Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы Преподаватель: Самойлова Ирина Генадьевна

Литература:

  1. Сафонава «содержание и методика психосоциальной работы»,
  2. из»дание,2008 г.
  3. Фирсов, Шапиро «психология социальной работы».
  4. «Психология социальной работы» под. Ред. Гулиной.
  5. Козлов «интегративная психология».
  6. Вага, драбина «системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс».

Введение в предмет. Понятие психосоциальной работы. Её место и роль в системе социальной работы.

С 90-х г. в россии развивается отрасль психосоциальной работы. Появляются новые службы: центры соц. Защиты, центры психолого-педагогической помощи и другие.

Центральной проблемой дисциплины психосоциальная работа является различные психотехники, а также методы практической психологии, применяемые при работе с разными психологическими проблемами в сфере социального обслуживания.

Указ президента от 6 сентября 1996 г. Положил начано психосоциальной работы.

Клиентом психосоц. Помощи явл. Чел. Находящийся в кризисном сост, душевном разладе, неудобного для себя и других, т.е. дезодаптированного в обществе.

Понятие:

Психическое здоровье- проблемы в головном мозге.

Клиенты психосоц.работы психически здоровы, но имеют психологические проблемы, обостряющиеся в неблагоприятных условиях.

Психологическое здоровье (безработица, инвалидность).

Задача работника найти психосоциальные причины клиента.

Психоосоц. Работу можно обозначить как псих.помощь клиенту с целью преодоления соц.дзодаптации и соц.псих. неблагополучия.

Социальная дезодаптация- это нарушение механизмов приспособление к среде жизнедеятельности личности, попавшей в трудную жизненную ситуацию.

Первичная помощь клиенту- психологическое консультирование (беседа).

Суть псих. Консультирования специалиста заключается в том, чтобы актуализировать ресурсы клиента для решения проблемы. . психосоциальная работа может носить индивидуальный и групповой характер.

Всю психотерапию можно разделить на 3 группы:

  1. Нозоцентрическая психотерапия- ориентир.на болезненные изменение психики. Используется врачами,
  2. Антропоцентрическая психотерапия- помогает решать псих.проблеммы внутриличностного характера психически здорового человека.
  3. Социоцентрическая психотерапия- направлена на решение проблем социализации, соц.адаптации личности, на гормонизацию системы межличностных отношений, что и относится к области психотерапии.

Психология семьи.

Дружинин- психология семьи, Москва, Санкт-Питербург.2008 г.

20 стр., 9857 слов

Курсовая работа: психология любви юношей и девушек

... исследования, включающего в себя данные и приемы не только психологии, но и социологии, биологии, этнографии, истории, искусствоведения и ... основой и даже ее собственные проявления зависят от конкретных социальных условий. И, следовательно, прав был Л.С. Макаренко, который ... мирное время и во время войны. Целью данной курсовой работы является на основе проведённого анализа специальной литературы ...

Типы семей:

  1. По количеству брачных партнёров.

-моногамная,

-полигамная (полиандрия- многомужество, полигения- многожонство).

2. по количеству поколений, представл в семье:

— сложная или расширенная,

-простая или нуклеарная (2 поколения).

3. по различием в семейной структуре (детско-родительские отношения).

-полная,

-неполная (материнская, отцовская).

-бинуклиарная семья (семья, когда после развода супруги создают новые семьи).

(сиблинги- братья и сёстры).

-замещающая семья (государство, детский дом, приёмная семья).

4. благополучные и неблагополучные семьи. Существуют проблемные или больные емьи, зрелая и незрелая семья.

Нормальная семья- полная, где есть родители и дети, ответственность за семью лежит на отце, дети воспитываются до совершеннолетия.

Ролевая структура семьи.

  1. Роль материального обеспечителя.
  2. Роль управленчества в семье.
  3. Роль воспитателя в семе.
  4. Роль организатора семейной субкультуры.
  5. Роль ответственного за психологический климат в семье.
  6. Роли в семье с точки зрения «драматического треугольника». (жертва, спасатель, преследователь).

Формальные и неформальные отношения в семье. Неформальные отношения- симпатии, антипатии в семье. Формальные- обязанности и права членов семьи в соответствии формализованной роли.

В структуре семьи главную роль играет власть и подчинение.

-патриархальная семья- отец,

-матриархальная- мать,

-детоцентрическая- ребёнок,

-эколитарная- равноправие.

В семейных отношениях выделяются 6 типов власти и подчинения:

-принуждающая власть- применение санкций, возможность наказания (материальное или психологическое).

-власть вознаграждения- получение приятного, поощрение.

-«власть кресла» или лигетивная власть (узаконенная власть)- нормы.

-власть харизма.

-власть референтная или власть материального авторитета- хранитель семейных традиций.

— информационная власть- наличие у члена семьи необходимой информации.

Ещё одной характеристикой отношений в семье является ответственность. Если в семье не несёт ответственность никто то эта семья называется псевдосемьёй.

Ответственность- возможность контролировать действия и исход.

Семейное бессознательное. В семейном бессознательном наследуется дух бессознательного просемьи (родительской семьи).

Семейный дух может быть связан с семейным мифом, семейной историей, но часто эти истории приукрашены.

Раздел психологии, связанным с семейным бессознательным называется трансгенетическая психология.

Комплементарный брак- младшая сестра, старший брат.

-некомплементарный брак- старшая сестра, старший брат. Младшая сестра, младший брат.

Частично комплементарный брак- средний брат, младшая сестра.

7 стр., 3283 слов

Диссертационной работы трансформация городской семьи в кнр (на ...

... работы - трансформация городской семьи в КНР (на примере изменений структуры семьи и системы семейных ценностей). Российские и зарубежные ... еще в 1035 г.4, - таким образом, коммунистическая власть не может здесь претендовать на оригинальность. К концу XI ... поскольку на протяжении тысячелетий семья в китайском социуме всегда играла беспрецедентно важную роль, следует ожидать, что инновационные ...

Техники семейной реконструкции, которые изучают семейную историю

«Семейная поваренная книга»- совместное принятие пищи (как питается семья), время, место, способ рассаживания.

Вопросы для исследования семьи:

  1. Что значит для вас это блюдо, какое место в вашей жизни занимает его автор.
  2. Для кого готовится это блюдо, кто его любит.
  3. Что просходит когда едят это блюдо, едят ли его сейчас.
  4. какие чувства вызывают у вас воспоминание о рецептах вашей семьи,

упражнение «семейные реликвии».

Вопросы:

  1. чья это вещь. Что значит этот человек для вас?
  2. У кого хранится эта вещь, как с ней обращ, принято ли её демонстрировать гостям?
  3. Какие мысли и чувства рождает у вас с соприкосновением с этой вещью?
  4. Знаете ли вы историю этой вещи и её обладателя?
  5. Если вы явл хранит этой вещи, то кому и когда вы её передатите, и как бы вы хотели чтобы с ней обращались?

Психология предбрачного ухаживания.

Преимущественно досуговае знакомство предопределяет парадность взаимоотношений. Функции периода:

  1. Накопление совместных впечатлений и переживаний- запас чувств, который необходим для дальнейшей совместно жизни.
  2. Более глубокое узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения. На втором этапе важно знакомство домами.
  3. Проектирование семейной жизни. Уклад и обычаи. Решаюся финансовые вопросы.

Мативы выбора будущего супруга.

-влияние родителей, опыт общения в родительской семье. Как правила происходит на бессознательном уровне. Триангулирование- когда в конфликты между людьми одного поколения втягивается какой-то родственник.

Семейная целостность и интеграция.

Семецная интеграция склодывается на основе семейных ценностных ориентаций семьи. Важно, чтобы был просемецный матив (желание оставаться в семье), когда семья является одним целым. Просемейный матив положительного отношения к семье формируется в результате действия соц прих механизмов интеграции семьи:

-«общность судьбы»- у членов семьи формируется представление, навык, привычка семейного, а не индивидуального удовлетворения своих потребностей. В такой семье есть доверие. Этот механизм может быть нарушен в случае:

-наличия конфликта в семье.

— отрицательный опыт семейых взаимоотношений, вынесенный из родительской семьи.

— механизм эмоциональной идентификацией с семьёй. Играют большую роль взаимные близкие эмоциональные отношения (аттракция).

Общие принципы семейного консультирования и семейной психотерапии.

Семейная терапия- это комплекс псих методов и приёмов, направленных на псих коррекцию индивидоума в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных отношений. Существует психоаналитическая семейная терапия, бихивиаральная (поведенческая), системная. Стратегическая семейная терапия и т д.

Системная симейная психотерапия- это одна из современных систем. Возникает после второй мировой войны. В этом подходе объектом возд и клиентом психо-соц помощи является вся семья как система. Элементами семейной системы являются члены семьи, связанные между собой определённого рода отношениями. Системный подход предполагает понимание проблем клиента в контексте семейных отношений. Клиенты обращаются с индивид жалобами и проблемами, но мы помогаем клиентам как членам семьи.

12 стр., 5924 слов

Этические аспекты отношения медицинского работника к жизни и смерти

... - танатология. Различные религиозные направления разнопланово трактовали своё отношение к жизни и смерти. Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что ... Так, согласно данным различных исследований, продолжительность жизни ребёнка рождённого в семье неквалифицированного рабочего равна в среднем 63 ... года, а в семье учителя - 73, дети близкородственных родителей живут ...

Классиком системной терапии является Мюэль Боуэн. Он создал технику генограммы и предложил некоторые признаки её анализа. Семейную систему можно описать 6-ю параметрами:

  1. Стереотипы взаимод.
  2. Семейные правила.
  3. Семейные мифы,
  4. Границы.
  5. Стабилизаторы,
  6. Семейная история.

Семейная история. Типы взаипоотношений

Симбиотические отношения- очень близнкие отношения, с выраженной эмоциональной зависимостью людей друг от друга.

Дистантные отношения- отношения на дистанции.

Эмоциональный разрыв- люди на общаются с друг другом после конфликта.

Амбивалентные отношения- люди испытывают друг к другу противоречивые чувства (любовь и ненависть).

Трианбулирование или триангуляция- процесс при которм конфликт между двумя людьми решается с помощью вовлечения третьего.

Стереотипы взаимодействия.

Каждое событие является понятным для каждого члена семьи. Сообщения могут быть одноуровневыми и друхуровневыми.

Двойная ловушка- поступают неконгруэнтные сообщения, вербальные и невербальные сообщения не соответствуют.

Семейные правила- правила, которых придерживаются все члены семьи. Они бывают культурно заданными (общие для всех семей) и уникальными (характерными для определённой семьи).

Семейный миф- это такое сложное семейное знание, которое можно выразить предложением «мы это…». Семейное знание актуализируется когда в семью входит другой человек. Семейные мифы плохо осознаются и формируются в течении трёх поколений.

Границы семьи- родственники, которые относятс к одной семье. Есть подсистемы муж-жена, родители-дети, братья-сёстры. Границы подсистемы- это описание пространственно-временной эмоциональной территории взаимоотношений. Границы между подсистемами могут быть жесткими или размытыми.

Стабилизаторы семейной системы- факторы, стабилизирующие семью. Есть положительные и отрицатьльные стабилизаторы.

Функциональные стабилизаторы- общее жильё, общие деньги, общие увлечение.

Дисфункциональные стабилизаторы- измены, болезни.

Проблема суецида и суецидального поведения.

Суецид- умышленное лишение себя жизни. Он наблюдается как у психически здоровых так и у психически больных людей. Более 80 % из числа лишивших себя жизни- это практически здоровые люди.

Суецидент- человек, которвй покушается на свою жизнь.

Суецидология- это особая междисциплинарная область знаний, занимающаяся изучением самоубийств и покушением на них (основатьль Дюркгейм- является автором социологической концепции).

Концепции:

-социологическая

— анатомоантропологическая- исходит из структурноморфологических и психологические причины.

— психопотологическая- психическое заболевание.

— социально-психологическая- была создана академиком Амбромовой. Суецидальное поведение- следствие соц- псих дезадаптации личности, в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Соц-псих дезадаптация проявл в различных формах и в разной степени. Патологич форма дезадаптации приводит к измен структуры личности. Она может быть порциальной и тотальной.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... резервы человека при решении трудных жизненных ситуаций образуют главный компонент копинг-поведения личности. Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. ... исследований, которые касаются возможности когнитивного оценивания и рассмотрения совладающего поведения в ситуации длительного стресса явно недостаточно. Цель работы – исследование особенностей ...

Для перехода к реальному суециду необходимо наличие внутриличностного конфликта, субъективно переживаемого индивидом как неразрешимого.

В основе суецидального поведения лежит конфликтная ситуация, которая для личности является критической. В целом можно говорить о суецидальном кризисе. Содержанием суецидального кризиса выступает острое эмоциональное состояние возникающее в кретической ситуации столкновение личности с препятствием на пути удовлетворения потребностей.

Центральную роль в возникновении суецидального кризиса играют следующие конфликты:

  1. Обусловлено самой трудовой деятельности, межличностные конфликты на работе.
  2. Обусловлено семейными отношениями.
  3. Связано с антисоциальным поведением.
  4. Связаны со здоровьем человека.
  5. Материально- бытовые трудности.

Все факторы влияющие на суецидальное поведение можно свести в 2 группы- внутренние (эмоциональное состояние, особенности характера) и внешние (межличностные конфликты).

Суецидальное поведение- это любое проявление суецидальной активности (мысли, угрозы, намерения, попытки покушения).

Выделяют истинное и демонстративно- шантажное суецидальное поведение. При истинном существуют намерения. План, а при демонстративно- шантажном поведении присутствует желание привлеч к себе внимание, это угроза совершить суецид, с цель изменения ситуации.

30% Суецидентов воспитывались в неблагоприятных семьях. Суецид относится к крайне деструктивному выходу из внутриличностного конфликта

Психологическая структура включаетс в себя 4 компонента суецидального поведения:

— эмоциональный- эмоциональные переживания.могут возникать как страх перед принятием решения.

-мотивационный- Может быть несколько мотивов: протест, призыв к состраданию, избегание душевных илши физических страданий, самонаказание, отказ от жизни как капитуляция. В молодом возрасте преобладает протест и призыв к состраданию.

— ориентировачный- связан с разработкой плана ухода из жизни.

— исполнительный- совершение суецида, или проявление суецидального поведения.

Возрасные особенности суецидального поведения.

Суецидальное поведение в детстве носит характер ситуационно- личностных реакций, т е не желание умереть, а желание избежать стрессовых ситуаций. О суецидальном поведении можно говорить с 14 лет. Пик суецидов в 16-18 лет. Причины суецидального поведения в детстве- эмоциональные переживания, оказывают влияние межлиностные отношения между родственниками и друзьями.

В молодом возрасте суецидальное поведение связано с интимно-личностными отношениями. Исследования показывают, что большенство завершённых самоубийств происходит в возрасте 40-60 лет. Это связано с разводом, потеря близкого человека, выплатой кридита. Суецидальное поведение в пожилом возрасте связано с депрессией, потерей перспектив, одиночеством.

Психосоциалььная работа с суецидальной активностью.

Шаги неотложной помощи кризисной интервенции:

  1. Беседа- 1,5- 2 часа. Необходимо установить контакт, вызвать доверие клиента. Важно дать оценку обстоятельств и оценить степень угрозы суецида. Степени угрозы:

— № 1.- наличие суецидальных мыслей,

8 стр., 3546 слов

Исследование поведения клиентов

... разрешения конфликта между мной и моими клиентами. Задание 1 Определите, какие социальные стереотипы поведения присутствуют в поведении ваших клиентов. ... внешняя реальность, чтобы понять целостность "человека в ситуации", т.е. психосоциальность. Общение с людьми - это наука ... восприятии другого человека не происходит "сдвига" в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Остается просто ...

— № 2- у клиента есть суецидальные мысли и план.

— № 3.- обратившийся собирается совершить суецид если консультант ему не поможет. Возможно собрание консилиума специалистов.

2. интеллектуальное овладение ситуацией. С помощью вопросов и утверждений необходимо убедить клиента, что его ситуация не исключительная, привести примеры выхода из такой ситуации. Используются разнообразные технологии партнёрского общения (эхо техника, техника развития идеи).

3. заключение контракта- планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации. Поиск новых значимых отношений, в которых человек преодалеет свою кризисную ситуацию.

Приёмы. Используемые при заключении контракта:

— интерпритация,

-выдвижение гипотез,

-побуждение к планированию выхода из трудной ситуации.

4. активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах. Ведущие приёмы:

— логическая аргументация,

-внушение,

-актулизация личностных ресурсов.

Главная задача интервенции- коррекция, изменения кризисной ситуации. У клиента должна сформироваться установка:

  1. Тяжелое состояние временно и оно изменится.
  2. Другие люди в таких ситуациях чувствовали себя также тяжело, но они справились.
  3. Жизнь клиента нужна его родственникам. Нужно думать о своей семье.

Поственция- вторичная интервенция- необходимапомощь с применением глубинных методик.

Существует профилактическая работа- привенция, которая предотвращает возникновение суецидального поведения.

Гришина- психология конфликта

Теория конфликта. Анатомия и динамика конфликтов

Конфликт- это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, обычно эмоциональо окрашенный.

Любой конфликт- это чья-то неудовлетворённая потребность. Любой конфликт является социально-психологическим феноменом.

Существуют конфликты:

-внутриличностные,

-межличностные,

-межгрупповые.

Все эти группы конфликтов взаимосвязаны. Конфликт как социально-психологический феномен может изучаться как структурно и динамично.

Анатомия конфликта

-конфликт=проблема+ конфликтная ситуация.

-инцендент,

-участники конфликта.

Расширенная структура конфликта:

  1. Участники конфликта. (инициатор, зачинщик)

-Ранг аппанента-уровень возможностей человека по реализации своих целей в конфликте. («сила», физические, материальные, социальные возможности, знания, умения, навыки, соц опыт).

аппанент 1 ранга выступает от своего имени, защищает свои интересы. Аппанент 2 ранга выступает от имени группы, 3 рага- от системы групп.

-Группа поддержки или сочувствующие (друзья, подчинённые, знакомые, государство, сми)

-Подстрикатели-лицо или организация, подталкиващее другого участника к конфликту.

-организатор- лицо или группа, планирующие конфликты, их развитие.

-невинные жертвы,

-медиаторы- посредники, судьи- способствуют прекращению конфликта.

2. предмет конфликта- это объективно существующая или воображаемая проблема, которая является основой конфликта (противоречие, из-за которого стороны вступают в конфликт), (зона разногласия).

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента ... стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, ...

Разрешать конфликт- распознавать зону разогласий.

3. Граница зоны разногласий. Она может сужаться и расширяться. Решение конфликта предполагает сужение зоны разногласий.

