В помощи к отчету по педагогической практике

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.

Цель практики– освоение студентами навыков психологического сопровождения педагогического процесса в учебном заведении, системного анализа педагогической системы и процесса учения, составление учебно-методических программ и учебных планов, овладение приемами подготовки лекционного и практического материала.

Задачи:

  1. Изучение современного состояния психолого-педагогической работы в различных учебных учреждениях (вузах, школах, фирмах, учреждениях дополнительного образования и др.), традиционного и нетрадиционного психолого-педагогического опыта.
  2. Овладение навыками психолого-педагогического изучения учебной группы (класса), отдельных студентов (учащихся) и коррекционной работы с ними.
  3. Развитие навыков анализа психологических компонентов занятия (урока) и их построения в собственной педагогической деятельности.
  4. Формирование умений и навыков психологического анализа педагогом собственной профессиональной деятельности и активизация процесса профессионально-личностного саморазвития студентов.
  5. Формирование умения определять тактику воспитательной и психолого-педагогической работы с учащимися (студентами) на основе результатов диагностики.
  6. Осуществление практической апробации коррекционных, диагностических и профилактических мероприятий, с последующим их анализом и составлением рекомендаций.
  7. Формирование начального опыта общения с коллегами в педагогическом коллективе;
  8. Формирование собственной модели педагогического взаимодействия с учащимися (студентами).
  9. Развитие профессиональной психологической культуры.
  10. Профессиональная ориентация и профессиональное воспитание.
  11. Развитие потребности в психоло-педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании.
  12. Углубление и расширение теоретических знаний студентов.

Требования к отчету

Раздел 1. Знакомство с базой практики

Тема 1. Ознакомление с базой практики

1) Ознакомление со спецификой образовательного учреждения – базой практики. Работа психолога в условиях данного образовательного учреждения: а) приоритетные направления школы (вуза, предприятия) и методы работы; б) функции и обязанности психолога в условиях образовательного учреждения; в) перечень основной документации педагога-психолога; г) актуальные психологические проблематики в деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения; д) первоочередные вопросы, в решении которых может быть полезно участие психолога-практиканта.

5 стр., 2193 слов

Производственная педагогическая практика в специальном дошкольном ...

... образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»; актуализировать знания об особенностях организации коррекционно-педагогического процесса в данном виде СДОУ; изучить функциональные обязанности педагога-психолога; ... Познакомиться с основными формами работы педагога- психолога: Психолого-педагогическое изучение ребенка; Специальные коррекционные занятия ( ...

2) Составление и согласование графика работы практиканта в учреждении. Планирование практической и экспериментальной работы, направленной в соответствии с индивидуальным планом студента-практиканта.

Образец:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРАКТИКИ

1. Знакомство с деятельностью МБДОУ школа-гимназия № 1.

2. Ознакомление со спецификой работы психологической службы школы и выбор объекта(ов) для проведения диагностических и коррекционных работ.

3. Проведение диагностики межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности в 6-х и 7-х классах по методике …; ценностных ориентаций в 9-10-х классах по методике …; положения учащихся в группе сверстников в 5-х классах по методике …. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по результатам диагностики.

4. Участие в проведении недели психологии в виде: организации круглого стола по теме …; проведении анкетирования с учащимися и педагогами на тему «…».

5. Проведение индивидуальных консультаций с родителями и детьми старших классов.

6. Наблюдение за проведением урока по психологии. Психологический анализ урока.

7. Составление плана-конспекта и самостоятельное проведение лекций по дисциплине «…» по темам: «…», «…», «…» и практических занятий по темам: «…», «…», «…».

8. Разработка рабочей программы по дисциплине: «…».

9. Составление психолого-педагогической характеристики на класс (группу).

10. Составление психолого-педагогической характеристики на ученика (студента).

11. Разработка и проведение коррекционного мероприятия по работе с подростковым одиночеством.

12. Ознакомление руководителя практики с полученными результатами исследования.

13. Подведение итогов практики, написание заключения.

Тема 2. Подготовка дневника практики для ежедневного его заполнения Дневник прохождения практики

Студент ___________________________________________________

Факультет ______________________, ___курс, группа ______________

Место прохождения практики __________________________________

Дата

(число и месяц)

Время

Проведенная работа (содержание деятельности)

Методы

Подпись руководителя практики

16.03.12

9 – 13 часов

Оформление документов для прохождения практики.

Ознакомление с коллективом, руководителем и психологом Школы-гимназии № 1.

Наблюдение, беседа.

Раздел 2. Психолого-педагогическое изучение учебной группы (класса)

Тема 3. Диагностика основных характеристик учебной группы (класса).

Проводится диагностика межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности, ценностных ориентаций учебной группы; положения учащихся в группе сверстников и др. На основе полученных результатов составляется психолого-педагогическая характеристика на класс (группу).

Фиксация использованных методик в дневник практики и основных результатов работы – в отчете. Разработка рекомендаций для педагогов по результатам диагностики.

Тема 4. Составление психолого-педагогической характеристики на ученика.

В соответствии со схемой (приложение 2), проводится диагностика личностных качеств ученика и составляется на него психолого-педагогическая характеристика, которая прилагается к отчету по практике.

