Примерная схема составления психологической характеристики детского коллектива

Задания от кафедры психологии

Для студентов

Курса по практике

Для специальности АН-41,42

Задание № 1

 

Посетить урок учителя или сокурсника и подготовить психолого-педагогический анализ (приложение А, Б).

 

 

Задание № 2

 

Составить психологическую характеристику ученического коллектива (Приложение В, Г).

 

 

Задание № 3

На основе содержания психологической характеристики ученического коллектива разработать рекомендации для учащихся, родителей и педагогов (по выбору студента или по рекомендации руководителя практики, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, учителя).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Примерная схема психолого-педагогического анализа занятия [1]

1. Фамилия, имя, отчество педагога.

2. Дата проведения занятия.

3. Тема урока.

4. База проведения занятия (школа, гимназия, колледж и т. д.).

5. Класс/группа (профиль, другие особенности и специфика).

6. Состав класса/группы обучающих (мальчики (юноши), девочки (девушки) и т. д.).

7. Количество присутствующих обучающихся.

8. Психологическая оценка структуры занятия в связи с его конкретными целями и задачами:

— тема, цели (дидактическая, воспитательная, развивающая), задачи занятия;

— структура занятия и его психологическая безопасность.

9. Психологическая оценка содержания занятия:

— каково качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень наглядности, конкретности, абстрактности и обобщённости);

— активизации каких сторон познавательной деятельности обучаемых требует восприятие этой учебной информации (средства, способы организации и привлечения внимания обучаемых, совершенствование образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения).

Эмоции, которые она может вызвать;

— соответствует ли данный материал возрастным особенностям познавательной деятельности обучающихся, их жизненному опыту и уровню знаний;

— как педагог делает сложную учебную информацию доступной восприятию обучающихся данного возраста, понятной и интересной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью);

— каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое и др.).

3 стр., 1484 слов

Запрос педагогов на психологическое просвещение

Обратная связь: проведение анкетирования Е.А. Балабанова педагог-психолог, эксперт журнала Процесс анкетирования играет большую роль в организации профессиональной деятельности любого специалиста, работающего в образовательной организации. Анкета — один из необходимых инструментов для сбора и сортировки первичной психолого-педагогической информации.   Когда мы говорим об обратной связи, то ...

Насколько оптимально педагог реализует его воспитательные возможности.

10. Проявление познавательной деятельности обучающихся и педагогическое управление ею педагогом на занятии:

— организация внимания:

а) пути организации внимания на всех этапах занятия (просьба к обучающимся быть внимательными, постановка конкретной задачи и др.);

б) способы переключения внимания обучающихся с одной работы на другую;

— организация восприятия и его характер:

а) что является объектом восприятия обучающихся (речь педагога, текст учебника и др.);

б) каково качество материала восприятия;

в) использование наглядных средств, их функции на занятии;

г) осмысленность восприятия учебной информации;

— активизация памяти и её развитие:

а) какие мнемические приёмы в работе с текстами, при составлении плана пересказа или при запоминании сведений использовал педагог;

б) как проявились у отдельных обучающихся на занятии процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание);

— активизация мыслительной деятельности обучающихся:

а) как педагог формировал научные познания обучающихся. Как и какие при этом использовал наглядные средства;

б) каким путём (индуктивным или дедуктивным) вёл он обучаемых к усвоению тех или иных понятий или суждений;

в) вызвал ли педагог у обучающихся потребность в усвоении данных понятий (раскрыл ли их существенные признаки, причинно-следственные связи и закономерности в изучаемых понятиях и явлениях, показал ли теоретическое значение и практическую применимость данных знаний и др.);

г) как педагог активизировал самостоятельное творческое мышление обучающихся. Отличалось ли занятие проблемным настроением;

д) какими путями создавались проблемные ситуации. Были ли обучающиеся активны в поиске ответа;

е) насколько внутренне стройно, логично, последовательно было построено занятие целом;

ж) какова логика рассуждений обучающихся и их ошибки:

— активизировались ли на занятии репродуктивное и творческое воображение обучающихся;

— как осуществлял педагог учёт индивидуальных особенностей обучающихся (их способностей, свойств темперамента, успеваемости и др.).

10 стр., 4934 слов

Семинарское занятие № 16 Психологические особенности развития ребенка до поступления в школу

... занятие № 20 «Психология обучения и воспитания» Сущность обучения и современные теории обучения. Развивающее, проблемное и программированное обучение. Обучающийся ... удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в ... умения. Характеристика стилей педагогической деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности. Задание С ...

11. Организация педагогом обратной связи с обучающимися на занятии:

— на каких этапах, в каких ситуациях занятия (во время опроса, при объяснении нового материала, выполнении обучаемыми самостоятельной работы и т. д.) и как педагог общался с обучающимся, с какой целью;

— имела ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер. В чём это проявилось;

— как педагог оценивал ответы, поведение, результаты деятельности обучающихся и как обучающиеся воспринимали полученные на занятии оценки;

— влиял ли характер ответов обучающихся на дальнейшие действия и слова педагога, т. е. как он перестраивал свою педагогическую деятельность и взаимодействие с обучающимися в зависимости от обратной информации.

12. Воспитательное воздействие личности педагога на обучающихся и их деятельность на занятии:

— воспитательное воздействие личности педагога: его внешности, речи, манер, характера обучения и стиля общения с обучающимися; отношение обучающихся к педагогу, эмоциональный климат на занятии;

— требования педагога, значение их в формировании волевых и моральных качеств личности обучающихся, их отношение к этим требованиям.

13. Результаты занятия и психологические выводы:

— достигнуты ли цели занятия;

— по каким психологическим показателям возможно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций и др.);

— что дало занятие для общего развития обучающихся;

— назовите наиболее эффективные методы, приёмы и способы педагогического взаимодействия, сотрудничества педагога с обучающимися;

— укажите на допущенные в работе педагога недостатки и возможные пути их устранения.

14. Психолого-педагогическая ценность занятия.

15. Общие выводы, рекомендации и предложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Примерная схема анализа

внеклассного и внеаудиторного занятия[2]

1. Фамилия, имя, отчество преподавателя.

2. Дата проведения мероприятия.

7 стр., 3310 слов

Роль мастера производственного обучения в формировании коллектива обучающихся

... коллектив является мощным фактором влияния на отдельных малодисциплинированных обучающихся, помогает в проведении мероприятий ... обучении и воспитании обучающихся. На учебных занятиях я сообщаю обучающимся технические сведения, ... С. Макаренко писал, что педагог должен быть эстетически выразителен. Очень ... коллективу. ПУ – устойчивые производственные объединения молодежи 15-17 лет, окончившей 9 классов ...

3. База проведения мероприятия (школа, гимназия, колледж, учреждение высшего образования и т. д.).

4. Группа/класс (профиль, другие особенности и специфика).

5. Состав группы обучающихся (мальчики (юноши), девочки (девушки), группы по интересам и т. д.).

6. Количество присутствующих.

7. Тема мероприятия.

8. Форма мероприятия.

9. Цель мероприятия.

10. Методические аспекты мероприятия:

— соответствие содержания занятия поставленной цели;

— степень занимательности, увлекательности и необычности используемого материала.

— познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

— эмоциональная насыщенность;

— оптимальность объёма предлагаемого учащимся материала и его доступность;

— использование разных форм и методов проведения занятий, их целесообразность и эффективность;

— оформление помещения, в котором проходит мероприятие;

— использование технических средств обучения;

— активность обучающихся на занятии;

— продолжительность и рациональность распределения времени при проведении мероприятия.

11. Оценка основных личностных качеств преподавателя:

— владение материалом;

— логика изложения;

— умение увлечь, заинтересовать, обосновать, убедить и подвести итог, сделать выводы;

— умение активизировать обучающихся;

— умение управлять группой/классом;

— умение установить контакт с обучающимися;

— общая эрудиция;

— педагогический такт;

— культура речи;

— стиль общения;

— внешний вид.

12. Психолого-педагогическая ценность занятия.

13. Общие выводы, рекомендации и предложения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Примерная схема составления психологической характеристики детского коллектива

1. Общие сведения о школе классе, истории формирования класса (время существования классного коллектива, изменение его состава, смена учителей, число учащихся, их пол, возраст, социальное положение родителей).

9 стр., 4333 слов

VI.2. Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения и психологический климат в коллективе класса

Предупреждение авторитарности учителя Развитие общественных отношений и предупреждение авторитарности учителя – одно из направлений педагогической деятельности. Существует известный «синдром четвертых-пятых» классов. Суть его в следующем: В одной параллели начальной школы работают два учителя. У одного класс прекрасно организован, дети активны, ответственны. Учитель собран, подтянут. Второй ...

2. Социометрическая структура класса (межличностные отношения в классном коллективе, характеристика «социометрических звезд» и «изолированных»; наличие группировок, на каком основании они образовались, их влияние на класс) и ее динамические особенности (устойчивость, осознанность).

3. Формальная структура классного коллектива (первичные объединения, актив класса, его роль в организации общественной жизни класса, распределение обязанностей между учащимися; официальные лидеры, успешность их деятельности, авторитет, личностные качества лидеров: инициативность, ответственность, настойчивость, требовательность, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к ребятам).

4. Соотношение формальной и неформальной структур класса. Психологический климат коллектива (преобладающий эмоциональный тон в классе: бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.; степень сплоченности, проявления чуткости, заботы, взаимопомощи, уважения, требовательности; эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных членов коллектива).

5. Ценностно-ориентационное единство и уровень (стадия) развития коллектива, специфические черты коллектива, тенденции его развития (песчаная россыпь, мягкая глина…)

6. Успеваемость, отношение учащихся к учению, степень развития познавательных интересов, мотивы учения, дисциплина на уроке. Участие классного коллектива в общественно-полезной деятельности Внеучебные занятия класса (коллекционирование, музыка, спорт, танцы) и т.д.

7. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Специфические черты данного коллектива, которые можно определить на основе анализа и обобщения всего полученного материала.

8. Влияние социального окружения, родителей, общественности на коллектив класса.

9. Психологические выводы, рекомендации по содержанию и организации воспитательной работы с данным, классным коллективом. Описание и анализ проведенной во время исследования работы по сплочению класса, по перестройке его официальной и неофициальной структуры, по преодолению отрицательных явлений, если таковые имели место (если такая работа проводилась).

5 стр., 2186 слов

Понятие коллектива в психологии и педагогике

Нижегородский филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела Факультет: Менеджмент организации Кафедра общественных наук Реферат по дисциплине «Педагогика» по теме: «Понятие коллектива в психологии и педагогике» Выполнила: Студентка гр. М-21-07 Очной формы обучения Специализация: Гостиничный и туристический бизнес Сахарова Наталья Александровна Проверила: Метиева Л.А., ...

Анализ собственных достижений и сделанных ошибок.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Описание стадий развития коллектива

 

1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок — отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней — разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом — не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стерж­ня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть вгруппе и комсомольский вожак, и просто авторитетный ученик, и классный руководитель) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины.

На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются; между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

5 стр., 2121 слов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Е.Ф. Рыбалко АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Все усиливающийся интерес к онтогенетическим проблемам обусловлен тем, что практически значимыми становятся такие задачи, как научное обоснование профотбора и профессиональной ориентации и переориентации на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст, обучение не только детей, но и взрослых, переобучение и улучшение профессиональной ...

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мо­реходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я, готов прийти на помощь».

Формирующийся в классе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание— это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» — актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и в школе. Видим, проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус». Алый парус –символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив — тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего знаменем сердца дорогу другим.

 

[1] Гладун, Т. И. Психологические основы педагогической практики / Т. И. Гладун, О. А. Пшеничная. ¾ Брест: БрГУ, 2010. ¾ 87 с.

Рзаева, Ж. В. Производственная (педагогическая) практика: практ. рук.для студентов специальностей 1-03 04 03 Практическая психология; 1-03 04 04 Практическая психология. Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд) / Ж. В. Рзаева – Барановичи: РИО БарГУ, 2013. – 98 с.

 

 

[2] Рзаева, Ж. В. Производственная (педагогическая) практика: практ. рук.для студентов специальностей 1-03 04 03 Практическая психология; 1-03 04 04 Практическая психология. Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд) / Ж. В. Рзаева – Барановичи: РИО БарГУ, 2013. – 98 с.