МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________ Л.М. Волосникова
__________ _____________ 2011г.
ПСИХОСЕМАНТИКА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 030300.62 «Психология»
очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Авторы работы _______________ Е.Л. Доценко, ______________ З.З. Вахитова
«7» июля 2011г.
Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии
«8» июля 2011 г. протокол № 14.
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем _________стр.
Зав. кафедрой _______________________ Доценко Е.Л.
«8» июля 2011г.
Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики
«___»__________2011 г. протокол №_____
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ______________________ А.В. Арефьева
«______»_____________201__ г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________________ С.А. Федорова
«______»_____________201__ г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт / Факультет
Название кафедры
Доценко Е.Л.
Вахитова З.З.
ПСИХОСЕМАНТИКА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 030300.62 «Психология»
очной формы обучения
Издательство
Тюменского государственного университета
2011
Доценко Е.Л. Вахитова З.З.. Психосемантика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, ___ стр.
Образование как объект педагогической психологии
... свои организационные формы обучения – урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля – опрос, зачет, экзамен и т.д.; - образование как ... Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998. 7. Якунин В.А. Педагогическая психология. – М., 1998. 1. Образование в общекультурном контексте Образование рассматривается как ...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психосемантика [электронный ресурс] / Режим доступа: //www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
Ответственный редактор: е.Л. Доценко
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Доценко Е.Л., Вахитова З.З, 2011.
1.1. Цели и задачи дисциплины:
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о предмете и методах психосемантики. Психосемантика – курс, предназначенный для студентов, обучающихся по направлению 030300.62 «Психология». В основе психосемантики лежит так называемый субъектный подход, который стремится к пониманию особенностей мировосприятия человека в терминах, характерных для субъекта мировосприятия в большей степени, чем от исходных допущений исследователя. Особенность методов психосемантики в том, что они удачно совмещают в себе идеографическую специфичность описания с высокой технологичностью и воспроизводимостью исследовательских процедур.
Профессиональное мышление студента, изучающего психосемантику, получает дополнительный формирующий импульс в нескольких направлениях. Во-первых, в фундаментальном плане психосемантика во многом адресуется к предельным основаниям (субъективным конструктам) образа мира человека. Это позволяет студентам отрефлексировать возможные основания, осмыслить проблемы, связанные с пониманием факторов, обуславливающих и поддерживающих целостность образа мира человека. Во-вторых, субъектный подход в новом ракурсе ставит проблему понимания особенностей того или иного субъективного мира, обучает умению делать это на аутентичном для этого мира языке, а также способствует дальнейшему обучению студентов толкованию получаемых эмпирических данных. И, в-третьих, студенты осваивают дополнительные методы эмпирических исследований, с новых позиций подходят к решению уже обсуждавшихся в курсе психодиагностики проблем.
Задачами изучения курса являются:
- Знакомство с основными категориями и понятиями психосемантики, представлением о категориальной структуре сознания.
- Освоение практических методов психосемантического исследования и методов обработки данных.
- Освоение способов и приемов интерпретации данных психосемантических исследований.
- Формирование основ профессионального мышления психологов.
1.2. Место дисциплины в учебном процессе: «Психосемантика» входит в профессиональный цикл, входящий учебный план направления 030300.62 «Психология».
Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление о сущности психики и ее структуре («введение в психологию»); о методах изучения психики (практикумы: наблюдение, беседа, измерение в психологии), а также психологических фактах и их толковании (практикум «толкование»).
1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата
- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать: основные понятиях психосемантики – значение, смысл, категориальная структура сознания, знать методы анализа значения.
- Уметь: самостоятельно разрабатывать программу психосемантического исследования, адаптировать методики под исследовательские задачи, проводить исследование, проводить математическую обработку полученных данных, интерпретировать полученные результаты.
- Владеть: основными психологическими категориями и понятиями, теоретическими подходами в изучении категориальной структуры сознания. Владеть навыками построения и проведения психосемантического исследования. Владеть методами сбора и обработки данных.
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр 7. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
3. Тематический план.
Таблица 1.
