Психология высшей школы Психологические особенности обучения студентов

Татьяна Васильевна Филатова 305 аудит.

Педагогика и психология:

1)теоретическая;

2)практическая (методические указания, разработка урока ин.языка, лекционное занятие и т.д.)

04.03.2010 Лекция 1

1.Особенности развития личности студента

2. Типология личности студента и преподавателя

3. Психологические особенности восприятия, внимания и усвоения учебного материала

Литература:

1.»Психология и педагогика высшей школы» Семакина

2. «Социальная психология» Андреева

3. «Психология ранней юности» Игорь Кон

4. «Процесс обучения и его закономерности» Лернер

Преподаватель должен помочь психологически осмыслить закономерности, принципов и методов обучения.

Студент-с латинского, усердно занимающийся, работающий, овладевающий знаниями.

Студент, определенного возраст, как личность может характеризоваться:

С биологической, социальной и психологической стороны.

С точки зрения психологии студент представлен тремя самыми важными характеристиками:

— наименьшей величиной скрытого периода (латентного) реакции на простые, комбинированные и словесные сигналы

-это оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализатора

-наибольшая пластичность в образовании сложных психических навыков.

Это особый возраст, когда развиты все виды памяти, наивысшей степенью переключения внимания, когда решают легко самые сложные вербальные проблемы.

Считают, что к 30 годам это проходит, и утрачивает большинство этих навыков.

С точки зрения социальной стороны, в этот период происходит развитие нравственных, эстетических чувств, становление характера и человек овладевает полным комплексом социальных ролей взрослого. Этот возраст называют центральным возрастом становления и развития характера.

Для студента важно быстрое становление возможностей и реальностей. С одной стороны они могут все, но уже физически не все смогут успевать это сделать

Студенчество совпадает со вторым периодом зрелости, формируется такие качества, как самостоятельность, целеустремленность. Но в этом же возрасте проявляется не мотивированный рис, и неумение представить последствие своих поступков.

Характеристики студентов на различных курсах:

Поступление в институт это мощный позитивный стимул, и он продолжается до первой сессии. Это длиться до конца второго курса.

16 стр., 7721 слов

Психология подростка и юношеского возраста

... религией и образованием”, вышедшей в 1904 году. Холла справедливо называют “отцом “ психологией переходного возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и ... кризиса – наиболее значительное его достижение. Теоретические модели подросткового возраста представлены во всех ведущих направлениях западной психологии. И хотя теории З. Фрейда и А. Фрейд (психоанализ), ...

К концу 3 курса решается вопрос Ту ли он выбрал специальность. И действительно ли он хочет быть этим специалистом. Начинают осознавать что именно их не устраивает.

  1. Привыкание к новым формам студенческой жизни
  2. Период самой серьезной и напряженной работы. Завершение процесса адаптации.
  3. Начало специализации. Появление интереса к научной работе. Сужение сферы других интересов, помимо учебы.
  4. Первое знакомство с профессией. Переоценка ценностей.
  5. Четкие практические установки. И постепенный отход от форм коллективной жизни вуза.

Факторы, влияющие на успешное обучение студента в вузе:

1 категория: факторы, которыми человек обладает на момент поступления, он пришел с ними в вуз. Мы можем их только принять. Это уровень подготовки, система ценностей, степень информированности о вузовских реалиях и представление об общей профессии.

2 категория: факторы, которые формируются в процессе обучения: уровень преподавания, организация учебного процесса и тип отношения преподавателя к студенту.

Типы студентов и преподавателей:

Студенты:

Условно — бюджетники и коммерческие студенты

Особенности контрактников: большой плюс, они знают чего хотят, знают что им даст профессия в будущем. Они прагматичны. Они отстают в подготовленности, приблизительно на 10% сдают бюджетникам. В отличие от контрактников, у бюджетников ниже самооценка.

Типы студентов6

  1. «предприниматель»- студент, который получает образования, чтобы успешно применять ее на практике. Очень критичны к подготовке преподавателя. Но он очень быстро меняет свои взгляды при смене обстоятельств.
  2. «эмигрант»- получить образование и уехать. Высоко развит индивидуализм, быстрая вживаемость в различные условия. Как правило, уверен в правильности своего выбора.
  3. «традиционалист»- ценит хорошее образование, высокий профессионализм педагогов, очень работоспособен, но совсем не знает реалей своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Черты: предприимчивость, самостоятельность, требовательность к преподавателю. Но современное студенчество утрачивает эрудицию, интелегентнсть и критичность к себе. К сожалению.

5 основных типов студентов (отношение к учебе):

  1. Студенты, которые стремяться овладеть знаниями в рамках профессии и отлично учаться по всем предметам
  2. Студенты, которые руководствуются принципом «лучше все по немного». Они хорошо учатся, плохие оценки только по тем предметам которые их не интересуют.
  3. Студенты, которые интересуются будущей профессии. Все остальные предметы — балласт.
  4. Студенты, которые неплохо учатся, но только по тем предметам которые им нравятся.
  5. Лодыри и лентяи. Пришли в вуз по настоянию родителей или за компанию.

