Памятка для студентов Социально психологические основы общения

СТО АлтГТУ 14.62.1.1027–2012

СТО АлтГТУ 14.65.1.1030–2012

СТО АлтГТУ 14.62.1.1028–2012

Технологии формирования компетенций

Результаты освоения дисциплины.

Обучающийся должен

Лекции

Практические занятия

СРС

Модуль 1. « Основные понятия психологии общения» – 1 ЗЕТ. Форма оценки – тестирование

Лекция 1. Общение как восприятие – 2 часа

Социальная перцепция как восприятие человека человеком. Слагаемые первого впечатления. Ошибки восприятия. Модель восприятия «Окно ДжоХари».

Лекция 2.Различные типологии людей – 2 часа

(Э.Кречмера, К. Юнга, Г.Айзенка, С.Делингер, Э.Берна и др.).

Особенности речи и невербального поведения людей различных типов. Экспресс-диагностика клиента по общению.

Практическое занятие №1. Общение как восприятие – 2 часа

Виды, уровни, структура общения. Социальная перцепция. «Окно ДжоХари».

Упр.1. «Я — концепция»

Упр.2. «Критерии оценок в процессе общения»

Упр.3. «Самопонимание и ценностные ориентации».

Практическое занятие №2. Различные типологии людей – 2 часа

Типология людей. Особенности речи и невербального поведения людей различных типов.

Экспресс-диагностика клиента по общению.

Упр.1. «Определение социальной чувствительности в отношении малознакомого человека»

Упр.2. «Качества важные для межличностного общения»

Подготовка к практическому занятию – часа – 7 часов

1) подготовиться к обсуждению вопросов практического занятия;

2) ознакомиться с литературой по теме занятия;

4) подготовить конспекты ответов.

Подготовка к практическому занятию – часа – 7 часов

1) подготовиться к обсуждению вопросов практического занятия;

2) ознакомиться с литературой по теме занятия;

4) подготовиться к тренингу.

Подготовка к тестированию по модулю 1 – 10 часов

Знать:

— методы и средства познания и самопознания.

Уметь:

— критически оценивать свои достоинства и недостатки;

— намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

— применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессионального роста.

Владеть:

— способностью к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания;

— способностью работать в коллективе.

Модуль 2. «Общение как взаимодействие» – 1 ЗЕТ Форма оценки — тестирование

Лекция №3. Общение какобмен информацией – 2 часа

Модели и законы коммуникации. 4 стороны одного послания. Феномен обратной связи. Приемы активного слушания. Умение убеждать. Умение вести переговоры.

Лекция №4. Общение как взаимодействие – 2 часа

Трансактный анализ Э.Берна. Стили управления и подчинения. Лидерство и руководство. Психологический конфликт и пути его благоприятного разрешения. Стили поведения в конфликте.

Лекция №5.Взаимодействие в коллективе – 2 часа

Фазы развития коллектива. Команда как высший уровень развития коллектива: признаки и особенности взаимодействия. Корпоративная культура: ее роль и типы. Правила конструктивной критики.

Практическое занятие№3. Общение как обмен информацией – 2 часа

Правила говорения. Вербальная и невербальная коммуникация.

Упр.1. «Передача информации»

Практическое занятие №4.Особенности вербальной коммуникации – 2 часа

Упр.1. «Интонации и их роль в общении»

Упр.2. «Групповая дискуссия»

Упр.3. «Групповая дискуссия»

Упр.4. «Эхо»

Упр.5. «Написанный диалог»

Практическое занятие №5.Особенности невербальной коммуникации – 2 часа

Упр.1. «Мимические проявления в зависимости от эмоциональных состояний»

Упр.4. «Определение эмоций по выражению глаз»

Упр.5. «Определение эмоций по нижней части лица»

Подготовка к практическому занятию – 6 часов

1) подготовиться к обсуждению вопросов практического занятия;

2) ознакомиться с литературой по теме занятия;

4) подготовиться к тренингу.

Тестирование по модулю 1.

Подготовка к практическому занятию – 7 часов

1) подготовиться к обсуждению вопросов Практическое занятие;

2) ознакомиться с литературой по теме занятия;

4) подготовиться к тренингу.