Тематический план
№ |
Тема |
недели семестра |
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. |
Итого часов по теме |
Итого количество баллов |
||||
Лекции* | Семинарские занятия | В т.ч. интерактивные | Лабораторные занятия* | Самостоятельная работа* | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Модуль 1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Общая характеристика психосемантики как области психологических исследований |
1 |
2 |
1 |
|
2 |
5 |
10 |
0-8 |
2 |
Знаковая природа сознания, связь сознания и языка |
3 |
2 |
1 |
|
2 |
5 |
10 |
0-11 |
3 |
Предпосылки психосемантики в истории психологии, становление предмета психосемантики |
5 |
2 |
4 |
4 |
2 |
8 |
16 |
0-11 |
|
Всего |
|
6 |
6 |
4 |
6 |
18 |
36 |
0-30 |
|
Модуль 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Смысл и значение как ключевые понятия психосемантики. Категориальная структура сознания |
7, 9 |
4 |
2 |
2 |
2 |
8 |
16 |
0-15 |
5 |
Общая логика психосемантического исследования. Основные методы психосемантики |
11, 13 |
4 |
2 |
2 |
4 |
10 |
20 |
0-15 |
|
Всего |
|
8 |
4 |
4 |
6 |
18 |
36 |
0-30 |
|
Модуль 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Прикладные возможности экспериментальной психосемантики. Исследования обыденного сознания |
15 |
2 |
4 |
4 |
4 |
10 |
20 |
0-20 |
7 |
Перспективы развития психосемантики в области фундаментальных исследований |
17 |
2 |
4 |
2 |
2 |
8 |
16 |
0-20 |
|
Всего |
|
4 |
8 |
6 |
6 |
18 |
36 |
0-40 |
|
Итого (часов, баллов): |
|
18 |
18 |
14 |
18 |
54 |
108 |
0-100 |
Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы |
Устный опрос |
Письменные работы |
Технические формы контроля |
Информационные системы и технологии |
Итого количество баллов | ||||||||||
коллоквиумы |
собеседование |
ответ на семинаре |
лабораторная работа |
контрольная работа |
тест |
реферат |
эссе |
программы компьютерного тестирования |
комплексные ситуационные задания |
электронные практикум |
другие формы |
||||
Модуль 1 | |||||||||||||||
Общая характеристика психосемантики как области психологических исследований |
|
|
0-2 |
|
0-2 |
|
|
0-4 |
|
|
|
|
0-8 |
||
Знаковая природа сознания, связь сознания и языка |
0-4 |
|
0-2 |
0-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0-11 |
||
Предпосылки психосемантики в истории психологии, становление предмета психосемантики |
0-4 |
|
0-2 |
0-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0-11 |
||
Всего |
0-8 |
|
0-6 |
0-10 |
0-2 |
|
|
0-4 |
|
|
|
|
0-30 |
||
Модуль 2 | |||||||||||||||
Смысл и значение как ключевые понятия психосемантики. Категориальная структура сознания |
0-4 |
|
0-2 |
0-5 |
|
|
0-4 |
|
|
|
|
|
0-15 |
||
Общая логика психосемантического исследования. Основные методы психосемантики |
0-4 |
|
0-2 |
0-5 |
|
|
0-4 |
|
|
|
|
|
0-15 |
||
Всего |
0-8 |
|
0-4 |
0-10 |
|
|
0-8 |
|
|
|
|
|
0-30 |
||
Модуль 3 | |||||||||||||||
Прикладные возможности экспериментальной психосемантики. Исследования обыденного сознания |
0-4 |
0-1 |
0-2 |
0-7 |
0-2 |
|
|
0-4 |
|
|
|
|
0-20 |
||
Перспективы развития психосемантики в области фундаментальных исследований |
0-4 |
0-1 |
0-2 |
0-7 |
0-2 |
|
|
0-4 |
|
|
|
|
0-20 |
||
Всего |
0-8 |
0-2 |
0-4 |
0-14 |
0-4 |
|
|
0-8 |
|
|
|
|
0-40 |
||
Итого |
0-24 |
0-2 |
0-14 |
0-34 |
0-6 |
|
0-8 |
0-12 |
|
|
|
|
0-100 |
Планирование самостоятельной работы студентов
№ |
Модули и темы |
Виды СРС |
Неделя семестра |
Объем часов |
Кол-во баллов |
|
обязательные |
дополнительные |
|||||
Модуль 1 |
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Общая характеристика психосемантики как области психологических исследований |
Сравнительный анализ источников |
Конспект первоисточников Подготовка эссе |
1 |
5 |
0-8 |
1.2 |
Знаковая природа сознания, связь сознания и языка |
Сравнительный анализ источников |
Конспект первоисточников Подготовка сообщений |
3 |
5 |
0-11 |
1.3 |
Предпосылки психосемантики в истории психологии, становление предмета психосемантики |
Сравнительный анализ источников |
Конспект первоисточников Подготовка сообщений |
5 |
8 |
0-11 |
|
Всего по модулю 1: |
18 |
0-30 |
|||
Модуль 2 |
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Смысл и значение как ключевые понятия психосемантики. Категориальная структура сознания |
Сравнительный анализ источников |
Конспект первоисточников Подготовка сообщений |
7, 9 |
8 |
0-15 |
2.2 |
Общая логика психосемантического исследования. Основные методы психосемантики |
Сравнительный анализ источников |
Конспект первоисточников Подготовка сообщений |
11, 13 |
10 |
0-15 |
|
Всего по модулю 2: |
18 |
0-30 |
|||
Модуль 3 |
|
|
|
|
|
|
3.1 | Прикладные возможности экспериментальной психосемантики. Исследования обыденного сознания |
Сравнительный анализ источников |
Конспект первоисточников Подготовка эссе |
15 |
10 |
0-20 |
3.2 | Перспективы развития психосемантики в области фундаментальных исследований |
Сравнительный анализ источников |
Конспект первоисточников эссе |
17 |
8 |
0-20 |
Всего по модулю 3: |
18 |
0-40 |
||||
ИТОГО: |
54 |
0-100 |
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
1. |
Этнопсихология |
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
2. |
Гендерная психология |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
4. |
Политическая психология |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
5. |
Психология рекламы |
|
|
|
|
|
+ |
|
5. Содержание дисциплины. Модуль 1.
