Культы, их структура и социальные функции

Культы, их структура и социальные функции

Современные проявления культа обнаруживаются в тех областях социального взаимодействия, в которых раньше данное явление не объективировалось научным сознанием. Сегодня мы говорим о культе в религии, политике, науке, искусстве, но при этом до сих пор в науке остается открытым вопрос о том, какое явление общественной жизни определяется понятием «культ».

Сегодня в условиях перемен мы должны учитывать, что культовость является незаменимой частью жизни. При этом культ может нести как спасение обществу, так и угрозу.

Так что же такое культ и как он проявляется в наших реалиях, из каких элементов формируется и какие важные социальные функции несет – данная работа отвечает на эти вопросы.

Для написания работы использовались следующие ресурсы: «Введение в религиоведение» А.А. Радугина, «Психология религии» Д.М. Угринович, статьи из научных журналов, а также из различных Интернет-источников.

1. Понятие культа

В современном обществе понятия «культ» и производное от него «культовость» приобрели всепоглощающий характер: если до второй половины XX в. под культом понимались явления религиозной жизни общества (причем, как правило, общества архаического), то в последующую эпоху качеством культовости наделяются элементы, относящиеся практически ко всем сферам общественной жизни. Методы научного исследования, появившиеся в ХХ в., позволили выявить присутствие элементов культовости во все культурно-исторические эпохи.1

Уже в 80-х годах XIX столетия анг­лийский антрополог Р. Маретт показал, что есть религии, которые не столько представляются (то есть связаны с определенным представ­лением), сколько «танцуются». Иначе говоря, в этих религиях верова­ния выражаются в ритуальных движениях, танцах. Дальнейшее изу­чение показало, что это относится не только к примитивным религи­ям, но также может в полной мере применено к развитым религиям. Отсюда последовал вывод, что наличие веры в любые объекты, в том числе и в священное, сверхъестественное и в возможность установ­ления с ними связи, взаимоотношения само по себе еще не является показателем наличия религии. Такая вера может присутствовать в мифологии, в искусстве и т. д. Эта вера приобретает религиозный ха­рактер, становится элементом религии в том случае, если она вклю­чается в систему религиозных действий и отношений, иначе говоря включается в религиозную культовую систему.

9 стр., 4366 слов

Религия и психология

... греки, римляне), абсолютная религия(христианство). Функции Религии Функцией предмета или явления называется проявление этого предмета в действительной жизни по отношению к другим ... это ощущение помогает человеку упорядочить свою собственную жизнь. Русский религиозный философ П. Флоренский писал, что религия — это система действий и переживаний, обеспечивающих ...

По мнению Маретта, основным элементом религии, придаю­щий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общест­венного сознания и социальных институтов, является культовая си­стема. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включа­ются в культовую систему, приобретают в ней символический ха­рактер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии.

Из этого следует, что между религиозным сознанием и религи­озными действиями существует органическая взаимосвязь. Религи­озный культ есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер1.

Считается, что термин «культ» ввел в употребление в 1912 году немецкий богослов, историк и социолог Эрнст Трёльч.2 В его типологическом описании мистических движений как самостоятельной формы религиозных исканий Трёльч обратил внимание на процесс индивидуализации религиозных настроений, их внедоктринальную направленность, ориентацию верующих на личный мистический опыт богообщения, ситуативность и неустойчивость возникающих при таком состоянии религиозных групп.

В конце 1920-х гг. эти признаки были систематизированы и дополнены в исследованиях Г. Беккера, который выявил их наличие у определенного типа религиозных объединений, названных им «культами». Этот тип характеризуется отказом верующих от неукоснительного следования какому-то предписанному традицией образу священного. Основой объединения, обычно аморфного и непродолжительного, становится авторитет неформального духовного лидера и/или разделяемые членами группы идеи и совместные экстатические переживания, при широкой вариативности выбираемых религиозных практик и отсутствии строгих неукоснительных обязанностей внутри группы.

С середины 20 в. изучение феномена «культов» становится все более распространенным как в светской социологии религии, так и в религиозной социологии. Первоначально, в 1950–1960-х гг., наблюдаемые в это время КД отождествлялись некоторыми исследователями с религиозными сектами (при уточнении, что это ― некое «новое сектантство»).