Подготовка к практическому занятию – 7 часов

1) подготовиться к обсуждению вопросов практического занятия;

2) ознакомиться с литературой по теме занятия;

4) подготовиться к тренингу.

Подготовка к тестированию по модулю 2 – 10 часов

Знать:

— методы и средства познания и самопознания.

Уметь:

— критически оценивать свои достоинства и недостатки;

— намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

— применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессионального роста.

Владеть:

— способностью к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания;

— способностью работать в коллективе.

Модуль 3. «Интерактивные стороны общения» — 1 ЗЕТ Форма оценки – тестирование

Лекция №6. Психология саморегуляции и самоменеджмент – 2 часа Синдром «профессионального выгорания» и приемы его профилактики. Техники самопознания и саморегуляции. Тайм-менеджмент и основы планирования. Целеполагание и установки на успех.

Лекция №7. Бесконфликтное общение – 2 часа

Общее понятие о конфликте. Виды конфликтов по различным основаниям. Общая характеристика межличностных конфликтов: структура, стадии. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Типы конфликтных личностей.

Причины межличностных конфликтов. Профилактика межличностных конфликтов, правила превентивного общения. Общие правила поведения в конфликте.

Практическое занятие №6. Публичное выступление – 2 часа:

  • критерии оценки докладов;
  • обсуждение.

Практическое занятие №7. Восприятие и понимание в процессе общения – 2 часа

Упр.1. «Описание человека по фотографии»

Упр.2. «Комплименты»

Упр.3. «Роза и чертополох»

Упр.4. «Каким ты кажешься окружающим и какой ты на самом деле»

Подготовка к практическому занятию – 6 часа

1) подготовиться к обсуждению вопросов практического занятия;

2) ознакомиться с литературой по теме занятия;

4) подготовить конспекты ответов.

Тестирование по модулю 2.

Подготовка к практическому занятию – 7 часов

1) подготовиться к обсуждению вопросов практического занятия;

2) ознакомиться с литературой по теме занятия;

4) подготовиться к тренингу.

Подготовка к тестированию по модулю 3 – 10 часов

Знать:

— методы и средства познания и самопознания.

Уметь:

— критически оценивать свои достоинства и недостатки;

— намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

— применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессионального роста.

Владеть:

— способностью к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания;

— способностью работать в коллективе.

Лекция №8. Тема 8. Семейное общение (3 часа)

Семья, ее основные функции и структура. Психологические причины семейных кризисов. Типы семей и их характеристика.

Особенности общения в семье. Типы семейных взаимоотношений. Основные проблемы семейного общения и пути их преодоления.

Практическое занятие №8. Интерактивная сторона общения – 3 часа

Упр.1. «Позиции в общении»

Упр.2. «Рисование одним карандашом»

Упр.3. «Копия»

Упр.4. «Просьба»

Подготовка к практическому занятию – 6 часов

1) подготовиться к обсуждению вопросов практического занятия;

2) ознакомиться с литературой по теме занятия;

4) подготовиться к тренингу.

Тестирование по модулю 3.

Подготовка к зачету – 25 часов

Учебно-методические материалы по дисциплине Основная литература

  1. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. – М., 2007.- 25 экз.
  2. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М., 2010. – 25 экз.
  3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 2007. — 30 экз.

Дополнительная литература

  1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 2008.- 25 экз.
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.- 25 экз.
  3. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст]: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 1996. – 25 экз.
  4. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М., 1999.
  5. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений [Текст] / С. Нартова-Бочавер. – М., 2001.
  6. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов [Текст] – М., 2006. — 25 экз.
  7. Психология и педагогика: уч. пос./Отв. Ред. В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА – М., 2008. – 175 с.-30 экз.
  8. Психология и педагогика: уч. пос./ Сост. и отв. Ред. А.А.Радугин. – М.: Центр, 2006.- 336 с.- 30 экз.
  9. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст] / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. – СПб., 2004.

