Программы учебной и производственных практик Специальность050706- Педагогика и психология

Министерство образования и науки РФ

Филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУВПО «ЧГПУ»)

в г. Миассе

Кафедра педагогики и психологии

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«__» ________ 2009г.

Зав. кафедрой, доцент

____________ Л.Я.Барсукова

квалификация – педагог-психолог

Составитель:

Е.Е.Фёдорова,

к.п.н., доцент

Миасс

2009

I. Выписка из Государственного образовательного стандарта

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г.

1.2. Квалификация выпускника – педагог-психолог.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности 031000 Педагогика и психология при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию педагог-психолог, должен быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ; содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; разрабатывать развивающие и коррекционные программы образовательной деятельности с учетом особенностей личности; проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию; осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся.

3 стр., 1029 слов

Трудовой договор педагога-психолога образования

... nbsp; Такова реально осуществимая нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении, дающая эффективные результаты при ... образования и науки Российской Федерации, Общероссийским объединенным профсоюзом работников здравоохранения, образования, ... образовательного учреждения; · применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ...

Выпускник, получивший квалификацию педагог-психолог, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по специальности 031000 Педагогика и психология подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.

Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

коррекционно-развивающая,

преподавательская,

научно-методическая,

социально-педагогическая,

воспитательная,

культурно-просветительская,

управленческая.

6.5. Требования к организации практик

Практика проводится в школах, детских садах, оздоровительно-воспитательных центрах, детских базах отдыха, учреждениях интернатного типа, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, педагогических училищах, колледжах. Все типы практики направлены на ознакомление студентов с важнейшими видами и средствами практической психолого-педагогической и социально педагогической деятельности с детьми, подростками и семьями. В результате прохождения практики студенты должны обладать представлениями и знаниями об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи; иметь важнейшие практические навыки в различных видах психолого-педагогической работы с ребенком, подростком и семьей. Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.

2. Пояснительная записка

Психолого-педагогическая практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и осуществляется в соответствии с учебным планом и Государственным образовательным стандартом.

Основными видами психолого-педагогической практики студентов являются: учебно-ознакомительная, педагогическая, комплексная психолого-педагогическая в образовательных учреждениях разного типа и вида.

Виды практик на заочном отделении и их продолжительность представлены в Таблице 1

Таблица 1

Виды практик

Семестр

Недель

Учебные практики

Учебно-ознакомительная практика в образовательных учреждениях разного вида и типа

3

2

Итого

2

Педагогические практики

Педагогическая практика в школе

5

2

Педагогическая практика в образовательных учреждениях коррекционного типа

7

2

Производственная практика

8

5

Комплексная психолого-педагогическая практика

9

5

Итого

14

16

Психолого-педагогическая практика имеет непрерывный и последовательный характер. На каждом курсе студент проходит определенный вид практики и поэтапно овладевает всеми профессиональными умениями и навыками.

Целью психолого-педагогической практики является формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, активное использование им психолого-педагогических знаний по основным направлениям деятельности педагога-психолога (коррекционно-развивающее, преподавательское, научно-методическое, социально-педагогическое, воспитательное, культурно-просветительское, управленческое).

Задачами психолого-педагогической практики являются:

1. Закрепление теоретических знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин.

2. Приобретение профессиональных умений и навыков по специальности.

  1. Изучение специфики учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений.
  2. Изучение системы работы психологической службы образовательного учреждения, основных направлений, форм деятельности психолога, методиче­ского и диагностического фондов, наглядных пособий, документации и основ­ной литературы.
  3. Формирование умений применять на практике методы психологиче­ского исследования, обрабатывать и анализировать полученные результаты, со­ставлять заключения и практические рекомендации.

6. Формирование умений научно-исследовательской работы.

Объектами психолого-педагогической практики студентов являются: школы, детские сады, оздоровительно-воспитательные центры, детские базы отдыха, учреждения дополнительного образования (городские и загородные детские оздоровительные лагеря), учреждения интернатного типа, центры пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи, педагогические училища и колледжи.

По результатам учебной психолого-педагогической практики студентам выставляется зачет.

По результатам производственной практики студентам выставляется дифференцированный зачет (дифференцированная оценка).

Отчетной документацией студентов по практике являются: дневник с ежедневными записями о проделанной работе и приложения.

Программа психолого-педагогической практики студентов разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом рабочих учебных планов по специальности и содержания программ учебных дисциплин. В ней находят отражение цель, задачи, содержание практики студентов, список отчетной документации, виды самостоятельной работы студентов, индивидуальные задания на период практики

Рабочая программа учебно-ознакомительной практики в образовательном учреждении разного типа и вида

Цель: активное использование студентами психологических знаний на практике

Задачи:

  1. Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в вузе и умение применять их на практике.
  2. Применение на практике методов психологического исследования, обработки и анализа информации.
  3. Знакомство студентов с ведением основной документации педагога-психолога в образовательном учреждении, организацией и формами деятельности психологической службы в системе образования.

Содержание практики

  1. Знакомство с основной документацией психолога, с направлениями его деятельности.
  2. Знакомство с образовательным учреждением, рабочим местом педагога-психолога.
  3. Изучение личности школьника и заполнение его психолого-педагогической карты.
  4. Посещение не мене 3х уроков с последующей записью.
  5. Оформление отчетной документации.

Отчетная документация студента

1. Дневник с ежедневными записями о проделанной работе.

2. Функциональные обязанности педагога-психолога.

3. Психологический анализ 1-го урока.

4. Характеристика 1 ученика, его психолого-педагогическая карта.

5. Характеристика студента, заверенная подписью директора и гербовой печатью.

Рабочая программа педагогической практики в школе

Цель: формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, активное использование им психолого-педагогических знаний по основным направлениям деятельности педагога-психолога в школе.