Темы:
«Общая характеристика психосемантики»
«Знаковая природа сознания, связь сознания и языка»
«Предпосылки психосемантики, становление предмета психосемантики»
Знаниевый компонент: Феномены, задающие проблемное поле, объект и предмет психосемантики. Определение психосемантики. Место психосемантики среди других наук. Семантика как раздел семиотики. Соотношение между психосемантикой и психолингвистикой. Исходные понятия.
Знак, денотат, значение. Треугольник Ричардса-Огдена. Семантическое удвоение мира. Знак и орудие как средства создания и поддержания сознания и языка.
Ассоцианизм: идея связи. Психоанализ: идеи мотивационной динамики и комплексов как структурных единиц психики. Бихевиоризм: связь с внешней средой и промежуточные переменные. Когнитивная психология: компьютерная метафора, математические модели. Гуманистическая психология: центрация на субъективном мире человека. Метод мышления, характеризующий психосемантику как область психологических исследований.
Практический компонент. Умеет анализировать феномены, изучаемые психосемантикой. Умеет проводить ассоциативный эксперимент.
Ценностный компонент. Студент понимает место психосемантики в системе наук, а также ее роль по отношению к другим разделам психологии.
Основные понятия. Психосемантика. Психолингвистика. Знак. Денотат. Значение. Треугольник Ричардса-Огдена. Ассоцианизм. Когнитивная психология.
Модуль 2
Темы:
«Смысл и значение как ключевые понятия психосемантики. Категориальная структура сознания»
«Общая логика психосемантического исследования. Основные методы психосемантики»
Знаниевый компонент:. Соотношение понятий «значение» и «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев).
Жизненный мир, жизненные смыслы. Смысловые структуры и смысловые установки. Соотношение между смыслом и значением в представлениях Д.А. Леонтьева. Общее определение смысла.
Представление Дж. Брунера о процессе категоризации. Категориальная структура сознания в представлениях А.Г. Шмелева и В.Ф. Петренко. Эксперименты Е.Ю. Артемьевой.
Набор тезауруса: проблемы и основные способы (интервью, контент-анализ, фокусгруппы…).
Частотный анализ. Создание инструмента сбора эмпирических данных. Средства математической обработки. Математические модели как операциональные аналоги субъективных семантических пространств. Основные способы анализа и интерпретации полученных результатов.
Ассоциативный эксперимент. Семантический радикал. Метод классификации. Метод репертуарных решеток. Семантический дифференциал.
Практический компонент. Умеет планировать психосемантическое исследование. Умеет использовать методику семантического дифференциала, метод репертуарных
решеток.
Ценностный компонент. Понимает конструктивные возможности психосемантического эксперимента (обследования), способен оценить психотехнический потенциал методов психосемантики.
Основные понятия. Личностный смысл. Сысловые структуры. Смысловые установки. Частотный анализ. Методы психосемантики.
Модуль 3.
Темы:
«Прикладные возможности экспериментальной психосемантики. Исследования обыденного сознания»
«Перспективы развития психосемантики в области фундаментальных исследований»
Знаниевый компонент: Исследования категориальной структуры сознания в когнитивной психологии. Исследования личностных черт. Исследования стереотипов в этнопсихологии, в политической психологии. Обыденное сознание, его характеристики, результаты исследований. Использование психосемантики в коммерческих задачах: обыденные репрезентации элементов повседневной жизнедеятельности.
Использование психосемантики для решения задач в психологическом и организационном консультировании.
