Конспект лекций для студентов по курсу «Основы философии»

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Новосибирской области

НОВОСИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Разработала: Микичур Е.А.

Новосибирск 2012 г.

Содержание.

  1. Пояснительная записка …………………………………….стр.3
  2. План-конспект лекции 1 «Характер философского знания и задачи философии»……..стр.4-8
  3. План-конспект лекции 2 «Философия как учение о человеке» ….стр.8-10
  4. План-конспект лекции 3 «Философия как учение о человеке обществе и природе» ….стр.10-12
  5. План-конспект лекции 4 «Философия как учение о бытии и сознании» ….стр.12-15
  6. План-конспект лекции 5 «Философия как теория познания, научное познание» ….стр.15-19

Пояснительная записка.

Конспект лекций составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы философии» для средних специальных учебных заведений и рабочей программы, разработанной Микичур ЕА. на основе типовой программы по данной дисциплине.

Цель работы заключается в том, что бы познакомить учащихся с базовыми философскими понятиями, содействовать формированию навыков теоретического анализа проблем, стоящих перед обществом и человеком в современном мире.

План-конспект лекции 1. Характер философского знания и задачи философии.

Основные вопросы лекции:

10 стр., 4818 слов

Коротич Г.В. Лекция по теме Философия общества

... истории - развитие свободы гражданина. О том, как понимали развитие общества в философии марксизма – далее. Самостоятельно ознакомьтесь с теорией постиндустриального общества и с др. теориями ... различать понятия “общество” и “государство”. Считалось, что в основе всемирной истории лежит план Бога, контролирующего историю. Человек и общество сотворены Богом. История человечества представлялась как ...

1. Определение философии.

2. Философия и мировоззрение.

3. Философия и наука

4. Специфические черты философского знания.

5. Предмет и методы философии.

6. Структура философии.

7. Функции философии.

1. Происхождение и предмет философии.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.).

Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла в 800-600 гг. до н.э. одновременно и на Западе (среднеземноморская, греческая культура) и на Востоке (Индия, Китай).

Философия— учение о мире в целом, о его сущности и общих закономерностях его бытия и познания.

Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах и структурных характеристиках.

Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на поиск и нахождение всеобщих оснований бытия и ценностных ориентаций человека.

2. Философия и мировоззрение.

Мировоззрение– этоcистема общих взглядов человека на мир и свое место в этом мире, совокупность жизненных принципов и идеалов.Как сложное ду­ховное явление оно включает в себя:убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстети­ческие воззренияи др.

Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, обществен­ными) дисциплинами, а также различными формами об­щественного сознания — политическим, религиозным и др. Однако целостный и завершенный вид ему придает только философия, которая интегральнообъединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующи­еся в сознании человека из различных источников.

Три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

мифология – исторически первая форма мировоззрения. Мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.

Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.

Религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией (наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды и традиции).

12 стр., 5725 слов

Философия науки 2 Рассмотрение проблем

... общие, собирательные понятия. Именно в таком контексте нередко употребляется понятие «наука» применительно к философии, а философов называют учеными, что, в общем-то, правомерно, но, лишь отчасти. ... философия, религия, обыденное сознание, мифология и пр. Следовательно, если науку отождествлять с познавательной деятельностью вообще, то и истоки ее надо искать в начале человеческой истории. Человек ...

Она носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология.

Философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е опирается на доказательства в обосновании своих положений).

3. Философия и наука

Возможны четыре различных решения этого вопроса: а) философия включает в себя науку; б) философия входит в состав науки; в) философия и наука — это разные области знания; г) философия и наука — это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания. Наиболее реальным является решение г. Оно предполагает, что философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним. Эта связь проявляется в том, что имеются проблемы, общие для философии и науки (например, философские проблемы физики, математики, биологии и других наук).

Особенно тесно связана философия с социальными и гуманитарными науками.

Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей наук» — включающей в себя все известное человеку на данный исторический момент знание о природе, обществе, о нем самом — по всем направлениям. Такая ситуация продолжалась до ХУ века. В этот период начинается процесс формирования частных наук (физика, химия, биология и т.д.) со своим специфическим предметом. Конкретные науки «отпочковываются» от философии. Предмет частных наук – законы какой-то конкретная области бытия (природа — живая или неживая, психическая организация человека и т.д.), предмет философии – это законы и устройство мира в целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего целого. Философия опираются в своем исследовании на данные частных наук, философия служит для частных наук методологией.

Известно высказывание Альберта Эйнштейна: «Если под философией понимать поиск знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий». Томас Манн считает философию «царицей наук». Она обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет много исследований во всех областях науки. «Философия — это сжатое изложение науки своего времени» — вторит им Огюст Конт. Все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное миропонимание.

4. Специфические черты философского знания:

— имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.).

— носит предельно общий, теоретический характер;

— содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук;

— во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

— является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

— изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

— испытывает на себе cильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

— в тоже время динамично – постоянно развивается и обновляется;

— неисчерпаемо по своей сути;

— ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

5. Предмет и методы философии

Предмет философии (круг, изучаемых вопросов) – это содержание четырех основных разделов: онтология (наука о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество. В рамках данных разделов рассматриваются следующие частные вопросы: 1) сущность бытия; 2) происхождение бытия; 3) материя и ее формы; 4) сознание, его природа и происхождение; 5) взаимоотношение материи и сознания; 6) бессознательное; 7) человек, его сущность и существование; 8) душа и духовный мир человека; 9) общество; 10) общество и человек; 11) природа; 12) природа и человек; 13) духовная сфера жизни общества; 14) материально-экономическая сфера жизни общества; 15) социальная сфера общества; 16) общественно-экономические формации и проблемы цивилизации; 17) перспективы человека и общества; 18) экология и проблемы выживания; 19) особенности познания; 20) ограниченность и безграничность познания; 21) философские категории; 22) диалектика и многие другие вопросы.

Основные методы философии (пути и средства философского исследования): 1) диалектика (метод философского исследования, при котором вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин, следствий, единства и борьбы противоположностей); 2) метафизика (метод, противоположный диалектики, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично, однозначно); 3) догматизм (восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер); 4) эклектика (метод, основанный на произвольном соединении разрозненных понятий и концепций); 5) софистика (метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных посылок, новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу); 6) герменевтика (метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов).

6. Структура философии:

Онтология

Учение о бытии

Гносеология

Учение о познании

Философская антропология

Учение о человеке

Праксеология

Учение о практической деятельности человека

Аксиология

Учение о ценностях

Этика

Учение о морали и нравственности

Эстетика

Учение о прекрасном, об искусстве

Логика

Учение о правильном мышлении

Философия языка

Лингвистическая философия

Социальная философия

Учение об обществе

История философии

Исследование жизни и творчества философов

Философия и методология науки

Исследование особенностей и закономерностей научного познания

7. Функции философии.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. прогностическая функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Ключевые понятия и слова: философия, мировоззрение, мифология, наука, гносеология, онтология, антропология, аксиология, этика, эстетика, эклектика, софистика, герменевтика, догматизм, метафизика, диалектика.

План – конспект лекции 2. «Философия как учение о мире и человеке».

Основные вопросы лекции:

1.Сущность человека. Исторический обзор взглядов на сущность человека.

2. Биологическое и социальное в развитии человека.

3. Индивид. Индивидуальность. Личность.

1.Сущностьчеловека. Исторический обзор взглядов на сущность человека

Философская антропология – это раздел философии, изучающий человека, его природу и сущность.

Представление о месте человека в мироздании исторически менялось.

Античность

Человек – это часть космоса; микрокосм, подчиненный судьбе. Человек космоцентричен. Идеальный человек – философ и олимпиец в одном лице.

