2. Понятие «управление». Изменение подходов к трактовке понятия

  1. Менеджмент как наука. Специфика менеджмента как науки.
  2. Понятие «управление». Изменение подходов к трактовке понятия.
  3. Зарождение управленческой мысли, этимология термина «менеджмент».
  4. Периоды становления и развития управленческой мысли: от Древнего мира до наших дней.
  5. Управленческая мысль Древнего мира.
  6. Управленческая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения.
  7. Основные идеи Н.Макиавелли. Влияния идей Н.Макиавелли на развитие управленческой мысли.
  8. Общая характеристика управленческой мысли периода середины XVI – середины XVIII века. Влияние идей просветителей на развитие менеджмента.
  9. Общая характеристика управленческой мысли периода XVIII – XIX вв.
  10. Основные положения теории А.Смита и др. представителей классической школы экономики. Их влияние на развитие менеджмента.
  11. Управленческая мысль второй половины XIX в. Влияние идей К.Маркса на развитие менеджмента.
  12. Основные условия и предпосылки зарождения научных управленческих теорий в Англии. Сравнение общественного уклада и развития промышленности Англии и США.
  13. Предшественники научного управления: Р.Оуэн.
  14. Эксперимент и основные достижения М.Болтона и Д.Уатта.
  15. Общая характеристика и предпосылки возникновения школы научного управления.
  16. Общая характеристика и основные положения системы научного управления Ф.Тейлора.
  17. Программа «достигающего рабочего» Ф.Тейлора.
  18. Рестрикционизм и его исследование Ф.Тейлором.
  19. Основные идеи Ф.Джилбретт.
  20. Основные положения теории Г.Гантта.
  21. Основные положения теории Г.Эмерсона.
  22. Влияние идей М.Вебера на развитие управленческой мысли.
  23. Теория бюрократии М.Вебера.
  24. Монополистическая организация бизнеса в нач. ХХв. Формирование цены товара в условиях монополистической конкуренции.
  25. Теория администрирования А.Файоля.
  26. Генри Форд и его вклад в развитие управленческой мысли.
  27. А.Слоун и его вклад в развитие управленческой мысли.
  28. Основные положения теории управления Д.Муни, А.Рейли.
  29. Основные положения теории управления Л.Урвика, Л.Гьюлика.
  30. Общие черты и характеристика классической теории управления.
  31. Общая характеристика теорий «человеческих отношений» и бихевиоризма.
  32. Э.Мэйо. Хоторнские эксперименты.
  33. Концепция А.Маслоу.
  34. Теория Ф.Херцберга.
  35. Теория Д.Макгрегора.
  36. Основные черты управленческой мысли ХХ века.
  37. Управленческая теория периода 1940-1980-х. Дж.Бернхэм.
  38. П.Ф.Друкер, его идеи и вклад в развитие менеджмента.
  39. У.Оучи и основы его концепции.
  40. Основные представители западной управленческой мысли второй половины ХХ века.
  41. Современная система взглядов на управление. Тенденции развития управленческой мысли.
  42. Характеристика современных условий функционирования организаций.

1. Менеджмент как наука. Специфика менеджмента как науки.

16 стр., 7740 слов

1. Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологии

... очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них. Основные исторические этапы развития психологии: Античность Ранние античные ...  Наука - это прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает ... мысль была сформулирована ещё в первом тысячелетии до н.э. В течении более чем двух тысячелетней истории развития ...

Мендж как наука обладает четко выраженным объектом исслед. Таким объектам выступает любая соц.-эконом. система, поддающаяся управленческому воздействию. Предметом менеджмента является процесс управления. М.направляет свои усилия на объяснение природы упр.труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и услий при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В начале 20 века менеджмент представлял из себя набор функций по управлению. В настоящее время менедж понимают как связанный с работой и информацией с принятием управленчиских решений, реализацией внутренних и внешних коммуникаций, а также выполнение управленческих функций.

Управление – это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Управление выполняет функцию предпринимателя, направляя мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты, наибольший вклад в общественное благо.1.в XVII-XVIII управление рассматривается как вид деятельности людей. Оно реализуется через выполнение ряда действий- функций управления( прогнозирование, планирование, организация, координация и регулирование, активизация, стимулирование, учет и контроль).2.Управление-процесс.Сущность и содержание процесса пр.проявляется в его функциях. Такой подход позволяет интегрировать все виды упр.деят-ти в единую лог.взаимосв.цепочку.3.Управление индетифицируется с органом или аппаратом упр-я. Этот подход фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.4.Упавление(менеджмент)- категория людей , занятых управлением.(Тейлор).5.В XXв. Менеджмент-самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет и свою специфику.

3. Зарождение управленческой мысли, этимология термина «менеджмент».

Демогогия-исскуство управления Др.Греция. Мастер-человек, вед.поиски. Кибернетика — исскуство управления кораблем Др.Греция. Ойкономия — управление хозяйством. Деспотия – власть одного лица. Философия менеджмента – видение стратегического развития предприятия и организации,культура. Деловая этика – честность. Партисипативный менеджмент – управление предприятием на основе семейных ценностей.

13 стр., 6051 слов

Способы и приемы управления мотивацией труда

... достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, побуждающих людей к работе с полной отдачей сил в ... частично могут использоваться в современных условиях. Актуальность исследования «Способы и приемы мотивации труда работников» определяется тем, что она относительно недавно получила свое развитие. И современные ...

4. Периоды становления и развития управленческой мысли.

1) Древний мир. 2)Средневековье. Эпоха Возрождения(5-16в).