Имплицитные теории как фрагмент образа мира. Структура имплицитных теорий и их взаимосвязь. Методологические проблемы использования психосемантических методов в комплексных исследованиях. Психосемантика как метаязык психологии.
Практический компонент. Умеет организовывать и проводить психосемантическое исследование. Умеет анализировать данные с использованием соответствующих многомерных статистических методов. Умеет анализировать и интерпретировать полученные результаты.
Ценностный компонент.
Основные понятия. Имплицитные теории. Категориальная структура сознания. Обыденное сознание.
6. Планы семинарских занятий.
Занятие 1. Психосемантика как экспериментальный метод изучения категориальной структуры сознания
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Что является предметом психосемантики?
2. Дайте общую характеристику уровневой структуры сознания.
3. В чем заключается связь уровней сознания с характером знакового опосредствования?
4. Общая характеристика категориальной структуры сознания.
5. Что такое семантическое пространство?
6. Что значит «субъективная реальность»?
Занятие 2. Ассоциативный эксперимент
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Общая характеристика ассоциативного эксперимента.
2. История создания ассоциативного эксперимента. Вклад Ф. Гальтона в разработку ассоциативных методов исследования.
3. Методы свободных и направленных ассоциаций, различие в их применении.
4. Исследование семантических цепей ассоциативным методом.
5. Психологические механизмы формирования ассоциативных связей.
6. Какие исследовательские задачи можно решать с помощью ассоциативного эксперимента.
Занятие 3. Семантический радикал
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Общая характеристика метода семантического радикала.
2. История создания метода семантического радикала.
3. Сильные и слабые стороны метода сопряженных реакций и семантического радикала.
4. Какие исследовательские задачи можно решать с помощью метода сопряженных реакций и метода семантического радикала.
Занятие 4. Метод классификации
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Общая характеристика метода классификации.
2. Какова процедура проведения метода классификаций.
3. Какие исследовательские задачи можно решать с помощью метода классификаций.
Занятие 5. Метод репертуарных решеток
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Общая характеристика метода репертуарных решеток.
2. История создания метода.
3. Понятие конструкта, используемое Келли.
4. Каковы общие принципы формирования репертуара ролей?
5. Основные процедуры выявления конструктов.
6. Основные принципа построения конструктов.
7. Способы обработки полученных данных.
8. Какие исследовательские задачи можно решать с помощью метода репертуарных решеток?
Занятие 6. Семантический дифференциал
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Общая характеристика метода семантического дифференциала.
2. Когда и кем был разработан метод семантического дифференциала?
3. Какие факторы являются универсальными для классического варианта семантического дифференциала?
4. В чем заключается интерпретация А.М. Эткинда факторов «Силы» и «Оценки»?
5. В чем состоит различие использования биполярных и униполярных шкал?
6. В чем разница результатов, полученных при использовании метафорических или неметафорических шкал?
7. Что такое «метод множественных идентификаций»?
8. Какие исследовательские задачи можно решать с помощью метода семантического дифференциала
7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум)
Лабораторная работа № 1
1. Метод направленных ассоциаций.
2. Анализ ассоциативной цепи.
Требуемый инструментарий — секундомер
Лабораторная работа № 2.
1. Метод классификации.
Лабораторная работа № 3.
1. Методы обработки данных: кластерный анализ.
Лабораторная работа № 4
1. Подготовительные упражнения: «Различия», «Сходство», «Триады», «Весы», «Линейка».
2. Метод репертуарных решеток Дж. Келли
Лабораторная работа № 5
1. Методы обработки данных: факторный анализ.
Лабораторная работа № 6
1. Семантический дифференциал
Лабораторная работа № 7
1. Методы обработки данных: многомерное шкалирование.
8. Учебно — методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
Отчет по лабораторной работе «Метод направленных ассоциаций».
Инструментарий: список слов и секундомер.
Задание выполняется в парах. Один из участников является испытуемым, а другой — экспериментатором. Экспериментатор зачитывает слово из списка, на которое испытуемый должен отвечать первым пришедшим на ум другим словом. Экспериментатор фиксирует ответ и время.
Список слов:
А) кошка, яблоко, газета, позор, дом, безумие, ромашка, ночь, огурец, река, книга, танцы, рука, спорт, гвоздь, лента, смерть, цирк, доска, шляпа, лошадь, любовь, кофе, снег, флейта, доллар, чашка, лицо, нежность, трава.
Б) полотенце, нож, зима, глупость, апельсин, шприц, свет, капля, грудь, игра, голубь, кольцо, билет, злость, мужчина, мех, лед, луна, звонок, предательство, природа, золото, чай, комар, камень, дым, близость, лопух, колодец, гора.
В) пустыня, жалость, сад, школа, ведро, слезы, ветка, сахар, пилот, страница, вагон, лимон, лекарство, улыбка, зола, пещера, совесть, карандаш, петля, клятва, ласки, пиво, лодка, шуба, проблема, волна, радость, груша, веревка, простуда.
1. Найдите среднее время реакции вашего испытуемого и выделите слова, ответы на вызвали большую, чем в среднем задержку. При согласии на это испытуемого обсудите, с чем связана задержка. При выполнении этого и следующего упражнения необходимо помнить, что ассоциации могут быть связаны с содержанием, которое испытуемый не предполагает обсуждать в данное время и в данном месте.
2. Найдите среднее время реакций по группе.
По завершении работы выполняется устный отчет.
Отчет по лабораторной работе «Анализ ассоциативной цепи».
Задание выполняется в парах. Первая часть выполняется так же, как и предыдущая. Экспериментатор называет слова из списка, фиксируя ответы и время реакции. Затем из ответов выбираются слова (до 5 слов), вызвавшие наибольшее торможение и вновь предъявляются испытуемому с инструкцией называть в течении 4 минут последовательно все другие слова, приходящие на ум. Ответы и время между словами фиксируются. При согласии испытуемого обсудите полученный материал.
Список слов:
А) роза, снег, нитка, нос, кровать, лестница, парус, башня, стекло, ребенок, рояль, конверт, боксер, игла, конфета, лампа, береза, болезнь, круг, сарай, суд, парад, мороз, артист, топор, ожидание, кружева, диван, палка, пропасть.
Б) волк, часы, семья, озеро, успех, скрепка, бинт, свидание, телефон, лето, церковь, девушка, утюг, бред, метла, ваза, поляна, дверь, удар, деньги, облако, арбуз, ревность, корова, лыжи, праздник, долг, медуза, тайна, мел.
В) машина, вечер, экзамен, бревно, страдание, боец, песок, надежда, тетрадь, краска, хлеб, договор, шнурок, кровь, мышь, труба, ключ, сирень, измена, столб, болото, ложка, стена, шуруп, обида, квадрат, закон, коза, спички, паркет.
Г) дождь, завтрак, письмо, перчатка, смех, норма, берег, революция, крыша, муха, костер, батарейка, блокнот, поцелуй, компьютер, букет, груша, страх, дорога, учитель, Китай, лиса, сон, булка, стон, фонтан, экстаз, крест, водка, кризис.
По завершении работы выполняется устный отчет.
Отчет по лабораторной работе «Метод классификации».
Инструкция для испытуемых:
1. распределить слова варианта 1 или 2 на произвольное количество групп так, чтобы группа объединяла слова, которые кажутся Вам близкими по смыслу. Руководствуйтесь при выполнении непосредственным субъективным чувством.
2. составить в программе «Excel» матрицу 60х60. Номера клеток таблицы соответствуют номерам слов. Значит, если слово агрессивный оказалось у Вас в одной группе со словами «активный», «грубый», «вспыльчивый», «энергичный», то вы ставите в первой строке цифру один в столбцах 3, 8, 10. И т.д.
Составить групповую матрицу сходства.
Провести интеркорреляцию, кластеризацию и факторизацию полученных данных. Проинтерпретировать и сравнить результаты.
Набор слов для классификации:
Вариант 1
агрессивный, аккуратный, активный, бережливый, вежливый, волевой, воспитанный, вспыльчивый, глупый, грубый, грустный, добродушный, добрый, замкнутый, злой, знающий, игривый, ленивый, лидер, медлительный,
|
веселый, наивный, насмешливый, настойчивый, нахальный, небрежный, нерешительный, нудный, обаятельный, образованный, общительный, одинокий, ответственный, отзывчивый, откровенный, послушный, простой, прямолинейный, пунктуальный, ранимый,
|
раскованный, сдержанный, скрытный, скупой, строгий, стыдливый, суровый, тревожный, трудолюбивый, трусливый, уверенный в себе, угрюмый, умелый, умный, уступчивый, целеустремленный, чуткий, эгоист, энергичный, эрудированный. |
Использование данного набора слов, состоящего из личностных прилагательных, позволяет получить данные об имплицитной теории личности, представлении о том, как отдельные личностные характеристики связаны между собой на уровне обыденного сознания.
Вариант 2.
