Практикум по курсу Основы специальной педагогики и психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Практикум

по курсу «Основы специальной педагогики и психологии»

                                              (наименование учебной дисциплины) 

         

        

г. Славянск-на-Кубани

2006


Руководство к курсу.

Необходимость дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» при                              подготовке  учителей   обусловлена растущим количеством детей с проблемами в развитии,  которые попадают в общеобразовательные учреждения, где испытывают стойкие затруднения в овладении обще-учебными навыками, что приводит к неуспеваемости, социальной дезадаптации.

Проведенные нами опросы учителей общеобразовательных школ позволяют утверждать, что большинство из них испытывают дефицит знаний об особенностях детей с проблемами в развитии. Еще большую проблему составляет учет индивидуальных особенностей ребенка, степени нарушения физического, психического, социального развития в процессе его обучения. Анализ результатов педагогической рефлексии   показал, что большинство педагогов не обращали внимания на необходимость приобретения таких знаний или испытывали негативное отношение к детям с проблемами в обучении, считая их необучаемыми, сложными. При взаимодействии с ними испытывали страх, брезгливость, пренебрежение — 75%, 25% — испытывали жалость, собственную беспомощность в оказании помощи такому ребенку.

7 стр., 3339 слов

Медико-социальные и психолого-педагогические проблемы реабилитации ...

... – психических заболеваний, как у детей, так и у родителей. Рождение ребенка-инвалида деформирует семью. Трудности, которые испытывают родители больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, ... и трудовых коллективах. В психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем. Инвалидность — это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило ...

В ходе изучения данного курса всеми студентами осознаются значение коррекционной помощи всем категориям детей, имеющим отклонения в развитии, необходимость учета типа и степени нарушений, осложняющих факторов развития, условий социального окружения, степени помощи микросоциума в преодолении нарушений, степени фиксированности ребенка на дефекте, особенностей его личности и поведения.

Данное пособие подготовлено для студентов  педагогических вузов, учителей начальных классов, учителей классов КРО, ККО.  

Необходимость введения курса. «Основы специальной педагогики и психологии» для студентов    обусловлена увеличением в общеобразовательных учреждениях количества детей с проблемами в развитии, расширением «группы риска», связанной с социальной и педагогической запущенностью.

Изучение данного курса тесно связано с содержанием таких дисциплин, как анатомия и физиология детского организма, общая, возрастная психология, педагогика (дидактика и теория воспитания).

Целью данного курса является формирование у студентов элементарных представлений о типах нарушений психического и физического развития детей  школьного возраста, особенностях коррекционной работы с ними, методах и средствах коррекции отдельных видов нарушений, специфике и учете индивидуальных особенностей ребенка с проблемами в развитии при осуществлении учебно-воспитательного процесса.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1  Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2003

2  Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. М.: Академия, 2003.

3  Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Академия, 2001.

4  Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. М: Академия, 2002.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...

5  Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б. П. Пузанов [и др.]: М: Академия, 2000:

    6  Лебединский  В. В. Нарушения психического развития детей / В. В. Лебединский. М., 1999.

Дополнительная:

Лубовский В. И. Психологические проблемы аномального развития детей   М., 1999.

Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия, 2003.

Забрамная  С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

Психология глухих детей /под ред. И. М. Соловьева. М.,  2001.

Психология умственно отсталого школьника/С. Я. Рубинштейн. М., 1986.

Малофеев  Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом   М., 1996.

Сурдопедагогика / под ред. М. И. Никитиной. М., 1999.

Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика/А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. М., 2002.

Мастюкова  Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М, 1992.

Ульенкова  У. В. Дети с ЗПР. Н. Новгород, 1994.

Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. М, 1998.

Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М., 1989.

Литвак  А. Г. Тифлопсихология. М.,  2004

Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА  Н. Левченко, О. Н. Приходько. М., 2002.

Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М.,  2002

Коррекционная педагогика: хрестоматия / Сост. Ю. В. Науменко. Волгоград, 2002.    

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС.

Практическое занятие по теме:

«Предмет и  задачи специальной педагогики и психологии. Становление дефектологической науки в России. Предметные области специальной педагогики и психологии»

1. Вопросы для обсуждения:

Основные понятия специальной педагогики.

Объект, субъект, предмет, цель, задачи специальной педагогики и психологии.

Становление дефектологии в России.

20 стр., 9939 слов

Основы специальной педагогики и психологии

... обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей......................................................................... 93 5.5. Зарубежная практика воспитания, обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.............................................................................................. ... Т. Ф. 0-75 Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: ...

Вклад Л. С. Выготского в развитие дефектологии.  

Предметные области специальной педагогики и психологии: олигофренопедагогика, олигофренопсихология, сурдопедагогика, сурдопсихология, тифлопедагогика,тифлопсихология,
логопедия, логопсихология и т. п.

Теории компенсации и сверхкомпенсации (по А. Адлеру, Л. С. Выготскому).

Педология как наука о системном изучении ребенка.

2. Теретико-методологическая база:

 Специальная педагогика — это наука, изучающая теорию и практику специального образования лиц  с  физическими и психическими проблемами.

Объект — специальное образование  с особыми образовательными потребностями.

Субъект — человек с ограниченным: здоровьем и жизнедеятельностью, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет — теория и практика специального образования.

Цель — достижение человеком с ограниченными возможностями максимально возможной самостоятельности в жизни.

Основными понятиями являются:

коррекция — исправление дефектов психического и физического развития;        

компенсация — формирование или (замещение утраченных функций);

реабилитация — процесс медико-психологической работы по восстановлению утраченных функций и адаптации к новым условиям жизнедеятельности;

абилитация — процесс первоначального формирования психических функций (в младенческом и раннем возрасте) при наличии дефектов.

Предметные области специальной педагогики:

Олигофренопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта;

Логопедия — изучает особенности обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями;

Сурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха;

Тифлопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения;

Тифлосурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями;

5 стр., 2195 слов

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ...

... пути коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения. Методы исследования: -аналитический обзор научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; - анализ ... имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для последующей активной плодотворной трудовой ...

Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (ЭВС);

Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);

Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с множественными нарушениями;

Педагогическая классификация по характеру нарушений:

 

глухие;

слабослышащие;

позднооглохшие;

незрячие;  

слабовидящие;

лица с нарушением   О Д С;  

лица с нарушением  ЭВС;

лица с нарушением интеллекта;

лица с тяжелыми нарушениями речи;

лица со сложными недостатками развития.

3. Опорные понятия: педология, дефектология, коррекционная педагогика специальная психология

Задания для СРС:

Законспектируйте статью Н. Н. Малофеева «Система специального образования в России».

Составьте словарь основных терминов специальной педагогики и психологии.

Приведите примеры из жизни, подтверждающие положения теории компенсации.

Прочитайте книгу П. П. Блонского «Педология», опишите содержание методов коррекции, предлагаемых автором.

Подготовьте реферат на тему «Л. С. Выготский и его вклад в дефектологию»

Практическое  занятие  по теме:

«Принципы, методы, формы и средства обеспечения коррекционного процесса в специальном образовании. Система образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии»

1. Вопросы для обсуждения:

Принципы специального образования: педагогического оптимизма; ранней педагогической помощи; коррекционно-компенсирующей направленности образования; социально-адаптирующей направленности образования; развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования; деятельностного подхода; дифференцированного и индивидуального подхода; необходимости специального педагогического руководства.

7 стр., 3274 слов

Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии ...

... найти выход в формы «эффективного горевания». Перед необходимостью заботы об аномальном ребенке, специального непрерывного ухода за ним у родителей могут возникать амбивалентные чувства в отношении ... оправдать и принять как должное весь спектр наличествующих негативных ощущений. нарушение развитие ребенок депрессия семья Вторая стадия или фаза рассматривается исследователями как период негативизма ...

Методы обучения и воспитания детей с нарушениями в раз
витии.

Формы организации педагогического процесса в коррекционном учреждении: индивидуальные, фронтальные занятия, урок, индивидуализированное обучение, групповые, дополнительные, вспомогательные.

4.        Средства обеспечения коррекционно-образовательного

процесса.

Дошкольная и школьная система образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии.

2. Теоретико-методологическая база:

Принципы специальной педагогики

Принцип педагогического оптимизма.

Принцип ранней педагогической помощи.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.

Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Формы организации специального образования

 

Индивидуальное обучение используется:

—при наличии тяжелых и (или) множественных нарушений в развитии;        

при специфике индивидуального и возрастного развития ребенка, высокой степени нарушений развития;

при рекомендованном надомном обучении.

Индивидуально-групповая форма (в условиях интегрированного обучения, при комбинированных нарушениях, при тяжелых формах умственной отсталости).

Классно-урочная система (комбинированные уроки).

Групповые формы работы (парами, бригадами).

Индивидуализированная форма работы.

Дополнительные формы организации педагогического процесса (экскурсии, самоподготовка).

Вспомогательные формы организации педагогического процесса (факультативы, кружки, конкурсы, смотры, викторины, соревнования, олимпиады и т. п.).

12 стр., 5630 слов

Методика развития специальных физических качеств волейболистов 10-12 лет

... педагогической литературе: анатомо-физиологические особенности развития детей 10-12лет. Рассмотреть и подобрать контрольные упражнения, применяемые для оценки специальных физических качеств волейболистов 10-12 ... и являются более нагруженными в процессе естественного развития и тренировок. Большинство мышц уже укреплено всеми видами соединительно-тканных структур. Меняются свойства скелетных мышц: ...

Средства обеспечения коррекционно-развивающего процесса

Слово учителя.

Дактильная речь.

Жестовая речь.

Зрительное восприятие устной речи.

Пиктографическое (символьное) письмо.

Музыкальные средства.

Изобразительные средства.

Ручной труд.

Художественно-речевая деятельность.

Театрализовано-игровая деятельность.

Специальная печатная продукция (учебники, тетради, книги).

Дидактический материал (предметный, изобразительный, словесный).

Технические средства обучения.

Система специального образования

Дошкольные учреждения специального назначения:

ДОУ компенсирующего вида:

для детей с тяжелыми нарушениями речи (наполняемость групп 6—10 чел.);

для глухих детей (до 6 чел.);

для слабослышащих детей (до 6—8 чел.);

для слепых детей (до 6 чел.);

для слабовидящих детей (до 6—10 чел.);

для детей с нарушением ОДА (до 6—8 чел.);

для детей с нарушением интеллекта и ЗПР (до 6—10 чел.);

для детей со сложными дефектами (до 5 чел.).

МОУ (начальная школа — детский сад).

Психолого-педагогические и медико-социальные центры.

Оздоровительные учреждения санаторного типа.

Дошкольные отделения (группы) при специальных школах-интернатах.

Школьная система специального образования:

Специальная (коррекционная) школа-интернат 1-го вида (для глухих детей).

Специальная (коррекционная) школа-интернат 2-го вида (для слабослышащих и позднооглохших детей).

Специальная (коррекционная) школа-интернат 3-го вида (для незрячих детей).

Специальная (коррекционная) школа-интернат 4-го вида (для слабовидящих детей).

Специальная (коррекционная) школа-интернат 5-го вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи).

5 стр., 2441 слов

Доклад — Развитие творческого воображения у детей дошкольного ...

... к детям с нарушениями слуха. Ещё одно важное звено – работа  с родителями. Необходимо показать, как важна для всестороннего развития детей изобразительная деятельность, какое огромное значение она имеет для развития речи, каким ...

Специальная (коррекционная) школа-интернат 6-го вида (для детей с нарушением ОДА).

Специальная (коррекционная) школа-интернат 7-го вида (для детей с ЗПР).

Специальная (коррекционная) школа-интернат 8-го вида (для детей с нарушением интеллекта).

Специальная психология изучает лиц с отклонениями в развитии, приведшими к нарушению нервной системы. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания.

Предметные области специальной психологии: психология слепых, психология глухих, психология умственно отсталых, логопсихология, психология лиц с ЗПР и т. п.

Центральный вопрос специальной психологии — проблема компенсации функций.

Основная задача специальной педагогики и психологии — поиск эффективных путей компенсации нарушенных функций.

В основе коррекционно-компенсирующей направленности специального образования лежит теория компенсации Л. С. Выготского.

Выделяют 2 типа компенсации функций:

внутрисистемная компенсация (за счет привлечения сохранных элементов пострадавших структур);

межсистемная компенсация (за счет перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур для выполнения несвойственных функций).

Чаще всего наблюдаются оба типа компенсаций.

Учение о структуре дефекта Л. С. Выготского

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л. С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные — имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им. Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

По Выготскому: «…общий закон одинаково приложим к биологии и психологии организма: минус дефекта превращается в плюс компенсации».

Компенсация недостаточности или повреждения возможна за счет создания «обходного пути», включающего либо внутрисистемные, либо межсистемные перестройки.

Положения Л. С. Выготского легли в основу параметров, определяющих тип нарушения психического развития (В. В. Лебединский):

23 стр., 11089 слов

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического ...

... театрализовано-игровой деятельности для развития речи и формирования фонематического слуха дошкольников. Гипотеза: подбор различных видов театрализовано - игровой деятельности положительно влияет на развитие речи и формирование фонематического слуха дошкольников если: 1. Воспитатель ...

функциональная локализация нарушения;

время поражения;

системное строение нарушения;

нарушение межфункциональных взаимодействий.

Классификация психического дизонтогенеза (В. В. Лебединский)

Задержанное развитие (ЗПР);

поврежденное развитие (органическая деменция);

недоразвитие (умственная отсталость различной степени);

дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, речи, зрения, ОДА, при хронических соматических заболеваниях);

искаженное развитие (РДА);

• дисгармоническое развитие (психопатии).
Принципы диагностики нарушений в развитии:

комплексное изучение ребенка;

целостное системное изучение;

динамическое изучение (ЗАР, ЗБР);

количественно-качественный подход при анализе данных.

3. Опорные понятия: коррекция, компенсация, дефект, недостаток

Задания для СРС:

Темы рефератов:

«Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода в специальном образовательном учреждении»;

«Использование наглядных средств обучения в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии».

Практическое  занятие по теме:

«Обучение и воспитание детей с трудностями в обучении. ЗПР и особенности организации коррекционной работы в классах КРО, ККО. Образование лиц с нарушениями интеллектуального развития»

1. Вопросы для обсуждения:

Классификации нарушений в развитии.

Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и физическом развитии.

Нарушения интеллектуального развития.

ЗПР: определение, классификация, психолого-педагогическая характеристика.

Особенности коррекционной работы в школах 7-го вида, в общеобразовательных школах в классах коррекции, КРО.

6.Степени интеллектуальной недостаточности. Олигофрения, деменция.

7.Психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.

8.Отграничение сходных состояний от ЗПР и умственной отсталости.

9.Показания и противопоказания к приему в классы ККО, КРО.

2. Теоретико-методологическая база:

Обучение и воспитание детей с ЗПР

ЗПР — состояние, при котором наблюдаются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность ЦНС, а также отставание в результате социальной депривации.

Термины «задержка психического развития», «задержка темпа психического развития» предложены Г. Е. Сухаревой.

Основными причинами отставания являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или приобретенные, а в некоторых случаях — и генетически обусловленные.

Детям с ЗПР свойственны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

К. С. Лебединская выделила 4 варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:

конституциональная;

соматогенная;

психогенная;

церебрально-органического происхождения.

М. С. Певзнер в группе детей с ЗПР описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуального нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.

К особенностям детей с ЗПР относятся: неустойчивая концентрация внимания, повышенная отвлекаем ость, низкий уровень восприятия, малый объем памяти, трудности воспроизведения учебного материала, бедный словарный запас, нарушение лексико-грамматической стороны речи, наличие дефектов звукопроизношения. Все это приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, зачастую — к отказу от деятельности.

Поведение детей с ЗПР характеризуется пассивностью, медлительностью в действиях, старательностью и аккуратностью в отношении к обязанностям, по характеру они уступчивы, послушны. Учебная мотивация выражена слабо.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР:

1. Развитие двигательной сферы:

общей моторики;

мелкой моторики рук;

артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психики:

развитие зрительного восприятия;

развитие слухового восприятия;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие представлений о звуке, букве, слове, слогах и т. п.

расширение представлений о мире, развитие словаря.

3. Развитие мышления:

развитие навыков соотносительного анализа;

формирование навыков группировки, классификации объектов;

развитие абстрактного мышления.

4. Коррекция эмоционально-волевой сферы:

формирование навыков саморегуляции деятельности;

развитие эмоционально-личностного опыта;

развитие эмоционального опыта через драматизацию, игротерапию.

Решением ПМПК дети с ЗПР направляются (в зависимости от возраста и уровня интеллектуальных возможностей) в ДОУ компенсирующего вида, в специальные коррекционные школы-интернаты 7-го вида или в рамках интегрированного обучения — в общеобразовательные школы в классы коррекционно-компенсирующего или коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционная работа в этих учреждениях с данной категорией детей осуществляется в 3 направлениях: диагностико-консультативном, лечебно-оздоровительном и коррекционно-развивающем.

Для специальных ДОУ и школ для детей с ЗПР в соответствии со специальным образовательным стандартом созданы адаптированные программы и учебные планы. В ДОУ коррекционная работа ведется с учетом уровня развития ребенка по следующим направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игре, формирование элементарных математических представлений, обучение грамоте, трудовое, физическое, музыкальное воспитание. В школе вводятся дополнительные специальные предметы: ритмика, ознакомление с окружающим миром, трудовое обучение. Дополнительно с каждым ребенком проводятся индивидуально-групповые занятия по предупреждению трудностей в освоении отдельных тем, логопедические занятия, факультативные занятия по развитию индивидуальных способностей.

Обучение и воспитание детей с нарушением

интеллекта.

К нарушениям интеллекта относят основные формы интеллектуальной недостаточности: олигофрению и деменцию. Олигофрения характеризуется стойкостью и тотальностью органического поражения коры головного мозга. Причиной олигофрении могут быть патологии пренатального, натального и постнатального периодов. Выраженность дефекта при олигофрении не нарастает и не уменьшается. Выделяют 3 степени олигофрении по выраженности интеллектуальной недостаточности: дебильность, имбецильность и идиотия.

Деменция — форма интеллектуальной недостаточности, вызываемая патологическим процессом; стойкая, необратимая утрата интеллектуальных способностей, носящая приобретенный характер. В первую очередь страдают познавательная сфера и эмоционально-волевые процессы.

Дети с интеллектуальной недостаточностью получают, необходимую помощь в учреждениях, подведомственных министерствам образования, здравоохранения и социальной защиты. Основная цель этих учреждений — коррекция дефекта и предупреждение вторичных отклонений. В специальные дошкольные учреждения компенсирующего вида дети попадают в 3 — 4 года с диагнозом «олигофрения в степени дебильности». Основная задача такого ДОУ — совершенствование и укрепление физического состояния, формирование предметной и игровой деятельности, формирование и развитие познавательной сферы, развитие речи, трудовое и музыкально-эстетическое воспитание, подготовка к школьному обучению.

В 7 — 8 лет дети направляются в специальные школы 8-го вида, где по специальным программам осуществляются дальнейшее преодоление интеллектуального дефекта, подготовка к труду и социальная адаптация.

3. Опорные понятия: олигофрения, деменция, ЗПР, аномалия развития.

Задания для СРС:

Проанализируйте учебные планы для классов коррекционно-развивающего обучения по книге С. Г. Шевченко «Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты».

Напишите реферат по теме «Особенности коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР»

Практическое занятие по теме:

«Система образования лиц с нарушениями слуха, зрения. Причины сенсорных нарушений и особенности их коррекции»

1. Вопросы для обсуждения:

Причины нарушения сенсорных анализаторов.

Виды нарушений слуха, зрения. Категории лиц с сенсорными нарушениями.

Психологические особенности детей с нарушениями слуха и зрения.

Сурдопедагогика и тифлопедагогика как области специальной педагогики.

Тифлопсихология и сурдопсихология.

Особенности корре кционной работы в специальных учреждениях для детей с сенсорными нарушениями.

Интеграция детей с сенсорными нарушениями в общеобразовательный процесс.

Специальные средства коррекции нарушений слуха и зрения.

Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в образовательных учреждениях.

2. Теоретико-методологическая база:

Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями

К нарушениям слуха и зрения «относят глухоту, тугоухость, слепоту и слабовидение. Состояние слуха и зрения существенно влияет на общее физическое и психическое состояние человека. Нарушения слуха и зрения приводят к возникновению вторичных отклонений в результате сенсорной и социальной депривации. Степень выраженности отклонений зависит от этиологии, тяжести и времени возникновения дефекта. Сенсорные нарушения приводят к ограниченности и обобщенности представлений об окружающем, неконкретности и вербализму, связанным с неточной предметной соотнесенностью понятий. Дефекты зрения и слуха формируют медлительность и малую моторную активность, трудности в пространственно-бытовой ориентировке. По мере взросления дети становятся все более ранимыми, тревожными, пассивными, агрессивными, постепенно появляются навязчивые движения в виде раскачиваний, стереотипии.

Некоторые категории детей (слабослышащие и слабовидящие) обучаются в общеобразовательных учреждениях. Снижение слуха и зрения корригируются при помощи слуховых аппаратов и очковой коррекции соответственно, что позволяет этим категориям детей интегрироваться в общеобразовательное пространство.

Дети с глухотой и тугоухостью, испытывающие трудности в овладении речью и в социальном общении, по результатам аудиометрических исследований, психолого-педагогического обследования на ПМПК направляются в специальные ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением слуха или в коррекционные школы 1-го и 2-го вида. Основная цель специальных учреждений — на основе полисенсорного обучения сформировать навыки общения с помощью жестовой и дактильной речи, вербализации, профессионально сориентировать выпускников.

Дети с нарушением зрения (слепые и слабовидящие) решением ПМПК направляются в специальные школы-интернаты 3-го и 4-го вида или в дошкольные группы при этих школах, а также в специализированные ДОУ компенсирующего вида. На сегодняшний день в стране существуют ДОУ комбинированного вида, в которых есть группы для детей и с нормальным развитием, и с нарушением слуха или зрения. Обучение в последних осуществляется по специальным программам для данной категории детей. При этом обязательно соблюдается охранительный режим, создаются специальные условия для овладения предметным миром и речью, обучение осуществляется в процессе предметно-практической деятельности. Вводятся дополнительные занятия по развитию слухового и зрительного восприятия, речи, пространственной ориентировке, обучению социально-бытовым навыкам и т. п. В зависимости от степени тяжести дефекта педагоги в коррекционном процессе используют специальную звукоусиливающую аппаратуру, звуковые учебники, компьютерные программы, специальные тифлосредства (бинокуляры, увеличительные лупы, трости).

3. Опорные понятия: глухота, слепота, тугоухость, аудиометрия.

Задания для СРС:

Подготовьте сообщение на тему «Выдающиеся люди с сен сорными нарушениями (О. И. Скороходова «Как я ощущаю и воспринимаю окружающий мир», Н. Островский «Как закалялась сталь», Э. Асадов, А. И. Суворов, музыканты, писатели, композиторы и т. п.)».

Посмотрите фильм «С первого взгляда» (США).

Практическое  занятие по теме:

«Обучение и воспитание детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и эмоциональной сферы. Особенности коррекционной работы, социализация детей с проблемами в развитии».

1. Вопросы для обсуждения:

Причины и виды нарушений речи.

Логопедия и логопсихология как предметные области дефектологической науки.

Особенности организации коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.

Соблюдение охранительного режима прикоррекции нарушений речи.

Разновидности двигательных нарушений.

Психологические особенности детей с двигательными нарушениями.

Медико-психолого-педагогическая помощь детям с двигательной патологией.

2. Теоретико-методологическая база:

Обучение и воспитание детей с нарушением речи.

Классификация нарушений речи опирается, на клинико-педагогический или психолого-педагогический подход. Р. Е. Левина (психолого-педагогический подход) выделяет 2 группы нарушений речи: ОНР и ФФНР. При общем недоразвитии речи (ОНР) страдают все компоненты речевой деятельности. Существуют три уровня недоразвития: безречевой; развитие общеупотребительной речи; владение развернутой фразовой речью. Определить уровень речевого развития может только Специалист-логопед на основе логопедического обследования. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) характеризуется нарушением произношения, что затрудняет общение ребенка с социальным окружением или вызывает трудности личностного характера. И общее, и фонетико-фонематическое недоразвитие речи влияет на успешность овладения программным материалом в процессе обучения в ДОУ и школе, может стать манифестным фактором формирования негативных личностных качеств.

Логопедическую помощь детям с нарушением речи оказывают в логопедических группах детского сада общего типа, в специальных логопедических детских садах, логопунктах при школах, логопедических кабинетах при поликлиниках и психоневрологических диспансерах. Дети школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи по направлению ПМПК обучаются в речевых школах (специальных коррекционных школах-интернатах 5-го вида), имеющих 2 отделения: для детей с ОНР (алалия, ринолалия, афазия, дизартрия) и с заиканием. Дети с ФФНР чаще всего обучаются в общеобразовательных школах (при устранении речевого дефекта ребенок переводится в обычную школу).

Обучение и воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Формы детского церебрального паралича (К. А. Семенова )

— Спастическая диплегия (болезнь Литтля).

Ею страдают 50% больных ДЦП. Поражены и руки, и ноги (чаще ноги затронуты больше, чем руки).

У 80% детей отмечаются задержка речевого развития (ЗРР) спастико-паретическая дизартрия, моторная алалия.  

— Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Поражены и руки, и ноги (руки могут быть поражены сильнее, чем ноги).

У всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой спастико-ригидной дизартрии, наблюдается выраженная умственная отсталость.

Гемипаретйческая форма. Поражены конечности с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Отмечаются моторная алалия, спастико-паретическая дизартрия, дислексия, дисграфия, дисакалькулия, патология ЭВС, ЗПР или умственная отсталость.

Гиперкинетическая форма (причина — билирубиновая энцефалопатия, кровоизлияние в мозг в результате родовой травмы).

Наблюдаются гиперкинетическая дизартрия, нарушения слуха (20%), умственная отсталость (25%). 

—        Атонически-астатическая форма (имеет место поражение мозжечка, лобных отделов мозга).

Имеют место ЗРР, атактическая дизартрия, алалия, ЗПР, умственная отсталость, задержка темпов психомоторного развития.

3. Опорные понятия: ОНР, ФФНР, дислалия, дизартрия, парез, диплегия, гемиплегия, синкинезия.

Задания для СРС:

Посмотрите фильм «Человек дождя» (США).

Подберите задания и упражнения для релаксации и установки для аутотренинга с целью снижения состояния тревоги, напряжения.

3.        Составьте алгоритм выполнения операций для ребенка младшего школьного возраста с РДА во время культурно-гигиенических процедур, приема пищи, одевания и раздевания, учебных действий.

Практическое  занятие по теме:

«Интеграция детей с проблемами в развитии в общеобразовательные учреждения. Модели интегрированного обучения».

1. Вопросы для обсуждения:

1.        Интеграция и дифференциация общего и специального

образования.

Современные модели интеграции.

Формы интеграции.

Образовательные учреждения комбинированного вида.

2. Теоретико-методологическая база:

Основные направления психолого-педагогической работы

•        В дошкольном возрасте:

развитие игровой деятельности;

развитие речевого общения с окружающими;

расширение представлений об окружающем;

развитие сенсорных функций;

развитие внимания, памяти, мышления;

формирование математических представлений;

развитие мелкой моторики рук;

воспитание навыков самообслуживания;

подготовка к школе.

•        В школьном возрасте:

последовательное развитие познавательной деятельности
и коррекция ее нарушений;

коррекция высших корковых функций;

воспитание устойчивых форм поведения и деятельности;

профилактика личностных нарушений;

профессиональная ориентация.

Коррекционная работа осуществляется в специализированных ДОУ и школах-интернатах, центрах медико-социальной помощи, реабилитационных центрах дефектологами, логопедами, психологами, методистами ЛФК, психоневрологами, невропатологами, ортопедами.

Средства реабилитации:

средства передвижения (коляски, ходунки, костыли, трости, специальные пандусы,поручни, съезды);

двигательные тренажеры;

лечебно-нагрузочные костюмы (Адели-92);

сенсорные комнаты я сенсостимулирующие наборы;

мягкие игровые комнаты.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на релаксацию (нормализацию нарушенного мышечного тонуса, снятие психического и эмоционального напряжения); активизацию различных функций ЦНС (стимуляцию всех сенсорных процессов, повышение мотивации к деятельности, возбуждение интереса к исследовательской деятельности, создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений ЭВС, развитие речи и коррекцию речевых нарушений, коррекцию нарушенных высших корковых функций, развитие общей и мелкой моторики и коррекцию двигательных нарушений).

3. Опорные понятия: сегрегация, интеграция, дифференциация.

Задания для СРС:

Законспектируйте статью М. И. Никитиной «Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения».

Подготовьте факты и аргументы для дискуссии на тему «За и против интеграции».

Практическое занятие  по теме:

«Гуманистические образовательные технологии в коррекции нарушенного развития».

1. Вопросы для обсуждения:

Гуманистическая педагогика.

Гуманистические образовательные системы в специальном
образовании.

Основополагающие принципы Монтессори-педагогики.

Использование педагогических идей Марии Монтессори в
коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии.

Вальдорфская педагогика.

Идеи Рудольфа Штайнера в специальном образовании.

Кэмпхиллское движение как форма социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями.

2. Теоретико-методологическая база:

Обучение и воспитание детей с сочетанными нарушениями

Варианты сочетанных нарушений:

различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений (сложное сенсорное нарушение зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушения зрения и движений);

сочетание вышеперечисленных дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость; слепота и умственная отсталость; двигательные нарушения и умственная отсталость; разные Сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).

По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха можно выделить:

тотально или практически слепоглухих;

слепых слабослышащих;

слабовидящих глухих;

слабовидящих слабослышащих.

По выраженности нарушений зрения и речи:

слепые алалики;

слабовидящие алалики;

слепые с ОНР;

слабовидящие с ОНР.

По выраженности нарушений зрения и движений:

не передвигающиеся самостоятельно слепые;

не передвигающиеся самостоятельно слабовидящие;

слепые с нарушениями движений;

слабовидящие с остаточными нарушениями ДЦП.
Сочетание нарушений слуха и движений:

тяжелые формы ДЦП и глухоты;

тяжелые формы ДЦП и тугоухости;

легкие формы ДЦП и глухоты;

легкие формы ДЦП и тугоухости.

В процессе воспитания и обучения детей со сложными дефектами используется метод совместно-разделенного действия. В первую очередь, необходимо сформировать практические действия с предметами, т. е. предметные, соотносящие, орудийные, затем социальные способы действий с окружающими предметами. На основе вышеперечисленного ребенок постепенно учится удовлетворять свои потребности.

В ходе предметно-практической деятельности ребенок со сложным дефектом овладевает коммуникативной деятельностью (жесты — короткие слова — фразы — развернутая фраза — письменная речь).

В процессе обучения детей со сложным дефектом используются специальные технические средства: звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепо-глухих,

Задания для СРС:

        Подготовьте выступления на темы «Использование материала Монтессори в коррекционной работе», «Вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера».

Практическое занятие  по теме:

«Формирование школьно-значимых функций у детей с проблемами в обучении».

1. Вопросы для обсуждения:

Школьная дезадаптация: причины, особенности коррекции.

Депривация, эмоциональная и социальная депривация. Педагогическая и социальная запущенность.

Основные направления педагогической работы по коррекции школьно-значимых функций.

Развитие пространственного восприятия и анализа, формирование пространственных представлений.

4 Развитие зрительно-двигательной координации, фонематического восприятия.

2. Теоретико-методологическая база:

Обучение и воспитание детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Коррекция раннего детского аутизма , шизофрения

Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма (РДА) включает:

•        психологическую коррекцию РДА:

преодоление негативизма в общении и установление контакта с взрослыми,

смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов,

стимуляцию психической активности, направленной на взаимодействие с взрослыми и сверстниками,

формирование целенаправленного поведения,

преодоление отрицательных форм поведения — агрессии, негативизма, расторможенности влечений;

•        педагогическую коррекцию:

формирование активного взаимодействия с педагогом,

формирование навыков самообслуживания,

пропедевтику обучения (коррекцию специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи, формирование навыков изодеятельности, подготовку к обучению письму, чтению, счету);

•        медикаментозную коррекцию:

поддерживающую психофармакологическую терапию,

поддерживающую общеукрепляющую терапию;

•        работу с семьей:

        — психотерапию членов семьи,

        — ознакомление родителей с особенностями ребенка,

        — составление программы воспитания и обучения аутичного ребенка,

        — обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка, организации режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе.

3. Опорные понятия: депривация, дезадаптация, педагогическая запущенность.

Задания для СРС:

Подберите упражнения для развития зрительно-двигательной координации у учащихся младших классов.

Составьте комплекс заданий для формирования пространственных представлений у детей 7—10 лет.

Подберите задания и упражнения для игровой коррекции сенсорного восприятия учащихся классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.


ИТОГОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО КУРСУ

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

Основные понятия и проблемы специальной психологии.

Методы специальной психологии.

Проблемы профилактики психических нарушений.

Подходы к психодиагностике нарушений психического развития.

Виды аномального развития.

Механизмы компенсации дефекта.

Взаимосвязь компенсации, коррекции, реабилитации и адаптации.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Оперировать основными понятиями, уточнять их происхождение и сущность по словарям (философским, психологическим, дефектологическим), давать им сравнительную характеристику.

Разрабатывать понятийный аппарат по изучаемой или выбранной самостоятельно теме.

Интегрировать знания, полученные на различных учебных дисциплинах.

Работать с литературными источниками:

—  цитировать;

— аннотировать;

конспектировать;

— реферировать;

— самостоятельно подбирать литературу по интересующей проблеме;

— подбирать материал для доклада по выбранной теме.

 


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

Предмет и задачи специальной педагогики и психологии.

Предметные области специальной педагогики и психологии.

Методы специальной педагогики и психологии.

Этапы становления системы специального образования в России.

Этапы становления системы специального образования за рубежом.

Принципы специального образования.

Методы обучения и воспитания в специальном образовании.

Формы организации специального образования.

Средства обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

Дошкольная система специального образования.

Школьная система специального образования.

Степени интеллектуальной недостаточности. Классификация олигофрении.

Психологические особенности детей с нарушением интеллекта.

Дифференциальная диагностика нарушений развития.

Отграничение нарушений психического развития от сходных состояний.

Классификация психического дизонтогенеза (В. В. Лебединский).

Виды психического инфантилизма (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев).

Варианты ЗПР (К. С. Лебединская).

Нейропсихологическая характеристика ЗПР (И. Ф. Марковская).

Отграничение ЗПР от умственной отсталости.

Особенности коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.

Особенности коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Причины и виды речевых нарушений.

Психологические особенности детей с нарушениями речи.
Степени фиксированности на речевом дефекте (В. И. Селиверстов).

Особенности коррекционной работы в. образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи.

Причины и степени нарушений слуха.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

Система образовательных учреждений для детей с нарушением слуха.

Причины и виды нарушения зрения.

Психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения.

Особенности коррекционной работы в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения.

Причины и виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

Психологические особенности детей с нарушением ОДА.

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением ОДА.

Ранний детский аутизм: причины, характеристика, пути помощи.

Особенности детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Коррекционная работа с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Психолого -педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями.

Коррекционная работа с детьми со сложными нарушениями.

Интегрированное обучение как взаимодействие специального и общего образования. Формы интегрированного обучения.

Модели интеграции в общественном сознании.

Использование педагогических идей М. Монтессори в специальном образовании.

Использование педагогических идей Р. Штайнера в специальном образовании.

Социокультурные основы специального образования.

Психологические основы специального образования.

Психолингвистические основы специального образования.

Экономические основы специального образования.

Философские основы специального образования.

Правовые основы специального образования.

Клинические основы специального образования.

Профессиональная ориентация и профессиональное образование лиц с ограниченной трудоспособностью.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тестовые задания по курсу «Специальная педагогика и психология».

ВАРИАНТ  I.

        1. Специальная педагогика является:

составной частью общей педагогики;

теорией и практикой специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии;

узкой сферой педагогики;

правильного ответа нет.

       2. Специальные педагогические науки:

сурдопедагогика;

тифлопедагогика;

логопедия и олигофренопедагогика;

все ответы верны.

       3. Объект специальной педагогики — это:

специальное образование лиц с особыми образовательными
        потребностями;

лица с ограниченным здоровьем;

лица с физическими и психическими недостатками;

правильного ответа нет.

     4. Социализация — это:

процесс и результат освоения человеком знаний и навыков
        общественной жизни;

коммуникация;

освоение навыков социального общения;

правильного ответа нет.

5. Система — это философское понятие, обозначающее:

совокупность элементов, которые образуют единство;

рядом положенные предметы и явления;

аналитико-синтетическая деятельность;

правильного ответа нет

ВАРИАНТ   II.

1.        Видом речевой деятельности не является:

память;

говорение;

письмо;

все ответы правильны.

2.        Педагогическая систематизация нарушений речи была создана:

1) Л. С. Выготским;

А. Н. Леонтьевым;

Р. Е. Левиной;

А. Р. Лурия;

3.        Логопедическая помощь детям с нарушениями звукопроизношения осуществляется:

в стационарах;

в логопедических детских садах и поликлиниках;

в группах для детей с тяжелым речевым недоразвитием;

правильного ответа нет.

4.        В основе процесса чтения лежит принцип:

анализа;

синтеза;

ни тот ни другой;

тот и другой.

5.        Какую роль играет строение артикуляционного аппарата для
формирования правильного произношения у детей?

основную

предрасполагающую

не играет роли

 второстепенную

ВАРИАНТ   III.

1. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют:    

задержку психического развития;

пограничную умственную отсталость и деменцию;

олигофрению и деменцию;

правильного ответа нет.

2.        Международная классификация умственной отсталости по степени тяжести:

легкая, дебильность, умеренная, идиотия;

легкая, умеренная, тяжелая, идиотия;

легкая, умеренная, тяжелая, грубая;

правильного ответа нет.

3.        Легкие формы умственной отсталости встречаются:

чаще, чем тяжелые;

с той же частотой, что и тяжелые;

реже, чем тяжелые;

в разных группах населения по-разному;

4.        Тяжелые формы умственной отсталости связаны в основном:

с неблагоприятной ситуацией развития;

с генными, хромосомными мутациями и средовыми биологическими факторами;

с заболеваниями матери во время беременности;

с алкоголизмом матери;

правильного ответа нет.

5.        Олигофрения в степени имбецильности может быть охарактеризована как:

паранояльное развитие личности;

замедленный темп психической деятельности;

умение проникать в чужие мысли;

правильного ответа нет.

ВАРИАНТ  IV.

1. Глухота — это:

стойкая потеря слуха;

снижение слуха;

частичное нарушение слуха;

правильного ответа нет.

2.        Раннему детскому аутизму, преимущественно, свойственны:

слабость эмоциональных реакций по отношению к близким;

отгороженность от внешнего мира, отсутствие контактов с окружающими;

правильного ответа нет.

4)невротические расстройства

3.        Тугоухость — это:

стойкое понижение слуха;

частичное понижение слуха;

правильного ответа нет.

4)отсутствие слухового восприятия

4.        Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с :

нарушением слуха;

нарушением зрения;

нарушением эмоционально-волевой сферы;

правильного ответа нет.

5.        У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является:

недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций;

двигательный дефект;

все ответы правильны;

правильного ответа нет.

ВАРИАНТ   V.

1.        Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями означает:

процесс и результат предоставления прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни;

возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями;

все ответы правильны.

4)процесс объединения лиц с ограниченными возможностями

2.        Одним из первых обосновал идею интегрированного обучения:

Л. С. Выготский;

М. С. Певзнер;

М. Монтессори;

правильного ответа нет.

3.        Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования:

1) музыкальные средства;

изобразительные средства;

ручной труд;

все ответы верны.

4.        Основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития существует:

восемь;

девять;

десять;

правильного ответа нет.

5.        В государственно-общественную систему социально-педагогической помощи лицам с особыми потребностями входит:

государственный сектор;

муниципальный сектор;

негосударственный сектор;

все ответы верны.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ.

Материалы для психолого-педагогического изучения учащихся 1—3-х классов (по материалам С. Д. Забрамной «От диагностики к развитию». М., 1998).

Программа изучения включает в себя следующие разделы:

Общие сведения об учащемся (фамилия, имя, дата рождения, детские учреждения, в которых находился ребенок).

История развития (здоровье родителей, протекание беременности, родов, особенности раннего развития, заболевания и травмы с рождения до настоящего момента).

Семья ребенка (состав семьи, взаимоотношения между членами семьи, профессии родителей, отношение к ребенку, условия воспитания, режим дня ребенка).

Физическое состояние учащегося (изменения в физическом

развитии, нарушения движений, утомляемость).

Особенности познавательной деятельности (особенности внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, любознательность, следование инструкциям взрослого, организованность, уровень саморегуляции, способность к переносу знаний в новую ситуацию, отношение к отдельным учебным предметам, к замечаниям, оценке собственной деятельности).

Особенности эмоционально-волевой сферы (степень возбудимости, преобладающее настроение, наличие аффектов, внушаемость, способность к волевым усилиям, проявление отрицательных черт).

Особенности личности (направленность личности, ответственность, чувство долга, взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми, самооценка, уровень притязаний, отношение к критике).

Исследование знаний и умений по математике.

1-й класс

Параметры изучения: знание последовательности чисел, умение читать, записывать и сравнивать числа. Осознанность счета в прямой и обратной последовательности. Уровень овладения конкретным счетом (пересчитывает, дотрагиваясь до каждого предмета; пересчитывает, зрительно соотнося число с соответствующим предметом).

Соотнесение числа, количества и цифры. Состав числа. Степень овладения вычислительными операциями сложения и вычитания (считает на пальцах, отвлеченно, трудности при вычислениях с переходом через разряд).

Умение решать простые задачи на сложение и вычитание. Понимание и сохранение в памяти условия задачи; логичность рассуждений при решении задач. Способность переноса показанного способа действия на аналогичное задание.

Задания для проверки:

1. Посчитать от единицы до какого-либо числа и обратно. Посчитать от заданного числа до другого заданного числа (от 9 до 5, от 12 до 19, от 9 до 15, от 7 до 2, от 13 до 18, от 21 до 16).

Назвать «соседей» каждого из чисел: 18, 6, 15, 3, 19.

Счет предметов, обозначение количества предметов цифрой (показать третий гриб, пятый стул, седьмой круг).

Угадай пример:        =8, 10=        

Решить примеры: 2+9*21+63, 28+30, 16+2, 11-2, 4+60, 8+2, 1 + 16, 54+30.

5.        Сравнить и поставить знаки: <,>,=.
80+10… 10+80        15-8…17-8
13-6… 13-7                          I5…9+7

6.        Поставить знак «+» или «-» так, чтобы выражения были верными:

14…21=35       60-14=46  67…40=27   16…24=40

7.        Решить задачи.

На одной ветке висело 6 шишек, а на другой — 3 шишки. Сколько всего шишек было на елке?

У Иры было 18 открыток. 2 открытки она подарила подруге. Сколько открыток осталось у Иры?

Один рыбак поймал 7 рыб, а другой — на 4 рыбы больше. Сколько рыб поймал второй рыбак?

Маше 12 лет, а Лена на 3 года младше. Сколько лет Лене?

Девочки посадили 6 деревьев, мальчики — столько же. Сколько всего деревьев посадили дети?

Булочка стоит 1 руб., а пирог — 2 руб. На сколько пирог дороже будочки?

Купили 3 десятка яиц и разложили поровну в 2 коробки. Сколько яиц в каждой коробке?

2-й класс

Параметры изучения: знание числового ряда. Осознанность счета в прямой и обратной последовательности числового ряда. Уровень овладения конкретным счетом (пересчитывает, дотрагиваясь до предмета; зрительно соотносит число с соответствующим предметом).

Состав числа. Знание таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Степень овладения вычислительными операциями, умение выполнять устно четыре арифметических действия с числами в пределах 100, 1000 и письменно — в пределах 1000. Трудности в вычислениях при переходе через десяток. Решение задач в 1—2 действия. Понимание и удержание в памяти условия задачи. Умение составить план решения, поставить вопросы к действиям и выполнить их. Сформированность навыка самоконтроля в процессе решения задачи. Умение проверить правильность решения. Усвоение понятий «на столько-то больше (меньше)» и «во столько-то больше (меньше)». Усвоение понятий «старше — младше», «дороже — дешевле», «длиннее — короче», «уже — шире», «легче — тяжелее». Умение составить задачу по заданным компонентам и решить ее. Понимание задач с косвенным содержанием. Решение задач на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. Определение времени по часам. Сформированность понятий «сверху — снизу», «слева — справа», «между». Умение сравнивать отрезки путем измерения, находить сумму длин всех сторон многоугольника.

Задания для проверки:

Посчитать от 64 до 72, от 31 до 25, от 53 до 48. Назвать «соседей» каждого из чисел: 28,61, 75, 99.

Сказать, не пересчитывая, где больше кружков, квадратов. Как сделать, чтобы их было поровну?

Сказать, сколько единиц в одном десятке, сотне.

Решить примеры: 48+7, 356+28, 300-42-2,49:7+341, 27-3-6, 27+3+6, 30-3-4, 118-2, 78:6-1, 600-10-7.

Решить задачи.

Маме 33 года, а бабушке 65 лет. На сколько лет бабушка старше мамы?

Зимние ботинки стоят 95 руб., а тапочки — 20 руб. На сколько рублей тапочки дешевле ботинок?

В классе 8 парт. За каждой партой сидят 2 ученика- Сколько всего учеников сидят за партами в этом классе?

Собрали 18 кг яблок. В две корзины положили по 4 кг яблок. Сколько килограммов яблок осталось?

В вазе лежало б слив. Оле и Саше разрешили взять только третью часть слив и разделить между собой поровну. Поскольку слив у каждого?

Когда съели 6 апельсинов, то осталось 2. Сколько всего было апельсинов?

Над морем летели 28 чаек и 8 гусей. Поставь вопрос к задаче.

В школу привезли 90 стульев. 1/3 часть стульев поставили в зале, 42 стула — в столовой, а остальные — в классе. Сколько стульев поставили в классе?

Из-за куста торчат 4 заячьих уха. Сколько зайцев за кустом?

Начертить два отрезка. Длина первого 6 см, а второй составляет 1/3 первого. На сколько сантиметров второй отрезок короче первого?

Определить время по ласам.

Определить местоположение фигуры: справа, слева, внизу,
между, над.

3-й класс

Параметры изучения: знание таблицы умножения, деления. Степень владения вычислительными операциями (устно — в пределах 100, письменно — в пределах 1000000).

Умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число. Умение проверить правильность вычислений. Сформированность навыка самоконтроля. Умение читать простейшие числовые выражения. Знание названий компонентов действий. Умение решать задачи в два-три действия со всеми арифметическими операциями. Понимание задач с пропущенными компонентами, косвенным содержанием. Логичность рассуждения при решении задачи. Сохранение в памяти условия задачи. Использование помощи в случаях затруднений (какая мера помощи достаточна: организующая, разъясняющая, наводящие в» опросы).

Способность понимать закономерности. Сформированность математического мышления,, знание единиц измерения. Умение распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки многоугольник, измерять длину сторон, вычислять периметр и площадь прямоугольника, квадрата.

Задания для проверки:

1.        Решить примеры: 45003-15361, 28007-15858,249028+178345, 256027+213473, 4607-205, 2105-304, 596370:193, 240372:396.

2.        Определить порядок действий, найти значение выражений:
180-4-480:(800-796)

240:6+(Ю00-997)-120

3.        Решить задачи:

На складе хранилось 5 т овощей. В первый день со склада вывезли 1236 кг овощей, во второй — в 2 раза больше, чем в первый, а остальные овощи развезли поровну в четыре школы. Сколько килограммов овощей завезли в каждую школу?

Грузовой автомобиль прошел за 3 часа 180 км, а легковая машина за это же время — 210 км. Какова скорость машин и на сколько одна из них шла быстрее другой?

За забором находились кролики и куры. Из-под забора виднелись 32 лапы (кроликов и кур).

Сколько было кроликов и сколько кур?

4.        Определить время по часам.

Назвать и показать местоположение фигуры: между, справа, над, слева.

Вычислить площадь квадрата, если его периметр 16 см. Вычислить периметр прямоугольника, если его площадь 24 кв. см, а длина — 6 см.

Во время обследования важно обращать внимание на уровень обучаемости ребенка, использование предлагаемой помощи, способность к переносу показанных действий на аналогичные задания. Чем ниже умственные способности ребенка, тем менее эффективной оказывается помощь. Дети с ЗПР испытывают трудности при выполнении вычислений, решении задач, механически повторяют числовой ряд, принимают помощь, способны к переносу действий, заинтересованы в успешном выполнении задания, обращаются за помощью, уточняют инструкцию, критичны в оценках своей деятельности.

Исследование знаний и умений по русскому языку.

1-й класс

Параметры изучения: овладение навыками письма (техника письма, соблюдение строки, каллиграфия, темп, умение проверить написанное); умение производить звукобуквенный анализ слов, выделять гласные, согласные звуки, соотносить количество звуков и букв, называть мягкие и твердые звуки в слове, делить слова на слоги, выделять ударный слог. Написание большой буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных. Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. Нахождение в предложениях слов, обозначающих то, о ком или о чем говорится в предложении.

Установление характера ошибок (пропуск букв, недописывание слов, зеркальное письмо и др.).

Выявление активного словарного запаса, грамматического оформления предложений (умение отвечать на вопросы, составлять предложения по опорным словам и т. д.).

Техника чтения (побуквенное, послоговое, беглое), соблюдение интонации и ударения в словах, понимание общего смысла, умение выделить главное, понимание причинно-следственных зависимостей, умение ответить на вопросы по тексту, логически передать его содержание. Использование помощи. Мера помощи (интонация, наглядность, повторное чтение, наводящие вопросы и т. д.).

Задания для проверки:

1.        Списать фразу: У Маши новые лыжи.  

Подчеркнуть согласные буквы в словах.

Поставить ударения в словах.

Разделить слова на слоги.    

Объяснить правописание выделенных орфограмм.

2.        Написать под диктовку фразы: На столе лежит книга. На стали холодные деньки. Лодка села на мель.

Назвать гласные звуки в словах первого предложения.

Проверить написание безударных гласных в словах.

Подчеркнуть слова, обозначающие предметы, одной чертой, а действия — двумя чертами.

Объяснить правописание указанных орфограмм.

Назвать количество букв и звуков в словах: «стол», «деньки», «мель».

Определить количество слогов в слове «книга».

3. Назвать слова, противоположные по значению.
Большой—….

Низкий —….

Широкий — ….

Веселый — ….

Красивый — ….

Добрый — ….

4.        Закончить предложения.
Витя идет ….

Маша рисует ….

Зимой всегда …

Ребята сажают ….

5.        Вставить пропущенные слова.

Весело (что делают?) чижи.

Солнце (что делает?) сильно.

 В саду расцвел (какой?) мак.

(Какой?) василек растет (где?).

6.        Прочитать текст и ответить на вопросы.

Маленький Саша

Саша утром проснулся невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.

Почему Саша проснулся невеселый? Какая погода была на улице?

2-й класс

Параметры изучения: знание названий и определение частей слова, частей речи, членов предложения. Умение грамотно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы, производить фонетический разбор (выделять/ударные и безударные слоги, называть гласные, определять глухие, звонкие, твердые, мягкие согласные, соотносить количество звуков и букв).

Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками. Подбор однокоренных слов при проверке безударных гласных. Составление предложения по опорным словам.

Чтение вслух и про себя. Техника чтения. Интонация. Понимание общего смысла, умение ответить на вопросы по тексту, логически передать содержание текста. Понимание иносказательного и скрытого смысла текстов.

Задания для проверки:

1. Написать под диктовку фразы и объяснить выделенные орфограммы.

Бабушка Дарья вязала шерстяные чулки. Снег растаял. Журчат веселые ручьи. Появилась травка, зазеленела березка

Разобрать по составу слова: прилетели; зазеленели; самолет.

Подобрать однокоренные слова к слову сад.

Разобрать по членам предложения.
Греет весеннее солнце.

Легкий туман стоит над лесом.

Вставить пропущенные слова.
Утром мама (… ) на работу.
Вечером Лена (… ) книгу.
Слышится (… ) песня жаворонка.
Начал лить сильный (… ).

Составить и написать предложения по опорным словам.
Саша, река, лето, мяч, деревня.

Маша, санки, гора, зима.

7.        Закончить предложения.
Лимон кислый, а яблоко

Дорога широкая, а тропинка        

Пух легкий, а кирпич        

8.        Написать к существительным как можно больше

прилагательных (арбуз …, платье …);

глаголов (снег …. собака …).

9.        Подобрать обобщающие слова.
Чашка, блюдце, тарелка, кружка — это ….
Хлеб, молоко, мясо, груша — это ….

10.        Выделить самые существенные признаки.

Сад (садовник, собака, забор, земля, растения).

Река (рыба, вода, водоросли, берег, рыболов).

11.        Прочитать текст и ответить на вопросы.

Горькое лекарство

У Таниной мамы заболело горло, и доктор прописал ей горькое лекарство. Увидела Таня, что мама пьет лекарство и морщится, и говорит: «Дай, мамочка, я выпью лекарство за тебя».

Правильно ли решила поступить Таня? Почему правильно (неправильно)? Как Таня относится к маме?

3-й класс

Параметры изучения: умение каллиграфически правильно списывать текст, писать под диктовку текст, включающий все изученные орфограммы, проверять написанное, производить фонетический разбор слов, разбор слова по составу, разбор слова как части речи, производить синтаксический разбор предложения.

Техника чтения (беглость, выразительность, ударение в словах).

Понимание причинно-следственных зависимостей умение сделать вывод после прочтения простых и сложных, и доказательных текстов. Использование помощи (повторное чтение, наводящие вопросы и т. д.).

Задания для проверки:

Написать под диктовку фразы: Весеннее солнце сильно печет, но в тени еще холодно. На березках распускаются листья. На полях зеленеют яркие всходы. По овражкам побежали ручьи.  Природа радостно встречает весну.

Разобрать последнее предложение по членам предложения и указать падеж  существительных.

Разобрать по составу слова (рыбная, залетит), подобрать к ним однокоренные слова.

В словах указать количество букв и звуков (желтые, солнце, ручьи).

Подобрать противоположные по смыслу слова (мягкий, добрый, честный, отважный, ясный).

Назвать и написать слова с непроизносимыми согласными.

Списать предложение и объяснить выделенные орфограммы:

        На дорогах большие лужи, а в чаще леса на березках свили  гнезда птицы.

Поставить ударение в словах. Назвать части речи.

8.        Составить предложения по опорным словам.
Тропинка, дети, река, лес, идут.

 Капуста, обед, мама, сварила, дети.

9. Прочитать текст и ответить на вопросы.

Галка и голуби.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее принят как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

Зачем галка выкрасилась в белый цвет? Почему галки прогнали ее?

При обследовании следует обращать внимание на степень понимания инструкции, наличие трудностей при письме и чтении, уровень овладения звуковым анализом, пропуски (букв, слогов).