Средние века

Человек – это промежуточное существо между ангелом и животным. Бессмертная душа и смертная плоть. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Идеальный человек – образ святого.

Новое время

Человек поверил в себя. Главное предназначение человека – познание мира. Человек господин природы. Антропоцентризм. Идеальный человек – ученый-энциклопедист.

2. Биологическое и социальное в развитии человека.

Человек – представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда.

Человек– это живая система, представляющая единство трех составляющих:

1) биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);

2) психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.)

3) социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т.п.)

Он существо целостное — соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное — способное к любому виду деятельности; уникальное — открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию и само-преодолению. Если относительно двух последних характеристик сомнений у ученых не возникает, то относительно целостности велись

и ведутся ожесточенные споры.

Индивидуальный человек – часть живой природой, он неповторим в силу своих биологических особенностей (генетического кода, веса, роста, темперамента и т.д.).

Однако стать человеком он может только в обществе: будучи оторванным от общества, например, в младенческом обществе, человеческое существо развивается как биологическая особь, но безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком (овладеть речью, навыками общения, обучиться труду, интеллектуальная деятельность тоже для него недоступна).

Несомненно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо, то есть биосоциальное. Но каково соотношение этих двух начал, является ли одно из них определяющим – это предмет научных дискуссий.

3. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства.

Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией).

Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность – это итог взаимодействия человека и общества.

Ключевые понятия и слова: человек, индивид, индивидуальность, личность.

План – конспект лекции 3. «Философия как учение о человеке обществе и природе». Лекция 3.1 Философия как учение об обществе

Основные вопросы лекции:

1. Философское определение общества.

2. Структура общества: четыре подсистемы.

  1. Философское определение общества. Структура общества: четыре подсистемы.

Самое широкое философское понятие общества звучит следующим образом: общество – это совокупная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. По мере развития философии на проблему общества возникали самые различные взгляды:

Философ

Идея

Демокрит

Общество возникло как результат естественных потребностей людей (необходимость делать и применять оружие, строить жилища, шить одежду и т.д.)

Аристотель

Человек – общественное существо. Общество – это развитая семья.

Гоббс

У общества есть два состояния: естественное и гражданское. В естественном состоянии идет непрерывная борьба всех против всех («Человек человеку волк»).

Прав тот, у кого сила. Но люди стремятся к самосохранению, поэтому заключают договор и передают часть своих прав государству, в результате чего возникает гражданское общество.

Гегель

Гражданское общество – это сфера экономических отношений, которая вытекает из права.

Маркс

Общество – это сам человек в его общественных отношениях.

Современная западная философия

Общество – это совместные действия людей, интегрированных в социальные группы и системы.

Философское понимание общества включает в себя два главных признака: 1) общество есть обособившаяся часть природы; 2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.

Являясь открытой динамической системой, общество включает в себя следующие подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономической подсистемой общества является экономика, которую в широком смысле определяют как способ производства материальной жизни.

Под социальной подсистемой понимают все, что относится к разновидностям социума: семейно-родственные, национально-этнические, территориально-населенческие сообщества.

Политические отношения в своей совокупности образуют политическую подсистему.

Духовная подсистема – это сложное взаимодействие индивидуального и общественного сознания. Общественное сознание – это возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия. Индивидуальное сознание – восприятие отдельным человеком различных сторон бытия.

Лекция 3.2 Природа как предмет философского осмысления.

Основные вопросы лекции:

  1. Понятие природы
  2. Этапы взаимодействия общества и природы
  1. Понятие природы.

Термин «природа» употребляется в философии в трех основных значениях: широком, узком и специальном. В широком смысле, природа – это все сущее (бытие); в узком смысле, природа – это окружающая человека среда, жизненное пространство человека; в специфическом контексте, под природой понимают суть, основное содержание чего-либо. Исторически первой предпосылкой, основой человеческой деятельности были и остаются сегодня вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действия людей («первая природа»).

Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством вещей, процессов и состояний. В философии его назвали «второй природой».

  1. Этапы взаимодействия общества и природы.

Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества и природы во многом определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими и религиозными воззрениями.

Таким образом, можно выделить следующие этапы взаимодействия природы и общества в понимании философии:

1. Во времена античной философии человек и природа мыслились как единое целое, гармонически взаимосвязанное. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать в качестве объекта наблюдения. Еще не сильно развитые материальные силы общества не позволяли рассматривать природу как цель потребительской деятельности человека.

2. В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Интерес к изучению материального мира не поощряется, на первом месте – духовные устремления человека.

3. В Новое время (17-18 вв.) бурно развиваются науки. Природа становится предметом активной эксплуатации — интеллектуальной и промышленной. Она не просто поприще для человеческой деятельности, а «мастерская» (как ее назвал Ф. Бэкон).

Молитвенное, поэтическое отношение к природе начало постепенно разрушаться. Центральная идея Нового времени — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы. Господство техники и машины, по словам Н.А. Бердяева, есть прежде всего переход от органической жизни (в единстве с природой) к организованной деятельности. Такой переход является результатом прорыва духа в природу и внедрением разума в стихийные процессы.

5. Постепенно в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все полного господства человека над природой. (Человек осознал свою мощь).

Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до конца 20 века. И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидна задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы.

Ключевые понятия и слова: общество, общественное сознание, индивидуальное сознание, природа, экологический кризис.

План – конспект лекции 4. «Философия как учение о бытие и сознании»

Основные вопросы лекции:

  1. Категория бытия в философии.
  2. Понятие субстанции в философии.
  3. Движение и развитие.
  4. Пространство и время
  5. Основные формы бытия:
  6. Сознание: происхождение и структура.
  1. Категория бытия в философии.

Проблемы бытия и небытия, существования и несуществования изучает онтология.

Впервые проблему бытия как философской категории выделил Парменид для обозначения того что есть (существует).

Досократическая философия отождествляет бытие с вечным и совершенным космосом. Понимание бытия значительно расширил Платон, который указал на то, что бытием может обладать не только материальное, но и идеальное.

Для средневековой философии «истинное бытие» – Бог, неистинное – бытие, сотворенное Богом.

Немецкая классическая философия ввела понятие «субстанция» – некая сущность, лежащая в основе мироздания.

Философия 20 века связала понятие бытия с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. Философы трактуют категорию бытия в соответствии с исходными принципами своего учения.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие осуществовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что есть — всё видимое и невидимое. Бытие есть то, что может нами мыслиться, что мы можем помыслить.

Бытие – это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.

  1. Понятие субстанции в философии.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции («то, что лежит в основе» лат.), в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета какой-то одной субстанции, получили название «философский монизм». Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, такая философская позиция называется дуализмом; если более двух – плюрализмом. Монизм может быть материалистическим: мир изначально материален, материальность лежит в основе его единства. Идеальное – это свойство материи. Идеалистический монизм считает, что идеальное является вечной, неуничтожимой первоосновой любого бытия.

Таким образом, философия рассматривает две самостоятельные субстанции – материю и сознание.

  1. Движение и развитие.

Движение – это любое изменение состояний природных процессов и явлений. Движение вечно, неуничтожимо, неотрывно от материи и абсолютно. Покой относителен и имеет преходящий характер.

В науке выделяют два основных типа движения. Первый связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, т.е. не изменяют своего качества. Это количественные изменения.

Движение может сопровождаться изменением внутренней структуры предмета, что ведет к изменению качества вещи и превращению ее в совершенно другую вещь. Такой тип движения называется развитием. Если развитие сопровождается усложнением структуры, повышением уровня организации – это прогресс; если оно идет от более развитых форм к менее развитым – это регресс.

Среди многообразных форм движущейся материи выделяются некоторые основные. Это — механическая форма движения материи (пространственное перемещение тел относительно друг друга), разнообразные физические формы движения (тепловая, электромагнитная, внутриатомная, внутриядерная и т. п.), химическая (образование и разложение молекул, входящих в состав различных веществ), биологическая, (органическая жизнь во всех ее многообразных проявлениях, изменения, претерпеваемые живыми организмами), социальная (развитие человеческого общества).

  1. Пространство и время.

Пространство и время, выступают как формы бытия бесконечной в своем многообразии реальности.

В философии сложилось два направления в понимании пространства и времени: субстанциональное и реляционное.

В субстанциональном направлении пространство и время рассматривались как самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности (Аристотель, Ньютон).

Второе направление, реляционное, связывается с пониманием пространства и времени не как самостоятельных сущностей, а как особых отношений между объектами и процессами существующего мира (Лейбниц).

Современные философские представления о пространстве и времени неразрывно связаны с последними достижениями в области физики, биологии, астрономии, других естественных и точных наук и подтверждают обоснованность реляционных взглядов на их природу. Так, в соответствии с теорией относительности Эйнштейна пространство и время существуют не сами по себе, как не существуют и в отдельности друг от друга, а находятся в такой неразрывной связи с материей, что не обладают никакой самостоятельностью и выступают как атрибуты единого и многообразного целого. Образуя единый пространственно-временной континуум, они также зависят от скорости движения материальных тел, когда при увеличении относительной скорости движения тела его пространственные характеристики сокращаются, а время в отношении его замедляет свое течение.

По существу пространство характеризуется протяженностью, однородностью, многомерностью, а время – длительностью, необратимостью и изотропностью (равноправность всех возможных направлений).

  1. Основные формы бытия:

Бытие имеет свою иерархию, в которой можно выделить реальность различного вида, например физическую, химическую и биологическую. Другая разновидность бытия — это бытие духовное. Духовное — такая же реальность, как и остальное бытие, более сложный уровень его проявления. Оно затрагивает весь внутренний мир человека, его сознательное и бессознательное содержание. Реальность бытия духовного проявляется и в том, что человек, взаимодействуя с другими людьми, исходит из реальности духовных процессов в вещном бытие человека. Всё сказанное позволяет назвать бытие духовного более точно — бытие индивидуального духовного.

Можно выделить также бытие общественного духовного. Оно представлено в формах отношений между людьми, которые осознаются как межиндивидуально существующая реальность. Их ещё называют формами общественного сознания: таковы мораль, искусство, религия, политика. Они подчинены внутренним закономерностям. В которых проявляется их объективный характер.

  1. Сознание: происхождение и структура.

Сознание — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность отражения действительности в мышлении.

Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности; поэтому закрепляющие их формы отражения всегда носят социальный характер. Таким образом, в более узком смысле сознание — высшая форма психического отражения, свойственна общественно развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместна деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта.

Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.

Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание — отражение общественного бытия; формы общественного сознания — наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.

Ключевые понятия и слова: онтология, бытие, монизм, дуализм, плюрализм, движение, развитие, прогресс, регресс.

План – конспект лекции 5. «Познание как предмет философского анализа»

Основные вопросы лекции:

  1. Познание как предмет философии.
  2. Принципы и структура познания.
  3. Истина. Заблуждения в познании.
  4. Виды и уровни познания.
  5. Интуиция.
  1. Познание как предмет философии.

Познание – это процесс получения знаний об окружающей действительности.

Раздел философии изучающий познание называется гносеология.

Результаты познания остаются не только в сознании познающего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей (книг, рисунков и т.д.).

В процессе жизни человек выполняет два вида действия по познанию:

  • Познает окружающий мир непосредственно (т.е. открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
  • Познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы и т.д.).

В философии существует две основные точки зрения на процесс познания: гносеологический оптимизм и агностицизм.