Адлер Айзенк Бенуа Бернштейн Бине Брунер Веккер Векслер Вертгеймер Вундт Выготский Гальперин Гальтон Гибсон Гилфорд Давыдов В.В. Джеймс Добужинский Зейгарник Келлер |
Келли Дж. Кеттелл Кречмер Левин Леонтьев А.Н. Лоренц Лурия Люшер Маслоу Мерлин Мюррей Найсер Небылицын Нежинский Оллпорт Осгуд Павлов Перлз Петровский А.В. Пиаже Роджерс
|
Рубинштейн С.Л. Селье Сеченов Симонов П.В. Скиннер Теплов Толмен Торндайк Узнадзе Уотсон Фестингер Фехнер Франкл Фрейд Фромм Хорни Эббингауз Эриксон Юнг К.
|
По завершении работы сдается письменный отчет, в котором приводятся результаты кластерного анализа и дается интерпретация полученных результатов.
Отчет по лабораторной работе «Репертуарные решетки Келли».
Работа с репертуарными решетками является достаточно сложной для испытуемых, не имеющих подобного опыта. Для облегчения знакомства с данной методикой рекомендуется начать с выполнения следующих упражнений. Выполнять их можно индивидуально и группой. Группой легче, веселее и есть возможность обсудить результаты.
Упражнение 1 «Различия»
Напишите как можно больше качеств, отличающих, на ваш взгляд, Гамлета от Дон Кихота. Если это слишком сложно, можете сравнивать образы Красной Шапочки и Серого Волка, или Партоса и Арамиса. Или образы Идеального мужчины и Идеальной женщины. В данном контексте материал для сравнения принципиального значения не имеет, важно количество и разнообразие параметров сравнения. Обсуждение групповых результатов позволяет расширить индивидуальный набор критериев и еще раз убедиться в том, «какие мы все разные».
Упражнение 2 «Сходство»
Напишите как можно больше качеств, общих для Чебурашки и Змея Горыныча.
Например, они оба изначально одиноки, но по разному преодолевают одиночество; у обоих сложные отношения с женщинами — у Чебурашки со старухой Шапокляк, а у Змея Горыныча с принцессами; … попробуйте продолжить список.
А теперь вспомните одного человека, который Вам не нравится, и другого, который вам нравится. Найдите качества, которые присущи им обоим.
Упражнение 3 «Триады»
Вспомните образы Евгения Онегина, Татьяны Лариной и Ленского из поэмы А.С. Пушкина. Ответьте на вопрос: Кто из этих трех героев больше похож друг на друга? Чем именно? А чем третий отличается от первых двух?
Например, Татьяна и Онегин – сильные личности, а Ленский слабый человек;
Татьяна и Ленский сентиментальны, а Онегин — циник;
Онегин и Ленский получили университетское образование, а Татьяна – не получила,
Татьяна и Ленский романтики, а Онегин – реалист;
и пр. Продолжите сравнение героев, добавив не меньше трех собственных конструктов.
При выполнении задания обратите внимание на возможность различных комбинаций и различных оснований для объединения и противопоставления. Следите за тем, чтобы правила порождения конструктов, указанные выше, не нарушались.
Проделайте ту же операцию с образами а) Печорина, Грушницкого, Мери (если всех вспомните), б) Ильи Муромца, Бабы Яги и Принцессы на Горошине, в) трех ваших знакомых, г) себя самого сегодня, себя в детстве и себя через 15 лет. Посмотрите, как меняются (если меняются) основания для сравнения при переходе от одних образов к другим.
Упражнение 4 «Весы»
Напишите качество, значимое для Вас в оценке себя и других людей. Например, Артистичность. Разместите это качество на одном полюсе линии, а на другом поставьте качество, противоположное, по Вашему мнению, артистичности, полностью исключающее наличие данного качества. Допустим, рационализм или доброта.
Артистичность Доброта
Найдите на этой линии место для образа Крокодила Гены в соответствии с тем, чего в нем, как Вам кажется, больше — артистичности или доброты. Если окажется, что, по Вашему мнению, у него много и артистичности и доброты, то значит Вы неверно выбрали противоположные качества. Исправьте ошибку. Помните, что Вы работаете с собственной линейкой и ее могут составлять любые пары противоположных для Вас признаков. Цинизм и наивность, гений и злодейство, коварство и любовь, бедность и порочность, откровенность и лицемерие и пр.
Выбрав пару признаков расположите на этой линейке
Следующих сказочных и литературных героев: 1. Старуху Шапокляк, 2. Барона Мюнхгаузена, 3. Карлсона, 4. Буратино, 5. Золушку, 6. Доктора Айболита, 7. Илью Муромца, 8. Кармен, 9. Чацкого, 10. Черепаху Тартилу.
