ЧАСТЬ. ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСтВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ЧАСТЬ. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. Психология как наука: определение, предмет, объект, место в системе научного познания.
  2. Сравнительный анализ психики животных и человека. Филогенетические предпосылки возникновения психики.
  3. Развитие представлений о предмете психологии (исторический обзор).

    Современные представления о нем.

  4. Категория деятельности в психологии. Строение индивидуальной деятельности человека.
  5. Категория сознания в психологии. Основные характеристики сознания. Принцип единства сознания и деятельности.

6. Феномен человека в психологии. Соотношение понятий: «индивид», «Субъект», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в природе человека.

  1. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
  2. Характер, его строение и формирование. Характер и личность. Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.
  3. Мотивационно-потребностная сфера личности. Потребность как источник активности личности. Мотив и мотивация.
  4. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.
  5. Способности. Виды и уровни способностей. Проблема одаренности.

12. Самосознание: определение, критерии, уровни развития, «Образ Я».

  1. Основные положения теории культурно — исторического развития психики Л.С. Выготского.
  2. Неосознаваемые психические процессы.
  3. Ощущения как начальный познавательный процесс. Виды и свойства ощущений. Чувствительность и ее пороги.
  4. Определение восприятия. Классификация восприятий. Свойства восприятия. Индивидуальные различия восприятия.
  5. Определение внимания. Основные виды и свойства внимания. Внимание как функция психического контроля.
  6. Общая характеристика воображения и его роль в психической жизни человека.
  7. Общая характеристика волевых действий. Структура волевых действий.
  8. Виды и функции речи. Л.С. Выготский о развитии мышления и речи.
  9. Мышление и интеллект. Теории мышления в работах отечественных и зарубежных ученых.
  10. Определение, функции и условия возникновения эмоций. Эмоции и познавательные процессы. Эмоции и личность. Возможные основания классификации эмоций.
  11. Определение и общая характеристика памяти.
  12. Этапы развития мышления. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Процесс мыслительной деятельности и ее структурные компоненты.
  13. Психические состояния личности. Классификации. Основные виды.

ЧАСТЬ. ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

1. Понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Значение этих понятий для психологии и педагогики.

8 стр., 3985 слов

Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»

... Психология развития: A. Наука изучающая закономерности развития человека в сочетании с развитием ... , какой ряд признаков характеризует основные свойства внимания? A) концентрация ... Какой вид внимания присущ человеку с рождения в виде врожденной ... определением социальных ролей 103. Окончание детства в человеческом обществе определяется: А. физиологическим созреванием организма; B. завершением человеком ...

2. Понятия «ведущая деятельность» и «социальная ситуация развития».

3. Психологические особенности ребенка раннего возраста.

4. Условия возникновения потребности в общении у младенца. Развитие средств общения.

5. Особенности развития личности в подростковом возрасте.

6. Особенности развития личности в юношеском возрасте.

7. Общая характеристика младшего школьного возраста.

8. Педагогическая психология как наука. Задачи, объект, предмет, структура педагогической психологии.

9. Психология труда учителя.

10. Проблема психологической готовности к обучению в школе.

11. Характеристика различных видов обучения.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Задатки — это природная предпосылка, лежащая в основе развития способностей. В психологии ... – основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью ... методика преподавания, готовность к школе, одарённость, эмоциональное выгорание учителя 17. Воспитание как образовательный процесс: содержание, характеристики ...

12. Анализ структуры учебной деятельности.

13. Мотивация учения. Условия ее формирования.

14. Теория поэтапного формирования умственных действий.

15. Перцептивная сторона общения. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления

16. Характеристика метода наблюдения. Виды наблюдения в социально-психологическом исследовании и сферы его применения. Отличие научного наблюдения от житейского.

17. Понятие стереотипа в социальной психологии. Механизм стереотипизации. Функции социальных стереотипов.

18. Характеристика методов анализа документов в социально-психологическом исследовании. Биографический метод и метод контент-анализа. Общая характеристика, технологии применения.

19. Социально-психологическая характеристика гендерных и возрастных групп.

20. Характеристика классификаций психодиагностических методик по степени их формализованности.

21. Характеристика метода опроса. Особенности проведения интервью и анкетирования. Этапы разработки анкеты.

22. Психометрические требования к построению и проверке психодиагностических методик. Понятие валидности, надёжности и стандартизации методик.

23. Типы проективных методик. Преимущества и недостатки.

24. Особенности компьютерной психодиагностики. Преимущества и недостатки использования компьютеризированных психодиагностических методик.

25. Специальная психология как наука. Её место в системе наук. Категориально-понятийный аппарат специальной психологии.