Тест «описание поведения в конфликте К. Томаса» 3 Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко

Курсовая работа

Cтратегии поведения в конфликте и защиты в общении

Содержание

1. Литературный обзор

1.1 Понятие конфликт

1.2 Классификация конфликтов

1.3 Функции конфликта

1.4 Структура и элементы конфликта

1.5 Стили поведения в конфликте

1.6 Влияние типов людей на поведение в конфликтах

2. Исследование взаимосвязи поведения в конфликте и индивидуально-типологических особенностей личности

2.1 Цель, объект, субъект, задачи и гипотезы исследования

2.2 Методики исследования

2.2.1 Опросник Айзенка

2.2.2 Тест «описание поведения в конфликте К. Томаса»

2.2.3 Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко

2.2.4 Корреляционный анализ

3. Результаты исследования взаимосвязи поведения в конфликте и индивидуально-типологических особенностей личности

3.1 Результаты опросника Айзенка

3.2 Результаты теста «описание поведения в конфликте К. Томаса»

3.3 Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко

3.4 Результаты корреляционного анализа

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Резюме

1. Литературный обзор

1.1 Понятие конфликт

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Помимо конфликта, социальные противоречия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания. Конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. (3)

В конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т. п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие. (12)

4 стр., 1520 слов

Поведение в процессе делового общения

... прочитать, поблагодарить, убрать во внутренний карман или сумку. деловое общение беседа поведение Культура телефонного общения Какой вопрос надо (можно) решать по телефону? · необходимо ... Поведение в процессе делового общения Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов ...

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.(2)

1.2 Классификация конфликтов

Конфликты можно классифицировать в виде типологии и систематики. Базисная типология показывает границы и раскрывает структуру объектного «поля» конфликтологии. Она включает конфликты с участием человека: социальные и внутриличностные, а также зооконфликты. (12)

Социальные конфликты: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты.

Внутриличностные конфликты: между «хочу» и «не хочу»; «могу» и «не могу»; «хочу» и «не могу»; «хочу» и «нужно»; «нужно» и «не нужно»; «нужно» и «не могу». (12)

Зооконфликты: внутривидовые, межвидовые и интрапсихические. Внутривидовые и межвидовые конфликты могут быть между двумя животными, между животным и группой, между группами животных. Интрапсихические: между двумя негативными тенденциями в психике животного; между двумя позитивными тенденциями; между негативной и позитивной тенденциями.

14 стр., 6844 слов

Конфликт. Классификация конфликтов

... Конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях ... ситуация — возникновение объективных причин конфликта конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт разрешение конфликта (полное или частичное). Конфликт, независимо от его природы, ...

Конфликты можно также классифицировать в зависимости от их масштабов, последствий, длительности, характера противоречия, лежащего в их основе, интенсивности, степени конструктивности, сферы жизнедеятельности, в которой они происходят, и т. д. (12)

Так как конфликт — это динамичный процесс, то он может видоизменяться в зависимости от длительности, глубины и стадии, на которой он находится. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой) и внешний — во внутренний. Последнее, в частности, имеет место в случае частичного разрешения конфликтов, когда тем или иным образом пресекается конфликтное поведение, направленное вовне (на противостоящую сторону), но внутреннее стремление к этому конфликтному поведению не исчезает, а лишь сдерживается, порождая тем самым внутреннее напряжение, внутренний конфликт. (3)

1.3 Функции конфликта

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.(3)

К конструктивным функциям относят:

• познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

• функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

• инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

• перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с:

• разрушением существующей совместной деятельности;

• ухудшением или развалом отношений;

• негативным самочувствием участников;

• низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

7 стр., 3114 слов

1. Конфликт в межличностных отношениях

... использование в ситуации общения выработанных прошлым опытом привычных стратеги взаимодействия. Виды конфликтов: По возможным итогам По источнику По статусу отношений конфликтующих По ... участников конфликта. Диагностика конфликта. Выявление: причин или источников конфликта (которые могут быть явными и скрытыми); природы конфликта и его биографии; сторон конфликта и отношение сторон к конфликту ...

Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним и они стараются их избегать.(2)

1.4 Структура и элементы конфликта

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта.

