Основы управление образовательными системами

Задание 11.

Шестиклассник Миша — единственный ребенок в семье. Дома все вопросы его жизни решают бабушка и мама. В классе он часто невнимателен и необязателен. Последний случай возмутил всех одноклассников: класс долго готовился к школьному конкурсу сказок, роль ведущего — Волшебника — поручили Мише. Он с увлечением репетировал вместе со всеми, но в день выступления не пришел. Участие класса в конкурсе оказалось под угрозой, в спектакле срочно произвели замену. «Бабушку забыл предупредить, чтобы разбудила — вот и проспал!» — смущенно оправдывался Миша на следующий день. Возмущенные одноклассники высказали все, что думали о его поступке. Миша был очень расстроен. На следующий день он подошел к классной руководительнице и молча протянул листок бумаги. На нем было написано «План моего самовоспитания».

Установите последовательность этапов технологии организации самовоспитания (ПК-2).

  • организация оценки и самооценки результатов самовоспитания
  • практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации
  • формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания
  • оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления

Задание 12.

По мнению специалистов, ребенок как читатель формируется в возрасте от десяти до тринадцати лет, когда он уже не задумывается о технике чтения. До десяти лет ребенка нужно всячески поддерживать в чтении, сочетая родительское чтение вслух с самостоятельным чтением произведений. В связи с этим в начальных классах школы был подготовлен и проведен семинар-практикум для родителей по приобщению детей к чтению. На сайте школы был создан специальный раздел «Читаем вместе», в котором родителям предлагали ознакомиться с советами, посвященными детскому чтению, а также содержались материалы о детских поэтах, писателях, иллюстраторах, об интересных книгах, книжных новинках. В конце учебного года был проведен конкурс на лучшую презентацию «Моя любимая книга». Несмотря на то, что активными пользователями сайта были только 65% родителей, а в конкурсе приняли участие около 80% учеников 5-х классов, учителя отметили, что у детей существенно повысился интерес к чтению, произошли позитивные изменения в речевом поведении.

10 стр., 4543 слов

Практическое задание № 9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»

... работы. В начале программы самовоспитания воли следует указать цели и ... систематическое выполнение всех намеченных упражнений (заданий) в течение тренировочного занятия, ... чувствовал себя предельно собранным – и вместе с тем абсолютно уверенным, чувствовал ... очередным занятиям и соревнованиям (чтение учебных пособий, наблюдение за действиями ... соперники. Вот наступил этот день, на льду они выглядят ...

Взаимодействие с родителями в процессе воспитания является важнейшим условием реализации принципа …(ПК-2)

  • единства воспитательных воздействий
  • опоры на положительное в личности воспитанника
  • культуросообразности воспитания
  • воспитания в коллективе и через коллектив

Практико-ориентированные задания по разделу:

Основы управление образовательными системами

Практико-ориентированное задание № 1.

Перед коллективом вновь созданного учебного заведения ставится многолетняя стратегическая цель — создать гимназию для всестороннего развития учащихся с последующей их специализацией в области экономики и менеджмента. Для этого предусматривается:

1. Организация учебного процесса на межпредметной основе; преподавание вариативных дисциплин по запросам учащихся и их родителей; постепенное внедрение новых, в том числе и вузовских, форм и методов работы с учащимися.

2. Создание новых учебных программ и совершенствование имеющихся.

3. Создание учебных кабинетов с соответствующим методическим обеспечением и техническим оснащением.

4. Организация работы с вузами экономического профиля с целью подключения их к учебному процессу.

5. Организация развитой опытно-экспериментальной и методической службы, состоящей из методического совета, профильных кафедр, межпредметных методических объединений и творческих групп.

6. Создание в гимназии психологической службы с целью систематической диагностики способностей и возможностей учащихся.(ОК-13)

Дайте ответы на следующие вопросы.

Сколько заместителей нужно иметь директору гимназии для реализации данной программы. Обоснуйте их функциональные обязанности. Найдите место педагогического совета, методических структур и других органов руководства учебным заведением в решении поставленных задач.

13 стр., 6265 слов

Соотношение и динамика взаимодействия уровней личностной организации при невротических, психотических и пограничных расстройствах

... ПСИХОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ § 3.1 Невротический уровень организации личности § 3.2 Пограничный уровень организации личности § 3.3 Психотический уровень организации личности § 3.4 Структурный подход ... интегрировано. Способность к тестированию реальности не нарушена. . Пограничный уровень организации личности. В основном используются примитивные механизмы защиты. Интеграция идентичности противоречивая ...