После выполнения упражнений можно переходить к работе с самими репертуарными решетками. Так как удобнее всего обрабатывать результаты при работе на компьютере, мы будем рассматривать именно такой вариант. Однако если доступ к вычислительной технике затруднен, то можно выполнять те же задания на бумаге.
Инструкция испытуемым:
1 часть (выполняется заранее):
Составить список реальных людей, соответствующих следующим ролям, учитывая, что
- каждый человек может занимать только одну роль,
- эти люди должны быть вам достаточно хорошо знакомы.
Список ролей:
1.Я; 2. Мама; 3. Папа; 4. Человек противоположного пола, который нравится; 5. Человек своего пола, с которым хорошие отношения (друг или подруга); 6. Бывший возлюбленный (возлюбленная), 7. Бывший друг (подруга), с которым Вы расстались, 8. Человек, который Вам не нравится, 9. Человек, которому Вы не нравитесь, 10. Человек, достигший успеха, 11. Человек, вызывающий у Вас жалость, 12. Начальник или учитель, под чьим руководством Вам комфортно работать, 13. Начальник или учитель, под чьим руководством Вам не комфортно работать, 14. Неудачник, 15. Человек, к чьему мнению Вы бы прислушались с наибольшей вероятностью, 16. Человек, чье мнение для Вас безразлично. 17. Счастливый человек, 18. Вы через 15 лет.
2 часть (выполняется на компьютере) включает в себя два пункта.
Первый выполняется в программе «Excel».
1. Постройте в электронной таблице следующую форму:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
… |
18 |
конструкт |
контраст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполните таблицу.
Ниже дан список триад, объединяющих по три роли. В каждой триаде ролей надо выбрать, кто из трех конкретных людей, на ваш взгляд, больше похож друг на друга, и тем самым отличаются от третьего. Качество, их объединяющее, занесите в графу «конструкт». В графу «контраст» занесите качество, отличающее третьего от первых двух. Затем оцените (от 0 до 7 баллов) выраженность качества, записанного в графе «конструкт», у всех 20-ти человек. Оценки заносите в соответствующие строки таблицы.
Например:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
… |
18 |
конструкт |
контраст |
5 |
4 |
4 |
7 |
6 |
6 |
5 |
3 |
5 |
|
2 |
общительный |
замкнутый |
3 |
4 |
2 |
7 |
6 |
4 |
2 |
1 |
6 |
|
7 |
наивный |
искушенный |
и т.д.
Испытуемым, заполняющим решетку, необходимо помнить, что выделенный при сравнении двух элементов признак должен быть приложим и к другим элементам.
Список триад для сравнения.
1,5,8 10,11,14 12,13,15 2,3,4 |
1,8,9 1, 4,6 14,16,17 5,7,8, |
2,3,5 8,9,11 1,5,7, 5,10,14 |
1, 15, 16, 1,2,3 2,3,12 15,16,17 |
9,10,11 1,11,18 2,3,13
|
3. Когда таблица будет целиком заполнена, сохраните файл и перейдите ко второму пункту, который выполняется в программе «Statistica». Перейдите в эту программу, откройте там новый файл, вернитесь в «Excel» и перенесите оттуда с помощью «мышки» в новый файл цифровые данные построенной таблицы.
4. Произведите обработку таблицы кластерным анализом вначале по строкам, потом по столбикам. Проанализируйте полученные кластеры.
5. Произвести обработку таблицы по программе факторного анализа.
По завершении работы сдается письменный отчет, в котором приводятся результаты кластерного анализа полученных данных, дается интерпретация кластерного дерева.
Отчет по лабораторной работе «Семантический дифференциал».
Цель: знакомство с методикой ролевого семантического дифференциала.
Программное обеспечение: программа факторного анализа.
Вариант 1.
Инструкция:
Задание 1.
1. Создать новый файл в программе «Excel».
2. Создать таблицу разметом 18 х 80 клеток.
3. Оценить (от 0 до 7 баллов) следующие объекты по предложенным шкалам.
Объекты (социальные стереотипы и ролевые позиции):
Набор А. 1. Я, 2. Человек, достигший успеха, 3. Человек, которого жаль, 4 Близкий человек, 5. Опасный человек, 6. Человек, который не нравится, 7. Человек, который на меня не похож, 8. Идеал с точки зрения общества, 9. Типичный представитель нашего общества, 10 Я в детстве, 11 Идеальная женщина, 12. Идеальный мужчина, 13 Я через 15 лет, 14. Интеллигент, 15. Трудяга, 16. Романтик. 17. Человек поколения моих родителей, 18. Человек будущего.