Однако научное эмпирическое изучение подобных религиозных новообразований в 1960–1980-х гг. позволило британским (Б. Уилсон, Р. Уоллис) американским (Г. Нелсон, У. Свэйтос-мл.) социологам религии скорректировать предыдущие выводы и обосновать необходимость различения религиозного сектантства и КД. Отмечалось, что данные культы не имеют исторических связей с какими-либо ранее сложившимися религиями, подобных тем, которые свойственны религиозным сектам.

Дальнейшие исследования (в Великобритании ― А.  Баркер, Д. Бекфорд; в США ― У. С. Байнбридж, Д. Лофлэнд, Д. Ричардсон, Р. Старк) показали возможность дифференциации «культов» также и с НРД. При некоторых общих чертах эти объединения верующих имеют явные различия в организационном плане, а также в перспективах и масштабах распространения.

8 стр., 3979 слов

Искусство и религия

... в эпоху средневековья, объясняется в значительной мере некоторыми общими особенностями эстетической и религиозной деятельности, искусства и религии, которые следует учитывать, ни в коей мере не игнорируя при ... истории культуры. Религиозные организации стремились поставить к тому, чтобы подчинить себе искусство, поставить его себе на службу. Никакая религия не может существовать без культа, т. е. ...

 К описанию «культов», сформулированному Беккером, исследователями был добавлен ряд характеристик, отражающих современный социокультурный контекст возникновения КД. Прежде всего, указывается на существование благоприятной среды обитания («cultic milieu») для такого рода культов ― плюралистического общества, в массовом сознании которого заметное место занимают увлечения мистикой, магией, эзотерическими учениями и т. п1

По Флоренскому, культ — это точка пересечения “усии” (сущности) и ипостаси. Или, другими словами, это соединение беспредельно изменчивой мощи автономной воли-воображения и устойчивых, свыше заданных эйдосов, т. е. твердо определенных, зримых обликов, “видов” трансцендентной идеи, воспринимаемых как святыни. Но пересечение субъективной своей воли и “чужого” отстраненного идеала, образующее человеческий разум, исходно антиномично и потому потенциально всегда трагично. 2

На данный момент даются следующие определения культа:

  1. Культ — форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением и направленных на сферу сакрального. Направленность и значение культа могут существенно отличаться в различных типах религии, но сущность культового действия всегда сохраняется неизменной — возможность прямого обращения к священному, вера в возможность быть услышанным «небом».
  2. Культ — тип аморфной религиозной организации, функционирующей на энтузиазме своих членов, без опоры на формальную организацию. Понятие культа как типа религиозной организации введено Г. Беккером для описания специфического религиозного объединения — харизматического культа, который выступает крайней формой сектантства и религиозного максимализма. Специфические черты такого культа: малочисленность; призыв к радикальному изменению личности и общества; агрессивные методы привлечения и удержания членов; харизматическая основа — вера в особую миссию учителя (чаще всего, после смерти лидера культ исчезает или прозябает в виде малочисленной группы); ярко выраженная претензия на исключительность, избранность, отрицание диалога с другими религиями; фанатизм, мистицизм, эзотерическиеидеи; негативное отношение к государству, светской культуре (чаще всего, их полное отрицание); тип религиозного действия носит глубоко эмоциональный характер, требует полной личной преданности и стопроцентной включенности в жизнь общины.

    В организационном плане харизматический культ складывается как группа приверженцев какой-либо личности (учителя истины) как носителя особых качеств (чаще всего, мессианских).

  3. Культ — ситуация оценки какого-либо объекта (одушевленного или неодушевленного), когда он становится центральным элементом системы поведения и мышления субъекта (общества, группы, индивида) — культом личности, культом денег, культом разума. Такой объект отражает базовые ценности данной культуры, функционирует как цель и образец действия. В отличие от религиозного культа культовый объект не нуждается в особом ритуале и носит светский характер, хотя его восприятие может быть описано через категории священного: вера в харизму вождя, поклонение человеческому разуму 1и т. п.

Культ представляет собой совокупность обрядов. Обряды же, как это доказано не только наукой, но и практикой социалистического образа жизни, не являются специфическим элементом религии. Всякий обряд есть стереотип коллективных действий, символизирующих те или иные общественные идеи, нормы, идеалы и представления. Мысль о том, что обряды присутствуют не только в сфере религии, начинает в последние годы утверждаться и в зарубежной литературе.

