Программа формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Оглавление

Введение 3

1. Ознакомительно-адаптивный этап работы 5

2. Диагностико-прогностический этап работы 9

2.1 Анализ плана воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ на 1 месяц 9

2.2 Анализ условий для соблюдения режима дня в группах раннего возраста 12

2.3 Анализ проведения спортивно-оздоровительных мероприятий в группе (закаливания, физкультурные занятия, физкультурные развлечения) 13

2.4 Изучение уровня сформированности у детей в своей возрастной группе культурно-гигиенических навыков и умений 15

3. Конструктивно-исполнительский этап 17

3.1 Конспект занятия по физической культуре 17

3.2 Изучение особенностей работы по экологическому воспитанию 20

3.3 Проведение самостоятельной педагогической деятельности по экологическому воспитанию 24

3.4 Самостоятельная организация и руководство трудовой деятельностью дошкольников 25

3.5 Анализ самостоятельной педагогической деятельности по формированию словаря детей дошкольного возраста 28

3.6 Диагностика социального развития 31

3.7 Самостоятельное проведение занятия по изобразительной деятельности 32

3.8 Самостоятельное проведение занятия по формированию элементарных математических представлений 34

3.9 Работа с родителями 37

4. Формирование готовности к школе 39

4.1 Методики исследования 39

4.2 Программа формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе 43

4.3 Анализ результатов исследования 52

Заключение 54

Список литературы 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69

Введение

Практика — новейший этап в получении профессионального высшего образования, основная база при построении профессиональной карьеры, дальнейшего трудоустройства. Образование и практические навыки являются сейчас основным мерилом успешности карьеры, а трудолюбие и стремление пополнять свой багаж знаний, повышать квалификацию — нормой на рынке труда.

Цель практики:

1. Углубить, закрепить, совершенствовать теоретические знания, научить творчески применять их в воспитательно-образовательной работе с детьми.

10 стр., 4527 слов

Анализ медико-социальной работы по профилактике заболеваний, ...

... составило 250 миллионов. Группами риска заражения ИППП являются лица молодого возраста, женщины и мужчины репродуктивного возраста. Данные основаны на недавно осуществлённой Всемирной организацией здравоохранения ... меры в борьбе с инфекциями, передающимися половым путём рассмотреть профилактическую направленность работы специалистов ГУ КФ «Краевого молодёжного медико-педагогического центра» в г. ...

2. Формировать профессионально-педагогическую направленность студентов: воспитание устойчивого интереса к профессии и любви к детям, развитие потребности в углублении и совершенствовании навыков и умений.

3. Формировать профессионально значимые качества личности: дисциплинированность, сдержанность, организованность, целеустремленность и др.

4. Сформировать профессионально-педагогические умения, соответствующие квалификационным требованиям к воспитателю дошкольного учреждения.

Виды работ, осуществляемые за период практики:

— знакомство с особенностями организации и содержанием работы в группах раннего возраста;

— изучение психолого-педагогической среды, окружающую ребенка раннего возраста;

— осуществление диагностического уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников;

— определение специфики организации и методики формирования культурно-гигиенических навыков у детей;

— изучение условий для решения проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников;

Рассмотрим результаты осуществляемой работы за период практики.

1. Ознакомительно-адаптивный этап работы

Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, оказание помощи семье в воспитании, адаптация к жизни в обществе.

Продолжительность воспитательно-образовательного процесса осуществляется с 2-х до 7-летнего возраста ребенка.

В АУДО д/с «Тополек» действуют 8 групп, из них 2 группы — для детей с нарушениями речи, остальные группы для детей с нормальным нервно-психическим развитием. Общее количество детей – 102 человека.

В ходе проведения беседы со старшим воспитателем и заведующей, было выявлено, что большое внимание в работе с детьми уделяется режиму дня детей и их адаптации к условиям дошкольного учреждения. Большое значение также придается работе с родителями.

При обходе учреждения и изучении условий, созданных в группах, было выявлено, что мебель расставлена так, чтобы была возможность организовать игры группами. В групповой комнате были детские столики, стулья, диванчик, стол-барьер, горка-манеж со скатом, полки для игрушек.

