Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности.

Опросник включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием.

Инструкция к тесту: Вам предлагается ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, б, в).

Отвечать нужно следующим образом:

  1. сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него;
  2. выберите один из предложенных вариантов ответа, отражающий ваше мнение, и поставьте соответствующую букву (а, б или в) в клеточке на листе для ответов.

Помните следующие правила:

  • не тратьте много времени на обдумывание ответов; давайте тот ответ, который первым приходит в голову;
  • старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не уверен», «нечто среднее» и т.п. Таких ответов должно быть как можно меньше;
  • ни в коем случае ничего не пропускайте. На каждый вопрос необходимо дать ответ;
  • отвечайте как можно более искренне. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.

А теперь, пожалуйста, приступайте к работе. Свои ответы в буквенной форме необходимо проставлять либо в опросном листе рядом с номером вопроса, либо в специальном бланке.

Памятка экспериментатору

Обращайте внимание на то, понял ли опрашиваемый инструкцию, готов ли искренне ответить на поставленные вопросы. Помните, что следует ответить на все вопросы. Необходимо подчеркнуть, что нежелательно часто использовать промежуточные ответы и подолгу размышлять над ними. Если опрашиваемых несколько, то они не должны советоваться друг с другом.

Тестовый материал

11 стр., 5279 слов

Методика №2. Психологический климат коллектива

... следует рассчитать среднегрупповую оценку психологического климата по формуле: . ; Анализ проведения Методики №2 (психологический климат коллектива) Полученное значение Сгрговорит о том, что ... психологический климат коллектива класса неустойчиво благоприятен. Бланк для оценки психологического климата (методика №2) № Свойства психологического климата А Оценка Свойства психологического климата ...