Задачи:

1. Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в вузе и умение применять их на практике.

2. Применение на практике методов психологического исследования, обработки и анализа информации, постановки психологического диагноза, составление текстов заключений и практических рекомендаций.

3. Знакомство студентов с организацией и формами деятельности педагога–психолога в школе.

4. Осуществление самоанализа результатов собственной деятельности.

Содержание практики

1. Знакомство с системой работы педагога-психолога в школе.

2. Проведение групповой и индивидуальной работы с детьми и родителями (1-го мероприятия – детьми, 1-го – с родителями)

3. Оформление отчетной документации.

Отчетная документация студента

1. Дневник с ежедневными записями о проделанной работе.

2. Приложения к дневнику: конспекты психолого-педагогических мероприятий (не менее 2-х)

3. Характеристика студента, заверенная подписью директора школы и гербовой печатью.

Рабочая программа педагогической практики в коррекционных образовательных учреждениях

Цель: ознакомление с коррекционными образовательными учреждениями, углубление теоретических знаний по психолого-педагогической коррекции.

Задачи:

  1. Осознанное и углубленное изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин
  2. Получение первичных профессиональных умений навыков
  3. Связь теоретического обучения с практикой

Содержание практики

  1. Знакомство с коррекционным учреждением, с основными документами и основными направлениями его деятельности.
  2. Знакомство с рабочим местом психолога, с основными видами и методами его деятельности.
  3. Разработка модели реализации коррекционного процесса ( по одной проблеме)
  4. Проведение мероприятия с сотрудниками или родителями данного коррекционного учреждения

Отчетная документация студента

  1. Дневник практики дата время содержание анализ выполненной практики
  2. Приложение к дневнику:

характеристика учреждения:

1) состав воспитанников, краткий анализ (возраст, пол, семейное положение, проблемы);

  1. характеристика педагогического коллектива;
  2. основные направления деятельности;
  3. отличительные особенности данного учреждения.
  4. система работы психолога в учреждении:

модель реализации коррекционного процесса по алгоритму: формулировка цели;

определение задач;

методология и содержание программы;

формы работы;

методика и техника работы (по задачам);

график занятий;

оборудование;

критерии эффективности психокоррекционных мероприятий (удовлетворенность клиента, заказчика; позитивные изменения предмета коррекции),

конспект беседы с родителями или сотрудниками

  1. Характеристика практиканта.

Рабочая программа производственной практики

Производственная практика является важнейшим этапом обучения. Материалы практики могут стать основой опытно-экспериментальной части курсовой и квалификационной работ. В связи с этим ее содержание может меняться с учетом научного исследования студента.

Цель: знакомство с системой работы педагога-психолога и изучение спе­цифики учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.

Задачи:

1. Знакомство со спецификой образовательного учреждения, с педагогическим коллективом, с основными направлениями работы психологической службы.

2. Познакомиться с основными диагностиками изучения личности школьника, межличностных отношений в коллективе.

  1. Наблюдать за поведением и деятельностью школьников, за работой пе­дагогов и психологов с ними, учиться анализировать эту деятельность.

  1. Проведение исследовательской работы.

Содержание практики:

Первая неделя

  1. Установочное совещание в образовательном учреждении.

  2. Знакомство с планом работы педагога-психолога на период практики.
  1. Составление индивидуального плана прохождения практики с учетом плана педагога-психолога и классного руководителя.

  1. Распределение по классам, знакомство с классным руководителем и классом.
  1. Изучение наглядных пособий, диагностического и методического ма­териала, основной документации и литературы педагога-психолога.
  1. Изучение воспитательного процесса, наблюдение за деятельностью учащихся, учителя и педагога-психолога, изучения личности школьника и межличностных отношений в коллективе.

  1. Составление коррекционно-развивающих занятий для работы с учащи­мися группы риска.
  1. Индивидуальная работа по изучению особенностей личности школьни­ка, межличностных отношений в коллективе.

9.Оформление отчетной документации по практике.

Вторая, третья недели.

1. Посещение учебных занятий (всего не менее 2-3 занятий).

2. Работа в психологической службе (проведение воспитательной, коррекционно-развивающей, диагностической и др.работы).

3. Индивидуальная работа по изучению особенностей личности школьника, межличностных отношений в коллективе.

4. Оформление отчетной документации по практике.

Четвертая неделя

1. Посещение учебных занятий

2. Работа в психологической службе (коррекционно-развивающей, диагностической и др.)

3.Индивидуальная работа по изучению особенностей личности школьника, межличностных отношений в коллективе.

4. Оформление отчетной документации по практике.

5. Подготовка к итоговой конференции по практике.

Отчетная документация студента

1. Дневник по практике с ежедневными записями о проделанной работе, заверенный подписью психолога и гербовой печатью образовательного учреждения, в котором была пройдена практика.

2. Приложения к дневнику:

  • методики диагностического обследования личности школьника и коллектива (в соответствии с темой исследования);
  • характеристика школьника с рекомендациями учителю;
  • психолого-педагогическая характеристика коллектива с рекоменда­циями учителю;
  • психологический анализ урока;
  • конспект проведенного мероприятия;
  • характеристика студента;
  • материал к итоговой конференции по практике;
  • отчет о проделанной работе

Рабочая программа комплексной психолого-педагогической практики

Комплексная психолого-педагогическая практика является важнейшим этапом обучения. Материалы практики могут стать основой опытно-экспериментальной части квалификационной работы. В связи с этим ее содержание может меняться с учетом научного исследования студента.

Цель: знакомство с системой работы педагога-психолога и изучение спе­цифики учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.

Задачи:

1. Знакомство со спецификой образовательного учреждения, с педагогическим коллективом, с основными направлениями работы психологической службы.

2. Познакомиться с основными диагностиками изучения личности школьника, межличностных отношений в коллективе.

