Тестовые материалы для оценки качества усвоения дисциплины

Психолого-педагогическое сопровождение развивающих программ начальной школы

Зачет

Старший преподаватель Федотова Гульнара Рямисовна

Ramicovna@mail.ru, gfedotova@chs.ieml.ru

Тел : 89178983698

Работа творческих микрогрупп студентов по анализу реализации психолого-педагогического сопровождения в развивающих программах начального общего образования

1. Постройте модель развивающего обучения согласно концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

2. Постройте модель развивающего обучения согласно концепции Л.В.Занкова

3. На основе изучения психолого-педагогических и методических основ развивающего обучения составьте план психолого-педагогического сопровождения развивающих программ начальной школы. Примерная схема плана представлена ниже:

№ п/п Этап Направление Планируемый результат Способы реализации
         
         
         

 

Для сдачи зачета необходимо выполнить правильно 70% заданий

Тестовые материалы для оценки качества усвоения дисциплины

Тест 1. Научение и учение

 

1. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:

а) В. В. Давыдов

б) И. Лингарт

в) Д. Б. Эльконин

г) Л. Б. Ительсон

 

2. Автором книги «Процесс и структура человеческого учения» является:

а) И. И. Ильясов

б) И. Лингарт

в) Л. Б. Ительсон

г) В. В. Давыдов

 

3. Учение как адаптационный процесс, где изучаются наследственность, среда, приспособление, регуляция и т. п., исследуется в:

а) физиологии

б) социологии

в) биологии

г) психологии

 

4. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:

а) физиологии

б) социологии

в) биологии

г) психологии

 

5. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:

а) учение

в) обучение

в) научение

г) учебная деятельность

 

6. Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процесса усвоения – это:

а) учение

б) обучение

в) преподавание

г) научение

 

7. Сенсорное научение является разновидностью:

а) ассоциативно-рефлекторного научения

б) когнитивно-ассоциативного научения

в) интеллектуально-рефлекторного научения

г) интеллектуально-когнитивного научения

 

8. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение – это:

а) научение навыкам

б) научение действиям

в) сенсомоторное научение

г) научение знаниям

 

9. Моторное научение и ассоциативное научение соотносятся как:

а) рядоположенные понятия

б) целое – часть

в) род – вид

г) между ними функциональные отношения

 

10. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, – это:

а) импринтинг

б) условно-рефлекторное научение

в) оперантное научение

г) викарное научение

 

11. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ, – это:

а) импринтинг

б) викарное научение

в) оперантное научение

г) условно-рефлекторное научение

 

12. Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями и т. п., составляет сущность:

а) ассоциативных теорий научения

б) условно-рефлекторных теорий научения

в) знаковых теорий научения

г) операциональных теорий научения

 

13. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отображение в понятиях и закрепление в словах составляет содержание:

а) ассоциативных теорий научения

б) условно-рефлекторных теорий научения

в) знаковых теорий научения

г) операциональных теорий научения

 

14. Учение как приобретение знаний и умений по решению различных задач среди зарубежных ученых изучал:

а) Я. А. Коменский

б) И. Гербарт

в) Б. Скиннер

г) К. Коффка

15. Научение как изменение поведения, изменение внешних реакций на изменяющиеся стимулы в зарубежной психологии рассматривал:

а) Я. А. Коменский

б) И. Гербарт

в) Б. Скиннер

г) К. Коффка

 

16. Сущность научения как усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями, трактуется в … психологических теориях научения:

а) ассоциативных

б) условно-рефлекторных

в) знаковых

г) операциональных

 

17. Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуются в рамках:

а) бихевиористского подхода

б) когнитивного подхода

в) факторного подхода

г) функционалистического подхода

 

18. Процесс учения как преобразование личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:

а) функциональной психологии

б) бихевиоризма

в) гештальтпсихологии

г) когнитивной психологии

 

19. Работы Дж. Брунера относятся к … теориям учения:

а) бихевиористским

б) когнитивным

в) деятельностным

г) ассоциативным

 

20. Работы Э. Торндайка можно классифицировать в рамках:

а) бихевиористских теорий учения

б) когнитивных теорий учения

в) деятельностных теорий учения

г) ассоциативных теорий учения

 

21. Автором закона эффекта является:

а) Э. Торндайк

б) Б. Скиннер

в) Г. Эббингауз

г) Дж. Брунер

 

22. Парадигма образования, где педагогическое воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, основывается на образе (по А. Г. Асмолову):

а) «ощущающего человека»

б) «человека-потребителя»

в) «запрограммированного человека»

г) «деятельностного человека»

 

23. Когнитивные модели обучения базируются на образе (по А. Г. Асмолову):

а) «ощущающего человека»

б) «человека-потребителя»

в) «запрограммированного человека»

г) «деятельностного человека»

 

24. Автором книги «Структура процесса учения» является:

а) А. К. Маркова

б) Н. Ф. Талызина

в) И. И. Ильясов

г) В. В. Давыдов

 

25. Учение в отечественной науке Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов трактовали как:

а) приобретение знаний, умений и навыков

б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий

в) специфический вид учебной деятельности

г) вид деятельности

 

26. Учение в отечественной науке П. Я. Гальперин трактовал как:

а) приобретение знаний, умений и навыков

б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий

в) специфический вид учебной деятельности

г) вид деятельности

 

Тест 2. Обучение и развитие

 

1. По поводу соотношения обучения и развития У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка считали, что:

а) обучение и есть развитие

б) обучение — это только внешние условия созревания, развития

в) обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка

г) обучение лишь пассивно следует за психическим развитием

 

2. Существенное влияние в 20-х гг. на педологию оказал …. подход к психическому развитию:

а) биологизаторский

б) социологизаторский

в) теория «двух» факторов

г) когнитивистский

 

3. Психическое развитие и обучение отождествлял:

а) Ж. Пиаже

б) Э.Торндайк

в) Дж. Брунер

г) П. П. Блонский

 

4. Один из концептуальных принципов современного обучения — «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:

а) Л. С. Выготский

б) Л. С. Рубинштейн

в) Б. Г. Ананьев

г) Дж. Брунер

 

5. Уровень актуального развития характеризуют:

а) обученность, воспитанность, развитость

б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость

в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость

г) обученность, обучаемость

 

6. Зону ближайщего развития характеризуют:

а) обученность, воспитанность, развитость

б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость

в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость

г) обученность, обучаемость

7. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой — это показатели:

а) обучаемости

б) развитости

в) воспитуемости

г) развиваемости

 

8. Откликаемость учащегося на побуждения к дальнейшему умственному развитию, исходящие извне, а также переключаемость с одного плана мышления на другой — это показатели:

а) обучаемости

б) развитости

в) развиваемости

г) воспитуемости

 

9. С одной стороны — результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой — цель (конечная или промежуточная) предстоящего обучения — это:

а) обученность

б) воспитанность

в) обучаемость

г) воспитуемость

 

10. Активность ориентировки в новых условиях характеризует:

а) вид обучаемости

б) уровень обучаемости

в) этап обучаемости

г) форма проявления обучаемости

 

11. Обучаемость к способам предметной деятельности понимается как:

а) вид обучаемости

б) уровень обучаемости

в) этап обучаемости

г) форма проявления обучаемости

 

12. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

а) младшем школьном возрасте

б) младшем подростковом возрасте

в) старшем подростковом возрасте

г) юношеском возрасте

 

13. Проблемы взаимосвязи в познавательной деятельности восприятия и мышления изучал (и) в отечественной психологии:

а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин

б) А. А. Смирнов, П. И. Зинченко

в) Л. В. Занков

г) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов

 

14. Вопросы взаимосвязи в познавательной деятельности памяти и мышления в отечественной психологии анализировали:

а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин

б) А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков

в) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер

г) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов

15. Особенности развития мышления и речи дошкольников и школьников в отечественной психологии исследовали:

а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин

б) А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков

в) А. Р. Лурия, А. В. Запорожец

г) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер

 

16. Психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению выявлены:

а) Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным

б) Л. И. Божович

в) Д. Н. Богоявленским

г) В. В. Давыдовым

 

17. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала:

а) Н. А. Менчинская

б) И. С. Якиманская

в) Н. Ф. Талызина

г) Е. И. Кабанова-Меллер

 

Тест 3. Психологические основы развивающего обучения

 

1. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах …

а) Л. И. Божовича, Д. Н. Богоявленского

б) И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

в) Я. А. Коменского, И. Гербарта

г) В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина

2. Научное обоснование теории развивающего обучения дано в трудах …

а) Л.С. Выготского

б) В.В.Давыдова

в) И.Гербарта

г) Л.И.Божовича