Теоретические аспекты проблемы содействия педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативной компетентности

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы содействия педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативной компетентности 6

1.1. Понятие «коммуникативная компетентность» в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Развитие коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения 17

1.3. Модель управленческого содействия педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативной компетентности 27

Выводы по первой главе 35

Список литературы 37

Введение

В современном обществе требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.

Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.

Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного учреждения декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности. Это ставит задачу создания комплексной системы мер по совершенствованию психологической подготовки и переподготовки дошкольных педагогов в данном направлении.

13 стр., 6177 слов

Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения

... дня к режиму дошкольного учреждения. Среди педагогов и психологов, занимавшихся проблемами адаптации детей-дошкольников возраста двух-пяти лет к условиям дошкольно-образовательного учреждения, можно выделить ... собрания), развитие у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т ...

В современной психологической науке проблема коммуникативной компетентности приобретает все большую популярность. Сегодня накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал психологии и педагогике (Л.A. Петровская, М.И. Лукьянова, А.А. Попова, Ю.Н. Емельянов, С.В. Кондратьева, Т.Н. Щербакова).

Описаны ее феноменологические и инструментальные характеристики, выявлена структура, механизмы и факторы развития, но область проблематики управления процессом развития коммуникативной компетентности педагогов ДОУ не достаточно исследована.

Таким образом, проблема поиска эффективных путей содействия развитию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ является актуальной для современной педагогической психологии, что и определило выбор темы данного исследования.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить модель управленческого содействия педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативной компетентности.

Объектом исследования является процесс развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Предметом исследования — управленческое содействие педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативной компетентности.

Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения будет эффективным, если:

— определена сущность понятия «коммуникативная компетентность»;

— определены критерии и показатели диагностики коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения;

— разработана управленческого содействия развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

22 стр., 10508 слов

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения

... анализируется отражение в учебном плане и образовательной программе дошкольного учреждения основных личностных характеристик и ключевых компетентностей выпускника; динамика изменения физического и ... , познавательного интереса, творческого воображения, самостоятельности, активности и инициативности, коммуникативных умений в процессе игровой обучающей деятельности. · Сочетание изучения развития ...

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «коммуникативная компетентность», критерии и показатели ее диагностики.

2. Проанализировать научную литературу по проблеме развития коммуникативной компетентности у педагогов дошкольного образовательного учреждения.

3. Разработать модель управленческого содействия педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативной компетентности и проверить ее эффективность.

Для решения поставленных задач в работе были использованы методы: теоретические (анализ, обобщение, классификация, моделирование), эмпирические (опрос, тестирование, эксперимент), методы количественного и качественного анализа данных.

Экспериментальная база исследования — МДОУ детский сад № 153 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы содействия педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативной компетентности

1.1. Понятие «коммуникативная компетентность» в психолого-педагогической литературе

Понятие «компетентность» происходит от латинского слова competens и означает «знающий, осведомленный в определенной области». В словаре В. Даля «компетентный — компетентный судья: кто может, в праве судить о ком, о чем, или кого; кому что подсудно; судья законный, прямой; полный, призванный и признанный; судья полноправный. Компетентность, полноправность» [37].

В справочной литературе можно выделить два основных уровня в определении понятия «компетентность»: а) официальный, юридически закрепленный круг полномочий организации или должностного лица; б) неофициальный, обусловливающий авторитет человека в той или иной области познания или деятельности, зависящий от личностных характеристик человека, его знаний, умений, навыков, как специальных, так и общих [11].

«Компетентность» — это характеристика обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области. Именно знания позволяют авторитетно судить о чем-либо. Кроме этого, компетентность — это законно принятая способность авторитетного лица совершать определенные акты или действия в конкретных условиях. На основании данных трактовок, компетентный (принадлежащий, соответствующий, способный) …

5 стр., 2440 слов

Место и роль методической работы в системе непрерывного образования педагогов ДОО

... И. В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период [Текст] / И. В. Алехина // Педагогическое ... Кудрявцев, Л. М. Митина и др.) и появление компетентностного подхода (В. А. Адольф, А. И. Зимняя ... Кашапов, О. М. Краснорядцева и др.), "профессиональная компетентность" (А. А. Вербицкий, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаева, ...