8 стр., 3946 слов

Религиозное сознание

... Древней Греции существовали также тайные религиозные общества и культы. . Древнеегипетская религия являла собой систему политеистических ... мировоззрение, и было обусловлено возникновение религии и религиозного сознания. Правда, существует и другая ... культ и шаманизм, которые возникли в период формирования и развития родового строя (от 100 тысяч до 40 тысяч лет тому назад). Магия - действия ...

Специфика религиозных обрядов состоит в их идейном содержании и направленности, т.е. в том, какие именно идеи, представления, мифы и образы они воплощают в символической форме. Уже из этого ясно, что связь религиозного культа и религиозного сознания не внешняя, а внутренняя, органическая. Это не просто взаимодействующие между собой внешние факторы. Напротив, культ есть лишь социальная форма объективации религиозного сознания, реализации религиозной веры в действиях группы индивидов.

Характерно, например, что одни и те же с точки зрения их естественного, материального содержания культовые действия приобретают в различных религиозных системах принципиально отличное идейно-символическое и образное содержание. Возьмем, к примеру, очистительные обряды, связанные с погружением в воду или обливанием водой. Эти обряды существовали уже в первобытном обществе. По мнению С.А.Токарева, у многих племен они интерпретировались магически, как особый (сверхъестественный) способ «очиститься» от скверны, нечистоты, понимаемых весьма широко и связываемых с нарушением табу. В христианстве прежний очистительный водный обряд приобрел новое содержание. Оно рассматривает крещение как одно из семи таинств, приобщающих якобы человека к божественной благодати. Крещение в христианстве символизирует очищение от первородного греха и приобщение к лону церкви.

Аналогична историческая судьба и многих иных ритуальных действий, например обрезания. У австралийцев обрезание является кульминационным моментом обряда инициации юношей, который знаменует их вступление в сообщество взрослых мужчин. В иудаизме и исламе обрезание приобрело иное значение: оно символизирует приобщение мужчины к последователям данной религии. Эти примеры, как и многие другие, показывают, что одни и те же ритуальные действия приобретают в системе разных религий различное идеологическое содержание. Следовательно, в религиозном обряде главное значение имеют не сами ритуальные действия, а их осмысление, истолкование верующими и служителями культа1.

2. Структура культов

В структуре культа выделяют: предмет культа, выраженный в виде религиозного образа (вещи, животные, силы природы, духи, Бог); форму культа как процедуру и технологию общения с предметом (молитва, богослужение, ритуальная пляска, обряд посвящения и т. п.); средства культа — материальные атрибуты церемонии (предметы, здания и др.); содержание культа — характер культового действия, его «прикладное значение» (культ плодородия, военный культ, промысловый культ и др., но следует знать, что религиозный культ, в отличие от магии, носит духовно-практический характер и не всегда преследует прагматические цели); субъект культа — индивид или религиозная группа (община).

12 стр., 5970 слов

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

... сценической терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги, дворцовая комедия, комедия ... и внешним обстоятельствам действия, и наличие напряженного ритма драмы с ее типичным для испанского театра трехактным построением. Лопе неоднократно подчеркивает особое значение интриги, как организующего ...

В культе религиозная вера приобретает зримое содержание, религиозное сознание объективируется через оперирование символами, за которыми скрыты истины вероучения, убеждения и эмоции верующего

Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных — предметов охоты, заклина­ния духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: потребность служить “высшей” реальности и, тем самым, участвовать в ней, поскольку именно это считается правильным, долженствующим, хорошим, добрым, соответствующим миропорядку, замыслу Бога и т.п. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности — эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, жрецов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (облачения, утварь).

Культовое здание — важнейшее средство культа. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в принципиально иной, необыденной ситуации. Внимание человека сосредоточивается на предметах, действиях, имеющих религиозный смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. На основе религиозных взглядов, священных текстов, догматов и канонов складываются определенные нормы и предписания о том, что и как нужно делать, чтобы воспроизвести, актуализировать “высшую” реальность и послужить ей. Теоретической и исключительно редко подвергающейся пересмотру частью вероучения той или иной церкви являются догматы. Догмат — одно из положений вероучения, признаваемое на данный момент истинным для всех верующих. Канон имеет больше отношения к религиозной практике, он исходит из догматики церкви, это — правило догматического характера, касающееся вероучения, культа, устройства церкви, религиозной жизни. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (поклоны, падение ниц и т.п.), так и более сложных (богослужение, праздники, проповеди).