3)Доиндустриальная эпоха(16-18в) 4)Начало индустриальной эпохи(18-19в) 5)Индустриальная эпоха(19в.-80тые.20в) 6)Постиндустриальный(информационный) (80тые.20века-наши дни)

5. Управленческая мысль Древнего мира.

Отличительная черта упр.мысли – она разрабатывалась философами и ими же внедрялась на практике, поэтому огромное значение придавалось вопросам этики и морали ведения дел.хозяйства. Черты: классическое рабовладение, сущесв. крупных госуд.”Фирма”,существование частной собственности, ремесленный способ производства, ручной труд. Платон сформировал модель идеального общества, основанной на четком разделении прав и обязанностей .верхушка-аристократия, охрана-войны, землевладельцы и купцы. Аристотель-разработал концепцию товаро денежного обмена.Считал что труд надо делить на умственный и физический. Др.Рим-Цезарь:законы о гражд.праве. Др.Восток-первые менеджеры-жрецы(сбор налогов).

Вавилон-Хаммурапи.уплата налогов,создание форм. Сист. отношений. Китай:Конфуций-приоритет, полученный на основе большинства. Япония: стойкость, терпеливость.

6. Управленческая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения.

Средневеровье.особенно сть развития менеджмента-заключается в том, что товаро-денежные отношения, ремесленное производство, товаро-обменые операции рассматривались с позиции ТЕОЛОГИИ. Августин Блаженный- раннее средневековье. приоритет веры над разумом. умственный и физ. труд считался равноценным, положение в обществе не определ разделение труда.богатство можно накопить только в результате труда. Торговая наценка, ростовщический % является греховным способом наживы.цена на товар определяется затратами труда и материальными затратами на производство. Фома Аквинский-считал ремесленное пр-во, торг.оп. и наценку на товар допустимыми, т.к. купцы могут получить доход , рискуя своей собственностью и теряя большие издержки. Справедливая цена не может рассчитываться как затраты на производство, продавец должен получать то кол-во денег которому соосветсвует его соц.положжение. Не отрицал частную собственность, но богатство должно быть умеренным.

7. Основные идеи Н.Макиавелли. Влияния идей Н.Макиавелли на развитие упр-ой мысли. Никола Макиавелли (1469-1527) Успешный правитель должен действовать в соответствии с законами и учитывать поведение подчиненных. Управлять надо на основе двух чувств-страха и любви.Правитель не должен быть честным и выполнять все обещания.Обещания надо выполнять так чтобы знали все. При принятии решений выбирать ту альтернативу которая приводит к наименьшим неудобствам. Принцип относительности управления: цель зависит от обстоятельств и соотносится сосредствами.средства достижения целей также определяются обстоятельствами и оценка достигнутого результта должна соотноситься со средствами. Концепция: Идея разделения светской и верховной религиозной власти. Монархия->тирания->аристократия->олигархия->демократия->анархия->монархия(цыкличность власти)

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... проектирование (Вудворд, Томсон). размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания ... организация подбор и расстановка кадров контроль мотивация. Принципы управления: разделение труда (специализация), полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие и коллегиальность, единство ...

8. Общ хар-ка управлен-ой мысли периода сер XVI–серXVIII в.Влияние идей просветителей на развитие менедж. Доиндустриальная-снижение влияния церкви, -отриц. Иерархичность общества, -происходить изменение производственных отношений. Капиталисттическая Кооперация сменяется мануфактурой. –появляются 1ые научно-экономич учения – меркантилизм.(Томас Мен) Основной источник,основная цель при формировании богатства-торг.платежный баланс. Меркантилисты – выступают за вмешательство гос-ва в экономику.Цель: защита внутреннего отечественного мануфакт. производства, ограничение иморта, стимулирование экспорта. Принцип неэквивалентного обмена()покупаем дешевле, продаем дороже),кот. является основой рыночных отношений. Поздний меркантилизм. Вильям Петти – автор теории стоимоститоваров и услуг определяет затраты времени и труда в прцессе производства. Зарплата рабочего представляет собой минимальный уровень средств, необходимых для жизни рабочего и его семьи. Доходы предпринимателей и землевладельцев называются РЕНТОЙ, которая определяется как раздница между затратами на производство и стоимостью товаров. Гоббс – левиафан – теория общественного договора. Объясняет механизм объединения людей в организации . суть теории в том что до образования гос-ва была анархия и частная собственность начала подвергаться опастности- часть прав переданна гос-ву. Локк развеив теорию Гоббса говорил что центральная общественная власть неизбежна.-сформировал общественные права человека. Руссо и общ. договор. Вольтер провозгласил равенство перед законом, говорил о пропорциональном разделении налогов, о деление людей на богатых и бедных. Теория эффективного управления, теория общественного договора.

