Государственный экзамен по педагогике

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Стерлитамакская государственная

педагогическая академия

Программа для педагогических учебных заведений

по специальности

050706 (031000) — «Педагогика и психология»

Составители: к.пед.н., доцент

З.Ш.Касимова

к.пед.н., доцент

Анохин А.М.

к.пед.н., доцент

Гизатуллина К.Х.

Стерлитамак 2007

Пояснительная записка

Программа составлена с учетом требований государственного стандарта высшего педагогического образования. Государственный экзамен по педагогике имеет большое значение в общей системе профессиональной подготовки, является фундаментом педагогического образования и культуры педагога-психолога. Будущему педагогу-психологу необходимо знать теоретические и методологические основы педагогической науки, общие категории и понятия, закономерности и тенденции развития современного педагогического процесса в целом и его отдельных направлений и элементов, владеть технологией обучения и воспитания детей.

Программа государственного экзамена по педагогике для студентов педагогических учебных заведений включает в себя вопросы из разных курсов, а именно:

  • теоретико-методологические основы педагогики,
  • педагогические теории, системы и технологии,
  • основы управления педагогическими системами,
  • философия и история образования.

Государственный экзамен по педагогике, в отличие от курсовых экзаменов, носит комплексный характер. К ответам студентов на государственном экзамене по педагогике предъявляются следующие требования:

10 стр., 4626 слов

Программа по производственной педагогической практике Для специальности 060109. 65 — Сестринское дело

... менеджера на основе настоящего государственного образовательного стандарта. В качестве основы для разработки программы по производственной педагогической практике использована программа «Педагогика с ... профессионального образования, направление 060109.65 – Сестринское дело, 2000 г. Программа по производственной педагогической практике разработана кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры ...

  • глубокое усвоение теоретических основ современной педагогической науки;
  • рассмотрение вопросов в историко-педагогическом аспекте; знание трудов классиков педагогики;
  • знание современной психолого-педагогической литературы, актуальных проблем педагогики;
  • рассмотрение теоретических вопросов с опорой на современную школьную практику, личный педагогический опыт;
  • овладение новыми технологиями обучения и воспитания;
  • осознание путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях гуманизации и демократизации образования;
  • понимание проблем и тенденций развития образования в Российской Федерации, Республике Башкортостан;
  • осознание проблем и тенденций развития современной зарубежной школы и педагогики.

Ответы студентов должны свидетельствовать о глубокой теоретической и практической готовности выпускника к педагогической деятельности.

Программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание и список рекомендуемой литературы.

Основная литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань, Ч. I, 1996. – 567 с., Ч. II, 1998. – 319 с.
  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, 2000. – 416 с.
  3. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. — М., 1995. – 448 с.
  4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. – 384 с.
  5. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1992. – 528 с.
  6. Педагогика /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М., 2007.
  7. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. — М., 2004.
  8. Подласый И.П. Педагогика. — М., 2006.
  9. Психология и педагогика /Под ред. К.А.Абульхановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. — М., 1998. – 320 с.
  10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов. –М., Т.1, 1993. – 608 с., Т. 2, 1999.
  11. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999. – 416 с.
  12. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1991. – 288 с.

Педагогика как наука

Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогической науки. Этапы развития педагогики. Основные категории педагогики (воспитание, образование, обучение, формирование, развитие, педагогический процесс, социализация), их взаимосвязь.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

Глоссарий к теме: Информация – сведения о чем-либо; в отличие от знания, как правило, обезличена. Знания – результат познавательной деятельности человека. Знание всегда системно, инструментально. Выделяют знания о сущем и должном (нормативные знания).Выделяют: - эмпирические знания – об объективных реальных фактах, которые можно зафиксировать; для этого применяются эмпирические методы ...

Педагогика в системе наук. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. Новые направления в педагогической науке: аксиология, соционика, акмеология, синергетика, валеология, конфликтология.

Закон «Об образовании» Российской Федерации и Закон «Об образовании» Республики Башкортостан.

Методология и методы психолого-педагогических исследований

Понятие о методологии образования, его уровнях. Философский, общенаучный, конкретнонаучный и технологический уровни методологии образования. Методологические характеристики психолого-педагогического исследования: уровни научного исследования в образовании – эмпирический и теоретический; принципы научного исследования; субъектность в научной деятельности; виды научных исследований в образовании; методологическая культура исследователя (специфика, критерии методологической культуры учителя и ученого, овладение методологической культурой. Логика психолого-педагогического исследования.

Организация научно-педагогического исследования. Понятие о методах психолого-педагогического исследования. Разные подходы к классификации методов: теоретические и эмпирические; классификация методов по Б.Г. Ананьеву (организационные, эмпирические, обработка результатов эксперимента и наблюдений, интерпретационные методы), Р.С.Немову (методы психодиагностики на основе наблюдений, опросные психодиагностические, объективные психодиагностические , экспериментальные методы).

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе – педагогической). В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, ...

Характеристика основных психолого-педагогических методов.

Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога.

Профессионально-педагогические знания, умения и навыки (организаторские, конструктивные, коммуникативные, рефлексивные, диагностические, конфликтологические, творческие, исследовательские, прикладные, педагогическая техника).

Требования к личности педагога-психолога. Тарифно-квалификационная характеристика педагога-психолога.

Виды профессиональной деятельности: коррекционно-развивающая; учебно-воспитательная деятельность; социально-педагогическая деятельность; научно-методическая деятельность; культурно-просветительная деятельность; организация управленческой деятельности.

Педагогический процесс как система и целостное явление

Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Сущность педагогического процесса, этапы, его законы и закономерности.

Принципы целостного педагогического процесса: организация педагогического процесса (гуманистическая направленность, связь с жизнью, научность, обучение и воспитание детей в коллективе, преемственность, последовательность, систематичность, наглядность, эстетизация обучения и воспитания); управление деятельностью воспитанников (инициатива и самостоятельность, сознательность и активность, уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, опора на положительное в человеке, согласованность требований школы, семьи и общественности, сочетание прямых и параллельных педагогических действий, доступность, посильность, прочность, действенность, учет возрастных и индивидуальных особенностей).

Педагогическое взаимодействие.

Литература для самостоятельной работы:

  1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Ч. I и II.– М., 1996.
  2. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти (техника профессионального поведения).

    2 стр., 876 слов

    РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МАСТЕРОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. КОНФЛИКТ КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 1.1. Понятие педагогического конфликта и его типы 1.2. Особенности конфликтов в педагогической деятельности ГЛАВА II. УЧЕБНАЯ ГРУППА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ СТОРОН МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 2.1. Причина межличностных конфликтов в юношеском возрасте 2.2. Способы разрешения межличностных ...

    – М., 1994. – 144 с.

  3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989. – 189 с.
  4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990. – 168 с.
  5. Закон Республики Башкортостан об образовании. — Уфа, 1997. – 68 с.
  6. Левитан К.М. Основы профессиональной деонтологии. – М., 1994. – 192 с.
  7. Об образовании». — Закон Российской Федерации М.: МП Новая школа, 1996. – 64 с.
  8. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М., Флинта, 1998. – 368 с.
  9. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.

Обучение как составная часть педагогического процесса

Понятие о дидактике. Краткие сведения из истории дидактики. Основные категории дидактики. Понятие о процессе обучения, его двустороннем характере. Движущие силы учебного процесса. Теория познания — методологическая основа дидактики (гносеологические основы обучения, соотношение конкретного и абстрактного в познавательной деятельности, роль практики, формы и методы познания).

Психологические основы обучения (мотивы обучения, основные закономерности учения, особенности учебной деятельности в зависимости от возраста учащихся, индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе учения).

Цели обучения. Структура процесса усвоения.

Методы обучения

Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Многообразие методов. Классификации методов обучения (основные требования к классификации, классификации методов по источникам знаний, по характеру мыслительной деятельности, по целостному подходу к учебно-познавательной деятельности).

Дидактическая характеристика методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ, учебная лекция, беседа, иллюстрация, демонстрация, упражнения, лабораторные опыты, самостоятельная работа и др.); методы стимулирования и мотивации (познавательный интерес, игра, поощрение и порицание, ситуация успеха и др.); контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности (устный и письменный, фронтальный, групповой, индивидуальный).

12 стр., 5728 слов

Воспитание как процесс развития личности

План:   Ι. Теоретическая часть. 1.  Введение. 1.1. Понятие «личность». 1.2. Что формирует личность: наследственность или среда? 1.3. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности. 1.4. Коллектив как социальный объект управления. 1.5. Коллектив и развитие личности.   ІІ. Практическая часть. 2. Цель исследования.    А) подбор методики; & ...

Выбор методов и средств обучения в зависимости от поставленных учебно-воспитательных задач, содержания учебного материала, возможностей и потребностей учащихся, педагогического мастерства учителей, условий обучения.

Формы организации обучения

Понятие о формах организации обучения. Краткие сведения из истории развития форм обучения. Становление классно-урочной системы обучения. Типы и структура уроков. Требования к современному уроку (дидактические, психолого-педагогические, гигиенические).

Пути совершенствования урока (модернизация содержания обучения, применение индивидуальных и групповых методов обучения, нестандартные уроки, новые технологии обучения и др.).

Другие формы организации обучения, их особенности и характеристика (экскурсия, факультатив, кружки по предмету, консультация, домашняя работа, зачет, экзамен и др.).

Подготовка учителя к уроку: этапы (диагностический, прогнозирование, проектирование), тематическое и поурочное планирование, план урока, конспект урока. Анализ и самооценка урока.

Содержание образования

Понятие о содержании образования, основные понятия: знание, умение, навыки. Исторический характер образования. Виды обучения (общее и профессиональное).

Источники и факторы формирования содержания школьного образования. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий (способы построения учебных программ, функции, содержание и структура учебников и учебных программ).

Стандартизация образования в современной школе. Стратегия развития вариативного, альтернативного образования в нашей стране. Учет регионального компонента.

Диагностика обучения

Диагностика обученности (контроль, проверка, оценка, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий).

Контроль, оценка и их роль в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. Образовательное и воспитательное значение контроля и оценки. Виды, содержание, функции контроля. Критерии оценки знаний, умений навыков. Проверка и оценка знаний учащихся в зарубежной школе. Диагностирование обучаемости.

26 стр., 12543 слов

Педагогическая психология. Определение воспитания. Воспитание как процесс, соотношение с процессом обучения. Возрастные особенности воспитания и самовоспит

... педагогики Факультет практической психологии Реферат Педагогическая психология. Определение воспитания. Воспитание как процесс, соотношение с процессом обучения. Возрастные особенности воспитания ... изоляция подростков от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших замкнутых групп друзей, живущих ... в процессе, как воспитания, так и обучения. Предмет психологии воспитания - развитие личности в ...

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии: дифференцированное обучение (виды: по общим способностям, специальным способностям, уровню развития способностей, индивидуальным психофизиологическим особенностям, интересам, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному положению; положительные и отрицательные аспекты дифференцированного обучения), педагогика сотрудничества (истоки, принципы, перспективы; основные идеи педагогов-новаторов: отношения с учениками во время занятий, учение без принуждения, трудная цель, опора, опережение, крупные блоки, соответствие формы, самоанализ, интеллектуальный фон класса, сотрудничество с родителями, личностный подход; характеристика идей педагогов-новаторов (по выбору); профильное обучение (цели, принципы, содержательные особенности, методические особенности), игровые технологии (функции; основные черты; структура; этапы игры; классификация педагогических игр: по деятельности, характеру педагогического процесса, игровой методике, предметной области, игровой среде; игра как метод обучения; деловые игры: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама; этапы игры: подготовка, проведение, анализ и обобщение; компьютерные игры в обучении), метод проектов (классификации проектов: по доминирующей деятельности обучающихся; исследовательский, информационный, творческий, ролевой; по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные, по характеру контактов между участниками, внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные, телекоммуникационные и др.; по продолжительности: мини-проекты, недельные, годичные и др; формы учебных проектов: бизнес-план, видеоклип, газета, макет, игра и др; этапы работы над проектом).

Методика преподавания педагогики.

Педагогика как учебный предмет. Предмет и задачи преподавания педагогики. Современное педагогическое образование, его нормативно-правовое обеспечение. Принципы обучения педагогике. Специфика обучения в ССУЗах и вузах. Нормативные документы, регламентирующие содержание профессионального образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебный предмет и учебная программа, учебная литература. Содержание и формы подготовки преподавателя.

Внеучебная работа по педагогике.

Развитие форм и методов обучения педагогике: основная форма организации обучения – лекция; методика проведения семинарских занятий (практических занятий); формы контроля; другие формы организации обучения в ССУЗах и вузах.

Литература для самостоятельной работы:

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. — М., 1984. – 296 с.
  2. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение (вопросы теории и технологии обучения).- Алма-Ата: Мектеп, 1980. – 208 с.
  3. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. — М.,1982. – 319 с.
  4. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998. – 336 с.
  5. Культура современного урока /Под ред.Н.Е.Щурковой. – М., 1999. – 40 с.
  6. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990. – 382 с.
  7. Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова. — М., 1988. – 474 с.
  8. Рахимов А.З. Психодидактика. — М., 1996. – 191 с.
  9. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М., 1989. – 238 с.
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  11. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. — М., 1991. – 175 с.

Технология педагогического общения

Понятие общения в современной педагогической науке. Характеристика структуры, основных функций, видов, уровней и этапов общения. Педагогическое общение и его место в профессиональной деятельности

Требования к педагогическому общению: оперативная ориентация в меняющихся обстоятельствах, планирование общения, быстрое и точное определение адекватных коммуникативных средств, непрерывность и поддержание связи в общении. Неподготовленное общение и способы педагогической импровизации в деятельности педагога. Индивидуальный стиль педагогического общения. Типология стилей. Восприятие и понимание педагогом-психологом личности ученика, его способностей и отношения к учебе, мотивов, интересов и склонностей. Педагогический такт и культура общения педагога-психолога.

Понятие о конфликте. Виды педагогических конфликтов, стадии их развития. Причины возникновения педагогических конфликтов и их особенности. Психолого-педагогический анализ конфликтов. Типы поведения личности в конфликте: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество. Характеристика основных путей разрешения педагогических конфликтов.

Литература для самостоятельной работы:

  1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М., 1995. –191 с.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
  3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. – 190 с.
  4. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зязюна. – М., 1989. – 302с.
  5. Педагогическая коммуникация. /Сост. Т.Д.Дубовицкая. – Стерлитамак, 2000. — 63 с.
  6. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991 – 128 с.

История педагогики и образования

Основные тенденции развития школы в современных условиях

Развитие школы и педагогики в России, странах Западной Европы, США и Востока на современном этапе. Усиление международного сотрудничества в области образования. Основные проблемы и тенденции развития современной зарубежной школы и образования: расширение массового среднего образования, реформирование систем образования, разработка стандартов образования, дифференциация, специализация и индивидуализация обучения, модернизация содержания, методов обучения, классно-урочной системы обучения, проблемы обучения одаренных детей, система компенсирующего обучения, вопросы социализации личности, разработка проблем, связанных с воспитанием (формирование здорового образа жизни детей, нравственное воспитание и др.

Приоритетные направления развития современной педагогики: мир, сотрудничество, экология. Роль и значение образования и педагогической науки в условиях перехода человечества к информационному обществу и глобализации гуманистических ценностей. Проблемы формирования духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи. Педагогика гармонии и синтеза.

История образования и педагогической мысли Республики Башкортостан

История образования и педагогической мысли Республики Башкортостан (М.Уметбаев, Акмулла, С.Кудаш, М.Гафури, Д.Киекбаев и др.)

Приоритетные направления исследования проблем развития образования и воспитания в Республике Башкортостан: разработка целей, задач и технологий воспитания и обучения на основе единства общечеловеческих и национальных ценностей, разработка содержания многокультурного (межэтнического) образования и воспитания в условиях множественности культур, развитие национальных школ и др.

Развитие принципа природосообразности в истории мировой педагогики

Древнекитайский философ Конфуций о принципе природосообразности. Античные мыслители о сущности природосообразного воспитания (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

Я.А. Коменский о принципе природосообразности воспитания как об изучении законов духовной жизни человека и согласовании с ними всех педагогических воздействий. Обоснование принципа природосообразности в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервега, К.Д. Ушинского, Р. Штейнера и других педагогов. Антропологические основания теории и практики образования в России в конце XIX нач. XX века (А.П.Нечаев, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт).

Возрождение принципа природосообразности в современной педагогике и его место в системе принципов организации педагогического процесса.

Развитие теории свободного воспитания в истории мировой педагогики

Обоснование теории свободного (естественного) воспитания в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого и других педагогов. Разработка теоретических основ «свободного» и «нового» воспитания представителями педоцентризма (М. Монтессори, С. Френе).

Возрастание интереса к идеям свободного воспитания в гуманистической психологии и педагогике 60–80-х годов ХХ века (К. Роджерс, В.А. Сухомлинский).

Характеристика образовательного процесса в учебных заведениях, опирающихся на принципы свободного воспитания (вальдорфская школа, открытые школы).

Понимание современного воспитания не только как общественно необходимого процесса подготовки детей к жизни, но и как процесса формирования духовной личности, способной быть интеллектуально свободной, ответственной за себя и положение дел в обществе.

Развитие принципа культуросообразности в истории мировой педагогики.

Понятие культура. Разработка теоретических основ принципа культуросообразности А.Дистервегом. Возрастание интереса к идее культуросообразности на рубеже веков. Характеристика образовательного процесса в учебных заведениях, опирающихся на принципы культуросообразности (вальдорфская школа; технология воспитания духовной культуры; «школа диалога культур» В.С.Библера, С.Ю.Курганова; школа «живой культуры» В.Д.Шадрикова).

Литература для самостоятельной работы:

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред. А.И.Пискунова. — м., 1981. — 528 с

  1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. / Сост. П.А.Лебедев. – М., 1990. – 608 с.
  2. Валеева Р.Р. Развитие образования в современном мире: Методические указания и программа по спецкурсу «Сравнительная педагогика». – Стерлитамак, 1997. – 39 с.
  3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. — М., 1998. – 608 с.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. — М., 2000. – 224 с.
  5. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. — М., 1999. – 200 с.
  6. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – 432 с.
  7. История педагогики. Часть 2 С XVII в. до сер.XX в. /Под ред. А.И.Пискунова. – М., 1997. – 304 с.
  8. История педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.Ф. Егоров. — М., 1999. — 400 с.
  9. Козлова П.П. Генезис теории природосообразности развития человека в истории психолого-педагогической культуры: монография. – Уфа, 1995. – 148 с.
  10. Коменский Я.А. Пед. соч.: В 2 т. – М., 1982.
  11. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. /Под ред. М.И.Кондакова. – М., 1983-1986.
  12. Сулейманова Л.Ш. Создание и развитие национальных школ в Башкортостане в послеоктябрьский период. – Уфа, 1996. – 80 с.
  13. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. / Сост. О.С.Богданова, В.З.Сталь. – М., 1979-1981.
  14. Толстой Л.Н. Пед. соч. /Сост. Н.В.Вейкшан. – М., 1989. – 540 с.
  15. Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. /Под ред. С.Ф.Егорова. – М., 1988-1990.
  16. Фатихов Г.Н. Педагогические взгляды башкирских просветителей и писателей. – Пермь, 1974.

13