Чисто студенческая типотизация:

  1. Отличник-зубрилы;
  2. Отличники-умные
  3. Труженики
  4. хулиганы

Типы преподавателей по студентам:

  1. Вечный студент — человек с высоким интеллектом, профессионал, понимающий студентов.
  2. «бывший военный» — самая верная точка зрения — моя, остальное «задавить»
  3. «урокодатель»- который уходит из аудитории раньше звонка

Идеальный студент-это самостоятельно мыслящий человек.

6 стр., 2818 слов

Восприятие, память(псих.ч-к)

... восприятия, используя подобранные вами примеры. Покажите зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, ... Ярошевскийй М. Г. Психология: Учебник для студентов вузов. -М., 2001.  Сделать конспект: ... На самом же деле, с точки зрения обычных пропорций, подбородок у Мая- ... Сущность памяти.  2. Физиологические механизмы памяти. 3. Виды памяти и их характеристика. 4. ...

Идеальный преподаватель- это знаток своего предмета, справедливый и хороший психолог.

Психологические особенности восприятия ….

Психические познавательные процесс ощущения, восприятия, внимание, память, мышление

Ощущение-простейшее способность организма познавать мир:

Зрение, слух, обаняние, осязание и вкус.

Интерорецептивные (чувство голода, чувство жажды, боль) и экстерорецептивные (из вне):

Контактные и дистантные.

Контактные – вкус, тактильные ощущения. Дистантные- зрение, слух обаяние

Восприятие— наглядно-образное ощущение мира.Виды:

1-я система- простые восприятия: зрительные, слуховые. Осязаемые…

2-я система- сложные виды восприятия: формы существования материи:

Восприятие пространства, восприятия движения, восприятие времени. Закон восприятия времени (В. Вундт): предложил за точку отчета времени взять сердцебиение. Чем чаще мы обращаем внимание на течение времени, тем медленнее оно течет. Кофеин-ускоряет течение времени, алкгоголь и тимин-замедляет.

Внимание— концентрация сознания на каком-то реальном объекте. Непроизвольное внимание- генетически обусловленное, с ним появляемся на свет. Может возникнуть от отсутствия раздражителей (тихо).

Раздражители, которые внешне связаны с внутренними ощущениями. Или интерес тоже вызывает непроизвольное внимание. Произвольное внимание-социально преобретенное внимание, формируется в процессе общения ребенка и взрослого. Послепроизвольное внимание. Человек в течение суток переживает пики внимания: 5, 11, 16, 20 и 24 часа. Длится максимум 15 минут.

Память – способность человека к восприятию, храниению и воспроизведению информации из жизненного опыта.

1 система- по длительности хранения информации:

  1. Мгновенная, иконическая память. До 1 сек.
  2. Кратковременная память. Сохраняется информация до 15 минут. Роль фильтра.
  3. Оперативная память. Столько сколько сами захотите.Сами определяем длительность памяти.
  4. Долговременная память-безгранична.
  5. Генетическая память- единственный вид памяти на который не возможно повлиять.

2 система: по ведущему анализатору

3 система: по участию воли- непроизвольная и произвольная

Мышление. К старости правое полушарие развивается быстрее,а левое-медленное.

Речь-общение, последовательное языком. Речь бывает внешняя, внутренняя и письменная. У письменной есть особенность-разрывность написания и прочтения.

  1. Острота зрения. Преподавателю необходимо учитывать остроту зрения студенту. Очень важно каков фон подачи материала. Многое зависит от удобочитаемости текста. От расположенности текста. У каждого третьего студента дефект зрения. Нельзя окрашивать в красный цвет стены аудитории и приборы. В красный и желтый цвет где студенты проводят много времени. Нельзя развешивать на стенах столовой натюрморты. В кабинетах администрации нельзя развешивать картины кровавых битв, тоскующих узников. Визуальная информация запоминается в количестве 15%, речевая-20%, а если и ту и другую-65% усвоения материала. Информация усваивается лучше, если ее после прочтения воспроизвести. Для восприятия информации очень важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов 48% людей мыслят логически и 52%-образно. Однако с возрастом 24% логически мыслящих людей переходят к образному мышлению. А 26% образно мыслящих- к логическому мышлению

Всех логически мыслящих людей можно поделить условно на две категории:

3 стр., 1399 слов

Тестовые материалы для оценки качества усвоения дисциплины

... необходимо выполнить правильно 70% заданий Тестовые материалы для оценки качества усвоения дисциплины Тест 1. Научение ... научение навыкам б) научение действиям в) сенсомоторное научение г) научение знаниям   9. Моторное научение и ассоциативное научение ... взаимосвязи в познавательной деятельности восприятия и мышления изучал (и) ... в познавательной деятельности памяти и мышления в отечественной ...

— те кто мыслять теоретически (они лучше всего помнять абстрактный материал и сохраняют даже через 20 месяцев)

— а практики сохраняют в памяти только конкретные факты.

При обучении необходимо развивать теоретическое мышление.

11.03.2010 Лекция 2

Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг из рецепторов, но и от того, чего ждет субъект. Чем меньше студент ждет того или иного сигнала, тем больше четкость требуется от этого сигнала. (повторить новые термины, объяснить, записать и т.д.)

Понимание информации протекает успешнее, если она предъявляется в четкой логически завершенной форме и материал иллюстрируется конкретными примерами и излагается с учетом знаний и уровня подготовленности аудитории.