Набор Б. 1. Я. 2. Типичная женщина. 3. Типичный мужчина. 4. Идеальная женщина. 5. Идеальный мужчина. 6. Учительница начальных классов. 7. Охранник. 8. «Заботливый папаша». 9. Домохозяйка. 10. Деловая женщина. 11. Бизнесмен. 12. Милиционер. 13. Легкомысленная женщина. 14. Бабник. 15.
Шкалы:
|
|
|
|
4. Произвести факторный анализ полученной матрицы по данным для набора А с помощью факторного анализа («Principal components»), используя вращение «Varimax normalized» в программе статистического анализа «Statistica».
Проинтерпретировать полученные факторы.
5. Обработать данные полученные по объектам из набора Б с помощью метода многомерного шкалирования в статистическом пакте «SPSS». Проинтерпретировать полученные измерения.
По завершении работы сдается письменный отчет, в котором приводятся результаты факторного анализа и многомерного шкалирования полученных данных, приводится интерпретация полученных факторов и измерений.
9. Образовательные технологии
Все лекции курса читаются с использованием презентаций, что обеспечивает усвоение студентами учебного материала как аудиальным, так и визуальным способами.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
10.1. Основная литература:
- Келли Дж. Теория личности. — СПб., 2000. — 249 с.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: МГУ, 1983.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: ЭКСМО, 2010. 480 с.
- Серкин В.П. Методы психосемантики и субъективной семантики.
- Шмелев А.Г. Психосемантика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с.
10.2. Дополнительная литература:
- Алахвердов В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, т.1).
– СПб, 2000. – 528 с.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. — М.: Наука; Смысл, 1999. — 350 с.
- Артемьева Е.Ю. Психология и математика. Модели субъективного мира. // Вестник МГУ, сер. 14, психология, 1990, № 3. С.4 — 14.
- Артемьева Е.Ю. Семантические измерения как модели // Вестник МГУ, сер. 14, психология, 1991, № 1. С.61 — 73.
- Блинникова И.В. Сафуанова О.В. Психосемантика и процессы семантической обработки // Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА, 1999. С. 218 — 240.
- Бобров А.Е., Похилько В.И. Структурно-динамические и содержательные изменения семантической сферы личности в состоянии алкогольного опьянения //Психологический журнал, 1989, № 5. С. 100 — 110.
- Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.
- Голдберг Г.Р., Шмелев А.Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках // Психологический журнал, 1993, № 4. С.32 — 39.
- Грачева А.М., Нистратов А.А., Петренко В.Ф., Собкин В.С. Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения киноперсонажа. // Вопросы психологии, 1988, №5. С. 123 -131.
- Грачева А.М., Нистратов А.А., Собкин В.С. Персонажи фильма в пространстве театральных амплуа //Вестник МГУ, сер. 14, психология, 1990, №1. С.24 — 33.
- Джерелиевская М.А., Шмелев А.Г. Личностные конструкты в семантике фотопортретов Сонди // Вестник МГУ, сер. 14, 1991, №2. С.31-41.
- Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. — Тюмень, 1998.
- Дружинин В.Н., Гребенюк Г.А., Самсонова Е.Ю. Исследование психосемантической репрезентации общих умственных способностей // Психологический журнал, 1993, № 3. С.47 -55.
- Казанская А.В. О чем говорит речь? // Московский психоаналитический журнал, 1996, № 2. С.166 -176.
- Косилова М.Ф. Понимание предложения: знание о мире и средства языка //Психологический журнал, 1994,№ 3, С.106 -116.
- Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник МГУ, сер. 14. Психология, 1990, №3. С.33 — 42.
- Леонтьев А.Н. Опыт структурного анализа ассоциативных рядов // Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2. — М., 1983. С.70.
- Лурия А.Р Язык и сознание. М., 1979. С.100.
- Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. — М., 1972. С. 278 — 298.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988а.
- Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. — Смоленск, 1997.
- Московиси С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал, 1995, № 1 — 2.
- Слобин Д. Грин ДЖ. Психолингвистика. — М., 1976. С. 139.
- Солсо Р. Когнитивная психология.
- Улыбина Е.В. Обыденное сознание: структура и функции. — Ставрополь, 1998.
- Улыбина Е.В. Прикладная психосемантика.- Ставрополь. 1997.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., Прогресс, 1987. С.31-32.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. — М., 1983.
10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
Статистические пакеты SPSS 17, Statistica 8.
11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
Проведение практических и лабораторных занятий в классе с мультимедийным оборудованием.
Дополнения и изменения к рабочей программе на 201 / 201 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ____________________ « »_______________201 г.
Заведующий кафедрой ___________________Доценко Е.Л.
23