Организация социальной защиты населения. Управление системой образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

(дисциплина)

Письменное контрольное задание для студентов и слушателей дистанционного обучения

Тема: Организация социальной защиты населения. Управление системой образования

Новосибирск 2011

1. Рассмотрите различные этапы взаимодействия рынка и института

социальной защиты. Какой этап проходит современное российское

общество?

Первоначально социальная защита существовала в форме благотворительности, которая выражалась, в свою очередь, в милостыни, общественном призрении, попечительстве. Постепенно на основе благотворительности и была создана организованная государственная система социальной защиты населения. Капитализм научился сочетать рынок и социальную защиту путем разработки и реализации экономической политики, пройдя несколько этапов этого взаимодействия.

Этап классического либерализма характеризуется господством свободной конкуренции. Основная цель производства в этот период — получение максимальной прибыли, а индивид рассматривался как «экономический человек». Государство вело политику невмешательства в экономику.

В XX в. со вступлением капитализма в монополистическую стадию возникла концепция неолиберализма: механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования экономических и социальных процессов, рационального распределения экономических ресурсов и удовлетворения запросов потребителей.

После кризиса 30-х гг. наступил кейнсианский период, когда общество признало необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, необходимость социальной защиты неимущих: государство имеет право и должно вмешиваться в перераспределение доходов в сторону социальной защиты неимущих.

Посткейнсианский этап наступил после Второй мировой войны и характеризовался концепцией «социального рыночного хозяйства». Модель социальной защиты населения на основе сильной социальной политики.

Для современного этапа развития института социальной защиты российского общества характерна идеология посткейнсианства. В отличие от идеологии кейнсианства последння ориентирует не на использование государственно-бюрократических методов, а на политику, направленную на создание условий, позволяющих человеку самому зарабатывать себе на жизнь и, более того, направленную на рост числа собственников.

12 стр., 5996 слов

Социальная защита населения 3

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ, ТЕНДЕНЦИЙ И ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 1.1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ .2 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 1.3 ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1 СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ...

2. Приведите примеры мер активной и пассивной социальной защиты в

Вашем регионе или муниципальном образовании

Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей: в первую очередь через активные действия на рынке труда и участие в социальном страховании.

Государственное социальное страхование.

— Денежные выплаты через пенсионный фонд: пенсия по случаю утери кормильца, по инвалидности, по старости, по выслуге лет.

— Фонд обязательного медицинского страхования: бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

— Денежные выплаты через фонд обязательного социального страхования: пособие на погребение, оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, пособие по беременности и родам, пособие по временной нетрудоспособности, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), пособие при рождении ребенка.

Личное страхование жизни на случай смерти или несчастного случая.

Имущественное страхование, например, транспортного средства, недвижимости.

Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается прежде всего в прямой материальной поддержке (безвозмездные денежные выплаты, льготы, компенсации, субсидии).

— Материальная помощь оказывается как в натуральной, так и в денежной форме. Материальная помощь носит адресный характер и предоставляется в виде: денежных средств в форме единовременного целевого пособия при рождении ребенка или принятия на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; одежды, обуви, а также других предметов первой необходимости.

— Организация бесплатного питания предоставляется в виде горячих обедов или наборов продуктов. Организация бесплатного питания нуждающихся в нем лиц осуществляется в специализированных муниципальных предприятиях общественного питания, социальных столовых, в том числе находящихся в составе учреждений социального обслуживания, предприятий общественного питания иных форм собственности. Бесплатное питание может осуществляться по спискам, составляемым социальными службами, или по талонной системе.

— Содействие в социальной реабилитации инвалидов. Инвалидам оказывается содействие в социальной реабилитации, в том числе профессионально-трудовой и психологической. Профессионально-трудовая реабилитация заключается в обучении и переобучении лиц профессиям и специальностям, соответствующим их физическим, умственным и психологическим возможностям.