3. Наблюдать за поведением и деятельностью школьников, за работой пе­дагогов и психологов с ними, учиться анализировать эту деятельность.

4. Проведение исследовательской работы.

Содержание практики

Первая неделя

1. Установочное совещание в образовательном учреждении.

2. Знакомство с планом работы педагога-психолога на период практики.

3. Составление индивидуального плана прохождения практики с учетом плана педагога-психолога и классного руководителя.

4. Распределение по классам, знакомство с классным руководителем и классом.

5. Изучение наглядных пособий, диагностического и методического материала, основной документации и литературы педагога-психолога (в соответствии с темой исследования).

6. Изучение воспитательного процесса, наблюдение за деятельностью учащихся, учителя и педагога-психолога, изучения личности школьника и межличностных отношений в коллективе.

7. Составление коррекционно-развивающих занятий с учащимися (в соответствии с темой исследования).

8. Индивидуальная работа по изучению особенностей личности школьника, межличностных отношений в коллективе (в соответствии с темой исследования).

9. Проведение научно-исследовательской работы.

10. Оформление отчетной документации по практике.

Вторая, третья недели.

1. Посещение учебных занятий (всего не менее 2-3 занятий).

2. Работа в психологической службе (проведение воспитательной, коррекционно-развивающей, диагностической и др. работы).

3. Индивидуальная работа по изучению особенностей личности школьника, межличностных отношений в коллективе по теме квалификационной работы.

4.Проведение научно-исследовательской работы

5 Оформление отчетной документации по практике.

Четвертая неделя

1. Посещение учебных занятий.

2. Работа в психологической службе (коррекционно-развивающей, диагностической и др.).

3.Индивидуальная работа по изучению особенностей личности школьника, межличностных отношений в коллективе по теме квалификационной работы.

4.Проведение научно-исследовательской работы

5.Оформление отчетной документации по практике.

6. Подготовка к итоговой конференции по практике.

Отчетная документация студента

1. Дневник по практике с ежедневными записями о проделанной работе, заверенный подписью психолога и гербовой печатью образовательного учреждения, в котором была пройдена практика.

2. Приложения к дневнику:

  • методики диагностического обследования личности школьника и коллектива (в соответствии с темой исследования);
  • характеристика школьника с рекомендациями учителю;
  • психолого-педагогическая характеристика коллектива с рекоменда­циями учителю;
  • психологический анализ урока;
  • конспект проведенного мероприятия;
  • характеристика студента;
  • материал к итоговой конференции по практике;
  • отчет о проделанной работе

Виды самостоятельной работы студентов в период практики

Одной из важных задач психолого-педагогической практики является про­верка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного образовательного учреждения. Самостоятельная работа студента-практиканта — это не просто самостоятельное изучение учебного материала на учебных занятиях и во внеаудиторное время, а совокупность заданий, которые должен выполнить студент во время прохождения психолого-педагогической практики.

По характеру своей деятельности самостоятельная работа студентов в пе­риод психолого-педагогической практики имеет репродуктивную, познавательную и творческую направленность.

Репродуктивная самостоятельная работа (конспектирование, запоминание, наблюдение и др.) способствует увеличению багажа профессиональных знаний, навыков и умений, расширяет эрудицию.

Познавательно-поисковая (подбор литературы и диагностического мате­риала, подготовка сообщений и выступлений на итоговых конференциях по практике и др.) и творческая самостоятельная работа (разработка коррекционных программ, научно-исследовательская работа, выполнение специальных учебных заданий и др.) развивают интеллектуальные, профессиональные, творческие способности.

Основные виды самостоятельной работы студентов заочного отделения в период практики представлены в Таблице 3.

Виды самостоятельной работы студентов заочного отделения в период практики

Вид практики

Виды самостоятельной работы

Форма отчетности

Учебно-ознакомительная практика в образовательных учреждениях разного типа и вида

Составление плана прохождения практики

Записи в дневнике

Изучение наглядных пособий, ди­агностического и методического ма­териала, основной документации и литературы педагога-психолога

Записи в дневнике

Составление конспекта воспита­тельного мероприятия

Конспект

Проведение диагностической работы

Диагностики, материал диаг­ностического обследования

Проведение исследовательской ра­боты

Проведение воспитательного ме­роприятия

Конспект

Педагогическая практика в школе

Составление индивидуального плана прохождения практики

Записи в дневнике

Изучение наглядных пособий, ди­агностического и методического ма­териала, основной документации и литературы педагога-психолога

Записи в дневнике

Проведение диагностической работы

Диагностики, материал диаг­ностического обследования

Посещение учебных занятий

Таблица наблюдения

Педагогическая практика в коррекционных учреждениях

(пятый курс)

Проведение коррекционно-развивающих занятий

Конспект

Проведение воспитательных меро­приятий

Конспект

Проведение исследовательской работы

Сообщение

Составление характеристики ученика и коллектива с рекомендациями учителю

Характеристика

Составление психологического анализа урока

Анализ урока

Написание реферата

Реферат

Оформление отчетной документации по практике

Дневник

Подготовка к итоговой конференции по практике

Сообщение, статья, газета

Производственная практика

Составление плана прохождения практики

Записи в дневнике

Изучение наглядных пособий, ди­агностического и методического ма­териала, основной документации и литературы

Записи в дневнике

Наблюдение за деятельностью детей, деятельностью работников специального медицинского учреждения

Таблица наблюдения

Составление плана беседы психо­терапевта с отдельным ребенком

План беседы

Составление протокола наблюдения за поведением ребенка во время беседы с психотерапевтом