  1. Я хорошо понял инструкцию и готов искренне ответить на вопросы:
    1. да;
    2. не уверен;
    3. нет
  2. Я предпочел бы снимать дачу:
    1. в оживленном дачном поселке;
    2. нечто среднее;
    3. в уединенном месте, в лесу.
  3. Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям:
    1. верно;
    2. не уверен;
    3. неверно.
  4. По-моему, интереснее быть:
    1. инженером-конструктором;
    2. не знаю;
    3. драматургом.
  5. Я достиг бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против меня:
    1. да;
    2. не знаю;
    3. нет.
  6. Люди были бы счастливее, если бы больше времени проводили в обществе своих друзей:
    1. да;
    2. верно нечто среднее;
    3. нет.
  7. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:
    1. да;
    2. затрудняюсь ответить;
    3. нет.
  8. «Лопата» так относится к «копать», как «нож» к:
    1. острый;
    2. резать;
    3. точить.
  9. Почти все родственники хорошо ко мне относятся:
    1. да;
    2. не знаю;
    3. нет.
  10. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне уснуть:
    1. да, это верно;
    2. не уверен;
    3. нет.
  11. Я никогда ни на кого не сержусь:
    1. да;
    2. затрудняюсь ответить;
    3. нет.
  12. При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать:
    1. столяром или поваром;
    2. не знаю, что выбрать;
    3. официантом в хорошем ресторане.
  13. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником:
    1. да;
    2. не уверен;
    3. нет.
  1. В школе я предпочитал:
    1. уроки музыки (пения);
    2. затрудняюсь сказать;
    3. занятия в мастерских, ручной труд.
  2. Мне определенно не везет в жизни:
    1. да;
    2. верно нечто среднее;
    3. нет.
  3. Когда я учился в 7-10 классах, я участвовал в спортивной жизни школы:
    1. очень редко;
    2. от случая к случаю;
    3. довольно часто.
  4. Я поддерживаю дома порядок и всегда знаю, что где лежит:
    1. да;
    2. верно нечто среднее;
    3. нет.
  5. «Усталый» так относится к «работе», как «гордый» к:
    1. улыбка;
    2. успех;
    3. счастливый.
  6. Я веду себя так, как принято в кругу людей, среди которых я нахожусь:
    1. да;
    2. когда как;
    3. нет.
  7. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой:
    1. да;
    2. не уверен;
    3. нет.
  8. Иногда я с удовольствием слушаю неприличные анекдоты:
    1. да;
    2. затрудняюсь ответить;
    3. нет.
  9. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:
    1. лесничим;
    2. трудно выбрать;
    3. учителем старших классов.
  10. Мне хотелось бы ходить в кино, на разные представления и в другие места, где можно развлечься:
    1. чаще одного раза в неделю (чаще, чем большинство людей);
    2. примерно раз в неделю (как большинство);
    3. реже одного раза в неделю (реже, чем большинство).
  11. Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности: легко могу сказать, где север, юг, восток или запад:
    1. да;
    2. нечто среднее;
    3. нет.
  12. Я не обижаюсь, когда люди надо мной подшучивают:
    1. да;
    2. когда как;
    3. нет.
  13. Мне бы хотелось работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами:
    1. да;
    2. не уверен;
    3. нет.
  1. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком:
    1. это верно;
    2. не уверен;
    3. это неверно.
  2. Какое из данных слов не подходит к двум остальным:
    1. свеча;
    2. луна;
    3. лампа.
  3. Обычно люди неправильно понимают мои поступки:
    1. да;
    2. верно нечто среднее;
    3. нет.
  4. Мои друзья:
    1. меня не подводили;
    2. изредка;
    3. довольно часто.
  5. Обычно я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено:
    1. да;
    2. затрудняюсь ответить;
    3. нет.
  6. Если бы я сделал полезное изобретение, я предпочел бы:
    1. дальше работать над ним в лаборатории;
    2. трудно выбрать;
    3. позаботиться о его практическом использовании.
  7. У меня безусловно меньше друзей, чем у большинства людей:
    1. да;
    2. нечто среднее;
    3. нет.
  8. Мне больше нравится читать:
    1. реалистические описания острых военных или политических конфликтов;
    2. не знаю, что выбрать;
    3. роман, возбуждающий воображения и чувства.
  9. Моей семье не нравится специальность, которую я выбрал:
    1. да;
    2. верно нечто среднее;
    3. нет.
  10. Мне легче решить трудный вопрос или проблему:
    1. если я обсуждаю их с другими;
    2. верно нечто среднее;
    3. если обдумываю их в одиночестве.
  11. Выполняя какую-либо работу, я не успокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначительные детали
    1. верно;
    2. среднее;
    3. неверно.
  12. «Удивление» относится к «необычный», как «страх» к:
    1. храбрый;
    2. беспокойный;
    3. ужасный.
  13. Меня всегда возмущает, когда кому-либо ловко удается избежать заслуженного наказания:
    1. да;
    2. по-разному;
    3. нет.
  14. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя не знаю, почему:
    1. верно;
    2. не уверен;
    3. неверно.
  15. В жизни не было случая, чтобы я нарушил обещание:
    1. да;
    2. не знаю;
    3. нет.
  16. Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интересно:
    1. беседовать с заказчиками, клиентами;
    2. нечто среднее;
    3. вести отчеты и другую документацию.
  17. Я считаю, что:
    1. нужно жить по принципу: «Делу время, потехе час»;
    2. нечто среднее между «а» и «в»;
    3. жить нужно весело, не особенно заботясь о завтрашнем дне.
  18. Мне было бы интересно полностью поменять сферу деятельности:
    1. да;
    2. не уверен;
    3. нет.
  19. Я считаю, что моя семейная жизнь не хуже, чем у большинства моих знакомых:
    1. да;
    2. трудно сказать;
    3. нет.
  20. Мне неприятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия:
    1. очень;
    2. немного;
    3. совсем не беспокоит.
  21. Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе:
    1. часто;
    2. иногда;
    3. никогда.
  22. Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:
    1. 3/7;
    2. 3/9;
    3. 3/11.
  23. Я уверен, что обо мне говорят за моей спиной:
    1. да;
    2. не знаю;
    3. нет.
  24. Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно:
    1. я отношусь к этому спокойно;
