Современные формы работы классного руководителя с родителями

29

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

Курсовая работа

по теме

Современные формы работы классного руководителя с родителями

Выполнила: студентка группы 3Б

Зуйкова Оксана Викторовна.

Тула 2011

Содержание

воспитательная работа классный руководитель

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические подходы к рассмотрению вопроса о формах взаимодействия классного руководителя с родителями

1.1 Взаимодействие с семьей школьника как направление воспитательной работы

1.2 Содержание, формы и методы работы с родителями школьника

Глава 2. Проектирование классным руководителем мероприятий для родителей

2.1 Разработка проекта родительского собрания на тему: «Компьютеры: добро или зло в жизни ребенка»

2.2 Разработка проекта родительской конференции на тему: «Воспитание волевых качеств у ребенка»

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создадут благоприятные условия для развития ребенка.

8 стр., 3763 слов

Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника

... единственным ребенком, в неполных семьях (материнских или отцовских), в семьях повышенной психологической конфликтности, в разрешении проблем и противоречий семейного воспитания, в преодолении его ошибок. 2. Формы работы классного руководителя с родителями ...

Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов, таких, как Титова В.В., Погорелова Т.В., Л.М. Лысенко, В.А. Сухомлинский в различных статьях и изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики система работы классного руководителя с родителями учащихся.

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему носит актуальный характер.

Деятельность классного руководителя в современном мире является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом.

Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, — это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

12 стр., 5694 слов

Приоритетные формы взаимодействия классного руководителя с родителями

... процесс деятельности классного руководителя. Предмет исследования - работа классного руководителя с родителями. Задачи исследования: 1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями. 2. Проанализировать работу классного руководителя (на примере ...

Мечта любого классного руководителя — создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие — коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

Таким образом, целью исследования является выявление возможных форм взаимодействия классного руководителя с семьей, разработка конкретных мероприятий, направленных на установление взаимодействия родителей с учителем.

Объект исследования: деятельность классного руководителя. Предметом исследования: формы взаимодействия классного руководителя с семьей.

Задачи исследования: 1) рассмотреть теоретические подходы к системе работы классного руководителя с родителями учащихся; 2) выявить содержании е, формы и методы взаимодействия классного руководителя с семьей; 3) разработать конспекты конкретных мероприятий для родителей школьников.

Глава 1. Психолого-педагогические подходы к рассмотрению вопроса о формах взаимодействия классного руководителя с родителями

1.1 Взаимодействие с семьей школьника как направление воспитательной работы

Эффективность современного воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

11 стр., 5315 слов

Система профориентационной работы классного руководителя

... работы является изучение системы профориентационной работы классного руководителя. В процессе изучения ставятся следующие задачи: 1. Раскрыть содержание, формы и методы работы классного руководителя ... родителей, родственников (традиции, материальные возможности семьи); · по совету педагогов (преподавателей общеобразовательных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, руководителей ...

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это — координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родителя являются первыми и основными учителями ребенка. Доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Дети, родители, учителя — члены оного коллектива.

Сотрудничество классного руководителя и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы, прежде всего предполагающей всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, на заседаниях классных руководителей рассматривали и изучали вопрос «Условия семейного воспитания». С этой целью классные руководители школы посещают каждую семью и знакомятся с ней в естественной и неформальной обстановке.

Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе.

Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.

В современных условиях участие общественности в воспитании детей расширяется и становится повседневным делом коллективов. Общественные организации не только оказывают материальную помощь школам, но и проявляют заботу об улучшении содержания их работы. Воспитание детей и молодежи становится всенародным делом. Сбываются слова Энгельса, что «уход за детьми и их воспитание станут общественным делом; общество будет одинаково заботится обо всех детях..».

14 стр., 6605 слов

Влияние развода родителей на детей подросткового возраста

... Шамовой, С.Е. Шишова, Е.А. Ямбурга и др. В данной работе преследуется цель комплексного анализа влияния развода родителей на детей подросткового возраста. Для достижения цели поставлены следующие задачи: ... Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все ...

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

1.2 Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями школьника

воспитательная работа классный руководитель

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это — координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя как специалиста-профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

1. Обращение к чувству родительской любви и уважение её;

2. Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

3. Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников — важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Вся деятельность классного руководителя с родителями представлена следующими направлениями и формами:

· изучение семей и условий семейного воспитания;

· информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;

· психолого-педагогическое просвещение родителей;

· взаимодействие с родительским комитетом;

· совместная деятельность родителей и учащихся.