9. Общая характеристика управленческой мысли периода XVIII – XIX вв

Начало индустриальной эпохи. Физиократизм-новое экономич учение, В этот период происходит постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству. Характерная черта эпохи – рост производительных сил на базе машинного производства. Согласно классической истории менеджмента именно в этот период развитие промышленности поставило перед владельцами производств и в целом перед обществом, качественно новые задачи управления. Яркими представителями данной эпохи являются Франсуа Кенэ и Ан Робер Тюрго, Жан Батист Сей( автор 3х факторов производства труд, земля, капитал, «Закон рынков»(Закон Сея)- уст.равнов.соотнош-е между спросом и предлож., безкризисное и равновесное сост.эк.при полной занятости),Давид Рикардо( теор.распред.дох-ов(рост дох.капит-в ведет к сниж.дох.рабочих),вывел то, что з\п при ест.разв.общ-ва им.тенденцию к снижению,а так же, что при росте богатства требуется больше затрат труда), Томас Мальтус(соновоп. Течения «мальтузианцев», автор «народного поселения». Кенэ и Тюрго сходились в безусловной ценности ЗЕМЛИ, как фактора богатства. Основная прибавочная стоимость создается только в сельском хозяйстве. Создана экономическая таблица, которая отражает движение капитала и развитие отраслей народного хозяйства. Предложил учение по капиталу.капитал состоит из неоднократно участвующих элементов производства.и используемых однократно. 1 часть основной капитал. 2я – оборотный капитал. Тюрго исследовал проблемы ссудного капитала. Ссудный %является платой за риск. В ценообразовании выделял 2 вида цен: текущие (складывались из соотношения спрос-предложение); основные(минимальная цена определяемая затратами на произ-во).

7 стр., 3072 слов

Труд и его роль в развитии общества

... человека и его развитие. - Взаимодействие работника со средствами производства — предметами исредствами труда. Это организационно-технологический ... средствами производства и обеспечивает потребностипроизводства в знании, организации и управлении. Во всех отраслях производства, на ... обязательно вступают в процессетруда.Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно иизменчиво. ...

10. Основные положения теории а.Смита и др. Представителей классической школы экономики. Их влияние на развитие менеджмента.

Адам Смит.’исследование о природе и причинах богатства народа’.Богатство нации происходит из труда приоритетом является развитие с/х. Общ-во нужно рассматривать, как свокупность частных интересов, при этм частные интересы ставятся выше общих. Понятие ‘экономич чел-к’- стремящийся к обогащению эгоист. ‘Невидимая рука’ – свободная конкуренция,кот приводит к оптимал балансу частных интересов и обществ. блага. Необходим усл экономич развития – свободная конкуренция.Смит рассмотрел вопр разделения труда. Производительность труда зависит от 1)квалификации рабочего 2)внедренных машин и механизмов 3)t, затраченного рабочим при переходе от одной операции к др. Смит подразделял труд на производительный, в результате кот получался материал.продукт. И непроизводительнный (услуги, торговля, финансово-кредитный сектор).

Автор «теории стоимости товаров и услуг» — товар обменивается один на др по этому стоимость тов определ кол-вом др товара, а не труда. В то же время тов. имеет стоимость определяющуюся затратами труда. Стоимость на товар меняется и затраты труда на производство ед. товара будет одинаковой на любой фабрике, в любом месте.(закон постоянной стоимости труда).

Стоимость товара определ суммой доходов(рента,прибыль,зарплата).В теории доходов з/п рабоч зависит от благосостояния страны. Считает что при более высокой з/п рабочии будут работать эффективнее. С точки зрения Смита прибыль это доход а не капитал,и определ размером капитала. Капиталист балансирует свой капитал тем самым имеет риск, поэтому его з/п включает надбавленную стоимость. Смит делит капитал на основной(способности кажд жителя) и оборотный. Жан Батист Сей – «Закон рынков или Закон Сэя» — экономич закон, по кот совокупный спросавтоматически поглощает весь объём продукции, произведенный в соответствии с существующей технологией и ресурсами в усл экономики с гибкими ценами. Согласно закону Сэя, спрос и предложение всегда уравновешиваются. Из закона Сэя следует невозможностькризисов перепроизводствав рыночной экономике. Автор теории 3х факторов пр-ва:труд, земля, капитал. Стоимость складывается из затрат на пр-во и землю. Рикардо – теория распределения доходов: рост доходов капиталистов ведет к спаду доходов рабочих. З/п при естественном развитии общ-ва имеет тенденцию к снижению. Закон снижения нормы прибыли при росте богатства требует все больше затрат труда. Мальтус – теория народонаселения, кот рассматр рост богатства от темпов прироста населения. Теория з/п – исходя из роста населения — > снижается з/п. Опроверг идею о непроизводственных классах. Считал, что для обеспеч адекват спроса они явл необходимыми.

11.Упр-ская мысль 2ой половины XIX в.Влияние идей К.Маркса на развитие менедж. Индустриальная эпоха: появление долевого акционерного капитала, частная собств., появление пайщиков, дольщиков, акционеров -> формирование отдельного класса менеджеров. Начинается противостояние капиталистов и рабочих. Возрождение объема промышленного производства -> неизбежное появление менеджеров. Карл Маркс – “Капитал”, вводит понятие производственных отношений, в кот вступают люди в процессе развития общества. Производственные отношения зависят от уровня развития производительных сил. Уровень организации производства зависит от уровня развития общества. Маркс критикует частную собственность на средствах производства. Капиталистическое общество не дает человеку возможности самореализации в труде.Капитал Маркс исследует с позиции приб. стоимости, подразделяя его на постоянный и переменный. В осн. капитал включает доп. сырье и материалы, т к они не создают прибавочной стоимости, а прибовоч стоим-ть создает чел-к. Прибавочная стоим-ть формир из неоплаченного времени и труд рабочих продающих свою раб силу. Зарплата-это результат обмена рабочего и капиталиста за продаваемую раб силу. Ур. Зарплаты определ. потребит-кой корзиной, небходим для жизни рабочего и зависит от производительности труда.

13 стр., 6397 слов

Организация автоматизированного рабочего места работника делопроизводства

... значение имеет рациональная организация рабочего места секретаря. Для этого вначале надо уточнить и выявить основные функции секретаря-референта, информационные связи, распорядок рабочего дня, перечень ... актуальна, т.к. проблема автоматизации производственных процессов и процессов управления как средства повышения производительности труда всегда являлась и остается важной в народном хозяйстве. ...