К субъектам конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели.(3)

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. (3)

Стороны конфликта. Участниками, или сторонами, конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции государств и так далее. С точки зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсональные) и межгрупповые (интергрупповые) конфликты, наиболее типичными сторонами конфликта являются, повидимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности — аспект личности, личность — личность, личность — группа, группа — группа. Участники конфликта характеризуются, вообще говоря, широким набором существенных в том или ином отношении признаков. В социально-психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр. (3)

Условия протекания конфликта. Помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста выступает социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т. д. При этом важно подчеркнуть, что социальногрупповую среду необходимо понимать достаточно широко, не ограничиваясь лишь ближайшим окружением личности. (3)

3 стр., 1238 слов

Психология и основное содержание переговорного процесса, модели поведения участников переговорного процесса на предприятии ООО «Адель»

... осуществляется взаимный обмен информацией. Участники конфликта высказывают свои позиции, оценивают ситуацию, предлагают варианты решения проблемы и ... является изучение содержания переговорного процесса, модели поведения участников переговорного процесса на предприятии ООО «Адель». ... расходятся. Переговоры являются распространенной формой взаимодействия людей, хотя и проводятся не всегда осознанно. ...

Образы конфликтной ситуации. Характеристики участников конфликта и особенности условий его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представления о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.) и представления о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. (3)

Динамика конфликтов.

По этому вопросу в литературе имеется самый широкий диапазон представлений. А.Я. Анцупов и Леонов Н.И. в «Хрестоматии по конфликтологии» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта. (1)

Сам конфликт состоит из трех периодов:

• предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

• конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);

• послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).(1)

5 стр., 2393 слов

УПРАВЛЕНИЕ ЭТАПОМ НАЗРЕВАНИЯ КОНФКИКТА, ПОВЕДЕНИЕМ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА, ОКОНЧАНИЕМ КОНФЛИКТА

... конфликта 19 3.2. Управление конфликтом 20 4. ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ И ... 2.1. Причины возникновения конфликтов 11 2.2. Виды конфликтов 14 3. УПРАВЛЕНИЕ ЭТАПОМ НАЗРЕВАНИЯ КОНФКИКТА, ПОВЕДЕНИЕМ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА, ОКОНЧАНИЕМ КОНФЛИКТА 19 3.1. Динамика ...

Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:

1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);

2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).

Каждый из этих авторов по-своему определяет тактику и стратегию разрешения конфликтов и их предупреждения. В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых).

Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.(3)

1.5 Стили поведения в конфликте

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.

Стили поведения в межличностном конфликте. (2)

Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

1.Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

2. Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

3. Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

4 стр., 1866 слов

Поведение близких ребенку взрослых людей.

... ). РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА Поведение близких ребенку взрослых людей. • Старайтесь по возможности сдерживать свои ... упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», ... эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе. Как проявляется гиперактивность ...

4. Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

5. Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

6. Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать).

Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.(2)

Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов.(2)

1.6 Влияние типов людей на поведение в конфликтах

На поведение людей в возникновении конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах людей, что необходимо учитывать при попытках предупреждения конфликтов и их разрешения. О. Крегер и Дж. Тьюсон считают, что различные предпочтения характеров людей лежат в основе их взаимодействия и без их учета невозможно разрешить ни одного конфликта. Ни один конфликт не проходит без проявления к происходящему и его участникам личностного отношения всех людей, задействованных в нем. Особенности личности проявляются в ее темпераменте, характере и уровне личностного развития. (1)

Темперамент дается человеку с его рождением и определяет скорость, темп, интенсивность и ритм психических процессов и состояний человека. Классификация типов темпераментов, осуществленная Гиппократом еще в V в. до н.э., не претерпела существенных изменений до наших дней. Она лишь обогатилась благодаря учению И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности. Поэтому к сангвиникам иногда прибавляют — сильный, уравновешенный, подвижный; к флегматикам — сильный, уравновешенный, инертный; к холерикам — сильный, неуравновешенный; к меланхоликам — слабый.(1)

Поведение сангвиников характеризуется подвижностью, склонностью к смене впечатлений, отзывчивости, общительности; поведение флегматиков — медлительностью, устойчивостью, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоций, логичностью в суждениях; поведение холериков — открытостью, резкими сменами настроения, неустойчивостью, бурными реакциями; меланхоликов — неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, глубокими эмоциональными переживаниями.

Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.(11)

Типология черт характера человека (дисциплина, занимающаяся изучением типов характеров и их влиянием на совместное общение) разработана впервые К. Г. Юнгом в его работе «Психологические типы». Позднее ее исследовали Катарина Бриггс и Изабель Бриггс-Майерс, опубликовавшие «Индикатор типов Майерс — Бриггс» (MBTI), с помощью которого любой интересующийся может определить предпочтения своего характера. Эта типология выделяет четыре пары противоположных предпочтений:

Экстраверты — Интроверты

Сенсорные — Интуитивисты

Мыслительные — Чувствующие

Решающие — Воспринимающие (4)

Каждому типу характера соответствуют четыре из приведенных предпочтений. Таким образом, всего получается шестнадцать типов характеров. Характер формируется за счет асимметрии левого и правого полушарий головного мозга к семи годам и не изменяется радикально в течение всей жизни. Правое полушарие формирует эмоции и подсознательную деятельность, левое — логическую и рассудочную деятельность. Поэтому экстраверты никогда не становятся интровертами, и наоборот. Так же, как левши никогда не становятся правшами, хотя могут научиться более эффективно действовать другой рукой. Только благодаря невероятным усилиям можно преодолеть «свою природу», но только в поведении.(4)

Проблема влияния типов характеров на возникновение конфликтов и их разрешение состоит в том, что люди с противоположными предпочтениями своих типов характеров могут оказаться в ситуации совместного решения одной задачи, и их совместное взаимодействие может оказаться под угрозой. Например, экстраверта и интроверта отличает друг от друга их отношение к внешнему миру. Экстраверты черпают свою энергию из внешнего мира. А интроверты находят эту энергию внутри себя. Они фиксируют интересы на явлениях собственного внутреннего мира, которому придают наивысшую ценность. Межличностные конфликты между экстравертами и интровертами могут возникать из-за различия отношений в решении задач. Экстраверт динамичен, он постоянно говорит, предпочитает обсуждать все вслух. Интроверт же должен все обдумать, прежде чем высказаться. Экстраверт легко переходит к новому повороту при обсуждении проблемы и снова начинает открыто ее обсуждать. Для интроверта всякий поворот обсуждения ставит его в затруднительное положение, ему необходимо время для осмысления. При совместном решении проблемы экстраверт будет постоянно говорить, а интроверт молчать. Это молчание экстраверт может принимать за согласие и навязывать свое решение, с которым может быть в принципе не согласен интроверт, он просто не получил возможности высказаться. Такая ситуация чревата конфликтом. Более того, доминирующее поведение экстраверта при совместном взаимодействии с интровертом может послужить причиной болезни последнего.(4)

Экстраверты, как и интроверты, могут собирать информацию противоположными путями — сенсорным или интуитивным. Люди сенсорного типа собирают информацию, опираясь на свои чувства, им необходимо все увидеть, потрогать, услышать, понюхать. Для них важнее детали и факты и меньше всего то, что они значат. Люди интуитивных предпочтений, получив информацию с помощью органов чувств, интуитивно ищут их опосредованное значение и взаимосвязи между явлениями и внутри их. Интуитивисты ко всему подходят глобально. Любая встреча человека сенсорных предпочтений с интуитивным может обернуться конфликтом. (4)

2. Исследование взаимосвязи поведения в конфликте и индивидуально-типологических особенностей личности

2.1 Цель, объект, субъект, задачи и гипотезы исследования

Цель исследования: выяснить существует ли зависимость между особенностями поведения в конфликте и индивидуально- типологическими особенностями личности.

Объект исследования: индивидуально-типологические особенности испытуемых, стратегии поведения в конфликтах и защиты в общении.

Субъект исследования: женщины в возрасте от 30 до 45 лет в количестве 40 человек.

Задачи исследования:

1. исследование индивидуально-типологических особенностей испытуемых;

2. исследование реагирования в конфликтных ситуациях;

3. исследование коммуникативной установки испытуемых;

4. выявление статистической связи между индивидуально-типологическими особенностями и особенностями поведения в конфликте.

Гипотезы исследования:

1. К соперничеству склонны эмоционально неустойчивые экстраверты;

2. К избеганию конфликтов склонны эмоционально неустойчивые интроверты;

3. К сотрудничеству и компромиссу склонны эмоционально устойчивые экстраверты;

4. Эмоционально устойчивые испытуемые склонны к миролюбивой стратегии поведения, эмоционально неустойчивые — к агрессивной.

Для выполнения поставленных задач мы использовали следующие методики:

1. Опросник Айзенка.

2. Тест «описание поведения в конфликте К. Томаса»

3. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко.

4. Корреляционный анализ.