Инвалидам, имеющим ограниченные возможности передвижения и общения с окружающим миром, оказывается содействие в приобретении индивидуальных средств реабилитации: специальных транспортных средств, средств связи и передачи информации, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации для лиц, нуждающихся в постоянном уходе.

6 стр., 2637 слов

Практика социального обслуживания: отечественный и зарубежный опыт

... центры социального обслуживания инвалидов; - центры помощи семье и детям; - центры психолого-педагогической помощи; - службы экстренной психологической помощи; - социально-реабилитационные центры и т.д. Функции управления вопросами социального обслуживания населения осуществляют органы социальной защиты ...

— Социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

— Социальное обслуживание на дому предоставляется одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим полную или частичную возможность самообслуживания, и осуществляется социальными работниками отделений социальной помощи на дому.

— Социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания. На социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания принимаются граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другие лица, в том числе несовершеннолетние дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

— Срочная социальная помощь оказывается гражданам, остронуждающимся в социальной поддержке, и носит единовременный (разовый) характер. Срочная социальная помощь может быть предоставлена в виде денежных выплат, бесплатного питания, выдачи промышленных товаров первой необходимости, медикаментов, оказания психологической и консультативной помощи, предоставления временного ночлега и иных срочных социальных услуг.

— Социально-консультативная помощь. Граждане, в том числе несовершеннолетние дети, а также семьи могут получить профессиональные консультации в области социально-экономического, медико-социального обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты. Социально-консультативная помощь предоставляется социальными службами на очной, заочной основах и анонимно через «Телефон доверия».

— Компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг, на оплату посещения ребенком детского сада.

3. Покажите на примерах реализацию основных принципов социальной

защиты

— Адресность. Социальная помощь предусмотрена для конкретных граждан с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация данного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. Например для инвалидов, детей-сирот, многодетных семей. Детское пособие назначается тем родителям, чей доход не обеспечивает прожиточный минимум членов семьи, при этом для одинокой матери размер пособия больше.

— Дифференцированный подход. Размер и вид помощи предусматривает выравнивание материального положения различных социально незащищенных групп населения и восстановление их статуса как полноценных членов общества. Для инвалидов: пенсии, медицинское обслуживание, специальные технические средства, квотирование рабочих мест, специальные учреждения, реабилитационные мероприятия. В настоящее время размеры и виды помощи не позволяют указанным группам населения являться полноценными членами общества.

— Комплексность. Возможность предоставления одновременно нескольких видов социальной помощи. Получая пособие по уходу за ребенком, можно получать компенсацию на оплату коммунальных услуг, если в семье низкий доход, получить срочную социальную помощь, пользоваться льготами для многодетных семей, если является таковой, получать бесплатно лекарственные средства для ребенка до года.

5 стр., 2449 слов

Социальная организация паллиативной помощи

... 4. ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ Некоторые фрагменты документа Духовные аспекты паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным (Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. Информационный бюллетень, ... точнейшей оценки и лечения боли и прочих проблем - физических, психических, социальных и духовных…”. Церковный опыт служения страждущим от неизлечимых болезней оказался востребованным, ...

— Доступность и бесплатность информации, означающие предоставление всех видов социальной помощи. Информирование населения через средства массовой информации, интернет-сайты, бесплатный прием граждан (консультации, прием документов, рассылка уведомлений и др.) во всех учреждениях социальной сферы.

— Всеобщность. Одинаковая для каждого возможность получения социальной защиты при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства. В нормативно-правовых актах, регламентирующих обеспечение социальной защиты, нет вышеуказанных ограничений.

— Участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи. Фонд помощи детям «Детские Домики» С 2006 года география программ фонда расширилась от Владивостока до Калининграда. Представители фонда работают почти во всех региональных центрах. По программам «Дети», «Общество», «Органы власти» оказана помощь более 10 000 детям в 200 сиротских и коррекционных учреждениях страны на сумму более 70 000 000 рублей. Представительство фонда в Новосибирске и Новосибирской области действует с 1 февраля 2011 года. Виды оказываемой помощи: адресная материальная помощь, содействие в привлечении благотворителей, содействие социальной адаптации воспитанников, информационная поддержка, создание сайтов.

— Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты населения.

4. Обоснуйте необходимость взаимодействия органов государственной

власти и органов местного самоуправления в сфере образования

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления необходимы, т.к. органы местного самоуправления могут более точно формулировать и доводить до сведения государственных органов их проблемы в той же сфере образования. Эффективной формой взаимодействия заключается в тесном сотрудничестве. Для государства муниципальные власти — это та организация, через которую можно обращаться одновременно ко всем участвующим звеньям в сфере образования и вырабатывать согласованную политику в отношении местного самоуправления.

Однако, контроль над работой местного самоуправления в сфере образования не возможен без планов и прогнозов. Это необходимо, прежде всего для того, чтобы принимать необходимые программы в сфере образования и развития местного самоуправления. Возможность контроля предоставляется РФ, отнесшим к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации принятие региональных программ развития управления на местах.

Что касается законодательной базы, то принципы ведения местного самоуправления закреплены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Несмотря на этот закон, органы местного самоуправления компетентны не всегда. Очень многие вопросы не решаемы без вмешательства государственных органов. В компетенции местных властей есть и будет оставаться решение таких вопросов, как строительство, ремонт, выплата заработной платы работникам образовательных учреждений, закупка учебников и инвентаря, организация, финансирование питания школьников. Однако, существуют более серьезные вопросы в сфере образования, которые должны решаться только государством. Основной вопрос — выработка государственной политики в сфере образования, разработка методик, учебных пособий, контроль за исполнением государственных стандартов, подготовка кадров преподавателей для общеобразовательных школ и др.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... выявления основных тенденций, подачи предложений в органы государственной власти и местного самоуправления. Основные направления (виды) социальной работы. ✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия; ✓ реабилитация; ✓ профилактика; ✓ контроль: ✓ страхование; ✓ обслуживание; ✓ попечительство и др. ...

Помимо прочего государство не может самоустраниться от решения принятых местной властью задач, так как в конечном итоге именно государство отвечает перед гражданами за их решение, а поэтому обязано контролировать исполнение определенных обязательств местной властью. Следовательно, можно смело утверждать, что несогласованные действия в сфере образования могут причинить вред и государственным, и местным органам.

5. Рассмотрите позитивные и негативные результаты модернизации

российской системы образования

К позитивным результатам модернизации российской системы образования можно отнести следующие моменты. Это — поддержка регионов. Для этого был создан национальный проект «Образование». Основная цель — предоставить школьникам независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование. При этом под качеством образования понимается удовлетворение запросов и потребностей личности, общества, государства, включая профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан.

Помимо прочего, проекты модернизации включают в себя ведение новой системы оплаты труда работников общего образования направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений региона (обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства), расширение общественного участия в управлении образованием, а также повышение квалификации педагогических кадров.

Как ни парадоксально, именно система образования является главным тормозом модернизации российской экономики. Рост финансирования высшего образования, обеспечил условия для благоприятного развития профессионального образования. Однако существенного повышения качества профессионального образования и научно-инновационной активности вузов пока не произошло.

Кроме того, сейчас Россия нуждается в таких кадрах, как технические специалисты, которых в одночасье не подготовишь. Управление высокотехнологичным производством требует компетенций, которые сейчас в дефиците. Речь здесь — о высококлассных специалистах, владеющих знаниями в области технологий. Новые задачи невозможно решить старыми институтами, поэтому необходимо менять всю структуру. В зависимости от того, на каком этапе развития находится экономика, возникает потребность в тех или иных специалистах.

Другая проблема в том, что упал престиж рабочей профессии. Основная масса выпускников школ стремиться к обучению государственной службе. Количество потенциальных чиновников растет на протяжении последних несколько лет, и рост этот очевиден.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

И еще проблема. «Утечка мозгов». Большое количество выпускников после окончания ВУЗов отправляются работать за границу, что говорит о достойном образовании в России.

Кроме того, считаю, что российским ВУЗам все же не хватает исследовательских функций, которые когда-то были в ведении Академии Наук.

6. Охарактеризуйте современную политику реформирования

образования на примере Вашего региона или муниципального

образования

Реформа образования пришлась на 2010 год, названный Годом учителя. Год учителя не начинает и не завершает сам процесс перемен в российских школах — они идут постоянно, как того требует время. Этот период нужен, чтобы осознать происходящие преобразования. В республике Хакасия начало Года учителя ознаменовалось масштабным Съездом педагогов, в ходе которого много говорилось о планах по реформированию образовательной системы.

Современная политика реформирования открывает возможности выявить проблемы в системе образования, причины, по которым они возникают, и создать такие условия, чтобы труд учителя был и комфортным и производительным, а в конечном счете, качественным. Качество — главная цель, к которой стремиться Министерство образования республики Хакасия.

В Хакасии развивается направление по концепции Президента России «Наша новая школа». Педагогическое сообщество переходит к работе по новым государственным стандартам. Причем, для дошкольного и младшего школьного возраста они уже разработаны и приняты. Новые требования к преподавателю значительно отличаются от прежних, т.к. речь идет об ином подходе как к собственно образовательной деятельности, так и к ее результатам.

Основной вклад в развитие системы образования — за преподавателями. Создать положительный имидж образовательного учреждения, отдать дань уважения тем, кто сегодня на заслуженном отдыхе, воспитание детей — обо всем этом заботятся педагогические коллективы школ РХ. Результаты труда учителей в текущем году проявились в показателях сдачи ЕГЭ и итоговой аттестации. Отрадно, что учащиеся 11 классов РХ справились с ЕГЭ неплохо — по некоторым предметам показатели выше общероссийских. Но есть и провальные предметы — физика и химия. По результатам ЕГЭ были сформированы рейтинги общеобразовательных учреждений. Обращается особое внимание на школы, которые показали худшие результаты. Имели место министерские проверки, и улучшение материальной базы, и повышение квалификации педагогов.

Помимо прочего, в республике регулярно проходит обучение учителей. Аттестация обязательная для всех. Через определенный период времени преподаватель обязан подтверждать профессиональную пригодность. Переподготовка ведется Хакасским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.

До сих пор остро стоит проблема нехватки кадров в сельской местности. Учитель едет в село, когда у него там будет жилье и поддержка со стороны муниципальных властей. Эти условия сейчас пытаются выполнить на уровне региона. Правительство РХ рассматривает вопрос финансовой поддержки молодых специалистов, которые готовы работать в сельских школах. На строительство жилья в сельской местности для преподавателей заложено в республиканский бюджет 30 млн.рублей.

защита социальный государственный российский образование

1 стр., 466 слов

Проблемы женского спорта

... Подчеркивая важность вышесказанного, можно говорить о том, что сложности в решении многих проблем женского спорта связаны с узкой трактовкой полученных результатов исследования спортсменок. А между ...

Список литературы

1. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах.

2. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. — С.214.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.: 2004, часть1, — С.267

4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 1999.- С.10.

5. Когут А.Е. Основы местной социально-экономической политики. — СПб., 1995. — С. 62.

6. Собянин С.С. Экономические и финансовые основы функционирования местного самоуправления // Чиновникъ. — 2006. — № 2. — С. 62.

7. Национальный проект «Образование»: Чего мы ждем от реформы // Нац. проекты. — 2007. — № 5.

8. Создание организационных условий для реализации приоритетного национального проекта «Образование» / Э. Никитин, И. Чечель // Нар. образование. — 2006. — № 4. — С. 21-50.

9.О направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта «Образование» // Государство и право. — 2006. — № 1. — С. 2-3.

10. Фурсенко А. О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования / А. Фурсенко// Альма матер: Вестн. высш. шк. — 2006. — № 1. — С. 21-14.

Размещено на