Сторонник гносеологического оптимизма (Беркли, Гегель, Дидро, Фейербах, Маркс и др.) считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (Кант, Юм) либо отрицают возможность познать мир, либо считают человека ограниченным в своих познавательных возможностях.

Разновидностью агностицизма являются релятивизм (Гераклит, Протагор) и скептицизм (Пиррон, Тимон).

Релятивизм исходит из условности и относительности всяких знаний, скептицизм подвергает сомнению возможность познания мира. Релятивисты и скептики не отрицают познание полностью, они отрицают возможность достоверного познания.

  1. Структура познания.

Познание имеет субъект – объектную структуру.

Познающим субъектом является человек.

Объектом познания является окружающий мир.

  1. Истина. Заблуждения в познании.

В процессе познания человек стремится к обретению истины. Истина – это адекватное отражение объекта в сознании субъекта. Истину, содержащую нравственную оценку, называют правдой. Противоположностью правды является ложь. Ложь – это преднамеренное искажение знаний, ее цель ввести в заблуждение тех, кому она предназначена.

Заблуждение – несоответствие знаний действительности. Заблуждение может возникать в силу самых разных причин: поспешных обобщений, одностороннего восприятия объекта, истолкования вероятных знаний как достоверных, предубеждений, несовершенства познавательных средств и т.д.

Наряду с понятием заблуждение может употребляться понятие ошибка. Ошибки принято делить на фактические (по содержанию) и логические, связанные с неправильным построение мысли. Логические делят на непреднамеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы).

Познание и практика.

Критерием истины является практика. Практика – это конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека

  1. Виды и уровни познания.

Познание можно разделить на два уровня: научное и ненаучное. Ненаучное делят на донаучное, обыденное и вненаучное (паранаучное).

Донаучное познание – это исторический этап в развитии познания, предшествующий научному познанию.

Обыденное (житейское) познание основано на наблюдении и практическом освоении природы, на накопленном жизненном опыте.

К вненаучному познанию относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию, но с наукой несовместимое (алхимия, магия, астрология, уфология, спиритизм и т.д.).

Эмпирическое познание.

Живое созерцание – это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объекта.

Различают три взаимосвязанные формы живого созерцания:

ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;

восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений;

представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Ощущения, по органу чувств, посредством которого они получены, делятся на зрительные (самые важные), слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.

Различают образы памяти и воображения. Обычно образы являются нечеткими, расплывчатыми, усредненными, но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.

Познавательные способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус и т.д.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

Все эти способности объединены в одну группу, названную «способностью к чувственному отражению действительности». Вследствие многозначности слова «чувство», правильнее разделять чувственное на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.

Теоретическое познание.

Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

Различают два уровня мышления:

рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;

разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Следует отметить, что рассудок – это обычное житейское мышление, здравый смысл; его логика изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание.

С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума – объединить многообразное и выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот.

Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.

Рассудок и разум представляют собой особое сечение познавательного процесса, когда мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-приспособительный, либо понимающий и творчески-конструктивный характер.

6. Интуиция

Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью логики именуется интуицией. Она занимает важное место в познании, сообщает ему новый импульс и направление движения. Под интуицией (догадка) понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть вещей. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от спецификации деятельности субъекта.

Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене общий момент непосредственности в процессе познания, в отличие или в противоположность от опосредствованного характера логического мышления.

Интуиция поддается экспериментальному изучению. Здесь следует отметить труды Я.А.Пономарева, Олтона, К.Факуоару.

Посредством наблюдений над людьми было доказано, что интуиция широко распространена даже в обычных условиях. Нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы «предчувствуя», что нужно поступить именно так, а не иначе.

Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Для интуиции также характерна внезапность и неосознанность.

Ключевые понятия и слова: познание, гносеология, агностицизм, релятивизм, скептицизм, гносеологический оптимизм, Истина, ложь, заблуждение, практика, наука. Эмпирический и теоретический уровни познания. Ощущение, восприятие, представление. Разум, рассудок. Интуиция.

14