12. Основные условия и предпосылки зарождения научных управленческих теорий в Англии. Сравнение общественного уклада и развития промышленности Англии и сша

Эконом.условия: рост промышленного производства, техническое перевооружение, развитие товаро-денежных отношений, перетек рабочей силы в города, улучшение уровня жизни и условий труда. Центры управленческой мысли – крупные города Великобритании. Контроль качества продукции, управление финансами – на предприятиях. Мануфактура сменяется старой фабричной системой.

13. Предшественники научного управления: р.Оуэн.

Р. Аркрайт, Дж.Уатт, М. Болтон, Р. Оуэн-социальный утопист. Реформы: сокащение рабочего дня, запрещает детский труд до 10 лет, строит шолы и отправляет детей учиться. На произ-ве улучшает усл-я труда, внедрил технич анализ пр-ва, т.е. исследует состояние оборудования; разрабатывает оптимальные режимы работы оборудования; проводит административный анализ для организации скоординированной и ритмичной работы. В 1817г. внедряет идею организауии общественных комун и рациональное изменени устр-во общ-ва.

14. Эксперимент и основные достижения м.Болтона и д.Уатта

Уатт.-паровой двигатель .Болтон-внедрение паровых двигателей в производство в конце 18 века. На фабрике по производству паровых машин реструктуризация, перепланировка цехов, станки распределяли в соответствии с техническим процессом, измерили скорость работы каждого станка, технологические операции разбиты на части, каждый из элементов технологич процесса был оценен с точки зрения затрат времени и движения. После чего они были сгруппированы по новому, т.е. сформированынов технологич операции. Все производственные задачи были стандартизированы, разбиты по группам в результате чего была введена дифференцированная оплата труда, т.е. в зависимости от стоимости работы, от квалификации рабочего выплачивалась разн зарплата. Внедрена система экономического учета, т е учитывали себестоимость, производственные затраты и реализационную цену. Маральный психологич климат, трудовая этика, строили им жилье за свой счет.

15. Общая характеристика и предпосылки возникновения школы научного управления.

Школа научного управления (1885—1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Джилбрет, Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.

12 стр., 5905 слов

Организация труда при многостаночной работе

... пункт организации труда, который, исходя из целей производства, состоит в закреплении за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ, технологических ... стороны, значительная часть специалистов убеждена, что без нормирования труда и элементов тарифной системы эффективное управление общественным производством и распределением материальных благ невозможно. В ...

16. Общая характеристика и основные положения системы научного управления ф.Тейлора

Идеи научного управления Ф. Тейлора (1856–1925), направленные на повышение интенсивности организации труда. В основе их лежит появление и применение научных методов изучения труда и координации ресурсов предпр-я. Отбор людей наиболее способных работать с данной производительностью и увольнения менее способных, а высвобождаемые финансовые ср-ва использовать для доп материального поощрения. Пристальное внимание со стороны управляющих к организации труда подчинненых. Тейлор ввел изучение раб времени. Разработал тарифную систему оплаты труда рабочих. Сущность системы Тейлора основывается на: 1)Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. 2)Отбор и обучение работников. 3)Сочетание знания о трудовой деятельности с возросшими трудовыми возможностями отобранных работников. Процесс взаимодействия м/у руководителем и подчиненными. 2м сторонам, участвующим в трудовом процессе, необходимо сосредоточить свое внимание на увеличении общих размеров пр-ва. 4)Специализация видов трудовой и организацион деятельности в форме распр-я ответственности м/у руководит-ми и работниками. Принципы организации труда: 1) изучение процесса труда с целью проектирования наиболее рациональных приемов и действий; 2) отбор и обучение людей рациональным приемам труда с целью выбора эталонного работника; 3) определ трудового задания с целью разработки предложений по экономич стимулированию работников. Основные положения: 1) управление людьми признано наукой, самостоятельной областью исследования; 2) важнейшая задача этой науки повышение эффективности труда в сфере пр-ва; 3) работа по управлению людьми требует особых качеств от чел-ка — умения думать и брать на себя ответственность за организацию труда подчиненных. Основ «–» системы в том, что она ориентирована на модель экономиче чел-а, т.е. чел, у которого основным побуждающим к труду стимулом явл денеж вознаграждение.

17. Программа «достигающего рабочего» ф.Тейлора

Предложена для мотивации рабочих, с целью реализации их способностей и получения более высок дохда; стимулирование отстающих и росту производительности труда. Суть программы, основ. положения: 1) выполняемая работа должна соответсвтвовать способностям рабочих;2) стимулирование стремления рабочего к достижинею наилучшего результата, поощрения в виде премии. Рабочие рассматриваются по аналогии со школьным классом, где есть отличники, хорошисты и отстающие. При этом рабочие нуждаются в обучении, наставничестве, в контроле и четко установленных задачах. Стимулирование рабочих происходит путем предоставления более сложн. задания, выполнение кот. вынуждает совершенствовать навыки и получ. доп. задания. Дифференцир система оплаты труда позволяет учесть тяжесть работы кажд работника. Размер премии должен быть оптимально устанвлен. Метод стимулирвания рабочего: продвижени по карьерной лестнице. Способ борьбы с произволом – штрафы.

5 стр., 2136 слов

1. Основные принципы организации труда в научной деятельности

... начинает испытывать определенные трудности в процессе управления. Успех в деятельности научного коллектива во многом зависит от соблюдения следующих принципов организации работы с людьми. Принцип информированности о ... сопричастности к делам и планам коллектива, и стремление творчески выразить себя в труде; гордость своим знанием, умением, мастерством; уважение товарищей по работе и многое ...

