Тема 1. Этический характер профессиональной деятельности социального педагога

  1. Основные понятия этики социальной педагогики: этика, профессиональная этика.
  2. Аксиология – теория ценности. Понятие ценности.Цели и базовые ценности в социально-педагогической деятельности.
  3. Дайте характеристику основным принципам социально-педагогической деятельности.
  4. Охарактеризуйте понятие «профессиональная компетентность».

Задания:

«Напишите» свой портрет:

Человек живет в мире вещей, явлений, предметов, отношений, поступков… Из всего этого многообразия в процессе жизнедеятельности он выделяет то, что имеет для него определенную ценность, смысл, что позволяет удовлетворить потребности и интересы, реализовать себя. По сути, все, что окружает человека, все, с чем он сталкивается, оценивается им с точки зрения «нужного — ненужного», «полезного — бесполезного». Другими словами, все соотносится с целями человека, с его устремлениями и желаниями. Что – то для человека очень важно, что – то важно, но в меньшей степени, а что – то неважно вовсе. В результате этих оценок возникает ориентация человека на те или иные ценности, а их совокупность образует систему ценностных ориентаций личности.

Внимательно прочитайте перечень предложенных ценностей (список «А») и в графе «Место» проставьте цифры от 1 до 18 в порядке важности для Вас того, что перечислено.

Затем то же самое проделайте со списком «Б», используя такую же ранговую шкалу – от 1 (самое важное) и до 18 (в наименьшей степени важное для Вас в этом списке ценностей).

С п и с о к «А»

Ценности Место

  1. Активная деятельная жизнь
  2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл)
  3. Здоровье (физическое, психическое)
  4. Интересная работа
  5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного)
  6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  7. Материально обеспеченная жизнь
  8. Наличие хороших и верных друзей
  9. Хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира
  10. Общественное признание (уважение окружающих и т.п.)
  11. Познание (возможность расширения своего образования)
  12. Равенство (братство, равные возможности для всех)
  13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
  14. Свобода как независимость в поступках и действиях
  15. Счастливая семейная жизнь
  16. Творчество (возможность творческой деятельности)
  17. Уверенность в себе
  18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий).

С п и с о к «Б»

15 стр., 7392 слов

1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека

... или восприятие и оценка партнера. Все три стороны общения способствуют оптимизации совместной деятельности людей, ведут к сближению, а также развитию и совершенствованию их личных качеств. Однако ... изучения становитсямежличностноеобщение, или общение в диаде, которое часто и рассматривается как синоним понятия общения[19]. Е. В. Андриенко в своей работе пишет о следующих уровнях ...

Ценности Место

  1. Аккуратность (чистоплотность, умение держать все в порядке)
  2. Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)
  3. Высокие запросы (высокие притязания)
  4. Жизнерадостность (чувство юмора)
  5. Исполнительность (дисциплинированность)
  6. Независимость (способность действовать самостоятельно)
  7. Непримиримое отношение к недостаткам в себе и в других
  8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
  9. Ответственность
  10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить)
  11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
  12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
  13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
  14. Терпимость к взглядам и мнениям других (толерантность)
  15. Широта взглядов (уважение к мнению других)
  16. Честность (правдивость, искренность)
  17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
  18. Чуткость (заботливость)

Вы можете «написать» свой ценностно – ориентационный портрет. Обратитесь к списку «А» и сделайте это по следующей схеме:

«Главное в моей жизни – 1 и 2, если, конечно, будут 3 и 4. 5 и 6 украшают мою жизнь, и, конечно, очень важно 7, хотя оно и не самое главное. Что касается 8, 9 и 10, то это было бы очень желательно, однако это не всем удается. 11, 12, 13, 14, 15 и 16 могут даже и не быть в моей жизни. Но в чем я совершенно уверен (а), так это в том, что люди, живущие ради 17 и 18, ничего не стоят. Делать из этого цель существования просто бессмысленно».

Подобный портрет создайте и с точки зрения ценностей – средств (список «Б»).

Литература:

  1. Алмазов, Б. Н. Методика и технология работы социального педагога / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова. – М. : Академия, 2004. – 192 с.
  2. Басов Н. Ф., Басова В. М., Кравченко А. Н. Социальный педагог: введение в профессию: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений — М. : Издательский центр «Академия»,2006.
  3. Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : Сфера, 2010. 
  4. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. – М. : ВАКО, 2007.
  5. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социального работника. –М, 1999.

Дополнительная литература:

  1. Афанасьева А.И. В поисках моральных ориентиров // Социс. 2004. № 3.
  2. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. № 7.
  3. Вачков В.И. и др. Введение в профессию «психолог». М., 2002.
  4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.-Воронеж, 2004.
  5. Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы // Социс. 2004. № 5.

Тема 2. Профессиональный портрет социального педагога.

