РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АКМЕОЛОГИИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ»

Владимирский филиал

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебно-методической работе

___________________А.А.Чекушов

« » __________________2012г.

Рабочая программа учебной дисциплины

«Основы акмеологии»

Составлена для студентов направления (специальности):

080400 – «Управление персоналом»

Составитель – ассистент Петрова Л.Е.

Программа обсуждена
на заседании

кафедры социально-

гуманитарных дисциплин

протокол № _______

от «___»___________2012 г.

Зав. кафедрой Е.А.Плеханов

Владимир 2012

Раздел 1. Организационно-методический

  1. Место курса в образовательной программе

Изучение курса «Основы акмеологии» входит в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Управление персоналом» степени «бакалавр».

Высокий профессионализм и творческое мастерство различных специалистов – вот тот главный человеческий ресурс, который становится сегодня важнейшим фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. Именно акмеология изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества как акмеформ оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности. Особую востребованность акмеология приобретает в современной России, где высока потребность в социально активных людях, высоких профессионалах, обладающих инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.

  1. Цель преподавания дисциплины.

Изучение дисциплины «Основы акмеологии» способствует формированию у студентов рефлексивно-акмеологического подхода к анализу проблемы развития профессионально-товорческого мастерства.

11 стр., 5263 слов

Аксиологические основы гуманизации образования

... гуманизация образования»……………………………......11 Глава 2. Аксиологический подход как основа гуманизации образования…………………………………………………………………. ... Преподавателей этих дисциплин называли гуманистами. ... образование как тенденция развития современного образования 1.1. Возникновение идеи гуманизма Гуманизм, являясь общественно-историческим явлением, имеет определенные особенности проявления в различных социально ...

  1. Задачи изучения дисциплины:

— сформировать представление о научной дисциплине и актуальности ее практического применения в современном обществе;

— расширить представления учащихся о вершинах (акме) в различных сферах жизни человека;

— способствовать формированию комплексного и объективного взгляда на личность человека, ее структуру, индивидуальные свойства;

— потенцировать усвоение основных научных понятий;

— развивать способности к самоорганизации, самоконтролю и саморазвитию.

1.4. Формируемые компетенции

По окончании изучения курса «Основы акмеологии» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

общекультурные:

— знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

-стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, умение расставлять приоритеты, ставить личные цели, способность учиться на собственном опыте и опыте других (ОК-11);

— умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес (ОК-12);

профессиональные компетенции:

— знание основ оценки качества управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умением применять их на практике (ПК-52);

— владение навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готовность транслировать их своим коллегам (ПК-72).

1.5. Формы контроля по курсу.

Критерии оценки знаний, умений, навыков

Для контроля усвоения данного курса учебным планом предусмотрен зачет, который проводится в форме устного опроса.

Итоговая оценка по курсу проставляется в приложении к диплому.

Критерии оценки знаний, умений, навыков.

Оценка «зачтено»

Оценка «зачтено» выставляется студенту, который:

  1. Обладает знаниями по ключевой терминологии и теориям рассматриваемых в вопросах положений.
  2. Способен к интерпретации базовых определений и понятий.
  3. Допускает несущественные ошибки и неточности, нарушения логической последовательности изложения материала, недостаточно аргументирует теоретические положения.

Оценка «незачтено»

Оценка «незачтено» выставляется студенту, который:

1. Обнаруживает пробелы в знаниях основного программного материала, допускает принципиальные ошибки в ответах на дополнительные вопросы.

2. Демонстрирует объем знаний, недостаточный для дальнейшей профессиональной деятельности.

Раздел 2. Содержание курса

2.1. Организационно-методические данные курса.

Общая трудоёмкость курса 24 академических часа.

Вид работы

Трудоёмкость

(в академических часах)

Общая трудоёмкость

20

Лекции

6

Практические занятия (семинары)

4

Самостоятельная работа

10

Проект (при наличии)

Курсовые работы (при наличии)

Рефераты (при наличии)

Внеаудиторные самостоятельные работы

(при наличии)

Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)

10

Виды текущего контроля (перечислить)

Вид итогового контроля

Зачет

2.2. Тематический план курса

Название раздела (тема)

Распределение часов

Тести-рование

Внеауди

торная

СРС

Всего

Лекции

Практические занятия

СРС

Второй семестр

Модуль 1. Акмеология как наука

1

Основы акмеологии

1

1

1

Модуль 2. Акме в профессиональном развитии человека

2

Сущность, виды, условия достижения профессионального акме

2

1

1

2

Модуль 3. Психотехнологии акмеологического воздействия

3

Акмеологические технологии преодоления кризисных состояний личности

2

1

1

2

Модуль 4. Социальная психология личности

12

2

1

1

2

13

3

1

2

3

14

3

1

2

3

15

3

1

2

+

3

ВСЕГО:

5

3

2

5

ИТОГО: 10 часов

2.3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основы акмеологии. Понятие акме. Теории, предопределившие становление акмеологии. Предмет и задачи акмеологии. Место акмеологии в системе научного знания. Теория К.Роджерса. Психологические характеристики самоактуализирующейся личности по А.Маслоу.

Акме в профессиональном развитии человека. Сущность феномена акме в профессиональном развитии. Виды профессионального акме. Критерии профессионального акме в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности. Условия достижения профессионального акме.

Психотехнологии акмеологического воздействия. Сущность акмеологических технологий преодоления кризисных состояний личности. Акмеологическая модель психологической помощи личности в преодолении кризисных состояний.

Раздел 3. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Акмеолог кадровой работы: Учебное пособие/ Под ред. А.А.Деркача.-М., 2009.
  2. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: Учебное пособие/Под общ.ред. А.А.Деркача.- М., 2007.
  3. Акмеология: Учебник/ Под общ. ред. А.А.Деркача.- М., 2006.
  4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.-М., 1993.
  5. Деркач А.А., Семенов И.Н. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры.- М., 1998.
  6. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии.-М., 1993.
  7. Кириченко А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях.- М., 2003.

Раздел 4. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Акмеология как наука.
  2. Место акмеологии в системе научного знания.
  3. Связь акмеологии с общественными науками.
  4. Предмет изучения акмеологии.
  5. Психологические характеристики самоактуализирующейся личности по А.Маслоу.
  6. Сущность феномена акме в профессиональном развитии.
  7. Соотношение акме в профессиональном и личностном развитии человека.
  8. Понятие профессиональной компетентности.
  9. Условия достижения профессионального акме.
  10. Психотехнологии акмеологического воздействия.
  11. Сущность акмеологических технологий преодоления кризисных состояний личности.
  12. Сущность новаторства акмеологии в сфере человекознания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа деловых игр

1.Деловая игра «Звездный час»

Цель: осознание основных личностных смыслов той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнесение этих смыслов со своим собственным представлением о счастье.

2. Деловая игра «Моя любимая работа»

Цель: показать связь любой трудовой, профессиональной деятельности с позитивным эмоциональным настроем, осознание возможности получать деньги за занятия, доставляющие удовольствия.