4 стр., 1921 слов

Стили общения родителей с детьми в семье

... родительских отношений и нарушениями в поведении детей - с другой? 7 2. Стили общения родителей с детьми Общение родителей и детей - важнейшее действие, которое способно сплотить семью или же разрушить ее. ... воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в ...

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет.

Существует ряд задач, которые педагог ставит для достижения результата во взаимодействии с родителями учеников:

1) создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;

2) изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;

3) установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;

4) способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;

5) обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей;

6) воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;

7) развивать интерес к истории своей семьи, её традициям;

8) изучить мнение семей обучающихся о школе и к уровню образовательных услуг.

В ходе первого ознакомительного посещения классные руководители выясняют условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, интересуются, как организован досуг ребёнка, каков круг его общения. В ходе беседы с родителями стараются понять стиль жизни семьи, её уклад, чем живёт семья, каковы её социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяют уровень педагогической образованности родителей, оценивают их умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребёнВ ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику ребёнка с негативного, не настаивать на раскрытии всех семейных секретов, не превращаться в сплетника.

Кроме посещения семей, эффективными методами педагогической диагностики являются беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья» и составление родословной семьи «Древо жизни», педагогические мастерские, деловые игры с родителями, праздники, формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п.

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

...  влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в ...      Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком если он окажется в  неблагополучной  семье. ...

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I — II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы — завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагогическим всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Конечно, не каждая родительская аудитория готова к работе по этой форме. Часто в школах имеет место упрощение этой «университетской» системы работы, остается лишь сохранение названия при несоответствующем содержании.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется наиболее назревшая проблема семейного воспитания. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру — через прекрасное» и др.

Классные родительские собрания — традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний — проблемная формулировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания.

Этому может помочь заранее составленный вопросник:

Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вырабатывали волю.

Припомните и охарактеризуйте состояние вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью. Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей? Какие трудности чаще побеждает ваш ребенок, с какими не справляется? Как ваш ребенок относится к избавлению от трудностей в семье? Какими чувствами и мыслями вы руководствуетесь, когда видите, что ребенок борется с трудностями, но преодолеть их не может?

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение).

К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

Формы работы. Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого — педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры. Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная).

С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей).

Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

— дни открытых дверей;

— дни творчества детей и их родителей;

— открытые уроки и внеклассные мероприятия;

— помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;

— шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом организовывается следующими формами деятельности:

— участие родителей класса в работе совета школы;

— участие родителей класса в работе родительского комитета;

— участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.

Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках — этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели. Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка. Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей.

Глава 2. Проектирование классным руководителем мероприятий для родителей

Родительское собрание — основная форма общения школы и семьи. Задачей проведения родительских собраний является просвещение родителей по определенным, наиболее актуальным темам обучения и воспитания детей. Они должны иметь определенную тематику. Родительскому собранию обычно предшествует подготовительная работа, включающая изучение и анализ проблемы, которой будет посвящено собрание в классе.

2.1 Проект родительского собрания на тему: «Компьютеры: добро или зло в жизни ребенка»

Актуальность проблемы

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Родители часто жалуются на отсутствие у детей интереса к чтению, к книгам. Но немного у нас найдётся родителей, которые пожалуются на равнодушное отношение их ребёнка к компьютеру. Заниматься спортом не уговоришь, в поездку за город не редко приходится тянуть на аркане, зрение ухудшается, а осанка, как у старичка.

Конечно, ничто не заменит маленькому человечку тепло общения, когда он «тычет в книжку пальчик» на коленях у отца или деда. Но у одного могут быть дела, другому нужно отдохнуть, а ребёнку хочется именно сейчас задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером.

Тема родительского собрания: «Компьютеры: добро или зло в жизни ребенка»

Цель собрания:

Расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером.

Подготовительный этап.

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Подготовка к опросу.

Ход собрания

I этап.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы затронет наиважнейшую тему, как для вас, так и для ваших детей. Мы живем в 21 веке и нашу жизнь делает удобной техника и современные коммуникации. И я уверена, что на сегодняшний день в каждом доме есть компьютер, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. «Компьютеры управляют миром» мы сталкиваемся с ними повсюду, но самое главное, что нашим детям компьютеры стали большим помощником и другом или наоборот. Об этом и будет наша сегодняшняя беседа.

II этап. Обсуждение проблемы:

По результатам анкетирования можно сказать, что в основном родители информированы о компьютере, как о ближайшем друге ребёнка, который заполняет всё его свободное место. Но есть и другие стороны.

1. Вопросы к родителям.

Опрос производится заранее.

Учитель: — Чем является компьютер для ребенка?