  1. Назовите должностные обязанности социального педагога, содержащиеся в квалификационном справочнике. Раскройте их содержание. Понятие должностной инструкции социального педагога.
  2. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального педагога.
  3. Используя Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, перечислите требования к знаниям и умениям специалиста в области социальной педагогики по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин направления (социальная педагогика).

    4 стр., 1700 слов

    Механизм социальной защиты работников России

    ... социальная функция предполагает осуществление при организации заработной платы управления социальными аспектами оплаты труда и, прежде всего, социальной защиты работников на ... в сфере охраны здоровья работника на производстве и социального обеспечения. В практику социального развития предприятий с ... образуют механизм реализации конституционного права граждан на работа (ст. 37 Конституции РФ [4]). ...

    Интерпретируйте содержание этих требований.

  4. Каковы наиболее важные личностные качества социального педагога? Дайте классификацию (сгруппируйте) этих качеств.

Литература:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности «Социальная педагогика». – Госкомвуз РФ, 1994, 2000, 2010.
  2. Нагавкина, Л.С. Социальный педагог: введение в должность: сб. материалов / Л.С. Нагавкина. – СПб, 2002.
  3. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / сост. Л. Д. Баранова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 187 с.
  4. Социальный педагог в школе / авт.-сост. И. Ю. Фоминичева. – Волгоград : Учитель, 2011. – 254 с.
  5. Шакурова, М. В.Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2008. – 266 с.
  6. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2009. – 206 с.

Дополнительная литература:

  1. Зайнышев И. Г., Злобин П. Е. Социологический портрет будущего специалиста социальной работы // Российский журнал социальной работы. – 1995. — №1.
  2. Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социального работника //Российский журнал социальной работы. – 1995. — №1
  3. Топчий Л. В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе. – М: МГСУ, 1996.
  4. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно – нравственный портрет социального работника. – М.: Союз, 1993.
  5. Шевеленкова Т. Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа. – 1992. – Вып.2
  6. Этика социальной работы: принципы и стандарты //Российский журнал социальной работы. – 1995. — №2.

Тема 3. Деонтологические аспекты в социально-педагогической деятельности

  1. Охарактеризуйте понятие «деонтология».
  2. Понятие и особенности этического кодекса социального педагога (социального работника).

    3 стр., 1221 слов

    Особенности развития социальной педагогики в России

    ... работах оперируют понятиями «социальные институты», «социальные нормы», «неинституциированные социальные общности», «социальная активность личности» и, наконец, «социализация» в соотнесении с традиционными составляющими предмета педагогики. ... способствовало углублению представлений о социальном как атрибуте воспитания. В деятельности отдельных педагогов, в исследовательских темах лабораторий НИИ ...

    Характеристика одного из этических кодексов разных стран.

  3. Долг и ответственность социального педагога (социального работника) перед государством, профессией, коллегами, клиентом.

Литература:

  1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 1999.
  2. Фирсов М.В., Студенова Е.Г Теория социальной работы. М., 2001.
  3. Ярская — Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-с, 1998.
  4. периодические издания, справочная литература

Тема 4. Этикет и культура поведения социального педагога

  1. Охарактеризуйте понятия «этикет» и «культура поведения».
  2. Раскройте содержание принципов этикета социального педагога. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие тот или иной принцип.
  3. Типичные ситуации в профессиональной деятельности социального педагога: знакомство, повторная встреча с ребенком, консультирование, общение с окружением ребенка.

Задание:

Подготовьте и разыграйте в парах на занятии различные ситуации взаимодействия социального педагога и клиента (ребенка, родителя).

В диалоге постарайтесь продемонстрировать принципы этикета социального педагога. Подготовьте несколько (2 — 3) вопросов для аудитории по своей ситуации («сценке»).

Литература:

  1. Василькова Ю. В.Социальный педагог : педагогический опыт и методы работы [Текст] : [учеб.пособие для вузов по спец. «Социальная педагогика»] / Ю. В. Василькова. — 3-е изд., доп. — М.: Академия, 2010. — 201, [2] с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

    — (Учебное пособие).

  2. Василькова Т. А. Социальная педагогика [Текст] : [учеб.пособие для вузов по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика»] / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. — М.: КноРус, 2010. — 229, [1] с.
  3. Горелова Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности// Педагогика. — 2002. — №6. — С. 61-66
  4. Кошевая И. П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст] : [учеб.пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования] / И. П. Кошевая, А. А. Канке. — М. : ИНФРА-М : Форум, 2010. — 303 с. : табл. — (Профессиональное образование).
  5. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы. М.: Изд-во МГСУ, 2002
  6. Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога : учеб.пособие / Н. И. Никитина. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 400 с.
  7. Олешков М. Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения// Стандарты и мониторинг в образовании, 2005, № 2. – С. 43-50
  8. Периодические издания

Тема 5. Профессиональные риски и деформации в социально- педагогической деятельности.

