Задания для самостоятельной работы. Вопросы для обсуждения

Лабораторно-практические занятия по курсу «Основы педагогического мастерства»

Раздел 1. Педагогическая деятельность преподавателя педагогического колледжа и училища: цель, мотивы, условия, структура, содержание

Занятие 1. Педагогическая деятельность преподавателя педагогического колледжа и училища: цель, мотивы, условия, структура, содержание. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя: основы, компоненты и уровни.

Целевые установки:

— усвоить основные понятия: «педагогическая деятельность», «педагогическая культура»;

— выявить специфику и структуру профессиональной деятельности преподавателя;

— определить мотивы выбора профессии, особенности своей педагогической направленности;

— осознать роль и значение духовно-нравственного потенциала педагога, высокого уровня его обшей и педагогической культуры, взаимосвязь социальной и профессиональной позиции педагога;

— способствовать выработке у студентов собственной социальной и профессиональной позиции.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие профессиональной педагогической деятельности. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность
  2. Структура и основные компоненты педагогической деятельности.
  3. Педагогические способности в структуре педагогической деятельности.
  4. Профессиональная готовность и пригодность преподавателя к педагогической деятельности.
  5. Психолого-педагогические помехи в деятельности преподавателя.
  6. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога и как часть общечеловеческой культуры.
  7. Базовые компоненты педагогической культуры.

Обязательная литература

1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001. С. 3-30.

2 стр., 655 слов

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ.

... развиваемой им мысли (С.И. Гессен) ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ. Готовность преподавателя реагировать в однотипной педагогической ситуации. Выделяют 2 типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и ... как это выглядит (Ответы) Очень часто, в большинстве случаев, начало преподавательской деятельности связано с проблемой адаптации, а именно: От роли К роли Подчиненного ...

2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

3 Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Академия, 2002.

4. Н.А. Морева Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006, с. 58-84.

5. Никитина Н.Н, Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2004, с. 5-39, 61-78.

6. В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002. С.5-29.

Дополнительная литература

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.

Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. – Уфа: Башк. пед. ин-т., 1997.

Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. – М., 1986.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М, 1989. С. 6-27

Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность.– М., 2000. С. 5-74.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998. С.5-72

Педагогическая технология / сост. Н.Е. Щуркова. – М., 1992.

Рувинский Л.И., и др. Введение в специальность. – М., 1988. С. 36-86.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Написать эссе на одну из следующих тем: «Идеал педагога, к которому я стремлюсь», «Мой любимый учитель», «Учитель и современность».
  2. Ответить письменно на следующие вопросы. Какие черты личности необходимо в себе развить? Какие черты личности, свойственные педагогу, вам необходимо в себе развить? Каких качеств личности. По вашему мнению, не хватает окружающим вас людям? Какие качества личности вы хотели бы обнаружить у будущих воспитанников?
  3. Раскрывая отличия профессиональной педагогической деятельности от непрофессиональной предложить студентам составить таблицу.

Признаки профессиональной педагогической деятельности.

Признаки непрофессиональной педагогической деятельности.

Задания для отработки занятия

Подготовить презентацию или написать реферат объемом 5-7 страниц, подробно раскрывающие одно из основных понятий темы.

Занятие 2. Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры: понятие, основные пути овладения.

Педагогическая рефлексия, этика, эстетика. Индивидуальный стиль деятельности. Имидж педагога

Целевые установки:

— усвоить основные понятия: «педагогическое мастерство», «педагогическая рефлексия, этика, эстетика», «имидж педагога»;

— выявить структуру педагогического мастерства и систему формирования индивидуального стиля педагога и его имиджа;

— определить уровень развития эмпатии, осознать свои эмпатические переживания и откорректировать проявление эмпатии как личностного качества педагога путем переноса эмпатических чувств на окружающих, осознать необходимости целенаправленного конструирования имиджа.

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры. Характеристика педагогического мастерства.

2. Структура педагогического мастерства.

3. Взаимосвязь основных понятий «профессионализм», «профессиональная компетентность», «педагогическая квалификация», «индивидуальный стиль педагогической деятельности» педагогической деонтологии.

4. Педагогическая рефлексия.

5. Методологические основы педагогической этики. Сущностные характеристики педагогической этики.

6. Индивидуальный педагогический стиль деятельности преподавателя. Система формирования индивидуального стиля педагога.