РАЗДЕЛ 3. РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННЫХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ. СОСТАВЛЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.

Тема 5. Профессиональная деятельность в условиях реальной организации.

Под руководством психолога от организации студент-практикант включается в освоение должностных функций и задач практического психолога через активное участие в процессе психолого-педагогической работы: 1) организацию мероприятий, 2) диагностической и коррекционно-развивающей работы, 3) оформление документации психолога, 4) проведение практической работы, направленной на решение выявленных проблем, используя методы консультирования, психотерапии и психокоррекции, 5) разработку и проведение развивающих занятий психологического сопровождения клиентов по результатам диагностической работы, 6) разработку коррекционно-развивающих программ.

РАЗДЕЛ 4. РАЗРАБОТКА, ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКЦИОННОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО) ЗАНЯТИЯ (УРОКА) ПЕДАГОГА. (РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЧИТАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ).

Тема 6. Разработка и проведение лекционного (практического) занятия.

В соответствии с учебным планом под руководством педагога-психолога студент разрабатывает конспект лекции и практического занятия по психологии. На усмотрение психолога и необходимость учебного процесса студент-практикант проводит одну или несколько лекций (практических) занятий. Конспект одного из занятия, составленный в соответствии с имеющимися требованиями прилагается к отчету по практике.

Тема 7. Психологический анализ урока.

В период практики студенту необходимо провести психологический анализ какого-либо урока или внеклассного мероприятия. Примерная схема анализа прилагается в приложении 2.

Тема 8. Разработка рабочей программы.

Если практика проходит в вузе, то студенту необходимо разработать рабочую программу по данной ему психологической дисциплине.

РАЗДЕЛ 5. ИТОГИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ.

Тема 9.Подведение итогов проделанной работы как специалиста-психолога.

Разработка практических рекомендаций на основе полученных результатов исследования по выявленным проблемам, выделение направлений индивидуальной и групповой коррекционной работы осуществляется под руководством практического психолога. Студент формулирует выводы по поводу успешности прохождения практики, отмечая ее положительные и отрицательные стороны. По итогам прохождения практики, психолог от базы практики составляет характеристику на студента-практиканта, которая также прилагается к итоговому отчету.

При оформлении отчета студенту необходимо дать краткую характеристику работ, выполненных им в период практики, и документов, с которыми он работал. Структура отчета не должна расходиться с планом и дневником практики.

Структура отчета:

  1. Титульный лист.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Чувашский государственный университет

имени И.Н.Ульянова»

Факультет управления и психологии

Кафедра социальной и клинической психологии

ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

(ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ

Выполнил:

студент очного отделения 4 курса, гр. УП 11-09

Иванов Иван Иванович

Руководитель практики от организации:

психолог Волков Алексей Федорович

Руководитель практики от кафедры:

канд. психол. наук, доцент Григорьева Н.В.

Чебоксары – 2009

  1. ФИО практиканта, вид практики, название базы практики, сроков прохождения практики, план практики.
  2. Поставленные цели и задачи практики.
  3. Отчет практиканта о проделанной работе с выводами и предложениями, в который входят:

1) индивидуальный план работы на период практики;

2) характеристика деятельности базовой организации и деятельности психолога:

а) приоритетные направления школы (вуза, предприятия) и методы работы;

б) функции и обязанности психолога в условиях образовательного учреждения;

в) перечень основной документации педагога-психолога;

г) актуальные психологические проблематики в деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения;

д) первоочередные вопросы, в решении которых может быть полезно участие психолога-практиканта;

3) Краткое описание проведенных мероприятий, диагностической (конкретизировать используемые методики) и коррекционно-развивающей работы (конкретизировать используемые методы и приемы, тематику работ), оформления документации психолога (перечислить перечень документации который вел практикант), проведения практической работы, направленной на решение выявленных проблем, с использованием методов консультирования, психотерапии и психокоррекции, разработки и проведения развивающих занятий психологического сопровождения участников образовательного процесса по результатам диагностической работы (желательно приложить перечень занятий с названиями и кратким содержанием), разработки коррекционно-развивающих программ (если таковое имело место, то приложить коррекционно-развивающую программу в виде таблицы на 1 страницу).

  1. Выводы по поводу успешности прохождения практики, отмечая ее положительные и отрицательные стороны.
  1. Психолого-педагогическая характеристика на ученика (студента).

    Схему давала на возрасной или педагогической психологии

  2. Психолого-педагогическая характеристика класса. с результатами оценки межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности, ценностных ориентаций учебной группы, положения учащихся в группе сверстников. Схему давала на возрасной или педагогической психологии
  3. Конспект одной лекции (практического занятия) по предмету. Схему давала на педагогике или методике преподавания
  4. Психологический анализ урока (воспитательного мероприятия).

    Схему давала на педагогике или методике преподавания

  5. Рабочая программа по дисциплине (если практика проходила в вузе).

    Схему давала на педагогике или методике преподавания

  6. Программа коррекционного мероприятия с учебным коллективом.
  7. Дневник практики (в конце подпись руководителя практики (или руководителя организации) и печать учреждения.
  8. Характеристика на студента-практиканта с базы практики.
  9. Путевка на практику (с подписью и печатями организации).