Список литературы

1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. — 2005. — № 4. — С. 19−27.

2. Антипина, Л. Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса [Текст] / Л. Б. Антипина // Методист. — 2010. — № 2. — С. 39−44.

3. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО: методич. пособие [Текст] / В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.

4. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие [Текст] / В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 114 с.

5. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пос. — М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 114 с.

6. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высш. образование в России. — 2004. — № 11. — С. 3−13.

7. Баранников, К. А. Понятие компетенции в системе экономической и бизнес-подготовки студентов [Текст] / К. А. Баранников // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 9. — С. 9−12.

12 стр., 5729 слов

Готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности

... . Основу содержания готовности составляет государственный образовательный стандарт высшего образования, включающий формирование готовности студентов к профессиональной деятельности на основе идеи личностно-ориентированной подготовки. Следовательно ... в процессе консультирования, а порой и как инструмент. А.А. вербицкий и Т.А. Платонова считают, что «усвоенные в обучении знания ...

8. Бобиенко, О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / О.М. Бобиенко. — Казань, 2005. — 185 с.

9. Булавенко, О.А. Характеристики компетентности специалиста / О.А. Булавенко // Проф. образование. — 2005. — № 4. — С. 21.

10. Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов / А.Н. Булыко. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мартин, 2005. — 848 с.

11. Буртовая, Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов — будущих педагогов-психологов. — дисс… канд. псих.. наук. — Томск, 2004. — 176 с.

12. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография [Текст] / А. А. Вербицкий. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.

13. Вербицкий, А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. — М.: Логос, 2011. — 288 с.

14. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.

15. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. — М.: Логос, 2009. — 334 с.

16. Вербицкий, А.А. Новая парадигма и контекстное обучение / А.А. Вербицкий. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.

17. Волкова, О.К. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ / О.К. Волкова // Высш. образование в России. — 2005. — № 4. — С. 34−36.

18. Гнатышина, Е.А. Компетентностно ориентированная подготовка педагогов профессионального обучения в условиях регионализации образования: монография / Е.А. Гнатышина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008. — 272 с.

12 стр., 5553 слов

Структура личностной готовности студентов к профессиональной деятельности

... профессиональной деятельности Основной проблемой любого профессионального образования является переход от актуально осуществляемой учебной деятельности студента к усваиваемой им деятельности профессиональной: ... и условием достижения профессиональной компетентности и мастерства. Таким образом, готовность к профессиональной деятельности и профессиональная компетентность соотносятся в работе ...

19. Гнатышина, Е.А. Построение модели профессиональной компетентности будущего педагога / Е.А. Гнатышина // Профессиональное образование. — 2008. — № 3. — С. 30−31.

20. Голикова О.Ю. Практикум по развитию общения педагогов [Текст] / О.Ю. Голикова, Н.К. Елизарова: Дошкольная педагогика.- 2008. — № 8 (49).

— С.53−58.

21. Демченкова, С. А. Формирование инновационного поведения у студентов учреждений СПО на основе компетентностного подхода [Текст] / С. А. Демченкова // Приложение к «СПО». — 2009. — № 5. — С. 12.

22. Дорофеев, А.В. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А.В. Дорофеев // Высш. образование в России. — 2005. — № 4. — С. 30−33.

23. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг [Текст] / Ю.М. Жуков. — М.: Гардарики, 2004. — 223 с.

24. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.А. Сыманюк // Высш. образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23−29.

25. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 5 мая. Режим доступа: journal/2006/0505.htm.

26. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2005. — № 11. — С. 14−20.

27. Ильязова, М.Д. Компетентностный подход к результатам высшего образования: сущность, анализ, реализация / М.Д. Ильязова, Л.Ю. Бусуина, Т.В. Жиляева; Астрахан. гос. техн. ун-т. — Астрахань: Изд-во АГТУ, 2006. — 120 с.

28. Ильязова, М.Д. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности студентов в вузе (на примере студентовсоциологов) / М.Д. Ильязова. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. — 228 с.