Для активизации познавательных процессов необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам.
  2. Давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, чтобы уменьшить возможность искажения при передачи материала.
  3. При использовании наглядных (визуальных) средств необходимо соблюдать нормы яркости, освещенности, контрастности.
  4. Полностью использовать возможности устной речи. Речь выступает как средство привлечения внимания.
  5. Необходимо соблюдать прямое управление восприятием.
  6. Разнообразить изложение материала, используя приемы поддержания и возвращения внимания.
  7. Необходимо учитывать эмоциональный фактор, который позволяет повысить производительность интеллектуального труда.
  8. Уделять внимание повторению.
  9. Необходимо время от времени вводить проблемность. Включать некоторую сложность для активизации мышления.

Психология учебной деятельности

Структура и особенности учебной деятельности

  1. Виды и механизмы научения

Литерратура:

1.Балл «Теория учебных задач»

2.Выготский «Педагогическая психология»

3. Гальперин, Талызина «Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий»

Базовые категории

Учебная деятельность

Учение

Обучение

Научение

Учебная деятельность-это процесс. В результате которого человек преобретает новое или изменяет существующее у него знание, умение, навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Обучение — совместная деятельность стуждента и преподавателя, в которой акцентрируется внимание на специфической деятельности преподавателя.

Учение – процесс, в котором особое внимание уделяется роли обучающегося.

Содержание учебного процесса: учебная деятельность, обучение, учение.

Результат: научения.

Научения — приобретение человеком психологических качеств и свойст в процессе учебной деятельности. (научить человека говорить можно только если у него развит мозг и голосовые связки и т.д.)

11 стр., 5457 слов

Влияние использования современных воспитательных технологий на ...

... воспитательных технологий положительно влияет на эффективность обучения и мотивацию к обучению в средней школе. Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: проанализировать теоретические аспекты, ... при которой учащимся в готовом виде передается социальный опыт в виде знаний и умений, навязываются ценностные ориентации, взгляды, жизненные установки. При таком подходе ...

В педагогической психологии принято выделять виды научения:

  1. Импритинг – быстрое, почти автоматическое, приспособление организма к конкретным условиям его жизни (природные инстинкты).
  2. Условно-рефлекторное научение – это возникновение новых форм поведения человека, как условных реакция на первоначальный нейтральный стимул (ассоциации).
  3. Оперантное научение – при этом виде научения знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок.

Только человеку свойственно:

  1. Викарное научение – получение знаний, умения, навыка, через наблюдения. В основе лежит подражание (часто используется при изучении иностранных языков).
  2. Вербальное – приобретение знаний, умения, навыка через язык (понимание др людей).

Основной предпосылкой эффективного научения становятся высшие психические функции человека: сознание, мышление и речь.

Различия между научением, обучением и учением:

  1. Обучение в отличии от научения является организованным, планомерным, сознательно управляемым процессом. Научение же может проходить стихийно (привычки другого человека, высказывания, реакции).
  2. Разница между обучением, учением и научением проявляется также в том, что готовность к этим видам присвоения знаний обнаружиается в разные периоды. К импритингу, оперантному обучению, условно-рефлекторному обучению ребенок готов с рождения. Обучаемость, как способность к сознательному и целенаправленному приобретению знаний, проявляется в среднем к 4-5 годам. А полноценная готовность к самостоятельному учению в среднем проявляется 7-8 лет. Процесс научения включает в себя 5 интеллектуальных механизмов:

— формирование ассоциаций – лежит в основе формирования временных связей;

— подражание – приобретение навыков и умений, а не знаний;

— различение и обобщение – происходит формирование понятий;

— инсайт – догадка, озарение. Человек непосредственно усматривает новую. Необычную информацию в чем-то хорошо известном.

— творчество – создание новых умений, навыков.

Задачи совершенствования процесса научения – это использовать все 5 механизмов.

Факторы, от которых зависит эффективность научение:

  1. Мотивация – произвольность познавательных процессов
  2. Средство и содержание обучения.
  3. Изложение должно проходить на достаточном и доступном уровне сложности.
  4. В процессе обучения главную роль играет механизм заучивания – совокупность действий обучающего, направленных на овладение им учебным материалом.

Первое правило заучивания: человеку необходимо выделить из всех воспринимаемых внешних и внутренних сторон то, что должно быть усвоено.

3 стр., 1040 слов

Программа формирования психологической готовности детей дошкольного ...

... готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе 43 4.3 Анализ результатов исследования ... практики: 1. Углубить, закрепить, совершенствовать теоретические знания, научить творчески применять их в ... 52 Заключение 54 Список литературы 55 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69   Введение Практика - новейший этап в получении профессионального высшего ...

Второе правило заучивания (правило установки) прояляется в двух объектов:

а) если дается установка на запоминание до экзамена, то по завершению экзамена все забывается.

б) если вы даете установку на приблизительные знания, вы получаете приблизительные знания.

Третье правиловосприятие информации без установки на запоминание часто вообще не дает никаких знаний.

Факторы, влияющие на запоминание при заучивании:

-Содержание учебного материала;

-Форма изложения учебного материала

-Трудность учебного материала

-Значение, важность учебного материала

-Значимость материала для самого учащегося

-Объем материала

-Эмоциональные особенности учебного материала.

Весь ход научения регулируется на основе обратной связи, то есть непрерывного или периодического контроля знаний.