Подбору и размещению игрушек в каждой группе также уделялось внимание. Выносной игровой материал был гигиеничным, ярким, удобным, способствовал развитию у детей действий с природным материалом (водой, песком, снегом, льдинками), ознакомлению с окружающим.

Приемная и раздевальная комнаты были оформлены так, чтобы поддерживать у ребенка положительный эмоциональный тонус. В них размещались крупные игрушки (куклы, мишки, машины).

Они могли отвлечь детей при расставании, завладеть их вниманием.

В родительском уголке были помещены советы родителям по организации режимных процессов, игр и занятий с детьми в условиях семьи.

Температура воздуха в игровой и приемной комнатах была 20—22°, в спальной — 18°. Эту температуру в течение дня поддерживали.

29 стр., 14039 слов

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

... сторон речи. В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид ... которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы понять эту речь, нет необходимости ... от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в ...

Организация предметно-игровой среды в детском учреждении, где проходила практика, была выстроена таким образом, что таким образом, чтобы дети могли развиваться. В группах были различные предметы, которые дети могли рассматривать, брать в руки. Самые маленькие предметы находились на уровне глаз воспитанников. Самые большие по размеру предметы находились на нижних полках.

Предметно-игровая среда должна отвечала санитарно-гигиеническим требованиям и нормам:

– дизайн был разнообразным.

– мебель, предметно-игровая и развивающая среда соответствовала психофизиологическим особенностям детей данного возраста.

– оформление – приближено к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика).

– предметно-игровая среда — разнообразная, многофункциональная и вариативная.

Игровое пространство соответствовало потребностям детей в социальном развитии:

– была определена предметная сфера для предметно-игровой деятельности, для театрализованных, конструирования, художественного творчества и т.д.

При организации предметно-игровой среды учитывалось, что правильный подбор игрушек для детей очень важен, так как ребенок проходит большой путь в психическом и физическом развитии, овладевает речью, осваивает сенсорные эталоны, элементарные умственные действия, начинает познавать мир. По количеству игрушки приобретались с учетом состава детей в группе, но не менее 2-3 игр/игрушек одного наименования на группу. Учитывалось при комплектовании фонда игрушек содержание программы речевого развития детей и рекомендации.

Для развития познавательно-практической и предметной деятельности игрушки позволяли развивать у детей сенсорные способности:

– дидактические предметно-тематические и природно-тематические игрушки: пирамидки различной формы, величины, с различным количеством колец; матрешки, вкладыши разной формы и т.д.;

– дидактические игры: лото, домино, мозаика, кубики с разрезными картинками;

– напольные дидактические игрушки: черепаха, краб и т.д.

– развивающие игры, способствующие развитию мелкой моторики рук, различные паззлы (мелкая моторика рук у детей с нарушениями речи, обычно была плохо развита);

– игровые пособия, развивающие моторику, сенсорику, речевые и мыслительные способности детей в игровой деятельности;

– разнообразные строительные материалы (деревянные, пластмассовые, мелкого, среднего, крупного размера), развивающие у детей чувство пространства.

Игрушки и оборудование были из разных материалов (материя, пластик, резина, дерево), разной величины, разного назначения и с разными свойствами (заводные, с подвижными деталями, электрифицированные).

Педагогический анализ предметно-развивающей среды показал, что в дошкольном учреждении она соответствует принципам построения развивающей среды. То есть среда соответствует следующим принципам:

• принцип открытости;

• гибкого зонирования;

• стабильности-динамичности развивающей среды;

• полифункциональности;

• принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я».

3 стр., 1137 слов

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

... основных видов памяти имеет значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Таким образом, организация игровой деятельности дошкольников с целью развития памяти ... следующие необходимые виды детской деятельности: двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»), игровая («Социализация»), трудовая («Труд»), восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»), ...

Вся среда детского сада построена по принципу микрозон. ……..

Список литературы

1. Игры и занятия с детьми: Книга для педагогов [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис, 2002. — 128 с.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 416 с.

3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие [Текст] Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.