4. представление о конфликтной ситуации (образ конфликтной ситуации)- субъективная картина данной ситуации, складывающаяся в психике человека.

Степень соответствия образа конфликта реальности различны:

-конфликт объективно существует, но не осознаётся участниками как конфликт (конфликта как соц-псих феномена нет)

-объективный конфликт существует и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, но есть отклонения от действительности,

-объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают ситуацию как конфликт. (ложный конфликт)

— конфликт существует, адекватно воспринимается участниками (адекватно воспринимаемый конфликт)

«Теорема» Томаса:

Если ситуация воспринимается как реальная, то она реальна по своим последствиям. Если человек считает конфликт реальным, то он имеет реальные последствия.

5. Мотивы сторон- побуждение вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей человека. Мотивы- осознанные, неосознанные.

Потребности, мотивы, цели формируют позицию участника. Позиция- совокупность прав, обязанностей, возможности аппанента, реализующихся в конфликте посредствам общения, поведения и деятельности. Позиция с одной стороны характеризуется динамичностью, а с другой- стойкостью, она зависит от стратегии поведения.

Стратегия поведения- установка на определённые формы поведения в ситуации конфликта.

Этапы медиации (процесс посреднечества):

  1. Вступительное слова медиатора
  2. Презинтация сторон
  3. Дискуссия
  4. Кокус –разговор с одним из сторон
  5. Формирование повестки переговоров
  6. Выработка предложений
  7. Заключение соглашения
  8. Выход из медиации

Стратегииповедения в конфликте .

  1. Избегание- реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании наличия конфликта.
  2. Приспособление (капитуляция)- это стратегия, когда человек приспосабливается к интересам противостоящей стороны по средствам уступок, вплоть до капитуляции.
  3. Соперничество (конкуренция)- заключается в навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.
  4. Компромис- предполагает взаимные уступки в чём-то важном и принципиальном для каждого из сторон.
  5. Сотрудничество- это проблемно решающая стратегия, поиск такого решения, которое бы удовлетворило бы обе стороны.

Внутриличностный конфликт- представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой и задерживающей принятие решений.

Причины межличностных конфликтов. Типология конфликтов.

Всё многообразие конфликтов можно их разделить на ресурстные и ценностные конфликты.

Ресурстные конфликты связаны с распределением средств жизнедеятельности. (материальных средств, территории).

7 стр., 3084 слов

МОДУЛЬ 12. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ

Этапы и школы в истории менеджмента: школа научного управления, административная (классическая) школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук, количественная школа (школа науки управления). Современные подходы к управлению: системный, процессный, ситуационный. Модели менеджмента: американская, японская, европейская, шведская, китайская и др. Их особенности и характерные черты. ...

Ценностные конфликты разворачиаваются в области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований, взаимоотношений.

Выделяются конфликты:

  1. Конфликт ценностей
  2. Конфликт интересов- ресурсный конфликт- он возникает когда цели участников конфликта совпадают , они претендуют на одни и теже ограниченные ресурсы; просто конфликт интересов- возникает тогда, когда у участников разные интересы и они противоречат друг другу.
  3. Конфликт средств достижения цели- участники могут иметь одинаковые цели, но разные понятия о способах достижения этой цели.
  4. Конфликт правил взаимодействия (конфликт потенциалов)- конфликт несоответствия- возникает, когда один из участников не может вносить вклад в решение задач, несоответствует своей должности: конфликт разных потенциалов.
  5. Конфликт норм (конфликт правил взаимодействия)- возникает если у участников различные представления о правилах поведения, взамиодействия.

Динамика конфликтов.

Условия:

  1. Один участник сознательно и активно действует в ущерб другого.
  2. Второй участник осознаёт, что действия первого участника направлены против него.
  3. Предпринимаются ответные действия со стороны второго участника.

Периоды конфликта:

  1. Латентный (скрытый, предконфликт):

А) возникновение объективной проблемной ситуации или противоречия между участниками конфликта.

Б) осознание объективной ситуации как конфликтной.

В) попытке сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами.

Инцидент- первое столкновение сторон.

  1. Собственно конфликт.

А) эскалация- развитеи конфликта. Обострение противоборства, при котором последующие воздействия выше чем предыдущие. (может быть крутая, волнообразной, вялой или затяжной).

Признаки эскалации:

-формирование образа врага. Этот образ определяется рядом факторов- появление недоверия; возложение вины на врага; появляются негативные ожидания; отождествление врага со злом; складывается представление «нулевой суммы» (перенос ценностных ориентаций на предмет); происходит деиндивидуализация человека; формируется отказ в сочуствии.

Возникновение образа врага является одним из субъективных факторов.

-рост эмоциональной напряжонности. Возникае эмоциональная реакция угрозы возможного ущерба.

-переход от аргументов к притензиям и личным выпадам. Критика воспринимается как негативная оценка самого человека как личности. Критика воспринимается как угроза самооценки личности, попытки защитить себя идёт к смещению конфликта в личностный план.

-поляризация интересов (люди не уступают друг другу, возникает противоречие).

-расширение границ конфликта. Происходит переход к более глубоким противоречиям. Расширяется зона разногласий.

-увеличение числа участников конфликта.

-потеря первоначального предмета разногласия- противоборства перерастают в более глобальные столкновения, первоначальный предмет конфликта не имеет значения.

-применение насилия- введение последнего аргумента.

3 стр., 1206 слов

Влияние коммуникативных навыков военнослужащих воинской части ...

... этапе исследования производится первичное тестирование для выявления преобладающего стиля поведения в конфликте. Тестирование проводится в индивидуальном режиме путем заполнения испытуемым ... влияние коммуникативных навыков военнослужащих воинской части на стиль их поведения в конфликте. 2. Теоретическое обоснование: Формулировка теоретической гипотезы: овладение военнослужащими коммуникативными ...

Б) кульминация – наивысшая точка развития конфликтного взаимодействия после которой случаются непредвиденные события и конфликтанты решают искать способы выхода из конфликтного взаимодействия.

3. завершающий период. Конфликт может завершиться самостоятельно. Или сами конфликтанты решают помириться без привлечения третьей стороны, или приглашают третью сторону. (модель арбитража или третейский судья- соглашение конфликтантов с третьей стороной; медиация или модель посредничества).

Основные формы завершения конфликта

Существует 3 способа действий, по средствам которых конфликтующие стороны могут выйти из конфликта:

  1. Насилие. Совершается, когда более сильная сторона с помощью силы, принуждения к подчинению принуждает другую сторону подчиниться. (в деловай культуре, мировые войны).

    Населие всегда приводит к скрытому сопротивлению или к открытому бунту. При применение насилия, конфликт разрешается при уничтожении слабой стороны. Разрешение конфликта с позиции силы не эффективно.

  2. Разъединение, при разъединении конфликт решается с помощью разрыва отношений, бегство одной из конфликтующих сторон. Разъединение- это не перспективный способ решения конфликта.
  3. Примирение- мирное улаживание разногласий между конфликтующими сторонами. Важно, чтобы примирение осуществлялось с помощью переговоров. Они являются главной, наиболее эффективной формой разрешения конфликта.

Завершение конфликта с помощью третьей стороны.

Способы, формы разрешения конфликта зависит от позиции третьей стороны. 2 способа:

  1. Как сила- поддерживающее одну из сторон (модель арбитража)- выслушивает обе сторны и сам решает кто прав, кто виноват. Обе стороны соглашаются.
  2. Как независимый беспристрастный посредник. (модель посредничества).

    Предполагает переговоры, когда обе конфликтующие стороны согласуют свои интересы с помощью посредника. Используется метод принципиальных переговоров ( переговоры с установкой на сотрудничество).

Метод принципиальных переговоров предполагает:

-люди- конфликтанты, которые пришли договариваться. Отделите человека от проблемы, не обсуждайте человека, а решайте проблему.

-интересы- сосредоточтесь на интересах, а не на позициях.

-варианты- изобретайте взаимовыгодные варианты,

-критерии- настаивайте на использовании объективных критериев.

Функции медиатора:

  1. Аналитическая функция- побуждает стороны тщательно анализировать конфликтную ситуацию. (высказывание сторон своего мнения)
  2. Активный слушатель- долшен не только слушать, но и слышать. Использование эхотехники. Конфликтанты должны слышать друг друга.
  3. Организаторская- медиатор организует процесс переговоров. Организация пространства. (стол, 3 стула, ручки, бумага, часы).

    Должны быть помошники организации.

  4. Медиатор выступает генератором идей- предлагает варианты разрешения ситуаций. Медиатор должен приходить на встречу, не зная конфликтной ситуации.
  5. Расширение ресурсов конфликтантов- посредник добывает дополнительную информация для спорящих. (законодательство).
  6. Контролирование реалистичности высказываемых идей и принимающих соглашений. Вопросы: что вы конкретно можете сделать?; акак вы думаете, что произойдёт, если?.
  7. Медиатор выступает «адвокатом дъявола»- усиливать позицию слабой стороны в присутствии другой.
  8. Обучающая- медиатор обучает стороны процессу ведения переговоров, учит адекватному поведению.

Процесс психологического консультирования.

Психологическое консультирование- вид оказание псих помощи психич нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

Стадии консультирования (условано):

  1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу. Контакт устанавливается глядя в глаза, приветствие (добрый день, проходите пожалуйста).

    Важно пространство (угловые позиции консультанта и клиента- 2 кресла. Между которыми журнальный столик).

    К клиенту обращаться так. Как о представился. Начинать консультироваие с фразы «что вас привело ко мне?».

  2. Сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, в чём проблема. Этот этап делится на 2 фазы: исповедь- выслушиванеи клиента (спонтанный рассказ о том, что привело клиента в психологическую консультацию, какие люди вызывают у него чувства, какая ситуация для него тупиковая- локус жалобы клиента: субъективная – на кого жалуются, объективная- на что жалуются.).

    по субъективному локусу жалобы, возможны 5 жжалоб:

— жалоба на ребёнка

-на семейную ситуацию в целом

-на супруга, на супружеские отношения

-на самого себя- характер, особенности

-на третьих лиц- на проживающих в семье;

По объективному показателю жалобы:

— на нарушение психо-саматического поведение- страхи.

— на ролевое поведение- несоответствие полу, возрасту, статусу.

— на поведение ребёнка с точки зрения соц норм.

  1. Осознание желаемого результата, ответ на вопрос- чего вы хотите добиться.
  2. Выработка альтернативных решений. Что ещё мы можем сделать по этому поводу?
  3. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом (резюме).
  4. Самодиагнос- интерпритация клиентом обсуждаемой проблемы (генетическая запрограмированность, злая воля, психическая аномалия, органический дифект).
  5. Проблема «чего вы хотите добиться?»- указание на то, что клиент хочет достичь, но не может в силу каких-то обстоятельств (неучерен, но хочу быть уверен; неумею, но хочу научиться; непонимаю, но хочу понять; не знаю что делать, но хочу знать; не имею, но хочу иметь; знаю как надо, но не могу сделать, нужны ресурсы, немогу самотоятельно справиться с ситуацией).
  6. Запрос- конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации («научите меня»).

    Виды запросов:

— просьба об эмоциональной и моральной поддержке,

-просьба помочь в анализе «помогите мне разобраться в анализе ситуации».

-просьба об информации,

-просьба об обучении навыкам «у меня это не получается, научите»,

— просьба о выборе позиции «можно ли наказывать ребёнка за проступок»,

-просьба об оказания влияния на члена семьи в интересах клиента «повлияйте на моего ребёнка»,

  1. Перебор вариантов решения проблемных ситуаций.
  2. Прощание с клиентом. (можно подарить видео кассету с психологическим консультированием или просто попрощаться как с хорошим знакомым).

Консультативный процесс может продолжаться с перерывами.

Интегративная методология в психосоциальной работе: прошлое и настоящее

Семь волн психологии.

Создателем является Козлов (учебник интегративная психология).

Современная ситуация психологии характеризуется тем, что существует множество школ, предметов психологии, многообразные технологии.

Базовые парадигмы понимания психологии:

-физиологическая- Вильгельм Лунд, открывший в 1879 г открыл экспериментально-физиологическую лабораторию. Предмет- психологические сво йства и состояния.

-психоаналитическая- конец 19, начало 20 в- был предложен как метод анализа неврозов, затем превратился в психологическую теорию. Сегодня психоанализ является мощьной психологической силой (автор- Зигмунт фрейд).

В качестве предмета психологии- человек. Фрейд предложил 3-ёх компонентную структуру личности- эго, суперэго, ид. (я, сверх я, оно).

Задача психоанализа- помочь страдающему человеку понять истинную причину страдания, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые страдания, сделать их сознательными и какбы пережить заново (пережить катарсис- освобождение от травмирующих ситуаций).

Психоаналитические методы: ассоциативный метод, толкование сноведений, анализ и толкование ошибочных, случайных событий, действий.

-бихивиаристская (бихивиоризм- поведение)- начало бихивиоризма относится к 1915 г- уотсон написал статью «психология с точки зрения бихивиоризма». Он считал что психология должна ориентироваться на поведение. Человек рассматривался как придаток определённой машинной системы. Бихивиоризм был ориентирован изначально на успех, эффективность поведения и активность в сложных социальных ситуациях. Поведение с позиции бихивиоризма определяется как система реакции и в качестве единицы анализа выступает связь ситумала. Согласно этой схеме стимул воздействия стимула порождает некоторое поведение, реакцию. Реакция определяется ситмулом. Все реакции можно разделить на наследственные и приобретённые. Наследственные- рефлексы, физиологические реакции, эмоции. Приобретённые- привычки, речь. Дальнейшее развитие этой схемы было сделано Скенаром , который предложил концепцию оперантного обуславливания, внёс исправление в схему. В качестве предмета бихивиоризма выступает поведение,вызываемые внешними воздествиями характеристики.

-экзистенциалально-гуманистическая- онс связана с пересмотром предмета психологии. В качесве предмета она выбирает нравственность и эксистенциональные проблемы бытия в мире. В качестве проблемного поля были предложены следующие проблемы: проблемы времени, жизни и смерти, выбора, свобода, проблема одиночества, любви. Основатель Карл Роджерс. Виктор Франкл напиал книгу «человек в поисках смысла», создал метод парадоксальной интенции. Абрахам Маслоу- «проблема самоактуализирующейся личности». Тезис «бог внутри тебя есть» является основой данной парадигмы.

-транс персональная (надперсональная)- начало 60 г 20 века. В качестве предмета транс- персональной технологии выступают области за пределами общепринятого персонального, индивидуального уровня переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной или личной самости, охватывает человечество в целом. Учёные- Джеймс «многообразие религиозного опыта», Карл Огуст Юнг, Маслоу «дальние пределы человеческой психики». «интегративная психология»- Козлов- вхождение в изменённое состояние сознание- 2 типа: гиперстимуляционные методы (барабанная дробь, звон колокольчика), танцевальные марафон, класс дыхательных технологий- галотропное дхание, гипостимуляционные методы (техники медитации, монотонное многоголосое пение).

-коммуникативная- была предложена В. А. Мазиловым. Коммуникативная методология представляет собой взаимодействие школ, наук, направлений, которые организуют психологическую работу. Ставится задача направление усилий на создание единой мисли.

-интегративная- замиствована Козловым из работ Кена Уилбера. Ставит задачу соединения материалистической и идеалистической позиции в писхотехнологиях помощи. Основным предметом является сознание, которое обладает следующими качествами: активностью, открытостью, пустотностью, ясностью, осознаваемостью. Утверждается что сознание не обладает физическими преградами.

Основные этапы развития психосоциальной практики. Выделяют 5 этапов:

  1. Диагностическая школа соц работы. Основатель Мери Ричмонт (1861 г).

    По её инициативе была создана школа прикладной филантропии, она была директором благотворительного общества. Её главный труд «социальные диагнозы» был написан в 1917 г. В этой книге Рмчмонт описала конкретные методы решения проблем клиента. Ричмонт адаптирует медицинские подходы лечения больных к практики индивидуальной соц работы. В теорию соц работы вводится терминология из медицинской практики- диагноз, лечение, клиент. Данная модель позже будет названа медицинской моделью практики соц работы. Согласно концепции Ричмонт интервенция со стороны работника может осуществлятся дириктивными и не дириктивными методами. «дириктивное лечение» осуществлялось в непосредственном взаимодействии с клиентоём- «ум на ум». Доминирующими техниками должны быть внушение, убеждение, дискуссии, личностные качества специалиста. «недириктивное лечение»- это косвенный метод лечения. Процесс помощи оказывается засчёт влияния на окружение клиента, изменение среды обитания клиента. Клиент должен получить объективну картину его ситуации. В книке Мери Ричмонт выделяет этапы работы с клиентом: получение информации; диагноз; прогноз, т е предположение перспективы улучшения; лечение т е оказание помощи клиенту. До этого с клиентами работали с помощью метода убеждения. В книге соц диагнозы проявляется отход от этих петодов, было заявлено о более действенных методах. В последствии эти 4 этапа оформляются в метод индивидульныной работы. В 20 г 20 в Ричмонт знакомится с психоанализом и вносит его в свою практику. Она разработала модель взаимодействия с клиентом «принципы ментальной гигиены». Эти принципы были взяты в основу этического кодекса соц работника: симпатизировать клиенту, поощрять его, строить с ним совместные ясные планы действия, отдавать ему предпочтение.дальнейшее развитие этого подхода происходит в 1933 г (Гамельтон).

    Она предлагает новую трактовку понятия диагноз. Диагноз не как установка к действию, а рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации, его проблемы. Главное человек в конкретной ситуации. Гамельтон связывает диагноз как рабочую гипотезу с человеком в конкретной ситуации. Она развивает ситуационный подход, который предполагает 2 стратегии- развитее предвидения (клиент должен осознавать ситуации), психологическая поддержка (для уверенности клиента)- ассиртивный тренинг- тренинг уверенного поведения. в 30-50 г окончательно складывается диагностический и ситуационный подход, 2 принципа: соц помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы; помощь направлена на улучшение соц жизни человека.

  2. Функциональная школа социальной работы. Разрабатывается в США в Пенсельванском университете с 30 г 20 века. Отто Ранг- «о травме рождения» (1920 г)
  3. Метод решения проблем.
  4. Поведенческий подход.
  5. Современные модели психосоциальной практики.

Поведенческий подход в практике социальной работы.

Уотсон считал, что внешние факторы являются главными в формировании поведения.

Скинер- ввёл понятие оперант (опирантное поведение).

Модификация поведения напр на помощь индивидам с целью получ ими образцов поведения, дающие им возможность успешно функционировать в окружающей среде.

Скиенр выделят 2 термина- респондентное поведение и оперантное поведение. Респондентное поведение подразумевает существование стимула и последующей реакции (расширение зрачка на свет).