18.03.2010 Лекция 3

Основы дидактики высшей школы

  1. Понятия дидактики;
  2. Принципы обучения в высшей школе.
  3. Методы обучения в высшей школе.

Литература:

  1. Бассова «Педагогика и практическая психология».
  2. Леонтьев «Педагогическое общение».
  3. Петровский «Основы педагогики и психологии в высшей школе».

Дидактика – (didaktikos- поучающий) введен в 17 веке немецким педагогом В. Ратке.

Дидактика – это наука об обучении и образовании. Как прикладная наука использует понятия, как учение, содержание образования, преподавания.

Дидактика высшей школы решает следующие проблемы:

  1. Обоснование специфических целей высшего образования.
  2. Обоснование социальных функций высшей школы.
  3. Обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе.
  4. Обоснование путей, методов, технологий, форм обучения в высшей школе.

Признана помочь педагогу ответить на вопросы: как учить, чему учить?…

Выполняет три основных вида деятельности:

  1. Обучающая деятельность – направлена на обеспечение усвоения студентами системы знаний. Методов науки. Педагог выполняет несколько подготовительных этапов. Для начала необходимо обратиться в учебный отдел и получить образовательный стандарт. После этого необходимо в деканате взять учебный план. Кроме этого существует программа курса. После этого ознакомления с литературой в библиотеке. Далее планирование занятия (учебно-методический корпус на кафедре).

    Далее календарный план.

  2. Научно-методическая деятельность. Необходимо решить три задачи: поиск и переработка методической литературы; знакомство с инновациями в области методики преподавания; знакомства с опыт коллег.
  3. Исследовательская деятельность. Преподаватель должен вести научные исследования по избранной теме.

Дидактика высшей школы отвечает, что овладение знаниями может происходить в двух вариантах:

  1. Репродуктивный: восприятие фактов, явлений — >осмысление — >понимание — > удержание в памяти — > усвоение материала.
  2. Продуктивный – три этапа: 1 этап: ориентировочный – восприятие задач, проблем, анализ этих проблем, составление плана; 2 этап: исполнительский — реконструкцию плана; 3 этап – контрольно-систематизирующий

Принципы обучения:

Все принципы обучения носят рекомендательный характер. Специфика высшей школы выражается в трех особенностях:

3 стр., 1486 слов

Наиболее типовые ошибки начинающих Слушателей online-лекций

... смысл зайти на страницу online-лекции заранее и подождать начало лекции.   3. Слушатель не вед ... с 1-го слайда лекции. Сразу после проверки техн. настроек могут прозвучать новые важные правила взаимодействия. И дальше пойдёт концентрированный материал с высоким темпом. Поэтому имеет ...

  1. В высшей школе изучают НЕ основы наук, а сами науки в развитии.
  2. В высшей школе происходит сближение самостоятельной работы студента и научно-исследовательской работы преподавателя.
  3. В высшей школе осуществляется единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя.

Принципы:

  1. Научность
  2. Связь теории с практикой
  3. Систематичность и последовательность
  4. Сознательность и активность

Методы обучения в высшей школе

  1. Метод обучения – это способ обучающий работы педагога.
  2. (Вабанский) Метод обучения – способ упорядоченной деятельности преподавателя и студента направленный на решение задач образования.
  3. (Ильина) Метод обучения – способ организации познавательной деятельности студентов.

Первая классификация (критерий – источник знаний):

Наглядный

Словесный

Практический

Вторая классификация (этап обучения):

Методы подготовки к изучению нового

Методы конкретизации и углубления

Метод контроля и оценки знаний

Третья система (логика обучения):

Индуктивные и дедуктивный

Аналитический и синтетический метод

Вабанский предложил 5 основных методов обучения в высшей школе:

  1. Объяснительно-иллюстративный. Учащиеся получают знания в готовом виде. Хорош только когда необходимо передать большой массив материала (установочная лекция).
  2. Репродуктивный метод. Предусматривает использования в преподавании конкретного примера, образца. (например на математике).
  3. Метод проблемного изложения. Необходимо показать разные взгляды на проблему, студент выступает как соучастник, содеятель, он приходит к решению совместно с преподавателем.
  4. Частично поисковый (эльвистический метод).

    Заключается в активном поиске решения. Например коллоквиум.

  5. Исследовательский метод. Когда преподаватель формулирует задачу, называет источники, литературу, дает возможность вести наблюдения, исследования. Курсовая работа.

Путь к выбору метода

  1. Предстоит решить, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога.
  2. Определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. И если есть возможность, то отдать предпочтение продуктивным методам.
  3. Определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, синтетического и аналитического пути познания. Если есть возможность отдать предпочтение синтетическому и дедуктивному.
  4. Научиться сочетать меры и способы словесного, наглядного и практического методов.
  5. Принять решение о необходимости ведения методов стимулирования деятельности (досрочный экзамен, автомат) или наказать кого-то.
  6. Необходимо определить интервалы, методы, «точки» контроля и самоконтроля студентов. Это могут быть тесты, миниконтрольные работы.
  7. Продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса от запланированного.

Формы организации учебного процесса в высших школах

Лекция

19 стр., 9299 слов

Лекция 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного процесса

... способ организации процесса взаимоотношений педагога и детей, обуславливающих успешность обучения и воспитания» (73,С.112). Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга занимают ... педагогической работы по целенаправленному формированию отношений; неоднократно писал о том, что знание всей системы отношений человека с окружающими людьми (сохранность, гармоничность ее, ...

  1. Особенности, виды, структура лекции в ВУЗе.
  2. Методические основы чтения лекции.

Литература :

  1. Вербицкий «активное обучение в высшей школе»
  2. Ильясов «структура процесса обучения»
  3. Талызина «управление процессом усвоения знаний»

Лекция – «текст». Впервые как форма обучения появляется в Др. Греции. В России появляется только в период преподавания Ломоносова. Он говорил, что преподавателю необходимо обладать красноречием. Выдающимися лекциями считаются лекции Менделеева. Замечательные лекции отмечались лекции Пирогова.

Признаки необходимости лекции:

  1. Нужны если нет учебников по новому курсу
  2. Если есть учебник, но его разделы очень скромны, узки и устарели, они не раскрывают тему.
  3. Лекции необходимы если по одному и тому же вопросу существуют различные взгляды.
  4. Лекция имеет колоссальное эмоциональное воздействие.

Преимущества лекции стстоят:

А) это творческое общение лектора с аудиторией – мощное эмоциональное взаимодействие.

Б) лекция весьма экономичный способ получения знаний в общем виде.

В) Лекция активизирует мыслительную деятельность.

Требования к лекции:

  1. Научность и информативность. Лектор должен опираться на научные факты.
  2. Доказательность и аргументированность.
  3. Эмоциональная форма изложения. Хорошо прочитанная лекция оказывает огромное эмоциональное влияние на студента, формирует интерес к дисциплине.
  4. Четкая структура и логика раскрытия излагаемых вопросов.
  5. Активизация мышления слушателей.

Обязательно в каждой лекции должен быть тезарус – понятийный аппарат, и должны быть примеры. Примеры должны отвечать трем основным условиям:

А) не быть случайными

Б) не быть слишком грамоздкими

В) не быть устаревшими

Виды лекций:

  1. Вводная лекция – она знакомит с целью курса, с особенностями курса, связать теоретический курс с практическими. Она настраивает на отношение к предмету. Дают учебники.
  2. Обзорная лекция. Читается в конце курса. Она должна отражать все теоретические положения курса или раздела.
  3. Обзорная лекция – систематизация знаний. Самые трудные лекции на экзамене.
  4. Проблемные лекции.
  5. Публичные лекции.

Структура лекции:

Лекция состоит из трех основных частей: введение, основная часть, заключение.

Во введении формулируется тема, цели лекции и план. Целесообразно указать место данной лекции в курсе. Полезно связать текст лекции с предыдущим материалом. Темп изложения вводной части всегда выше, чем темп изложение основной части (5-7 минут).

10 стр., 4948 слов

Конспект лекций для студентов по курсу «Основы философии»

... обществом и человеком в современном мире. План-конспект лекции 1. Характер философского знания и задачи философии. Основные вопросы лекции: 1. Определение философии. 2. Философия и мировоззрение. 3. ... Философия и наука 4. Специфические черты философского знания. 5. ...

Основная часть – в ней рассматривают узловые вопросы, даются четкие формулировки и определения основных теоретических вопросов. Число вопросв в лекции колеблется от 2 до 4. Переходу к изложению первого вопроса основной части должна предшествовать пауза.

Заключение – это обобщение и краткая формулировка идей лекции. Здесь можно дать рекомендации о порядке изучения изложенного материала, охарактеризовать литературу, ответить на вопросы (5-7 минут).

Смотерть чтобы студенты записывали конспект.

NB – особо важно!

25.03.2010 Лекция 4

Вузовской лекции предъявляются следующие требования:

  1. Лекция должна быть информативной.
  2. Она должна стимулировать мыслительную деятельность, она должна быть воспитывающей и развивающей.

Работа над лекцией складывается из 4-х основных этапов:

  1. Тема лекции. Определяется уровень подготовленности аудитории. Произвести отбор теоретического и фактического материала.
  2. Подготовка лекционного текста (с латинского «сотканный»).

    Текст лекции имеет внутреннюю организацию. Очень важно посмотреть как этот текст будет восприниматься. Текст лекции выполняет две основные функции. Первая — передача научной информации в жатом и систематизированном виде, доказательство полезности и практической ценности для обучаемых. Вторая – активизация логического мышления обучающегося. Научный стиль лекций должен обладать теме же свойствами, что и научное исследование: логика, доказательность, точность определений и формулировок, эмоциональная окрашенность. Текст лекции должен обладать четырьмя основными свойствами: дескриптивностью (описательность), контекст, имеет информационные единицы (основная мысль темы, основные темы текста, основные факты текста, детали и подробности текста), несет культурологическую функцию (расширяет кругозор, повышает культуру мышления, формирует ассоциативное мышление).

Особое место при составлении лекции занимают лингвистические параметры текста лекции. Текст лекции должен быть предельно насыщен смыслом, все ли знакомые слова и термины нужно объяснить или прописать на доске.

  1. Методика изложения текста лекции. Лектор должен излагать лекцию так:
  1. Аудитория должна понимать информацию.
  2. Информация должна вызывать интерес.
  3. Аудитория должна успевать законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию осмысленно.
  4. Аудитория должна иметь возможность кратковременной «разгрузки» во время пиков внимания.