    2. нечто среднее;
    3. испытываю к ним чувство презрения.
  25. Иногда мне очень хочется выругаться:
    1. да;
    2. затрудняюсь ответить;
    3. нет.
  26. При одинаковой зарплате я предпочел бы быть:
    1. адвокатом;
    2. затрудняюсь ответить;
    3. штурманом или летчиком.
  27. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только для забавы:
    1. да;
    2. нечто среднее;
    3. нет.
  28. Я люблю музыку:
    1. легкую, живую;
    2. нечто среднее;
    3. эмоционально насыщенную, сентиментальную.
  29. Самое трудное для меня – это справиться с собой:
    1. верно;
    2. не уверен;
    3. неверно.
  30. Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов:
    1. да;
    2. нечто среднее;
    3. нет.
  31. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки:
    1. да;
    2. нечто среднее;
    3. нет.
  32. «Размер» так относится к «сумма», как «нечестный» к:
    1. тюрьма;
    2. грешный;
    3. укравший.
  33. Родители и члены семьи часто придираются ко мне:
    1. да;
    2. верно нечто среднее;
    3. нет.
  34. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают:
    1. это мне не мешает, я могу сосредоточиться;
    2. верно нечто среднее;
    3. это портит мне удовольствие и злит меня.
  35. Временами мне приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать:
    1. да;
    2. затрудняюсь ответить;
    3. нет.
  36. Мне кажется, интереснее быть:
    1. художником;
    2. не знаю, что выбрать;
    3. директором театра или киностудии.
  37. Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем броско и оригинально:
    1. согласен;
    2. не уверен;
    3. не согласен.
  38. Не всегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногда необходимо приложить силу:
    1. согласен;
    2. нечто среднее;
    3. нет.
  39. Я любил школу:
    1. да;
    2. трудно сказать;
    3. нет.
  40. Я лучше усваиваю материал:
    1. читая хорошо написанную книгу;
    2. верно нечто среднее;
    3. участвуя в коллективном обсуждении.
  41. Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживаться общепринятых правил:
    1. согласен;
    2. не уверен;
    3. не согласен.
  42. АВ так относится к ГВ, как СР к :
    1. ПО;
    2. ОП;
    3. ТУ.
  43. Обычно я удовлетворен своей судьбой:
    1. да;
    2. не знаю;
    3. нет.
  44. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать:
    1. согласен;
    2. нечто среднее;
    3. не согласен.
  45. Не все мои знакомые мне нравятся:
    1. да;
    2. затрудняюсь ответить;
    3. нет.
  46. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества:
    1. я согласился бы;
    2. не знаю, что сделал бы;
    3. сказал бы, что, к сожалению, очень занят.
  47. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка:
    1. согласен;
    2. не уверен;
    3. не согласен.
  48. Меня больше привлекает красота стиха, чем красота и совершенство оружия:
    1. да;
    2. не уверен;
    3. нет.
  49. У меня больше причин чего-либо опасаться, чем у моих знакомых:
    1. да;
    2. трудно сказать;
    3. нет.
  50. Работая над чем-то, я предпочел бы делать это:
    1. в коллективе;
    2. не знаю, что выбрать;
    3. самостоятельно.
  51. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока буду полностью уверен в своей правоте:
    1. всегда;
    2. обычно;
    3. только если это практически возможно.
  52. «Лучший» так относится к «наихудший», как «медленный» к:
    1. скорый;
    2. наилучший;
    3. быстрейший.
  53. Я совершаю много поступков, о которых потом жалею:
    1. да;
    2. затрудняюсь ответить;
    3. нет.
  54. Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг меня шумят:
    1. да;
    2. нечто среднее;
    3. нет.
  55. Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня:
    1. да;
    2. затрудняюсь ответить;
    3. нет.
  56. У меня было:
    1. очень мало выборных должностей;
    2. несколько;
    3. много выборных должностей.
  57. Я провожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе переживали когда-то:
    1. да;
    2. нечто среднее;
    3. нет.
  58. На улице я остановлюсь, чтобы посмотреть скорее на работу художника, чем на уличную ссору или дорожное происшествие:
    1. да;
    2. не уверен;
    3. нет.
  59. Иногда мне очень хотелось уйти из дома:
    1. да;
    2. не уверен;
    3. нет.
  60. Я предпочел бы жить тихо, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения благодаря своим друзьям:
    1. да;
    2. верно нечто среднее;
    3. нет.
  61. Разговаривая, я склонен:
    1. высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову;
    2. верно нечто среднее;
    3. прежде хорошенько собраться с мыслями.
  62. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд Х0000ХХ000ХХХ:
    1. 0ХХХ;
    2. 00ХХ;
    3. Х000.
  63. Мне безразлично, что обо мне думают другие:
    1. да;
    2. нечто среднее;
    3. нет.
  64. У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь:
    1. часто;
    2. изредка;
    3. практически никогда.
  65. Я каждый день прочитываю всю газету:
    1. да;
    2. трудно сказать;
    3. нет.
  66. К дню рождения, к праздникам:
    1. я люблю делать подарки;
    2. затрудняюсь ответить;
    3. считаю, что покупка подарков – несколько неприятная обязанность.
  67. Очень не люблю бывать там, где не с кем поговорить:
    1. верно;
    2. не уверен;
    3. неверно.
  1. В школе я предпочитал:
    1. русский язык;
    2. трудно сказать;
    3. математику.
  2. Кое-кто затаил злобу против меня:
    1. да;
    2. не знаю;
    3. нет.
  3. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий и т.д.:
    1. да;
    2. нечто среднее;
    3. нет.
  4. Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но всегда имеет возможность настоять на своем:
    1. да;
    2. не уверен;
    3. нет.
  5. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:
    1. какой-либо;
    2. несколько;
    3. большая часть.
  6. В веселой компании мне бывает неудобно дурачиться вместе с другими:
    1. да;
    2. по-разному;
    3. нет.
  7. Если я совершил какой-то промах в обществе, то довольно быстро забываю о нем:
    1. да;
    2. нечто среднее;
    3. нет.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ответы опрашиваемого надо сравнить с ключом.

