1. Развитие психологии управления

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Развитие психологии управления………………………………………….…4
  2. Сущность и возможности системного подхода
    1. Методические основания системного подхода………………………….9
    2. Сущность системного подхода……………………………………………9
    3. Уровни системного подхода………………………………………………10
    4. Цели системного подхода в психологии………………………………..10
    5. Функции системных описаний…………………………………………..11
  3. Процесс и система управления………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….17

Литература……………………………………………………………………….18

Введение

Теории психологии управления начиная со второй половины XX в. испытывали сильное воздействие со стороны интенсивно развивающегося общенаучного направления — системного подхода, «общей теории систем». На «стыке» теории управления и теории систем был сформулирован достаточно простой, но фундаментальный вывод, согласно которому любая организация — это система в наиболее полном и строгом значении данного понятия.

Под системой же следует понимать определенную целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Следовательно, главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом, в единстве составляющих ее частей, которые прямо и косвенно взаимодействуют и друг с другом, и с внешним миром. Он должен учитывать, что любое, даже частное управленческое воздействие на какой-либо компонент организации обязательно приводит к многочисленным, а часто непредсказуемым последствиям. Их-то и необходимо учитывать в управлении; для этого надо знать, каковы те основные законы, по которым строятся системы.

Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач.

1. Развитие психологии управления

Общество как большая социальная система нуждается в управлении и является результатом его функционирования. Первые шаги в научном изучении трудовой деятельности обычно связывают с именем Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 — 1915).

Его именем названа система организации труда и управления, возникшая на рубеже XIX — XX вв. Тейлор первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производства. Тейлору удалось перейти к анализу самой трудовой деятельности в реальных условиях конкретного производства и предложить практические рекомендации по оптимизации труда. Он считал, что рост производительности труда возможен лишь путем стандартизации методов, приемов, орудий труда.

10 стр., 4516 слов

Системный психологический подход в управлении

... орудий труда. Психология управления - раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Ее основная задача - анализ психологических условий и особенностей последней с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Психология управления ...

Психология управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Ее основная задача — анализ психологических условий и особенностей последней с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Психология управления развивается на стыке двух научных дисциплин — теории управления и психологии. Психологические вопросы управления универсальны для любой сферы предметной деятельности, поскольку главным звеном управления является человек, чьи психологические особенности остаются неизменными и имеют универсальное значение.

Психология управления обобщает и систематизирует огромное количество фактов, статистического и экспериментального материала, полученных в области человеческих измерений и управления. Это, своего рода, синтетическая область знания психологии, определяемая:

  • конкретным социальным заказом индустриального общества; необходимостью сделать управление эффективным;
  • желанием максимально использовать «человеческий фактор» в производстве (без принуждения и давления);
  • организовать и оптимизировать систему управления организацией.

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

Становление психологии управления тесно связано с развитием теории управления и психологической науки. В Западной Европе это направление психологии чаще всего имеет название “психология труда и организационная психология”. В США чаще употребляют понятие “промышленная психология и организационная психология”. Отмеченное направление является одним из наиболее значимых в психологии. Структуру психологии труда и организационной психологии составляют:

  • психология труда,
  • психология персонала
  • организационная психология (европейский вариант); промышленная психология и организационная психология (американский вариант).

К проблемам психологии труда, которая возникла первой, относят: проектирование рабочих задач и привлечение работников к деятельности; создание комфортной рабочей среды; психологические факторы удовлетворения человека работой; психологические проблемы безработицы, самочувствия человека, и его психическое здоровье и тому подобное.

Психология персонала предметом своего анализа считает проблемы, связанные с взаимосвязями персонала и организации (оценивание способностей и возможностей, выполнение профессиональных функций, учебы персонала, удовлетворения, и реализация потребностей, развитие профессиональной карьеры, но др.).

6 стр., 2853 слов

Психология труда Занятие 2

... уровня развития познавательных структур личности. Пряжников: Функциональные состояния работника определяют физиологические и психологические факторы. ... в целом». Особый интерес представляет проблема управления функцио­нальным состоянием работника. Проблема ... из условий последней (условия деятельности, организация труда, его психогигиена, индивидуальный стиль, мотивация, подготовленность субъекта ...

Собственно организационная психология концентрирует внимание на проблемах, связанных с анализом коллективного поведения людей; с общением и особенностями его проявления; принятием решений; решением проблем конфликтного взаимодействия и д.р.

Важную роль в современном развитии психологии управления и организационной психологии в Западной Европе и США играют профессиональные объединения. Европейская сеть из организационной психологии и психологии труда (координационный офис в Париже), которая была создана в 1980 г. и объединяет ведущих специалистов европейских университетов и научных учреждений. EAWOP — Европейской ассоциации психологии труда и организационной психологии (административный офис в Бельгии).

Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В.И. Ленина) Центрального института труда (ЦИТ) во главе с А. К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда, где председателем был В.М. Бехтерев. К 1923 г. в Советской России было около 60 организаций, изучающих проблемы, связанные с трудом.

В многочисленных работах по научной организации труда (труды А. Гастева, В. Добринина, П. Керженцева, С. Чахотина и другие), которые вышли в 20—30-ые годы, было немало интересных подходов к решению психологических проблем управления. Однако недостаточный уровень разработанности этих проблем не позволил психологию управления выделить в самостоятельную область знаний. Периодом все более активного присоединения психологических знаний к теории и практике управления является середина 60-х годов.

Теория и практика управления получила стимул для самостоятельного развития в середине 60-х годов. Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский. Среди основных аспектов изучения в психологии управления они называли социально-психологические проблемы производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров и др. Иная точка зрения была высказана А. Г. Ковалевым, который включил в сферу психологии управления только социально-психологическую проблематику. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения. Когда психология перешла от феноменалистического описания психических явлений к непосредственному изучению механизмов психического, то в качестве первоочередной встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека. Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор идет по двум взаимосвязанным направлениям — в недрах психологии и в смежных отраслях знания.

На рубеже ХХ и XXI веков психология управления переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации, становятся модным направлением для научных изысканий. Именно в этот период появилось множество книг с психолого-управленческой проблематикой.

11 стр., 5423 слов

2. Понятие «управление». Изменение подходов к трактовке понятия

... представители западной управленческой мысли второй половины ХХ века. Современная система взглядов на управление. Тенденции развития управленческой мысли. Характеристика современных условий функционирования ... контроль).2.Управление-процесс.Сущность и содержание процесса пр.проявляется в его функциях. Такой подход позволяет интегрировать все виды упр.деят-ти в единую лог.взаимосв.цепочку.3.Управление ...

Развитие теории систем, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления способствовали известному усложнению науки управления и управленческих знаний и появлению ряда научных подходов.

Применение системного подхода в управлении позволило увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих частей. В соответствии с этим подходом, любая организация является системой. Каждый элемент системы вносит свой вклад в развитие системы.

Существует два основных типа систем:

  • закрытые
  • открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, она относительно независима от среды, которая ее окружает. Пример закрытой организации — часы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, когда имеется источник питания или часы заведены. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система активно взаимодействует с внешней средой. Она имеет проникаемые границы, не является самообеспечивающейся, зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. Открытая система вынуждена приспосабливаться к изменениям внешней среды, а система, которая не в состоянии приспосабливаться, имеет мало шансов продолжить свое существование. Внешняя среда в определенной степени определяет выживаемость организации.

2. Сущность и возможности системного подхода

2.1 Методические основания системного подхода

Мир, в котором мы живем, един. Единство его состоит в материальности. Все явления и процессы объективной действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными формами существования материального субстрата являются пространство и время. Важнейшая особенность нашего мира состоит в неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергий и информации (разнообразия).

Эта неравномерность проявляется в том, что компоненты материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы и т.д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения, дезинтеграции. Но факт существования объединений на всех уровнях организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией. В неживой природе факторами интеграции являются физические поля, в живых объектах — генетические, морфологические и другие взаимодействия, в обществе — производственные, экономические и другие социальные отношения.

2.2 Сущность системного подхода

Система — слово греческое, буквально означает «целое, составленное из частей». В другом значений — это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей в целом, определенный взаимосвязями частей. Термином «системный подход» обозначается группа методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями в управлении системами и интеграции знаний. Системный подход применяется ко множествам объектов, отдельным объектам и компонентам объектов.

13 стр., 6434 слов

Организацию управления системой здравоохранения осуществляют ...

... составляют единую систему здравоохранения. Организацию управления системой здравоохранения осуществляют органы управления здравоохранением. В системе здравоохранения Российской ... системы здравоохранения. Для формирования правового пространства естественно был использован опыт зарубежных стран по разработке и использованию законодательства в области здравоохранения. Первым в России системным ...

2.3 Уровни системного подхода

Существует несколько разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный. Необходимо развести эти понятия.

Комплексный подход предполагает наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни отношения между компонентами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов с целым.

Структурный подход предполагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения подсистем (частей) и системы (целого).

Декомпозиция систем на подсистемы производится не единственным образом. При целостном подходе изучаются отношения не только между частями объекта, но и между частями и целым.