Текст лекции позволяет регламентировать речевую деятельность преподавателя. Текст лекции необходимо написать за несколько дней до прочтения.

Методические условия чтения лекции:

  1. Установить контакт с аудиторией (не возвышаться над аудиторией, не удивляться вопросам, не возмущаться незнанием).
  2. Необходимо включать в лекцию элементы беседы, рассказа.
  3. Необходимо следить за аудиторией и менять манеру изложения материала.
  4. Следить за энергетикой аудитории, соблюдать оптимальный темп речи.
  5. Следить за речью. Оптимальная скорость чтения лекции два слова в секунду.
  1. Учет ошибок:
  1. Страх перед аудиторией.
  2. Мэтерская позиция и демонстрация высокомерия.
  3. Прикованность к конспекту.
  4. Тяжелый, сухой язык изложения.
  5. Высокая плотность новых понятий.
  6. Лекция носит сугубо теоретический характер, отсутствует связь с практикой.

При чтении лекции следует учитывать:

  1. Внешний вид.
  2. Мимика. Должно быть суровым но доброжелательным.
  3. Поза.

01.04.2010 Лекция 5

Практическое занятие в высшей школе

  1. Формы практического занятия (семинары, практикумы, лабораторные работы).
  2. Методика подготовки и проведения практических занятий.

Литература:

  1. Архангельский «Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы».
  2. Янушкевич «Технология обучения системе высшей школы»

Практические занятия высшей школе предназначены для углубленного изучения дисциплины, для выработки навыков у студентов применения полученных знаний для решения практических задач.

Практические занятия развивают мышления, позволяют проверить знания студентов и являются важным средством обратной связи.

Каждое практическое занятие обладает планом. Этот план обязательно утвержадется на заседании кафедры.

Практическое занятие обладает следующей структурой:

  1. Вступительное слово преподавателя (до 3-х минут).
  2. Ответы на вопросы студентов (до 2-х минут).
  3. Практическая часть, как плановая.
  4. Заключительное слово преподавателя (до 2-х минут).

Самым распространненым видом пз является семинар- это групповая форма общения, которая применятся для проработки тем учебной дисциплины для профессиональной подготовки. Семинар берет на себя следующие задачи:

  1. Подготовка к будущей самостоятельной работе каждого студента.
  2. Семинар ставит перед преподавателем задачу прекрасного владения материалом.
  3. Семинар решает главную задачу: научить студента пользоваться знаниями, полученными на лекции.
  4. Семинар является способом для углубления, закрепления и усвоения материала реже формой проверки усвоения материала.

Семинар выполняет три основные функции: воспитательную, познавательную, контролирующую.

Три основных типа семинара:

  1. Просеминар – обычно проводится со студентами первого курса. На этом семинаре пытаются рассказать, как работать на семинаре, и дать студентам первые навыки самостоятельной работы.
  2. Семинар – он может:

— быть занятием, имеющим своей целью изучение определенных разделов курса;

— он может быть занятием исследовательского типа.

  1. Спецсеминар – практикуется на старших курсах – это школа общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме.

Виды семинара:

  1. Вопросно-ответный (школьный, урочный).

    Хорошо в том случае, если имеете дело с младшими курсами.

  2. Развернутая беседа – обсуждение заранее подготовленной теме, подготовка рефератов. Плюс его: позволяет концентрировать внимание студентов, но ответы на вопросы не всегда бывают полными.
  3. Система докладов. Плюс: прививает навыки самостоятельной работы. Минус: пока докладчик выступает группа занята своим.
  4. Обсуждение письменных рефератов.
  5. Решение задач, упражнений. Акцент сделать на самостоятельное решение.
  6. Контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам.
  7. Семинар-коллоквиум.
  8. Семинар- дискуссия.

Необходимо знать два методических вывода:

  1. Нельзя использовать один и тот же вид каждый раз.
  2. Используя преимущества каждого вида обращать особое внимание на преодоление слабых сторон.

Подготовка к семинарскому занятию:

Она включает в себя 5 комплексных мероприятий:

  1. Составление тщательно продуманного и подготовленного плана занятий вместе с литературой.
  2. Подготовка письменных или устных методических указаний.
  3. Анализ итогов семинаров, проведенных в предыдущем семестре.
  4. Подготовка преподавателем личного плана (развернутого плана) семинара.
  5. Подборка литературы.

Подготовка и проведение семинарских занятий (мероприятия):

  1. Составление планов семинарских занятий и методических работ. Планы семинарских занятий должны включать точные и ясные формулировки узловых вопросов темы. При составлении планов учитывается, что на семинаре должны быть рассмотрены самые актуальные, самые трудные вопросы курса. Планы должны содержать список обязательной и дополнительной литературы. План не должен составлять из 5-6 вопросов. Максимально 3. Объем обязательной литературы: не более 40 страниц. Объем дополнительной литературы составляет не более 60-70 страниц.
  2. Подготовка методических указаний для студентов. Там должны быть: сведения о конспекте, материал об особенностях той или иной теме, информация о существующих спорных вопросах. В методических указаниях должны быть требования к устному выступлению или письменному реферату, рекомендации по соблюдению регламента.

Структура семинарского занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя.
  2. Само семинарское занятие.
  3. Заключение.
  1. Важно научить студента во время выступления поддерживать связь с аудиторией (реагировать на реплики, вопросы, не теряясь при этом).
  2. Выступающий должен быть обращен к аудитории, а не к преподавателю.
  3. Во время доклада преподаватель не должен вмешиваться в речь докладчика.
  4. Если докладчик уходит от обсуждаемого вопроса, говорит не по теме или не знает, как закончить, преподаватель должен прервать.

Критерии оценки семинарского занятия:

  1. Целенаправленность, постановка проблемы, стремление связать теории с практикой.
  2. Планирование.
  3. Организация семинара – умение организовать и поддержать дискуссию, вовремя закончить, увести или завести студента.
  4. Стиль проведения семинара – оживленный, или нет.
  5. Отношение «преподаватель-студент».
  6. Управление группой – это разумное взаимодействие со студентами.
  7. Замечание и обобщение преподавателя.
  8. Ведут ли записи студенты на семинаре.

Лабораторные работы – интегрируют теоретико-методические знания и практические умения в едином процессе учебной деятельности. Labor – труд, применение умственных и физических сил для разрешения умственной задачи.

Общим для всех практических занятий является необходимость вести студентов к углубленной самостоятельной работе и важнейшей стороной является упражнение.

Главное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков у студентов.

08.04.2010 Лекция 6

Организация и методика руководства самостоятельной работы студента

  1. Организация самостоятельной работы студента.
  2. Методическое руководство СРС.
  3. Контроль учебного процесса в ВУЗе.

Литература:

  1. Краевский «Методология педагогики».
  2. Каржуев и Попков «Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании».

СРС в ВУЗе – это метод обучения, который обеспечивает творческое овладение специальными знаниями и навыками.

Ряд условий, необходимых для организации СРС:

  1. Необходимо обеспечить правильное сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы (1:3).
  2. Методически правильно организовать работу студента в аудитории и вне ее (методические указания, сроки сдачи к\р, график консультаций на кафедре).
  3. Контроль за ходом СРС.

Принципы самостоятельной работы:

  1. Систематичность и последовательность.
  2. Сознательность и целеустремленность.
  3. Индивидуальный подход к студенту, сочетание требовательности с заботой.

Методика руководства СРС:

  1. Кафедры определяют программные требования по всем разделам дисциплины и выделяют количество и число тем для самостоятельной работы.
  2. Учебный отдел обязан учитывать бюджет учебного времени отведенного на каждую учебную дисциплину.
  3. Кафедра готовит тематику рефератов, докладов, курсовых работ и курсовых проектов.
  4. Кафедра готовит списки обязательной и дополнительной литературы.

Для успешность СРС необходимо учесть ряд условий:

  1. Аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума всеми студентами группы.
  2. Необходим регулярный контроль успешность выполнения СРС.
  3. Необходимы индивидуальные консультации преподавателей.
  4. Необходимо наличие пакета домашних заданий, он должен содержать все типы задач.

Контроль знаний:

Контроль осуществляет главную цель – обеспечение высокого уровня теоретической, учебной работы.

Функции контроля знаний:

  1. Диагностическая. Выявляем реальный уровень учебных знаний.
  2. Обучающая – активизирует работу студентов и усваивает знания.
  3. Воспитательная – дисциплинирует, организует студента.

По времени различают следующие виды контроля:

  1. Входной (исходный), когда оцениваются уровень знаний студентов.
  2. Текущий (повседневный), позволяет определить уровень усвоения материала.
  3. Рубежный контроль, завершает какой-то этап обучения.
  4. Итоговый – экзамен, зачеты – позволяет понять, как усвоен курс в целом.
  5. Контроль остаточных знаний.
  6. Государственные выпускные экзамены – заключительная проверка знаний.

Виды контроля знаний:

  1. Опрос, письменный или устный.
  2. Экзамен. Оценка экзамена формируется с первых дней учебных занятий. На экзамене должно присутствовать: программа, экзаменационная ведомость, при наличии зачетки, билеты (максимум вопросы), задачи и положение о курсовых экзаменах и зачетах.

Преподаватель может остановить экзаменующегося в трех случаях:

  1. Преподаватель обнаружил, убедился, что студент не знает принципиальных вопросов курса. Без которых не может быть выставлена положительная оценка.
  2. Если ответ был очень убедителен и преподаватель сразу может поставить отлично.
  3. Если рассуждения студента надо направить в более правильное русло, помочь обрести логику рассуждения.

Оценка и отметка:

Это результат педагогического контроля – подтверждение соответствия или не соответствия знаний, умений, навыков студента. Отметка это численный аналог оценки.

Высший балл – отлично – ставиться за точное и прочное знание материала в заданном объеме, в письменной работе не должно быть ни одной ошибки.

Хорошо – прочное знание предмета при малозначительных неточностях, в письменном варианте допускается одна-две ошибки.

Удовлетворительно ставится за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, которые не могут служить препятствием для дальнейшего обучения.

Неуд – за не знание предмета и большое количество ошибок в письменной работе.

Отрицательные особенности этой системы: личное понимание материала и слабое дифференцирующая способность.

Оценка = фактический (материал\ на полный материал)*100%.

15.04.2010 Лекция 7

Педагогическая коммуникация

  1. Основы коммуникативной культуры педагога:

А. культура речи.

Б. слагаемое ораторское искусство.

В. Психология в ораторском искусстве.

2. Сущность, стили, модели, этапы педагогического общения.

Литература:

  1. Петрова «Жесты в педагогическом процессе».
  2. Скворцова «Правильно ли вы говорите по русски».
  3. Русецкий «Культура речи учителя».

Культура речи – это владение языковыми нормами произношения, ударения, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.

Три позиции употребления грамматических норм и конструкций:

  1. Уровень слов. Самой характерные ошибки на этом уровне:

— неправильность употребления рода существительных (рельса вместо рельс).

— когда изменяют вариантность множественного числа (инспектор-инспектора).

-неправильное склонение иностранных имен и фамилий (роман ЖулЯ Верна).

2. Уровень предложения. Самая характерная ошибка. Когда нанизывают как бутерброд союзы «которые» и «что». Иногда перенасыщают предложения с частицей «бы». Когда происходит неправильное согласование глаголов.

9 особенностей ораторского искусства:

  1. Основной смысл предложения концентрируется в глаголе.
  2. Большую роль играет прилагательное. Придает окраску речи, вызывает целый поток ассоциаций.
  3. Умелое использование повторов.
  4. Хорошо концентрирует внимание риторические вопросы или риторические обращения.
  5. В идеале хорошо использовать в процессе лекции диалоговую форму.
  6. Речь должна содержать элементы художественности: метафоры, гиперболы, сравнения, пословицы, поговорки, афоризмами. Лектор должен любить иронию, юмор, в воспитательных целях должен быть способен на сарказм.
  7. Лектор должен обладать умением импровизировать (свертывать или расширять устную информацию, в зависимости от уровня подготовки студентов и от времени).
  8. Речь преподавателя не должна быть обрывистой, как можно меньше слов паразитов.
  9. Необходимо научится держаться перед аудиторией. Слово и действие едины. Согласовывать жесты, мимику, позу.

Психологические факторы ораторского труда:

  1. Материал и слушатели. Чтобы лекция была достойной важно не просто хорошо ее расцветить, важно чтоб аудитория вам поверила. Слушатели одновременно являются соратниками, потому что слушатели вместе с вами творят лекцию.
  2. Индивидуальная форма изложения.
  3. Ситуационность. В ораторском искусстве сочетается определенность и неопределенное. Определенность – это знание приемов, методов, возможностей ораторского труда, его характер. А неопределенное – это все остальное.

Педагогическое общение – это специфическая форма общения, это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей, обучения и воспитания.

5 основных стилей педагогического общения:

  1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога.
  2. Общение на основе дружеского расположения (увлеченность общим делом).
  3. Общение – дистанция.
  4. Общение – устрашение.
  5. Общение – заигрывание, стремление к популярности у студентов.

На основании этих 5 стилей выделяют модели общения:

  1. «Сократ» — педагог-любитель диалоговой формы преподавания, споров и дискуссий.
  2. «Мастер»- это образец для подражания, все в нем хорошо, идеален.
  3. «Генерал»- избегает всякой двусмысленности, требователен, очень жестко добивается послушания.
  4. «Гид» — ходячая энциклопедия.

Этапы педагогического общения:

  1. Прогностический этап общения, когда педагог модулирует будущее общение.
  2. Начальный этап – происходит настрой общения.
  3. Управление общением:

— необходимо установление личностного восприятия аудитории.

-разработка психологической партитуры лекции.

-обязательное управление познавательной деятельностью.

4. Анализ осуществленной системы общения.

Коммуникативные приемы педагогического общения:

Первая группа приемов: приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (неловкость, неуверенность, подавленность)

  1. Одобрение, поддержка, признание ценности.
  2. Обращайтесь за помощью к студенту.
  3. Создайте щадящие условия при ответе студента с ярковыраженной коммуникативной заторможенностью.

Вторая группа: приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения.

  1. Оказание помощи в подборе адекватной лексике.
  2. Обучить простым приемам технике общения. Чтобы не говорили хором.
  3. Всегда демонстрируйте позитивную критику.
  4. Дайте возможность студенту оправдать нетерпение поднятой руки и сориентироваться в ситуации.

Третья группа: приемы инициирования встречной познавательной активности студентов:

  1. Мотивирование перед группой, поощрение студента за проявленную инициативу.
  2. Игровая провокация.
  3. Критика собственных ошибок.

Причины, препятствующие правильному педагогическому общению:

  1. Педагог не считается с индивидуальностью студента.
  2. Студент не понимает своего преподавателя и не принимает его.
  3. Преподаватель высокомерен, задевает студента, унижает его.
  4. Студент сознательно не принимает требования преподавателя.

Качества, необходимые для педагогического общения:

  1. Интерес к людям, к работе с ними.
  2. Способность к эмпатии (сочувствие, сострадание).
  3. Гибкость, оперативность, творческое мышление.
  4. Умение ощущать и поддерживать обратную связь с аудиторией.
  5. Умение управлять собой. Своими психическими состояниями.
  6. Необходимо обладать способностью к неподготовленной спонтанной коммуникации.
  7. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации.
  8. Хорошие вербальные возможности: культура речи, богатый словарный запас.
  9. Способность к педагогической импровизации, умение применять на практике разнообразные средства воздействия: убеждение, принуждение, заражение…