14 стр., 6875 слов

Формирование психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования как фактора повышения качества их профессиональной

... компетентности субъектов среднего профессионального образования. Объект исследования: психологическая компетентность личности субъектов (студентов) среднего профессионального образования. Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития психологической компетентности студентов среднего профессионального образования ... психология: основы психологической компетентности [Текст] / С.Г. ...

29. Казаков, А. Ю. К вопросу о развитии ключевых компетентностей педагога в условиях инновационного развития образования: психологический аспект [Текст] / А. Ю. Казаков // Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования: мат-лы Всероссийской научно-практической конференции (Кемерово, 18−19 ноября 2009 г.): в 3 ч. Ч.3 / сост.: Т. С. Панина, Л. П. Вашлаева. — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2009. — С. 103−106.

30. Карпенко, Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация [Текст] / Л.А. Карпенко // Мир психологии. — 2006. — № 4. — С. 77−84.

31. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация [Текст] / Е.В. Клюев. — М.: Рипол классик, 2002. — 315 с.

32. Коломиец, С. М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: монография [Текст] / С. М. Коломиец. — М.: Перо, 2010. — 181 с.

33. Коломиец, С.М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: монография. — М.: Изд-во «Перо», 2010. — 181 с.

34. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011−2015 годы. [Электронный ресурс] // www.rc.edu.ru.

35. Кормильцева, Е. Формируем коммуникативные навыки — навыки общения [Электронный ресурс] // read/article. php? id=4050

36. Куницина, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницицына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.

37. Лайпанова, Л.Х. Развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации: дис. … канд. психол. наук. — Карачаевск, 2006. — 207 с.

38. Леонтьев, А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А. Леонтьев. — М.: Научно-производственная фирма «Смысл», 2005. — 368 с.

39. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.

40. Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст] / Б.Ф. Ломов. — М., 1976. — С.130−147.

41. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — № 1 (35).

— С. 15 — 22.

42. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — № 1 (35).

— С. 8 — 15.

43. Манукян, М.К. Формирование экономической компетентности у студентов технических ссузов: дисс. канд. пед. наук. — М., 2006. — 154 с.

44. Меерович, М. И. Технология творческого мышления: практич. пособие [Текст] / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. — Минск: Харвест, 2003. — 432 с.

45. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 3 100 «Педагогика и психология» / Л.М. Митина. — М.: Академия, 2004. — 318 с.

46. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 2003. — 304 с.

47. Назарова, О.Г. Экономическая компетентность выпускников учреждений начального профессионального образования: структура и содержание / О.Г. Назарова // Известия российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 34 (74): аспирантские тетради. Ч. II. (Педагогика, психология, теория и методика обучения): Научный журнал. — СПб., 2008. — С. 200−203.

48. Оскарссон, Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта, Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. — М., 2001. — С. 42.

49. Психологический словарь / под общ. науч. ред. П. С. Гуревича. — М.: ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование, 2007. — 800 с.

50. Пузиенко, Ю. В. Педагогические условия формирования экономической компетентности студентов в образовании [Электронный ресурс] / Ю. В. Пузиенко // Аналитика культурологии. — 2007. — № 2(8).

-

51. Руденский, Е.В. Социальная психология. Курс лекций для вузов / Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 224 с.

52. Самойленко, П.И. Профессиональная компетентность преподавателя высшей и средней профессиональной школы / П.И. Самойленко // Специалист. — 2005. — № 8. — С. 26−28.

53. Словарь иностранных слов. 8-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1981. — 624 с.

54. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.

55. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Смирнова // Воспитатель. — 2008. — № 1. — С. 58−65

56. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 365 с.

57. Субетто, А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А.И. Субетто. — СПб.; М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 48 с.

58. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 1, с. 20−23

59. Узарханова, А.С. Условия формирования экономической компетенции будущего педагога профессионального обучения: дисс. канд. пед. наук. — М., 2011. — 158 с.

60. Ушачева Ю.В. Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ [Текст] / Ю.В. Ушачева // Управление ДОУ. — 2008 — № 4. — С. 29−33.

61. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторский // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 12 декабря. journal/2005/1212.htm.

62. Яковлева, И.Г. Экономическая компетентность в структуре основных категорий экономического образования / И.Г. Яковлева // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 2 — С. 57−62.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector