Системный психологический подход в управлении

Системный психологический подход в управлении

План

1.       Основные направления развития психологии управления

.        Процесс и система управления

.        Психологизация менеджмента, управления людьми и группами

1. Основные направления развития психологии управления

Общество как большая социальная система нуждается в управлении и является результатом его функционирования. Первые шаги в научном изучении трудовой деятельности обычно связывают с именем Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 — 1915).

Его именем названа система организации труда и управления, возникшая на рубеже XIX — XX вв. Тейлор первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производства. Тейлору удалось перейти к анализу самой трудовой деятельности в реальных условиях конкретного производства и предложить практические рекомендации по оптимизации труда. Он считал, что рост производительности труда возможен лишь путем стандартизации методов, приемов, орудий труда.

Психология управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Ее основная задача — анализ психологических условий и особенностей последней с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Психология управления развивается на стыке двух научных дисциплин — теории управления и психологии. Психологические вопросы управления универсальны для любой сферы предметной деятельности, поскольку главным звеном управления является человек, чьи психологические особенности остаются неизменными и имеют универсальное значение. Психология управления обобщает и систематизирует огромное количество фактов, статистического и экспериментального материала, полученных в области человеческих измерений и управления. Это, своего рода, синтетическая область знания психологии, определяемая: — конкретным социальным заказом индустриального общества; — необходимостью сделать управление эффективным; — желанием максимально использовать «человеческий фактор» в производстве (без принуждения и давления); — организовать и оптимизировать систему управления организацией.

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

6 стр., 2853 слов

Психология труда Занятие 2

... слова — как вид психологической устойчивости человека — зависит от: 1) типологических свойств его высшей нервной деятельности; 2) опыта, профподготовки; 3) ... и организма в целом». Особый интерес представляет проблема управления функцио­нальным состоянием работника. Проблема регуляции психического состояния ... сбои в работе (из-за утомления, неправильного режима труда И г. п.). Л. Г. Дикая и Л. П. ...

Становление психологии управления тесно связано с развитием теории управления и психологической науки. В Западной Европе это направление психологии чаще всего имеет название “психология труда и организационная психология”. В США чаще употребляют понятие “промышленная психология и организационная психология”. Отмеченное направление является одним из наиболее значимых в психологии. Структуру психологии труда и организационной психологии составляют:

§  психология труда,

§  психология персонала

§  организационная психология (европейский вариант); промышленная психология и организационная психология (американский вариант).

К проблемам психологии труда, которая возникла первой, относят: проектирование рабочих задач и привлечение работников к деятельности; создание комфортной рабочей среды; психологические факторы удовлетворения человека работой; психологические проблемы безработицы, самочувствия человека, и его психическое здоровье и тому подобное.

Психология персонала предметом своего анализа считает проблемы, связанные с взаимосвязями персонала и организации (оценивание способностей и возможностей, выполнение профессиональных функций, учебы персонала, удовлетворения, и реализация потребностей, развитие профессиональной карьеры, но др.).

Собственно организационная психология концентрирует внимание на проблемах, связанных с анализом коллективного поведения людей; с общением и особенностями его проявления; принятием решений; решением проблем конфликтного взаимодействия и д.р.

Важную роль в современном развитии психологии управления и организационной психологии в Западной Европе и США играют профессиональные объединения. Европейская сеть из организационной психологии и психологии труда (координационный офис в Париже), которая была создана в 1980 г. и объединяет ведущих специалистов европейских университетов и научных учреждений. EAWOP — Европейской ассоциации психологии труда и организационной психологии (административный офис в Бельгии).

Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В.И. Ленина) Центрального института труда (ЦИТ) во главе с А. К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда, где председателем был В.М. Бехтерев. К 1923 г. в Советской России было около 60 организаций, изучающих проблемы, связанные с трудом.

В многочисленных работах по научной организации труда (труды А. Гастева, В. Добринина, П. Керженцева, С. Чахотина и другие), которые вышли в 20-30-ые годы, было немало интересных подходов к решению психологических проблем управления. Однако недостаточный уровень разработанности этих проблем не позволил психологию управления выделить в самостоятельную область знаний. Периодом все более активного присоединения психологических знаний к теории и практике управления является середина 60-х годов.

Теория и практика управления получила стимул для самостоятельного развития в середине 60-х годов. Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский. Среди основных аспектов изучения в психологии управления они называли социально-психологические проблемы производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров и др. Иная точка зрения была высказана А. Г. Ковалевым, который включил в сферу психологии управления только социально-психологическую проблематику. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения. Когда психология перешла от феноменалистического описания психических явлений к непосредственному изучению механизмов психического, то в качестве первоочередной встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека. Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор идет по двум взаимосвязанным направлениям — в недрах психологии и в смежных отраслях знания.

21 стр., 10003 слов

Психология труда и инженерная психология

... профессий, усложнением требований к человеку. Возникновение психологии труда связано с началом научной организации труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой была проблема профессионального ... линий), обеспечивающие управление технологическими процессами и работой машин. Формирование профессии широкого профиля, а также совмещение профессий (специальностей) делает труд более творческим ...

На рубеже ХХ и XXI веков психология управления переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации, становятся модным направлением для научных изысканий. Именно в этот период появилось множество книг с психолого-управленческой проблематикой.

Развитие теории систем, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления способствовали известному усложнению науки управления и управленческих знаний и появлению ряда научных подходов.

1. Системный подход. Его применение к управлению позволило увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих частей. В соответствии с этим подходом, любая организация является системой. Каждый элемент системы вносит свой вклад в развитие системы.

Существует два основных типа систем:

·        закрытые

·        открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, она относительно независима от среды, которая ее окружает. Пример закрытой организации — часы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, когда имеется источник питания или часы заведены. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система активно взаимодействует с внешней средой. Она имеет проникаемые границы, не является самообеспечивающейся, зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. Открытая система вынуждена приспосабливаться к изменениям внешней среды, а система, которая не в состоянии приспосабливаться, имеет мало шансов продолжить свое существование. Внешняя среда в определенной степени определяет выживаемость организации.

2. Кибернетический подход. Он учитывает, что любая совокупность людей становится системой благодаря управлению как инструменту координации взаимодействия между ее элементами на основе информации.

3. Ситуационный подход. Сторонники этого подхода считали, что теория систем выявляет, какие элементы входят в организацию, образуя систему, но она сама по себе не отвечает на вопрос, какие из этих элементов наиболее важны. В центре внимания оказывается ситуация, то есть определенный набор обстоятельств, которые оказывают большое влияние на организацию в данное конкретное время. Суть данного подхода можно свести к двум тезисам. Во-первых, не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях. Во-вторых, эффективность управления достигается прежде всего мобильностью и приспособляемостью к той ситуации, в которой работает данная организация.

13 стр., 6434 слов

Организацию управления системой здравоохранения осуществляют ...

... формы собственности, что на основе разумной децентрализации управления и формирования конкурентной среды позволит в целом повысить эффективность функционирования системы. Третья функции также должна была реализовываться экономически самостоятельными ...

4. Процессный подход основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функций управления, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.

5. Количественный подход. Он обобщил все приемы в управлении, связанные с применением математики, статистики, кибернетики, и стал реакцией на достижения науки и техники, прежде всего в области информационных технологий. Количественный подход нашел отражение в нескольких управленческих концепциях:

·        концепция операционного менеджмента — менеджер должен знать не только науку управления, но и должен обладать знаниями социологии, математики, психологии, теории систем, экономики и др.;

·        концепция управленческих решений — определяет, что главным в деятельности менеджера является принятие решений;

·        концепция научного или математического управления — предполагает использование в системе управления различных математических и кибернетических моделей.

Современная динамика развития социальных отношений остро нуждается в научно обоснованных рекомендациях по совершенствованию труда руководителя в зависимости от уровня в системе управления, индивидуальных качеств личности, социально-психологических особенностей трудового коллектива, характера и содержания социальных функций организации и т.д. Не менее актуальны исследования исполнительской деятельности, то есть реализация поставленных руководителем задач. Здесь перспективным представляется изучение закономерностей социальной регуляции поведения людей, эффективных форм и методов воздействия на сознание и поведение человека, обеспечивающих инициативное и добросовестное выполнение стоящих перед организацией задач.

2. Процесс и система управления

Управление является процессом (имеет процессуальные, динамические характеристики), а система управления является механизмом, обеспечивающим этот процесс.

Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, где выделяется такие моменты:

) диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;

) формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении;

) организация исполнения решения.

Процесс управления, как система управляющих воздействий, сводится к следующим главным моментам:

к целенаправленному воздействию на управляемый объект;

воздействие осуществляется в некой системе, у которой существует структура, организация;

воздействие носит информационный характер

информация функционирует между частями системы

элементами, тем самым осуществляется связь как внутри системы, так и вне ее;

— мера функционирующей информации и ее качество определяют уровни организации системы;

информационное обращение в системе и межсистемном плане определяет существование систем управления.

Система управления — совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.

19 стр., 9439 слов

Психология деятельности и методика преподавания экономики

... литература. I. Социально-психологические аспекты экономического образования в Украине. Управление любой сложноорганизованной структурой подразумевает предварительное осознание законов жизнедеятельности данной ... осознать было невозможно. Итог - нарушились социально-психологические основы функционирования рыночной системы, которую так старательно пытаются сейчас построить (как обычно, добровольно - ...

Для системы управления организаций необходимо:

·              разработать миссию организаций;

·              распределить функции производства и управления;

·              распределить задания между работниками;

·              установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;

·              приобрести или модернизировать технологию производства;

·              наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;

·              организовать производство.

В системах управления под субъектом управления понимают элемент системы, который оказывает воздействие, генерирует и передает информацию. Объект управления эту информацию принимает и утилизует различными способами, меняя свое внутреннее или внешнее состояние (баланс энергетических характеристик, структурных, организационных изменений).

Система управления состоит из четырех подсистем : методологии, процесса, структуры и техники управления.

Методология управления включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.

Процесс управления — часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.

Структура управления — совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.

Техника и технология управления включают компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.

Рисунок 1: Структура элементов системы управления организацией

К основным свойствам систем управления можно отнести:

. Неаддитивность. Этим термином обозначается несводимость интегративной композиции системы к сумме ее подсистем (входящих в нее элементов).

Так, рассматривая организацию в качестве системы, принципмально нельзя характеризовать его с позиции набора отдельных подразделений. Свойство неаддитивности выражается в категориях целостной системы, а не суммы ее частей. В случае декомпозиции системы разрываются ее информационные связи (их неповторимая комбинация), а качества системы утрачиваются, происходит своеобразное перепрограммирование и в результате получаются новые качества.

. Эмерджентность. Проявляется в том, что целевые функции, целевое предназначение целостной системы, как правило, не совпадает с целевыми функциями ее подсистем. Т.е. целое проявляет свойства, возникающие только в результате взаимодействия его компонентов. Например, в большой производственной системе ее элементы (подсистемы) имеют целевые функции — управления, производства, сбыта, экономической стратегии (планирования) и другие, функции которых по отдельнось различны.

5 стр., 2312 слов

Организация социальной защиты населения. Управление системой образования

... наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования экономических и социальных процессов, рационального ... максимальной прибыли, а индивид рассматривался как "экономический человек". Государство вело политику невмешательства в экономику. В ... спискам, составляемым социальными службами, или по талонной системе. - Содействие в социальной реабилитации инвалидов. ...

. Синергичность. Направленность действий, влияний в системе, приводящая к усилению конечного результата. Наука синергетика изучает связи между элементами подсистемы в процессе активного обмена энергией, веществом, информацией с самой системой и окружающей средой. При хорошем согласовании подсистем возрастает степень упорядоченности системы, усиливается ее синергичность. Примером может служить управление хорошо подготовленной армейской операцией, где конечный результат определяется высоким согласованием действий различных подразделений (подсистем) армейской системы. Такой эффект наблюдается при положительной синергичности. Отрицательная синергичность дезорганизует функционирование системы. В системах менеджмента, например, наиболее значимым синергетиком будет согласование действий подсистем: профессиональной культуры; знаний психологии, этики, физиологии; рынков; экономических основ управления, правовых и нормативных документов и прочих.

. Целостность. Обозначает такое свойство систем, существующих как организационно-функциональное образование, согласно которому каждый элемент системы выполняет определенные функции. Целостность может быть определена как свойство, определяющее устойчивость функционирования системы при ее минимальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах. Целостностью определяется процесс оптимизации системы.

психология персонал управленческий самооценка

3. Психологизация менеджмента, управления людьми и группами

Одной из самых характерных особенностей исторического развития менеджмента является его последовательная психологизация. В конечном счете это привело к появлению нового научного направления — психологии менеджмента.

Психологию менеджментаможно рассматривать как междисциплинарное научно-практическое направление, целью которого является исследование и психологическое обеспечение решения проблем организаций в условиях рыночной системы хозяйствования.

Объектом изучения в психологии менеджмента выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, каковыми в нашей стране являются, например, совместные предприятия, кооперативы, малые предприятия и т.д., деятельность которых подчинена общественно полезным целям, а критериями их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов.

Предмет психологии менеджмента составляют психологические явления организаций. Они включают в себя, например, обусловливающие эффективную деятельность менеджеров психологические факторы, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, проблемы лидерства и мотивирования, норм и ценностей и др. В предмет изучения психологии менеджмента органично входят как традиционные социально-психологические явления (социально-психологический климат, общение и т.д.), так и вопросы психологии труда (анализ трудовой деятельности; функциональные психические состояния; организация рабочего места; качество, надежность и безопасность труда), общей психологии (теория деятельности, личности, развития) и других направлений психологии.

6 стр., 2758 слов

1. Развитие психологии управления

... работы в системе управления. Психология управления развивается на стыке двух научных дисциплин - теории управления и психологии. Психологические вопросы управления универсальны для любой сферы предметной деятельности, поскольку главным звеном управления является человек, чьи психологические ...

Законы психологии управления проявляются во взаимодействии людей, в межличностных отношениях и в групповом поведении. Они действуют вне зависимости от того, знаем мы их или не знаем, осознаем или нет. К сожалению, некоторые руководители учитывают наличие данных законов лишь на интуитивном уровне.

Основными законами психологии управления (управленческой деятельности) являются:

1.      Закон неопределенности отклика

Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур).

Этот закон основывается на психологических явлениях — апперцепции и наличии стереотипов сознания. Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта. Стереотипы сознания — устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры. Разные люди в разное время могут качественно по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона, а именно то, что даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Важно понять, что множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть — это непреложный закон психологии управления.

2.      Закон неадекватности взаимного восприятия

Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим, причем в определенном ракурсе, только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы. Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение. Специалисты в области управления рекомендуют менеджерам использовать следующие принципы подхода к людям:

а) принцип универсальной талантливости. С управленческой точки зрения, он может звучать так: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;

б) принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;

в) принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной.

3.      Закон неадекватности самооценки

Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей. Известно, что самооценка никогда не бывает адекватной — она всегда либо завышена, либо занижена. Кроме того, человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это, безусловно, накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Следует помнить, что человек — это существо не столько рациональное, логическое, разумное, сколько алогическое, эмоциональное, нерациональное и порой неразумное.

13 стр., 6400 слов

Управление человеком и управление группой

... группа (группа людей, не имеющих общей цели и деятельности). 2. Группа-ассоциация (есть общая цель, официальная структура, но нет совместной деятельности). 3. Группа-кооперация (формируется общая деятельность). 4. Группа-автономия ... работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими. Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. ...

.        Закон искажения информации

Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального.

5.      Закон самосохранения

Суть этого закона в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не выглядеть глупо перед руководством, высказывая свои предложения. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания — людей, коллективно решающих проблему. Рекомендуется организовать решение какой-то сложной проблемы в режиме разделенного времени: сначала собрать все имеющиеся предложения, не определяя их ценности, а затем провести критический анализ соответствия предложенного «условиям задачи».

6.      Закон компенсации

В общем виде этот закон означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, при слаборазвитой памяти нужно умело организовать труд: использовать записные книжки, диктофоны, еженедельники и т. д.

Конструктивной основой для разработок в области психологии менеджмента может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Речь идет как бы о сквозном психологическом обеспечении профессиональной деятельности от «входа» в профессию и до «выхода» из нее. Предполагается изучение и совершенствование форм психологического обеспечения в рамках таких взаимосвязанных, распределенных во времени и последовательно сменяющих друг друга крупных психологических проблем, как профессиональное самоопределение («вход» в профессию), профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, повышение профессиональной квалификации (в случае необходимости — переучивание и переквалификация), «выход» из профессии (адаптация к новым условиям жизнедеятельности).

2 стр., 808 слов

Основные функции деятельности классного руководителя и способы ...

... чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию. Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями Воспитательная работа школы не ... (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении ...

Иначе говоря, процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующей профессиональной деятельности.

Управление людьми и группами — концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению. Ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические индивидуальные человеческие особенности.

Управление человеком.

Индивидуальные особенности поведения.

Каждый человек обладает индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять.

Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием «поведение». В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства. Поведение человека, его поступки и действия зависят от: биологических и психологических особенностей его организма; условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организовано взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми.

Для правильного объяснения поведения людей необходимо:

·        знать их психическую жизнь;

·        понимать взаимодействие окружающей среды и сознания;

·        уметь наблюдать внешние проявления психики человека;

·        уметь правильно их истолковывать.

Именно эти знания и навыки составляют основу социально-психологических качеств руководителя. Руководство людьми требует принимать во внимание не только свои мысли и чувства, но мысли и чувства других людей. Умение руководителя правильно понимать поведение подчиненных, создавать в коллективе творческий настрой и энтузиазм (душевный подъем) при решении производственных задач — вот что составляет сущность социально-организационной функции управления.

Руководителю всегда следует иметь в виду наличие у каждого работника своих потребностей и интересов, которые определяют жизненную позицию, мотивируют отношение к работе.

Психические процессы.

Контакт человека с окружающим миром и его поведение протекают во времени, то есть рассматриваются как ряд разнообразных процессов и состояний. Исходными психическими процессами, связывающими человека с окружающим миром, выступают познавательные, эмоционально-чувствительные и волевые процессы. Поведение человека определяется совокупностью психических процессов. Человек мыслит, чувствует, действует.

Познавательные процессы. Контакт человека с миром определяет развитие его психики. Начальную форму психики составляют ощущения — источник всех наших знаний об окружающем мире. Создание единого образа вещи или явления, степень его понимания даются восприятием. Восприятие может носить преднамеренный, целенаправленный характер, для того чтобы глубоко познать объект. Такой процесс называется наблюдением. Наблюдение расширяет и детализирует наше восприятие явлений и вещей, а умение оценивать образует общее представление о них. Отражение общего опыта, проявляющееся в узнавании и воспроизведении, называется памятью.

Эмоционально-чувственные процессы. Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).

Эмоции — субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают в организме как результат подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного или приобретенного опыта.

Волевые процессы. Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли. Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением. Воля — это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием — с другой. Воля — это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека. Воля — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

Психические состояния

Состояние психики человека (психическое состояние) можно характеризовать совокупностью психических процессов, которые имеют место в некоторый момент времени. Говорят о состоянии умственной деятельности, о различных настроениях, о мобилизации или расслаблении воли, о поведении и действиях человека.

Психические состояния энергетически мобилизуют и активизируют организм для действий, соответствующих этим состояниям. Наиболее эффективным влиянием на поведение человека будет такое, когда оно воздействует комплексно: на сознание, на чувства и на волю человека одновременно.

Управление группами.

Группой называется ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития, и т.д.).

Менеджеру в своей работе приходится иметь дело с разными видами групп, но существует нечто общее, некоторые правила, которые могут быть довольно успешно применены на различных группах. Рассмотрим структуру группы, ее основных членов, при грамотном воздействии на которых можно управлять деятельностью всей группы.

Человек в группе занимает всегда вполне определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться, и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. В соответствии с этим можно выделить людей занимающих такие ролевые позиции в группе , как лидер , «шут» , «козел отпущения» , «генератор идей» и т.д. Некоторые из этих ролей могут сочетаться в одном человеке, например «генератор идей » и лидер.

Менеджеру необходимо видеть и уметь воздействовать на них, как на особые рычаги управления группой. Воздействовать можно с помощью 5 видов власти, которые в середине 20-го столетия выделили Френч и Рейвен.

. Власть вознаграждение заключается в возможности вознаграждать за всякое поведение, соответствующее ожидаемому, либо полезному с точки зрения менеджера.

.Власть принуждения основывается на практике угроз, выговоров, лишения премий и т.д.

. Власть эксперта основывается на знаниях в какой -либо области или на обладании информацией, необходимой для успешного ведения какого-либо дела.

. Власть авторитета заключается в уважении или преклонении перед человеком, поступки или решения которого служат примером для других людей.

.Власть закона имеется в распоряжении каждого человека, представляющего установленный социальный порядок (косвенно это относится и к менеджеру) и ее чаще всего поддерживают, используя другие формы власти.

Общие правила или шаги, с помощью которых можно просмотреть стадии, которые проходит управление группой. Эти правила стоит принимать во внимание менеджеру и для их осуществления применять наиболее подходящие в данной ситуации виды власти .

) Оценка потенциальных возможностей людей и распределение между ними ролевых позиций в группе.

) Раскрыть значение каждого члена для группы и ее работы.

) Поставить для группы общую цель, заинтересовать группу.

) Распределить обязанности, ответственность власть и средства.

) Осудить первые трудности с желанием найти их причины.

) Предложить группе постоянно квалифицировать свою деятельность.

) Вначале стабилизировать, сплотить группу, создать в ней благоприятный климат, потом имитировать кризис, чтобы люди учились разрешать противоречия и конфликты .

) Развить коллективное принятие решений. Авторство присваивать группе, но внутри группы отдавать должное каждому в зависимости от его вклада .

) Разработать отдельные категории оценки работы в группе и следовать им.

) Вести коллективный и публичный разбор предложений, т.к. каждый человек видит перспективу.

) Поддерживать в группе главные ценности, уважение к каждому члену, оценку по вкладу, ориентацию на положительное в человеке, гласность, демократизацию, учет индивидуальных особенностей.

) Раскрывать смысл, значимость работы и ценность каждого в группе, чтобы никто не чувствовал себя отрешенным.

) Когда необходимо децентрализовать власть и предоставить полную самостоятельность всем членам группы.

) Поощрять инициативу и исключить практику поиска виновного. Важно найти причины и пути устранения ошибки .

) Все групповые проблемы разрешать совместно и гласно.

) Постоянно давать информацию о достижениях группы и каждого, чтобы люди знали, что не зря работают.

) Всем членам группы дать право свободно сообщать любую информацию, выражать любые мнения или сомнения по поводу любого обсуждаемого вопроса.

) Назначить одного из членов группы на роль человека, защищающего явно неправое дело, что поможет быстрее принять правильное решение для всех.

) Выслушивать различные точки зрения и критику так же спокойно, как и то что совпадает с вашей точкой зрения .

) Отделить усилия по генерированию идей от их оценки, собрать все предложения, а потом обсудить плюсы и минусы.

) Выслушивать сначала идеи подчиненных низших рангов, затем рангом выше и только потом излагать свои собственные.

Для гуманизации менеджмента полезно отказаться от укоренившегося представления о том, что психология, указывая на человека, отвлекает руководителя от его непосредственного дела, призывая заниматься то ли воспитанием, то ли морализированием, то ли вообще перестать быть требовательным и строгим начальником. Психология управления не побуждает руководителя играть роль педагога, изменять свою управленческую идеологию. Она исходит из того, что в теории и практике управления есть обширное «белое пятно» — область проблем, которые не только не находят разрешения, но нередко даже не осознаются, вызывая тем не менее стресс, общее беспокойство. Это белое пятно — результат того, что не учитываетсядвухслойная структура управленческой деятельности. Ее суть проста: перед менеджером любого ранга, если в его подчинении есть хотя бы один человек, всегда стоят две группы задач. Первая — задачи, связанные с организацией деятельности своего подразделения, взаимодействия с другими подразделениями и вышестоящим руководством. Вторая — внутренние проблемы подразделения, входящих в его состав людей. Это вопросы трудовой морали, или мотивации деятельности, дисциплины, корпоративной культуры, климата, взаимоотношений, работоспособности, личностного и группового развития людей, авторитета самого руководителя и органа управления.

Решение (воздействие) руководителя эффективно, если оно психологически обосновано, исходит из адекватной оценки морально-психологической обстановки в коллективе и прогноза ее динамики. Психологически грамотные распоряжения и другие управленческие действия имеют два признака:

§  они учитывают уровень внутренней готовности сотрудников к намечаемым переменам

§  содержат в себе средства, повышающие в случае необходимости готовность исполнителей делать то, что предусматривается замыслом руководителя.

Никто не сделает этого лучше самого руководителя. Но нужны соответствующие умения и мотивы, формирование которых должно входить в программу базовой профессиональной подготовки управленца, необходим определенный внутригрупповой статус его личности и благоприятный социально-психологический климат. Создание всего этого также входит в число обязанностей руководителя любого звена.

Литература

1. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология, М.,2003,480 с.

. Григорьева М.В., Психология труда. Конспект лекций, М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.

3. Авторский коллектив: Е.А.Науменко, УМК: Психология управления.

. www.anypsy.ru

. Щекин Г.В. Как эффективно управлять людьми. Психология кадрового менеджмента, М., 1999.

. Статья «Шесть законов влияния» на www.psytop.com , автор: В.Г. Алиев

. www.psyfactor.org