4.1.2.2 Программное обеспечение и интернет — ресурсы

При проведении лекций используется

— комплект слайдов, разработанных в офисном приложении Microsoft Power Point по всем темам курса;

— мультимедийные аудитории для чтения лекций-презентаций с использованием офисного приложения Microsoft Power Point;

— наличие доступного для студента выхода в Интернет с целью поиска современной научной и учебной литературы по логике;

— доступные Интернет-ресурсы:

  1. Научная библиотека МГУ им. М.И.Ломоносова http://www.nbmgu.ru;

  2. Московский Государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова http://www. mgopu.ru;

  3. Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы ;
  4. Научная библиотека Томского Государственного университета http://www.lib.tsu.ru.

График контроля

Вид занятия

Вид контрольного

испытания

Время

проведения

Вес в итоговом рейтинге

Практика. Модуль 1.

Текущая аттестация

7-я неделя

0,15

Практика. Модуль 2.

Текущая аттестация

(Контрольное тестирование)

11-я неделя

0,15

Практика. Модуль 3.

Текущая аттестация

16-я неделя

0,2

Зачет

17-я неделя

0,5

Примечания:

1. Любая контрольная точка, выполненная после срока без уважительной причины, оценивается на 10 % ниже. Максимальная оценка в этом случае 90 баллов.

2. К зачету допускаются студенты, имеющие не более одной задолженности по контрольным точкам. При наличии одной задолженностей студенту на зачете выдается дополнительное задание.

3. Порядок вычисления семестрового (предэкзаменационного или предзачетного) рейтинга по дисциплине: Rceм = 0,9R+Бn,

где R — текущий рейтинг на конец семестра, вычисленный по результатам контрольных точек, Бп — дополнительные баллы за посещаемость занятий, определенные по следующей схеме:

П< 50% — Бn= 0

50% < П < 60% — Бn = 2

60% < П < 70% — Бn = 4

70% < П < 80% — Бn = 6

80% < П < 90% — Бn = 8

90% < П < 100% — Бn=10.

4. «Автомат» выставляется по решению преподавателя как способ поощрения наиболее успешных по данной дисциплине студентов. Для «автомата» необходимы: отличные контрольные работы, отсутствие пропусков, активность на практических занятиях, рейтинг 75 б. и выше.

5. Рейтинг может быть повышен дополнительной работой студента: по 10 б. за участие в конференциях (с публикацией), олимпиадах (с призовым местом).

Приложение в требования к оформлению реферата

Реферативная работа по психологии личности является самостоятельной работой студентов по изучению какой-либо темы или проблемы.

Студенты при выполнении реферативной работы должны:

— приобрести знания и выработать навыки самостоятельного ведения научного исследования, поиска необходимой для раскрытия темы литературы и её самостоятельного изучения;

— выработать навыки грамотного размещения материала в тексте, правильного выстраивания системы доказательств;

— научиться правильно оформлять научный аппарат;

— продемонстрировать общую грамотность и эрудицию.

Объем работы должен составлять 15-25 страниц формата А4. Шрифт – 14 пунктом Times New Roman, поля – левое 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1,5 см. Интервал – 1,5.

Виды реферативных работ:

Информационные – работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо темы или проблемы.

Проблемные – работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы (хорошая работа этого жанра, при наличии общепринятой структуры, может считаться исследовательской).

Исследовательские – работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Из чего состоит реферат?

1) ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ — оформляется по образцу

2) ПЛАН реферата. В пунктах плана обозначаются узловые (главные, основные) подразделы, позволяющие в своей совокупности раскрыть тему работы.

Реферат включает в себя:

Титульный лист, подписанный преподавателем, а также:

а) план работы,

б) текст,

в) список использованной при написании работы литературы.

Образец плана

Тема: Психологические механизмы восприятия людьми друг друга

План:

Введение

1. Понятие межличностной перцепции

2. Теория каузальной атрибуции Г. Келли

3. Механизмы межличностной перцепции

4. Эффекты межличностной перцепции

Заключение

Список литературы

Текст должен быть написан в соответствии с планом и достаточно полно раскрывать тему работы. Названия разделов (заголовки) в тексте обязательно выделяются другим цветом, более крупным шрифтом или подчеркиванием. Каждый раздел начинается с новой страницы.

3) ВВЕДЕНИЕ (объём – 1 стр.)

Правильно написать Введение нелегко.