От слова «система» можно образовать другие — «системный», «систематизировать», «систематический». В узком смысле под системным подходом будем понимать применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем.

Системный подход в широком смысле включает, кроме этого, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.

2.4 Цели системного подхода в психологии

Методологические основания применения системного подхода в психологии разработаны в трудах Ананьева Б.Г., Кузьмина B. П., Ломова Б.Ф.

Системные описания являются средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня перед психологами. В теоретическом, плане — это интеграция и систематизация психологических знаний, устранение излишней избыточности в накопленной информации и сокращение за счет этого объема описаний, выявление инвариантов психологических знаний, преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в интерпретации психических явлений. Системный подход позволяет выявлять пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях (путем интерполяции и экстраполяции) предсказывать свойства отсутствующих частей описания. Прикладные задачи, решаемые с помощью системного подхода — это задачи психодиагностики, проектирования и управления автоматизированными системами, повышение эффективности процесса обучения, совершенствование психологического образования. Системные методы позволяют представить учебную информацию в адекватном для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета науки и перейти впервые в изложении психологии от индуктивного пути к индуктивно-дедуктивному. Системный подход не самоцель: в каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект.

Общими задачами системных исследований анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяются состав и структура системы, ее функции, интегральные характеристики (свойства), системообразующие факторы, взаимосвязи со средой. В процессе синтеза строится модель реальной системы.

5 стр., 2312 слов

Организация социальной защиты населения. Управление системой образования

... Бесплатное питание может осуществляться по спискам, составляемым социальными службами, или по талонной системе. - Содействие в социальной реабилитации инвалидов. Инвалидам оказывается содействие в социальной ... Постепенно на основе благотворительности и была создана организованная государственная система социальной защиты населения. Капитализм научился сочетать рынок и социальную защиту ...

Человек как предмет познания изучается многими фундаментальными и прикладными науками (Ананьев).

Установлены уровни описания: биологический, физиологический, психологический, социологический. Выделению этих уровней в значительной степени способствовало то, что каждому из них соответствует определяющий его целостный объект: биологическому – клетка, физиологическому – организм, психологическому – сознание, социальному – личность. Интегралом этих уровней является человек.

2.5 Функции системных описаний

Системные описания могут отражать статику и динамику систем, процессы, состояния, поведение и развитие. Такие описания представляют собой множество знаковых, символических и образных компонентов, сгруппированных и упорядоченных в соответствии со структурой объектов. Эта упорядоченность находит свое отражение в терминах слоистости, стадийности, периодичности, фазности и т.д.

Описания объектов как систем выполняют те же функции, что и любые другие научные описания: объяснительную и показательную. Но главная их функция состоит в интеграции информации об объекте.

В прикладных областях (инженерной психологии, педагогической) системные описания выполняют трансляционную функцию, функцию, функцию оптимизации представления информации пользователю.

3. Процесс и система управления

Управление является процессом (имеет процессуальные, динамические характеристики), а система управления является механизмом, обеспечивающим этот процесс.

Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, где выделяется такие моменты:

  • диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;
  • формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении;
  • организация исполнения решения.

Процесс управления, как система управляющих воздействий, сводится к следующим главным моментам:

  • к целенаправленному воздействию на управляемый объект;
  • воздействие осуществляется в некой системе, у которой существует структура, организация;
  • воздействие носит информационный характер
  • информация функционирует между частями системы
  • элементами, тем самым осуществляется связь как внутри системы, так и вне ее;
  • мера функционирующей информации и ее качество определяют уровни организации системы;
  • информационное обращение в системе и межсистемном плане определяет существование систем управления.

Система управления — совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

... неясная политика 5. Координатор- От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к ... Способность сохранять стабильность, целостность и контроль Консерватизм, нечувствительность к изменениям Отсутствие гибкой системы 6. Контролер- Предполагается, что он знает обо всем происходящем в коллективе, следит ...

Для системы управления организаций необходимо:

  • разработать миссию организаций;
  • распределить функции производства и управления;
  • распределить задания между работниками;
  • установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;
  • приобрести или модернизировать технологию производства;
  • наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;
  • организовать производство.

В системах управления под субъектом управления понимают элемент системы, который оказывает воздействие, генерирует и передает информацию. Объект управления эту информацию принимает и утилизует различными способами, меняя свое внутреннее или внешнее состояние (баланс энергетических характеристик, структурных, организационных изменений).

Система управления состоит из четырех подсистем : методологии, процесса, структуры и техники управления.

Методология управления включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.

Процесс управления — часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.

Структура управления — совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.

Техника и технология управления включают компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.