19 стр., 9498 слов

Деструктивные религиозные организации

... Называют их по-разному: секты, нетрадиционные религии, новые религиозные объединения, альтернативные верования, возникающие религии или просто культы, Нью Эйдж - Религии Нового Времени и т.п. Отсутствие ... том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Культ - те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг ...

Средства культа и сами культовые действия имеют символическое значение. Так, храм — это культовое строение (действительное значение) и дом Бога (символическое значение), следовательно, храм — это символ божественного присутствия и т.д.

Результатом культа является прежде всего удовлетворение религиоз­ных потребностей, оживление религиозного чувства, сознание выполненного долга. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности: убранство храма, песнопения, чтение молитв и т.д. — все доставляет эстетическое наслаждение1.

Культовая система, прежде всего, представляет собой совокупность определенных обрядов. Поэтому для уяснения особенностей религиозного культа необходимо уяснить, что представляют собой обряды. Обряд — это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. В обряде аккумулируется и приобретает наглядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. Но обряд не является единственной формой закрепления и передачи опыта. Существуют и другие традиционные способы трансляции культуры: непосредственное обучение, орудийный (предметный), языково-знаковый и т. д. В общей системе социального взаимодействия обряд фиксирует наиболее важные, узловые моменты в жизнедеятельности социальной группы. По всей видимости, обряд функционирует прежде всего там, где для обеспечения жизнедеятельности общины обычных способов передачи опыта, приобщения к коллективным обычаям и традициям недостаточно, где требуются особые средства взаимодействия и особые санкции. В связи с этим большую роль играет эмоциональная сторона обрядового действия и его нормативный характер, связанный с вырабатываемым обществом регламентом обрядового действия и общественной санкции.

В качестве важнейшего признака обряда исследователи этой социальной формы называют его символический характер. Разберемся, что же представляет собой символ? В философской литературе существует традиция рассматривать символ как особую разновидность знаков — «иконический знак», обладающий частичным сходством с обозначаемым предметом. Знак и символ имеют аналогичную структуру, включающую в себя: 1) материальную форму, 2) замещаемый (обозначаемый) предмет, 3) значение или смысл. Основное функциональное свойство этих социальных форм также аналогично, Они предназначены репрезентировать (представлять во вне) отличное от их форм содержание. Вместе с тем у знака и символа имеются существенные различия. Знаки — это искусственные образования. Их материальная форма в значительной степени произвольна и не влияет существенно на функционирование. Знак не воспроизводит объект, а лишь его замещает. Напротив, форма символа обладает частичным сходством с обозначаемым предметом. Она играет важную роль в раскрытии содержания, так как сама по себе информирует о содержании, оказывает влияние на воспринимающего. И этот факт значительно меняет функциональное свойство символов.

9 стр., 4359 слов

2.Религиозная вера как основной феномен религиозного сознания

... различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, ... исполнители. К средствам культапричисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (облачения, утварь). Культовое здание - важнейшее средство ...

Знаковые системы лишь обозначают предмет. Обозначение знаком носит внешний, формальный характер. Оно есть процесс внешнего выражения оформленного смысла. В символе же обозначение в значительной степени носит содержательный характер. Это образное обозначение, в известной мере воспроизводящее символизируемое содержание. Следовательно, на уровне символа происходит качественно новый процесс, который уже нельзя характеризовать просто как обозначение, а следует назвать символизацией. Символизацию можно определить как способность сознания посредством определенных чувственно воспринимаемых объектов образно репрезентировать (представлять во вне) другие объекты или явления действительности.

С этих позиций, по нашему мнению, и обряд можно рассматривать как разновидность символа. Цель и содержание обрядовых действий заключается не в самих этих действиях, не в их материально-вещественном выражении, а в том идеальном содержании, которое стоит за этими действиями. В обряде любое движение, жест, слово, все вещественные объекты наполнены определенными значениями, которые вне этой взаимосвязи, то есть за пределами знаково-символической ситуации перестают быть обрядовыми действиями. Поэтому смысл, значение и функцию обряда можно определить лишь в том случае, если будет расшифровано, переведено из знаково-символической в содержательную форму его значения, то есть выявлены образы, представления, идеи, которые он представляет.