7. Имидж преподавателя как социально-психологический образ. Составляющие педагогического имиджа.

Обязательная литература

1. Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. Новосибирск, 1999.

2. В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002. С.5-29.

3. Н.А. Морева Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006, с. 84 -105, 143-150.

4. Никитина Н.Н, Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2004, с. 36 -78.

5. Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность.– М., 2000. С. 5-74.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998. С.5-72.

Дополнительная литература

Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001. С. 3-30.

Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Гуманитар. Издат. Центр ВЛАДОС, 2004.

Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. – М., 1986.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М, 1989. С. 6-27

Педагогическая технология / сост. Н.Е. Щуркова. – М., 1992.

Задания для самостоятельной работы

1) Составьте 2-3 педагогические задачи на основе примеров из художественной литературы, жизненных ситуаций по теме «Проявление людьми чувства эмпатии».

2) Составьте кодекс толерантного преподавателя.

3) Для формирования собственного профессионально-педагогического имиджа ответьте на следующие вопросы: 1. Осознание необходимости целенаправленного конструирования имиджа. 2. Определение целей построения имиджа (зачем мне это надо? какова основная цель?).

3. Формулировка впечатления (каково то впечатление, кото­рое я хочу произвести?).

4. Формулировка количества и видов необходимых визуаль­ных образов-имиджей. 5. Определение адресата имиджа (для кого?).

6. Выявление субъективных и объективных ограничений имиджа. 7. Самооценка внешности. 8. Овладение технологией презентации внешности. 9. Поиск девиза-установки для себя. 10. Создание банка приемов формирования индивидуального имиджа каждого вида. 11. Предварительное построение образа. 12. Самооценка успешности «предварительного имиджа», внесение корректировок. 13. Отшлифовка имиджа, формирование гардероба. 14. Анализ вероятности достижения поставленной цели и выявление причин понижения этой вероятности. 15. Внедрение имиджа, проверка практикой общения. 16. Дальнейшее самосовершенствование.

Задания для отработки занятия

Подготовить презентацию или написать реферат объемом 5-7 страниц, подробно раскрывающие одно из основных понятий темы.

Раздел 2. Личностный и профессиональный рост, пути и методы самообразования и самовоспитания преподавателя Занятие 3. Педагогическое творчество и авторитет преподавателя

Целевые установки:

— усвоить основные понятия: «педагогическое творчество» «авторитет преподавателя»;

— систематизировать представления о социальном и психолого-педагогическом значении авторитета преподавателя, выделить алгоритм завоевания авторитета;

— выявить структуру авторитета, его критерии и уровни, а также и систему формирования имиджа;

— осознать творческую природу педагогической деятельности;

— отработать алгоритм управления своим творческим самочувствием, сформировать умения поиска нестандартных решений педагогических ситуаций.

Вопросы для обсуждения

1. Авторитет личности как социально-психологический феномен.

2. Специфические особенности авторитета преподавателя: авторитет роли и авторитет личности.

3. Структура авторитета. Критерии и уровни авторитета.

4. Условия становления авторитета преподавателя.

5. Творческая природа педагогической деятельности Основные составные компоненты педагогического творчества.

6. Способы создания творческого самочувствия педагога.

7. Готовность педагога к организации творческой деятельности.

8. Структура творческого процесса в педагогической деятельности.

Обязательная литература

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. – М.: Академия, 1999, с.93-140.

2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 10-18, 116-118.

3. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М.: Академия, 2001.

4. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов н/Д: Феникс, 2003, с. 184-190.

5. Н.А. Морева Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006, с. 150-171.

6. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность.– М., 2000. С. 119-126.

Дополнительная литература

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987.

Творческая индивидуальность педагога / Под ред. В.И.Загвязинского. – Тюмень, 1991.

Кан-Калик В.А., Н.Д. Никандров Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.

Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. – М.: Знание, 1988.

В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002.

Задания для самостоятельной работы

1) Разработайте методические советы молодому преподавателю по проблеме «Как мне завоевать авторитет у моих студентов».

2) Ранжируйте личностные и профессиональные качества, которые, на ваш взгляд, имеют ваши авторитетные педагоги.

3) Напишите сочинение на тему по выбору: «Творческую личность победить нельзя», «Смысл и цель моей жизни».

4) Ответьте на вопросы: Каждый ли человек может стать творческой личностью? Какие черты характера делают человека творческой личностью? Что мешает мне стать творческой личностью? Назовите 10 факторов (причин), которые мешают вам реализовать свой творческий потенциал. Систематизируйте их по мере зависимости для вас. Также проранжируйте факторы, которые помогут вам максимально реализовать ваш творческий потенциал.

Задания для отработки занятия

Подготовить презентацию или написать реферат объемом 5-7 страниц, подробно раскрывающие одно из основных понятий темы.

Занятие 4. Личностный и профессиональный рост, пути и методы самообразования и самовоспитания преподавателя

Целевые установки:

— усвоить основные понятия: «самовоспитание», «самообразование», «профессиограмма»;

— способствовать выработке у студентов собственной социальной и профессиональной позиции;

— систематизировать методы и средства самовоспитания и самообразования в логике их протекания: от возникновения потребности в них до достижения тех или иных результатов;

— овладеть умениями организации работы по саморазвитию, самовоспитанию.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие личностного роста преподавателя. Я-концепция как основа личностного роста. Содержательная сторона личностного роста преподавателя.

2. Профессиональный рост педагога.

3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

4. Структура самовоспитания.

5. Методы самовоспитания и самообразования.

6. Культура профессионального самовоспитания и самообразования педагога.

Обязательная литература

1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001. С. 122-148, 175-184.

2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002. С. 43-65, 107-142.

3. Н.А. Морева Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006, с. 122-143.

4. Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность.– М., 2000. С. 105-119.

Дополнительная литература

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1993.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

Рувинский Л.И., и др. Введение в специальность. – М., 1988.

Задания для самостоятельной работы

1) Составить план работы по самовоспитанию, опираясь на профессионально значимые качества личности.

2) Составить письменно принципы и правила педагога (в форме «нравственного кодекса»).

Ответить на вопросы: Кто может стать педагогом? Кому не следует выбирать эту профессию.

3) Написать сочинение на тему «Мое Я», где выделить индивидуальные личностные черты характера, определяющие ваш успех.

Задания для отработки занятия

Подготовить презентацию, раскрывающую одно из рассматриваемых понятий, или написать реферат объемом 7-10 страниц по теме «Потребность в саморазвитии как основа формирования педагогического мастерства».

Раздел 3. Педагогическая технология как составная часть педагогического мастерства

Занятие 5. Педагогические технологии как составная часть педагогического мастерства. Педагогическое взаимодействие и воздействие. Педагогическая техника как инструмент взаимодействия педагога со студентами

Целевые установки:

  • усвоить понятия «педагогическая технология», «педагогическая техника», рассмотреть ее компоненты;
  • ориентировать студентов на формирование психологической готовности личности к взаимодействию;

— осознать роль физической и психологической саморегуляции в педагогической деятельности;

— развивать умения ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой;

— способствовать выработке потребности в психофизической саморегуляции.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «педагогическая технология», ее роль и место в структуре педагогического мастерства. Специфика педагогической технологии.

2. Педагогическая техника преподавателя. Две группы умений педагогической техники: умения педагога управлять своим поведением и умение взаимодействовать и воздействовать на личность и коллектив.

3. Педагогическое взаимодействие и воздействие. Механизм развивающего педагогического взаимодействия, его организационные формы. Педагогическое внушение и убеждение.

4. Умения педагога управлять своим поведением — техника физической и психологической саморегуляции.

Обязательная литература

1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001. С. 31-85.

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2001. С.122-133, С. 182-189.

3. Вескер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя. – М., 2002. С. 73-80.

4. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / А.С. Роботова и др. – М., 2000. С. 83-104.

5. Н.А. Морева Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006, с. 171- 204.

Дополнительная литература

Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1993.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М, 1989. С. 79-97, 136-146.

Щуркова Н.Е.. Практикум по педагогической технологии. – М., 2001.

Рувинский Л.И., и др. Введение в специальность. – М., 1988. С. 36-86.

Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

Задания для самостоятельной работы

1) По шкале самоощущения определить свое эмоциональное состояние на данный период времени. (Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности. – М., 1997. С. 131-133.)

2) Составить программы самовнушения направленные на выдержку и самообладание, настройку на урок, на релаксацию, отдых, на оптимизацию настроения, на создание работоспособности.

