II. Этапы подготовки курсовых и вкр

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ (ВКР)

Пособие содержит сведения о квалификационных требованиях к курсовым и дипломным работам по психологии, организации психологического исследования, оформлению и защите.

Предлагаемые методические указания призваны, во-первых, систематизировать порядок работы студентов над курсовой работой и ВКР, избежать типичных ошибок при их оформлении, во-вторых, облегчить работу преподавателей при консультировании студентов по написанию курсовых работ И ВКР, в-третьих, упорядочить требования к качеству работ при их оценивании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..

I. Квалификационные требования к курсовым и ВКР………….

II. Этапы подготовки курсовых и ВКР……………………

III. Структура курсовой работы и ВКР……………………………

IV. Правила внешнего оформления курсовых работ и ВКР…

V. Оформление списка литературы……………………………………

VI. Защита курсовой работы……………………………

Приложения……………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ВКР (дипломная работа)

Курсовые и дипломные проекты являются неотъемлемой частью подготовки специалистов с высшим психологическим образованием в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами высшего профессионального образования (утвержденными на заседании Президиума УМО по психологии 1.12.99) для специальности 030301. 65 «Психология». Квалификационная работа (курсовая или дипломная) должна подтверждать уровень подготовленности студентов, соответствующий требованиям, предъявляемым на определенном этапе обучения.

Цель курсовых и дипломных работ состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Данные навыки являются необходимыми не только академическим ученым и исследователям, но и психологам–практикам.

10 стр., 4550 слов

Методические указания для студентов 3 курса заочного отделения ...

... Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании методической комиссии психологического факультета Института экономики, управления и права. Ó ИЭУиП, 2009г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ДИСЦИПЛИНА «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»…………………………....... 5 1.1. Тематика курсовых работ ... освоения курса студентами 3 курса заочного отделения (5 семестр 2009/2010 уч. года) 1. Общая психология - зачет - курсовая работа (6 сем) ...

Студентам факультета психологии необходимо выполнить и защитить курсовые работы на 1 – 4 курсах дневного отделения. По завершении обучения предполагается написание и защита дипломного проекта. Курсовые и дипломные работы должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении содержания и оформления.

I. Квалификационные требования к курсовым и ВКР

На I – II курсах ДО требования к курсовым работам в большей степени определяются учебным характером, по мере продвижения от курса к курсу, усиливается научная направленность, что предполагает большую самостоятельность, инициативу и ответственность самого студента. Курсовая работа не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с исследованиями по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки. Она не должна быть собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему или публицистическую статью, так как курсовая работа всегда основывается на научной или учебно-научной проблеме и опирается на научные источники.Курсовая работа не может быть целиком простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, которая наполнена научным содержанием, фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргу­ментами и т.д., содержать нечто новое: обобщение изученной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решения.

Курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. В ней должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученно­сти проблемы, состояние ее исследования. Она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний. В ней содержатся научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований про­блемы. Курсовая работа, таким образом, носит целостный, однородный и завершенный характер.

Курсовая работа 1 курса ДО обычно представляет собой результат ознакомления студента с основным содержанием избранной им проблемы и имеет вид расши­ренного реферата с собственными выводами. Студент должен продемонстрировать умение работать с научной литературой, составлять библиографию, выдвигать цель и задачи научного исследования (в данном случае это теоретическое изучение некоего психологического феномена или какой-либо проблемы), а так же делать собственные выводы на основе анализа литературы. Начиная с первой курсовой работы, студент должен овладевать техникой и этикой научной работы. Объем данной курсовой работы составляет 20 – 25 страниц машинописного текста. Список литературы должен включать не менее 20 источников.

4 стр., 1990 слов

Экспериментальная работа по проблеме формирования эстетического ...

... Структура работы: курсовая работа из введения, глав, заключения, списка используемых источников. ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 психолого-педагогической литературы проблеме ... и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию. Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, имеющихся в эстетическом воспитании ...

Курсовая работа 2 курса ДО представляет собой более тщательную теоре­тическую проработку исследуемой проблемы, а так же должна включать элементы прикладного характера (т.е. работа уже представляет собой исследование выбранного психического явления с помощью разнообразных методик с развернутым описанием результатов и собственными вывода­ми).

Основной целью выполнения курсовой работы прикладного характера является де­монстрация студентом умений и навыков работы с психологическими методами и мето­диками, умение представлять результаты (в виде таблиц, графиков, гистограмм и т.п.) и проводить грамотную их интерпретацию. Обработка результатов исследования на данном курсе предполагает использование элементарных математических действий (представление результатов в виде процентных соотношений, расчет средних значений, среднего квадратического отклонения и т.п.) без применения методов статистической обработки. Объем второй курсовой работы составляет 25 – 30 страниц машинописного текста. Количество источников в библиографии не менее 25 наименований.

Курсовая работа 3 курса ДО представляет собой уже самостоятельную проработку темы с исследованием или собственное экспериментальное исследование. В отношении стандартных требований предполагается, что студент уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать. Студент должен продемонстрировать умение использовать на практике методы математической обработки (например, для сравнения средних использование параметрических критериев различий: t – критерий Стьюдента, F – критерий Фишера; либо в случае представления результатов в процентных соотношениях – угловое отклонение Фишера).

Возможно (но необязательно) на этом курсе проведение корреляционного исследования. Примерный объем работы составляет 30 – 35 машинописных страниц.

На 4 курсе ДО к курсовой работе предъявляются более строгие требования. Она должна быть методологически более последовательна, с глубоким анализом значительного числа источников и аргументированными выводами, включать корреляционное исследование. На данном курсе студенту предоставляется последняя возможность подготовить экспериментальную базу для основательной, глубоко научной дипломной работы. Объем последней курсовой работы должен составлять 35 – 40 страниц машинописного текста.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА представляет собой завершенное теоретико-экспериментальное исследование в области психологии, которое систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические знания и практические навыки при решении конкретной задачи, развивает навыки самостоятельной научной работы, углубляет владение методикой исследования при решении развиваемых в дипломной работе проблем и вопросов, выявляет научные интересы, способности и творческие возможности студента, характеризующие итоговый уровень квалификации выпускника. Студент должен подтвердить свою способность к научной работе. Объем ВКР составляет обычно 55 – 85 страниц машинописного текста (не включая приложения).

7 стр., 3028 слов

Исследование профессиональной направленности студентов на педагогическую ...

... сокращением впоследнее время педагогической и научно-исследовательской деятельностивозрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиямне прекращается, но все ... психологическихфеноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивойпрофессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальныйподход, а так же максимальное использование всего ...

Список литературы должен содержать не менее 50 источников.

1. Выбор темы и закрепление для написания работы за научным руководителем. Данный выбор может осуществляться студентом свободно (возможно предложение своей тематики с обоснованием необходимости разработки темы).

Помимо этого все кафедры ежегодно в сентябре формируют списки тем или направлений исследования для написания курсовых и дипломных работ. Темы утверждаются кафедрой, где специализируется студент. Выбрав тему, студент в определенные кафедрой сроки подает заявление (обязательно за подписью студента и преподавателя) на кафедру, по которой он специализируется, с просьбой утвердить тему и назначить научного руководителя (в соответствии с образцом, с которым студент может ознакомиться на информационном стенде или см. Приложение 1, 2, 3).

В случае, когда студент по каким-либо причинам не подал заявление (не прикрепился и не выбрал тему), вопрос о его прикреплении решается кафедрой, т.е. назначается тема и руководитель. Учет поступающих на кафедру заявлений о выборе темы курсовых работ ведет документовед кафедры психологии.

2. Сбор материала, поиск литературы по теме, составление библиографии, составление личного рабочего плана.

3. Разработка концепции и планирование исследования. Подбор методов и методик исследования.

4. Сбор эмпирических данных.

5. Обработка эмпирических данных.

6. Письменное изложение исследования.

7. Сдача подготовительного текста научному руководителю.

8. Доработка текста по замечаниям научного руководителя.

9. Получение отзыва о работе от научного руководителя и рецензента (для дипломного проекта).

10. Защита курсовой работы или ВКР.

Студент систематически работает над избранной темой в соответствии с индивидуальным рабочим планом и минимум один раз в две недели встречается с научным руководителем в день его консультации. Студенты выпускных курсов о проделанной работе отмечают в специальном дневнике (дневник о прохождении преддипломной практики можно получить на конференции, проводимой руководителем преддипломной практики).

На консультациях научный руководитель обязан оказать помощь в составлении личного рабочего плана студента, в определении направления разработки темы, выборе понятийного и методического аппарата работы, основной литературы и материалов (что не исключает самостоятельный поиск источников и их изучение), в выборе метода и методик для проведения эмпирического исследования и обработки статистических данных. Научный руководитель проверяет выполнение работы в целом.

Работа должна быть представлена руководителю для проверки не позднее, чем за неделю до защиты (для курсовой работы) и не позднее, чем за месяц (для дипломного проекта).

Руководитель не несет ответственность за своевременную проверку работы в случае, если работа не сдана в указанные сроки. Кафедра периодически заслушивает информацию научных руководителей и студентов о ходе подготовки курсовых работ.

5 стр., 2018 слов

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ...

... и эмпирические результаты исследования могут стать основой для создания программ профилактики по снижению уровня обидчивости. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (30 источников), ...

III. Структура курсовой и вкр

Курсовая или дипломная работа представляют собой систематизированное изложение результатов собственного теоретического и экспериментального исследования и, подобно любой научной работе, должны оформляться в расчете на читателя. В связи с этим при написании работы особое внимание следует уделять определению основных понятий, последовательности изложения материала, выделению собственных и заимствованных суждений, аргументированных выводов, корректности формулировок и т.п. Не стоит пренебрегать и дополнительными средствами, облегчающими читателю восприятие работы и ориентацию в ней (т.е. правильность внешнего оформления глав, выводов, библиографии, соблюдение интервалов, выделение заголовков, порядок нумерации страниц и т.п.).

Структура любой научно-исследовательской работы предполагает наличие титульного листа, содержания, введения, теоретической части, практической части (для студентов 2 – 5 курсов ДО), заключения, списка литературы, приложения (при необходимости).

Все эти разделы начинаются с новой страницы.

Первое, что представляется взору читателя – это титульный лист. Образцы титульных листов приведены в приложениях 4 и 5 соответственно отдельно для курсовой и дипломной работы.

Затем следует содержаниес правильным указанием страниц, с которых начинаются главы, параграфы и другие самостоятельные части текста. Названия разделов в содержании должны точно совпадать с заголовками в тексте.

Во введении, как правило, обосновывается актуальность выбранной темы, раскрывается её теоретическая новизна и практическая значимость, ставится цель исследования. Обязательно обозначаются база, предмет и объект исследования.

Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной (дипломной) работе студента-выпускника.

Объект исследования. Как правило, в психологии под объектом понимают то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое являющееся фрагментом мира самого по себе, то есть существующее независимо от субъекта познания (исследователя) и от наук, которые его изучают. Это, в принципе, то, что существует в системе наших знаний (представлений) и о чем мы хотим получить какие-то дополнительные знания. Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей, животное, у которого есть психика, сообщество таких животных. Поскольку перечисленные объекты являются объектами и других наук, целесообразно, называя объект психологического исследования, уточнить, какое именно психическое явление у человека, некоторой группы людей или животных будет изучаться в рамках данной работы.

Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала сомнения. Предмет познания – это свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях. Другими словами, предмет исследования – это те процессы и явления, наличие которых связано с объектом исследования и которые являются проявлением его свойств. В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями.

Цель исследования – желаемый конечный результат, он может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим.

Далее перечисляются задачи, с помощью которых эта цель может быть достигнута, а так же – методы, которые помогут решить поставленные задачи. Задачи исследо­вания определяются в соответствии с целью и предметом исследования и исходя из рабочей гипотезы. Выдвижение рабочей гипотезы предполагает её подтверждение либо опровержение, что специально должно быть отражено в выводах.

Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть ре­шены с помощью как основных, так и специализирован­ных методов, применяемых в социальной и практической психологии. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.

Метод – это способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки и анализа данных, а также принцип воздействия на объект.

Методика – форма реализации метода, совокупность приемов и операций, процедура или набор процедур для достижения определенной цели.

Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез. В настоящее время психологический эксперимент в рамках дипломной работы проводится редко. Чаще проводится психодиагностическое обследование с использованием небольшого набора методик.

Далее крат­ко излагается, в чем заключается новизна исследования (новое видение проблемы, новые методические разработки, уточ­нение некоторых концептуальных положений и т.п.), какова его практическая значимость (предлагаемые практические рекомендации, методические приемы и способы психодиаг­ностических процедур, психокоррекционной работы и т.п.).

Новизна выявляется в результате анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений (опре­деление новых моментов и психодиагностическом исследо­вании, более детальная разработка методик психодиагнос­тики и т.п.).

Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развит и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Практическая значимость подробно отражается в прак­тических рекомендациях. Здесь же во введении следует кратко описать, в чем конкретно заключается ценность результатов исследования для практики.

Конечно, открыть что-то новое в психологической на­уке для студента — непосильная задача, однако обращаться к категориям новизны и практической значимости диплом­ной работы следует. Это будит творческую мысль студента, направляет его интеллект на решение конкретных практических задач.

Как правило, в психологии курсовые (начиная со второго курса) и дипломные работы состоят из трех глав. Первая глава – теоретическая; вторая глава посвящена организации и методам исследования; третья глава – обсуждению результатов исследования.

В теоретической части автор должен представить обзор литературы по выбранной теме, анализ и интерпретацию имеющихся исследований данной проблемы, выявить нерешённые, слабоосвещённые или требующие уточнения проблемы и задачи исследования. Как уже упоминалось выше, для анализа проблемы по выбранной теме студент может частично использовать материалы своей предыдущей курсовой работы, если её тема соответствует последующей курсовой работе. Теоретическая часть чаще всего представлена в виде одной главы, но может включать и две главы.

В практической части курсовой или ВКР описываются условия проведения исследования: где, когда, при каких условиях было проведено исследование и т.д. Приводится описание выборки, т.е. указывается количество испытуе­мых, коллективы, в которых применялись методы практи­ческой психологии, и другие данные, характеризующие базу исследования. Так же приводятся описания используемых методик, причём сами методики могут быть вынесены в приложение. Далее описываются и интерпретируются полученные результаты. Если использовались методы математической и статистической обработки результатов исследования, то их так же необходимо описать. Таблицы, графики, рисунки должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов. Как правило, практическая часть подразделяется на две главы. Одна содержит характеристику выборки и методов исследования, другая глава – результаты и их интерпретацию.

В заключении приводятся основные результаты исследо­вания, отмечается степень достижения цели и задач иссле­дования, а также вклад, который автор вносит в развитие психологического знания и практической психологии. При необходимости отмечается перечень нерешенных вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования.

После заключения приводится спи­сок литературы, которая применялась для написания данной работы. Список литературы оформляется в строгом соответствии с ГОСТом 7.1.-84 (см. «Оформление списка литературы»).

В приложение выносятся те материалы, которые использовались или были получены при проведении исследования, но не были включены в текст курсовой работы, например: опросники, анкеты, сводные таблицы, рисунки, «сырые» протоколы исследования. Приложения нумеруются, а в тексте ссылки на них оформляются следующим образом: см. приложение 4.

Обязательными при написании курсовых работ являются рецензии руководителей, при написании дипломных работ – рецензии и отзывы. Отзыв научного руководителя содержит оценку о работе студента над темой (т.е. оценку квалификационных навыков и способностей студента).

Рецензия предполагает анализ научного содержания работы. Построение рецензии официального оппонента может быть свободным. Рецензию не следует завершать дифференцированной оценкой. Отзыв и рецензия должны объективно отражать положительные и отрицательные стороны работы, быть принципиальными и доброжелательными, отличаться деловым стилем, содержать конструктивные замечания.

IV. Правила внешнего оформления курсовых и вкр

Курсовая работа и ВКР выполняются в двух экземплярах (один экземпляр остается на кафедре, второй – у руководителя – НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО) и возврату не подлежат.

Курсовая работа или ВКР выполняется на белой стандартной бумаге на одной стороне листа формата А4 (210*298 мм), желательно на компьютере.

Каждая страница должна иметь поля. Размер левого поля 3 см, правого – 1,5 см, верхнего – 2 см и нижнего – 1,5 см.

При выполнении основного содержания работы необходимо использовать шрифт Times New Roman, размер кегля 14, межстроч­ный интервал – 1,5. Отступ красной строки – 1,3 см. Отступ до и после абзаца – 0. Выравнивание – двухстороннее. Переносы установлены.

Для заголовков используются следующие настройки. Кегль 14 типа Times New Roman, прописные буквы выделенные (ж).

Межстроч­ный интервал – 2. Отступ красной строки – 0. Отступ до и после абзаца – 12 пунктов. Выравнивание – по центру.

Для названий пунктов внутри главы используются: кегль 14, Times New Roman, выделенный (ж).

Межстроч­ный интервал – 2. Отступ красной строки – 0. Отступ до абзаца – 12 пунктов, после – 6 пунктов. Выравнивание – по центру.

Нумерация страниц. Страницы обозначаются арабскими цифрами на верхнем поле в средней части. Отсчет страниц начинается с титульного листа, однако цифра «1» на титуль­ном листе не проставляется, так же как и на странице «содержание». Нумерация начинает проставляться с введения (как правило, это страница номер 3).

Не проставляются страницы и на листах, которые полностью заняты таблицами или иллюстра­циями, и текст которых размещен по длине листа. Однако та­кие страницы в сквозной нумерации учитываются.

Отдельные слова, формулы, условные знаки разрешает­ся вписывать в текст от руки чертежным шрифтом только черным цветом (чернилами, тушью, пастой).

Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в тексте, следует после подчистки очень аккуратно исправлять на пишущей машинке или от руки черной тушью (пастой).

Выполнять схемы и рисунки допускается только черным цветом. Исключение составляют лишь проективные тест-рисунки, которые следует интерпретировать в отношении цветовых предпочте­ний испытуемых.

Главы ВКРдолжны быть пронумерованы арабскими циф­рами. Параграфы также нумеруются арабски­ми цифрами в пределах каждой главы. Так, например, во второй гла­ве параграфы обозначаются: 2.1; 2.2; 2.3 и т.д. Пункты в параграфах нумеруются также арабскими цифрами, например: первый пункт второго параграфа третьей главы обозначается 3.2.1. Заголовки глав печатаются заглавными буквами, заголовки параграфов — строчными, точки после заголовков не ставятся. Под­черкивание заголовков не допускается.

Иллюстрации в курсовой или дипломной работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Все иллюстрации (фотографии,схемы, диаграммы, гистограммы, графики и т.п.) именуются рисунками. Нумерация рисунков должна быть сквозной для всего текста работы арабскими цифрами. Все ри­сунки сопровождаются подписью непосредст­венно после номера рисунка. В конце подписи (наименования рисунка) точка не ставится. Рисунки должны размешаться сразу же пос­ле первого упоминания о них в контексте дипломной работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на стра­нице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице. В качестве примера ниже показано оформление одного из рисунков в дипломной работе.

Рис. 1. Зависимость продуктивности произвольного внимания от уровня тревожности в ситуации экзаменационного стресса

Таблицы следует располагать после первого упоминания о них в тексте. Если таблицы с тек­стом непосредственно не связаны, не имеют первостепен­ного значения, то можно их располагать в приложении.

Если таблицы занимают достаточно большой объем пло­щади листа и размещаются по ее длине, то страницы (лис­ты) рукописи следует закреплять в дипломной работе та­ким образом, чтобы при рассмотрении этих таблиц руко­пись можно было бы разворачивать по часовой стрелке. Либо таблицы такого формата выносятся в приложение, чтобы не нагромождать текст.

Все таблицы должны иметь заголовок, который распола­гается над табли­цей. Заголовок должен кратко характеризо­вать значение табличных данных. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняю­щее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится.

Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков. Располагается нумерация сверху заголовка справа. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. На­пример: см. табл. 3 — смотрите таблицу 3.

В случае если на одной странице таблица не вмещается, продолжают ее на следующей странице. В этом случае на сле­дующей странице над таблицей пишут «Продолжение табл. 3». Пример оформления одной из таблиц показан ниже.

Таблица 3.

Уровневые характеристики отношений и их влияние

на интегральный показатель состояний

Значимые

отношения

Уровень

отношений

С о с т о я н и я

Динамика состояний

Фоновое

Ситуация конфликта

Начало урока

Середина урока

Конец урока

1.Отношение

к работе

Высокий

Низкий

Р

7,64

6,67

**

5,04

5,55

*

7,54

5,95

***

8,13

7,23

**

8,04

7,22

**

2.Отношение

к друзьям

Высокий

Низкий

Р

8,05

6,53

***

5,59

5,52

*

6,92

6,14

**

7,65

7,11

*

7,91

7,33

*

Примечание: Согласно методике изучения состояний, минимальная выраженность интегрального показателя психического состояния – 0 баллов, максимальная – 10 баллов. Достоверность различий (Р) проверялась поt– критерию Стьюдента,p< 0,05 (*), 0,01 (**), 0,001 (***).

Формулы выписываются аккуратно, черным цветом. Их нумеруют в пределах главы арабскими цифрами. Напри­мер, (2.3) (третья формула второй главы).

При ссылке на формулу номер формулы указывается в скобках, например: «В формуле (2.3)…». Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводятся непосредственно под форму­лой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Каждое из них начинается с новой строки, первая строка начинается со слова «где».

Например:

Сn = ∑в.в./ ∑ mах ,

где Сn – индекс групповой сплоченности;

∑ в.в. – сумма взаимных выборов, сделанных членами данной группы;

∑ mах – максимально возможное число выборов в дан­ной группе.

Ссылки на литературные источники. По контексту рукописи курсовой или дипломной работы автор может ссылаться на соот­ветствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно или когда используются мысли или идеи того или иного ис­следователя. В этом случае в рукописи дипломной работы в квадратных скобках приводится порядковый номер литера­турного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника.

Примеры:

Б.Г. Ананьев пишет: «Личность есть объект и субъект ис­торического процесса, объект и субъект общественных отно­шений, субъект и объект общения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведения — носитель нравственного поведения» [52, с. 121].

Или:

В работах ряда ученых-психологов освещаются результа­ты теоретических и опытно-экспериментальных исследова­ний по проблемам психологического консультирования, психо­диагностики и психокоррекции [8; 11; 13; 14; 18 и др.].

При ссылке на литературу число, заключенное до запя­той, означает номер литературного источника по списку литературы, который приводится в конце работы. Второе число (после запятой) означает страницу указанного источника. Числа, разделенные точкой с запя­той, означают перечисление литературных источников.

V. Оформление списка литературы

Набор элементов в библиографических описаниях и последовательность их расположения регламентируется стан­дартом. Все описания должны быть составлены в соответ­ствии с ГОСТ 701 – 84 «Библиографическое описание доку­мента. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.12 – 93 «Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила» и ГОСТ 7.11 – 78 «Сокращение слов и словосочетаний на иностран­ных европейских языках в библиографическом описании».

Библиографический аппарат в курсовой или дипломной работе – это выражение дипломной этики и культуры научного труда. Именно по нему члены комиссии, присутствующие на защите работы, могут судить о степени осведомленности студента о состоянии проблемы в теории и практике.

В список литературы включают все использованные в работе источники. Располагать литературные источники необходимо в алфавитном порядке. Сведения о книгах (мо­нографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авто­ров), заглавие, данные о последующих изданиях, место из­дания, издательство, год издания и объем в страницах. На­звание места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий Москва — М., Ленинград — Л., Санкт-Петербург — СПб.

В сведения о статье из периодической печати включают: фа­милию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наиме­нование издания (журнала), наименование серии (если она обо­значена), место издания, издательство, год выпуска, том, но­мер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Примеры библиографических описаний

Произведения печати одного автора или составителя

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология че­ловеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Отв. Ред. М.С. Мацковский. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с.
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — 3-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Свет, 1997. – 608 с.

Произведения печати двух-трех авторов

  1. Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа индивидуальных различий. – М.: МГУ, 1991. – 192 с.

Произведения печати более трех авторов

1. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовер­шеннолетних с девиантным поведением / С.А. Беличева, О.В. Кардашина, Н.Д. Линде и др.; Под ред. С.А. Беличевой. – М.: Здоровье России, 1999. – 181 с.

Работы авторов как составная часть книги (сборника, журнала)

1. Ваганова В.И., Карпов В.В. Методика применения учеб­ных телепередач // Теория и практика применения нагляд­ных пособий и технических средств обучения в профессио­нальной школе: Сб. учеб.-метод. Ст. / Под ред. А.А. Кывсръял-га, А.В. Батаршсва. – М.: Высш. Шк., 1990. – С. 117 – 127.

2. Гуткина Н.И. Психологические проблемы взаимодей­ствия учителя с подростком // Вопросы психологии. – 1984. – № 2. – С. 99–106.

Авторефераты диссертаций

1. Кольев А.Ф. Особенности индивидуального психологи­ческого консультирования и диалогического общения: Автореф. Дис…. канд. Психол. Наук (19.00.01).

– М.: АПН СССР, 1991. – 18 с.

2. Шмелев А.Г. Психосемантика и психодиагностика лич­ности: Автореф. Дис. … д-ра психол. Наук (19.00.01).

– М.: МГУ, 1994. – 40 с.

Окончательно отработанный и тщательно проверенный список литературы будет размещен вами в конце курсовой (диплом­ной) работы после заключения. Здесь на описание произве­дений печати мы обращаем внимание студентов неспроста. Все литературные источники, которые изучает и просмат­ривает автор в процессе работы, рекомендуется записывать в рабочую тетрадь, соблюдая заранее правила описания про­изведений печати согласно ГОСТа. Практика показала, что в этом случае составление списка литературы не составляет особого труда, ему остается только скомпоновать и отобрать наиболее значимые и существенные литературные источ­ники по тематике своего исследования. И наоборот, прихо­дилось наблюдать, как много студенты теряют времени на поиск тех литературных источников, которые они ранее изучали, но не удосужились точно записать их «реквизиты» согласно ГОСТа в своих рабочих тетрадях.

VI. Защита курсовой работы или вкр

Процедура защиты предполагает следующие основные моменты:

  1. Выступление студента.Обратившись к членам комиссии и ко всем присутствующим, студент предлагает их вниманию тему своей курсовой (дипломной) работы и излагает ее основное содержание, делая акценты при этом на наиболее значимой информации (на актуальности выбранной темы, целях и задачах работы, объекте и предмете изучения, выдвигаемой гипотезе, полученных выводах и результатах своего исследования).

    Студенту следует иметь в виду, что продолжительность его доклада не должна превышать7-10 минут. Данное выступление студента должно быть заранее продумано и изложено письменно в форме тезисов доклада. Не рекомендуется зачитывать текст своего выступления (хотя студент и может иметь его перед собой), поскольку свободный рассказ по теме, как правило, не только вызывает живой интерес к работе, но и свидетельствует об уровне подготовки и глубине специальных знаний по проблеме курсовой работы.

  2. Выступление присутствующих на защите.Поскольку защита носит публичный характер, то в обсуждении курсовой работы может принять участие любой преподаватель, специалист-практик или слушатель, находящийся в аудитории.
  3. Вопросы к автору работы и его ответы.В завершении своей заключительной речи студенту рекомендуется поблагодарить членов комиссии и всех присутствующих на защите за проявленный интерес к его работе.

Оценка курсовой работы утверждается в день защиты по результатам защиты специально созданной комиссией и оформляется дифференцированным зачетом. Оценка дипломной работы утверждается в день защиты по результатам защиты специально созданной комиссией ГАК по 5-бальной системе.

Основными критериями оценки курсовой работы и ВКР являются:

  • актуальность и степень разработанности темы;
  • использование первоисточников: классических работ, материалов эмпирических исследований по этой теме и т.п.;
  • методологическая грамотность, полнота раскрытия темы;
  • самостоятельность и творческий подход;
  • адекватность применяемых в исследовании методов;
  • корректность применения математических методов обработки и выводов исследования;
  • владение психологической терминологией и стилем научного изложения;
  • публичное выступление и ответы на вопросы комиссии и присутствующих на защите;
  • правильность и аккуратность оформления.

Литература

  1. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. Практическое руководство. – СПб.: СпбГУ, 1991.
  2. Головин Н.А. Методическое пособие по выполнению курсовых и дипломных работ по социологии. – СПб., 1996. – 36 с.
  3. ГОСТ 7.1-84. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документов. Общие требования и правила составления. Издание официальное. – М.: Гос. комитет СССР по стандартам, 1984. – 76 с.
  4. ГОСТ 7.32-91. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Издание официальное. – М.: Гос. комитет СССР по управлению качеством и стандартам, 1991. – 18 с.
  5. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1994.
  6. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования: Учебное пособие/ Казанский пед. ун-т, Казань, 2000. – 258 с.
  7. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. – СПб, 1994.
  8. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с.
  9. Рефераты, контрольные и дипломные работы по психологии: практические рекомендации по разработке и оформлению (для студентов, аспирантов, преподавателей) / Сост. А.В.Батаршев. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 144 с.
  10. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. / В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 2003. – 320 с.
  11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описания, объяснения, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», 2001. – 596 с.

Приложение 1

Образец написания заявления

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 – 2 КУРСОВ ДО

Зав. кафедрой СН

Закировой Л.М.

студентки I (II) курса _____группы ДО

_____________________________

(Ф.И.О.)

Заявление

Прошу прикрепить меня для написания курсовой работы на тему «_________________________________________________________________» за ____________________________________ (Ф.И.О. научного руководителя).

Дата Подпись

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 – 4 КУРСОВ ДО

Зав. кафедрой СН

Закировой Л.М.

студентки III (IV) курса____группы

ДО

_____________________________

(Ф.И.О.)

заявление.

Прошу прикрепить меня для написания курсовой работы на тему «_________________________________________________________________» за ____________________________________ (Ф.И.О. научного руководителя).

Дата Подпись

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ДО

Зав. кафедрой СН

Закировой Л.М.

студентки V курса ____группы ДО

_____________________________

(Ф.И.О.)

Заявление

Прошу прикрепить меня для написания дипломной работы на тему «_________________________________________________________________» за ____________________________________ (Ф.И.О. научного руководителя).

Дата Подпись

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Кафедра социальных наук

Взаимосвязь гендерной идентичности с личностными

ОСОБЕННОСТЯМИ СТУДЕНТОВ

Курсовая работа

Исполнитель: студент (ка) III курса группы 6121103 ДО Сафина А.А.

Научный руководитель: старший преподаватель Авдеева И.И.

Набережные Челны – 2014

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ВКР

(для специалистов)

Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Специальность: 030301.65 – Психология

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ТОРГОВЫХ РАБОТНИКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Регистрационный номер

Работа завершена:

«___» _____________ 201__г. _______________________ Л.Ф. Зарипова

Работа допущена к защите: Научный руководитель

д.пс.н., профессор

«___» _____________ 201__г. __________________________ Г.С. Прыгин

Зав. кафедрой социальных наук

«___» _____________ 201__г. ________________________ Л.М. Закирова

Набережные Челны – 2015

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ВКР

(для бакалавров)

Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Направление подготовки: 030300.62 – Психология

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ТОРГОВЫХ РАБОТНИКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Регистрационный номер

Работа завершена:

«___» _____________ 201__г. _______________________ Л.Ф. Зарипова

Работа допущена к защите: Научный руководитель

д.пс.н., профессор

«___» _____________ 201__г. __________________________ Г.С. Прыгин

Зав. кафедрой социальных наук

«___» _____________ 201__г. ________________________ Л.М. Закирова

Набережные Челны – 2015

ОБРАЗЕЦ СОСТАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВКР ИЛИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

I. Теоретический обзор по проблеме возникновения девиаций в подростковом возрасте

  1. . Общая характеристика подросткового возраста………………..…….5
  2. . Девиантное поведение, причины его возникновения………….……8
  3. . Психологические особенности девиантных подростков..…………19

1.4. Выводы………………………………………………………………..23

II. Организация и методы исследования

2.1. Характеристика выборки………………………………………….…25

2.2. Описание методов исследования…………………………………..…25

III. Эмпирическое изучение личностных особенностей подростков с отклоняющимся поведением

3.1. Изучение склонности к отклоняющемуся поведению….………….…30

3.2. Изучение свойств личности подростков………………………….…34

3.3. Эмпирическое изучение взаимосвязи личностных свойств со склонностью к отклоняющемуся поведению………………………………..…..37

3.4. Эмпирическое изучение взаимосвязи личностных свойств у подростков с отклоняющимся поведением……………………………………….41

3.5. Выводы………………………………………………………………..46

Заключение………………………………………………………………….48

Список литературы………………………………….…………..………..50

Приложения…………………………….…………………………………54