2.2 Методики исследования

2.2.1 Опросник Айзенка

Назначение теста

Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма.

Опросник EPI включает 57 вопросов и содержит следующие три шкалы:

• экстраверсия — интроверсия;

• нейротизм — стабильность;

• шкала искренности.

Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

Средние показатели по шкале экстраверсии-интроверсии: 11−14 баллов. Высокие оценки по шкале экстраверсия-интроверсия соответствуют экстравертированному типу, низкие — интровертированному. Средние — амбиверты.

Средние показатели по шкале нейротизма: 11−14.

Результат — менее 7 баллов свидетельствует об эмоциональной стабильности человека (конкордант), более 18 — об эмоциональной нестабильности (дискордант).

Если по шкале искренности количество баллов превышает 7, то результаты обследования считаются недостоверными, испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.(7)

2.2.2 Тест «описание поведения в конфликте К. Томаса»

Назначение теста

Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

• соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

• приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

• компромисс;

• избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

• сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. Испытуемым предлагается выбрать наиболее типичное для них поведение

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.(7)

конфликт айзенк поведение

2.2.3 Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко

Назначение теста

Диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами. Испытуемым предлагается 24 вопроса к каждому из которых предлагается по 3 варианта ответов. Они должны выбрать ответ, который точнее всего характеризует их поведение.

Для определения присущей респонденту стратегии психологической защиты в общении с партнерами надо подсчитать сумму ответов каждого типа:

• Вариант «а» — миролюбие,

• Вариант «b» — избегание,

• Вариант «c» — агрессия.

Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит в контакте с партнерами испытуемый активно использует разные защиты своей субъективной реальности. (8)

2.2.4 Корреляционный анализ

Для выявления статистических связей между показателями мы провели корреляционный анализ, достоверность связей проверялась с помощью коэффициента Пирсона.

Для нашей выборки в 40 человек критические значения коэффициента Пирсона будут равны 0,310 (с достоверностью 0,05) и 0,407 (с достоверностью 0,01).

Эмпирические показатели корреляции должны быть равны или превышать критические значения. (18)

3. Результаты исследования взаимосвязи поведения в конфликте и индивидуально-типологических особенностей личности

3.1 Результаты опросника Айзенка

Не у одного испытуемого показатель по шкале искренность не превысил 7, следовательно все результаты опроса можно считать достоверными.

Средний показатель по шкале экстраверсия — интроверсия =13,97, что интерпретируется как амбиверт, то есть в среднем количество экстарвертов и интровертов примерно одинаковое;

Стандартное отклонение от среднего показателя = 4,43, что говорит нам о том, что результаты достаточно сильно откланяются от среднего арифметического, значит, в группе есть как ярко выраженные экстраверты так и интроверты;

Минимальный показатель = 4 — этот показатель у самого ярко выраженного интроверта ;

Максимальный показатель = 21- это показатель самого ярко выраженного экстраверта;

Минимальный и максимальный показатели свидетельствуют о том, что в группе нет сверх экстравертов и сверх интровертов.

Мода = 17, то есть больше всего в группе потенциальных экстравертов.

Средний показатель по шкале невротизм = 13,83, что соответствует нормостенеку, значит эмоциональная устойчивость и неустойчивость в данной группе сбалансирована;

Стандартное отклонение от среднего показателя = 4,33 — этот показатель говорит о том что показатели испытуемых достаточно сильно отклоняются от среднего показателя нормостеника, следовательно в группе есть как конкорданты так и дискорданты;

Минимальный показатель = 6 — это показатель ярко выраженногоконкорданта — эмоционально устойчивого испытуемого ;

Максимальный показатель = 21 — это показатель ярко выраженного дискорданта;

В группе нет ни одного испытуемого со сверх показателями эмоциональной устойчивости — неустойчивости.

Мода = 15, то есть больше всего в группе потенциальных дискордантов.

В данной группе было выявлено:

• 20 испытуемых экстравертов и потенциальных экстравертов (50%).

Из них 11 испытуемых эмоционально устойчивы (нормостеники, потенциальные конкорданты и конкорданты) (27%).

9 испытуемых эмоционально неустойчивы (потенциальные дискорданты и дискорданты) (22%)

• 10 испытуемых амбивертов (25%).

Из них 2 испытуемых эмоционально устойчивы (нормостеник и потенциальный конкордант) (5%).