18. Рестрикционизм и его исследование Ф.Тейлором.

Рестрикционизм — сознательное ограничение норм выработки, «работа с прохладцей»(РСП).

Рабочие могут, но не хотят работать, при этом могут делать вид, что трудятся изо всех сил. Тейлор различал естественную и систематическую РСП. Он стал наблюдать как ведет себя рабоч с груженной тачкой и без. С груж тачкой рабоч двигался быстро и старался затратить как можно меньше t , а без груза он двигался медленно. Поэтому Тейлор считал,что природная лень большое зло, но еще более серьезная болезнь-систематическая РСП,умышленная медлительность. Глав идея Тейлора состояла в том,что упр-е должно стать системой, основ-ой на определ научн принципах, должно осуществляться спец разработан методами и мероприятиями, т.е. необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику пр-ва,но и труд,его организацию и упр-е. Он предлож измен. существующую сист управления, когда ряд управляющих ф-ий вып одним лицом. Происходит реструктуризация, когда в цехе вместо1-го мастера внедряется 8 специалистов,отвечающих за однотипные ф-ии. Вводится система функционального администрирования,т.е. разбиение по должностям. В задачи менеджмента входило обучение персонала и планирование деятельности организации.«—»Снижение эффективности, падение рентабельности, падение прибыи, следвательно снижение зар.платы. Ухудшается соц-экономич климат. Групповое поведение, груповое влияние, человек в группе подчиняется общим установленным нормам и правилам.

19. Основные идеи Ф.Джилбретт. работал вместе с женой Лилиан. Последователь теории Тейлора, заложил основы социал. индустриализации.

Исследовал структуру организации, сост. из процессов, работ и операций. К процессам относится – финасирование, реклама, учет, знание условий рынка, производство, обучение, комплектация, ремонт оборудования и т.д. В свою очередь процессы состоят из операций: механических, физических, ручных, мыслительных.Операции делятся на пост. фазы движ.,т.е. собств. технолог. операции, и переменные факторы: 1)перемены в рабочем(его физич характеристики, опыт);2) перемена окружающих усл-й(физич усл труда,оборудование, на кот работают, деятельность профсоюзов);3)перемена движения(изменение темпа скорости рабочего, автоматизация).

3 стр., 1181 слов

Организация управления коммерческой фирмой на примере OOO «ПИЩЕПАК»

... трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе «Теоретические основы организации управления коммерческой фирмой» основой явились труды отечественных и зарубежных учёных и специалистов в области ...

Разработаны различ диаграмы движения для совмещения фаз работы и для синхронизации. Разделение рабочих на низко- и высококвалифицированных.

20. Основные положения теории г.Гантта

Генри Гант разрабатывал свои оригинальные идеи в области методики премиальной оплаты, составил карты-схемы для производственного планирования так называемые гант-схемы , а также внес вклад в разработку теории лидерства. Зар.плата должна учитывать ральные нужды рабочего, а не исх жест. эк. расчетов. Гант разработал первую премиальную систему оплаты досрочного и качественного выполнения производственных заданий. С ее внедрением на ряде предприятий производительность труда возросла более чем вдвое. Разработ. системное планирование и учет производственных потоков, основан. на построение графиков и гистограм. Генри Гант изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму контроля и визуализации выполнения задач в проекте. В 1919г.-книга «Оргнизация труда»- пересмотр взаимоотношения м/у администратором и рабоч. Основ цель –не получить прибыль, а служение.

21.Основные положения теории г.Эмерсона.

Принцип эффективности Эмерсона: 1) точное целеполагание(цель должна быть четко определена и все уровни должны следовать ей); 2)здравый смысл(анализ кажд новой идеи); 3)проффессиональные компетенции(необходима консультация по важному вопр); 4)дисциплина; 5)справедливое отношение к персоналу(вознагрождение); 6)учет(постоянный, всеобъемлющий); 7)диспечиорование(постоян. оперативное управление); 8)наличие правил и норм(выявление недостатков); 9)нормализация усл труда(необходимо достичь оптимального соотношения затрат и ресурсов); 10)научное управление(нормирование); 11)наличие письменных стандартных инструкций; 12)вознограждение за высокую производительность.

22.Влияние идей м.Вебера на развитие управленческой мысли.

Одним из видных представителей управленческой мысли является немецкий социолог, историк, экономист и юрист М. Вебер. Основное внимание в своих работах Вебер уделил изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. Он различал три типа организации в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (бюрократический).

По Веберу, организация представляет собой закрытую, жесткую модель, соответствующую стадии машинного производства. Такой организации соответствует бюрократия как наиболее общая форма управления. Вместе с тем, следует отметить, что Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь некоторые ее элементы. В этом заключается узость его подхода к анализу деятельности организации. Характеристики идеальной (бюрократической) организации, рассмотренные Вебером, позволили акцентировать внимание на определенных параметрах организации и определить направления формализации ее деятельности.

Вклад Вебера в развитие управленческой мысли состоит в разработке теории бюрократического построения организации и системы управления, в частности. В отличие от Тейлора, который стремился к тому, чтобы рабочий работал, как машина, Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала, как машина. С этой целью разрабатывались права и обязанности каж­дого работника, правила и процедуры поведения в лю­бой ситуации. Однако в веберовской концепции организации отсутствовала личность, не было личностного начала и в межличностных отношениях.

Он написал следующие книги: «Протестанская этика и дух капитализма»(1905); «Хозяйство и общество»(1920).