Оперантное поведение опред событиями, которые следуют за реакцией и называтся оперантным научением. Оперантное поведение- это совокупность преобретённых реакций, для которых не существует стимула. Скиенр говорил что оперантное поведение происходит спонтанно. В процессе помощи клиенту модификация поведение осуществляется по 2 направлениям:

  1. Респондентное изменение поведения.

-вербальные инструкции, рациональные дискуссии.

-поведенческие ролевые игры..

-моделирование поведенческих представлений (обучение позитивному мышлению).

Оперантное изменение поведение. (разные виды интервенции).

-позитивные или негативные изменения поведения.

-формирование положительных стереотипов поведения.

-блокирование неблагоприятных стимулов.

Области применения этих технологий:

-психофармокология- с помощью лекарств.

— образовательные технологии, включ пророграмное обучение.

-психолингвистика- формирование вербольного поведения.

-промышленный менеджмент- отношения на производстве.

-терапевтическое лечение психологических проблем.

Методы:

  1. Обучение навыкам общения. Ставит задачу улучшить межличностные навыки общения в разных ситуациях. Состаной частью является формирование уверенности в себе (ассертивного поведения).

    существует асссертивный тренинг- репетиции поведения в разных ситуациях. В процессе тренинга клиент учится передавать эмоции без агрессии, учится не нарушать права других людей, выражать свои чувства открыто и прямо, но не обижая других людей. Проводится в группе.

  2. Биологическая обратная связь (БОЗ).

Нет единого метода модификации поведения.

Методика дэвида кирси.

Трёх факторная теория интертипных отношений (материал к психоаналитическому подходу в психо соц работе).

(тест руковишникова, тест омо, опросник Шутса).

Главными являются 3 потребности- потребность включения (Ie- реальная потребность Iw- потребность желаемого), потребность контроля, (Ce- реальная потребность контроля, Cw- чего человек хочет), потребность аффекта.

Уровни психологической совместимости:

  1. Психофизиологическая (по биологическим покзателям)-темперамент
  2. Психологическая- характер,
  3. Социально-психологическая- общение, взаимодействие, способность «ладить», решать проблемы безконфликта.
  4. Ценностный уровень- совместимость по установкам, нравственным нормам.

Методика омо предпологает исследование на 3 и 4 уровне.

Исходя из концепции Шульца, 2 личности совместимы, если они могут работать в гармонии. 3 типа совместимости:

— совместимость, основанная на взаимном обмене- максимальная совместимость= сумме желаемого одной личности и желаемое другой личности.

— инициирующая совместимость- проявление включённости, контроля и любви одного человека совпадают с потребностями другого человека.

— реципрокная совместимость- степень, в которой выражения контроля и любви одной личности согласуются с желаниями другой личности.

Соционика как информационный психоанализ.

Социониа возникла в 20 веке (теория информационного метоболизма), на стыке психологии и социологии. Метоболизм- процесс обмена продуктами жизнедеятельности между организмом и окружающей средой. В соционике информационный метоболизм означает неодинаковую способность людей усваивать информацию из окружающего мира. У человека есть некие элементы психики, процессоры, которые перерабатывают информацию. Многие положения соционики секодня близки к когнитологии- наука изучающая и моделирующая работу человеческого интеллекта, связанную с коммуникативными процессами. Мозг человека подобен компьютеру. Интеллект- информационно коммуникативная система, опред способность человека воспринимать и обрабатывать информацию и воплощать её в решениях и поступках.

Тип интеллекта определяет способ, каким образом человек воспринимает информацию из окружающего мира и как он перерабатывает информацию. Тип интеллекта определяет способ взаимодействия.

Всю информацию, воспринимаемую личностью можно разделить на 8 аспектов информационного потока.

Тип личности характеризуется определённой направленностью интересов, мативов. Социотип- опредлённое сочетание психических функций человека, направленных на восприятие и переработку различных аспектов информации. С экстроверсией и интроверсией и рациональностью или иррациональностью. Существует 16 комбинаций, этот тип враждённый.

Через пространство, время, энергия, объекты можно определить взаимное взамиоотношение людей.

Теория интертипных отношений

12 видов симметричных отношений и 4 не симметричных. Симметричные отношение одинаковы для обоих людей.4 типа включённые в кватру являются родственными.

Симметричные отношения:

Д- дуальные отношение, наилучшие в браке, сотрудничестве, полное дополнение. А- отношение активации. Характеризуются взаимопомощью, активаторы могут уставать друг от друга. Т- тождественные отношения, идиальный вариант для обучения, в браке эти отношения хорошие если партнёры посвещают свою жизнь одному делу. З- зеркальные отношения, хороши в общении. Лучше когда общение идёт не один на один, а присуствует третий человек. пД- полудуальные отношения- благоприятны в браке. Пп- полная противоположность- люди думают одинаково об одном и томже только с разных позицый. квт- люди квазитождественные отношения- люди ладят друг с другом, много спорят, эти споры не бывают плодотворными. К- конфликтные отношения- происходит усиление отрицательных сторон чаловека другим человеком, плодотворны для отношений. ро- родственные отношения- чемто похожие люди, не совсем благоприятны для брака, хороши в партнёрских отношениях. сэ-суперэго- люди заботятся друг от друга, но при ссоре забота пропадает, партнёры тайно восхищаются друг другом, хороши на психологической дистанции. д-деловые отношения- партнёры хорошо понимают друг друга, когда взаимодействуют друг с другом, занимаются одним делом. Для брака не очень благоприятны. М- миражные отношения- очень хороши для отдыха, праздника, не хороши для совместного дела.

Не симметричные.

Рр- ревизорные отношения- очень сложные браки, постоянные упрёки. Пп- приёмник и передатчик, заказчик и подзаказный- романтические отношения в браке, брак не самый удачный, супруги то сходятся то расходятся.

Зависимое поведение.

(смановская- дивиантология, глава 8, приложения)

Зависимость- патологические привычки. Существует 2 вида зависимости: достаточная зависимость (шизофрения, аутизм), чрезмерная зависимость (девиантное или аддиктивное поведение).

Зависимое или аддиктивное поведение- это одна из форм отклоняющегося поведение личности, которое связано с злоупотребление чем-то или кем-то. Формы зависимого поведения:

  1. Химическая,
  2. Пищевая.
  3. Дэндлим. Гудомание- игровая зависимость.
  4. Сексуальная аддикция,
  5. Религиозная зависимость («сектанство»).

Психологические механизмы: уход от постоянной нормы, стремление к изменению своего состояния.

Аддиктивная установка- совокупность когнетивных, поведенческих, эмоциональных особенностей, вызывающих негативное отношение к жизни.

Анозогнозие- отрицание болезни.

Зависимое поведение- аутодиструктивное поведение, саморазрушение.

Существует несколько моделей помощи человеку с зависимом поведением:

  1. Моральная модель- восход к религиозным традициям. (православная психотерапия)- любая привычка рассматривается как греховная страсть. Основана на превличение в религиозную конфессию (чтение молитв).

    Трансперсональная помощь основана на буддизме.

  2. Модель болезни- специальная помощь, человек частично освобождается от ответственности за свою болезнь. Организуется медицинская помощь (интексикация), создаются прогарммма помощи.
  3. Симптоматическая модель- изучение аддиктивное поведение как симптомы. Основана на бихивиоризме. (рассматривается как возникает зависимость- симптомы).
  4. Психоаналитическая модель- помощь связана с психоанализом, гипнотическим воздействием.
  5. Системно-личностная модель- реализуется в рамках семейного консультирования и психотерапии.
  6. Биопсихосоциальная модель (комплексная)- зависимость- это следствие нарущения в системе социум-личность- организм. Зависимое поведение должно рассматриваться с разных позиций. Результат- адаптивность человека, создание новой социальной группы.

Созависимость-возникновение негативных изменений в поведении родственников зависимых людей.

При организации помощи зависимым лучще обращаться к специалисту.

Игровая зависимость

Самое главное- выявление мотивации. Зависимое поведение может быть реакцией на кризис. Игровая зависимость- это патологическая склонность к азартным играм.

Стратегии помощи:

  1. Депривация (изоляция) от объекта зависимости- профилактическая беседа, переубеждение. 3 стадии: физическое отделение от объекта; интенсивная работа в группе с применением дыхательных технологий, медитативных практик; текущая реабилитация с опорой на новые связи, организацию группы встреч, на формы изменения поведения.
  2. Консультирование о разрыве- важно реформирование мышления, мативационной сферы личности клиента. Процесс консультирование должен быть добровольным, но консультант должен вести себя жёстко и доминантно, чтобы человек отказался от участия в игровой деятельности. Смысл консультирования- дать определённую замену (творчество, спорт, духовные практики).
  3. Опора на референтную группу (значимую группу)- важно создать референтные отношения, необходимо выяснить круг лиц из окружающих. Включать игромана в активные формы работы.

Этапы работы с клиентами с игровой зависимостью.

  1. Диагностический- определить стадию игровой зависимости, выявить индивидуальные особенности фаз игровой зависимости. На этом этапе необходимо найти круг референтных лиц.
  2. Психообразовательный- цель- чтобы игроман осознал свою ситуацию. Важно чтобы игроман признал своё пристрастие болезнью, что нужно её лечить. (афермация- положительный позитив, уверенность в успешности).

    Клиент должен представить свою жизнь без игры.

  3. Этап создания стратегий контроля над импульсом к игре- самым опасным является срыв. Необходимо сформировать умение контролировать предигровую лихорадку. Не этом этапе клиента учат:

-умение определять момент принятия решения сново играть.

-изменять иррациональные схемы умозаключений и понятий, связанных с игрой.

  1. Этап планирования выздоровления- особенности выздоровления связаны с личностными качествами, степени игровой зависимости. Определяются задачи (расплата с долгами, восстановление финансового благополучия, восстановление на работе), клиент учится планировать будущее.

Основными критериями помощи игроманам являются добровольность. Подкотовленность специалиста. Возможность выбора модели работы.

Пищевая зависимость.

Причина пищевых аддикция лижат в нарушенных взамиоотношениях между матерью и ребёнком. Кормление младенца- это коммуникативный процесс, который должен быть положительным, состояние матири во время кормления должно быть эмоционально положительным. Регулярное безэмоциональное кормление не удовлетворяет потребностям младенца.

Все пищевые аддикции связаны с нарушением социальных отношений.

Невротическая аналексия- отсутствие аппетита. В основном связана со стремлением к похудению. Нервная аналиксия связана с подростковым возрастом. У девуек страдающих этим типом зависимости наблюдается низкая самооценка. Возникновение этого заболевание связано с семейными отношениями.

Невротическая булимия- поведенческий шаблон- когда человек много ет и выглядит полным. В основы булимии лежат конфликтные отношения. Булимия- выплеск негативной энергии.

Пищевые аддикции сложно поддаются коррекции, нужна комплексная работа. Модификация тела- психологический феномен- желание многих людей изменить свои формы тела.

Самоповреждающее поведение- когда человек умышленно себя повреждает и таким образом решает свою проблему.

Религиозные зависимости

Духовное искательство- процесс познания своей сущности, основ бытия, конечной целью которого является обретение высших смыслов.

Экзистенциальный кризис- возрастной этап, когда человек начинает задумываться о высших силах бытия, когда человек не понимает зачем он живёт. Человек приобщается к духовной практике, религиозному направлению. Чтобы ответить на вопрос о высших сил бытия. Религиозная аддикция- это одна из форм аддиктивного поведения, которая связана с чрезмерной зависимостью от религиозной группы или её лидира и нарушающая социальную адаптивность личности. На сегодняшний день около 2 мил граждан состоят в религиозных организациях.

Кластерная теория интеграция (Михаил щербаков)- создал модель просветления.

Картография сознания Грофа- 3 слоя:

  1. Адаптивный социальный уровень.
  2. Бессознательное, если мы входим в бессознательное, вспоминаем что было при рождении. (перенатальный слой).
  3. Трансперсональный слой (до энергетический барьер и после энергетический барьер).
  4. Слой универсального единства.

Духовная практика- это холистическая практика последовательного самоприоббразования человека, которая направлена к событию трансендирования, к изменению самого способа бытия человека, который человек совершает сознательное приобразование самого себя в направлении достижения трансцели (предельно возможное состояние человека в мире- просветление).

Духовные прелести- духовная болезнь ложной доховности человека, гордиливое мнение, лесть себе относительно духовных успехов.

Отличительные признаки духовной практики:

  1. По психофизиологическоему сознании временной приостановки мысли (безмыслие).
  2. Возникает положительное эмоциональное переживание, которое человек относит к состоянию блаженства, счастья.