ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 6
1.1. Состояние проблемы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в педагогической и методической литературе 6
1.2. Виды самостоятельных работы учащихся на уроках по специальным дисциплинам 16
Выводы по главе I 20
Глава 2. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках (на примере дисциплины «Моделирование причесок») 21
2.1. Изучение документации по планированию самостоятельной работы при изучении дисциплины «Моделирование причесок» 21
2.2. Разработка самостоятельных работ на уроках по дисциплине «Моделирование причесок» 23
Выводы по главе II 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
Приложение 41
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе интенсивно развивается личностно-ориентированная модель образования, позволяющая обеспечивать вариативность и личностную ориентацию процесса обучения, создавать условия для индивидуально-творческого становления учащихся в период освоения содержания профессиональной деятельности. Обществу требуются специалисты, способные к самостоятельной преобразовательной деятельности, к самостоятельному профессиональному самоизменению. Это обусловливает необходимость находить внутренние резервы для насыщения учебного процесса такими видами работ, которые обеспечивают развитие самостоятельности обучающихся.
Такими видами работ являются самостоятельные работы. Они создают среду актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызывает потребность к самопознанию, самообучению. Таким образом, создаются предпосылки личностного и профессионального становления обучающегося.
В условиях коренных изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, резко возрастает роль и значение самостоятельной работы учащихся в учреждениях начального профессионального образования (УНПО).
Она становится главным резервом повышения качества подготовки будущих специалистов. При этом в научно-методической литературе недостаточно разработана проблема организации самостоятельной работы учащихся на уроках по специальным дисциплинам. Проектирование самостоятельных работ в системе НПО затруднено из-за большого количества профессий и учебных предметов. По этой же причине основной труд по разработке системы самостоятельных работ учащихся и ее обеспечения ложится на плечи преподавателей.
Нетрадиционные формы урока. Урок-праздник
... изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. ... межкультурной коммуникации. В данной работе рассмотрен один из активных методов обучения английскому языку урок- праздник. Объект исследования: нетрадиционные формы урока, как активные методы обучения ...
Из вышеизложенного возникает противоречие между возрастающими требованиями к уровню самостоятельности и активности у выпускников НПО и недостатком методических положений, объясняющих организацию самостоятельной работы учащихся на уроках по специальным дисциплинам. Проблема исследования состоит в необходимости разработки системы самостоятельных работ в процессе преподавания предмета профессионального цикла.
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая разработка системы самостоятельных работ по дисциплине «Моделирование причесок».
Объект исследования – организация самостоятельных работ учащихся на уроках по специальным дисциплинам.
Предмет исследования – самостоятельные работы учащихся на уроках по дисциплине «Моделирование причесок».
Задачи работы:
1. Изучить состояние проблемы исследования в теоретической и методической литературе.
2. Теоретически обосновать и разработать структуру и содержание комплекс самостоятельных работ по дисциплине «Моделирование причесок».
Методологической основой исследования явились: основные положения теории содержания профессионального образования (А.Н. Лейбович), основные идеи психолого-педагогической концепции деятельности (Э.Ф. Зеер, К.М. Левитан, А.К. Маркова, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков), основные идеи работ по проблеме самостоятельной работы учащихся (Б. П. Есипова, А.В. Усовой, Л.А. Половниковой, Т.И. Шамовой, Ю.К. Бабанского, В.Г. Осмоловского).
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, нормативных и методических документов и материалов, регулирующих профессиональное обучения в учебном заведении НПО; изучение методических разработок педагогов профессионального обучения, учебно-программной документации по дисциплинам профессионального цикла, творческих работ учащихся, методы проектирования.
База исследования: методические разработки педагогов профессионального обучения, теоретическая и методическая литература, нормативные и методические документы и материалы, образцы учебно-программной документации.
Структура работы включает: введение, основную часть (две главы), заключение, библиографический список, приложение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
1.1. Состояние проблемы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в педагогической и методической литературе
Самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков в учебно-научной, профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста (способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные реш…..
1. Батышев, С. Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО. 1999 – 568 с.
2. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Профессиональное консультирование в работе психолога
... работе психолога в профессиональном консультирование ЗАДАЧИ. 1)Изучить литературу по теме исследования; 2)Изучить психодиагностические методики ; 3)Рассмотреть профессиональное консультирование в работе психолога МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ... психологическая ценность индивидуальности человека не снижается. Выбор стиля профессиональной деятельности должен производиться с опорой на «сильные» стороны ...
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
4. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская., С.В. Кульневич. — М., Ростов н/Д., 1999. — 560 с.
5. Бородина, Н.В. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: учеб. пособие / Н.В. Бородина. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед. ун-та, 2002. – 260 с.
6. Бочкина, Н.В. Самостоятельность личности школьника / Н.В. Бочкина. – Л.: РГПУ, 1991. – 86 с.
7. Гордеева, Н.Н., Организация индивидуальной учебно-познавательной деятельности: Методическое пособие / Н.Н. Гордеева. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. ун-та «Факел», 2001. – 145 с.
8. Дистервег, Ф.А.В. Избранные педагогические сочинения / Ф.А.В. Дистервег. — М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
9. Жарова, Л.В. Организация самостоятельной работы учебно-познавательной деятельности учащихся: учеб. пособие / Л.В. Жарова. – Л., 1986. – 59 с.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
11. Исаева, Т.Е. Формирование самостоятельности как интегрального качества личности подростков : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Е. Исаева, — Ростов н/Д., 1990. – 25 с.
12. Казаков, А.Г. Организация самостоятельной работы студентов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. А.Г. Казакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
13. Кирсанов, А.А. Развитие творческой активности личности в педагогическом процессе / А.А. Кирсанов, Ж.А. Зайцева. — Казань, 1995 – 103 с.
14. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — 2-е изд., стер. — М.: Academia , 2005. — 173 c.
15. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
16. Кон, И. С. Психология самостоятельности / И.С.Кон // Педагогика здоровья. — М., 1992. — С. 268-274.
17. Кроль, В.М. Психология и педагогика : учеб. пособие / В.М. Кроль. – М.: Высш. школа, 2001. – 319 с.
18. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
19. Лейбович, А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования / А.Н. Лейбович. – М., 1996. – 228 с.
20. Максакова, В.И. Педагогическая антропология / В.И. Максакова. — М., 2007. — 207 с.
21. Менумеров, В.А. Педагогические условия воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе : дис. … канд. пед. наук / В.А. Менумеров. — Кострома, 2002. – 180 с.
22. Невзорова, А.В. Воспитание самостоятельности школьников в учебной деятельности: дис. … канд. пед. наук / А.В. Невзорова. – Архангельск, 2005.
23. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2000. — №7. – С.151-157.
Программы учебной и производственных практик Специальность050706- ...
... защиты. Выпускник по специальности 031000 Педагогика и психология подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа. Видами профессиональной деятельности специалиста являются: коррекционно-развивающая, ... направлений, форм деятельности психолога, методического и диагностического фондов, наглядных пособий, документации и основной литературы. Формирование умений применять на ...
24. Норенкова, Н.А. Проектирование педагогических технологий в начальном профессиональном образовании: учебное пособие / Н.А. Норенкова. – Челябинск, 2001. – 50 с.
25. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности : методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. — М.- Нальчик: Эль-Фа, 1996. – 126 с.
26. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
27. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640 с.
28. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1972. – 182 с.
29. Роботова, А.С. Профессия – учитель: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения учащихся / А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.А. Родионова и др.; под. ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
30. Рыжов, В.Н. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев / В.Н. Рыжов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318 с.
31. Самородский, П.С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение»/ Под ред. В. Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГУ, 2002. – 90 с.
32. Селевко, Г.К. Саморазвивающее обучение / Г.К. Селевко. — Ярославль: ИПК, 1996. — 164 с.
33. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 512 с.
34. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001. — 928 с.
35. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Н.Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004. – 150 с.
36. Эрганова, Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие / Н.Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд-во рос. гос. проф. пед. ун-та, 2002. – 138 с.
37. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А. : Полиус, 1998. — 639 с.