Протокол наблюдения

Оформление отчетной документа­ции по практике

Дневник

Подготовка к итоговой конференции по практике

Сообщение, статья, газета

Составление индивидуального плана прохождения практики

Записи в дневнике

Составление конспекта урока пси­хологии

Конспект

Проведение диагностической работы

Диагностики, материал диаг­ностического обследования

Проведение уроков психологии

Конспект

Посещение учебных занятий

Таблица наблюдения

Составление коррекционно-развивающей программы для решения конкретной психологической проблемы

Программа

Комплексная психолого- педагогическая практика

Проведение воспитательных меро­приятий

Конспект

Проведение исследовательской ра­боты

Сообщение

Проведение коррекционно-развивающих занятий

Конспект

Составление характеристики уче­ника и коллектива с рекомендациями учителю

Характеристика

Составление психологического анализа урока

Анализ урока

Написание реферата

Реферат

Оформление отчетной документации по практике

Дневник

Обязанности студентов-практикантов

В период прохождения практики студент обязан:

  • своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
  • выполнять правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, распоряжения администрации образовательного учреждения, руководителя практики, группового руководителя;
  • следить за строгим соблюдением правил техники безопасности, охраны труда, жизни и здоровья детей;
  • соблюдать этические нормы поведения;
  • иметь планы-конспекты всех проведенных мероприятий и занятий;
  • проявить себя как начинающий специалист, обладающий определенными знаниями об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи;
  • приобрести важнейшие практические навыки в различных видах психолого-педагогической работы с ребенком, подростком и семьей, необходимые для профессиональной деятельности;
  • изучать коллектив учащихся, проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
  • владеть средствами коррекции;
  • принимать активное участие в подготовке и проведении итоговой конференции по практике;
  • оформлять необходимую документацию по результатам прохождения практики по установленной форме;

• своевременно сдавать отчетную документацию по практике.

В период прохождения практики студент имеет право:

  • обращаться к администрации образовательного учреждения, фа­культетскому руководителю практики, в отдел учебной и производственной практики ЧГПУ по всем вопросам, возникшим в процессе практики;
  • вносить предложения о совершенствовании организации практики;

• перенести срок прохождения практики по уважительной причине.

На период практики один из студентов, проходящий практику в данном

образовательном учреждении, назначается старостой группы.

В обязанности старосты входят:

  • учет посещаемости студентов;
  • оповещение студентов о коллективных консультациях;
  • выполнение поручений руководителя практики;

• контроль за оформлением ведомости на оплату руководителей практики от образовательного учреждения.

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

Выдержка из Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования от 25.03.03.

Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успе­ваемости студентов.

Студентам, не выполнившим программу практики по уважительной причине, предоставляется возможность пройти ее повторно.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения, как имеющие академическую задолженность в порядке, преду­смотренном уставом вуза.

Лица, получившие оценку «удовлетворительно» за производственную практику, теряют право на получение диплома «с отличием».

Критерии оценки результатов практики студентов:

  • уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (ее целей, задач, содержания, методов);
  • степень сформированности профессионально-педагогических умений и качеств;
  • уровень профессиональной направленности будущих учителей, их со­циальной активности (интерес к своей профессии, активность, ответственное отношение к работе и т.д.);
  • соблюдение этических норм поведения;
  • качество выполнения заданий по практике;
  • степень эффективности проведенных студентом мероприятий (воспи­тательных, коррекционно-развивающих и др.);
  • творческий уровень выполнения задач практики;
  • своевременная сдача отчетной документации по практике.

Оценка работы студентов в период практики:

«Отлично»:

  • выполнение в срок и на высоком уровне объема работы, предусмот­ренного программой практики;
  • сформированность умения самостоятельно определять цель, задачи, содержание планируемой работы на период практики, способы и результаты решения поставленных задач с учетом возрастных и индивидуальных особен­ностей учащихся;
  • сформированность умения организовывать профессиональную дея­тельность;
  • проявление в работе самостоятельности, творческого подхода;
  • оформление отчетной документации в соответствии с требованиями;
  • сдача отчетной документации в срок.

«Хорошо»:

  • выполнение объема работы, предусмотренного программой практики;
  • сформированность умения самостоятельно определять цель, задачи, содержание планируемой работы на период практики, способы и результаты решения поставленных задач с учетом возрастных и индивидуальных особен­ностей учащихся;
  • сформированность умения организовывать профессиональную дея­тельность;
  • проявление инициативы в работе, но отсутствие потребности в творче­ском росте;

• оформление отчетной документации не соответствует требованиям.

«Удовлетворительно»:

  • выполнение программы практики, но отсутствие умения применять знания психолого-педагогической теории в практике;
  • наличие ошибок в планировании и проведении запланированных ме­роприятий;
  • отсутствие умения учитывать индивидуальные и возрастные особен­ности детей;
  • отсутствие в работе самостоятельности, творческого подхода;
  • небрежность в оформлении отчетной документации;
  • оформление отчетной документации не соответствует требованиям.

«Неудовлетворительно»:

  • невыполнение программы практики;
  • слабое знание психолого-педагогической теории;
  • отсутствие умения применять знания психолого-педагогической тео­рии в практике;
  • отсутствие в работе самостоятельности, творческого подхода;
  • небрежность в оформлении отчетной документации;
  • оформление отчетной документации не соответствует требованиям.

За отсутствие студента на практике без уважительной причины и несвое­временную сдачу отчетной документации по практике оценка за практику сни­жается.

Оценка за производственную практику выставляется с учетом:

  • отметки, выставленной руководителем практики образовательного уч­реждения;
  • отметки, выставленной групповым руководителем за выполнение про­граммы практики;
  • отметки, выставленной за оформление отчетной документации по практике;
  • отметки, выставленной за предоставление студентом индивидуального задания в ходе итоговой конференции по практике

Отчетная документация по практике

Форма и вид отчетности студентов по практике определяются с учетом требований ГОС ВПО и с учетом особенностей содержания практики.