8 испытуемых эмоционально неустойчивы (потенциальные дискорданты и дискорданты) (20%);

• 10 испытуемых интроверты и потенциальные интроверты (25%).

Из них 9 испытуемых эмоционально устойчивы (нормостеники, потенциальные конкорданты и конкорданты) (23%) и 1 эмоционально неустойчив — потенциальный дикордант (3%).

Выводы: большинство испытуемых экстраверты — 20 человек, 50%. В группе практически одинаковое количество эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых испытуемых — 22, 44% и 18, 56% соответственно.

(приложения 1,2)

3.2 Результаты теста «описание поведения в конфликте К. Томаса»

Типы поведения испытуемых в конфликте:

• соперничество — 9 испытуемых, что составляет 22% от всей группы;

• приспособление — 5 испытуемых, что составляет 13% испытуемых от всей группы;

• компромисс — 11 испытуемых, что составляет 27% испытуемых от всей группы;

• избегание — 8 испытуемых, что составляет 20% испытуемых от всей группы;

• сотрудничество — 7 испытуемых, что составляет 18% испытуемых от всей группы.

Выводы: таким образом доминирующим типом поведения в конфликте для данной группы является компромисс.

Сопоставляя результаты первого и второго тестов (поделили всех испытуемых на эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых экстравертов и интровертов и вычислили моду типа поведения в конфликте), можем также сделать следующие выводы:

• для эмоционально устойчивых экстравертов доминирующим типом поведения в конфликте является компромисс. Этот вывод соответствует нашей гипотезе;

• для эмоционально устойчивых интровертов также доминирующим типом поведения в конфликте является компромисс;

• для эмоционально неустойчивых экстравертов характерным типом поведения в конфликтах является соперничество. Этот вывод также соответствует нашей гипотезе.

• для эмоционально неустойчивого интроверта — единственного в данной группе — характерен компромисс.

(приложения 3,4,5)

3.3 Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко

Доминирующие стратегии психологической защиты в общении:

• миролюбие характерно для 14 испытуемых, что составляет 35% от всей группы;

• избегание характерно для 15 испытуемых, что составляет 37,5% от всей группы;

• агрессия характерна для 11 испытуемых, что составляет 27,5% от всей группы.

Выводы: для большинства испытуемых (15, 37,5%) характерна стратегия избегания в общении.

При сопоставлении результатов данного теста и результатов опросника Айзенка (поделили всех испытуемых на эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых экстравертов и интровертов и вычислили моду стратегии защиты общении) мы также можем сделать следующие выводы:

• для эмоционально устойчивых экстравертов и интровертов доминирующей стратегией защиты в общении является миролюбие. Этот вывод соответствует нашей гипотезе;

• для эмоционально неустойчивых экстравертов доминирующей стратегией защиты в общении является агрессия. Этот вывод также соответствует нашей гипотезе;

• для эмоционально неустойчивого интроверта — единственного в данной группе — доминирующей стратегией является агрессия.

(приложения 6,7,8)

3.4 Результаты корреляционного анализа

Корреляционный анализ показал, что из исследуемых индивидуально-типологических особенностей между собой взаимосвязаны эмоциональная устойчивость, тип поведения в конфликте и стратегия защиты в общении.

• Коэффициент корреляции между эмоциональной устойчивостью и типом поведения в конфликте r = -0,452 с уровнем достоверности р=0,01. Связь обратно пропорциональная, а это означает, что чем менее эмоционально устойчив испытуемый, тем больше вероятность того, что он склонен к соперничеству в конфликте (код «соперничества» — 1 — наименьший, а высокие баллы по шкале «эмоциональная устойчивость» говорят об эмоциональной неустойчивости).

• Коэффициент корреляции между эмоциональной устойчивостью и стратегией защиты в поведении r = 0,569 с уровнем достоверности р=0,01. Связь прямо пропорциональная, а это означает, что чем менее эмоционально устойчив испытуемый тем больше вероятность его склонности к агрессивной стратегии защиты (код «агрессии» — 3 — наивысший, а высокие баллы по шкале «эмоциональная устойчивость» говорят об эмоциональной неустойчивости).

• Коэффициент корреляции между типом поведения в конфликте и стратегией защиты в поведении r = -0,551 с уровнем достоверности р=0,01. Связь обратно пропорциональная, а это означает, что испытуемые склонные к соперничеству в конфликте чаще выбирают агрессивную стратегию защиты в общении, а люди склонные к сотрудничеству — миролюбивую (код 1 у «соперничество» и «миролюбие», на противоположном конце колировки «сотрудничество» и «агрессия»).