Ответы родителей.

Родитель 1: — Компьютер является интерактивным средством.

Родитель 2: — Компьютер — это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.

Родитель 3: — Компьютер — дополнительное педагогическое средство развития ребенка.

Родитель 4: — Компьютер — многовариативный дидактический материал.

Учитель: — Сколько часов ребенок проводит за компьютером?

Ответы родителей.

Р. 1: — Почти весь день.

Р. 2: — 2-3 часа.

Р.3: — Не знаю, так как практически все время находимся на работе.

Р. 4: — Около 6 часов.

2. Работа в микрогруппах

Учитель: сейчас я вам предлагаю поработать в группе и выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка.

«+»

«-»

Ш вызывает положительный интерес к технике;

Ш развивает творческие способности;

Ш полностью захватывает сознание ребенка;

Ш устраняет страх перед техникой;

Ш формирует психологическую грамотность к овладению ПК;

Ш развивает воображение, моделируя будущее;

Ш воспитывает внимательность, сосредоточенность;

Ш помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;

Ш тренирует память, внимание;

Ш развивает быстроту действий и реакции;

Ш воспитывает целеустремленность.

Ш отрицательное влияние на физическое развитие;

Ш повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;

Ш содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;

Ш обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;

Ш способствует развитию гиподинамии;

снижает интеллектуальную активность; ухудшает зрение.

Вывод: проведённая работа показывает, что, компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т. е. в какие компьютерные игры играют ваши дети.

3. Полезная информация для родителей

Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:

· игры типа «убей их всех»

· игры — приключения

· игры стратегические, в которых требуется принимать решения

· развивающие игры

· обучающие игры

· игры диагностические

· графические, связанные с рисованием, конструированием.

1. Игры типа «убей их всех»

Слайды говорят сами за себя. Это игры с воинственными сюжетами, лужами проливаемой крови и горами трупов. Естественно это всё провоцирует вспышки гнева, зла и насилия у детей.

Герои «стрелялок» и «бродилок», как правило, имеют несколько жизней. И увлеченный игрой ребенок, «проживая» за день несколько десятков жизней, теряет уважение к своей собственной, утрачивая инстинкт самосохранения и притупляя чувство опасности.

2. Игры-стратегии

Формируют внутренний план действий, развивают память, мышление, воображение. Но психологи говорят о том, что такие многоуровневые игры особенно опасны для детей. Психоэмоциональное возбуждение ребенка подрастает с каждым уровнем, приводя к повышению артериального давления, учащенному сердцебиению, повышению уровня адреналина в крови, требуя физической разрядки, нередко с агрессивной направленностью по отношению к окружающим.

3. Игры — приключения

Это игры на основе мультипликационных фильмов. Они очень красочны и эмоциональны, но здесь необходимо тоже быть настороже.

Японскими врачами были описаны массовые эпилептические припадки у детей, которые смотрели компьютерные мультфильмы. Оказалось, что световые мелькания на дисплее навязывают свой ритм в коре головного мозга, вызывая судороги.

4. Обучающие и развивающие игры

Они очень эмоциональны, сопровождаются весёлой детской мелодией или песней. При их создании использованы красивые яркие краски, которые привлекают внимание детей. Они очень познавательны: дети получают знания об окружающем мире, учатся писать, считать. Происходит развитие творческих способностей, мыслительных процессов.

3 этап. Учитель: Итак, уважаемые родители, я обращаю ваше внимание на то, чтобы ваши дети не увлекались серьезно компьютером, ведь это сказывается на их здоровье. Безусловно, компьютеры облегчают жизнь нам всем, но не стоит злоупотреблять его пользой. Необходимо отделять на работу с компьютером определенное количество времени, но не позволять постоянно сидеть за ним. Тем не менее, компьютер — это превосходное изобретение человечества. Я благодарю вас за внимание и за помощь, и надеюсь, оно было полезным для вас.

ВЫВОД: Мы доказали, что к выбору детской компьютерной игры или программы нужно относится с особым вниманием, потому что, как показывают исследования психологов в этой области, ребёнок попадает в зависимость от компьютера.

2.1 Разработка родительской конференции на тему: «Воспитание волевых качеств у школьников»

Задачи:

· Овладение родителями некоторыми практическими приемами общения с ребенком.

· Ознакомление с основными этапами формирования волевых качеств у школьников.

· Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.

Чтобы воспитать волевые качества и сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создать определенные условия в непосредственном общении с ним.

При подготовке к конференции психолог и социальный педагог проведут активные родительские собрания на параллели 3-х классов. Выступление на собрании будет составлено по книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». М.: “ЧеРо” при участии Творческого центра “Сфера”.

Для лучшего восприятия информации в каждой микрогруппе родителей на столе будет представлен Краткий конспект выступления. После каждого условия, которые мы выделим в нашем выступлении, родителям будет предложено выполнить небольшое практическое задание. Так, после обсуждения значения проявлений безусловного принятия ребенка каждому родителю нужно будет вспомнить вчерашний или любой другой день и подсчитать, сколько за целый день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями и сколько — с отрицательными. После выполнения подводятся итоги, если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с проявлением безусловного принятия в общении у них не все так благополучно.

После обсуждения вопроса о формировании навыков самостоятельности у детей, каждому родителю будет дано несколько заданий.

Задание 1.

Учитель: “Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: “Сам”, над правой — “Вместе”. Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. Затем посмотрите, что из колонки “Вместе” можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку “Сам”. Помните: каждое такое перемещение — важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.

Овладение навыками активного слушания происходило в форме группового обсуждения. После знакомства с примером каждая группа заполнит свои бланки с приведенными ситуациями, формулируя ответ родителей по правилам активного слушания.

Задание 2.

Учитель: Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графы “Чувства ребенка” и “Ваш ответ”. В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае, и ваш возможный ответ.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1.(Образец): “Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось.”

Огорчение, обида

Ты очень расстроилась, и было очень обидно

2. (Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!”

3. (Старший сын маме): “Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая”, а меня никогда не жалеешь.”

Задание 3.

Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает “Я-сообщению”.

Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: “Сейчас”,— и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:

1. Да сколько же раз тебе надо говорить!

2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же!

3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

В обсуждении темы воспитания волевых качеств будет интересно узнать мнение самих детей о том, что они понимают под этим выражением. Третьеклассникам были заданы 4 вопроса, на которые они смогут ответить исходя из своего собственного мнения:

1. Что такое сила воли?

2. Кто для тебя является образцом волевого человека (пример из жизни или литературы)?

3. Как ты считаешь, тебя уже можно назвать человеком, у которого есть сила воли?

4. Кто тебе может помочь в развитии воли?

После завершения работы родители высказывают свои впечатления и в большинстве своем определяют, какие техники в общении их заинтересовали. Принимается общее решение попробовать их применить.

Заключение

Итак, мы рассмотрели самые главные «блоки», их которых складывается системы работы классного руководителя с родителями учащихся.

В этой работе отражены некоторые особенности работы классного руководителя. Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, удалось выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся.

Можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательные мероприятия, дети уже привыкли к активной деятельности классного руководителя.

Функция защиты учащихся реализуется в работе классного руководителя с детьми из неблагополучных семей и постоянным контролем над социальным положением каждого ученика.

Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного руководителя не остаются только на страницах учебника, а действуют в современных школах. Несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.

Исследование позволяет прийти к следующему главному выводу объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи: ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

Однако в будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группы риска», родители одаренных детей, родители детей — инвалидов).

И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями — многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.

Литература

1. Болдырев, Н.И. Классный руководитель / Н.И. Болдырев. — М.: Просвещение, 1971. — 264с .

2. Борытко, Н.М. Система работы классного руководителя / Н.М. Борытко//Справочник классного руководителя. — 2008. — с. 13-29.

3. Воспитательная работа с учащимися вне школы / Под ред. Л. М. Николаевой. — М.: Педагогика, 1981.

4. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения/ В.С. Грехнев. — М.: Просвещение, 1990. — 144с.

5. Иванов, А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры / А.В. Иванов. — М.: ЦГЛ, 2005. — 224с

6. Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями учащихся/ Р.М. Капралова. — М.: Просвещение, 1980. 7. Ковалев, СВ. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. 8. Макаренко А.С. Книга для родителей // Соч.: В 7 т. — М., 1957. — Т. 4. 9. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад и др. — М., 1987.

10. Пинт А.О. Это вам, родители/ Пинт А.О. — М.: Советская Россия, 1964. 11. Сатир, В. Как строить себя и свою семью: пер. с англ./ Вирджиния Сатир — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192с.

12. Сенъко, В.Г. Учителя и родители/ В.Г. Сенъко. — Минск, 1987.

13. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке / В.А. Сухомлинский. — М.: Советская Россия, 1981. — 93с.

14. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. пособие/ под ред. Г.И. Фролова. — М.: Просвещение, 1986. 15. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256с.

16.

17. http://pedsovet.su/load/48-1-0-3589

18. www.openclass.ru

19. http://ef.do.am./load/roditeljam/roditelskoe sobranie

Размещено на Allbest