К основным свойствам систем управления можно отнести:

1. Неаддитивность. Этим термином обозначается несводимость интегративной композиции системы к сумме ее подсистем (входящих в нее элементов).

Так, рассматривая организацию в качестве системы, принципмально нельзя характеризовать его с позиции набора отдельных подразделений. Свойство неаддитивности выражается в категориях целостной системы, а не суммы ее частей. В случае декомпозиции системы разрываются ее информационные связи (их неповторимая комбинация), а качества системы утрачиваются, происходит своеобразное перепрограммирование и в результате получаются новые качества.

2. Эмерджентность. Проявляется в том, что целевые функции, целевое предназначение целостной системы, как правило, не совпадает с целевыми функциями ее подсистем. Т.е. целое проявляет свойства, возникающие только в результате взаимодействия его компонентов. Например, в большой производственной системе ее элементы (подсистемы) имеют целевые функции — управления, производства, сбыта, экономической стратегии (планирования) и другие, функции которых по отдельнось различны.

3. Синергичность. Направленность действий, влияний в системе, приводящая к усилению конечного результата. Наука синергетика изучает связи между элементами подсистемы в процессе активного обмена энергией, веществом, информацией с самой системой и окружающей средой. При хорошем согласовании подсистем возрастает степень упорядоченности системы, усиливается ее синергичность. Примером может служить управление хорошо подготовленной армейской операцией, где конечный результат определяется высоким согласованием действий различных подразделений (подсистем) армейской системы. Такой эффект наблюдается при положительной синергичности. Отрицательная синергичность дезорганизует функционирование системы. В системах менеджмента, например, наиболее значимым синергетиком будет согласование действий подсистем: профессиональной культуры; знаний психологии, этики, физиологии; рынков; экономических основ управления, правовых и нормативных документов и прочих.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... вещ-тв, целенапр повед Слуховая система. Периферический отдел слухового анализатора: наружное, среднее и внутреннее ухо: их строение и функции. 1.Наружное ухо – хрящ обтянут ... Обонятельный анализатор. Строение обонятельного эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

4. Мультипликативность. Это свойство выражается в том, что взаимодействия между элементами в системе (как положительные, так и отрицательные) чаше всего обладают свойством умножения (и даже возведения в степень), а не сложения. Если это свойство в положительной ситуации управления, например, надо еще заметить, то в отрицательных — деструктивных процессах — мультипликативность имеет ярко выраженную тенденцию к саморазрушению. «Если неприятность возможна, то она обязательно произойдет».

5. Целостность. Обозначает такое свойство систем, существующих как организационно-функциональное образование, согласно которому каждый элемент системы выполняет определенные функции. Целостность может быть определена как свойство, определяющее устойчивость функционирования системы при ее минимальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах. Целостностью определяется процесс оптимизации системы.

Заключение

Системный подход показал, что большей сложностью обладает сам объект управления. Не только управление, но и то, что управляется, имеет свою логику, свои законы и они системны по своей природе. Следовательно, эффективное управление обязательно должно учитывать и их, а для этого — знать и уметь их использовать.

Таким образом, данный подход сформулировал новое понимание организаций как социотехнических систем. В силу общего характера его нельзя рассматривать как набор законченных принципов и процедур. Это — определенный способ мышления по отношению к практическим и теоретическим проблемам управления. Системный подход способствовал укреплению междисциплинарных связей теории управления с другими науками и направлениями исследований. Например, с такими, как общая теория систем Л. фон Берталанфи, «индустриальная динамика» Д. Форрестера, исследования «административных систем» Ч. Барнарда, исследования по теоретическим основам управления (кибернетическое направление) Н. Винера.

Роль системного подхода состоит и в том, что он показал ограниченный характер любого из частных, в том числе — и рассмотренных выше подходов и «школ управления». Одновременно благодаря ему стало ясно, что разработка комплексной теории управления возможна посредством их объединения — интеграции. И такая интеграция была осуществлена в следующем — наиболее важном и распространенном в настоящее время — ситуационном подходе.

Литература

  1. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие. – Мн. – 2004, 384с.
  2. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии: Учеб. пособие. – Спб: Ленинград. – 1984, 176с.
  3. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология. — М., — 2003, 480 с.

6 стр., 2752 слов

Подходы к командообразованию

... его рамках изучается как в действительности принимается решение. Первый подход реализуется в теориях управления. Второй: существует расхождение между тем как должно и как ... связующие функции (коммуникация) Принятие решений и коммуникация представляют собой психологические аспекты управления организацией. Это связующие процессы между основными управленческими функциями. Принятие решений – центральное ...

18