Результаты ежедневной работы студент отражает в своем дневнике, для которого заводится общая тетрадь. Дневник должен находиться у студента и при необходимости предъявляться методисту, групповому руководителю или руководителю практики.

Студенты дневного отделения сдают отчетную документацию по произ­водственной практике в течение недели после ее окончания. Студенты заочного отделения сдают отчетную документацию по производственной практике в те­чение трех дней после выхода на летнюю сессию. Отчетная документация по учебной практике сдается в течение трех дней после ее окончания.

Отчетной документацией студентов по учебной и производственной прак­тике являются:

  • Дневник с ежедневными записями о проделанной работе, заверенный подписью психолога и гербовой печатью образовательного учреждения, в кото­ром была пройдена практика.
  • Приложения к дневнику.
  • Характеристика студента.

Методические рекомендации

Содержанием практики предусматривается выполнение студентами прак­тических заданий. Практическими заданиями на период практики являются:

1. Проведение психологического анализа урока.

2. Составление психолого-педагогической характеристики школьника (дошкольника, студента) с рекомендациями учителю (воспитателю).

3 Составление психолого-педагогической характеристики коллектива с рекомендациями учителю.

  • Проведение диагностической работы.
  • Проведение воспитательных мероприятий.
  1. Разработка коррекционной программы.
  2. Проведение коррекционно-развивающих занятий.
  3. Выполнение индивидуальных заданий.
  • Посещение студентами учебных занятий предполагает наблюдение за учебно-воспитательным процессом и проведение психологического анализа урока. Различают общий анализ урока, охватывающий все стороны урока, и специальный, направленный на отдельную его сторону.

Примерная схема психологического анализа урока.

1. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами.

  1. Тема, цели и задачи урока.
  2. Структура урока и его психологическая целесообразность.

2. Психологическая оценка содержания урока.

  1. Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, абстрактности и обобщенности).
  2. Познавательные стороны деятельности учащихся, активизирующиеся посредством учебного материала (образная или словесно-логическая память, абстрактное мышление, воображение и др.), вызываемые эмоции.
  3. Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню зна­ний.
  4. Методы и приемы доступности восприятия учащимися данного воз­раста учебного материала (ясность и простота изложения, использование на­глядных средств, связь с жизнью и др.).
  5. Воспитательное воздействие учебного материала.
  6. Степень реализации возможностей учебного материала учителем.

3. Управление познавательной деятельностью. 3.1.Организация внимания:

пути организации внимания на всех этапах урока;

виды внимания, имевшие место на уроке, форма их проявления у отдель­ных школьников;

способы организации переключения внимания учеников с одной деятель­ности на другую;

виды деятельности, требующие распределения внимания (какие виды деятельности предложил учитель и как учащиеся с этим справились).

3.2. Организация восприятия и его характер:

объект восприятия учащихся (речь учителя, текст учебника, наглядные средства и др.);

качество материала восприятия;

использование наглядных средств, их функция на уроке;

осмысленность восприятия материала.

3.3. Активизация памяти и ее развитие:

обращение учителя к памяти школьников (с какой целью оно проводи­лось на различных этапах урока);

виды памяти на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоцио­нальная, механическая и др.);

приемы запоминания учебного материала, используемые учителем на уроке (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установ­ление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение);

проявление у отдельных учеников процессов памяти (запечатление, узна­вание, воспроизведение, забывание).

3.4. Активизация мыслительной деятельности учащихся:

методы и приемы формирования научных понятий, использование на­глядных средств;

связи, устанавливаемые между понятиями;

использование методов (индуктивного или дедуктивного) усвоения опре­деленных понятий;

степень вызванной потребности у учащихся в усвоении определенных понятий (раскрытие теоретической значимости, практическое применение, связь с жизнью и др.);

уровни усвоения понятия, ошибки при определении понятий;

активизация самостоятельного творческого мышления школьников (про­блемная направленность построения урока, проблемные ситуации и пути их создания, уровень проблемности, степень заинтересованности и активности учащихся в поиске ответа);

мыслительные действия, необходимые ученику для решения поставлен­ной проблемы;

подготовленность класса к проблемному обучению (общий уровень раз­вития, наличие необходимы знаний и умений, количество учащихся, активно проявившихся в поиске ответа на вопрос);

обучение учеников готовым приемам рационального мышления;

логичность построения урока;

логика рассуждений учащихся, ошибки в рассуждениях.

3.5. Учет индивидуальных особенностей учеников.

4. Организация обратной связи.

  1. Обращение к школьникам (этапы урока, на которых учитель обра­щался к школьникам, и цель обращения).
  2. Уровни усвоения знаний учащимися.
  3. Характер обратной связи (контролирующий или обучающий), ее про­явления.
  4. Восприятие учениками оценок и комментарий к ним на уроке.
  5. Характер деятельности учителя в зависимости от ответов.
  1. 5. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке Воспитательное воздействие личности учителя, внешность, речь, ма­неры, характер общения.
  2. Отношение учеников к учителю.
  3. Эмоциональный климат урока.

5.4.Требования учителя и их значение для формирования волевых и мо­ральных качеств личности школьников. Отношение учеников к этим требова­ниям.

5.5 Воспитательное значение методов и приемов обучения, использован­ных на уроке.

  1. Результаты урока.
  2. Выводы и предложения.

Одним из практических заданий в период практики для студентов являет­ся составление психолого-педагогической характеристики коллектива и учени­ка.

изучение индивидуально-психологических особенностей личности уче­ника и составление психолого-педагогической характеристики предполагает знание студентом основных психологических закономерностей, характеризую­щих процесс формирования личности и методов исследования. Необходимую информацию для составления психолого-педагогической характеристики на школьника можно получить путем наблюдения за учащимися на уроках и во внеурочной деятельности при помощи следующих методов:

  1. Метод наблюдения (изучается внешняя сторона поведения ученика; наблюдение может быть сплошным или выборочным; различные факты, харак­теризующие поведение ученика, фиксируются в дневнике наблюдения).
  2. Метод беседы (дает возможность получить некоторые данные об инте­ресах ученика, мотивах его деятельности; запись данных проводится сразу же после беседы, но в отсутствие ученика).
  3. Метод анализа продуктов деятельности (этот метод позволяет получить дополнительные данные, которые могут характеризовать личность ученика: ри­сунки, сочинения и др.).
  4. Метод анкетирования (может быть использован для получения данных об интересах, убеждениях, нравственных идеалах ученика).

6. Метод эксперимента (позволяет объективно получить сведения о неко­торых психологических особенностях личности ученика).

При составлении психолого-педагогической характеристики на ученика и коллектив необходимо учитывать следующее:

  1. Характеристика пишется на отдельных листах. Титульный лист характе­ристики содержит следующие сведения: Ф.И.О. ученика, на которого составле­на характеристика; Ф.И.О. студента, составившего характеристику; время, в течение которого проводилось изучение ученика.
  2. Характеристика должна подтверждаться фактическим материалом и со­держать психологическую аргументацию выводов.
  3. В характеристике необходимо раскрыть психологические причины про­явления соответствующих личностных качеств ученика.
  1. Характеристика должна содержать рекомендации для учителя.
  2. К характеристике должны прилагаться методики диагностического об­следования ученика и коллектива, сводные протоколы, эмпирический материал по диагностическому обследованию, анализ результатов обследования.

Психолого-педагогическая характеристика на ученика и коллектив оце­нивается следующим образом:

«отлично» ставится, если в характеристике отражено знание студентом теоретических основ психологии, видна ее психологическая направленность; полученные данные по изучению личности ученика и межличностных отноше­ний, содержащиеся в характеристике, обработаны и интерпретированы; в ха­рактеристике имеется заключение с конкретными психолого-педагогическими выводами и рекомендациями; к характеристике прилагается дневник наблюде­ний, где зафиксированы факты, примеры, демонстрирующие психологические особенности личности ученика; характеристика сдана в срок.

«хорошо» ставится при соблюдении всех вышеперечисленных требова­ний, но: при отсутствии дневника наблюдений; при отсутствии анализа экспе­риментальных данных, которые выступают лишь в качестве приложения к ха­рактеристике.

«удовлетворительно» ставится, если содержание характеристики носит описательный характер, отсутствуют фактический материал и педагогические выводы; слабая аргументированность суждений о психологических особенно­стях личности ученика; недостаточность экспериментальных данных; работа оформлена небрежно и не сдана в срок.

«неудовлетворительно» ставится, если работа полностью не отвечает требованиям к характеристике ученика.

План психолого-педагогической характеристики ученика

  1. Общие сведения (фамилия, имя, возраст, класс, школа, состав семьи, жилищные условия, материальное обеспечение семьи).
  2. Мотивы, обусловившие выбор данного ученика.
  3. Психофизический аспект (общее физическое развитие, состояние здо­ровья, подвижность нервных процессов, тип темперамента, особенности внеш­ности).
  4. История развития ребенка в школьном возрасте (возраст поступления в школу, степень адаптации, смена класса и ее причины).
  1. Учебная деятельность (отношение к школе, преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам, познавательные интересы, выполнение домашних заданий).
  2. Отношение с учителями. Участие в общественной жизни школы. Нали­чие внешкольных занятий и увлечений, участие в неформальных организациях.
  • Познавательный аспект. Интеллектуальная восприимчивость, полнота, прочность, систематичность восприятия и наблюдения. Внимательность на уроках (умение концентрировать, распределять внимание, устойчивость, объем внимания).

    Быстрота, точность, прочность запоминания учебного материала. Владение приемами осмысленного запоминания

  1. Умственное развитие (владение приемами умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстра­гирование).
  2. Наличие интеллектуально-творческих качеств (творческое воображе­ние, оригинальность, ассоциативность мышления, интуиция).
  1. Личность ученика в коллективе, отношения с одноклассниками. По­ложение в классе. Типичные конфликты. Друзья, моральные качества друзей.
  2. Волевые качества личности, моральные черты характера, коммуника­тивные качества, организаторские качества, сила, устойчивость, выразитель­ность чувств, уравновешенность и склонность к переменам настроения.
  3. Выводы (сильные и слабые стороны личности, черты характера, ос­новные потребности, мотивы, интересы, склонности, ценности, характеристика внутренних и внешних конфликтов, уровень умственного развития).
  4. Рекомендации.

План психолого-педагогической характеристики коллектива

  1. Количество учащихся, половозрастной состав, список класса с анкет­ными данными, социальный паспорт коллектива.
  2. История формирования коллектива.
  3. Учебная деятельность класса. Характеристика взаимоотношений, воз­никающих в учебной деятельности (успеваемость, поведение на уроке, обще­ние, взаимопомощь, уровень умственного развития, ведущие мотивы учения).
  4. Психологический климат в коллективе.

5. Межличностные отношения в коллективе: характеристика официальной структуры; сплоченность группы;

уровень развития коллектива;

наличие лидеров, аутсайдеров, «отверженных» и т.п.

6. Характеристика эмоционально-волевой сферы класса.

  1. Жизнь коллектива вне учебных занятий. Связь родителей с жизнью класса.
  2. Личностные и профессиональные качества классного руководителя. Управление коллективом.
  3. Статус, достижения, особенности класса в масштабе школы. Участие в общественной жизни школы.
  1. Конфликты среди учащихся, их психологическая природа, способы разрешения.
  1. Общие выводы.
  2. Рекомендации.

Одним из заданий студентов на практике является разработка коррекци-онной программы и проведение коррекционно-развивающих занятий, включен­ных в эту программу. Структура коррекционной программы представлена в Приложении 11. Карта коррекционно-развивающей работы представлена в

Приложении 12. Материалы к занятиям по психологии представлены в Прило­жении 20.

Основные требования к составлению коррекционной программы

При составлении коррекционной программы необходимо:

  1. Сформулировать цель коррекционной работы.
  2. Определить задачи, конкретизирующие цели коррекционной работы.
  3. Определить стратегию и тактику проведения коррекционной работы.
  4. Подобрать конкретные методики и техники для предстоящей коррек­ционной работы.
  5. Подготовить необходимые материалы и оборудование.
  6. Определить форму коррекционной работы (индивидуальная, группо­вая или смешанная).
  7. Определить время, необходимое для реализации всей коррекционной программы.
  8. Определить частоту необходимых встреч:
  • ежедневно;
  • 1 раз в неделю;
  • 2 раза в неделю;
  • раз в две недели и т.д.
  1. Определить длительность каждой встречи, каждого коррекционного занятия (от 10-15 минут — в начале коррекционной программы и до 1,5-2 часов — на заключительном этапе).
  2. Разработать коррекционную программу в целом и определить содер­жание каждого коррекционного занятия.
  3. Запланировать форму участия других лиц (медиков, педагогов, соци­альных работников и др.).

    При работе с семьей необходимо подключить родст­венников.

  4. Определить форму контроля динамики хода коррекционной работы.
  5. Внести дополнения и изменения в программу по ходу работы.
  6. Оценить эффективность реализованной программы.
  7. По завершению коррекционных мероприятий составить психологи­ческое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т.д.) заклю­чение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной програм­мы с оценкой ее эффективности.

Примерные темы коррекционно-развивающих занятий:

  1. Снятие нервно-психического напряжения.
  2. Как жить в мире с родителями.
  3. Саморегуляция в стрессовой ситуации.
  4. Уверенность в себе.
  5. Профилактика стресса.
  6. Как стать внимательным.
  7. Конфликтные ситуации.
  8. Тревожность у школьников.

9Способы решения конфликтных ситуаций.

10.Невербальное общение.

Для изучения личности школьников, межличностных отношений в коллективе требуется комплекс диагностических методик. В настоящее время разработано немало методик, позволяющих оценить личностные качества, уровень тревожности и агрессивности, детско-родительские отношения, профессиональные интересы и др.

Студентам предлагается список необходимых методик диагностического обследования школьников, представленный в Таблице 5. Предлагаемый список целесообразно использовать в качестве ориентировочного, что не исключает возможность использования диагностических методик других авторов.

Таблица 5

Диагностические методики

Возраст

Направленность

Автор

5-6 лет

Определение готовности

ребенка к школьному

обучению

Л.П. Красильникова, Л.А. Ясюкова, Равен, Люшер, АР. Лурий, Д.Б. Элько-нин, Керн-Йирасек, Векслер, «ГОШ», Е.К. Вархотова и др.

Изучение личности школьника

Цветовой тест М.Люшера, тест С.Розенцвейга, проективная методика «Hand — тест» и др.

Изучение тревожности

РТэмлис, М.Дорки, В.Амен, тест Кетелла и др.

1 -4 класс

Изучение личности школьника

Венгер, Векслер, МЭДИС, Т.Г. Богданова, ГИТ, ТВ. Корнилова, Е.П. Ильин, НА. Курдюкова, Айзенк и др.

Изучение тревожности

Спилбергер, Филипс, Прихожан и др.

5-8 классы

Изучение личности школьника

ШТУР, анкета Р.Томаса и др.

Изучение тревожности

Тест школьной тревожности Филипса, «Шкала социально-ситуативной тревоги» Кондаша, Р. Тэмлис и др.

9-11 классы

Изучение личности школьника

ШТУР, Айзенк, Голланд, В. Смекала-М.Кучер, прогрессивные матрицы Ровена, тест Айзенка, личностный опросник Р.Кетгела, Б.Басса и др.

Изучение акцентуации характера

Опросник акцентуаций характера Личко, опросник Леонгарда и др.

Изучение тревожности

Ю.М. Орлов, Р.Олпарт, Р.Н. Хэбер, Тейлор, К.Н. Томас, Р.Теммл, М. Дорки, В.Амен и др.

Профориентация

ДДО А.Е. Климова, «Карта интересов», методика К.Замфир, тест Кейрси, Голланд и др.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

  1. Краткие сведения о практике и сроки работы в образовательном учреж­дении.
  2. Уровень реализации студентом учебных, воспитательных и исследова­тельских задач в соответствии с программой практики.
  3. Исследовательская работа: ознакомление студента с важнейшими видами и средствами практической психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности с детьми, подростками и семьями.
  4. Творческий подход студента к выполнению программы практики: при­менение активных методов социально-психологической и педагогической рабо­ты с учащимися и коллективом, при подготовке исследовательских заданий.
  5. Уровень знаний об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи.
  6. Положительное и недостатки в работе студента-практиканта.
  7. Практические навыки, которыми овладел студент в различных видах психолого-педагогической работы.
  8. Основные проявления профессионального и личностного развития сту­дента в ходе практики.
  9. Предложения по улучшению результативности практической подготовки будущего специалиста.

10.Оценка за практику: (отлично, хорошо, удовлетворительно).

Приложение 5

ПЛАН ПРОТОКОЛА НАБЛЮДАЕМОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Предмет.
  2. Тема.
  3. Цель и задачи урока.
  4. Этапы урока.
  5. Основные понятия.
  6. Оборудование.
  7. Задания для учащихся на каждом из этапов.
  8. Содержание урока.
  9. Выводы и рекомендации.