23. Теория бюрократии м.Вебера

По мнению Вебера, бюрократический тип организации вызван появлением особого социального слоя бюрократии, специализирующегося на управлении. В основе бюрократического типа организации лежат знания, опыт и административные навыки. По мнению Вебера, идеальный (бюрократический) тип организации основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации. Наличие бюрократии требует создания в организации административных служб, специализирующихся на управленческих функциях. Без этого крупные организации не могут эффективно функционировать и планомерно развиваться. Основным источником, в котором представлена теория бюрократии Вебера, служит фундаментальный труд “Хозяйство и общество”. Характеристика бюракратической системы:1)обезличенность процессов,2)иерархичность и жесткое распределение прав и обязанностей,3)использование организацией любых ср-в для обеспечения целостности и устойчивости,4)взаимозаменяемость исполнитлей,5)полностью определенное поведени чел-ка,6)оценка деятельности чел-ка на основе его труда,7)стандартизация и унификация процессов(позволяет добиться ритмичности и непрерывности).

24. Монополистическая организация бизнеса в нач. ХХв. Формирование цены товара в условиях монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция- это рыночная модель, для кот. типичны: 1)большое число производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию;2.) дифференциация продукта в различных формах(товары; услуги и условия, связанные с продажей продуктов; реклама, упаковка, торговые знаки и марки; контроль над ценами на свою продукцию).

Каждый конкурент в условиях монополистической конкуренции имеет дело с нисходящей функцией спроса: для наращивания объема выпуска (и продаж) ему необходимо идти на снижение цены на свой товар. Поэтому оптимальное соотношение «цена-количество» определяется монополистическим конкурентом таким же образом, как и в условиях чистой монополии. Цена в условиях монополистич конкур-и превышает предельные издержки, что свидетельствует о недостаточной эффективности распределения ресурсов. В условиях монополистич. конкур. цена превышает min средних валовых издержек (АТС); это означает, что фирма не до конца использует свои производственные мощности. Равенство цены и предельных издержек необходимо для достижения эффективного использования ресурсов. Это равенство означает, что потребители получат наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки. Цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долговременном периоде, указывая таким образом, на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты. Каждая фирма может повышать или понижать цену на товар вне зависимости от действий конкурентов.

25. Теория администрирования а.Файоля.

А. Файоль (1841–1925 гг.) – французский инженер, создатель стройной теории организации управления производством («административная доктрина»).

Основные произведения: «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное управление», «Учение об управлении».Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как:1)планирование,2)организация,3)распределение,4)координация,5)контроль. «Административные вопросы теории гос-ва». Основоположник современной департаментализации -деление на отделы. Сформировал концепцию современной организационной структуры,формировав. на основе выполнения ф-ий. Принципы управления орг:1)принцип разделения труда;2)единоначалие;3)дисциплина;4) централизация и иерархия управления;5)корпаративный дух. Администрирование-управление людьми для достижения поставленной цели. Гов. о том,что управление и администрирование это разные вещи.Занимался вопросами власти лидера. Делил на формальных и неформал администаторов. Эффективный руководитель должен знать принципы управления. Тем не менее, ограниченность принципов управления А. Файоля заключается в том, что он рассматривал предприятие как замкнутую (закрытую) систему.

26. Генри Форд и его вклад в развитие управленческой мысли

Наладил высокоэффективное массовое производство. Усовершенствовал конвеерную линию, всю технологическую цепочку разбивает на эллементарные операции. Делает ставку на дешевые автомобили. Г.Форд считал, что задача высшей администрации состоит в отслеживании того, чтобы все отделения работали в направлении общей цели. Возможность личного общения рабочих на производстве отвергалась. Правила: работа рспределяется в порядке операций, инструменты должны располагаться в порядке необходимости, исп. необходим транспот ср-в для доставки деталей и заготовок, сокращние движение рабочих до минимума. Обеспечивал солидную зарплату, нормированный рабочий день, стопроцентные гарантии трудоустройства. На всех предприятиях Форда тяжелые работы выполняли машины; жестким требованием организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств; В 1913г. установил среднюю з/пл 5долларов за 8 часов(в 2 раза больше, чем в др. отраслях).

Г.Форд был одним из основоположников современного представления о рабочем как потребителе и, соответственно, развитии рынка через массовое производство и высокие зарплаты. Открыл бесплатную школу, для иммигрантов, где они учили язык, проходя заодно социальную адаптацию. Цель своей предпринимательской деятельность Форд видел в служении обществу. Задача предприятия производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. Основ. идеи: использов. одна модель, кот. он совершенств; использовалось жесткое централизованное управление;не покупал заграничные активы; родоначальник высококвалифицир рабочих; создал услов. формир класса «синих воротничков»( принадлежность работника к рабочему классу, представители кот заняты физич трудом с почасовой оплатой).

27. А.Слоун и его вклад в развитие управленческой мысли.

Провел организационные реформы: 1)децентрализация управления,2) делегирование полномочий с высокой степенью координации работ. Ввел линейно-функциональную структуру – это структура органов управления, состоящая из: линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу; и обслуживающих функциональных подразделений. При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения. Занимался разработкой общей стратегии, финансовой и сбытовой политикой. В 1924г. Предлагает новую упорядоченную ассортиментную политику, в соответствие кот. рынок разбивается на отдельные сегменты в зависимости от цены. В производстве Слоун оринтир-ся на постоянную модернизацию; унифицировал сборочные единицы; стандартизировал станки и оборудование; внедрил сборочные конвееры.

28. Основ. Положения теории управления д.Муни, а.Рейли.

Основная идея Муни и Рейли заключается в том, что эффективная организация — это система, построенная на строго формальных принципах. Принципы организации: 1)принцип координации. Координация – четкое распределение работ м/у людьм и подразделениями и кординация их деятельности с целью объединения усилий для достижения общей цели. Координация имеет процесс и результат(функционал).

2)скалярный принцип (иерархия- расположение уровней управления сверху вниз).

3)власть и ответственность. 4) принцип деллигирования,т.е. отдавать часть работы ниже стоящим служащим. 5) наличие линейных руководителей и штатного персонала.

29.Осн.Положения теор.Упр.Урвика и Гьюлика

Гьюлик изобрел модель POSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам «планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование».1. Планирование — определение целей, которые должны быть достигнуты, и средств, которые могут при этом использоваться. 2. Организация — создание формальной структуры, в рамках которой происходит распределение обязанностей и полномочий. 3. Подбор персонала — набор и подготовка групп людей, которые исполняют работу, и обеспечение благоприятных условий их труда. 4. Командование — принятие решений и непосредственное руководство подчиненными, а также исполнение прочих обязанностей лидера. 5. Координация — поддержание связи между подразделениями организации. 6. Отчетность — информирование тех, кому управленец подотчетен, а также его подчиненных, о ходе работ. 7. Бюджетирование — разработка фискальных мер и ведение финансовых документов. +оценка +принцип управления.

1.скалярный принцип. 2.принц.соответств.людей структуре.3.прин.единоначалие.4.диапозон или масштаб.контроля(5-6чел.для вышестоящ.)(8-12-для низшей)

30.Общ.Черты и характ-ка классической теории управления.

-научное управление(Тейлор,Гант…)-административн.теории. Класс.теор.:1)жесткая централизация,сочетающ.с делегированием уполномочий.2)единоначалие,разделение труда, специализация. 3)депортаментализация,след-е формальным правилам,разработка введения стандартов=>чел.рассматр.как часть механизма.

31.Общ.Харак-ка теор. «чел-х отношений»и бихевиоризма.

Возникновение школы человеческих отношений и поведенческих наук было обусловлено развитием социологии и психологии. Представители этой школы: Элтон Мэйо, Питер Друкер, А. Маслоу. Они основное внимание уделяли изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам «конфликта и сотрудничества», «неформальной организации», «коммуникативных процессов» и др. Школа человеческих отношений: определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей; обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности; объясняла активность деятельности людей и мотивов их поведения потребностями;

вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями. В рамках данной школы возникла школа поведенческих наук (бихевиористское направление в социологии и психологии) (1950г.-наши дни).1916г.появл бихевиоризм-исследование поведения чел.на осн.взаимосв.стимулов и реакций. различные аспекты социального взаимодействия, мотивации;характер власти и авторитета;роль организационной структуры (организационное поведение человека);коммуникации

в организации;лидерство;качества трудовой жизни человека и др.

32.Э.Мэйо.Хоторнские эксперименты.

Э.Мэйо (1880-1949)-род.в Австралии.переехал в США.С1926г

профессор в Гавроском унив.Текст-я фабрика «Филадельфия»

проводил ряд исследований текуч.кадров. Сделал вывод о том,

что на произ-ть труда влияют соц.-псих.факторы. Исследовал

конвеер по разр.телефонов. Хоторнский эксперимент-проводился группой ученых во главе с Мейо на фабрике «Вестерн Электрис».Их задачей было выявления зависимости между физ.усл.работы и произ-ью труда.

1этап-исследовались факторы влияющ.на произвед.труда(улучшали освещ.)Вывод:физ.усл.труда не имеют прямого воздействия на производ-ть. 2этап-сократ.раб.дни, ввели обед..Вывод:на произв.труда в больш.степени влияет соц.-эколог.климат и отнош.с руководством.

33.Концепция Маслоу

Абрахам Маслоу явл.представ.школы чел.отношений,опубликовал труд «Гуманистическая псих.» и «Мотивация и личность». Во втором он излагает осн.мотив.повед.чел. в соответствии с базовыми потребностями. Предложил пирамиту пот-ей от низсшей к высшей.

Эта концепция базируется на положении, что потребности человека возникают и осознаются последовательно от самых простых физиологических до сложных социальных потребностей.

Пирамида потребностей: 1)физиолог.потребности (дом, еда, крыша) 2) экзестенциальные потр. (безопасность сущ-я, жизни) 3)социальн.потр(в дружбе,любви) 4)потр.в уважении(признание) 5)потр.самовырожения (самоактуализация- по-ть в самовыражении, непрерывн.реализ.своих талантов, призваний- осн.учение Маслоу ) Концепция Маслоу также предполагает, что не удовлетворив потребности низшего порядка, индивиды не осознают и не стремятся удовлетворить потребности более высокого уровня. (концепция не учитыв.различия нац-х культур)

34.Теория Фредерика Херцберга.

Один из ведущих специалистов в области индустриальной социологии и психологии. Он разработал «мотивационно-гигиеническую теорию», или теорию «обогащения работы» в книге «Мотивационная мораль» (1968 г).

2х факторная теорема: оценка мотивированных факторов происх.по 2хмерной, 2хфакторной шкале:степень удоволетвор. и ст.неудоволетворенности.2группы факторов:1-гигинеческий-физ.усл.труда,з/пл,вознаграждения,соц.статус,гарантия занятости,личная жизнь.2-мотиваторы-признание,достиж.успехов в работе,ответственн.,продвижен.по службе. 1гр.ф.может вызывать неудоволетвор, не явл.мотиваторами. На труд.установки и производ.труда влияет рост удовл.т.е.улучшен.факторов мотиваторов,чем сниж.неудовл. Гигин.ф.имеют тенд-цию возвращаться.