Обряды охватывают все сферы жизнедеятельности человека и не являются специфическим элементом религии. Но в религиозной системе, как отмечалось выше, им принадлежит важная роль и здесь они имеют свои качественные особенности. Специфика религиозных обрядов состоит в их идейном содержании, то есть в том, какие именно образы, представления, идеи, ценности они воплощают в символической форме. Каждая религиозная организация в процессе своего формирования и развития вырабатывает свою специфическую систему культовых действий. Поэтому одни и те же, с точки зрения их естественного, материального содержания, культовые действия приобретают в различных религиозных системах принципиальное отличное идейно-символическое и образное содержание. Так, например, очистительные обряды, связанные с погружением в воду или обливанием водой существовали в первобытном обществе и существуют в современных обществах. Как отмечал видный советский этнограф С. А. Токарев, в древних обществах у многих племен они интерпретировались как особый способ «очиститься» от скверны в связи с нарушением тем или иным человеком табу — общественного запрета. В христианстве этот очистительный водный обряд приобрел значение крещения. Крещение же символизирует в христианстве очищение от первородного греха и приобщение к церкви.

11 стр., 5265 слов

по религиоведению, часть 2 (социология и психология религии)

... в объективном существовании гипостазированных существ, атрибутизированных свойств и связей. В развитых религиях набор и содержание религиозных представлений, идеальная модель религиозного сознания задается ... культовые и внекультовые. В ходе культовой деятельности складываются определенные отношения: служитель культа - рядовой участник, проповедник - слушатель; устанавливаются связи: крестный отец ...

Религиозный культ базируется на вере в наличие между человеком и предметом его веры возможности установления определенных взаимоотношений. Приведенный нами пример очистительного обряда является одной из разновидностей таких отношений. Но наиболее ярко эти отношения обнаруживаются в умилостивлительных действиях, начиная от примитивных форм жертвоприношения и кончая высоко духовными молитвами. Жертвоприношения появляются на заре человеческого общества. Этнографы зафиксировали разнообразные формы жертвоприношений духам, богам. Время от времени их «кормили»: мазали кровью, окуривали чадом горящего мяса или жира и т. д. По мере развития и усложнения религиозных систем усложняется и система жертвоприношений. В религиях Древнего Востока жертвоприношения рассматривались как ядро религиозного культа. Насколько важное значение имели жертвоприношения в иудаизме можно убедиться, прочитав некоторые книги Ветхого Завета Библии, в частности книгу «Левит».

Христианство отказывается от непосредственных жертвоприношений. В культовой системе христианства прежние жертвоприношения приобретают все более преобразованную, вторичную символическую форму. Характерным примером этого является ритуал возжигания свечей и лампад перед иконами и другими священными изображениями.

Эволюция религиозных обрядов шла по линии их спиритуализации, одухотворения. Вершиной такого пути является молитва — вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Этнографы утверждают, что молитва как специфический религиозный обряд сложилась на основе языческих заговоров и заклинаний, как элемент вербальной магии (магии слова).

В качестве вербального компонента она первоначально входила в обряд жертвоприношения. Впоследствии молитва отделилась от жертвоприношения и стала важнейшим компонентом культа многих религий. В христианстве, например, различают несколько типов молитв, в зависимости от того, какие чувства и стремления молящегося они выражают: восхваляющие, благодарственные, простительные и т. д. В развитых религиях культовые действия образуют сложную систему, включающую в себя длительные богослужения, совершения особых обрядов — таинств, поклонение святым, иконам и скульптурам, соблюдение постов. Для того, чтобы постоянно поддерживать религиозные чувства, удовлетворять религиозные потребности верующих во многих развитых религиях устанавливается богослужебный канон, который включает в себя «круг годового богослужения», «круг суточного богослужения». «Годичный круг»: каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминаниям особых событий или памяти различных святых. В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды.

Как отмечают исследователи религии, в процессе богослужений с помощью культовых действий в сознании верующих воспроизводятся религиозные образы, символы, мысли, возбуждаются соответствующие эмоции. В результате происходит трансформация отрицательных эмоций в положительные: исчезает состояние подавленности, беспокойства, неудовлетворенности, внутреннего дискомфорта, и на смену им приходят чувства облегчения, удовлетворения, успокоенности, радости, прилива сил1.

3. Социальные функции культов

Роль культа в любой религии исключительно велика. Он является средством идеологического воздействия на верующих. С помощью обрядов, таинств, проповедей религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме внедряют религиозные идеи в сознание масс. Регулярное посещение служб или молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призвано не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять в нем религиозное мироощущение.

25 стр., 12030 слов

1. Место психологии религии в системе наук

... опыта, коренящийся в самой природе человека, анализирует содержание иррационального в религии. Глубочайшая сущность религии — великая тайна. Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм ... религиозный опыт. Интерсубъективная сторона: Вероучение, система религиозной социализации, религиозные организации, культ и его материальные атрибуты, религиозное поведение, характер жизнедеятельности религиозных ...

За время своего существования религия накопила огромный опыт воздействия на психику людей. Она использовала в культовой практике многие естественные потребности индивида, в частности его потребность в общении, сострадании, утешении. Торжественность, необычайность обстановки, в которой протекает служба или молитвенное собрание, оказывает на психику верующих интенсивное воздействие. Умело управляя реальными психологически -ми механизмами внушения, подражания, психологического заражения, священнослужители вызывают сильные эмоциональные переживания, которые субъективно воспринимаются верующими как ощущения подъема, радости или, напротив, покоя и умиротворения. Используя человеческие страдания и искусственно создавая иллюзию их облегчения, религиозные идеологи превратили культ в средство духовного закабаления трудящихся.

Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, растет чувство неприязни к инаковерующим и неверующим.

Таким образом, культ выполняет ряд взаимосвязанных функций. Конкретные формы их реализации в различных религиях не одинаковы. Так, католицизм и православие сохраняют верность пышной театрализованной обрядности. Они широко используют искусство. Богато украшенные храмы, музыка, пение призваны пробуждать н усиливать религиозные чувства верующих.

В некоторых направлениях протестантизма обряды носят более скромный и строгий характер: сокращено число таинств и праздником, упрощено богослужение. Однако по следует думать, что культ в этих направленных перестал играть важную роль. Протестантизм, упростив внешнюю сторону культа, перенес центр тяжести религии в сферу индивидуальных форм общения верующего с богом — молитв, покаяния, мистические откровения.

Культ является наиболее консервативным элементом религии. Многократно повторяясь, он приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек, которые сохраняются длительное время. Среди современных верующих нередко можно встретить людей с весьма размытыми, в значительной степени утраченными религиозными представлениями, для которых культ как привычная форма поведения является единственной связующей нитью с религией1.

Культ представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве особого цельного мира. Члены культового сообщества в их субъективно осмысленном поведении не считают мир культовой жизни только само собой разумеющейся реальностью – это мир, создающийся в их мыслях и действиях, который переживается ими в качестве реального.

Культовость, как это выявил в религии М. Элиаде, имеет «интенциональную» природу и поэтому связана с чувством поклонения чему-либо или кому-либо. Всякое поклонение – религиозное, эстетическое, научное, политическое – рождается в недрах сильного эмоционального переживания субъектом определенного явления реальности. Поклонение порождает целый комплекс поведенческих ориентиров, переживаний, представлений, которые и образуют культовую систему или культовую реальность, являющуюся неотъемлемой частью ментальной структуры общества.

В качестве особой коммуникативной системы культовая реальность имеет явные и латентные, функциональные и дисфункциональные значения культа в структуре общества и личности.

Главная функция культовой реальности – это установление и поддержание объектно-субъектной связи в культовой реальности, т.е. связи между человеком и предметом культа. Связь эта может нести разные цели. Религиозная культовость, как правило, носит либо умилостивительный, либо магический характер. Политические и светские идеологические культы имеют цели, связанные с прославлением и укреплением существующих социально-политических традиций, отождествление социального порядка с личностью правителя партией, историческим или мифическим событием. Дидактическая функция – это функция культовой реальности как процесса социализации. Через культовую практику члены общества осваивают и закрепляют трудовые навыки, изучают мироустройство, усваивают нормы поведения. Культ, таким образом, служит формированию и передаче культурной традиции в обществе.

Благодаря культовой реальности обществом обеспечивается духовная психологическая поддержка личности. При определении поведенческих ориентиров общество требует от человека каждую мысль, каждое деяние соотносить с понятиями правильный / неправильный, моральный / аморальный, благой / неблаговидный, праведный / греховный. Находясь в экзистенциальной ситуации в состоянии постоянного морального выбора, личность несет на себе груз индивидуальной ответственности перед обществом, богами, природой. Таким образом, культ облегчает решение проблемы выбора для личности, снимает индивидуальную ответственность с личности и дает возможность разделить ее с обществом, группой, церковью. В этом состоит экзистенциальная, или психологическая функция культа.

Культ позволяет переложить ответственность за выбор на объект культового поклонения, на авторитет культа, строить свое поведение по подобию культового явления, ссылаясь на его общественное или божественное признание. В этом случае личность заимствует уже созданный стандарт поведения, либо создает его на основе поведенческого опыта культового поклонения. В случае, если субъект культа в своей деятельности потерпел неудачу, делается вывод о несоблюдении им в должной мере или неверном выполнении культового действия, но ни в коем случае не подвергается сомнению сам авторитет культа. В религиозных культах поведенческим ориентиром является жизнь богов, пророков и святых, в политическом культе поведенческую ориентацию задает харизматический авторитет вождей, королей, политических лидеров и героев. В подражание им строится жизнь или определенные жизненные ситуации субъектов культа. Из стремления разрешить при помощи культа экзистенциальную ситуацию вытекает такая его функция, как компенсирующая.

Культ в специфической для него форме компенсирует для человека несовершенство его самого и окружающего его мира. Веря в богов и духов, королей и «отцов-основателей», принося им жертвы, молясь им и надеясь на их помощь, человек добровольно отдает себя под покровительство незримых сил, на чье всемогущество он искренне уповает, компенсируя, таким образом, свое бессилие, свои слабости, свои страхи перед действительностью. Это хорошо отражено в обряде исповеди, когда христианин освобождается от грехов, перекладывая их на плечи священника, который должен нести этот грех, соблюдая тайну исповеди и молясь за грешника.

Компенсирующая функция культа тесно связана с другой его функцией — интегрирующей. Культ имеет важное социальное значение, объединяя людей в эмоциональном сопереживании культовому объекту во время осуществления культовой деятельности. Так, традиция похорон ярко показывает, как люди, потерявшие близкого человека, объединяются, дабы совместно пережить горе утраты.

Еще одной важной функцией культа является регламентирующе — контролирующая. Всякая целенаправленная культовая система – это своего рода механизм для манипуляции поведением индивида. Как уже отмечалось выше, культ возникает на основе эмоционального отождествления субъекта культа с культовым объектом. Данная эмоциональная связь может возникать как в результате целенаправленного воздействия на чувства человека, так и стихийно. В первом случае задачей культа будет установление контроля и регулирование деятельности участников культа. Решая данную задачу, культовая система будет выполнять регламентирующе-контролирующую функцию или дисфункцию (в зависимости от ситуации) над поведением людей, попавших в сферу влияния культа1.

В культовой практике Дюркгейм выделял следующие основные социальные функции: — дисциплинарную, или функцию принуждения и контроля,

— цементирующую, укрепляющую социальное единство,

— воспроизводящую, при помощи которой осуществляется передача социально-культурного наследия новому поколению и его оживление,

— эйфорическую, состоящую в создании радостного чувства социального благополучия.

Религиозные обряды выполняют важнейшую социальную задачу — служат поддержанию и укреплению социальной солидарности общества, а на индивидуальном уровне укрепляют веру человека в свои силы2.

Заключение

Считается, что термин «культ» ввел в употребление в 1912 году немецкий богослов, историк и социолог Эрнст Трёльч.

На данный момент дается большое количество определений понятия «культ», но, в первую очередь, культ представляет собой совокупность обрядов. Обряды же не являются специфическим элементом религии. Всякий обряд есть стереотип коллективных действий, символизирующих те или иные общественные идеи, нормы, идеалы и представления. Мысль о том, что обряды присутствуют не только в сфере религии, начинает в последние годы утверждаться и в зарубежной литературе. Культ есть лишь социальная форма объективации религиозного сознания, реализации религиозной веры в действиях группы индивидов.

В структуре культа выделяют: предмет культа, выраженный в виде религиозного образа (вещи, животные, силы природы, духи, Бог); форму культа как процедуру и технологию общения с предметом (молитва, богослужение, ритуальная пляска, обряд посвящения и т. п.); средства культа — материальные атрибуты церемонии (предметы, здания и др.); содержание культа — характер культового действия, его «прикладное значение» (культ плодородия, военный культ, промысловый культ и др., но следует знать, что религиозный культ, в отличие от магии, носит духовно-практический характер и не всегда преследует прагматические цели); субъект культа — индивид или религиозная группа (община).

Роль культа в любой религии исключительно велика. Он является средством идеологического воздействия на верующих. С помощью обрядов, таинств, проповедей религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме внедряют религиозные идеи в сознание масс.

В культовой практике Дюркгейм выделял следующие основные социальные функции: — дисциплинарную, или функцию принуждения и контроля,

— цементирующую, укрепляющую социальное единство,

— воспроизводящую, при помощи которой осуществляется передача социально-культурного наследия новому поколению и его оживление,

— эйфорическую, состоящую в создании радостного чувства социального благополучия.

Религиозные обряды выполняют важнейшую социальную задачу — служат поддержанию и укреплению социальной солидарности общества, а на индивидуальном уровне укрепляют веру человека в свои силы.

Список использованной литературы

  1. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2010 — С.241
  2. Смирнов М. Социальные функции современных нетрадиционных культов и культовых движений/ Центр религиоведческих исследований, 2011. URL: (дата обращения: 30.05.2014)
  3. СПбГИЭУ/ Э. Дюгрейм/ Концепция религии URL: http://beersite.narod.ru/durka/krd.html (дата обращения: 30.05.2014)
  4. Тендит К.Н. Феноменология культа/Научные сообщения/ Вестник ВГУ. Серия: Философия, 2010. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2010/01/2010-01-15.pdf (дата обращения: 03.06.2014)
  5. Угринович Д.М. Психология религии/ Литературный портал Librarum. URL: http://librarum.org/book/18454/79 (дата обращения: 04.06.2014)
  6. Атеистическое справочное издание «Денница»/Религиозный культ и его формы. URL: http://velsat.net/religioznyj-kult-i-ego-formy.html (дата обращения: 03.06.2014)
  7. Литература для студента/ Религиоведение /Религиозный культ, 2011. URL: http://libsib.ru/religiovedenie/religiovedenie-religiya-kak-predmet-issledovaniya/religiozniy-kult (дата обращения: 03.06.2014)
  8. Сайт «SolidReligion»/Религиоведение. URL: (дата обращения: 05.06.2014)
  9. Сайт «Религии мира»/ Культ. URL: http://relig.info/kult (дата обращения:28.05.2014)
  10. Сайт развития «Апологетика»/ О культах. URL: http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=41 (дата обращения: 01.06.2014)
  11. Словари и энциклопедии на Академике/ Культ, религия, культура. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8536/%E2%80%9C%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2 (дата обращения: 02.06.2014)

1 Тендит К.Н. Феноменология культа/Научные сообщения/ Вестник ВГУ. Серия: Философия, 2010. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2010/01/2010-01-15.pdf (дата обращения: 03.06.2014)

1 Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2010 — С.113

2 О культах/ Сайт развития «Апологетика». URL: http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=41 (дата обращения: 01.06.2014)

1 Смирнов М. Социальные функции современных нетрадиционных культов и культовых движений/ Центр религиоведческих исследований, 2011. URL: (дата обращения: 30.05.2014)

2 Культ, религия, культура/ Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8536/%E2%80%9C%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2 (дата обращения: 02.06.2014)

1 Д. К.  Безнюк. Культ/Сайт «Религии мира», 2009-2013. URL: http://relig.info/kult (дата обращения:28.05.2014)

1 Угринович Д.М. Психология религии/ Литературный портал Librarum. URL: http://librarum.org/book/18454/79 (дата обращения: 04.06.2014)

1 Религиозный культ/ Религиоведение/ Литература для студента, 2011. URL: http://libsib.ru/religiovedenie/religiovedenie-religiya-kak-predmet-issledovaniya/religiozniy-kult (дата обращения: 03.06.2014)

1 Религиоведение/ Сайт «SolidReligion». URL: (дата обращения: 05.06.2014)

1 Религиозный культ и его формы/Атеистическое справочное издание «Денница». URL: http://velsat.net/religioznyj-kult-i-ego-formy.html (дата обращения: 03.06.2014)

1Тендит К.Н. Феноменология культа/Научные сообщения/ Вестник ВГУ. Серия: Философия, 2010. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2010/01/2010-01-15.pdf (дата обращения: 03.06.2014)

2 Концепция религии/ Э. Дюгрейм/СПбГИЭУ. URL: http://beersite.narod.ru/durka/krd.html (дата обращения: 30.05.2014)