Приложение 6

СХЕМА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

Содержание работы

Количество

Проведение диагностики

Посещение занятий учителя (педагога-психолога)

Проведение уроков психологии

Проведение воспитательного (культурно-просветительского) мероприятия

Проведение коррекционно-развивающих занятий

Другое

Приложение 7

СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ СТУДЕНТА В ПЕРИОД ПРАКТИКИ

Дата

Тема

Содержание работы (коррекционно-развивающей. воспитательной и др.)

Форма

Приложение 8

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Дата

Вид занятия с выделением струк­турных элементов

Тема занятия

Цель и задачи занятия

Содержание

Психологическая

интерпретация

наблюдаемых

явлений

Деятельность педагога (учителя,

воспитателя и т.п.)

Деятельность обучающихся

Приложение 11

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка:

  • актуальность программы;
  • цели и задачи;
  • практическая направленность.

2. Организационно-методические требования к проведению занятий:

  • описание категории учащихся, для которой предназначена эта про­грамма;
  • условия формирования группы;
  • численность группы;

• , перечень методик и техник;

  • сроки, частота и количество занятий;
  • основные методы и приемы;
  • конспекты занятий.

3. Тематическое планирование:

Тема

Цели и задачи

Формы работы, упражнения

4. Оценка эффективности программы:

  • основные параметры оценивания и обоснование их выбора;
  • методы, используемые для оценивания;
  • карта продвижения учащихся (карта коррекционно-развивающей ра­боты).
  1. Литература (указывается литература, которую могут использовать уча­стники группы).
  2. Ф.И.О. составителя.

Приложение 12

КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕИ РАБОТЫ

Дата__________________________________

Фамилия, имя_________________________________________________________

Учреждение образования_______________________________________________

Класс (группа)________________________________________________________

Мнение специалиста__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сильные стороны учащегося

Слабые стороны учащегося

Динамика коррекционного обучения

За прошедший период с _______________ по __________________________

произошли следующие изменения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы

  1. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? — М.: Пе­дагогика, 1991. — 152 с.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
  3. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, прак­тика применения к исследованию личности ребенка. — М., 2001. — 339 с.
  4. Вархотова Е.К. и др. Экспресс-диагностика готовности к школе. — М : Генезис, 1999.-47 с.
  5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и под­ростков / Сост. Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова и др. — М, 2002. — 411 с.
  6. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. посо­бие для студентов вузов. — М.: Академический проект, 2003. — 256 с.
  7. Галагузова Ю.Н. и др. Социальная педагогика: Практика глазами пре­подавателей и студентов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 224 с.
  8. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 384 с.
  9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академ, проект, 2004. — 198 с.

Ю.Детский практический психолог / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Коз­ловой. — М.: Академия, 2001. — 254 с.

  1. Диагностика в детском саду: Содержание и организация диагностиче­ской работы в дошкольном образовательном учреждении / Под ред. Е.А. Ничи-порюк, Г.Д. Посевиной. — 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 288 с.
  2. Диагностика в работе психолога / Н. Савельева. — Ростов н/Д- Феникс 2004. — С. 338-500.

13.Диагностическая и коррекционная работа с детьми школьного воз­раста, социально и педагогически запущенными: Метод, рекомендации / Сост. В.В. Базелюк — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1997. — 27 с.

14.Дневник по педагогической практике студентам-заочникам / Сост. А.А. Нуртдинова. — Челябинск: ЧГПУ, 2002. — 77 с.

15.Долгова В.И., Климентьева Н.Н. Дневник преподавателя-методиста летней психолого-педагогической практики студентов. — Челябинск- Изд-во ЧГПУ, 2003. — 50 с.

16.Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно-методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной формы обу­чения).

— Челябинск, 2004. — 91 с.

  1. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражне­ния. — СПб.: Питер, 2004. — 205 с.
  2. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе. — Челя­бинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. — 32 с.
  1. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обу­чению в школе. — М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  2. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок: Психологиче­ская готовность к школе. — М.: Педагогика, 1987. — 178 с.
  3. Методические указания студенту по педагогической практике в школе / Сост. М.В. Жукова, Е.В. Фролова. — Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 29 с.

22.Методические указания студенту по психологической практике в школе / Сост. В.Я. Топычканов, В.А. Степанов, В.П. Самойлова. — Челябинск: ЧГПИ, 1988.-44 с.

  1. Немов Р.С. Психология. — М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн. 3. — С. 164-269.
  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая го­товность ребенка к школе. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
  3. Педагогическая практика: Учеб. пособие для студентов пединститутов. /Под ред. В.К. Розова.-М.: Просвещение, 1981.- 160с.
  4. Педагогическая практика: Учеб.-метод. пособие для студентов педаго­гических вузов / Авт.-сост. Н.Н. Тулькибаева, Т.А. Анохина, О.П. Кондратюк, Н.С. Шкитина. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 107 с.

27.Психологическая служба школы: Учеб. пособие для студентов / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1995. — 219 с.

28.Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. — М.: Мо­сковский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 168 с.

29.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образова­нии: Учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 1995. — С. 37-59.

30.Рябышева Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. — Челябинск, 2002. — 116 с.

31.Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образова­тельного учреждения. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 576 с.

32.Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

33.Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 312 с.

34.Степанова НА. Эмоционально-волевая готовность детей к школьному обучению. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 36 с.

35.Учебно-методические рекомендации по педагогической практике для студентов по специальности «Психология» / Сост. Н.И. Гуслякова, Р.Н. Пав­ленко. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. — 62 с.

З6.Тимоховец Е. А., Цыркун И. И. Педагогическая практика в школе. Ор­ганизация, проектирование эффективного обучения: Метод, пособие. — Минск: БГПУ, 1998.-92 с.

37.Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.

38.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001.-544 с.

39.Эдьюсон К., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2002.-416 с.

40. Я работаю психологом /Ред. И.В. Дубровина . – М.: Сфера, 1999. – 252 с