  • В случае совпадения буквы, указанной в ключе, и буквы ответа, который выбрал опрашиваемый, за данный ответ начисляется 2 балла.
  • За промежуточный ответ «b» всегда начисляется 1 балл.
  • В случае несовпадения буквы ответа и буквы ключа начисляется 0 баллов.

Обработка по фактору В (логическое мышление) несколько другая.

  • В случае совпадения буквы ответа с буквой ключа присваивается 2 балла,
  • В случае несовпадения – 0 баллов.

Ключ к тесту

I

1c

11a

21c

31c

41a

51c

61c

71c

81a

91a

Л

II

2a

12c

22c

32c

42a

52a

62c

72a

82c

92a

А

III

3a

13a

23a

33c

43c

53a

63c

73c

83a

93c

Д

IV

4c

14a

24c

34c

44a

54c

64a

74a

84a

94a

К

V

5a

15a

25c

35a

45c

55a

65c

75c

85a

95a

П

VI

6c

16a

26a

36c

46a

56a

66c

76c

86a

96c

М

VII

7c

17a

27a

37a

47c

57c

67c

77a

87c

97a

Н

VIII

8b

18b

28b

38c

48b

58c

68b

78c

88b

98a

В

IX

9c

19c

29a

39c

49a

59a

69c

79a

89a

99c

П

X

10c

20a

30a

40c

50a

60a

70c

80a

90c

100a

С

Полученные таким образом баллы суммируются по каждому фактору.

По факторам А, В, С, Д, К, М, Н, Л максимальное число баллов 20.

По фактору П – 40 баллов (сложить 5 и 9 строки).

Количество баллов от 16 до 20 (по факторам А, В, С, Д, К, М, Н) является высокой оценкой по данному фактору, значит, соответствующее качество личности явно выражено (например, общительность по фактору А).

Количество баллов 13, 14, 15 говорит об определенном преобладании качества, соответствующего высокой оценке (например, общительности над замкнутостью).

Количество баллов 5, 6, 7 свидетельствует о преобладании качества, соответствующего низкой оценке (например, замкнутости над общительностью).

Количество баллов 8-12 означает примерное равновесие между двумя противоположными личностными качествами (например, в меру открыт, в меру замкнут).

Если опрашиваемый набрал 12 и более баллов по шкале Л, то результаты опроса необходимо признать недостоверными.

Если опрашиваемый набрал более 20 (из 40) баллов по шкале П (склонность к асоциальному поведению), то это свидетельствует об определенных личностных проблемах в какой-либо сфере жизни: в семье, в отношениях с друзьями, на работе, в отношениях с окружающими).

В этом случае необходимо провести дополнительное собеседование, чтобы выявить, насколько серьезны возникшие проблемы.

Фактор А

  • Высокая оценка +А – открытый, легкий, общительный.
  • Низкая оценка –А – необщительный, замкнутый.

Фактор В

  • Высокая оценка +В – с развитым логическим мышлением, сообразительный.
  • Низкая оценка –В – невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением.

Фактор С

  • Высокая оценка +С – эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный.
  • Низкая оценка –С – эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам.

Фактор Д

  • Высокая оценка +Д – жизнерадостный, беспечный, веселый.
  • Низкая оценка –Д – трезвый, молчаливый, серьезный.

Фактор К

  • Высокая оценка +К – чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением.
  • Низкая оценка –К – полагающийся на себя, реалистичный, рациональный.

Фактор М

  • Высокая оценка +М – предпочитающий собственные решения, независимый, ориентированный на себя.
  • Низкая оценка –М – зависимый от группы, компанейский, следует за общественным мнением.

Фактор Н

  • Высокая оценка +Н – контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам.
  • Низкая оценка –Н – импульсивный, неорганизованный.

Кроме того, данный опросник позволяет выявить склонность к асоциальному поведению (фактор П), что может характеризоваться пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям.

Включена в опросник и шкала правдивости (фактор Л), которая позволяет судить о достоверности полученных результатов.

Уровневая оценка факторов (в баллах):

  • 16-20 – максимальный уровень;
  • 13-15 – преобладающая выраженность факторов;
  • 8-12 – средний уровень;
  • 5-7 – низкий уровень.