3) Изучить проявление собственных эмоциональных состояний.

Инструкция:

1. В течение нескольких недель изучайте одну из эмоций, например грусть, гнев, радость и т. д. В течение 5—10 мин каждый вечер фиксируйте свое внимание на формах проявления эмоции, ситуациях, ей сопутствующих, последствиях.

2. Затем выделите, какое эмоциональное состояние может быть использовано вами в качестве ресурсного для снятия эмоционального напряжения в разных ситуациях, в том числе и в ситуациях взаимодействия со студентами.

3. Составьте словесную формулу своего рабочего состояния.

Задания для отработки занятия

Подготовьте презентацию, раскрывающую одно из рассматриваемых понятий, или напишите реферат объемом 7-10 страниц по теме «Роль умений саморегуляции в профессиональной деятельности педагога».

Занятие 6. Технология педагогического общения. Технология аргументации и информативного речевого воздействия

Целевые установки:

— определить место педагогического общения в структуре педагогической техники, ориентировать студентов на демократический стиль общения с воспитанниками, на позицию друга, помощника;

— усвоить функции и особенности речи учителя, познакомиться с компонентами техники речи учителя, развивать речевые умения и навыки;

— познакомиться с основными системами невербального поведения, научиться различать эмоции человека по их мимическому и пантомимическому коду и педагогически целесообразно выражать свое отношение с помощью невербальных средств.

Вопросы для обсуждения:

1. Технология педагогического общения как ведущий компонент педагогической техники. Принципы, структура и функции педагогического общения. Требования к организации процесса общения.

2. Стили общения и стили руководства воспитанниками, коммуникативные позиции.

3. Основы техники и культуры речи педагога. Функции речи педагога. Требования к речи педагога.

4. Речевой артистизм. Коммуникационные эффекты.

5. Технология ведения дискуссии. Техника полемического мастерства преподавателя. Основные положения теории аргументации в технике ведения спора.

6. Значение невербальной коммуникации в педагогической деятельности.

7. Системы невербальной коммуникации: кинесика; просодика и экстралингвистика; токесика; проксемика. Требования к ним.

Обязательная литература

1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001. С. 31-85.

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2001. С. 28-30. С.82-95. С. 182-189.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / А.С. Роботова и др. – М., 2000. С. 83-104.

4. Вескер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя. – М., 2002. С. 8-41. С. 46-59.

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. С. 115, 122-131.

6. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М, 1989. С. 79-92, С.83-85, 101-107.136-146.

7. Пиз. А. Язык телодвижений.– Новгород, 1992.

Дополнительная литература

Бородецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. – М., 2000.

Добрович А.Б Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1991.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1993.

Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие успех. – М., 2000. С. 3-40.

Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2000.

Щуркова Н.Е.. Практикум по педагогической технологии. – М., 2001.

Задания для самостоятельной работы

1) Опираясь на свой опыт, письменно составить характеристики педагогов, с тем или иным стилем педагогического руководства. Описать, какими стилями общения они при этом пользовались.

2) Составить письменно эталоны поведения в состоянии гнева, удивления, восхищения, печали, радости, огорчения, разочарования и т.п., описать признаки лживости и правдивости.

3) заполнить таблицу, отражающую характерные реакции педагога:

Педагог, умеющий слушать

Педагог, не умеющий слушать

4) Проанализировать, какую роль в педагогической деятельности играет слово в разнообразных ситуациях (объяснение, диалог, конфликт, общение и т.д.).

Всегда ли слово используется вами достаточно эффективно.

Задания для отработки занятия

Подготовить презентацию или реферат объемом 7-10 страниц по теме «Невербальные системы поведения в педагогической деятельности» или «Роль диалогических умений педагога в педагогическом взаимодействии» или по проблеме педагогического общения, используя работы В.А. Кан-Калика и А.Б. Добровича.

Занятие 7. Педагогический конфликт и тактика разрешения конфликтных ситуаций в студенческой аудитории. Технология педагогического требования, педагогической оценки

Целевые установки:

-ознакомиться с основными подходами к пониманию конфликта как объективного социально-психологического явления, обусловленного неповторимой индивидуальностью каждого человека, автономностью внутреннего мира личности;

— выработать умения позитивного разрешения конфликтов и профессионального анализа конфликтной ситуации во взаимоотношениях преподаватель-студент;

— совершенствовать умения преобразовывать конфликты в дружелюбные компромиссы, пользуясь искусством ведения переговоров, преодолевать барьеры и коммуникативные трудности в тактике решения педагогических конфликтов.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие конфликта. Структура конфликта. Основные этапы конфликта и стадии его развития. Классификация конфликтов.

2. Технологии рационального поведения в конфликте. Конфликты в педагогическом общении, их особенности и тактика разрешения.

3. Особенности конфликтов в детском и юношеском возрасте. Предупреждение конфликтного поведения учащихся.

4. Понятие и функции этической защиты. Способы этической защиты.

5. Педагогическое требование, его характерные черты. Технология предъявления педагогического требования. Прямое и косвенное требования.

6. Особенности оценочной деятельности преподавателя. Технологические правила оценивания.

Обязательная литература

Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. — М., 1997.

Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995.

Н.А. Морева Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006.

Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом конфликте. — М., 1991.

Рыданова И. И. Основы педагогики общения. — Минск, 1998.

Рудакова И.А и др. Педагогическая конфликтология. – Ростов/на/Д, 2005

Дополнительная

Багмет К.В. Конфликт в педагогической деятельности. — М., 1998.

Гришина Н. В. Психология конфликта. — М.; СПб., 2000.

Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. — СПб., 2001.

Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. — М., 2000.

Педагогическая технология / Сост. Н. Е. Щуркова. — М., 1992.

Питюков В. И. Основы педагогической технологии. — М., 1997.

Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению. — Тверь, 1998.

Сериков В. В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии. — Волгоград, 1994.

Задания для самостоятельной работы

1) С помощью образных сравнений зафиксировать собственный стиль поведения в конфликте (межличностном, педагогическом).

Сравнить свой стиль поведения в конфликте с поведением конкретного животного. Объяснить, почему выбран тот или иной образ.

Инструкция: ответьте, кем каждый ощущает себя в конфликте. Определите, если бы вы были животным, участвующим в конфликте, то каким бы вы были, а каким не хотели бы быть.

2) Составить методические рекомендации для преподавателей колледжа «Способы защиты от критики», ответив на вопросы: «Какую тактику реагирования на критику (конструктивную или незаслуженную) выбрать?», «Как защитить себя в момент критических замечаний?».

Задания для отработки занятия

Подготовить презентацию, раскрывающую одно из рассматриваемых понятий, или написать реферат объемом 7-10 страниц.

Занятие 8. Культура и режиссура современного учебного занятия. Педагогический артистизм как неотъемлемый компонент педагогического профессионализма

Целевые установки:

  • ознакомиться с основными категориями педагогического артистизма: самопрезентация, аттракция, фасцинация, имидж, культура внешнего вида;
  • выявить общие основания учительского и актерского труда, осознать близость педагогической и актерской деятельности;
  • развивать педагогические умения эмоционального воздействия на воспитанников;
  • формировать умения конструировать стратегию поведения преподавателя на учебном занятии, исходя из его целевого назначения и особенностей аудитории.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные подходы к пониманию учебного занятия в современной педагогике. Современный урок как единство рационального и эмоционального элементов.

2. Культура современного учебного занятия.

3. Режиссура современного учебного занятия, составление его сценария, партитуры

4. Этапы педагогического творчества в подготовке урока: замысел урока, его разработка и реализация.

5. Художественные роли педагога (драматург, режиссер, артист), в которых он выступает в зависимости от этапа деятельности на учебном занятии.

6. Педагогический артистизм как неотъемлемый компонент педагогического профессионализма. Структура педагогического артистизма.

7. Эстетический блок профессиональных умений педагога как основа в структуре педагогического артистизма. Техника выразительного поведения.

Обязательная литература

1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001. С. 35-38.

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2001. С. 46-122.

3. Н.А. Морева Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006, 148-152.

4. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989. С.50-78, 92-97.

5. Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность – М., 2000. С. 190-193.

Дополнительная литература

Борисова Л. Красивыми становятся. / Народное образование, №8.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1993.

Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. / Пед. сочинения. В 8 т. – Т.1. – С. 316-320.

Сухомлинский В.А. Сто советов учителю с.456-458.

Задания для самостоятельной работы

1) Охарактеризуйте средства привлечения и удержания внимания аудитории. Обратитесь к своему школьному опыту. Проанализируйте этот аспект режиссуры урока в деятельности своих учителей. Составьте рекомендации педагогам, содержащие приемы привлечения и удержания внимания.

2) Охарактеризуйте отличия педагогической режиссуры от педагогического артистизма.

Задания для отработки занятия

1) Подготовить презентацию или реферат объемом 7-10 страниц по теме «Система К.С. Станиславского как средство развития педагогического артистизма».

2) Используя книгу Учителю о педагогической технике. М. – 1988. / Под ред. Л.И. Рувинского, описать механизм эмоциональной идентификации.

Занятие 9. Конкурс педагогического мастерства

Целевые установки:

— выявить знания по курсу и сформированность конструктивных, коммуникативных, организаторских, творческих умений;

— актуализировать умения по использованию педагогической техники.

Подготовительная работа

1. Формирование команд.

2. Выборы инициативной группы для разработки содержательного компонента и критериев оценки каждого конкурса, ответственных за оформление конкурса (музыкального, художественно-графического и т.п.); создание жюри (в состав жюри входят 3-5 человек – команды выбирают по одному своему представителю – эксперту и преподаватель);

3. Составление графика подготовки проведения конкурса.

4. Составление заданий для каждой команды:

— подготовить приветствие команде-сопернице;

— подготовить призы для команды-соперницы, быть готовыми к их «защите»;

— подготовить 3-5 вопросов для конкурса эрудитов.

Ведет конкурс ведущий – преподаватель или выбранный инициативной группой студент.

Ход работы (как возможный вариант проведения конкурса).

1. Приветствие команд. Творческое представление профессии учителя. (Время – 6-10 минут; максимальная оценка – 3 балла; критерии оценки: соответствие содержания «Визитной карточки» теме, сплоченность команды, сценическое мастерство.)

2.»Просто детектив».

Участвуют 4 человека от каждой команды. Они должны показать свои знания в области теории и практики воспитания. Из множества предложенных карточек необходимо выбрать те, которые относятся к педагогическому явлению, системе или имени, выделенному в их конверте красным цветом. (Время выполнения задания – 3 минуты; максимальная оценка – 3 балла. За каждую правильно подобранную карточку – 0,5 балла.)

3. Конкурс эрудитов. «Ты – мне, я – тебе». Команды поочередно задают подготовленные вопросы. (Время на подготовку ответа и на ответ по 30 секунд; максимальная оценка – 5 баллов; критерии оценки: знание, остроумие, неординарность вопроса и ответа.)

4. Давайте поиграем.

В игре участвуют обе команды. Команды берут карточку-задание с определенным упражнением, заданием на актуализацию знаний и умений по педагогической технике. Время конкурса – 8 минут (1 минута – подготовка, 2 минуты – выполнение задания).

Максимальная оценка – 3 балла. Критерии оценки: артистичность, творческий подход, неординарное решение; за активное участие команда получает один дополнительный балл.

5.Творческий конкурс.

Первый этап – создание миниатюры на определенную педагогическую тему. Участвуют 3-5 человек от каждой, команды. (Время проведения 20 минут: 15 минут на подготовку, 5 минут на выступление; максимальная оценка – 4 балла; критерии оценки: сценарий (актуальность, значимость); режиссура-постановка, творчество, артистизм, юмор и импровизация.)

6. Конкурс по технике-речи (проводится во время подготовки миниатюры).

Задание. Один из членов команды проводит разминку (голосовую и дыхательную) с командой противника. Жюри оценивает разминку команд. (Время проведения 5 минут; максимальная оценка – 3 балла; критерии оценки: правильность речи, темп, эмоциональность).

7. Решение педагогических задач (Время проведения 8 минут; максимальная оценка – 3 балла; критерии оценки: оригинальность, нестандартность решения).

8.Защита призов.

Команды вручают соперникам призы. При этом они должны объяснить: кому, за что и почему именно такой приз вручают.

Жюри по итогам объявляет победившую команду и самых активных, артистичных, творческих участников конкурса педагогического мастерства.

Литература

Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2001.

Вескер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя. – М., 2002.

Красницкая Г.С. и др. Практикум по дошкольной педагогике. – М., 1997.

Н.А. Морева Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006.

Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность.– М., 2000.