Методические указания
По Контрольно-курсовой работе
по дисциплине
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки: 031600 – реклама и связи с общественностью
Форма обучения: очная
Тула 2011 г.
Методические указания по выполнению курсовой работы составлены доц.Н.Л. Маркиной и обсуждены на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета
протокол №___ от «___»____________ 20___ г.
Зав. кафедрой________________И.О. Фамилия
Методические указания по выполнению курсовой работы пересмотрены и утверждены на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарногофакультета
протокол №___ от «___»____________ 20___ г.
Зав. кафедрой________________И.О. Фамилия
Цель контрольно-курсовой работы (ккр) – добиться умения самостоятельно, достоверно, логически стройно описать состояние научного знания (в частности, социальной психологии) относительно конкретного социально-психологического феномена.
Задачами подготовки контрольно-курсовой работы (ккр) являются:
1) формирование представлений о методах социальной психологии;
2) обеспечение понимания социально-психологического ракурса в исследовании социальных явлений и процессов;
3) обеспечение знаний об основных теоретических положениях ключевых школ современной социальной психологии и возможностях и практического применения;
4) систематизация фундаментальных знаний и анализ основных тенденций современных исследований в области социальной психологии;
5) ознакомление с основными сферами прикладной социальной психологии;
6) освоение принципов современной социальной психологии для практического применения в связях с общественностью и рекламе.
Процесс работы над ккр в рамках изучения дисциплины «Социальная психология» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).
Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7).
Факультет социальных наук специальность 030301. 65 «Психология». ...
... и инновации……………………………………………………….6 1.2.Факторы сдерживающие инновационное развитиепредприятия……….....9 2. Социальная система и организационная культура………………………...12 2.1. Основы организационного поведения…………………………………..… ... развитие предприятия. Предмет исследования: Ценностная готовность персонала к инновациям. Цель работы: Выявить детерминанты ценностно – ролевовой готовности персонала к переходу в ...
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8).
Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9)
б) профессиональных (ПК):
Способность осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ПК-1).
Обладание базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами и т.д. (ПК-9).
Способность участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций, нацеленность на создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации; осуществление работы по повышению квалификации и общего культурного и профессионального уровня сотрудников (ПК-22).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
– знать:
собственные преимущества и недостатки в качестве представителя профессии (ОК-7);
основные положения и методы социальных, гуманитарных, экономических наук, научные принципы анализа социально значимых проблем и процессов (ОК-9);
базовые принципы общения, включая деловое взаимодействие с представителями целевых аудиторий и заказчиками (ПК-9);
– уметь:
критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять пути и средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9)
– владеть:
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами и т.д. (ПК-9);
способностью участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций, нацеленность на создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации; осуществление работы по повышению квалификации и общего культурного и профессионального уровня сотрудников (ПК-22).
Основные требования к контрольно-курсовой работе (ккр)
В рамках дисциплины «Социальная психология» контрольно-курсовая работа (ккр) выполняется в III-м семестре, на начальном этапе изучения дисциплины. Контрольно-курсовая работа (ккр) – важная часть теоретической подготовки будущего профессионала в сфере рекламы и связей с общественостью. На подготовку контрольно-курсовой работы отводится 10 часов самостоятельной работы студента.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Контрольная работа — одна из форм проверки ...
... согласно плану, уточняются цитаты и выписки, составляется примерное содержание контрольной работы. На последнем этапе контрольная работа доводится до «кондиции», при этом во введении дается характеристика ... 3. Основные функции педагогики. 4. Сущность образования как педагогического процесса и социального феномена. 5. Основные закономерности развития личности. Связь понятий: человек, индивид, ...
Работа над ккр начинается с выбора темы. Выбранная тема сообщается научному руководителю. НЕ допускается самостоятельное изменение формулировки темы. НЕ допускается дублирование тем ккр внутри учебной группы.
Второй этап – это подготовка пула источников (учебников, учебных пособий, монографий, статей в научной периодике, Интернет-ресурсов) для подготовки текста ккр.
Третий этап – разработка концепции и структуры ккр, которая включает в наиболее общем виде: титульный лист (см. образец), содержание с указанием страниц, введение, основную часть, заключение и библиографический список.
Содержание (план) ккр должно отражать логические связи, содержать научные, корректные, четкие и содержательно емкие формулировки. Содержание (план) помещается после титульного листа. В нем приводятся все заголовки глав и параграфов ккр и указываются страницы, с которых они начинаются. Для нумерации глав используются арабские цифры, а нумерация параграфов образуется путем приписывания к номеру главы номера параграфа, которые разделяют точкой. Например, цифры 2.1. и 2.2. обозначают номера параграфов главы 2.
Четвертый этап – работа над содержанием текста рукописи.
Во введении необходимо указать:
Актуальность темы исследования. Актуальность темы означает, например, что она связана с происходящими в данный момент процессами, событиями, преобразованиями, а также с потребностью их изучения. Затем следует определить объект и предмет работы. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Например, объект – концепция архетипов в теоретическом наследии К.Г. Юнга; предмет – базовые архетипы, представленные в работах Юнга. Как правило, объект и предмет исследования определяют название работы и выносятся на титульный лист в качестве темы ккр.
Далее формулируется цель работы, а также ставятся исследовательские задачи, решение которых способствует достижению цели. Например, целью ккр может быть обоснование практической значимости концепции архетипов К.Г. Юнга для практической деятельности эксперта в области рекламы и связей с общественностью. При формулировке цели и задач лучше всего использовать следующие клише: «выявить», «выяснить», «описать», «определить», «охарактеризовать», «представить». На введение отводится примерно 10 % рукописи.
Основная часть должна быть содержательно насыщенной, логически продуманной, соответствовать состоянию научного знания на данный момент. Традиционно в структуру основной части включают три главы, но возможна также структура из 2-х или 4-х глав. Первая чаще всего носит теоретический, теоретико-методологический или методологический характер. В первой главе традиционно получают освещение состояние теоретического знания, обосновываются теоретико-методологические подходы, проводится работа с категориальным аппаратом. Категориальный аппарат – важная составляющая научного, теоретического знания и ккр. Это также важный элемент методологии науки. В тексте необходимо раскрыть содержание ключевых понятий, соотнести их со смежными научными категориями, провести сравнительный анализ определения сущности политических или социально-политических явлений разными авторами. Для этого необходимо использовать те определения, которые представлены в монографиях или научной периодике, либо в управленческой терминологии. Вторая глава может конкретизировать заявленные в первой теоретические положения. Третья раскрывает, например, возможности практического применения описанных в первых двух главах теоретических положений. В целом же структура работы определяется пулом источников и подборкой материалов.
Психология рекламы 13
... расчеты аналитиков. В 1957 году принципы использования психоанализа в рекламе обобщил известный американский социолог Вэнс Пэккард в ... стереотипы в рекламе. 19 Детская реклама. 31 Гипноз рекламы.. 43 Заключение.. 59 Список литературы... 63 Введение Страницы истории. Принято ... цвета", вел обширные работы по воздействию на подсознание с помощью окраски. На этих работах строилась реклама таких известных ...
В заключении делаются выводы в соответствии с изложенным материалом (теоретическими положениями, описанными фактами, параметрами социально-психологических феноменов и пр.).
На заключение отводится примерно 10 % текста рукописи.
После заключения размещается библиографический список. Он состоит из использованных в ккр источников (научной литературы).
Не следует в него включать труды, на которые нет ссылок в тексте работы, а также не следует включать энциклопедии, справочники, словари, газетные публикации. Если тема требует их использования, то об этом следует сделать пояснение во введении.
Пятый этап – оформление ккр.
Объем ккр должен составлять примерно 1 п.л., т.е. 24 страницы текста (допускается расхождение примерно в 10 % объема, т.е. до 2 – 3 страниц), напечатанного на одной стороне стандартного листа формата А-4. При оформлении работы на компьютере межстрочное расстояние рекомендуется принимать «1,5». На странице располагается 28-30 строк, в строке 60±2 знаков, включая пробелы. Рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, размер — 14. Абзац — 1,25, перенос автоматический. Поля со всех сторон 2 см.
Страницы должны быть равномерно заполнены текстом. Новые разделы (главы) начинаются с новой страницы. Сноски печатаются 10 шрифтом через 1 интервал в подстрочнике страницы, к которой они относятся. Нумерация сносок сквозная.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, которые проставляются вверху в середине листа.
Заголовки необходимо располагать симметрично тексту. Между заголовками и текстом следует оставлять расстояние, равное двойному интервалу. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы.
Цифровой материал желательно оформлять в виде таблиц. Таблицы располагают после текста, в котором она упоминается впервые. На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. Каждая таблица должна иметь заголовок. Перенос таблиц не допускается.
Список использованной литературы и ссылки оформляются согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографический список делается в алфавитном порядке, по каждой из перечисленных работ указываются: фамилия и инициалы автора (авторов); название; выходные данные в полном виде; количество страниц.
Например:
Психологические особенности воздействия социальной рекламы
... работы является: изучение психологических аспектов воздействия социальной рекламы. В соответствии с целью мною были поставлены задачи: 1) изучить понятие социальной рекламы; 2) выявить психологические аспекты социальной рекламы, ... -- информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на ...
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010.
При использовании журнальной статьи в ссылке указывается фамилия и инициалы автора (авторов), название статьи, название журнала, год, номер, страницы.
Например:
Бороздина Л.В. Сущность самооценки и е соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. 2011. № 1.
Ресурсы интернета оформляются следующим образом:
Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
С правилами оформления ккр и ее структурных элементов (заголовков, таблиц, диаграмм, гистограмм и пр.) более подробно можно ознакомиться по следующей ссылке: http://publishing.tsu.tula.ru/sbornik.html (раздел: гуманитарные науки, правила оформления рукописей).
На заключительном этапе рукопись ккр тщательно редактируется и выверяется, т. е. в тексте должны быть устранены разного рода повторения, длинноты, противоречия, неудачно подобранные примеры, любые ошибки (грамматические, фактические и т. д.).
Все цитаты необходимо проверить по источникам.
Защита ккр проводится на занятиях. Она осуществляется в соответствии с заранее составленным графиком. Студенту отводится время на доклад (5 минут) и предоставляется возможность ответить на вопросы. Вопросы могут задавать ведущий преподаватель, а также однокурсники.
В соответствии с Положением о кредитной системе оценки успеваемости студентов ТулГУ ккр выполняется до 14-й недели семестра и оценивается по результатам проверки преподавателем и подготовки рецензии. При оценивании ккр учитывается ее соответствие выбранной теме, ракурсу дисциплины, предлагаемым требованиям.
Выполнение предложенных в настоящем положении рекомендаций поможет студенту приобрести необходимые навыки учебной деятельности и научной работы, выработать необходимые компетенции и лучше подготовиться к более сложным видам деятельности будущего специалиста.
3. Оценка за ккр проставляется после рецензирования текса преподавателем. Максимальная оценка за ккр – 10 баллов. Баллы, полученные за ккр, включаются в число баллов, заработанных студентом в течение семестра.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНО-КУРСОВЫХ РАБОТ
по дисциплине
«Социальная психология»
1. Социальная психология как наука и учебная дисциплина.
2. Место социальной психологии в системе современных наук.
3. Предмет социальной психологии: основные подходы к определению.
4. Дискуссии о предмете социальной психологии в отечественной науке.
5. Использование опросных методов в маркетинговых исследованиях.
6. Использование метода фокус-групп в маркетинговых исследованиях.
7. Проективные методы в работе практического социального психолога.
8. Эксперимент как метод социальной психологии.
9. Использование контент-анализа в исследованиях коммуникации.
10. Бихевиоризм: теоретические источники и основные направления.
11. Бихевиоризм: теория и практическое применение.
12. Теория социального научения и ее использование в рекламе.
13. Использование принципов бихевиоризма в PR, рекламе и сфере продаж.
14. Основные теоретические положения психоанализа.
15. Механизмы идентификации в теории З. Фрейда и их использование в PR и рекламе.
Психология манипуляций в PR
... несложно, первый признак — размытость позиции, использование расплывчатых фраз и витиеватых выражений. Четкое ... требует исключительного мастерства и обширных знаний психологии. Изредка встречаются, конечно, талантливые самородки ... единое целое с аудиторией (по социальному, национальному, культурному или другому признаку). Для ... страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой и т. д. В свою ...
16. Бессознательное и его использование в рекламе.
17. Архетипы и их использование в рекламе.
18. Психоанализ и политика.
19. Проблема тревоги в работах зарубежных психоаналитиков.
20. Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма.
21. Теории когнитивного соответствия: общее и особенное.
22. Использование принципов когнитивизма в сфере продаж.
23. Использование принципов когнитивизма в рекламе.
24. Использование принципов гуманистической психологии в рекламе.
25. Психология рекламы и проблема изучения потребностей.
26. Имиджи и брэнды как предмет социальных потребностей.
27. Теория социального познания и ее использование в рекламе.
28. Возможности использования принципов интеракционизма в сфере продаж, PR и рекламе.
29. Основные вехи становления отечественной социальной психологии.
30. Отечественная социальная психология на рубеже веков: проблемы и перспективы.
31. Особенности отечественной социальной психологии.
32. Группа как социально-психологический феномен: сущностные характеристики.
33. Национальная культура и реклама.
34. Исследования групп в отечественной социальной психологии.
35. Психоанализ и психодрама: общее и особенное.
36. Психологические компоненты имиджа востребованного политического лидера.
37. Формальное и неформальное лидерство.
38. Исследования классов в отечественной и зарубежной социальной психологии.
39. Динамика ценностных ориентаций россиян в период реформ.
40. Вклад И.С. Кона в развитие теории личности.
41. Особенности самоидентификации в подростковом возрасте.
42. Проблема Я-концепции личности в отечественной социальной психологии.
43. Этническая самоидентификация как социально-психологическое явление.
44. Модели социализации личности в различных психологических школах.
45. Гендерные аспекты социализации.
46. Макро- и микросоциальные условия алкоголизации молодежи.
47. Защитные механизмы социально-психологической адаптации личности.
48. Основные принципы работы психолога с зависимой личностью.
49. Функции социальных установок.
50. Социальные изменения и изменение социальных установок (на примере России).
51. Исследования гендерных стереотипов в зарубежной социальной психологии.
52. Конфликты в современном российском обществе: социально-психологический анализ.
53. Трансактный анализ Э. Берна.
54. Эффекты социального влияния группы.
55. Теория социальных и групповых норм (М. Шериф) и ее использование в рекламе.
56. Теория конформизма (С. Аш) и ее использование в рекламе.
57. Массовые и малые группы как целевые аудитории.
58. Брэндинг: основные этапы и их содержание.
59. Особенности работы психолога с политическими лидерами.
Понятие рекламы в психологии
... рекламы и использование различных методов ее создания. 6. Новые технологии (с опозданием) пеирод западной рекламы Что же касается возникновения психологии рекламы, основателем психологии рекламы ... (промышленная реклама – реклама фирм; торговая реклама – оптовая и розничная рекламы); 2. политическая; Политическая реклама связанна с выборными компаниями. 3. социальная. Социальная реклама связ
60. Социальная психология массовых коммуникаций.
Образец оформления титульного листа
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра социологии и политологии
КОНТРОЛЬНО-курсовая работа по дисциплине
«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»