Непрерывное профессиональное развитие социальных работников

Министерство здравоохранения

Республики Казахстан

РОО «Национальная Медицинская Ассоциация»

Законодательные и нормативно-правовые акты по социальной службе в Республике Казахстан

_____________________________________________________

Выполнено в рамках социально-значимого проекта:

«Активизация деятельности социальных работников на уровне ПМСП и их поддержка со стороны неправительственных организаций».

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

Астана, 2012 г.

Об утверждении Методических рекомендаций

По организации деятельности социального

Работника в сфере здравоохранения

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации деятельности социального работника в сфере здравоохранения.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Байжунусова Э.А.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.

Министр здравоохранения

Республики Казахстан С. Каирбекова

Утверждены приказом

Министра здравоохранения

Республики Казахстан

от__ ноября 2011 года №______

Методические рекомендации

По организации деятельности социального работника

В сфере здравоохранения

Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации по организации деятельности социального работника в сфере здравоохранения
(далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии со
статьей 9 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года
«О специальных социальных услугах».

2. Методические рекомендации предназначены для регулирования деятельности социальных работников, оказывающих специальные социальные услуги в сфере здравоохранения

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:

специальные социальные услуги — комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

социальный работник — работник, оказывающий специальные социальные услуги и (или) осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, имеющий необходимую квалификацию соответствующую установленным требованиям;

медико-социальная помощь — это совокупность медико-социально-психологических и профилактических услуг для человека, семьи и сообщества, направленная на восстановление, сохранение, укрепление здоровья населения через удовлетворения его потребностей и нужд для обеспечения социального благополучия и улучшения качества жизни.

2. Основные задачи

4. Основными задачами социальных работников в сфере здравоохранения являются:

1) создание условий для преодоления трудной жизненной ситуации в случае ее возникновения;

2) оказание медико-социальной помощи;

3) осуществление своей деятельности в тесном взаимодействии с врачами, средними медицинскими работниками, психологами и оказание содействия им в понимании социальных и психологических аспектов заболеваний;

4) содействие в медицинской и психологической реабилитации пациента и клиента.

3. Организация деятельности

5. Деятельность социальных работников, оказывающие специальные социальные услуги в сфере здравоохранения, организуется по территориальному принципу.

6. В своей работе социальный работник руководствуется Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» от 29 декабря 2008 года, другими действующими нормативными правовыми актами в области здравоохранения.

7. Выполнение своих обязанностей и реализацию своих прав социальный работник осуществляет на основе принципов Международного кодекса этики социальной работы и ценностей социальной работы, обеспечивая комплексный подход к личности пациента и его семье, облегчая его физическое и психическое состояние, а также поддерживая социальный и духовный потенциал больного.

4 стр., 1969 слов

Социальный проект «Навстречу друг другу»

... , реальное обеспечение их потребностей в области образования, здравоохранения, поддержка семей, помощь детям, попавшим в трудные ... семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития). 3. Для государства: - уменьшение количества интернатных ... О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без ...

8. Специальные социальные услуги осуществляются по видам и в объеме, утвержденные приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 630 «Об утверждении стандарта оказания специальных социальных услуг в области здравоохранения».

9. Повышение квалификации и переподготовку социальные работники проходят в медицинских организациях образования и науки (отдел повышения квалификации/ факультет повышения квалификации), в неправительственных и международных организациях, работающих в социально-психологической сфере.

10. Квалификация социальных работников должна соответствовать требованиям, утвержденным приказами Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 марта 2009 года № 134 «Об утверждении квалификационных требований к социальным работникам в сфере здравоохранения и правил их аттестации» и от 26 ноября 2009 года № 791 «Об утверждении Квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения».

11. Кабинет социального работника организуется в медицинских организациях для оказания медико-социальной помощи, входит в состав отделений больниц, специализированных диспансеров, хосписов, отделений амбулаторно-поликлинических организаций, СПИД-центра, Домов ребенка и отвечает объему работы и характеру деятельности, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

12. Кабинет социального работника обеспечивается компьютерной техникой с доступом в глобальную сеть Интернет, телефонной линией, необходимой учетно-отчетной документацией и профессиональной литературой.

4 стр., 1663 слов

Психологическая помощь медицинским работникам средствами психологической службы

... направления деятельности психологической службы здравоохранения. 3. Разработать программу оказания психологической помощи медицинским работникам средствами психологической службы ... . Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложность оказания психологической помощи медицинским работникам, а ... Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с. 19. Елисеев О ...

13. Работа кабинета социального работника ведется согласно графику, утвержденная главным врачом.