В нём обязательно должны быть раскрыты

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ,

ЦЕЛЬ,

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ,

ГИПОТЕЗА,

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

При написании Введения важно, во-первых, правильно показать АКТУАЛЬНОСТЬ (то есть важность, значимость для современности, для культуры, для науки, для человечества и человека, для Вас лично) темы работы. Студент должен уметь показать, чем интересна выбранная им тема и в чём заключается необходимость её исследования. Значимость и актуальность темы может быть доказана как собственной аргументацией, так и ссылками на признанные авторитеты в этой сфере.

Во-вторых, необходимо сформулировать точно ЦЕЛЬ исследования.

В реферате-исследовании важно выделить ГИПОТЕЗУ. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута.

После этого необходимо поставить ЗАДАЧИ исследования.

Задачи и Цели — не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать для достижения цели Вашей работы.

В реферате-исследовании желательно указать, какими МЕТОДАМИ Вы пользуетесь для подтверждения или опровержения Вашей гипотезы.

4) ТЕКСТ работы пишется в строгом соответствии с планом и раскрывает максимально полно, насколько позволяет объём, тему работы.

Названия разделов (заголовки) в тексте обязательно выделяются другим цветом, более крупным шрифтом или подчёркиванием. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

5) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (объём – 1 стр.).

Завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

6) К работе прилагается СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, оформленной в строгом соответствии с библиографическим стандартом:

  • литература располагается в алфавитном порядке,
  • у каждого произведения указываются все основные выходные данные: фамилии авторов, заглавия книг и статей, затем помещают издательство (если таковое указано), город, где издана работа (названия крупных и известных городов принято употреблять сокращенно (например, Москва-М., Киев-К.), затем год издания, количество страниц (в соответствии с образцом)

Образец:

1) Васильев Л. М. Из истории религий Древнего Востока. — М.: Высшая школа, 1988. — 416с.

2) Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990. — С.319-344.

3) Св. Игнатий Антиохийский. Послание к магнезийцам / Писания мужей апостольских. – Рига, 1992. – С.318-319.

Дополнительные требования:

1) Цитирование авторов производится только по их произведениям.

Заимствованная цитата должна быть взята в кавычки. При этом знак » » кавычки должен ставиться в начале, при открытии, и в конце при закрытии цитаты, не зависимо от количества предложений и абзацев в цитате.

2) Текст необходимо вычитать: в работе недопустимы орфографические и пунктуационные ошибки.

3) Защита контрольной работы предполагает свободное владение студентом материалом, изложенным в работе и хорошее знание всей литературы, использованной при написании.

Пример оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. И.И. Ползунова

Факультет…………………………………….

Реферат

по дисциплине «Психология личности»

на тему: Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

Выполнил: Иванов С.В.

студ. гр. КТМ-11

Проверил: Петров Е.И.,

доцент кафедры КиКТ,

канд. соц. н.,

Барнаул 2012

Темы рефератов для самостоятельной работы

  1. Основные проблемы сравнительного анализа психики человека и животных.
  2. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
  3. Развитие и изменение самосознания на различных возрастных этапах.
  4. Психологические изменения человека в условиях сенсорной депривации.
  5. Влияние возраста на особенности памяти.
  6. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.
  7. Средства развития мышления как предмет психологических исследований.
  8. Соотношение речи и мышления как проблема психологии.
  9. Психология творческого мышления.
  10. Индивидуальные различия и развитие воображения.
  11. Взаимовлияние деятельности и сознания.
  12. Влияние генетических и социальных факторов на развитие интеллекта.
  13. Психология гендерных различий в способностях.
  14. Влияние возраста на раскрытие способностей.
  15. Формирование характера как проблема психологии.
  16. Сопоставительный анализ различных типологий характера.
  17. Влияние самооценки на особенности общения.
  18. Возрастные характеристики общения и развития личности.
  19. Проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте.
  20. Подростковый возраст в свете разных концепций.
  21. Движущие силы и механизмы личностного развития.
  22. Социально-психологические явления в малых группах.
  23. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.
  24. Социализация и развитие личности в свете разных подходов.
  25. Формирование и развитие личности в зеркале «Я-концепции».
  26. Кризисы личностного развития.
  27. Онтогенез эмоционального развития.
  28. Динамика совместимости людей в зависимости от психосоциотипов и темперамента.
  29. Темперамент и проблемы воспитания.
  30. Развитие личности как фактор становления профессионала.
  31. Проблема высокой тревожности в профессиональной деятельности.
  32. Методы коррекции и развития личности в современной психологии.
  33. Мотивация и личность. Психологические механизмы развития мотивации человека.
  34. Воля как характеристика сознания и деятельности.
  35. Эмоции как явление, процесс и составляющая становления и развития человека.
  36. Проблема инфантилизма: диагностика и коррекция.
  37. Жизненные стратегии современной молодежи.
  38. Индивидуальная устойчивость к стрессу как системное свойство человека.
  39. Проблемы акцентуированной личности.
  40. Динамика ценностных ориентаций личности: возрастной и социальный аспекты.
  41. Феномен одиночества и пути его преодоления.

Приложение б Руководство по подготовке творческих работ

Основными формами творческих работ студентов является написание эссе и подготовка реферата, презентации или устного доклада на лекции.

Эссе

Эссе (фр. “еssai” – попытка, проба, очерк) – это жанр сочинения.

Написание эссе – требование многих международных образовательных программ. Эссе предлагается в качестве задания в основном на гуманитарных факультетах вузов, с помощью эссе сдаются вступительные экзамены.

Примерный план эссе

1.ВСТУПЛЕНИЕ — один абзац

А. Используйте ловушки для привлечения внимания, такие как: цитата, стихотворение, вопрос, размышления, необычные факты, идеи или смешные истории.

В. Подведите читателя к главной идее или тезису вашего эссе, определите основные положения эссе.

С. Избегайте таких фраз, как «Это эссе про …» или «Я собираюсь поговорить про…».

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ — 2-3 абзаца

А. Выражайтесь понятно

В. Подкрепляйте основные идеи фактами, размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя.

С. Используйте справочные материалы, соблюдая принцип научности.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ — один абзац.

А. Покажите ваши личные взгляды на проблему.

В. Как тема вашего эссе связана с предполагаемой профессиональной деятельностью.

С. Ваша главная мысль в модифицированном варианте.

Реферат, презентация или устное сообщение на лекции

Данные формы работ подготавливается по одной из тем, из нижеследующего перечня. Ниже представлены методические указания

по подготовке рефератов, электронных презентаций и устных докладов.

Реферат

Реферат должен достаточно полно раскрывать сформулированную тему и выполнен на основе информации из сети Интернет, а также периодических печатных изданий и учебной литературы по информатике.

Требования к оформлению.

Структура реферата должна быть следующей:

— Введение

— Основная часть (разделенная по необходимости на разделы, параграфы и т.п.)

— Заключение

— Список использованных источников:

— литература

— ссылки Интернет-сайтов

Объем реферата – 10-15 страниц

Иллюстрации – желательно не более 3

Шрифт – ARIAL

Размер основного текста – 10 пт

Интервал между строками – полуторный.

Выравнивание — по ширине

Отступ первой строки абзаца – 1,27 см (стандартный)

Поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху и снизу – 1,5 см

Номера страниц – справа, внизу страницы (на титульном листе номер не ставится)

Заголовки разделов – выделение жирным шрифтом

Выделение текста и абзацев — курсив, подчеркивание.

Электронная презентация

Электронная презентация должна быть выполнена на основе материала подготовленного реферата и должна использоваться как визуальная иллюстрация устного доклада по теме реферата.

Презентация должна быть выполнена в приложении MS Power Point по предложенному ниже шаблону.

Требования к оформлению.

Электронная презентация должна содержать не более 10 слайдов, содержащих текстовую и графическую информацию по теме реферата.

Первый слайд презентации должен быть оформлен следующим образом:

Не использовать эффекты мультипликации.

Переход от слайда к слайду должен осуществляться по щелчку мыши.

Слайды должны быть пронумерованы.

Желательно избежать вставки в презентацию больших по объему графических файлов.

Оригинальные шрифтовые и оформительские решения приветствуются.

Устный доклад

Доклад должен максимально кратко и емко раскрывать тему реферата и должен сочетаться с подготовленной электронной презентацией.

Длительность доклада – не более 7 минут, 2 минуты на вопросы.

10