Практико-ориентированное задание № 2.

Посещая уроки молодых учителей, вы, как руководитель учебного заведения, пришли к выводу, что они не умеют дифференцированно работать с учащимися. На их уроках преобладают фронтальные формы обучения. Уровень теоретических лекций гораздо выше уровня практических занятий.

Дайте ответы на следующие вопросы.

Обдумайте ситуацию и решите, что вы предпримите в организационном, методическом и контролирующем плане? Какое место в этом процессе вы отведете работе по обобщению и внедрению передового педагогического опыта? Обоснуйте свои управленческие действия.(ОК-7,ОПК-4)

Практико-ориентированное задание № 3

Можно выделить четыре уровня мотивации подчиненных: — первый уровень — подчиненный действует и докладывает начальнику; - второй уровень — подчиненный спрашивает, что нужно сделать? — третий уровень — подчиненный ждет, чтобы ему сказали, что нужно сделать; - четвертый уровень — подчиненный прячется от начальника. Подчиненным с каким уровнем мотивации вы себя видите? Какие качества личности могут обеспечить вам этот уровень мотивации? В работе руководителя особую роль играет рациональность мышления. Диалектику мыслительного процесса современного российского руководителя можно охарактеризовать следующими чертами: • панорамность мышления (системность, широта, комплексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления); • умение понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, и одновременно умение проводить свою принципиальную линию; • противодействие неделовому нажиму сверху без попадания в оппозицию к руководству; • умение не соглашаться, не становясь при этом неприятным; • склонность к новым идеям и достижениям, способность отличить их от прожектерства; • способность рисковать (принимать решения, действовать без уверенности в позитивности последствий этих решений и действий), редкоошибаться с существенным вредом для деятельности учреждения; • предельная тактичность и вежливость в обращении с людьми и жесткая требовательность к любым отклонениям от установленных правилработы; • демократичность, позволяющая не сковывать своим авторитетом мысли и действия подчиненных людей, и одновременно твердость в проведении линии на повышение дисциплины, без которой высокорезультативная работа невозможна. Современный руководитель должен обладать способностью быть разным в различных условиях, чтобы соответствовать требованиям обстановки в процессе управления. (ОК-3,ОК-7,ОПК-4)Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Согласны ли вы с положениями, изложенными выше, или у вас имеются аргументированные возражения по отдельным позициям? В последнем случае подготовьте систему доказательства выдвигаемых вами положений. 2. Чем отличается от идеала ваша собственная организация мышления? Каковы ее особенности? Учитывая, что учитель — руководитель классного коллектива, какие черты современного мышления руководителя вы считаете необходимым активно в себе развивать?

6 стр., 2585 слов

Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе «руководитель-подчиненный»

... личности в системе «руководитель-подчиненный». Объект исследования - конфликтное поведение между руководителями и подчиненными в организации. Предмет ... Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования. На современном этапе ... С. Социально-типические свойства личности в психологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии. - Л., 1976. 70. Моисеев ...

Практико-ориентированное задание № 4.

В рамках педагогического менеджмента особую роль играет принятие правильных управленческих решений, поскольку от этого зависит успех в деятельности учреждения. В практике встречаются следующие варианты: • руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо; • руководитель принимает решение и сообщает, почему он его принял; • руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, приветствует их вопросы, получая, таким образом, возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения; • руководитель принимает решение и представляет его группе на доработку; • руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушав их, принимает решения; • руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждение варианта; • руководитель излагает проблему и принимает решение группы. (ОК-1, ОК-3, ОК-7) Дайте ответ на следующий вопрос. Какой из предложенных вариантов вы считаете предпочтительным? Обоснуйте свою позицию.

7 стр., 3443 слов

Исходя из поставленных задач, физиология труда занимается следующими вопросами:

... Исходя из поставленных задач, физиология труда занимается следующими вопросами: обосновывает режимы труда и отдыха работников различных ... разработки были скорее исключением, чем правилом в решении вопросов профессионального отбора. Для диагностики профессиональных способностей ... интенсивности, высокой координации движений, точных измерений и решения умственных задач (станочники); труд, осуществляемый в ...

Практико-ориентированное задание № 5.

Важная задача руководителя — максимально задействовать творческий потенциал коллектива. Для этого у него имеется следующий диапазон действий. 1. Предлагать сотрудникам работу, способствующую их общению. 2. Проводить совещания с единомышленниками, советоваться с ними по различным стратегическим и тактическим вопросам. 3. Сохранять неформальные группы в коллективе, не мешающие функционированию школы. 4. Создавать условия для социальной активности работника. 5. Предлагать педагогам более творческую работу. 6. Обеспечивать им обратную связь в соответствии с достигнутыми результатами. 7. Оценивать и поощрять все положительные достижения каждого сотрудника. 8. Привлекать подчиненных к формулировке целей деятельности школы и выработке решений. 9. Делегировать подчиненным часть своих прав и полномочий. 10. Обеспечивать продвижение инициативных подчиненных по служебной лестнице. 11. Организовывать постоянное повышение квалификации педагогов. 12. Открывать для подчиненных возможности развития их потенциала. 13. Предоставлять учителю сложную и ответственную работу, которая требует полной самоотдачи. Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Какие действия руководителя по увеличению творческой отдачи в работе подчиненных вы считаете главными и почему? 2. Какие еще меры, по вашему мнению, может предпринимать руководитель, чтобы добиться активности и лучших результатов труда?

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается как система, целостный объект. Главные стадии, через которые проходит любой процесс воспитания следующие: ... различных социальных институтах: семье, воспитательных (детском доме, интернате), образовательных (школе, гимназии, лицее), профессионально-технических (колледже, училище) учреждениях, высших учебных ...

Практико-ориентированное задание № 6.

Специфика педагогического коллектива (преимущественно женский состав, его излишняя эмоциональность) делают школу зоной повышенной конфликтности. Поэтому лучше, если руководителю удается вовремя распознать конфликты и сделать соответствующие выводы. Ситуации, как правило, возникают одни и те же: • дело, над которым работает коллектив, перестает быть общим. Каждый трудится сам по себе. Дружеская помощь оказывается не «в ходу»; • сотрудники перестают доверять друг другу, делиться рабочими и личными планами; • во время разговоров во главу угла ставятся негативные факты. Собеседник скорее выскажет замечание в адрес коллеги, чем тепло отзовется о нем. Как показывает практика, наладить ситуацию можно, если, например, распределять задания не тет-а-тет, а на общем собрании, ввести в практику открытый обмен мнениями, регулярное совместное подведение итогов. Иногда и руководитель, сам того не замечая, может спровоцировать конфликт. Считается, что руководителю недопустимо: • скрывать какую-либо информацию от своих подчиненных; • высказывать особое расположение к кому-либо из сотрудников; • безропотно отдавать своих подчиненных «на растерзание» вышестоящему начальству; • недооценивать профессионализм своих коллег. (ОК-1, ОК-7) Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Согласны ли вы с высказанными предположениями? 2. Что должен делать руководитель, чтобы в коллективе не возникало конфликтных ситуаций? 3. Каковы должны быть действия руководителя в разрешении конфликта?

Практико-ориентированное задание № 7.

Постоянные нововведения в различных областях школьной жизни являются основой эффективной деятельности школы. Вместе с тем нередко руководителю приходится сталкиваться с сопротивлением переменам. (ПК-2) Дайте ответы на следующие вопросы. Какие, по вашему мнению, действия он должен предпринимать, чтобы преодолеть противодействие инновациям? Будете вы сторонником или противником школьных инноваций? Почему?

2 стр., 889 слов

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе

... Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе. В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую ... другому образу жизни; - научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к ... осуществлять идеи развития личности: Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи: - помочь учащимся развить не только ...

Практико-ориентированное задание № 8.

Имеются различные способы лучшей организации педагогом своего времени. Для этого, в частности, необходимо: • проанализировать, как вы тратите свое время; • провести анализ стоящих перед вами задач по принципу их значимости, определить, какие задачи являются приоритетными; • сформулировать свои долгосрочные цели; • ввести в практику планирование своего времени; • стремиться уменьшать потери времени. Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Какие еще способы совершенствования организации своего времени вы можете предложить? 2. Нужно постоянно улучшать использование только своего рабочего времени или всего времени, включая личное? 3. Какие действия вы хотели бы предпринять, чтобы максимально эффективно использовать все имеющееся у вас время?

Практико-ориентированное задание № 9.

Часто после рабочего дня учитель констатирует: «Я целый день напряженно работал, однако многое из того, что намечено, осталось невыполненным!». Обычно при этом ссылаются на следующие основные причины: • непредвиденные встречи; • телефон; • желание все сделать самому, неумение поручать часть дел другим (делегировать полномочия); • отсутствие выбора приоритетов; • тактика отсрочек; • неумение говорить «нет»; • неумение доводить дело до конца; • помехи со стороны других; • слишком большой объем информации. Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Какие еще причины, по вашему мнению, мешают вам выполнять намеченное? 2. Что необходимо сделать, чтобы вы ежедневно могли реализовать свои планы без перенапряжения?

Практико-ориентированное задание № 10.

Конкуренция между школами — свершившийся факт. Вряд ли можно изменить эту ситуацию. Поэтому главная задача — сделать конкуренцию цивилизованной. Практика знает разные пути обеспечения конкурентоспособности: 1. Более высокий уровень инновационных процессов, нежели у конкурентов. 2. Более высокая надежность результатов обучения и воспитания. 3. Постоянный кадровый состав. 4. Лучшая материальная база. 5. Более высокая заработная плата. 6. Большая вариативность образовательных услуг. (ПК-11) Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Какие другие пути повышения конкурентоспособности школы вы можете предложить? 2. Какие из упомянутых и предложенных вами направлений деятельности по повышению конкурентоспособности школы являются, по вашему мнению, наиболее действенными? 3. Какова ваша роль в создании имиджа класса, школы?

Промежуточный контроль:Экзамен выставляется на основе балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, учитывающей весь объём и направленность учебно-познавательной деятельности по освоению дисциплины.

Вопросы к экзамену:

1. Сущность воспитания, его движущие силы воспитательного процесса.

2. Закономерности и принципы процесса воспитания.

3. Характеристика возрастных этапов развития личности школьника.

4. Особенности воспитания мальчиков и девочек.

5. Нравственное воспитание детей.

6. Самовоспитание и перевоспитание школьников.

7. Система методов и средств воспитания.

8. Воспитательный процесс и его особенности.

9. Классификация методов воспитания. Характеристика различных методов воспитания.

10. Понятие о технологиях воспитания, их классификация.

11. Особенности применения методов и форм воспитания. Воспитательные мероприятия.

12. Воспитание как система.

13. Социальное воспитание и социализация личности.

14. Современные концепции и базовые теории воспитания.

15. Классный руководитель как организатор детского коллектива.

16. Особенности современной социально-педагогической ситуации и её использование в воспитании детей.

17. Факторы социализации, их характеристика.

18. Педагогическое взаимодействие в воспитании.

19. Цели и задачи воспитания в рамках реализации ФГОС.

20. Коллектив как объект и субъект воспитания.

21. Внеурочная воспитательная деятельность в рамках ФГОС.

22. Современные технологии воспитания в работе классного руководителя.

23. Проблема самодеятельных неформальных объединений.

24. Требования к классному руководителю, его функции.

25. Основные направления и содержание деятельности классного руководителя.

26. Типы коллективов и педагогическое руководство детским коллективом.

27. Основные институты социального воспитания, их жизнедеятельность.

28. Умственное воспитание школьников.

29. Гражданское воспитание.

30. Правовое воспитание.

31. Трудовое воспитание.

32. Экономическое воспитание.

33. Экологическое воспитание.

34. Эстетическое воспитание.

35. Физическое воспитание.

36. Организация воспитания в условиях школы.

37. Организация воспитания во внешкольных учреждениях.

38.Сущность и ценности социального воспитания.

39. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание веротерпимости и толерантности.

40. Воспитание патриотизма и интернационализма.

41. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей в воспитании детей.

42. Условия выбора эффективных методов воспитания.

43. Методы формирования сознания, взглядов, убеждений.

44. Методы формирования поведения.

45. Методы стимулирования поведения.

46. Условия применения поощрения и наказания.

47. Анализ авторской воспитательной системы (по выбору студента).

48. Государственно-общественный характер управления системой образования.

49. Демократизация и гуманизация как основной путь управления школой.

50. Основные направления преобразования системы образования.

51. Школа как социально-педагогическая система.

52. Роль целеполагания в управлении школой.

53. Общая характеристика функций управления.

54. Cпецифика менеджмента в образовании

55. Виды и этапы педагогического анализа.

56. Характеристика планирования как функция управления, его связь с другими

функциями управления.

57. Сущность и цели организации в управленческой деятельности.

58. Принципы и методы организаторской деятельности руководителя школы.

59. Роль и место контроля в управленческом цикле.

60. Содержание общекультурного воспитания в деятельности классного руководителя.

Итоговый контроль: ГИА (государственная итоговая аттестация)

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector