по курсу «Основы Социальной медицины»

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Кафедра «Теории и практики социально-гуманитарных технологий»

Вопросы и задания по организации самостоятельной работы студента

по курсу «Основы Социальной медицины»

Специальность:__ «Социальная работа» 350500

Ассистент Сазикова С.А.

Хабаровск 2010

Задание для студентов ДО И ОЗО по дисциплине «Основы социальной медицины»

1 семестр

Вопросы к экзамену по дисциплине «основы социальной медицины»

1. Социальная медицина: предмет, объект, задачи; Основные понятия и категории;

2. Междисциплинарный характер социальной медицины; Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины.

3. Здоровье – определение ВОЗ; показатели, критерии, группы здоровья.

4. Факторы, определяющие здоровье.

5. Образ жизни — определяющие факторы, социальные показатели- уровень. Качество, стиль, социализация.

6. Уровни жизни человека: биологический, психологический, социальный и их показатели.

7. Здоровый образ жизни — определение понятия, факторы ЗОЖ. Проблемы формирования ЗОЖ и пути их решения.

8. Индивидуальное здоровье: определение, показатели, значение показателей;

Общественное здоровье: определение, показатели, значение показателей;

9. Влияние социально–экологических факторов на здоровье человека.

10. Генетическая и социальная обусловленность здоровья.

11. Причины ухудшения физического и психического здоровья человека.

12. Этапы формирования физического и психического здоровья человека.

13. Клинико-эпидемиологическая характеристика психического здоровья населения; понятие о невротизации и психопатизации. Патогенные факторы.

14. Стресс. Эустресс. Дистресс. Общие принципы борьбы со стрессом Механизмы психологической защиты от стресса(перечислить).

14 стр., 6600 слов

Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков

2 1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» Социально - педагогический факультет Кафедра педагогики и социального образования Курсовая работа Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления ...

15. Неврозы: виды; патогенные факторы, (индивидуально-психологические, социальные).

16. Акцентуации характера — определение, степень выраженности, типы акцентуаций характера. Факторы формирования.

17. Психопатии – определение, степень тяжести, типы .Факторы формирования.

18. Основные хронические неинфекционные заболевания, приводящие к инвалидности. Факторы риска. Профилактика. Социальная значимость.

19. Определите понятия инвалид, инвалидность. Группы инвалидности. Факторы риска; Защита инвалидов.

20. Эпидемиология, инфекционные болезни (определение), классификация инфекционных болезней. Течение инфекционного процесса (инкубация, продром, манифестация, реконвалесценция).

21. Понятие о патогенах. Инфекционная цепь (резервуар, выходные ворота, пути передачи, входные ворота, восприимчивый организм).

22. Иммунитет специфический и неспецифический. Аллергия (понятие).

23. Профилактика инфекционных заболеваний:

воздушно–капельные инфекции: грипп, туберкулез; зппп; кишечные инфекции; паразитарные заболевания.

24. Социально- значимые заболевания.

25. Эпидемиология в социальной сфере. Социально–медицинские аспекты наркологии (алкоголизация , наркотизация).

26. Социальные проявления современного общества и их последствия: бомжи, детский труд, современное рабство, эротизация населения, миграционные процессы. Проблема социальной медицины

СОДЕРЖАНИЕ КОНТ РОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

(СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФА ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ)

1. Образ жизни. Здоровый образ жизни.

2. Уровни жизни человека.

3. Качество жизни.

4. Стиль жизни.

5. «Социализация» индивида.

6. Проблемы формирования здорового образа жизни и пути их решения.

7. Факторы здоровья.

8. Причины ухудшения физического и психического здоровья детей и подростков.

9. Этапы формирования физического и психического здоровья человека.

10. Патогенные факторы в возникновении неврозов у детей.

1).

Инфекционная цепь и её роль в профилактике заболеваний. 12. Профилактика: простудных заболеваний, гриппа и кори, гепатитов, СПИДа я герпеса,

4 стр., 1836 слов

Технология социальной профилактики девиантного поведения молодежи

Содержание Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты понимания проблемы девиантного поведения 4 1.1. Девиантное поведение: проблемы и перспективы 4 1.2. Социальная работа с девиантным поведением в учреждениях СЗН 13 Глава 2. Технологические аспекты профилактики девиантного поведения в подростковой среде 16 2.1. Опыт деятельности центра по работе с запущенными подростками 16 2.2. Технология ...

ЗППП, кишечной инфекции, туберкулеза.

Основная литература по контрольной работе

1 .Васильев В Д., Ивашкина СИ., Константинова Л.И. II Пособие по дисциплине «Основы медицинских знаний». Хабаровск, 2001.

2.Васильев В.Д. // Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. Хабаровск, 2000.

3. Казни Э.М.// Основы индивидуального здоровья человека. М., 2000.

4. Марков В.В. // Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.,2001.

Дополнительная литература

1. Школа и психическое здоровье учащихся. Под ред. проф. СМ. Гронбаха.

2. Чумаков Б.Н // Валеология, курс лекций. М.

3. Здоровье студентов: биологический, психологический и социальный уровни. Под ред. проф. В.Д. Васильева. Хабаровск, 1999.

4. Апанасенко ТЛ., Попова Л.А. // Медицинская валеология.

5. Колбанов В.В. // Валеологня. С.Пет., 1998.

6. Валеология. Здоровый образ жизни. Под ред. проф. Дубровского В.И. М., 1999. 7.Ротенберг Р. // Расти здоровым. М. 1992.

ПРИМЕР НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Благополучие человека зависит от множества факторов, среди которых наиболее значимыми являются следующие:

1 .Социальные Факторы. Социальные факторы, определяющие благополучие, напрямую зависят от структуры общества. Уровень благополучия может быть высоким лишь тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание. Важными являются также умение индивида строить отношения с другими людьми, чувствовать себя уверенным.

2. физические Факторы. Физические факторы лежат в основе нашего благополучия. Наиболее важные среди них — наследственность, состояние окружающей среды и качество пищи.

3. Интеллектуальный Фактор. Нельзя вести здоровый образ жизни, не зная, что это такое. И хотя знание само по себе не побуждает к правильному поведению, знакомство с принципами здорового образа жизни помогает нам сделать правильный выбор…

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ( Вопросы для самоподготовки).

Задача 1. Вы специалист по социальной работе. Ваши клиенты, молодожены, обратились к вам с просьбой рассказать, что такое планирование семьи. Ваш ответ?

10 стр., 4849 слов

Тема 17. Технологии медико-социальной работы

1. Основы медико-социальной работы 2. Медико-социальная работа в наркологии 3. Медико-социальная работа в онкологии 4. Медико-социальная работа в планировании семьи 1. Основы медико-социальной работы Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими зна­ниями в области медицины и здравоохранения, поскольку неза­висимо от специализации и ...

Задача 2. Вы специалист по социальной работе. Ваша клиентка 23 лет беременна, срок беременности около 8 недель. Ваши реко­мендации по профилактике патологии беременности и родов?

Задача 3, Вы специалист по социальной работе. В семье ваших клиентов ребенок-инвалид (врожденное Заболевание).

Родители ре­бенка обратились к вам с просьбой рассказать, как избежать пато­логии в случае последующей беременности. Ваш ответ?

Задача 4. Вы специалист по социальной работе. В семье ваших клиентов беременная (18 лет, незамужняя).

В семье конфликтная ситуация, не исключена возможность искусственного прерывания беременности. На что вы будете ориентировать клиентку? Ваши ар­гументы?

Задача 5. Вы специалист по социальной работе. Ваши клиен­ты — молодые супруги. В браке состоят более 1 года, ожидаемая беременность не наступила. К врачу не обращались. Ваши реко­мендации?

Задача 6. Вы специалист по социальной работе. Ваша клиентка выписывается с ребенком из родильного дома. Кто должен выпол­нить медико-социальный патронаж к ней в первую очередь?

Задача 7. Вы специалист по социальной работе. Ваш клиент, инвалид второй группы, 40 лет, злоупотребляет алкоголем (испыты­вает непреодолимое влечение к алкоголю, имеет место психическая и физическая зависимость от приема алкоголя и т. д.).

Что с клиен­том? Перечислите возможные медико-социальные проблемы. Кто входит в систему действий по решению этих проблем?

Задача 8. Вы специалист по социальной работе. В семье ваших клиентов, престарелых инвалидов, вернулся из заключения сын-ин­валид (с диагнозом туберкулез легких).

Какие медико-социальные проблемы могут возникнуть? Как решить эти проблемы? Что пред­принять?

Задача 9. Вы специалист по социальной работе. В семье ваших клиентов (многодетная семья) один из детей (подросток 13 лет) со слов матери периодически становится «странным», в кармане у него мать обнаружила какие-то таблетки. Что можно предположить? Ка­кие медико-социальные проблемы и каковы системы действия по решению этих проблем?

4 стр., 1605 слов

Принципы и методы социальной работы, цели, задачи

... медико-социальные, административно-управленческие и др. Все методы социальной работы можно разделить на две группы: 1) методы решения задач ... социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Социальные ... предпринимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов ...

Задача 10. Вы специалист по социальной работе. Ваш клиент об­ратился к вам с вопросом: «Как уберечься от СПИДа?» Ваш ответ?

Задача 11. Вы специалист по социальной работе. Ваш клиент, работающий инвалид третьей группы, обратился в поликлинику по месту жительства по поводу простудного заболевания. Лечение было назначено, но больной был признан трудоспособным, в осво­бождении от работы было отказано (а клиент на работу не вышел).

Каковы медико-социальные проблемы и система действий по их решению?

Задача 12. Вы специалист по социальной работе. Ваш клиент — одинокий престарелый, больной-хроник. Как часто должен выпол­няться медико-социальный патронаж участковым врачом к вашему клиенту?

Задача 13. Вы специалист по социальной работе. В семье ваших клиентов у одного из членов семьи проблемы со здоровьем (мужчи­на 45 лет): в течение месяца он отмечает приступообразные давящие боли за грудиной при физической нагрузке. К врачу не обращался. Что ему порекомендовать? Перечислите по порядку систему дейст­вий специализированной лечебно-профилактической помощи.

Задача 14. Вы специалист по социальной работе. Ваш клиент за­дал вам вопрос: «Наследуется ли туберкулез легких? В чем состоит профилактика туберкулеза?» Ваш ответ?

Задача 15. Вы специалист по социальной работе. Вашему клиен­ту, инвалиду первой группы, необходима консультация стоматолога (на дому из-за тяжести состояния).

Кто будет входить в систему действий по решению данной медико-социальной проблемы?

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ .

/. Наиболее значим один из следующих факторов, определяющих здо­ровье:

а) наследственность;

б) экология;

в) образ жизни;

г) здравоохранение.

2. К большим факторам риска заболеваний относятся следующие (до­полнить):

а) малоподвижный образ жизни;

б) нерациональное питание;

в) избыточная масса тела;

г) стрессы;

д) другие.

3. Укажите, какой из перечисленных ниже факторов риска является вторичным:

а) нарушение ритма труда и отдыха; б)генетический риск;

в) артериальная гипертензия;

г) вредные привычки.

8 стр., 3651 слов

Вопрос 56. Система социальной работы по оказанию помощи детям

... жизни. Их социализация осуществляется в тесном взаимодействии воспитанников и образовательной работы. Социальную помощь оказывает школьный социальный работник. Социальная ... задач социальной защиты - профориентация школьников. Социальная защита воспитанников детских домов. Стержнем социальной защиты ... по оказанию молодежи и подросткам медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и ...

4. Укажите, какому из перечисленных ниже понятий соответствует следующее определение: «Порядок, регламент общественной жизни, труда, быта, отдыха и пр., в рамках которого проходит жизнедея­тельность людей»:

а) качество жизни; б)уровень жизни; в) уклад жизни.

5. К показателям естественного движения населения относится один из следующих показателей:

а) иммиграция населения;

б) физическое развитие;

в) заболеваемость;

г) смертность.

6. Наиболее значим для характеристики здоровья населения один из медико-демографических показателей:

а) рождаемость;

б) младенческая смертность;

в) заболеваемость;

г) смертность.

7. К первичной профилактике нельзя отнести одно из следующих:

а)вакцинация;

б) здоровый образ жизни;

в) диспансеризация больных;

г) гигиена труда.

8. Рациональное питаниеэто:

а) питание, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов;

б) питание, сбалансированное только в энергетическом отноше­нии в зависимости от рода деятельности;

в) питание, сбалансированное в энергетическом отношении и по содержанию белков, жиров и углеводов в зависимости от пола, возраста, рода деятельности.

9. Оптимальное соотношение энергетической ценности рациона при четырехразовом питании (в процентах):

а) 20-10-40-30;

б) 0-15-35-20;

в) 10-20-30-20.

10. Средняя суточная потребность в жирах (в граммах):

а) 400-500;

б) 60-80;

в) 80-100.

11. Режим питания — это:

а) кратность приемов пищи;

б) распределение пищевого рациона по калорийности, составу и массе пищи на протяжении суток.

12. Выраженные признаки алкоголизмаэто:

а) употребление алкоголя социально необъяснимо («за компа­нию» «без повода» и т. д.), в состоянии алкогольного опьянения поведение нарушено, нечетко выражена психическая зависи­мость;

б) влечение к алкоголю, утрата контроля за количеством выпи­того повышение толерантности к алкоголю;

в) физическая зависимость от алкоголя, абстинентный синдром, алкогольные психозы и т. д.

13. Диспансеризация — это:

а) постоянное наблюдение за больным;

5 стр., 2446 слов

Дополнительные ситуационные задачи

У больной 16 лет в течение последних 2,5 недель отмечаются немотивированные внешними причинами повышенное настроение, гиперактивность, сексуальная расторможенность, страсть к азартным играм, уменьшение продолжительности ночного сна до 3 - 4 часов. Ранее подобные состояния отмечались дважды, начиная с 14-летнего возраста, продолжались около двух месяцев и проходили самопроизвольно. Назовите ...

б) регулярные медицинские осмотры;

в) активное динамическое наблюдение за больным.

14. К амбулаторно-поликлиническим учреждениям не относится одно из следующих:

а) городская поликлиника;

б) фельдшерско-акушерский пункт;

в) санаторий-профилакторий.

75. При оказании скорой и неотложной помощи должен соблюдаться главный принцип:

а) этапность;

б) преемственность;

в) последовательность.

16. К учреждениям ПМСП относится:

а) областная клиническая больница;

б) стационарное отделение диспансера;

в) городская поликлиника.

17. Вызвать врача на дом возможно:

а) только лично;

б) по телефону;

в) возможны оба варианта.

18. Вашему клиенту, инвалиду первой группы, требуется стоматоло­гическая помощь на дому. К кому следует обратиться:

а) непосредственно в стоматологическую поликлинику;

б)к участковому врачу;

в) к заведующему отделением участковой поликлиники.

19. Вашему клиенту в плановом порядке назначено лечение в стациона­ре. Выберите правильный вариант порядка госпитализации:

а) участковый врач — заведующий отделением поликлиники — стационар;

б) стационар (приемный покой);

в) «скорая помощь» — стационар.

20. Вашему клиенту назначено лечение в дневном стационаре. Это оз­начает следующее:

а) больной находится в стационаре только до обхода лечащего врача;

б) больной уходит из стационара домой только ночевать;

в) время пребывания больного в стационаре оговаривается с ле­чащим врачом.

21. Для рабочих промышленных предприятий основным учреждением ЛМСП является:

а) цеховая поликлиника; б)здравпункт;

в) санаторий-профилакторий;

г) стационар МСЧ.

22. В организации стационара на дому главная роль принадлежит:

а) участковой медицинской сестре;

б) участковому терапевту;

в) заведующему терапевтическим отделением.

23. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности:

а) участковый врач — заведующий отделением;

б) участковый врач — КЭК;

в) только участковый врач.

24. Амбулаторные карты пациента хранятся:

а) только в регистратуре поликлиники;

б)у пациента;

в) приемлемы оба варианта.

25. Медико-социальный патронаж: осуществляет:

а) участковый врач;

б) медицинская сестра отделения РОКК;

в) специалист по социальной работе;

г) социальный работник;

д) все перечисленные.

26. Психиатрическую помощь оказывают:

а) только государственные психиатрические и психоневрологи­ческие учреждения;

б) негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения;

в) возможны оба варианта.

27. Лицо, помещенное в психиатрический стационар в недобровольном порядке, должно быть освидетельствовано комиссией врачей-психиат­ров не позднее:

а) 48 часов;

б) 24 часов;

в) 72 часов.

28. Как часто должен осматриваться врачами-психиатрами пациент, помещенный в психиатрический стационар в недобровольном порядке, в течение первых шести месяцев после госпитализации:

а) не реже одного раза в месяц;

б) не реже одного раза в 2 месяца;

в) не реже одного раза в 3 месяца.

29. Основными задачами учреждений медико-социальной экспертизы являются:

а) определение группы инвалидности;

б) разработка индивидуальных программ реабилитации инвали­дов;

в) изучение состояния инвалидности и факторов, к ней приво­дящих;

г) все вышеперечисленное.

30. Решение об установлении группы инвалидности принимается:

а) простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу;

б) руководителем учреждения медико-социальной экспертизы.

2 СЕМЕСТР

ВОпросы к экзамену по дисциплине «основы социальной медицины» (раздел пмп )

1. Критические и неотложные состояния; этапы терминального состояния; Первая медицинская помощь (ПМП).

2. Реанимация(азбука оживления) при остановке сердца и дыхания на догоспитальном этапе

3. Кровотечения: определение, классификация, признаки, степени тяжести.

ПМП: виды, способы.

4. Детский травматизм.

5. Открытые повреждения – раны: определение и основные признаки, классификация. Осложнения. ПМП.

6. Виды шоковых состояний шок. Причины.

7.Десмургия.

8. Закрытые повреждения (ушиб, вывих, растяжение, разрыв).

Перечислите общие клинические симптомы травм их различие.

9. Краш–синдром: определение, клиника, особенности ПМП.

10. Переломы костей: классификация, осложнения, особенности ПМП.

11. Иммобилизация: Виды способы

11. ПМП при критических и неотложных состояниях, возникших вследствие поражения ЦНС.

12. Ожоги, классификация, степень ожога; Ожоговая болезнь(понятие) Особенности ПМП.

13.Отморожения, фазы, степени, клиника ( дореактивный, реактивный период); Ознобление- понятие, признаки; Замерзание – понятие признаки; Особенности ПМП

14.Электротравма, местные и общие симптомы. Особенности ПМП.

15. ССС: обморок, коллапс, шок, стенокардия, инфаркт миокарда, гипертонический криз. Дайте краткую характеристику состояний; Особенности ПМП.

16.Назовите синдромы острой сосудистой недостаточности; причины признаки особенности ПМП

17.Назовите синдромы ИБС; причины признаки лечение профилактика.

18.Гипертоническая болезнь: причины клиника профилактика ПМП при гипертоническом кризе.

19. ПМП при острой дыхательной недостаточности (приступ бронхиальной астмы, ложный и истинный круп).

18. ПМП при отравлениях: ядами, лекарствами, газами, алкоголем, грибами, ядовитыми растениями ДВ, при укусах змей и насекомых.

19. Применение лекарственных веществ. Подкожные и внутримышечные инъекции.

20. Терапевтические воздействия на систему кровообращения. Пролежни и их профилактика.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ( для самоподготовки).

РЕАНИМАЦИЯ Ситуационные задачи

Задача 1. Из воды извлечен человек без признаков жизни.

Как установить; жив ли пострадавший? Как надо действовать в подобной

ситуации?

Задача 2. Из-под обломков стены извлечен пострадавший. При осмотре: лицо и слизистые оболочки резко синюшные, сознание отсутствует, не дышит, пульс на артериях не определяется, сердечных сокращений нет. Охарактеризуйте состояние пострадавшего. Какая первая медицинская по­мощь должна быть выполнена по жизненным показаниям?

Задача 3. В результате автомобильной аварии мужчина получил травму живота. Пострадавший в тяжелом состоянии заторможен, на вопросы не отвечает. Кожные покровы резко бледны, губы синюшные. Дыхание частое и поверхностное, пульс определяется только на сонных артериях. На передней поверхности брюшной стенки слева от пупка имеется рана длиной до 10 см. Из раны выступает петля кишки, обильное кровотечение. При укладке на носилки у пострадавшего прекратилось дыхание и работа сердца.

Какое повреждение получил пострадавший? Что явилось причиной развития клинической смерти? Какие реанимационные мероприятия необходимо провести пострадавшему?

Задача 4. После извлечения пострадавшего из воды отмечаются: вялость реакции зрачков на свет, отсутствие самостоятельного дыхания, редкая пульсация на сонных артериях, выбухание подкожных вен шеи, цианоз лица.

Определите стадию умирания. Какие мероприятия первой медицинской

помощи необходимо провести пострадавшему?

Задача 5. Идущий впереди вас человек, вскрикнув, упал; судорожные подёргивания конечностей к моменту вашего приближения прекратились. При осмотре виден зажатый в руке свисающий с электростолба оголённый электрический провод.

Предполагаемый диагноз? Какова последовательность мероприятий первой медицинской помощи.

РЕАНИМАЦИЯ Ситуационные задачи

Задача 6. Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание отсутствует, движения грудной клетки не видны, пульс не прощупывается на лучевой артерии. Как установить жив человек или умер?

Задача 7. В гараже, не имеющем вентиляции, обнаружен человек, лежащий без сознания около автомашины с работающим мотором. На фоне бледных кожных покровов видны ярко-красные пятна, дыхание от­сутствует, пульс не определяется, зрачки широкие, выслушиваются редкие глухие тоны сердца.

Что произошло? В каком состоянии находится пострадавший? К каким ме­роприятиям необходимо немедленно приступить и какова последователь­ность проведения приёмов первой помощи?

Задача 8. Из воды извлечен человек без признаков жизни. Пульс и дыхание отсутствуют, тоны сердца не выслушиваются. Время нахождения в воде 4 минуты.

Предполагаемый диагноз? Какова последовательность мероприятий первой медицинской помощи?

Задача 9. Около школы ветром были порваны электрические провода. Школьник 10 лет рукой коснулся конца электропровода, упал и потерял • сознание.

Предполагаемый диагноз? К каким мероприятиям необходимо приступить и какова последовательность мероприятий первой медицинской помощи?

Задача 10. В результате наезда автомобиля мужчина получил тяжелую травму. При осмотре: резко бледен, без сознания, дыхание редкое и судорожное, пульс на лучевых артериях не определяется, вялая реакция зрачков на свет.

Как называется такое состояние’? Какие мероприятия первой медицинской помощи необходимо провести пострадавшему?

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ по теме «Первая медицинская помощь при острых заболеваниях сердца и сосудов»

Задача 1. На торжественной линейке в классе, где было душно, девочка побледнела, почувствовала тошноту, попросилась выйти, но не успев сделать шага, упала, потеряв сознание. При осмотре кожные покровы бледные, дыхание ровное, Р8-80 уд. в мин., удовлетворительного наполнения. Что случилось с ребенком? Мероприятия доврачебной помощи.

Задача 2. У мужчины 50 лет на работе появились боли в области сердца, отдающие в левую руку. Ранее подобные боли проходили после приема валидола, но в настоящее время не купируются. АД 190/100 мм. рт. ст. Какова причина такогс состояния? Мероприятия неотложной доврачебной помощи.

Задача 3. У больного с язвенной болезнью желудка возникла рвота, в рвотных массах значительная примесь крови, больной побледнел, у него снизилось артериальное давление, пульс нитевидный. Что случилось с больным? Мероприятия доврачебной помощи.

Задача 4. У одного из преподавателей внезапно появились давящие боли в области сердца, которые отдавались в левое плечо, левую лопатку, в левую половину нижней челюсти. Что развилось у больного? Мероприятия неотложной доврачебной помощи

Задача 5. В автобусе внезапно стало плохо одному из пасажиров. Возникли сильные боли за грудиной, отдающие в левую руку и левую лопатку, чувство нехватки воздуха, головокружение, слабость. При осмотре: кожные покровы бледные, покрыты «холодным» пульс 50-52 в минуту, слабого наполнения. Какова причина тяжелого состояния? Перечислите мероприятия неотложной доврачебной помощи, которые могут быть проведены больному в автобусе.

Задача 6. После сильного волнения у больного возникло резкое головокружение, сильная головная боль, тошнота, рвота, мелькание мушек перед глазами, пульс напряжен, АД 210/120 мм. рт. ст. Что случилось с больным? Мероприятия по оказанию неотложной доврачебной помощи.

Задача 7. После внутримышечного введения пенициллина больной побледнел, покрылся «холодным» . потом, потерял сознание. Пульс нитевидный, артериальное давление не определяется. Какое состояние развилось у больного? Мероприятия по оказанию неотложной доврачебной помощи.

Задача 8. У мужчины, выполнявшего тяжелую физическую нагрузку в закрытом помещении в условиях повышенной температуры и повышенной влажности, отмечались сильная жажда, одышка, тахикардия, головокружение. Температура тела повысилась. Затемнение сознания перешло в полную его потерю. Что случилось с больным? Мероприятия неотложной доврачебнойпомощи

Задача 9 У мужчины 55 лет остро появилась сильная слабость, резкие боли в области сердца, которые не снялись приемом двух таблеток валидола и одной нитроглицерина. При осмотре: больной в сознании, бледные кожные покровы, покрытые «холодным» потом, волосы мокрые, спутаны, пульс на лучевых артериях не пальпируется. Что случилось с больным? Мероприятия неотложной доврачебной помощи.

Задача 10 При виде крови больной бледнел и терял сознание. Внешне кожные покровы бледные, конечности холодные. Пульс редкий, слабого наполнения. Что случилось с больным? Мероприятия неотложной доврачебной помощи.

Задача 11 У больного пневмонией резко упала температура с 39,8° до 36 °. Он побледнел, пульс нитевидный артериальное давление снижено. Что произошло с больным? Мероприятия по оказанию неотложной доврачебной помощи.

Задача 12. У пострадавшего в нижней трети правого бедра обширная кровоточащая рана. Отмечается изменение формы и укорочение бедра. При попытке движения отмечается резкая боль. Кожа бледная, покрыта холодным потом. Пульс 120 уд/мин., слабого наполнения, ритмичный, АД 80/60 мм. рт. ст. Предварительный диагноз? Окажите первую медицинскую помощь

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Достоверным признаком клинической смерти является …….. ………,

2. При реанимации двумя лицами соотношение числа вдуваний к числу

нажатий на грудину составляет……

5. При развитии симптомов «острого живота» вводить обезболивающие

средства…..

6. Показанием для применения пузыря со льдом является…

7. Перечислите последовательность медицинских мероприятий при

тепловом ударе….

8. Одним из первых признаков эффективности реанимации является..

9. К химическим антисептикам, применяемым при оказании медицинской

помощи, относятся:

10. Инфаркт миокарда это……….. сердечной мышцы.

11. Антидотом при отравлении метиловым спиртом является….

12. Нитроглицерин применяется в следующих случаях….

13. Клиническая смерть ( при нормотермии) длиться ……. минут.

17. Неотложная доврачебная помощь при гипертоническом кризе

направлена…..

18. Опишите клинику : А -гипергликемическая кома:

Б — гипогликемическая кома.

23. Укажите мероприятия доврачебной медпомощи при гипертоническом

кризе…

24. Опишите клинику: А — клиническая смерть;

Б — биологическая смерть.

25. Одним из характерных симптомов желудочного кровотечения является…

26. Простейшим противошоковым препаратом является…

28. Сердечно-лёгочная реанимация включает..(уккажите последовательность

действий).

33. Указать препарат для купирования приступа стенокардии…

34. Перечислить мероприятия медицинской помощи при обмороке…

35. Сердечно-лёгочная реанимация должна проводиться…

44. Внутримышечная инъекция выполняется в следующую область ягодицы.

45. Медицинская помощь при коллапсе направлена на..

46. Первым этапом реанимации является…

50. При почечной колике проводятся следующие медицинские

мероприятия…

55. Первая медицинская помощь при укусе насекомых состоит из

следующих мероприятий…

56. Темп наружного массажа сердца у взрослого составляет…

59. Укажите мероприятия мед. помощи при приступе бронхиальной астмы..

61. При жалобах больного на сжимающие боли в области сердца необходимо

применить…

62. Медицинская помощь при электротравме состоит из…

63. Перечислите мероприятия при отравлении снотворными

средствами..

65. Простейшим противоболевым средством является…

66. Противопоказанием для постановки горчичников является..

67. Одним из основных способов оказания помощи при почечной колике

является…

68. Одним из основных симптомов гипергликемической комы является..

70. Медицинская помощь при укусе ядовитыми змеями ДВ включает

следующие мероприятия.

71. Общие принципы мед. помощи при остром отравлении неизвестным

ядом…..

Эталоны ответов.

1. расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет.

2. 1 : 5.

3. выше раны на 10 см.

4. тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.

5. нельзя.

6. ушиб мягких тканей.

7. помещение в прохладное место, освобождение от теплой одежды,

охлаждение тела подручными средствами.

8. сужение зрачков.

9. бриллиантовый зелёный.

10. некроз.

11. этиловый спирт.

12. приступ стенокардии.

13. 5-6.

14. кровь алая. вытекает пульсирующей струей.

15. пружинящее сопротивление.

16. голеностопный и коленный.

17. на снижение АД.

18. А. повышенная сухость кожи и слизистых, запах ацетона, снижение

мышечного тонуса.

В. потливость, судороги.

19. А. кровь алая, вытекает пульсирующей струей.

В. кровь тёмная, вытекает равномерно, мелкие капли по всей раневой

поверхности

20. присасывание воздуха через рану на вдохе.

21. временной остановки кровотечения.

22. подергивание мышц и напряжение окружности раны.

23. покой, горизонтальное положение, горчичники на воротниковую зону,

тепло к ногам, успокоить.

24. А. расширение зрачков, отсутствие реакции на свет, отсутствие

сознания.

В. симптом «кошачьего глаза», снижение температуры тела.

25. рвота «кофейной гущей».

26. анальгин.

27. на твёрдых носилках в позе «лягушки».

28. освободить дыхательные пути, искусственная вентиляция, массаж сердца.

29. 50 %.

30. резаные.

31. повязка Дезо.

32. 2 стадия.

33. нитроглицерин.

34. горизонтальное положение, ноги приподнять, нашатырь, чай, кофе.

35. до явных признаков жизни или биологической смерти.

36. с ранящим предметом.

37. вывих.

38. припухлость, боль.

39. выбухание петель кишечника.

40. растереть стопы подручными средствами, наложить термоизолирующую

повязку, напоить горячим чаем.

41. продолжить реанимацию.

42. патологическая подвижность.

43. тазобедренный, коленный и голеностопный.

44. верхне-наружный.

45. на повышение АД.

46. обеспечение проходимости верхних дыхательных путей.

47. давящая ( с пелотом) повязка.

48. 4-х часов.

49. колосовидная.

50. наложение грелки на поясничную область, применение спазмолитиков

( но-шпа), обезболивающих средств.

51. венозное.

52. можно.

53. 1,5 — 2 часа.

54. крестообразная.

55. удаление жала, наложение повязки, холод, покой.

56. 60 нажатий в минуту.

57. 0,5 часа, конечность тепло укутать.

58. «уздечка».

59. усадить, приток свежего воздуха, массаж, горчичники, щелочные

ингаляции, бронхиальные спазмолитики.

60. настойку йода.

61. горчичник на область сердца, нитроглицерин.

62. освободить пострадавшего от действия электрического тока.

63. промыть желудок, дать абсорбенты, поставить клизму, вызвать скорую

помощь.

64. А. кожа бледная ниже жгута, пульс не определяется, кровотечения в ране

нет.

В. кожа ниже жгута багрово-синяя, пульс частый и нитевидный.

65. аналгин.

66. высокая лихорадка.

67. тепло на область поясницы.

68. запах ацетона из рта.

69. верёвку.

70. выдавить кровь из ранки, холод на ранку, иммобилизация.

71. удаление отравляющего вещества ( промывка желудка, клизма),

реанимация, вызов скорой помощи.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 семестр.

Семинар №1

  1. Человек и окружающая среда: влияние социально-экологических факторов на здоровье человека.
  2. Экологические проблемы питания человека
  3. Валеологический анализ факторов здоровья.
  4. Биологическое и социальное в природе человека.
  5. Рациональная организация жизнедеятельности.

Семинар №2

6-9 Инфекционные , паразитарные заболевания и пищевые отравления человека , вызванные недоброкачественной пищей и их профилактика: кишечные инфекции; зоонозные инфекции, глистные инвазии; пищевые отравления.

10. Гигиенические и экологические проблемы современного города.

11. Гигиенические основы обеспечения нормального развития и высокого уровня здоровья детского населения.

Семинар №3

12 Роль семьи в формировании физического и психического здоровья: неправильные формы семейного воспитания.

13. Детские поведенческие реакции .

14. Подростковые поведенческие реакции.

15. Акцентуации характера: типы , формы проявления.

16. Психопатии: типы и формы проявления.

Семинар №4

17 . Стресс, Дисстресс, Эустресс: понятие, динамика , виды, факторы,

18. Психофизиологическая индивидуальность человека и подверженность стрессовому воздействию.

19. Общие принципы борьбы со стрессом.

2 Семестр

Семинар №1 Эпидемиология – наука о заболеваемости .

  1. История изучения заболеваемости.
  2. Возникновение и развитие статистики здоровья населения.
  3. История изучения заболеваемости в России –СССР.
  4. История создания МКБ.
  5. Изучение заболеваемости в зарубежных странах.
  6. Заболеваемость населения России в конце ХХ в.

Семинар №2.Социально-значимые заболевания (СЗЗ)современности:

  1. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Факторы риска , профилактика.Социальная значимость.
  2. Заболевания органов дыхания. Социальная значимость.
  3. Инфекционные заболевания. Социальная значимость.(СЗ)
  4. Туберкулез /СЗ, Факторы риска , профилактика
  5. ЗППП /СЗ, Факторы риска , профилактика
  6. ВИЧ-СПИД /СЗ ,Факторы риска , профилактика
  7. Болезни зависимости: алкоголизм, наркомании, токсикомании… и др./ СЗ,Факторы риска , профилактика
  8. Поведенческие расстройства (Нервно-психические растройства).

    / СЗ, Факторы риска , профилактика

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОТД.

.

1.СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВА».

Е.В. ЧЕРНОСВИТОВ «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА»,М,2000 Г. СТР. 107-123

«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА» 2.У1П, 4.У1П, 19.ХП 1995 Г.

«СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ»М.,2001 УЭСТЛЕЙК Д. «НЕ ТРЯСИ ФАМИЛЬНОЕ ДЕРЕВО /ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ И ЗРЕЛОСТИ\»-2000,№1. ЧЕРНОСВИТОВ Е.В. «ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ /ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОСТИ И СТАРЕНИЯХ», №1,2000,СТР.19-40

ШАПОВАЛЕНКО И.В.»СИЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ\ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОСТИ И СТАРЕНИЯХ»-! 999.СТР.27-41

ЛИДЕРС А.Г «ДЕТИ И СТАРИКИ КAK ГРУППЫ РИСКА \ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОСТИ И СТАРЕНИЯ\»-2000.СТР.122-131

2.Социальная реабилитация инвалидов.

3.»ИНВАЛИДЫ ДЕТСТВА-ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»

«МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ»,ЧЛСТЬ 3, M.,1 996 Г.

Е.В. ЧЕРНОСВИТОВ «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА>>М 2000,СТР.91-98,98-102

4.»БОМЖИ-КАК «ПРЕДМЕТ» СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»

Е.В.ЧЕРНОСВИТОВ «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА)),М.!2000,СТР.81—85

5.»СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»

Е.В.ЧЕРНОСВИТОВ «СОЦИАЛЬНАЯ MEДИЦИНА»,М.2000,СТР.72-80

6.»ЭРОТИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА»

Е.В.ЧЕРНОСВИТОВ «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА>>,М 2000, СТР.124-126

7.»ПСИХИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИИ И КРИМИНАЛЬНЫЕ ТОЛПЫ»

Е.В.ЧЕРНОСВИТОВ «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА»,М 2000,СТР.6О-71

«СМЕНА»-1995,№5

УХТОМСКИЙ А.А. «ПСИХОЛОГИЯ МАСС» /ИЗБР.ПРОИЗВЕД.М..,1951Г.

8.»МЕДИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЕРТНОЙ КАЗНИ И

ЭВТАНАЗИИ»

„Е.В.ЧЕРНОСВИТОВ «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА»,М.,2000,СТР.151-153.

9.»ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»

«ГРИШКА РАСПУТИН.СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦЕВ».СИБ.,2000 Г..СТР.135-162 «ВЕЛИКИЕ СОЦИОПАТЫ»,М.,АРГУС,2001Г.

Е.В.ЧЕРНОСВИТОВ «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА»,М.,2000,СТР.153-157 ЛОМБРАЗО Ч. «ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВО. ТАЙНА ХАРАКТЕРА», ШЕКСПИР «ОТЕЛЛО»

«ИСТОРИЯ БЕЗУМИЯ В КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ»,СИБ. 1997 ‘

10,»ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Е.В.ЧЕРНОСВИТОВ «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА)>,М,2000,СТРЛ25-134

ЧЕРНОСВИТОВ Е.В. «ОТ ЭПИДЕМИИ ЗДОРОВЬЯ К ИНС ТИТУТУ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»/ ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОСТИ И СТАРЕНИЯ\-2000,№5

11. «ФАРМАКОЭПИДЕМИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАШИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ АГРЕССИИ»

Е.В.ЧЕРНОСВИТОВ «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА»,М.,2000,СТР.140-155

12. «ПЕДОФИЛИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ ПРОБЛЕМА. ФЕНОМЕН ЛОЛИТЫ.»

Е.В.ЧЕРНОСВИТОВ «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА»,М.,2000,СТР. 127-130, НАБОКОВ «ЛОЛИТА»

13. АКСЕЛЕРАЦИЯ КАК ВИД МУТАЦИИ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ. СТИГМА ЛОЛИТЫ.

ЧЕРНОСВИТОВ Е.В. «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА»,М.2000,СТР.127-130

НАБОКОВ «ЛОЛИТА»

14. МЕДИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НОВЫХ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (КЛОНИРОВАНИЕ, КРИОГЕНИЗАЦИЯ , ТРАН-

СПЛАНТАЦИЯ, ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ).

СТИГМА ФРАНКЕНШТЕЙНА.

ЧЕРНОСВИТОВ ЕВ. «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА»,М.,2000,СТР.141-147 МЕРИ ШЕЛЛИ «ФРАНКЕЛЬШТЕЙН»

15. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АССИМЕТРИИ ЧЕЛОВЕКА.

ДОБРОХОТОВА Т.А.,БРАГИНАН.И. «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АССИМЕТРИИ»,М., МЕДИЦИНАД981 Г.

16. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МЕДИЦИНЕ.

ПОЛЯКОВ И.В. «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МЕДИЦИНЕ»-СПБ;МЕД.2ОО1 «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» \ПОД РЕД. КОФМАНАФ.Я.,М.200и МАТРОС Л.Г. «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ»-НОВОСИБИРСК:ВО НАУКА, 1999

17. МЕДИЦИНА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

«МЕДИЦИНА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» ПОД РЕД, ПОКРОВСКОГО В.И..САРКАСОВА Д.С.-М; МЕДИЦИНА, 1999

18. ОСНОВНЫЕ СТИГМЫ СОВРЕМЕННОГО ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА КАК ПРИЗНАКИ ЕГО МУТАЦИЙ \СТИГМА АЛЬЦГЕЙМЕРА, СТИГМА ФРАНКЕШНТЕЙ-НА.СТИГМА ФЕДРЫ.,СТИГМА ЛОЛИТЫ ,ДЕТСКАЯ ПРОСТИТУЦИЯ,ДЕТСКИЙ ТРУД,

СОВРЕМЕННОЕ РАЕСТВО\

ЧЕРНОСВИТОВ Е.В. «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА»,М.,2000

ОЛЬКОВ С.Г. «ОБЩЕСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»-ТЮМЕНЬ 1998

«СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» М.,МЕД ,2000

ТРАГЕДИЯ ЭСХИЛА «ФЕДРА»

НАБОКОВ <(ЛОЛИТА»,

МЕРИ ШЕЛЛИ «ФРАНКЕНШТЕЙН»

19. ПРОБЛЕМЫ ОБЩИЕ ДЛЯ ЭКОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ

ЧЕРНОСВИТОВ Е.В.»СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА»,М.,2000,СТР. 136-141 ФИРСОВМ.В. СТУДЕНОВА Е.Г.<<ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ)>,М. 2001>СТР.26б-271.

20. НАРКОМАНИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

ЕНИКЕЕВА Д.Д.»КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИИ У

СОЛОВЬЕВ А. «ДЕТИ В ДУРМАНЕ НАР КОТИКОВ»,ТРУД ОТ 9.1.2001

БЕЛОГОРОВ С.Б.»ПОПУЛЯРНО О НАРКОТИКАХ И НАРКОМАНАХ»,М. 1999

БИТЕНСКИЙ Б.С..ХЕРСОНСКИЙ Б.Г. И ДР.»НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ»-

КИЕВ:ЗДОРОВЬЕ,1989

МАРКОВ В.В. «О ЗОЖ И ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ»,М.,2001

ЮЗЕФОВИЧ Г.Я.. «ОТКРОВЕННЫЕ БЕСЕДЫ О ВАКХЕ И МОРФИЕ»,Ч. 1.

АЛКОГОЛИЗМ,НАРКОМАНИЯ>ТОКСИКОМАНИЯ.ХАБАРОВСК,2000

Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы по

социальной медицине.

основная

1. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Под ред. Ю.П. Лисицина Казань, 1999.

2.Черносвитов Е.В. Социальная медицина. (Учебное пособие для вузов).

М., 2000.,

3.Черносвитов Е.В. Социальная медицина. Курс лекций. М., 2002.

4.Казин Э.М. «Основы индивидуального здоровья», М.,2000 г.

5.Васильев В.Д., Ивашкина С.И., Константинова Л.И. Пособие по дисциплине «Основы медицинских знаний»,Хабаровск,2001г.

6.Васильев В.Д. «Основы ЗОЖ и профилактика болезней», Хабаровск,2000 г.

7.Марков В.В. «Основы здорового образа жизни и профилактика болезней»., М.,2001 г.

8. Медик В.А. « Заболеваемость населения: история , современность, методология.».-М.: Мед-на.,2003г.

9.Фондовые лекции проф. Васильева В.Д. «ЗОЖ как биологическая и социальная проблема. Человек и окружающая среда. Система «Человек и природа».Факторы здоровья».,

«Социально–психологические аспекты ЗОЖ. Мотивация и здоровье»,»Понятие о стрессе и дистрессе. Личностные и психические особенности детей и подростков. Невротизация и психопатизация. Роль учителя в первичной ,вторичной и третичной профилактике болезней»,

«Микробиология, иммунология, эпидемиология»,»Меры профилактики инфекционных заболеваний»

10. Воронай А.В./ Вредные привычки и здоровье/–М.,1997.

11, Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. – М.: «Академия , 2004. г.»

12.Пятницкая Н.И. /Наркомании/,–М.,1994.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1.Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981.

2. Кречмер Э. Медицинская психология. М., 1926.

3. Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1981.

4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия М. 1975г.

4. Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. Новосибирск, 1992.

5. Царегородцев Г.И., Полис А.Ф. Социальные проблемы медицины. М., 1968.

6. Валеология. Здоровый образ жизни под ред. проф. Дубровского В.И., М., 1999 г.

7. Мейер Р. Опиоидная зависимость, – Л.,1999

8. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках,– М.,2001

9. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы, Владос, М., 2001.

10. Под.ред. Дмитриевой Т.Б. Руководство по социальной психиатрии. -М.: Мед-на., -2001г.

Литература по социальной медицине ( раздел ПМП ) 2 семестр.

Основная литература.

1. Буянов В. М. Первая мед. помощь –М.,1987.

2. Спасение 03 или первая медицинская помощь при несчастных случаях, СПб, 1995.

3. Сердечно–легочная реанимация. Под. Ред. Г.а. Рябова. М.,1996

4. Захаров н.и., Рабинович в.м. бытовые отравления. домашняя библиотека, –Красноярск. 1991.

5.Учебное пособие по подготовке медицинских сестер/ под ред. А.Г. Сафонова, М., 1987.

6.Сыромятникова А. В.. /Руководство к практическим занятиям по хирургии/,–М.,1987.

Дополнительная литература.

1. Медицина катастроф/,под ред. в.м. Рябочкина, г.и. Назаренко, – М., 1996

2. Первая доврачебная помощь / под ред Величко В .М. Юмашева г.с.–М., медицина», 1989

3. Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь / под ред. Чазова Е. М. М., медицина, 1988

4. Лужников Е. А. Острые отравления, М., Медицина, 1983

5. Богоявленский В. Ф. и др. / Диагностики и доврачебная помощь при неотложных состояниях/ СП/б,1995

6. Воробьева Е.Н. Губарь Н.К. /Анатомия и физиология/,–М., 1989

13