Вывод: все исследуемые характеристики взаимосвязаны, за исключением экстраверсии-интроверсии.

(приложения 9, 10)

Выводы

Подводя итоги проделанной работе и сопоставляя результаты полученные с помощью вышеперечисленных методик мы можем сделать следующие выводы:

1. большая часть испытуемых экстраверты (50%).

В группе одинаковое количество амбивертов и интровертов (25%; 25%).

Причем большинство экстравертов эмоционально устойчивы (27% из 50%), большинство амбивертов эмоционально неустойчивы (20% из 25%) и большинство интровертов эмоционально устойчивы (23% из 25%).

2. тип поведения в конфликте и стратегия защиты в общении в большей степени зависят от эмоциональной устойчивости — неустойчивости испытуемых, чем от индивидуально-психологической характеристики экстраверт — интроверт. Это подтверждает корреляционный анализ, с помощью которого не удалось выявить ни одной значимой корреляционной связи.

3. эмоционально устойчивые интроверты и экстраверты склонны к компромиссу в конфликтных ситуациях. Другими словами они пытаются договариваться и способны пойти на уступки, одновременно защищая свои интересы.

4. эмоционально неустойчивые экстраверты склонны к соперничеству, они стремятся добиться удовлетворения своих потребностей в ущерб другому.

5. эмоционально неустойчивый интроверт в данной группе испытуемых был лишь один, поэтому вывод сделать невозможно.

6. эмоционально устойчивые экстраверты и интроверты чаще прибегают к миролюбивой стратегии защиты в общении, что предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного — сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я. (8)

7. эмоционально неустойчивые экстраверты чаще прибегают к агрессивной стратегии защиты в общении — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Инстинкт агрессии — один из инстинктов, свойственных всем животным — голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования. (8)

Выдвинутые нами гипотезы частично подтвердились:

1. К соперничеству склонны эмоционально неустойчивые экстраверты;

2. К избеганию конфликтов склонны эмоционально неустойчивые интроверты;

3. К сотрудничеству и компромиссу склонны эмоционально устойчивые экстраверты;

4. Эмоционально устойчивые испытуемые склонны к миролюбивой стратегии поведения, эмоционально неустойчивые — к агрессивной.

Первое предположение оказалось абсолютно верным, второе — не подтвердилось.

Третье предположение верно частично, так как большинство эмоционально устойчивых экстравертов склонны к компромиссу и только 3 из 11 склонны к сотрудничеству. Кроме того, к компромиссу также склонны эмоционально устойчивые интроверты — в отношении которых мы не выдвигали подобной гипотезы. Последнее — четвертое предположение оказалось верным.

Заключение

В данной работе мы попытались выяснить: существует ли взаимосвязь между индивидуально-типологическими характеристиками (экстраверсия-интроверсия, эмоциональная устойчивость — неустойчивость) и стратегиями поведения в конфликте и защиты в общении.

Для этого мы протестировали 40 женщин в возрасте от 30 до 45 лет, с помощью опросника Айзенка, теста описание поведения в конфликте К. Томаса" и методики «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении» В.В. Бойко. После получения результатов нами был проведен корреляционный анализ.

Выводы мы делали, опираясь на полученные результаты методик, на сопоставление этих результатов и на выявленные между ними статистические связи.

Таким образом мы определили насколько стратегии поведения испытуемых зависят от их индивидуально-типологических особенностей и сделали вывод о том, что стратегии поведения в конфликте и защиты в общении в большей степени зависят от эмоциональной устойчивости — неустойчивости испытуемых, чем от индивидуально-типологической особенности экстраверт — интроверт.

Мы также выяснили, что эмоционально устойчивые люди более миролюбивы и склонны к компромиссу, в то время как эмоционально неустойчивые чаще используют агрессивную стратегию защиты в общении и склонны к соперничеству в конфликте.

Таким образом, мы выполнили поставленные задачи и проверили выдвинутую гипотезу, которая частично подтвердилась.

Для более детального исследования взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и стратегий в поведении возможно исследование большего количества индивидуальных характеристик, например с помощью теста Л. Собчик. А стратегии поведения можно рассматривать в более широких рамках, не ограничиваясь ситуацией конфликта.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. Хрестоматия по конфликтологии. 2004.

2. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие.Спб.2002.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

4. Дэна Д. Преодоление разногласий. — СПб.: ЛЕНАТО, 1994.

5. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. СПб.: 1994.

6. Методы практической психологии общения: Учебное пособие. Под ред. В. П. Захарова, К. В. Сидоренко. — Л.: ЛГТУ, 1990.

7. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. — М., 2001. — Т.2. С.69−77.

8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. — Самара, 2001. С.281−287.

9. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г. В. Практикум по общей психологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Киев. 2001

10. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 Экзаменационных ответов по психологии. Экзаменационный экспресс-справочник. Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001

11. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. — М.: Институт прикладной психологии, 2000.-512 с.

12.

13. www.azps.ru

14. www.ht.ru/press/articles/?view=art301

15. psi.lib.ru

Приложения

Приложение № 1

Результаты опросника Айзенка

номер п/п экстр.-интр. невротизм

1 15 7

2 7 10

3 19 13

4 8 6

5 14 11

6 19 15

7 10 17

8 15 13

9 21 11

10 17 14

11 19 20

12 11 19

13 8 11

14 13 17

15 20 21

16 10 11

17 14 16

18 21 17

19 12 18

20 15 12

21 21 16

22 4 14

23 10 7

24 9 13

25 16 6

26 19 6

27 19 11

28 15 10

29 8 14

30 17 15

31 20 6

32 11 18

33 14 21

34 14 18

35 17 15

36 9 13

37 11 17

38 17 15

39 13 9

40 17 15

ср. показ. 13,97 13,83

ст. отклон. 4,43 4,33

мин.показ. 4 6

макс.показ 21 21

мода 17 15

Приложение № 2

Приложение № 3

Результаты теста «Описание поведения в конфликте К. Томаса»

номер п/п тип поведения

1 5

2 3

3 2

4 3

5 5

6 1

7 3

8 2

9 3

10 3

11 1

12 1

13 3

14 5

15 1

16 3

17 4

18 1

19 4

20 1

21 1

22 4

23 5

24 4

25 5

26 3

27 3

28 2

29 2

30 1

31 5

32 4

33 1

34 3

35 4

36 4

37 2

38 5

39 3

40 4

мода 3

1 — соперничество, 2 — приспособление, 3 -компромисс; 4 — избегание, 5- сотрудничество.

Приложение № 4

Приложение № 5

Сопоставление результатов опросника Айзенка и теста «Описание поведения в конфликте К. Томаса»

эмоц.уст.экстр. эмоц.уст.интр. эмоц.неуст.экстр. эмоц.неуст.интр.

5 3 1 3

2 3 1

2 3 1

3 3 1

3 4 1

1 5 1

5 4 4

3 2 5

3 4 4

2 мода: 3 мода: 1

5

мода: 3

1 — соперничество, 2 — приспособление, 3 -компромисс; 4 — избегание, 5 — сотрудничество.

Приложение № 6

Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко

номер п/п доминир. стратегия

1 1

2 2

3 2

4 1

5 2

6 3

7 1

8 1

9 1

10 1

11 3

12 3

13 1

14 3

15 3

16 3

17 2

18 3

19 2

20 3

21 2

22 2

23 1

24 1

25 1

26 1

27 2

28 2

29 2

30 3

31 2

32 2

33 3

34 2

35 2

36 2

37 3

38 1

39 1

40 1

мода 2

1 — миролюбие, 2 — избегание, 3 — агрессивность.

Приложение № 7

Приложение № 8

Сопоставление результатов опросника Айзенка и результатов диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко

эмоц.уст.экстр. эмоц.уст.интр. эмоц.неуст.экстр. эмоц.неуст.интр.

1 3 3 1

2 1 3

1 1 3

1 3 3

1 2 2

1 1 3

1 1 2

1 2 1

2 2 1

2 Мода 1 Мода 3

2

Мода 1

1 — миролюбие, 2 — избегание, 3 — агрессивность.

Приложение № 9

Корреляционная матрица

1 2 3 4

1 1

2 0,081 1

3 -0,264 -0,452 1

4 0,127 0,569 -0,551 1

Значимые корреляционные связи подчеркнуты.

Уровень достоверности всех выявленных значимых связей 0,01

Приложение № 10

Корреляционная плеяда

Синими линиями обозначены обратно пропорциональные корреляционные связи, красной линией обозначена прямо пропорциональная связь.

Уровень достоверности всех выявленных значимых связей 0,01.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector