Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов пермь

Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ

Пермский государственный институт искусства и культуры

Кафедра философии и общественных наук

А.Н. Вьюшкова

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Пермь

2006

Вьюшкова, А.Н. Общая социология: учебно — методическое пособие для самостоятельной работы студентов /А.Н. Вьюшкова. — РИО ПГИИК.- Пермь, 2006. — 24 с.

В учебно-методическом пособии приведены темы рефератов, задание к коллоквиуму, задание к контрольным работам по разделам, список обязательной и дополнительной литературы, которую студенты могут использовать для самостоятельной работы.

Пособие предназначено для студентов вузов.

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры философии и общественных наук

От _ июня 200_ года (протокол № _).

Введение

Предмет «Общая социология» входит в блок общенаучных дисциплин наряду с историей, философией, психологией, политологией и др. Изучение данного курса предваряет изучение таких спецкурсов как социология культуры, социология семьи, социология управления и методика социологических исследований.

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов включает программу курса «Общая социология» для студентов дневного и заочного отделений, темы рефератов и докладов, задание к коллоквиуму, задание к контрольным работам по разделам, вопросы к экзамену, список учебно-методической литературы.

Учебно-методическое — пособие включает в себя перечень тем в соответствии со структурой предмета «Общая социология», представленной Госстандартом.

В заданиях для самостоятельной работы студентов предусматривается перечень вопросов, работа над которыми необходима для более полного раскрытия содержания тем курса.

5 стр., 2495 слов

СИНДРОМ РАЗДРАЖЁННОГО КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

... И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ Кафедра педиатрии Учебно-методическое пособие для студентов педиатрических факультетов, интернов, ординаторов и врачей ... авторы считают неправомерным говорить о СРК, как о самостоятельной нозологической форме, поскольку понятие «синдром», по их ... электростимуляция и дарсонвализация области живота; СМТ (II род работы, глубина модуляций 100%, частота модуляций 30 Гц), ...

Структура и способ изложения материала позволяет студентам ознакомиться с содержанием курса в целом, его структурой, а также с основными вопросами и структурой каждой темы курса.

Цель курса — дать представление об основных аспектах общей теории социологии и о наиболее важных специальных теориях, ознакомить с социологическими категориями и понятиями, научить анализировать основные процессы, происходящие в обществе.

Предмет курса — общетеоретическая социология, основные социологические теории среднего уровня, методология социологического исследования и методы социологических исследований.

Задачи курса

1. Познакомить с предметом, задачами и методологией социологического знания.

2. Изучить возникновение и эволюцию социологии.

3. Сформулировать категориальный (понятийный) аппарат социологии в сознании студента.

4. Освоить основные специальные теории (социология культуры, социология молодежи, социология конфликта и т. п.)

5. Научить понимать общество как систему взаимосвязанных и взаимодействующих социальных объектов.

6. Дать анализ явлений и процессов современного российского общества.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса студент должен знать: основные социологические понятия, предмет и историю социологической науки.

Студент должен осознавать: какую позицию он и его социальная группа занимают в структуре общества, какие функции они выполняют.

Студент должен задумываться: над причинами и возможностями решения основных социальных проблем России, над закономерностями современных социальных процессов в своей стране и за рубежом.

Студент должен уметь: активно пользоваться социологическими знаниями и методами социологических исследований.

Студент должен владеть социологическими знаниями для решения определенных задач в сфере своей профессиональной деятельности.

Основными формами организации учебного процесса являются лекционные, семинарские, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов (СРС).

Контроль над качеством освоения дисциплины осуществляется на нескольких уровнях: работа студентов на лекциях, на семинарах (выступления с докладами, участие в дискуссиях, письменные контрольные работы, коллоквиум, тесты).

Тематический план курса «Общая социология»

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

Аудиторные

срс

всего

лекции

семинары

Раздел 1. МАКРОУРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИИ

1.1 Социология как наука

6

4

2

2

2

1.2. История западной социологии

8

4

2

2

4

1.3.История отечественной социологии

8

4

2

2

4

1.4. Общество как система

7

3

2

1

4

Раздел 2. УРОВЕНЬ СРЕДНИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

2.1. Социальная стратификация

6

4

2

2

2

2.2 Социальные институты

10

6

4

2

4

2.3. Социология культуры

8

4

4

-

4

2.4. Этническая социология

4

2

2

-

2

2.5. Политическая социология

6

4

2

2

2

2.6. Социология общественного мнения

6

2

2

-

4

2.7 Социология конфликта

8

4

2

2

4

2.8. Социология досуга

8

4

2

2

4

Раздел 3. МИКРОУРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИИ

3.1. Социология личности

8

4

2

2

4

3.2. Социология молодежи

8

4

2

2

4

3.3. Социология семьи

6

2

-

2

4

Раздел 4. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИИ

4.1. Методология социологического исследования

4

2

1

1

2

4.2. Методы социологических исследований

5

1

1

-

4

Всего часов

116

58

34

24

58

Программа курса

Раздел 1

Макроуровень социологии

1.1. Социология как наука

Научный статус социологии. Понятие, субъект, объект, предмет социологии. Общенаучные и специальные методы социологии. Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Подходы к структурированию социологического знания (Уровни социологии).

Функции социологии

1.2. История западной социологии

Предыстория социологии. Мыслители античности: Сократ, Сенека, Платон, Аристотель, Конфуций, и др. Ученые средневековья: Н. Маккиавели, Т. Мор, М. Монтень и др. Деятели эпохи Просвещения: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др. Социальные реформаторы: С.- Симон, Р. Оуэн и др.

Предпосылки появления западной социологии. О. Конт-основоположник позитивизма в социологии. Социологи-классики: Э. Дюркгем, Г. Спенсер, Т. Парсонс, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Г. Зиммель, Ф. Теннис.

Направления зарубежной социологии. Структурный функционализм: Т. Парсонс и др. Биологический редукционизм: Т. Мальтус, Г. Спенсер, Л. Гумлпович, У. Самнер. Конфликтологическое направление: Р. Дарендорф, Л. Козер и др. Американская социология: Р. Парк, Э. Мэйо и др. Символический интеракционизм: Дж. Мид и др.

Современный этап развития зарубежной социологии: Теория структурации Э. Гидденса, социология Н. Лумана, феноменологическая социология А. Шутца. Концепция постиндустриального общества Д. Белла, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Неомарксизм, неопозитивизм, неоструктурализм, постмодернизм в социологии.

1.3. История отечественной социологии

Особенности формирования и развития социологии в России. Основные этапы развития. Классический период русской социологии с 60-х гг. 19 в. до 1917. Становление русской социальной мысли: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев, В.Н. Татищев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев. Западники и славянофилы.

Основные социологические направления и традиции: позитивизм в отечественной социологии (М.М. Ковалевский и др.), психологическое направление (Е.В. Де Роберти, Л.И. Петражицкий), субъективизм в русской социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др.), теоретики анархизма (Л.И. Мечников, М.А. Бакунин, П. А. Кропоткин), марксистское направление в русской социологии, социал-органицизм (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд), эмпирическая социология (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев), немарксистская социология (Н.В. Булгаков и др.).

Состояние социологической мысли в СССР: предпосылки и последствия. Возрождение социологии периода хрущевской оттепели. Современный этап развития отечественной социологии: основные процессы и направления социологических исследований.

1.4. Общество как социальная система

Общая теория систем. Определение и разновидности систем. Общество как социальная система. Системообразующие признаки общества. Политическая, экономическая, социальная, культурная системы как подсистемы социальной социетальной системы. Функции и особенности подсистем общества.

Социальные связи и социальные отношения. Социальная структура общества: основы структурирования и элементы. Социальные группы и социальные общности.

Раздел 2

Уровень средних социологических теорий

2.1. Социальная стратификация

Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Исторические типы социальной стратификации: рабовладельческий строй, кастовая стратификация, феодальный строй, классовая стратификация. Возможности социальной мобильности и понятие закрытого общества.

Усложнение структуры и маргинализация населения как процессы социальной стратификации современного российского общества. Подходы к определению понятия маргиналов. Разделение на социальные слои в стратификации современного российского общества.

2.2. Социальные институты

Сущность и основные черты социальных институтов. Структура социального института: цель и задачи института, система норм и санкций, система статусов и ролей, подинституты.

Функции социальных институтов: типология и сравнение. Понятие дисфункции социального института. Классификация социальных институтов. Дифференциация и специализация социальных институтов в современном российском обществе. Понятие институционализации. Социальная организация и социальное движение: понятия и отличительные черты.

2.3. Социология культуры

Генезис понятия культура. Функции культуры. Типологии культуры (по субъекту, по содержанию, по характеру, по видам и т. д.).

Уровни социологического анализа культуры: фундаментальный уровень, национально — локальный, уровень доминирующей культуры и субкультур. Субкультура и контркультура. Феномен массовой культуры. Теории развития культуры: эволюционная, диалектическая, антиэволюционная. Культура как ценностно-нормативная система: обычаи, нравственные нормы, институциональные нормы, законы.

2.4. Этническая социология

Предмет этнической социологии. Подходы к определению понятия этнос, нация и национальность. Этнические процессы в странах дальнего и ближнего зарубежья. Ассимиляция. Национальный конфликт в Российской Федерации. Социологические проблемы мигрантов. Содержание понятий: патриотизм, этноцентризм, национализм, шовинизм, расизм.

2.5. Политическая социология

Предмет политической социологии и политологии. Политический институт общества: структура и функции. Понятие государства и политики в трудах античных философов. Развитие политической мысли: античные мыслители; теоретики естественного права и общественного договора; М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, К. Маркс, К. Маннгейм; современные политологи.

Общие и отличительные признаки общества и государства. Государство как элемент политической системы. Формы государственного правления. Формы государственного устройства. Политические режимы. Партийные системы. Теории власти и теории политической элиты. Легитимность власти. Политическая социализация: сущность и этапы. Формы и методы взаимодействия населения и государства.

2.6. Социология общественного мнения

Общественное мнение и массовое сознание. Понятие и признаки массы. Отличия массы и общественности. Общественность как носитель общественного мнения. Субъекты и функции общественного мнения современной России. Идеология, манипуляция общественным мнением и пропаганда. Измерение общественного мнения.

2. 5. Социология конфликта

Социальный конфликт: понятия и теории (К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, Ч. Боулдинг, Р. Дарендорф).

Социальное противоречие и социальный конфликт. Механизм и методы разрешения социального конфликта. Позитивные и негативные функции конфликта. Основания для классификации социальных конфликтов. Особенности социальных конфликтов современной России: предпосылки, виды, субъекты и объекты.

2.6. Социология досуга

Досуг в структуре свободного времени. Понятие досуга. Особенности социологического подхода к анализу досуга. Разновидности досуга. Закрытый и открытый досуг. Типология современной российской молодежи по проведению досуга.

Раздел 3

Микроуровень социологии

3.1. Личность и общество

Подходы к анализу личности. Структура и типологии личности. Социальный статус и роль. Ролевой конфликт. Социализация личности: понятие, подходы к периодизации. Девиантное поведение: теории, понятия и виды. Делинквентное поведение. Социальная норма и санкция — элементы социального контроля. Механизмы социального контроля.

3.2 Социология молодежи

Молодежь как специфическая социальная группа. Социальные, психологические и возрастные характеристики молодежи. Современная российская молодежь (структура, потребности, проблемы).

Молодежная субкультура и контркультура. Особенности молодежного досуга.

3.3. Социология семьи

Предмет социологии семьи. Подходы к трактовке семьи: европейский, американский, макросоциологический, микросоциологический, как к малой социальной группе и как к социальному институту. Жизненный цикл семьи. Подходы к структурированию семьи. Специфические и неспецифические функции семьи. Традиционная типология семьи и брака и альтернативные формы семьи и брака. Динамика и проблемы развития современной семьи. Теория кризиса социального института семьи и семейного образа жизни. Альтернативные формы брака. Изменение мотивов вступления в брак и семейных ценностных ориентаций в современности.

Раздел 4

Эмпирическая социология

4.1. Методология социологического исследования.

Методология социологического исследования. Разработка программы социологического исследования. Этапы и элементы методологического и методико-процедурного разделов программы. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Репрезентативность выборки. Анализ данных: понятие, виды, этапы. Отчет об исследовании.

4.2. Методы социологических исследований

Виды социологических исследований: разведывательное, описательное, аналитическое. Типология и особенности методов социологического исследования. Виды опроса: анкетирование, интервьюирование и др. Виды наблюдения: прямое, опосредованное. Виды анализа документов: качественный, количественный. Применение общенаучных и специальных методов социологии в исследованиях. Качественная, количественная и интегральная социологические традиции (стратегии).

Особенности инструментария и обработки данных в зависимости от исследовательской традиции. Проведение комплексных социологических исследований.

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание № 1 для самостоятельной работы студентов

Раздел 1. Макроуровень социологии.

Темы: «Методология социологического исследования» и «Методы социологических исследований»

Цель задания: помочь студентам применить знания, полученные на лекции, в работе с периодическими изданиями. Студент должен произвести поиск, обзор и отбор необходимого материала, а затем проанализировать его.

Задание: Обзор статей из журналов «Социологические исследования» за последний год. Выбор статьи для качественного анализа по плану:

· Обоснование выбора статьи (актуальность, значимость)

· Проблема исследования

· Цель и задачи исследователей

· Общенаучные методы исследования, используемые в статье (например: исторический метод, сравнительный метод…)

· Респонденты, информанты.

· Специальные социологические методы, используемые в статье (интервьюирование, опрос…)

· Результаты исследования

· Собственное мнение студента о социальной значимости исследования

Подробное описание содержания плана дается на лекции. Студент самостоятельно письменно анализирует статью. На семинаре происходит защита статьи и обсуждение группой, задаются вопросы.

Итог: Студенты получает наглядное представление о том, какие социологические стратегии и методы используют социологи для исследования конкретных социальных явлений и процессов.

Задание № 2 для самостоятельной работы студентов

Раздел 2. Уровень средних теорий социологии.

Тема: Социология конфликта

Цель задания: Сформировать у студента мнение о распространенности и предпосылках социальных конфликтов в России, показать возможные пути их разрешения.

Задание: Провести количественный анализ документов на тему «Особенности социальных конфликтов современной России».

Выбрать по одной статье, с описанием разных видов конфликта, из журналов «Социологические исследования» и «Социально — гуманитарные знания» последних 2 — лет. Провести анализ по предлагаемому плану:

· Обоснование выбора статьи (обосновать наличие ситуации социального конфликта в выбранной статье по наличию признаков конфликта)

· Описание инцидента и механизма конфликта

· Типологизация конфликта по следующим основаниям:

— по субъекту

— по предмету

— по степени напряженности

— по сфере общества

— по форме проявления

·Описание результатов конфликта. Каковы позитивные и негативные функции конфликта. Выбор возможных методов разрешения

Подробное описание содержания типологий конфликта дается на лекции. Студент самостоятельно письменно анализирует статьи. На семинаре происходит выступление по описанному плану и последующее обсуждение выступления в группе.

Итог: У студентов формируется собственное мнение о состоянии социальной ситуации в стране, степени ее напряженности, наиболее распространенных причинах и типах социальных конфликтов. Студенты самостоятельно выбирают интересующие их темы, формируют свою социальную позицию по ним. Кроме того, они стремятся найти разрешение социальных конфликтов, затрагивающих их самих.

Задание № 3 для самостоятельной работы студентов

Раздел 3. Микроуровень социологии

Тема: Социология личности

Цель задания: Познать многообразие подходов к определению личности, чтобы понять ее сущность. Помочь студенту находить ключевые слова в определении понятия и существенные свойства объекта.

Задание: Самостоятельное составление таблицы на тему «Подходы к определению личности в отечественных и западных гуманитарных науках: социологии, психологии, философии». Обсуждение и сравнение таблиц студентов на семинаре.

Определение личности

Зарубежные подходы

Отечественные подходы

Социология

Философия

Психология

Итог: Студент охватывает многообразие различных подходов к определению личности, находит специфику предметной области каждой науки.

Задание № 4 для самостоятельной работы студентов

Цель задания: Сформировать категориальный аппарат студента.

Задание: Самостоятельный поиск и отбор определений к основным социологическим понятиям из словарей, учебников, энциклопедий. Овладение содержанием понятий.

Основные социологические понятия

— Социология, макросоциология, микросоциология, фундаментальная, прикладная, теоретическая и эмпирическая социология. Объект, предмет, методы социологии.

— Личность (социологический подход).

Социальная: адаптация, интеграция, функция, роль, позиция. Интерес, стимул, мотив личности. Межличностный, межролевой, внутриличностный конфликт. Социальный статус, престиж. Социальное действие, поведение. Социализация личности, девиантное и делинквентное поведение. Социальный контроль. Социальная норма и санкция.

— Общество (как социальная система).

Социальный процесс, социальные: изменения, отношения. Социальная: стабильность, деятельность, общность, сфера. Социальное развитие. Прогресс и регресс.

— Культура, (социологический подход), субкультура, социокультурный процесс, социальная: норма, ценность. Социальная ценность и ценностная ориентация.

— Социальная группа: формальная, неформальная, большая, малая, референтная. Социальные: институты, организации. Социальная: структура, стратификация, мобильность. Миграция, урбанизация.

— Элита, средний класс, низший класс, маргинализация общества.

— Этнос, народность, нация, национализм, ассимиляция.

— Семья как малая социальная группа и социальный институт.

На семинаре проводится устный групповой анализ понятий, сравнение, дополнение. На следующем семинаре проводится опрос в форме коллоквиума или контрольная работа по понятиям коллоквиума в течение 20−30 минут. Она имеет несколько вариантов. Каждый студент получает вопросы на письменной контрольной работе и показывает уровень усвоения понятий. После трактовки определения необходимо придумать примеры из «реальной жизни общества».

Итог: Студент проявляет творческий подход при поиске, сравнении, дроблении, интеграции понятий и описании их примеров из окружающей социальной действительности.

Задание № 5 для самостоятельной работы студентов

Задание: Написание реферата с последующим докладом на семинаре. Реферат должен отвечать следующим требованиям:

1.Методологические требования состоят в следующем: студент должен показать владение теорией, дать определения вводимым понятиям, показать понимание социального явления и его роль в российском обществе.

2. Методико-процедурные требования раскрываются через наличие следующих структурных элементов работы:

Обложка: включает полное наименование вуза, факультета; название темы реферата; сведения об исполнителе (Ф.И.О. Студента, номер группы); сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание); место и год выполнения реферата.

Оглавление. Нумерация страниц в оглавлении, постраничная в работе.

Введение: характеризует актуальность и значимость проблемы, обоснование выбора темы, цель и задачи работы.

Основная часть: раскрывает содержание темы, должно быть изложено полно, ясно, логично, на основе собственного анализа источников информации.

Заключение: делаются основные аргументированные выводы по главам, общий итог работы (достижение цели и задач).

Список литературы. Не менее 3-х источников литературы.

Объем работы. В печатном исполнении 6 — 10 страниц.

Итог: Студент углубляется в ту тему, которая наиболее интересна для него, самостоятельно работает с источниками и высказывает свое мнение на семинаре.

Темы рефератов

1. Значение позитивизма в зарождении западной социологии.

2. Отличительные черты становления отечественной социологии.

3. Практическое значение социологии для общества.

4. Взаимосвязь личности и общества: норма и девиация.

5. Семья и брак: традиция и альтернатива.

6. Характеристика субкультуры (молодежной, субкультуры пожилых, любой этнической субкультуры и др.).

7. Положительные и отрицательные черты урбанизации в современности.

8. Особенности формальной и неформальной социальных групп (примеры).

9. Динамика отношения общества к сексуальным проблемам.

10. Формирование общественного мнения в России.

11. Тема насилия в современных СМИ (влияние на личность, на разные социальные группы).

12. Идеология как форма общественного сознания.

13. Экономические институты в социальной системе.

14. Особенности социально-экономической структуры современной России.

15. Социальная мобильность в современной России

16. Национальный конфликт в современной России.

17. Этническая идентификация народов бывшего СССР

18. Нормативная культура: нормы, ценности, санкции.

19. Особенности народной культуры России.

20. Парадигмы развития мировой культуры.

21. Особенности социализации личности на разных возрастных этапах.

22. Семейная политика в России и зарубежных странах.

23. Семья в урбанизированной культуре.

24. Проблема досуга российской молодежи .

25. Особенности социокультурных ситуаций в России.

26. Социальные предпосылки формирования политической элиты в России.

27. Социальные и политические движения в России.

28. Реформа и революция как альтернативы социального развития.

29. Методы социологического опроса

30. Развитие эмпирической социологии в России

Вопросы к экзамену по курсу «Общая социология»

1. Социология как наука: понятие, объект, предмет, методы.

2. Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Функции социологии. Структура социологии.

3. Западная социология: предпосылки появления социологии, социологи — классики, современная западная социология.

4. Отечественная социология: особенности, периодизация, социологические направления.

5. Понятие, содержание, элементы категорий «социальная система», «социальная структура», «социальная стратификация общества», «социальная мобильность».

6. Основные процессы социальной стратификации современного российского общества: усложнение и маргинализация.

7. Сущность и основные черты социальных институтов. Институционализация.

8. Типологии социальных институтов и функций.

9. Взаимосвязь и различие категорий «социальный институт», «социальная организация» и «социальное движение».

10. Теории личности, структура личности

11. Социализация личности. Девиантное поведение, социальный контроль.

12. Содержание социального конфликта. Теории конфликта.

13. Механизм социального конфликта: стадии и методы разрешения.

14. Особенности социальных конфликтов в России: виды, причины, последствия.

15. Культура в обществе: понятие, функции.

16. Уровни анализа и типология культуры.

17. Теории развития культуры. Культура как ценностно-нормативная система.

18. Молодежь как специфическая социальная группа: возрастные, статусные, социально — психологические характеристики.

19. Критерии выделения молодежных групп. Молодежная субкультура и контркультура.

20. Социология семьи. Семья как социальный институт и социальная группа.

21. Социология семьи: типология, функции, структура семьи.

22. Современная российская семья: проблемы и тенденции развития.

23. Методы социологических исследований: виды и стратегии.

24. Программа социологического исследования: этапы проведения исследования

25. Общественное мнение: сущность, предпосылки, проблемы.

26. Общественное мнение и массовое сознание: общественность и масса.

27. Политическая система общества: элементы и функции.

28. Свободное время и досуг: социологический подход, типологии досуга.

29. Разновидности и современные особенности досуга.

30. Предмет этнической социологии.

Обязательная литература:

1. Волков, Ю.Г. Социология. / Ю.Г. Волков.- Серия «Высшее образование». Ростов — на — Дону.: Изд-во «Феникс», 2004. — 576 с.

2. Козлова О. Н. Социология. — М.: Изд-во Омега — Л, 2006. — 320 с.

3. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. — 4-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. — 384 с. — (серия «Gaudeamus»).

4. Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. — М.: Инфра — М, 2005. — 360 с.

5. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / Под ред. Г. В. Осипова, Л.Н. Москвичева.- М.: Норма, 2003. — 290 с.

Дополнительная литература

1. Антонов, А.И. Судьба семьи в России 21 века. Размышление о семейной политике, о возможностях противодействия упадку семьи и депопуляции / А.И. Антонов. — М.: Издательский Дом «Грааль», 2000. — 416 с.

2. Батыгин, В.С., Подвойский, Д.Г. История социологии / В.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский — М.: Российский университет дружбы народов, 2003. — 369 с.

3. Боронникова, Г. А. Социология семьи: учебно-методическое пособие для вузов / Г. А. Боронникова; ПГИИК. Каф. СКД. — Пермь, 2004. — 28 с.

4. Вебер, М. Класс, сословие, партии (фрагменты) / М. Вебер // Личность. Культура. Общество. 2003, Вып. 1−2 (15−16).

— М., 2003. — С.140.

6. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. — Пер. с англ. — М.: Академический проект, 2002. — С. 80.

7. Черняк, Е.М. Социология семьи: учеб. пособие/ Е.М. Черняк. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и К, 2003. — 304 с.

8. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебник / В.А. Ядов. — М. — Кн. Дом «Университет», 2003. — 596 с.

5. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде/ Галкина Т.П.: Учебное пособие/ Т.П. Галкина. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 224с.

9. Артемов, Г. П. Политическая социология: учеб. пособие/ Г. П. Артемов.- М.: Логос, 2002.- 280 с.

6. Дмитриев, А.В. Социальный конфликт: общее и особенное / А.В. Дмитриев. — М., 2002. — С. 30−95.

7. Зайцев, А.К. Социальный конфликт / А.К. Зайцев. — М., 2000. — С. 192.

10. Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие для вузов // М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. — М.: Центр социального прогнозирования, 2003. — С.9−15.

11. Ионин, Л.Г. Социология культуры: учебное пособие для вузов/ Л.Г. Ионин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 427 с. — (Учебник высшей школы экономики)

8. Здравомыслов, А.Г. О судьбах социологии в России / А.Г. Здравомыслов // Социс. — 2000. — № 3. — С. 21−28.

9. Кравченко, С.А. Социологический энциклопедический англо — русский словарь. Более 15 000 словарных статей. — М.: Руссо, 2002.

10. Лоусон, Т. Социология. А-Я: Словарь-справочник / Т. Лоусон, Дж. Гэррод. — М.: Фаир — Пресс, 2000. — 608с.

11. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России // С.С. Новикова. — М.: Московский психолого — социальный институт, 2000. — 270 с.

12. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. — Пер. с англ. — М.: Академический проект, 2002. — С. 80.

13. Соколов, С.В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов / С.В. Соколов. — М., 2001. — С. 7−131.

14. Социология в России XIX- начала XX веков. Тексты / Под ред.В.И. Добренькова. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001. — С. 228−511.

Структура учебной программы

Введение--------------------------------------------------------------------3

Тематический план курса-----------------------------------------------5

Программа курса----------------------------------------------------------6

Задания для самостоятельной работы студентов-----------------12

Темы рефератов----------------------------------------------------------17

Вопросы к экзамену-----------------------------------------------------19

Обязательная литература-----------------------------------------------21

Дополнительная литература-------------------------------------------22

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector