Образец титульного листа отчета по учебной практике

Орлов А.В.

Башук Е.Н.

Васильева Е.Н.

Организация и проведение практик у студентов, обучающихся по направлению «Психология»

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией факультета социальных наук для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология»

Нижний Новгород

 

 

УДК 373.015.3(072)

ББК 88.8

О-66

О-66 Орлов А.В., Башук Е.Н.,Васильева Е.Н. Организация и проведение практик у студентов, обучающихся по направлению «Психология»:Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 27с.

 

 

Рецензент: канд. психол. наук, доцент Е.Г. Гуцу

 

Учебные практики являются составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки бакалавров психологии. Данное учебное пособие включает методические указания по прохождению учебно-ознакомительной и производственной практик, требования к их содержанию, рекомендации по успешному выполнению учебно-практических задач.

Пособие подготовлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

 

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии факультета социальных наук ННГУ

к.соц.н., доц. И.Э. Петрова

 

УДК 373.015.3(072)

ББК 88.8

 

 

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2012


Введение

 

В системе профессиональной подготовки психолога важная роль принадлежит различным видам практик. Они являются органической частью учебного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих психологов с их практической деятельностью в реальных условиях профессиональной деятельности. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ предусмотрены два вида практик: учебная и производственная. В ходе проведения практик студенты знакомятся с основными направлениями деятельности психологов, формируют навыки непосредственного взаимодействия с людьми, приобретают опыт психодиагностики, психологического сопровождения и консультирования.

22 стр., 10893 слов

Психологический практикум учебное пособие для студентов всех форм обучения

... службой КемТИПП Вахромеева Г.В. Джус, К.Я., Порхачева, Л.В. Психологический практикум: Учебное пособие для студентов всех форм обучения [Текст]/К.Я. Джус, Л.В. Порхачева. – Кемеровский ... испытуемого. При изучении слухового восприятия лучше использовать магнитофонные записи. При подготовке материала следует помнить, что точность восприятия зависит от качества изображения ...

Основная цель учебной практики студентов заключается в ознакомлении и приобщении обучающихся к профессиональной деятельности психолога, погружению в профессиональную среду и формировании на основе этого адекватных представлений о специфике труда психологов и характере решаемых ими задач. Производственная практика проводится в конце обучения, когда у студентов уже сложились определенные представления о труде психолога, есть необходимый опыт самостоятельной работы, развиты необходимые компетенции для осуществления профессиональной деятельности. Основная цель производственной практики студентов заключается в освоении ими основных видов деятельности практического психолога и развитии профессиональных качеств в естественных условиях труда, формировании компетенций психолога-практика, способного самостоятельно решать на современном методическом уровне научно-исследовательские и прикладные задачи. Производственная практика – это продолжение учебной практики, итог практической подготовки бакалавров, этап выполнения квалификационной работы.

Учебная и производственная практики тесно связаны друг с другом задачами учебного и воспитательного характера. Основные из них следующие:

1) закрепить на практике, в личном опыте, знания и умения, полученные студентами в процессе изучения дисциплин основной образовательной программы; повысить профессиональную компетентность в соответствии с современными требованиями и стандартами;

2) приобщить студентов к опыту работы квалифицированных психологов; выработать у них правильное понимание специфики деятельности психолога;

3) сформировать представления о проблемах и профессиональных задачах, стоящих перед психологом-практиком, а также современных способах их решения; закрепить профессиональные умения по планированию, организации, контролю деятельности при решении конкретных профессиональных задач;

4) развить навыки работы с людьми, обеспечить усвоение этических, социально-психологических, культурных норм межличностного и профессионального взаимодействия;

5) развить навыки применения психологического инструментария и технологий на практике;

6) развить навыки научно-исследовательской работы;

7) развить навыки рефлексии личного опыта, самообразования и самосовершенствования в осуществлении практической деятельности психолога, сформировать адекватную самооценку своих возможностей;

8) сформировать творческое отношение студентов к труду психолога, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию его в профессиональной деятельности.

В результате прохождения практик, обучающийся должен получить понимание:

· основных принципов, методов и форм организации труда психолога;

· системы компетенций и профессионально-значимых качеств психолога;

· требований, предъявляемых к профессиональной деятельности психолога.

Кроме того, обучающийся должен овладеть умениями:

· адекватного и обоснованного применения на практике практического инструментария и психологических технологий;

· взаимодействия с людьми при осуществлении профессиональной деятельности;

6 стр., 2904 слов

Критерии оценки результатов учебной деятельности студентов

... учебных дисциплин, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности режиссера-педагога. При подготовке к итоговой аттестации развиваются ... до 30 минут. Для уточнения экзаменационной оценки студенту членами ГЭК могут задаваться соответствующие программе дополнительные ... главное событие. Основные виды этюдов в учебной практике.   14. Методика преподавания режиссуры на примере ...

· осуществления работы по проектированию, стратегическому планированию и организации психологической работы прикладного или научно-исследовательского характера;

· анализа возникающих в практической работе психолога затруднений и выработки плана действий по их разрешению;

· самоконтроля и самооценки в процессе профессиональной деятельности.

Учебная и производственная практики студентов проходят на базе различных организаций, где есть возможности для осуществления профессиональной деятельности психолога.

Общие вопросы организации практик

Организационно-методическое обеспечение прохождения практик осуществляют кафедры факультета. Кафедры обеспечивают связь университета с базами практик и направляют туда студентов для выполнения учебных и исследовательских работ. Сроки и продолжительность проведения практик устанавливаются деканатом в соответствии с учебными планами и календарным графиком учебного процесса.

Руководство как учебной, так и производственной практиками осуществляется тремя руководителями:

· руководитель со стороны факультета (факультетский руководитель),

· руководитель со стороны кафедр (кафедральный руководитель),

· руководитель со стороны базы практики (непосредственный руководитель).

Руководитель практики со стороны факультета, по согласованию с деканатом,

1) проводит установочную и итоговую конференции по практике, выставляет оценки студентам в зачетную ведомость;

2) знакомит студентов с целями и задачами практики, существующими требованиями по её прохождению;

3) готовит документы по направлению студентов на практику;

4) консультирует студентов по различным вопросам прохождения практики, и др.

Студенту руководителем практики со стороны факультетадо начала практики выдается предписание на практику. Это документ, в котором указывается база прохождения практики, сроки ее проведения, отмечается дата начала практики и ее окончания. После прохождения практики на бланке предписания ставятся печати учреждения – базы практики, а также дается характеристика студента и выставляется оценка его деятельности по пятибалльной системе руководителем со стороны базы практики.

 

Руководитель практики со стороны кафедры, по согласованию с факультетским руководителем:

1) организует проведение практики в соответствии с утвержденной программой, создаёт условия для её прохождения,

2) направляет студента в соответствующие организации для прохождения практики,

3) совместно со студентом-практикантом составляет индивидуальный план прохождения практики, обеспечивает возможность его выполнения;

4) консультирует студентов по различным вопросам прохождения практики;

5) проверяет подготовленную студентами отчетную документацию и заверяет ее своей подписью;

6) оценивает работу студентов во время практики.

7 стр., 3025 слов

Методы и практика подбора руководителей.

... на практике В своей работе, в качестве объекта исследования я рассматриваю методы и практику подбора руководителей предприятия ... начала, умения вдохновлять – качеств, необходимых подлинному руководителю», как процитировал психолог Е.И.Комаров А.Питера. Стимулировать и вдохновлять – ... управления. Обучение умению руководить, привлекает с одой стороны, к использованию для этой цели достижения различных ...

Количество кафедральных руководителей практики не ограниченно. Они могут руководить практикой как одного студента, так и группы.

Руководителем со стороны базы практики является представитель соответствующей организации.Руководитель со стороны базы практики,по согласованию с кафедральным руководителем:

1) организует проведение практики, создаёт условия для её прохождения, соответственно индивидуальному плану прохождения практики;

2) знакомит прикрепленных к нему практикантов со спецификой своей работы как психолога и (или) организатора соответствующей профессиональной деятельности;

3) дает задания студенту-практиканту, контролирует их исполнение;

4) отмечает ошибки и недочеты студента во время практики, дает советы и консультации;

5) проверяет подготовленную студентами отчетную документацию и заверяет ее своей подписью;

6) составляет отзыв по работе каждого студента-практиканта.

Непосредственных руководителей практики может быть несколько, соответственно количеству баз практики. Факультетский руководитель может совмещать обязанности кафедрального руководителя практики. Кафедральный руководитель может совмещать обязанности непосредственного руководителя практики.

При прохождении практики студент-практикант получает от кафедрального руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики, отчитывается по выполняемой работе на каждом этапе прохождения практики. Студентом, совместно с кафедральным руководителем, составляется индивидуальный план-график прохождения практики. Он представляет собой схему предполагаемой работы на базе практики и состоит из перечня связанных внутренней логикой процедур и мероприятий. В плане определяются конкретные сроки выполнения основных этапов работы. Индивидуальный план прохождения практики студента должен быть согласован с планом работы коллектива базы практики. В процессе работы он может корректироваться по согласованию с руководителем практики со стороны кафедры.

При прохождении практики студенты обязаны:

· выполнять указания руководителей практики в части решения задач учебного и исследовательского характера, предусмотренных основной образовательной программой и учебным планом;

· строго следовать индивидуальному плану прохождения практики, в рамках него выполнять все виды работ, если они не противоречат функциям или планам учреждения-базы практики и не угрожают здоровью практикантов или клиентов;

· подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики, правилам техники безопасности;

· выполнить в должном объеме программу и конкретные задания практики и представить отчет руководителю со стороны кафедры в установленный срок.

Для организации практик, перед их началом, факультетским руководителем проводится установочная конференция, на которой:

· объясняются цели и задачи практики, порядок и сроки её прохождения, правила отчётности;

· формулируются требования к практикантам, принципы оценки их работы;

· происходит распределение по кафедральным руководителям.

Для подведения итогов практики по её окончании факультетским руководителем, как правило, проводится итоговая конференция, на которой:

· практиканты отчитываются о проделанной в рамках практики работе;

· кафедральные руководители характеризуют работу практикантов;

· факультетский руководитель совместно с кафедральными руководителями по итогам обсуждения выставляют оценки и заносят их в ведомости.

 

На итоговую конференцию практиканты должны представить отчетные документы:

1. Предписание на практику.

2. План-график практики.

3. Дневник практики,

4. Отчеты по практике по всем организациям, где она проходила, а также, если требуется, приложения к отчетам в виде документов, раскрывающих суть тех или иных мероприятий.

Учебная практика

 

Учебная практика проходит на базе различных организаций, имеющих в штатном расписании должность психолога, школ, учреждений социальной защиты и социальной поддержки населения, детских домов, научных учреждений психологической направленности, психологических кафедрах ННГУ и других вузов. Для выполнения поставленных задач, практикант прикрепляется к руководителю со стороны базы практики. Как правило, это квалифицированный психолог, который ставит перед ним соответствующие задачи, контролирует и оценивает работу.

Содержание учебной практики включает несколько видов деятельности:

· наблюдение обучающегося за работой квалифицированного психолога при различных видах профессиональной деятельности и её анализ;

· совместная работа практиканта с квалифицированным психологом, оказание ему посильной помощи;

· самостоятельная работа обучающегося с людьми при выполнении некоторых видов профессиональных задач под контролем квалифицированного психолога.

Как правило, учебная практика проводится в нескольких учреждениях. При этом практиканту желательно посетить организации, где психологи востребованы в большей степени и куда, по статистике, чаще всего трудоустраиваются выпускники соответствующей квалификации. Вопрос о том, куда и на какие сроки направляется студент-практикант, решается кафедральным руководителем практики. Предпочтительным является посещение организаций психолого-педагогической направленности (школы и др.), производственной или коммерческой направленности (фирмы и предприятия), организаций, осуществляющих социальное и психологическое сопровождение, а также психокоррекцию. Желательным, но не обязательным, является знакомство обучающегося с работой школьного психолога, психолога кадровых служб организаций, психолога-консультанта.

План прохождения учебной практики в каждой организации включает в себя 4 этапа:

Этап 1. Ознакомительный. В течение этого этапа обучающийся:

1) знакомится с нормативными документами, регламентирующими деятельность психолога в организации, должностными инструкциями, календарным планом работы, графиком работы и др.;

2) изучает научную, учебную и методическую литературу по профилю;

3) наблюдает за деятельностью профессионального психолога, фиксирует её основные элементы в дневнике практики, отмечает специфику и ситуативные нюансы;

4) структурирует деятельность профессионального психолога, выделяет основные её элементы, внутреннюю организацию, внешние факторы труда;

5) проводит анализ проблем, возникающих при выполнении наблюдаемой деятельности, оценку их силы и значимости, описывает способы их разрешения;

6) проводит рефлексивный анализ собственных возможностей осуществления наблюдаемой деятельности, наличия барьеров её реализации, а также личностных, социальных и иных ресурсов, способствующих преодолению этих барьеров.

Этап 2. Осуществление совместной деятельности. В течение этого этапа обучающийся:

1) вовлекается в работу психолога в качестве ассистента;

2) участвует в решении конкретных практических задач психологической деятельности;

3) получает профессиональные навыки и умения;

4) знакомится с методами и инструментарием работы психолога;

5) анализирует собственные профессиональные проблемы и ограничения, возникшие при выполнении совместной с психологом работы;

6) обсуждает с руководителем, возникшие сложности и затруднения, намечает пути преодоления барьеров профессиональной деятельности.

Этап 3. Самостоятельная работа. В течение этого этапа обучающийся:

1) самостоятельно выполняет задания психолога;

2) берет на себя ответственность при решении возложенных задач, самостоятельно намечает пути их решения и достижения цели;

3) совершенствует профессиональные навыки и умения;

4) анализирует собственные возможности, успехи и недочеты, ошибки и творческие находки при осуществлении профессиональной деятельности психолога, даёт оценку своего труда;

5) обсуждает с руководителем практики успехи и неудачи проделанной работы.

Самостоятельная работа практикантом осуществляется только с разрешения руководителя со стороны базы практики и под его контролем. Если руководитель считает, что практикант не готов к практической работе, она не выполняется.

Этап 4. Подведение итогов. В течение этого этапа обучающийся:

1) обсуждает с кафедральным руководителем прохождение практик во всех организациях, куда он был направлен;

2) анализирует недочеты и удачи собственной профессиональной деятельности во время практики;

3) проводит рефлексию профессиональной деятельности и самоанализ сформированности профессионально-важных качеств и компетенций психолога-практика;

4) оформляет дневник практики и пишет отчеты о прохождении практик по всем организациям, где она проходила;

5) согласовывает отчетные документы с непосредственным и кафедральным руководителями практики, заверяет их соответствующими подписями и печатями.

При выполнении организационных видов работ во время практики студентом используются психологические, социальные и методические технологии, которые включают методы:

· стратегического, тактического и методического планирования,

· анализа конкретных ситуаций,

· сбора информации, её обработки и критического анализа,

· комплексной оценки результатов деятельности на основе профессиональной рефлексии, анализа положительных и отрицательных сторон результатов труда,

· стимулирования творческих процессов при самостоятельной работе,

· устранения барьеров межличностного общения,

· психодиагностики и психологического консультирования.

По окончании прохождения учебной практики обучающийся должен продемонстрировать развитие профессиональных навыков и умений, повышение психологической грамотности и культуры, методической компетентности. По итогам практики, обучающиеся должны представить отчетные документы:

· дневник учебно-ознакомительной практики;

· отчеты по учебной практике по всем организациям, где она проходила с оценками руководителей со стороны баз практики.

В процессе прохождения практики студент должен ежедневно вести дневник практики, в котором постоянно фиксировать поставленные задачи, события, ситуации, проблемы и возможные пути их решения. В нем должен быть представлены весь ход практики по дням. При этом должны быть указаны проблемные ситуации и действия по их разрешению.

Дневник практики имеет вид таблицы со следующими разделами (столбцами):

1) дата,

2) задачи на день, планируемые мероприятия,

3) выполненная работа,

4) возникшие проблемы и пути их решения.

Дневник заполняется последовательно по ходу работы на протяжении всего времени практики в обычной тетради.

На основании дневника практики, материалов практической работы и самоанализа пишутся отчеты по учебной практике. По каждой организации, где студент проходил учебную практику, пишется отдельный отчет.

Отчет по учебной практике должен включать в себя следующие разделы:

1) Титульный лист по образцу (Форма 1).

2) Введение, где указываются цели и задачи практики, база проведения практики, сроки проведения практики.

3) Индивидуальный план прохождения практики с указанием всех видов работ.

4) Описание профессиональной деятельности психолога организации, анализ профессионально-важных качеств и компетенций, необходимых для осуществления данного вида деятельности психолога.

5) Описание работ, выполненных практикантом совместно с профессиональным психологом или самостоятельно с указанием используемых психологических методов и технологий.

6) Анализ проблем, возникших в ходе практики и их решение.

7) Самоанализ собственной профессиональной деятельности обучающегося, успехов и неудач, пути решения профессиональных проблем.

8) Заключение, в котором даётся, общее впечатление о работе, оценка важности профессиональной деятельности данного типа, оценка собственного труда.

Форма 1

Образец титульного листа отчета по учебной практике

 

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»   Факультет социальных наук Отделение психологии   Отчет по учебной практике 11 мая – 1 июня 2012 года     Место прохождения практики: Ассесмент-центр «Эксперт», г. Нижний Новгород Выполнила студентка группы 14-23 Иванова Инна Ивановна   Руководитель практики со стороны факультета доц. Сидоров С.С.   Руководитель практики со стороны кафедры общей и социальной психологии доц. Кузнецова А.А. Руководитель со стороны базы практики, эксперт ассесмент-центра Макаров М.М.   Нижний Новгород, 2012  

Производственная практика

 

Производственная практика ориентирована на решение задач научно-исследовательского и прикладного характера. Её цель – проведение исследования, которое может стать основой квалификационной дипломной работы.

Производственная практика студентов-психологов может проходить на базе учреждений различных сфер общественной жизни, в том числе коммерческих фирм, производственных предприятий, школ и других организаций системы образования, учреждений системы социальной защиты, консультационных центров, больниц и клинических центров, структурах системы МВД и МЧС, пенитенциарных учреждений и других организациях. Производственная практика может также проходить на безе кафедр и лабораторий отделения психологии факультета социальных наук ННГУ, других вузов и в научных центрах, выполняющих работы прикладного характера по решению конкретных производственных, социальных или личностных психологических проблем.

Содержание производственной практики направлено на осуществление непосредственной самостоятельной практической работы по психологическому решению конкретных проблем личностного, социального или организационного характера и (или) научно-исследовательской работы.

Производственная практика, как правило, осуществляется в форме реального практического или исследовательского проекта, выполняемого студентом в рамках утвержденной темы выпускной квалификационной работы. Эта тема выбирается из числа актуальных научных вопросов, разрабатываемых в современной психологии, или конкретных практических проблем изучаемой организации или клиента. Для определения актуальности, новизны и практической значимости темы, студенты работают с первоисточниками, статьями, монографиями, диссертационными исследованиями, консультируются с научным руководителем и преподавателями, сотрудниками организации – базы практики. Важной составляющей содержания научно-исследовательской практики являются сбор и обработка фактического материала, анализ результатов.

В течение производственной практики предполагается работа студентов по следующим направлениям:

· вхождение в организационную среду, установление профессиональных контактов, знакомство со сферой профессиональной деятельности в контексте реально существующих проблем и задач;

· непосредственное взаимодействие с людьми, являющимися реально и (или) потенциально клиентами психолога в его профессиональной деятельности: заказчики (руководители), лица, нуждающиеся в психологическом сопровождении, объекты психодиагностики, испытуемые, респонденты, слушатели и обучающиеся и др., в том числе дошкольники, школьники, студенты, работники предприятий и организаций, пожилые люди, лица, находящиеся на лечении, посещающие центры психологической и социальной поддержки, представители тех или иных социальных или профессиональных групп;

· определение круга практических задач, оценка значимости и выраженности проблем, определение путей их решения, анализ внутренних и внешних факторов;

· социально-психологическая работа с коллективом, групповая диагностика, анализ социальных факторов деятельности, групповые мероприятия и исследования;

· общее планирование практической работы, составление графика работ и его согласование, организация деятельности, включая мероприятия по психодиагностике, консультированию и просветительской работе, реализация плана мероприятий, индивидуальная и групповая работа с клиентами;

· оценка успешности достижения целей, решения проблем, составление заключения, рефлексия и самоанализ профессиональной деятельности, подведение итогов практической работы;

· исследовательская работа, включающая описание уникальных фактов, установление закономерностей, методические разработки и новации, изучение психологических процессов и состояний в контексте конкретных ситуаций.

При прохождении производственной практики студенты должны выполнить самостоятельно несколько видов работ, являющихся основой практической работы любого психолога:

1. Организационная работа предполагает:

а) решение с руководителями практики организационных вопросов по её прохождению;

б) знакомство с организацией, её инфраструктурой, руководителями психологической службы, потенциальными и реальными клиентами, профессиональными и социальными группами, условиями профессиональной деятельности;

в) планирование собственной профессиональной деятельности, составление графика мероприятий, их методическое обеспечение, реализация поставленных задач;

г) составление отчетов, психологических заключений и рекомендаций.

При выполнении организационных видов работ студентом используются технологии персонального менеджмента, которые включают методы:

· стратегического и тактического планирования;

· анализа конкретных ситуаций организационного и межличностного взаимодействия;

· планирования и оптимизации рабочего времени;

· сбора и анализа информации;

· комплексной оценки результатов деятельности на основе профессиональной рефлексии.

 

2. Психодиагностическая работа психолога включает:

а) диагностику личности клиента или испытуемого: личностных черт, способностей, направленности, состояний и других психологических характеристик;

б) оценку внешней среды клиента или испытуемого, диагностику социального статуса, межличностных отношений, социальных факторов труда и деятельности;

в) оценку организационной среды клиента, факторов влияющих на его поведение и состояния в организации, социализацию, адаптацию, мотивацию, общую направленность и личностное развитие;

г) оценку ближайшего окружения клиента: семьи, друзей, анализ их влияния на личность и состояния клиента; оценку возможности ближайшего окружения в поддержке, социальном сопровождении, адаптации, личностной самореализации клиента;

е) составление психодиагностического заключения.

При выполнении психодиагностической работыстудентом используются профессиональные методы:

· свободного и стандартизированного наблюдения;

· клинической беседы и стандартизированного интервью;

· индивидуального и группового тестирования;

· экспертного оценивания;

· социометрии;

· групповой диагностики личности и др.

3. Консультационная работа психолога включает:

а) обсуждение с клиентами результатов психодиагностики личности и группы;

б) определение и анализ проблемных точек в конкретной ситуации клиента или группы, их анализ и оценка возможностей преодоления негативных факторов адаптации и самореализации;

в) анализ и совместное обсуждение с клиентом внутренних или внешних факторов, ограничивающих личностное, социальное и профессиональное развитие, оценка внутренних ресурсов, поиск внешней поддержки, применительно к конкретной ситуации;

е) составление психологического заключения по конкретной ситуации и практических рекомендаций по сопровождению личности клиента, включающих предложения по профилактике и коррекции, а также по изменению внешней среды и устранению деструктивных факторов развития.

При выполнении консультационной работыстудентом при необходимости используются методы:

· активного слушания, психотерапевтического контакта;

· методы анализа конкретных ситуаций;

· рефлексивные технологии поиска внутренних точек опоры;

· методы анализа конструктивных и деструктивных факторов среды;

· саморегуляции психических состояний;

· психологической коррекции.

4. Просветительская работа психолога может включать:

а) ознакомление лиц, с которыми психолог работает о психических явлениях, механизмах их вызывающих, особенностях протекания психических процессов, значении тех или иных психических состояний, структуре личности, её развитии и совершенствовании, адаптации, социализации, межличностном взаимодействии и др.;

б) проведение групповых мероприятий просветительского характера с целью знакомства с теми или иными фактами психологии (лекции, семинары, дискуссии и др.);

в) проведение обучающих мероприятий с целью развития определенных качеств, способностей, умений, навыков (тренинги, игры, творческие мастерские, психологические практики и др.);

г) составление просветительских материалов обучающего характера (плакаты, мультимедиа и видеодемонстрации, раздаточный материал для самостоятельного ознакомления и др.).

При выполнении просветительской работыстудентом используются методы:

· индивидуального обучения (беседа),

· группового обучения (лекции, семинары, коллективные обсуждения),

· психологического развития и коррекции (тренинги, игры, групповое взаимодействие, творческие мастерские).

5. Объективная оценка и самоанализ деятельности практиканта включает:

а) получение обратной связи от клиента и её анализ;

б) получение обратной связи о проведенных мероприятиях от группы, с которой осуществлялась психодиагностическая и (или) просветительская работа;

в) профессиональная рефлексия и самоанализ собственной практической деятельности;

г) оценка практической работы практиканта со стороны руководства организации и руководителя практики.

 

В течение работы студентом-практикантом должен осуществляться самоанализ собственной деятельности и принятых решений. Он делается на основе:

1) анализа проблемных ситуаций, возникших в ходе межличностного взаимодействия, психодиагностики или консультирования;

2) результатов самонаблюдения и рефлексии;

3) данных обратной связи;

4) мнения коллег-практикантов и руководителей практики.

Самоанализ может должен содержать оценку собственной практической деятельности практикантом, при этом рассматривается:

1. Удалось или нет провести все запланированные мероприятия, что этому помешало; какие недочеты в планировании, организации или исполнении имели место, с чем это связано; что необходимо предпринимать в дальнейшем, чтобы избежать данных проблем.

2. Удалось ли достичь эффективного взаимодействия с клиентами, что этому способствовало, что мешало, какие шаги позволили устранить барьеры и наладить конструктивный контакт.

3. Были или нет проблемы у клиента; удалось ли в них разобраться, что этому способствовало, что мешало; были ли определены пути решения данных проблем, какие при этом были допущены ошибки, как их удалось нивелировать.

4. Удалось ли наладить взаимодействие с группой, что этому способствовало, а что препятствовало; какие групповые формы работы были удачными, а какие – нет, с чем это связано; что нужно предпринять в дальнейшем для осуществления эффективного взаимодействия с данной группой.

5. Общая критическая оценка допущенных профессиональных ошибок, анализ того, чего не хватало для максимально успешного решения профессиональных задач, определение путей повышения профессиональной компетентности, развития практического опыта.

В процессе прохождения производственной практики студент должен ежедневно вести дневник практики. В нем должен быть представлен план мероприятий, согласованный с кафедральным руководителем практики. План мероприятий должен быть пошагово расписан в виде последовательности действий, которые необходимо выполнить. Также в дневнике описываются конкретные профессиональные ситуации, в которые был вовлечен студент-практикант. Кроме того, должны быть указаны проблемы, возникшие при выполнении мероприятия и действия практиканта по их разрешению.

Дневник практики, как правило, ведется в обычной тетради. На первой странице дневника пишутся цели и задачи практики, а также обобщенный план мероприятий, согласованные с кафедральным руководителем. Со второй страницы и далее при заполнении дневника используется целый разворот тетради. Левая часть представляет собой план-график предполагаемых работ, а также описание конкретных ситуаций и действий практиканта. В правой части разворота тетради описываются проблемы, возникшие при выполнении запланированного и их решение. Также в дневнике должна стоять отметка о выполнении мероприятия и соответствующих ему действий («выполнено» или «не выполнено») за подписью кафедрального руководителя практики. Примерная структура дневника представлена в таблице 1. Дневник заполняется последовательно по ходу работы на протяжении всего времени практики.

 

Таблица 1

Образец титульного листа отчета по производственной практике

 

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»   Факультет социальных наук Отделение психологии     Отчет по производственной практике 12 апреля – 10 мая 2010 года     Место прохождения практики: торговая фирма «Карандаш»     Выполнила студентка группы 14-23 Иванова Инна Ивановна   Руководитель практики со стороны факультета доц. Сидоров С.С.   Руководитель практики со стороны кафедры общей и социальной психологии доц. Кузнецова А.А. Руководитель со стороны базы практики, начальник отдела кадров Кукушкин К.К.     Нижний Новгород, 2012  

Педагогическая практика

 

Одной из форм производственной практики может быть педагогическая практика. Она проводится для повышения готовности студентов участвовать в решении комплексных психологических задач в системе образования. Главная цель педагогической практики студентов заключается в освоении ими основных видов деятельности психолога системы образования, а также в развитии профессиональных качеств в условиях школ и других образовательных (воспитательных) учреждений. Итогом прохождения педагогической практики является формирование компетенций психолога, способного самостоятельно решать на современном методическом уровне научно-исследовательские и прикладные задачи в области психологии образования.

Производственная практика студентов может проходить на базе образовательных учреждений — в школах, дошкольных образовательных учреждениях, школах-интернатах, колледжах, профтехучилищах и т.п. В течение всего периода прохождения практики студенты подчиняются правилам внутреннего распорядка, действующим в организации, участвуют в культурных и общественных и иных мероприятиях коллектива.

Педагогическая практика ориентирована на решение задач образовательного, прикладного и научно-исследовательского характера. В период прохождения практики студенты:

—присутствуют при выполнении школьным психологом его профессиональной деятельности;

— участвуют в сборе диагностически значимой информации;

—закрепляют умения и навыки по применению психолого-педагогических технологий;

—участвуют в обучении и воспитании детей и подростков;

—выполняют психолого-педагогические задания руководителя практики.

В процессе прохождения педагогической практики студент должен:

—включиться в организационную среду образовательного учреждения, установить профессиональные контакты,

—осуществлять общее планирование практической работы, составлять график работ и его согласовывать, организовывать свою деятельность, включая мероприятия по психодиагностике, развивающей и учебно-просветительской работе;

—в реальных условиях образовательного учреждения познакомиться со спецификой профессиональной деятельности психолога системы образования;

—сформировать понимание сущности и социальной значимости профессии психолога в сфере образования;

—ознакомиться с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность психолога системы образования;

—закрепить и углубить теоретические знания в области практической психологии, психодиагностики и педагогической психологии;

—непосредственно взаимодействовать с детьми и их родителями, педагогами выполняя функции психолога образования;

—осуществлять социально-психологическую и педагогическую работу с коллективом класса, проводить групповую диагностику, анализировать социальные факторы обучения и развития школьников, проводить групповые мероприятия и исследования;

—принимать участие в решении практических задач, стоящих перед психологами в сфере образования;

—осуществлять самоанализ профессиональной деятельности и оценку успешности достижения поставленных целей, решения тех или иных проблем.

 

При прохождении педагогической практики студенты должны выполнить самостоятельно несколько видов работ, являющихся основой деятельности любого психолога образования:

1. Организационно-методическая работа предполагает:

а) решение с руководителями практики организационных вопросов по её прохождению;

б) знакомство с организацией, её инфраструктурой, психологами и педагогами, детьми и их родителями, профессиональными и социальными группами, условиями профессиональной деятельности;

в) планирование собственной профессиональной деятельности в образовательном учреждении, составление плана-графика мероприятий;

г) подготовку методического обеспечения мероприятий: подбор и проверку методик, составление конспектов занятий, разработку методических материалов по тем или иным видам деятельности, подготовку необходимого инвентаря и оборудования, создание иллюстративного материала, разработку мультимедийных программ и презентаций и др.;

д) реализацию поставленных задач;

е) составление отчетов, психологических заключений и рекомендаций.

2. Психодиагностическая работапсихолога образования включает:

а) социально-психологическую диагностику социальных групп детей, например, школьных классов, в том числе их социальную структуру, характер межличностных отношений, взаимодействие с другими социальными группами и педагогами;

б) диагностику личности школьника*: личностных черт, способностей, направленности, состояний и других психологических характеристик;

в) оценку внешней социальной среды школьника, диагностику его социального статуса, межличностных отношений, социальных факторов учебы;

г) оценку ближайшего окружения школьника: семьи, друзей, анализ их влияния на личность и состояния клиента; оценку возможности ближайшего окружения в поддержке, развитии, социальном сопровождении школьника;

е) составление психодиагностического заключения.

3. Учебно-просветительская работапсихолога образования может включать:

а) ознакомление школьников с психологией, рассказ о психических явлениях, механизмах их вызывающих, особенностях протекания психических процессов, значении тех или иных психических состояний, структуре личности, её развитии и совершенствовании, адаптации, социализации, межличностном взаимодействии и др.;

б) проведение групповых мероприятий просветительского характера с целью знакомства с теми или иными фактами психологии (лекции, семинары, дискуссии и др.);

в) проведение обучающих мероприятий с целью развития определенных качеств, способностей, умений, навыков (тренинги, игры, творческие мастерские, психологические практики и др.);

г) составление методических материалов обучающего характера (плакаты, мультимедиа и видеодемонстрации, раздаточный материал для самостоятельного ознакомления и др.).

4. Научно-исследовательская работапсихолога образования может включать:

а) изучение какого-либо психического явления, на примере школьников;

б) описание ранее не изученного психологического феномена, проявляющегося у кого-либо из школьников;

в) выявление психологических различий между группами школьников, отличающихся по каким-либо характеристикам;

г) выявление взаимосвязи психических явлений;

д) изучение динамики проявления тех или иных психических процессов, свойств, состояний у школьников;

е) разработка и апробация (или адаптация) какой-либо психологической или педагогической методики или психологической технологии (обучающая программа, тренинг, развивающая игра, метод психодиагностики и др.) в соответствии с научными принципами объективности.

5. Объективная оценка и самоанализ деятельности студента-практиканта включает:

а) получение обратной связи от школьного психолога, педагогов, школьников и их родителей и её анализ;

б) получение обратной связи о проведенных мероприятиях от группы, с которой осуществлялась психодиагностическая и (или) учебно-просветительская работа;

в) профессиональная рефлексия и самоанализ собственной практической деятельности;

г) оценка практической работы студента-практиканта со стороны руководителей практики.

Работа студента во время педагогической практики регламентируется индивидуальным планом-графиком. План-график практики составляется в первую неделю практики студентом совместно с руководителем практики от кафедры. В плане-графике должны быть отражены предполагаемые мероприятия и задания на практику, а также сроки их исполнения. План-график имеет вид таблицы (табл. 2).

План мероприятий должен быть пошагово расписан в виде последовательности действий, которые необходимо выполнить.

В процессе прохождения производственной практики студент должен ежедневно вести дневник практики. В нем должны быть отмечены мероприятия, проведенные студентом. Также в дневнике описываются конкретные профессиональные ситуации, в которые был вовлечен студент-практикант. Кроме того, должны быть указаны проблемы, возникшие при выполнении мероприятия и действия практиканта по их разрешению.

На основании материалов дневника практики, данных обратной связи и самоанализа пишется отчет по практике. Структура отчета по производственной практике включает в себя следующие разделы:

1) Титульный лист по образцу (Форма 3).

2) Введение, где указываются цели и задачи практики, база проведения практики.

3) Конкретные психодиагностические, исследовательские и учебно-просветительские задачи практиканта в данной организации.

4) План-график мероприятий в рамках педагогической практики.

5) Описание проведенных работ, соотверствующих поставленным задачам.

6) Психодиагностические заключения по конкретному лицу или школьной группе.

7) Характеристика проведенных учебно-просветительских мероприятий.

8) Проблемы, возникшие в ходе практики и ход их решения.

9) Ошибки, допущенные при проведении мероприятий, и возможные пути их предотвращения в будущем.

10) Заключение, которое должно включать мнение практиканта о степени успешности проведенной работы, общую оценку результатов практики и впечатления о ней.

К отчету могут быть приложены документы, более глубоко раскрывающие содержание проведенных мероприятий и их результатов. В качестве приложений могут быть:

1/ психолого-педагогическая характеристика школьника и среды его развития,

2/ планы-конспекты учебно-просветительских мероприятий,

3/ сценарии практических, коррекционных и развивающих занятий,

4/ отчет о научно-исследовательской работе.

5/ протоколы мероприятий и др.

 

 


Таблица 2

Общая схема плана-графика педагогической практики

Этап практики Действия Задачи Сроки исполнения
1. Предварительный 1.1. Посещение установочной конференции по педпрактике 1) Получить информацию руководителя со стороны факультета по организации и проведению педпрактики. 2) Получить предписание на практику. с 01.01.2020, по 01.04.2020
1.2. Консультация с руководителем практики от кафедры по организации практики 1) Обсуждение оргвопросов прохождения практики. 2) Обозначение задач практики руководителем практики, определение заданий на практику. 3) Совместно с руководителем практики составление плана-графика мероприятий практики. с 01.01.2020, по 01.04.2020
2. Организационный 2.1. Обсуждение с руководителем от базы практики оргвопросов 1) Знакомство с правилами и порядком работы в организации 2) Уточнение плана-графика мероприятий педпрактики, согласование его с планом мероприятий образовательного учреждения с 01.01.2020, по 01.04.2020
2.2. Встреча учебной группой, с которой будут проводиться мероприятия педпрактики 1) Знакомство со школьниками, рассказ о себе и совместной работе во время педпрактики. 2) Определение объекта психодиагностики и исследовательской части практики (класс, учебная или воспитательная группа, конкретный школьник, ребенок).

3) Знакомство со школьником, относительно которого будет составляться психолого-педагогическая характеристика.

с 01.01.2020, по 01.04.2020
2.3. Обсуждение с руководителем от базы практики организационно-методической составляющей мероприятий педпрактики 1) Обсуждение темы и формы проведения учебно-просветителького мероприятия. 2) Обсуждение общей схемы и методов психодиагностической работы с классом. 3) Обсуждение общей схемы и методов психолого-педагогической работы с конкретным школьником с целью составления психолого-педагогичсеской характеристики. 4) Обсуждение плана работы с родителями школьников. 5) Обсуждение плана работы с педколлективом организации. 6) Обсуждение формы, методов и условий проведения научно-исследовательской работы. с 01.01.2020, по 01.04.2020
2.3. Обсуждение с руководителем от кафедры организационно-методической составляющей мероприятий педпрактики 1) Утверждение темы учебно-просветителького мероприятия, определение списка учебной и методической литературы для разработки темы и подготовки к занятию. 2) Обсуждение принципов и методов психодиагностики, повторение правил и этических норм психодиагностической работы. 3) Обсуждение организационно-методических вопросов выполнения научно-исследовательской работы. 4) Коррекция плана-графика мероприятий педпрактики. с 01.01.2020, по 01.04.2020
2.4. Сбор документов по практике 1) Ведение дневника практики 2) Подготовка иных документов по практике с 01.01.2020, по 01.04.2020

Таблица 2 (продолжение)

3. Подготовка мероприятий 3.1. Подготовка учебно-просветительского мероприятия 1) Составление содержательной части учебно-просветительского мероприятия. 2) Анализ и выбор педагогических методов и приемов, которые будут использоваться при проведении мероприятия, определение формы проведения мероприятия. 3) Составление плана-конспекта учебно-просветительского мероприятия. 4) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры методических материалов по проведению мероприятия. с 01.01.2020, по 01.04.2020
3.2. Подготовка психодиагностической работы с группой 1) Подбор методик для проведения психодиагностической работы с классом, оценка их эффективности. 2) Составление вопросов для социометрии и анкетирования. 3) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры подобранных методов психодиагностики с анализом их надежности, валидности, объективности, правомочности использования в условиях практики. с 01.01.2020, по 01.04.2020
3.3. Подготовка психолого-педагогической работы с конкретным школьником 1) Составление плана беседы со школьником. 2) Встреча со школьником, установление контакта. 3) Составление плана беседы с педагогами школы относительно личности ребенка и условий его обучения. 4) Составление плана беседы с родителями школьника относительно условий его развития и воспитания в семье. 5) Составление плана беседы с одноклассниками школьника относительно его личности, отношений со сверстниками, особенностями школьной жизни. 6) Составление плана наблюдения за школьником, его поведения в условиях школы. 7) Составление плана психодиагностики школьника, подбор адекватных методов. 8) Составление плана профилактической, коррекционной и (или) развивающей работы со школьником, подбор адекватных методов. 9) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры схемы психолого-педагогической работы со школьником, планов бесед и списка вопросов к ним, методов психодиагностики. с 01.01.2020, по 01.04.2020
3.4. Подготовка профилактических, коррекционных и (или) развивающих занятий с группой школьников 1) Анализ литературы по проведению коррекционных и развивающих занятий со школьниками. 2) Подбор методов и приемов для проведения занятий, оценка их эффективности. 3) Составление сценария занятия. 4) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры сценария занятия, методов его проведения, целей, которых необходимо достичь при осуществлении мероприятия. с 01.01.2020, по 01.04.2020
3.5. Подготовка мероприятий с родителями 1) Составление плана родительского собрания, его содержания. 2) Составление списка вопросов и тем обсуждения, которые необходимо раскрыть на родительском собрании. 3) Составление общей схемы проведения родительского собрания. 4) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры цели, содержания, формы проведения родительского собрания. с 01.01.2020, по 01.04.2020
3.6. Подготовка научно-исследовательской работы 1) Составление плана научно-исследовательской работы. 2) Подбор методик для проведения научно-исследовательской работы, оценка их эффективности. 3) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры организационных и методических вопросов проведения научно-исследовательской работы. 4) Предварительное взаимодействие с людьми, участвующими в научно-исследовательской работе с 01.01.2020, по 01.04.2020

Таблица 2 (продолжение)

4. Реализация мероприятий 4.1. Проведение учебно-просветительского мероприятия 1) Проведение учебно-просветительского мероприятия 2) Рефлексия студентом своей деятельности, успехов и неудач, при проведении мероприятия. 3) Получение обратной связи от группы о плюсах и минусах проведенного мероприятия. 4) Обсуждение плюсов и минусов, итогов и особенностей мероприятия с руководителем от базы практики с 01.01.2020, по 01.04.2020
4.2. Проведение психодиагностической работы с группой 1) Инструктирование школьников перед проведением психодиагностики. 2) Формирование у школьников должной мотивации пройти психодиагностическое обследование. 3) Проведение анкетирования. 4) Проведение социометрии. 5) Проведение тестирования. 6) Анализ студентом характера выполнения психодиагностической работы. 7) Обсуждение психодиагностической работы с руководителем от базы практики с 01.01.2020, по 01.04.2020
4.3. Проведение психолого-педагогической работы с конкретным школьником 1) Проведение бесед со школьником и его одноклассниками. 2) Проведение бесед с педагогами школы относительно школьника. 3) Проведение бесед с родителями школьника, оценка семейной среды его развития. 4) Оценка особенностей, позитивных и негативных сторон школьной среды развития ребенка. 5) Проведение наблюдения за школьником и психодиагностики. 6) Проведение профилактической, коррекционной и (или) развивающей работы со школьником. 7) Рефлексия студентом своей работы со школьником. 8) Обсуждение с руководителем от базы практики результатов психолого-педагогической работы со школьником. с 01.01.2020, по 01.04.2020
4.4. Проведение профилактических, коррекционных и (или) развивающих занятий с группой школьников 1) Проведение занятия. 2) Рефлексия студентом своей деятельности, успехов и неудач, при проведении занятия. 3) Получение обратной связи от группы о плюсах и минусах проведенного занятия. 4) Обсуждение плюсов и минусов, итогов и особенностей занятия с руководителем от базы практики с 01.01.2020, по 01.04.2020
4.5. Проведение мероприятий с родителями 1) Проведение мероприятия с родителями. 2) Рефлексия студентом своей деятельности, успехов и неудач, при проведении мероприятия с родителями. 3) Получение обратной связи от группы о плюсах и минусах проведенного мероприятия с родителями. 4) Обсуждение, плюсов и минусов, итогов и особенностей проведения мероприятия с руководителем от базы практики с 01.01.2020, по 01.04.2020
4.6. Проведение научно-исследовательской работы 1) Выполнение научно-исследовательской работы. 2) Рефлексия студентом своей деятельности, успехов и неудач, при выполнении научно-исследовательской работы. 3) Обсуждение результатов научно-исследовательской работы с руководителем от базы практики с 01.01.2020, по 01.04.2020

Таблица 2 (продолжение)

5. Подведение итогов 5.1. Анализ проделанной работы, ее результатов, достижение цели, выполнение поставленных задач 1) Общий анализ итогов учебно-просветительского мероприятия. 2) Анализ результатов психодиагностики. 3) Анализ результатов психолого-педагогического изучения школьника и среды его развития. 4) Анализ результатов развивающих занятий с группой школьников. 5) Анализ результатов проведенного мероприятия с родителями. 6) Анализ результатов научно-исследовательской работы. с 01.01.2020, по 01.04.2020
5.2. Самоанализ студентом своей деятельности в организации во время педпрактики 1) Самоанализ студента своей работы со школьниками и их родителями ее успехов и неудач, ошибок и достижений, оценка своей результативности. 2) Определение путей повышения эффективности работы, устранение недочетов, развития компетенций, совершенствования стиля профессиональной деятельности. с 01.01.2020, по 01.04.2020
5.3. Подготовка отчета по педагогической практике и других документов 1) Написание отчета по педагогической практике. 2) Написание приложений к отчету по педагогической практике: психолого-педагогической характеристики школьника, план-конспектов и сценариев проведенных занятий, протоколов, отчета по научно-исследовательской работе. 3) Окончательное оформление дневника практики, подписание его у руководителя со стороны базы практики. 4) Обсуждение с руководителем от базы практики отчета по педагогической практике и других документов. 5) Написание руководителем от базы практики в предписании на практику. характеристики на работу студента, выставление оценки, утверждение пребывания на практике печатями образовательного учреждения. с 01.01.2020, по 01.04.2020
6. Заключительный 6.2. Обсуждение с руководителем практики от кафедры по организации практики 1) Проверка руководителем от кафедры отчета по практике. 2) Обсуждение с руководителем от кафедры отчета по практике и приложений к нему. 3) Совместный анализ студента и руководителя от кафедры итогов практики, успехов и неудач, характеристика студентом специфики профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении. 4) Утверждение руководителем от кафедры отчета по практике и приложений к нему, выставление оценки. с 01.01.2020, по 01.04.2020
6.3. Посещение установочной конференции по педпрактике 1) Обсуждение итогов педагогической практики на итоговой конференции совместно с другими практикантами, преподавателями, руководителем педпрактики со стороны факультета. 2) Защита отчета по практике. 3) Выставление окончательных оценок. с 01.01.2020, по 01.04.2020

 

 

Рекомендуемая литература

 

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — М.: Сфера, 1999. – 446 с.

2. Бараева Е.И., Ершова М.В., Маковчик С.Н. Педагогическая практика. – Минск: РИВШ, 2007. – 100 с.

3. Батаршев А. В. Психодиагностика в управлении. – М.: Дело, 2005. – 496 с.

4. Быков А.К. Психолого-педагогический практикум. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

5. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». – М.: МОДЭК, МПСИ, 2007. – 464 с.

6. Двинин А. Успешный психолог. – СПб.: Изд-ва «Левша. Санкт-Петербург». – 2007. – 224 с.

7. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. – Н. Новгород: Издательство ННГУ, 1993. – 214 с.

8. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога-консультанта организации. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.

9. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 157 с.

10. Лосева В.К., Гульнов А.И. Современные теории и технологии психологической помощи. — М.: МПСИ, 1995. – 216 с.

11. Психологические задания на период педагогической практики /Под ред. Е.А. Силиной. – М.: Флинта, МПСИ, 2008. – 248 с.

12. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 670 с.

13. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2-х т. – М., 1999. – Т. 1-2.

14. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. – М.: МПСИ, 2000. – 182 с.

15. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. – М.: ДАЕ, 2000. – 120 с.

16. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.

17. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 432 с.

 

 

Содержание

 

 

Введение 3

 

1. Общие вопросы организации практик 5

2. Учебная практика 8

3. Производственная практика 13

4. Педагогическая практика 22

 

Рекомендуемая литература 30

 

 

 

Александр Владимирович Орлов

Елена Николаевна Башук

Елена Николаевна Васильева

 

 

Организация и проведение практик у студентов, обучающихся по направлению «Психология»:

Учебно-методическое пособие

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»

603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

 

 

Подписано в печать . Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 2,0. Уч.-изд. л. 2,0

Заказ № . Тираж 100 экз.

 

Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета

им. Н.И. Лобачевского

603600, г Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37

Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01.

 

 

* Если педагогическая практика проходит не в школах, то работа осуществляет с детьми или учащимися данного образовательного учреждения