Функции и роли вожатого

Функции и роли вожатого

Материал из Летний лагеря

Перейти к: навигация,поиск

Роль, функции

Сильные стороны

Возможные проблемы — При слишком высоком уровне:

Возможные проблемы — При слишком низком уровне:

1. Наставник- В этой роли вожатый должен быть чутким, открытым, внимательным, охотно идущим навстречу, готовым помочь. Играя эту роль, вожатый выслушивает и выполняет законные просьбы, выставляет оценки, раздает комплименты. Он воспринимает детей как ресурсы, которые можно развить с помощью доверия, сочувствия и заботы. Он дает возможность и помогает детям строить планы по их собственному индивидуальному развитию.

Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей

Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности

Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста

2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение включает посредничество в личных спорах, использование новых технических приемов в разрешении конфликтов, развитие согласия и морали, принятие участия в решении проблем коллектива.

Способность улаживать конфликты, организовывать общую деятельность привлекать детей к участию в принятии решений

Слишком много непродуктивных групповых решений, слишком много обсуждений

Невнимание к вопросам морали и психологического климата в коллективе, слабые коммуникации

3. Продюсер- От него ожидают сосредоточения на работе, большой заинтересованности, энергии и движущей силы. Вожатый вдохновляет детей принять на себя ответственность, ставить задачи и добиваться высокой продуктивности. Это обычно помогает членам коллектива лучше выполнять поставленные задачи.

Способность достигать поставленных целей, вдохновлять коллектив

Низкая мораль, работа исполнителей на износ

Низкая продуктивность, неспособность эффективно решать задачи

4. Начальник- Ожидается, что он будет четко определять направление деятельности на основе продуманной постановки целей и рационального планирования. Он должен быть решительным инициатором, который разъяснит проблемы, выборы и альтернативы, распределит роли и задачи, установит правила, оценит успешность и даст инструкции.

Способность ясно видеть перспективы, рационально использовать ресурсы

Слишком жесткая регуляция, мало внимания к человеческим потребностям

Нерешительность, неясная политика

5. Координатор- От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, избегание расколов, занятие деятельностью коллектива, изучение и оценку онной и предложений.

Способность сохранять стабильность, целостность и контроль

Консерватизм, нечувствительность к изменениям

Отсутствие гибкой системы

6. Контролер- Предполагается, что он знает обо всем происходящем в коллективе, следит за тем, как дети соблюдают установленный порядок и насколько коллектив соответствует своим задачам. Контролер должен быть способным к рациональному анализу, быть внимательным к мелочам, к работе с рутинной информацией, к техническим проблемам организации деятельности.

Тщательность проверки работы исполнителей, умение своевременно заметить и исправить ошибки

Чрезмерное внимание к процедурам, заострение внимания на ошибках, отсутствие криатива

Слабая информированность, опасность принятия решений на основе неверной информации

7. Новатор- От вожатого-новатора ожидают изменений, облегчающих работу. В отличие от роли Контролера, для которого главное — порядок и дисциплина, Новатор — это творческий мечтатель, который смело экспериментирует, отходя от принятых стандартов.

Способность изобретать, изменяться, адаптируясь к изменениям условий

Гибельные эксперименты

Чрезмерный консерватизм, невнимание к изменению условий деятельности

8. Посредник- От вожатого ожидают политической проницательности, убедительности, влиятельности и силы. Как посредник, он должен действовать как связной и изыскивать ресурсы.

Способность влиять, умело вести беседы — обсуждения — переговоры, находить ресурсы

Размытая система ценностей, политиканство

Недостаток настойчивости, идеи не находят воплощения