4. Функциональные обязанности

14. Функциональные обязанности предъявляются к следующим социальным работникам в сфере здравоохранения:

1) социальному работнику по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения (с высшим образованием);

2) социальному работнику по оказанию социальной помощи на дому в сфере здравоохранения (средним образованием).

15. Функциональные обязанности социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения включают:

1) знание основ гражданского права, законодательства в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и права. Владеть достаточными знаниями по медицине, психологии и педагогике;

2) проведение комплексной оценки проблем, нужд пациента, изучение степени факторов риска и защиты, планирование социальных программ (социальная диагностика, социальное вмешательство, социальный диагноз, методы социальной терапии и социальный патронаж), администрирование социальных услуг, необходимых для стабилизации состояния и выздоровления пациента и клиента;

3) формирование целевых групп для оказания им социальных услуг;

4) активное взаимодействие с врачами, медицинскими сестрами, психологами медицинских организаций для выявления пациентов, нуждающихся в медико-социальной помощи;

5) информирование медицинских и немедицинских специалистов, пациентов и членов их семей об основных нормативных документах, регулирующих права человека, представление интересов пациента, групп больных в различных инстанциях;

6) осуществление в интересах пациентов и клиентов активное взаимодействие с социальными и медицинскими службами других медицинских организаций;

7 стр., 3448 слов

Анализ деятельности МКУ 'Центр предоставления дополнительных мер социальной помощи и работы с отдельными категориями граждан г. Тамбова'

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Педагогический колледж г. Тамбова" ДНЕВНИК по производственной (преддипломной) практике Студентки Тумановой Анастасии Николаевны Специальности 39.02.01 (040401) Социальная работа Руководитель практикиСтенина Светлана Сергеевна Тамбов 2015 Содержание Раздел I. Место прохождения ...

7) согласование юридических вопросов социальной защиты пациентов и членов их семей с руководителями и специалистами служб социальной защиты, органов юстиции, внутренних дел, опеки и образования;

8) оказание помощи в создании инициативных клубов, групп поддержки самопомощи и взаимопомощи, выявление лидеров из сообщества;

9) участие в организации работы по формированию здорового образа жизни, здоровой модели поведения;

10) обсуждение в медицинских коллективах проблем социального, психологического состояния курируемых пациентов на основе этических правил для повышения качества оказываемых медико-социальных услуг; проведение супервизий тяжелых, трудных и экстренных случаев;

11) решение вопросов социальной поддержки пациента (направление на медико-социальную экспертизу, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации);

12) участие в решении вопросов пребывания детей с ограниченными возможностями в специализированных детских садах, школах, школах-интернатах, санаториях, летних лагерях, оптимального обучения, в том числе профессионального, организации библиотечного обслуживания, медико-педагогической коррекции, обучении родителей методам и приемам коррекционной работы с детьми-инвалидами, вовлечение их в общественные объединения родителей детей с аналогичными проблемами;

13) привлечение добровольных помощников (волонтеров) к оказанию социальной помощи нуждающимся, организацию их обучения навыкам поддержки и оказания социально-психологических услуг;

14) владение всеми контактами и достоверной информацией о работе государственных, в том числе медико-социальных экспертных комиссий, медицинских организаций, центров социальной помощи, а также общественных и международных организаций по вопросам социально-психологической и правовой помощи;

10 стр., 4849 слов

Тема 17. Технологии медико-социальной работы

... ­тельствует о необходимости социальной и психологической реа­билитации пациентов различных клинических групп. Особое место в медико-социальной работе занимает органи­зация паллиативной помощи инкурабельным (неизлечимым) он ...

15) проведение обучений и тренингов, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности (с приглашением профессионалов для проведения обучения);

16) повышение профессионального уровня с изучением и внедрением передового зарубежного и отечественного опыта;

17) проведение анализа результатов анкетирования пациентов, специалистов организаций по социальным проблемам и качеству оказываемых медико-социальных услуг;

18) ведение необходимой документации по социальной работе (план работы социального работника, статистическая карта пациента, журнал регистрации индивидуальных консультаций, журнал посещений на дому, журнал по групповой работе с населением (группа пациентов по социально значимым заболеваниям, группа поддержки самопомощи и взаимопомощи, инициативных клубов, тренинговой деятельности, волонтерство), документации по нормативно-правовым актам, социальный паспорт семьи с планом развития семьи, отчеты о проделанной работе (далее — документация);

19) информирование непосредственного руководителя о проделанной работе, возникающих проблемах, принятие совместных решений;

20) предоставление информации в СМИ, осуществление публикаций в профессиональных и популярных журналах, газетах о проводимой работе и внедрении новых социальных технологий, заниматься научной деятельностью.

16. Функциональные обязанности социального работника по оказанию социальной помощи на дому в сфере здравоохранения включают:

1) знание основ гражданского права, законодательства в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и права; владеть достаточными знаниями по медицине, психологии и педагогике;

2) проведение общей диагностики социальной ситуации пациента на приеме, на дому (социальная диагностика, социальное вмешательство, социальный диагноз, методы социальной терапии и социальный патронаж) и определение пакета социальных услуг, согласованное со специалистом по социальной работе в сфере здравоохранения и медицинскими работниками;

3) активное взаимодействие с врачами, медицинскими сестрами, психологами медицинских организаций для выявления пациентов, нуждающихся в социальной помощи;

8 стр., 3534 слов

Профессиограмма специалиста по социальной работе

Введение Социальный работник - милосердная, добрая профессия, которая официально появилась в России всего 20 лет назад. С переходом страны к рыночной экономике труднее всех было справиться незащищенным слоям населения: одиноким немощным старикам, одиноким мамам и папам, инвалидам, тяжелобольным и детям, лишенным родительской заботы. На помощь им пришли представители новой профессии - социальные ...

4) формирование целевых групп для оказания им социальных услуг;

5) участие в планировании социальных программ;

6) информирование медицинских и немедицинских специалистов, пациентов и членов их семей по вопросам нормативного регулирования прав человека, представление интересов пациента, групп больных в различных инстанциях;

7) осуществление в интересах пациентов и клиентов взаимодействие с социальными и медицинскими службами других медицинских организаций;

8) прохождение специальной подготовки по курсу доврачебной помощи с навыками парентеральных вмешательств (инъекции), измерение артериального давления, температуры, гигиенического массажа, смены повязок, манипуляции по профилактике пролежней и другое;

9) организация при необходимости вызова врача на дом, сопровождение пациента в медицинскую организацию;

10) оказание помощи пациенту при приеме в стационар или хоспис в адаптации к атмосфере и режиму клиники, обучение его навыкам самообслуживания, самоконтроля и общения;

11) планирование ухода после выписки из стационара или хосписа; обучение пациентов, членов их семьи навыкам ухода, доврачебным манипуляциям; оказание помощи в решении личных проблем, связанных с болезнью, критическими периодами в его жизни;

12) участие в решении вопросов социальной поддержки пациента, опеки и попечительства (помощь в оформлении запросов, доверенностей, оформлении направления на МСЭК, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации);

13) участие в решении вопросов пребывания детей с ограниченными возможностями в специализированных детских садах, школах, школах-интернатах, санаториях, летних лагерях, оптимального обучения, в том числе профессионального, организации библиотечного обслуживания, медико-педагогической коррекции, обучении родителей методам и приемам коррекционной работы с детьми-инвалидами; вовлечение в общественные объединения родителей детей с аналогичными проблемами;

14) содействие при необходимости в получении средств передвижения, различных видов протезирования и других технических средств реабилитации;

15) владение всеми контактами и достоверной информацией о работе государственных, в том числе медико-социальных экспертных комиссий, медицинских организаций, центров социальной помощи, а также общественных и международных организаций по вопросам социально-психологической и правовой помощи;

16) привлечение добровольных помощников (волонтеров) к оказанию социальной помощи нуждающимся, организация их обучения навыкам поддержки и оказания социально-психологических услуг;

17) оказание помощи в создании инициативных клубов, групп поддержки самопомощи и взаимопомощи, выявление лидеров из сообщества;

18) участие в организации работы по формированию здорового образа жизни, здоровой модели поведения;

19) участие в обсуждении в медицинских коллективах проблем социального, психологического состояния курируемых пациентов на основе этических правил для повышения качества оказываемых медико-социальных услуг;

20) информирование непосредственного руководителя о проделанной работе, возникающих проблемах, принятие совместных решений;

21) повышение профессионального уровня с изучением и внедрением передового зарубежного и отечественного опыта;

22) проведение анкетирования пациентов, специалистов организаций по социальным проблемам и качеству оказываемых медико-социальных услуг;

23) ведение документации по социальной работе;

24) предоставление информации в средства массовой информации, осуществление публикаций в профессиональных и популярных журналах, газетах о проводимой работе и внедрении новых социальных технологий.

Непрерывное профессиональное развитие социальных работников

17. Непрерывное профессиональное развитие социальных работников осуществляется в течение всей профессиональной жизни.

18. Непрерывное профессиональное развитие осуществляется медицинскими организациями образования и научными организациями в области здравоохранения, а также международными организациями.