35.Теория Дугласа Макгрегора.

Социальный психолог, опубликовавший ряд статей по исследованиям в этой области. Исследовал проблему мотив.в зав-ти о стиля руководства в книге «Человеческая сторона предп-ва.». «Теория Х и Y». Теор.Х(отраж.жесткость тоталит)-человек от природы ленивый, труд не любит, заставить работ.можно только угрозами наказания и осущ.жесткий контроль, вознагр.за хор.работу. Ответственн.избегает, не будет раб., если нет угроз матер.благополучия.. МакГрегор предлагает альтернативную «Теорию Y». Теор.Y-физич.и умствен.усилия явл.естественными, поэтому его можно мотивировать, предоставив возможность для самореализации, наделив ответствен.за работу,повысив.ощущ-я значимости для органиции. МакГрегор анализирует, как можно было бы применить Теорию Y в качестве основы для действующей организаций. Он особенно интересуется результатами применения этой теории к оценке производительности, заработной плате и продвижению по службе, участию и взаимоотношениям между административным и линейным персоналом. В последнем разделе он делает важное замечание, что будут возникать напряжения и конфликты между административным и линейным персоналом до тех пор, пока административный персонал будет использоваться как служба высшего управления для контроля линейного персонала (что требуется согласно Теории X).

Согласно Теории Y роль административного персонала рассматривается как служба предоставления профессиональной помощи всем уровням управления.

36.Осн.Черты управленческой мысли20века

Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение управления в науку. Вклады :Школа научного управления: 1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. Классическая школа управления: 1. Развитие принципов управления.2. Описание функций управления.3. Систематизированный подход к управлению всей организации. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук:

1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Школа науки управления:

1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

2. Развитие количественных методов в помощь руководителям принимающим решения в сложных ситуациях.

СКОРЕЕ ВСЕГО ЭТО:

[1)системный подход к управл.,основ.на последоательн.организ5ф-ии(планирование,орг-я,распределение,координация,контроль)2) Класс.теор.:1)жесткая централизация,сочетающ.с делегированием полномочий.2)единоначалие,разделение труда,специализация.3)депортаментализация,след-е формальным правилам,разработка введения стандартов=>чел.рассматр.как часть механизма.3) менеджеры становятся правящим классом,происходит отчуждение собственности от контроля власти и менедж.завоевывают позиции, крах частн.собственности=>власть основ.не на собственн.,а на контроле за собственн-ю.]

37.Упр.Теория периода 1940-1980 дж.Бернхэм.

В своей книге «Менеджерская революция», вышедшей в 1941г., Джеймс Бернхэм Исслед.современное общ-во. И пришел к выводу о том, что класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих, и именно последние, лишенные функций владения, могут осуществлять экономическое и политическое руководство в интересах всего общества. Т.Е. менеджеры Становятся правящим классом,происходит отчуждение собственности от контроля власти и менедж.завоевывают позиции, крах частн.собственности=>власть основ.не на собственн.,а на контроле за собственн-ю.

38.П.Ф.Друкер,его идеи и вклад в развитие менеджмента.

Питер Друкер(1909-2005)рассм. менеджмент, как философию. Основ.в его учении сост.,что компания-часть мирного сообщества. Комп.21 века осн.на знаниях, решение будут приним-ся на осн.инноваций. В1945г «Практика менеджмента»,рассм.осн-ые стратегии универс.управления,развития. Сост.сист.научное знание об управлении: 1.Эффективн. менеджер ориентир.на получ.новых знаний,берет на себя ответственн.,концентрируется на возможностях,а не на проблемах,считает себя частью

команды. Должен саморазвиваться. 2.Эфф.компания четко знает и поним.свои компетенции. Люб.продукция должна иметь ценность для потребителя. «Управление по целям»=>конц.основ.на идею,что упр-е-это развитие организ.путем постановки и достижен.цели. Он явл.автором конц. «общество знаний»В 2001г статья-«Чем завтра отличается от сегодня»=>знания-ресурс.

39.У.Оучи и основы его конецепции

Рассм.проблемы эфф-ти организции.Теория Z(в80х годах)Исслед.факт.произв.японск.корпораций с американ.Черты:1.высокая роль соц.политики в япон.к.,ориентация на челов.(пожизнен.найм,гарантие занятости)2.коллективизм3.ориентац.на результат и сист.управл.качеством

40.Основные представители западной управленч.Мысли второй половины20века.

Дж.Бернхэм(1905-1980) «Менеджерская революция».Йозеф Шумпеттер «Развитие общества связ.с деят.предпринимателей».Дэниел Белл (в современном мире молчаливая революция).Петерим Сорокин «Главн.перетк.капиталист.в менеджеры».Гари Браверман(основоположн.теор.диградации труда,=>в индустриал.общ. в усл-х монополист.организ происход.падение профессионализма).Питер Друкер(1909-2005).Чарлз Хэнди(1932г) «Организ.культуры»В 1986 «Боги менеджмента»(4Бога:Зевс,аполлон,афина,дионис).

Уилям Оучи(теор.Z).

МайклПортер «конкурентносп.организ.и гос-в».Майкл Хаммер «Реджениринг-бизнесс процессор». Ханс ЮргенВарнекс.ТомПитерс «Теор.иделной корпорации».Генри Минцберг.

41.Современная сист.Взглдов на упр-е.Тенденции развития управл.Мысли.

Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства» начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине текущего века страны-лидеры (страны, занимающие первые места по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в народы второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т. е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70-80-е годы.