребенка; б) в поведении оно обнаруживает себя в виде относительно устойчивого комплекса проявлений.

Материалы первой части исследования (наблюдений) позволили конкретизировать гипотезу. Предполагалось, что а) центральное новообразование кризиса 3 лет проявляет себя в форме «гордости за достижение», б) существенную роль в его становлении играет общение ребенка со взрослыми и процессы воображения.

В исследовании решались следующие задачи:

1. Разработка критериев определения центрального новообразования критического возраста и показателей отнесенности проявлений в поведении детей к кризисным.

2. Описание и анализ симптоматики кризиса 3 лет.

3. Изучение центрального новообразования кризиса в процессе его становления;

4. Изучение путей влияния общения и воображения на становление центрального новообразования критического периода.

9 стр., 4419 слов

Психологическая помощь матерям, родившим детей с перинатальной ...

... около 2000 г реагируют на появлении очагов инфекции как и доношенные дети. Недоношенным детям свойственен носовой тип дыхания, дыхание через рот у них отмечается редко. ... некоординированные движения рук и ног, при вздрагивании - обобщенность реакций.У здоровых недоношенных детей сохранены физиологические рефлексы периода новорожденности: рефлекс Бабкина, рефлекс Робинзона, рефлекс Моро. Потовые ...

Методика и объем исследований. Методика включала наблюдение, констатирующий эксперимент и беседы. Стандартизированное пролонгированное наблюдение велось за поведением 50 детей в возрасте от 2 до 4 лет в естественных условиях их жизни. Проводились беседы с 35 взрослыми, родителями и педагогами. В экспериментах (около 1000) участвовало 50 детей того же возраста и разных выборок (Дом ребенка, детский сад, семья).

Опыты проводились в 1981-83 годах в детских садах-яслях № 132 г, Душанбе, № 1203 г. Москвы и Доме ребенка № 2 г. Душанбе.

Полученные в ходе исследования результаты позволили:

1. Описать симптоматику кризиса 3 лет и выделить в ней два пояса: первый, состоящий из симптомов, обнаруживающих направленность ребенка на достижение в предметно-практической сфере; второй — из симптомов, характеризующих взаимоотношения ребенка с окружающими.

2. Вычленить своеобразный комплекс поведенческих проявлений, названный «гордостью за достижение» и выступающий в качестве внешнего коррелята центрального новообразования критического возраста.

3. Раскрыть психологический смысл этого новообразования как появление у ребенка нового видения себя, других людей и предметного мира, в центре которого стоит «культурно-значимое достижение» и его оценка, как опосредствование системы отношений личности ребенка к миру.

4. Раскрыть роль общения в становления центрального новообразования как задающего «зону ближайшего развития» и презентирующего малышу основное средство ориентации в задачах, возникающих в связи с ней — оценку. Оценка направляет деятельность ребенка на культурно-значимое достижение и обучает его деловой оценке себя. Способность взрослого в общении задавать эту зону определяет течение кризиса 3 лет.

5. Определить роль воображения в становлении новообразования кризиса 3 лет как внутреннего условия, обеспечивающего целеполагание.

Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) дана симптоматическая картина течения кризиса 3 лет, разработаны показатели отнесенности тех или иных проявлений в поведении детей к кризисным; 3) выявлено центральное новообразование критического (3 лет) возраста, раскрыто его психологическое содержание; 4) определены роль общения и процессов воображения в становлении центрального новообразования кризиса 3 лет.

Теоретическое значение работысостоит в углублении знаний о кризисе 3 лет — одном из важнейших периодов в детском развитии. Данные, полученные в исследовании, могут послужить основой для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки проблем возрастной периодизации и развития личности в онтогенезе.

Практическое значение работыопределяется возможностью управлять воспитательным процессом на этапе перехода от раннего к дошкольному детству на основе психологически корректных воспитательной стратегий, приводящих к гармоническому развитию детской личности.

19 стр., 9329 слов

Кризисы детского развития

... общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее ... в данный период новообразования меняют социальную ситуацию детского развития: ребенок начинает требовать ... кризис новорожденности; младенчество (первый год жизни); кризис первого года; раннее детство; кризис трех лет; дошкольное детство; кризис семи лет; младший школьный возраст; кризис ...

Достоверность полученных данных обеспечена объемом проведенного исследования, разнообразием экспериментальных приемов, а также статистической обработкой полученных данных.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В I главе «Роль и значение возрастных кризисов в процессах психического развития» дан теоретический анализ состояния проблемы возрастных кризисов и кризиса 3 лет.

В ходе анализа вскрылось, что в настоящее время в психологии не утвердилось сколько-нибудь общепринятого понимания кризисов, возникающих в ходе развития детской психики.

Появление возрастных кризисов связывается с неверным отношением взрослых к ребенку, объективно препятствующим реализации последним своих новых возможностей; с несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, с депривацией складывающихся потребностей с готовностью к осуществлению ведущей деятельности, характерной для последующего этапа развития ; со сменой направленности предмета совместной (ребенка и взрослого) деятельности с преобразованием основополагающих отношений ребенка к миру — предметному и социальному.

Пути выхода из кризиса видятся в переходе к новому типу ведущей деятельности; в учете его новых потребностей; в уважении личности ребенка и тактичном отношении к нему; в отказе от стремления «укрощать строптивца», пререкаться и вступать с ним в споры а, напротив, в предоставлении ему возможности демонстрировать (в пределах разумного) свою самостоятельность; в ликвидации стрессовой для ребенка ситуации, приводящей к обострению его взаимоотношений с окружающими. Кризис 3 лет был описан в психологической литературе как особый, трудный в воспитательном отношении период перехода от раннего к дошкольному детству и получил даже своеобразные названия: возраст упрямства, негативизм, троцзальтер, кризис самостоятельности, кризис независимости.

Исследование было начато с этапа разработки критериев, которые предполагали собственно клиническое и экспериментальное изучение критического возраста. Теоретической базой в этой работе служила концепция возраста Л.С. Выготского. Гипотеза М.И. Лисиной составила ее основу. Развивая представление о личности как системе отношений человека к предметному миру, к другим людям и к себе, она предположила, что центральные, личностные новообразования в онтогенезе возникают в пунктах взаимного пересечения и преобразования одновременно всех трех линий отношений. Поведенческий комплекс, в котором обнаружит себя центральное новообразование критического возраста, должен отвечать следующим критериям: обнаруживать качественный характер преобразований (а), охватывать ими одновременно всю систему конституирующих личность ребенка отношений (б), и протекать в достаточно высоком темпе (в).

7 стр., 3245 слов

Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития

... профессионального развития. Профессионально-нейтральное отношение личности к кризисам ... развития; в критической фазе это противоречие начинает проявляться в поведении и деятельности; в посткритической -- противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития. ... Кризис профессиональных ожиданий (начало самостоятельной работы). Трудности в отношении с коллегами разного возраста ...

Во II главе «Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет» излагаются материалы наблюдения, предпринятого с целью описания и анализа внешней картины течения критического периода и выделения на этой основе его центрального новообразования.

Наблюдение велось за группой детей (50 человек) в возрасте от 2 до 4 лет в естественных для них условиях жизни. В основу его выделения было положено представление о наиболее типичных чертах ребенка критического возраста. Согласно литературным источникам таковыми являются: 1) уязвимость и 2) непредсказуемость. Выделение симптомов кризиса 3 лет осуществлялось в два этапа. На первом производился отбор ситуаций, в которых обнаруживалось особое — кризисное — состояние детей. Всего психологами-экспертами было отобрано 240 таких ситуаций. На втором этапе осуществлялась их систематизация. Было выделено 24 типа ситуаций, по определяющей черте которых и был назван симптом . По содержанию симптомы были классифицированы по двум основаниям: по направленности (на предметный мир, других ладей и себя) и по связанности с реальностью (опосредствованы ли они воображением ребенка).

Для определения значения (типичности для кризиса) каждого из выделенных симптомов были проанализированы их, частота и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из них в репертуаре поведения детей и выявлял тенденцию к их сохранению за пределами изучаемого возраста.

В заключении работы обобщаются результаты исследования и формулируются выводы:

1. Кризис 3 лет представляет собой кардинальную перестройку целостной системы отношений ребенка к окружающей действительности. Психологический смысл этой перестройки раскрывается как усложнение структуры составляющих личность отношений, приобретение ими опосредствованного характера. В предметной сфере активность ребенка опосредствуется социально заданными эталонами, которые презентируются ему в виде образцов исполнения деятельности. Ориентация ребенка на них осуществляется взрослыми, выделяющими и оценивающими его достижения как особо ценные для окружающих. Их оценка рождает у малыша переживание успеха-неуспеха, признания-непризнания, связанное с ценностью достигнутого в глазах окружающих.

2. В том новом узле отношений, которые завязываются в центральном новообразовании критического возраста, отношение к себе становится стержневым. Оно определяет побудительную сторону детской активности в последующий возрастной период, развитие всей сферы Я, процессов самопознания.

3. Ведущим фактором всех личностных преобразований в период кризиса 3 лет является общение ребенка со взрослыми. Общение, активно воздействуя на деятельность ребенка, в ходе этого процесса меняется само. Когда этого не происходят, в поведении детей критического возраста развиваются тенденции, которые определяют возникновение негативной картины кризиса 3 лет. Развитие принимает искаженное направление. Становление центрального новообразования критического периода задерживается.

2 стр., 944 слов

Кризис раннего среднего возраста

... ход мысли, уже не соответствует нынешней реалии. Кризис среднего возраста протекает наиболее остро у людей, которые: )не имеют детей или не состоят в супружеской паре; )самокритичные, ... жизненных событий, планами и возможностями их результатом их осуществления. Критическая ситуация может положить начало данному кризису. Например, неудачные попытки построить успешную карьеру вместо покорённой ...

4. Воображение выступает как необходимое условие для развития деятельности нового типа. Оно обеспечивает функционирование того ее звена, которое связано с целенаправленностью (постановка, удержание и достижение идеально данной цели).