Психолого-педагогическое сопровождение развивающих программ начальной школы
Зачет
Старший преподаватель Федотова Гульнара Рямисовна
Ramicovna@mail.ru, gfedotova@chs.ieml.ru
Тел : 89178983698
Работа творческих микрогрупп студентов по анализу реализации психолого-педагогического сопровождения в развивающих программах начального общего образования
1. Постройте модель развивающего обучения согласно концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
2. Постройте модель развивающего обучения согласно концепции Л.В.Занкова
3. На основе изучения психолого-педагогических и методических основ развивающего обучения составьте план психолого-педагогического сопровождения развивающих программ начальной школы. Примерная схема плана представлена ниже:
№ п/п | Этап | Направление | Планируемый результат | Способы реализации |
Для сдачи зачета необходимо выполнить правильно 70% заданий
Тестовые материалы для оценки качества усвоения дисциплины
Тест 1. Научение и учение
1. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:
а) В. В. Давыдов
б) И. Лингарт
в) Д. Б. Эльконин
г) Л. Б. Ительсон
2. Автором книги «Процесс и структура человеческого учения» является:
а) И. И. Ильясов
б) И. Лингарт
в) Л. Б. Ительсон
г) В. В. Давыдов
3. Учение как адаптационный процесс, где изучаются наследственность, среда, приспособление, регуляция и т. п., исследуется в:
а) физиологии
б) социологии
в) биологии
г) психологии
4. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:
а) физиологии
б) социологии
в) биологии
г) психологии
5. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:
а) учение
в) обучение
в) научение
г) учебная деятельность
6. Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процесса усвоения – это:
а) учение
б) обучение
в) преподавание
г) научение
7. Сенсорное научение является разновидностью:
а) ассоциативно-рефлекторного научения
б) когнитивно-ассоциативного научения
в) интеллектуально-рефлекторного научения
г) интеллектуально-когнитивного научения
8. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение – это:
а) научение навыкам
б) научение действиям
в) сенсомоторное научение
г) научение знаниям
9. Моторное научение и ассоциативное научение соотносятся как:
а) рядоположенные понятия
б) целое – часть
в) род – вид
г) между ними функциональные отношения
10. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, – это:
а) импринтинг
б) условно-рефлекторное научение
в) оперантное научение
г) викарное научение
11. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ, – это:
а) импринтинг
б) викарное научение
в) оперантное научение
г) условно-рефлекторное научение
12. Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями и т. п., составляет сущность:
а) ассоциативных теорий научения
б) условно-рефлекторных теорий научения
в) знаковых теорий научения
г) операциональных теорий научения
13. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отображение в понятиях и закрепление в словах составляет содержание:
а) ассоциативных теорий научения
б) условно-рефлекторных теорий научения
в) знаковых теорий научения
г) операциональных теорий научения
14. Учение как приобретение знаний и умений по решению различных задач среди зарубежных ученых изучал:
а) Я. А. Коменский
б) И. Гербарт
в) Б. Скиннер
г) К. Коффка
15. Научение как изменение поведения, изменение внешних реакций на изменяющиеся стимулы в зарубежной психологии рассматривал:
а) Я. А. Коменский
б) И. Гербарт
в) Б. Скиннер
г) К. Коффка
16. Сущность научения как усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями, трактуется в … психологических теориях научения:
а) ассоциативных
б) условно-рефлекторных
в) знаковых
г) операциональных
17. Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуются в рамках:
а) бихевиористского подхода
б) когнитивного подхода
в) факторного подхода
г) функционалистического подхода
18. Процесс учения как преобразование личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:
а) функциональной психологии
б) бихевиоризма
в) гештальтпсихологии
г) когнитивной психологии
19. Работы Дж. Брунера относятся к … теориям учения:
а) бихевиористским
б) когнитивным
в) деятельностным
г) ассоциативным
20. Работы Э. Торндайка можно классифицировать в рамках:
а) бихевиористских теорий учения
б) когнитивных теорий учения
в) деятельностных теорий учения
г) ассоциативных теорий учения
21. Автором закона эффекта является:
а) Э. Торндайк
б) Б. Скиннер
в) Г. Эббингауз
г) Дж. Брунер
22. Парадигма образования, где педагогическое воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, основывается на образе (по А. Г. Асмолову):
а) «ощущающего человека»
б) «человека-потребителя»
в) «запрограммированного человека»
г) «деятельностного человека»
23. Когнитивные модели обучения базируются на образе (по А. Г. Асмолову):
а) «ощущающего человека»
б) «человека-потребителя»
в) «запрограммированного человека»
г) «деятельностного человека»
24. Автором книги «Структура процесса учения» является:
а) А. К. Маркова
б) Н. Ф. Талызина
в) И. И. Ильясов
г) В. В. Давыдов
25. Учение в отечественной науке Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов трактовали как:
а) приобретение знаний, умений и навыков
б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий
в) специфический вид учебной деятельности
г) вид деятельности
26. Учение в отечественной науке П. Я. Гальперин трактовал как:
а) приобретение знаний, умений и навыков
б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий
в) специфический вид учебной деятельности
г) вид деятельности
Тест 2. Обучение и развитие
1. По поводу соотношения обучения и развития У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка считали, что:
а) обучение и есть развитие
б) обучение — это только внешние условия созревания, развития
в) обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка
г) обучение лишь пассивно следует за психическим развитием
2. Существенное влияние в 20-х гг. на педологию оказал …. подход к психическому развитию:
а) биологизаторский
б) социологизаторский
в) теория «двух» факторов
г) когнитивистский
3. Психическое развитие и обучение отождествлял:
а) Ж. Пиаже
б) Э.Торндайк
в) Дж. Брунер
г) П. П. Блонский
4. Один из концептуальных принципов современного обучения — «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:
а) Л. С. Выготский
б) Л. С. Рубинштейн
в) Б. Г. Ананьев
г) Дж. Брунер
5. Уровень актуального развития характеризуют:
а) обученность, воспитанность, развитость
б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость
в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость
г) обученность, обучаемость
6. Зону ближайщего развития характеризуют:
а) обученность, воспитанность, развитость
б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость
в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость
г) обученность, обучаемость
7. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой — это показатели:
а) обучаемости
б) развитости
в) воспитуемости
г) развиваемости
8. Откликаемость учащегося на побуждения к дальнейшему умственному развитию, исходящие извне, а также переключаемость с одного плана мышления на другой — это показатели:
а) обучаемости
б) развитости
в) развиваемости
г) воспитуемости
9. С одной стороны — результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой — цель (конечная или промежуточная) предстоящего обучения — это:
а) обученность
б) воспитанность
в) обучаемость
г) воспитуемость
10. Активность ориентировки в новых условиях характеризует:
а) вид обучаемости
б) уровень обучаемости
в) этап обучаемости
г) форма проявления обучаемости
11. Обучаемость к способам предметной деятельности понимается как:
а) вид обучаемости
б) уровень обучаемости
в) этап обучаемости
г) форма проявления обучаемости
12. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:
а) младшем школьном возрасте
б) младшем подростковом возрасте
в) старшем подростковом возрасте
г) юношеском возрасте
13. Проблемы взаимосвязи в познавательной деятельности восприятия и мышления изучал (и) в отечественной психологии:
а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин
б) А. А. Смирнов, П. И. Зинченко
в) Л. В. Занков
г) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов
14. Вопросы взаимосвязи в познавательной деятельности памяти и мышления в отечественной психологии анализировали:
а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин
б) А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков
в) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер
г) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов
15. Особенности развития мышления и речи дошкольников и школьников в отечественной психологии исследовали:
а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин
б) А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков
в) А. Р. Лурия, А. В. Запорожец
г) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер
16. Психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению выявлены:
а) Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным
б) Л. И. Божович
в) Д. Н. Богоявленским
г) В. В. Давыдовым
17. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала:
а) Н. А. Менчинская
б) И. С. Якиманская
в) Н. Ф. Талызина
г) Е. И. Кабанова-Меллер
Тест 3. Психологические основы развивающего обучения
1. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах …
а) Л. И. Божовича, Д. Н. Богоявленского
б) И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
в) Я. А. Коменского, И. Гербарта
г) В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина
2. Научное обоснование теории развивающего обучения дано в трудах …
а) Л.С. Выготского
б) В.В.Давыдова
в) И.Гербарта
г) Л.И.Божовича