  1. Охарактеризуйте понятие «риск», «профессиональный риск».
  2. Какие профессиональные риски существуют в социальной педагогике. Факторы, ведущие к риску в профессии.
  3. Способы и средства противостояния специалиста неблагоприятным ситуациям (саморегуляция, рефлексия, копинг– стратегии и т.п.).

    Профилактические меры снижения профессионального стресса.

  4. Мотивы выбора профессии «социальный педагог».

Литература:

  1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности. – Вып. 6. – СПб., 2002. – С. 140 – 154.
  2. Демина Л. Д. и др. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. – Изд – во Алтайского гос. ун-та, 2000.
  3. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: [учеб.пособие для вузов по пед. спец.] – М.: Академия, 2005.
  4. Москвина Н. Б.Риск личностно-профессиональных деформаций педагогов и возможности его снижения [Текст] : [учеб.пособие для вузов по пед. спец. (ОПД.Ф.02 — Педагогика); по доп. проф. образоват. прогр. «Преподаватель высшей школы»] / Н. Б. Москвина; Дальневост. гос. гуманит. ун-т. — Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2010. — 188 с.: ил., табл.
  5. Психология профессиональной деятельности[Текст] : лекции «В помощь преподавателю» / [А. Я. Анцупов, О. И. Жданов, В. Г. Зазыкин и др.] ; под общ.

    ред. А. А. Деркача ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — 2-е изд., стер. — М. : Изд-во РАГС, 2010. — 342 с. : табл.

  6. Психология социальной работы: психология и этика профессиональной помощи, кризисное и развивающее консультирование, классические и интегративные методы помощи, работа с трудными» клиентами и группами, программы консультирования и тренингов [Текст] / под ред. М. А. Гулиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2010 [2009]. — 382 с. : ил. — (Учебник для вузов).

Тема 6. Основные нравственные противоречия в социальной работе

  1. Проблема столкновения интересов и возникающих противоречий в деятельности социального педагога. Проблема приоритетов в профессиональной деятельности: интересы государства превыше интересов одного человека, интересы отдельного клиента превыше интересов общества.
  2. Основные нравственные противоречия. Конфиденциальность и интересы общества. Обязательность законов и защита клиента.
  3. Проблема патернализма и самоопределения. Проблема личных и профессиональных ценностей. Проблема платности услуг. Проблема неизбежности «профессиональных секретов».

Тема 7. Проблемы профессионального развития социального педагога

  1. Профессионально-личностное развитие и профессиональное становление специалиста. Специалист и профессионал. Профессионализм. Профессионализм деятельности, профессионализм личности, нормативность деятельности и поведения, Я-концепция.
  2. Этапы профессионального развития специалиста: довузовский, вузовский, послевузовский. Профессиональная ориентация. Профессиональный отбор. Критерии профессиональной пригодности: медицинский, образовательный, личностный, социальный.
  3. Этическое воспитание будущего специалиста. Проблемы молодых специалистов: проблемы трудоустройства, проблема «мнимой нужности», проблема переноса и защиты, проблема отсутствия аналогий.

Основная литература:

  1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 1999.
  2. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1989.
  3. Фирсов М.В., Студенова Е.Г Теория социальной работы. М., 2001.
  4. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Учебное пособие. М., 1994
  5. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социального работника.

Дополнительная литература:

  1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социс. 2005. № 8. с. 3-13.
  2. Белякова Г.И. Профессиональная мораль. М., 1975.
  3. Бербешкина З.А. Этика социального работника // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1993.
  4. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.
  5. Миренков В.И. Профессиональный долг. Л., 1982.
  6. Миренков В.И. Профессиональная мораль. Л., 1984.
  7. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Минск. 1977.
  8. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д., 2000.
  9. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 1998.
  10. Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. Киев, 1983.
  11. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев. 1988.
  12. Чеботарева Э.П. Врачебная этика. М., 1984.

И еще немного литературы:

Афашагова, А.А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности : учебное пособие / А.А. Афашагова ; Адыгейский государственный университет. — М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. — 187 с. : ил. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-4475-1570-6 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720 

Холостова, Е.И. Социальная работа. Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. — М. : Дашков и Ко, 2012. — 282 с. — (Учебные издания для бакалавров).

— ISBN 978-5-394-01904-3 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114139

Холодцева, Е. Л. Акмеология субъекта профессиональной деятельности/ Е. Л. Холодцева, А. Г. Портнова. – Изд-во КемГУ, 2010.-192с. [Электронный ресурс] http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=30033

Психология и этика делового общения : учебник / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 420 с. — (Золотой фонд российских учебников).

— ISBN 978-5-238-01050-2 ; То же [Электронный ресурс]. — URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117118