Практикум по общей психологии

Министерство образования Российской Федерации

Российская академия образования

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Практикум

ПО

Общей психологии

Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

УДК 159.9 (075.8)

ББК Ю9. я7

С30

Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В. Семенова С.Л. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие. Издание 2-е, переработанное, дополненное. 2002. 180 с.

Данное учебное пособие поможет оптимизировать практическую подготовку студентов будущих педагогов профессиональной школы в процессе учебных занятий и самостоятельной работы, познакомит с методами и приемами психологического изучения личности. Тематика занятий соответствует содержанию учебного материала примерной программы курса «Общая психология«.

Практикум адресован студентам профессионально-педагогических вузов, а также слушателям факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере профессионального образования.

Рецензенты:

доктор психологических наук, член-кор. РАО Б.А. Вяткин

(Пермский государственный педагогический университет);

доктор психологических наук В.П. Прядеин

(Уральский государственный педагогический университет)

Isbn 5−8050−0035−0  Российский государственный

Профессионально-педагогический

Университет, 2002

Оглавление

От авторов 4

Тема 1.

Введение. Методы психологического исследования 6

Раздел . Личность и ее проявления 16

Тема 2.

Исследование самооценки личности 16

Тема 3.

Исследование уровня притязаний личности 25

Тема 4.

Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма 47

Тема 5.

Исследование агрессивности как свойства личности 55

Раздел . Межличностные отношения 63

Тема 6.

Исследование межличностных отношений в группе 63

Тема 7.

Исследование стратегий поведения в конфликтной

ситуации 73

Раздел . Познавательная сфера личности 83

Тема 8.

Внимание. Исследование свойств внимания 83

Тема 9.

Память. Исследование особенностей памяти 94

Тема 10.

Мышление. Исследование особенностей мышления 105

Раздел V. Эмоционально-волевая сфера личности 118

Тема 11.

Исследование волевых качеств личности 118

Тема 12.

Исследование ситуативной и личностной тревожности 129

Тема 13.

Исследование эмоционального состояния фрустрации 137

Раздел V. Индивидуально-психологические особенности личности 157

Тема 14.

Исследование типов темперамента 157

Тема 15.

Исследование акцентуаций характера 167

Литература 178

От авторов

В целях продуктивного выполнения профессионально-педа-гогических задач преподавателю, мастеру производственного обучения необходимо иметь представление о когнитивных, эмоциональных и волевых характеристиках участников педагогического процесса, об особенностях межличностного взаимодействия, а также уметь адекватно оценивать себя. Успех работы педагога зависит не только от знания своего предмета и методики его преподавания, но также от уровня компетентности в сфере индивидуальных особенностей личности, педагогического общения, закономерностей усвоения информации.

Ориентация профессионально-образовательного процесса на личность учащегося обуславливает актуальность психологического образования будущих педагогов профессиональной школы. Особое значение приобретает практическая подготовка студентов.

Практикум разработан в соответствии с программой курса «Общая психология» и апробирован кафедрой теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагоги-ческого университета.

Практические занятия по курсу «Общей психологии"предоставляют большие возможности для успешного решения задачи психологического образования студентов. Они способствуют знакомству с методами получения психологической информации, выработке умения наблюдать и анализировать в психологическом плане собственное поведение и поведение других людей, формированию педагогически мотивированного интереса к вопросам самоанализа, совершенствованию профессионально важных качеств посредством развития рефлексивных способностей.

Тематика практических занятий охватывает почти все разделы программы курса «Общая психология».

В работе с пособием студентам рекомендуется соблюдать определенный порядок. Необходимо: 1) перед началом занятия изучить теоретический материал по лекциям и источникам, предложенным на предыдущем занятии; 2) ознакомиться с содержанием занятия и заблаговременно подготовить протоколы и таблицы исследования, образцы которых даны в пособии; 3) внимательно ознакомиться с порядком выполнения работы; 4) в конце занятия предоставить преподавателю письменный отчет (тема и цель работы, краткое описание методики, протокол исследования, обработка данных, анализ результатов и их интерпретация).

Мы надеемся, что предлагаемый учебный материал поможет расширению и углублению психологических знаний студентов.

Особую благодарность мы выражаем кандидату медицинских наук В.М. Шевелеву за любезно предоставленные материалы и конструктивные предложения по содержанию и структуре данного практикума.

Н.С. Глуханюк

Е.В. Дьяченко

С.Л. Семенова

Тема 1. Введение. Методы психологического исследования

Цели занятия: 1. Организация информации о способах познания и исследования психических процессов и явлений. 2. Формирование умений и навыков психологического исследования в педагогических целях.

Психологическое исследование: требования

к организации и его этапы

Классификация методов исследования

Характеристика основных эмпирических

методов психологии

Владение методами изучения психологии учащегося является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности педагога. Педагог, осуществляя учебно-воспитательный процесс, должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индивидуально-психологические особенности личности учащегося, цели его действий и поступков, скрытые мотивы поведения. Основными характеристиками личности являются: направленность как устойчиво доминирующая, преобладающая система потребностей, отношений, мотивов, ценностных ориентаций, установок, убеждений и т. д.; социальный опыт, выраженный через знания, умения, навыки; познавательная сфера, представленная вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением; эмоционально-волевая сфера и индивидуально-психологические особенности, такие как темперамент, характер, способности. На изучении этих характеристик личности сосредотачивает свои усилия педагог в зависимости от конкретных задач обучения и воспитания.

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование  это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований1:

1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку.

3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.

5. Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной.

6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Этапы психологического исследования

Номер этапа

Наименование и содержание этапа

I

Подготовительный этап. Состоит из изучения научных данных по исследуемой проблеме, определения цели, задач, рабочей гипотезы и выбора методов исследования

II

Этап сбора фактических данных. Реализует конкретную стратегию исследования и представляет собой ряд последовательно включаемых звеньев экспериментальных заданий

III

Этап количественной и качественной обработки данных исследования. Включает применение методов математической статистики для обработки эмпирических данных и их качественный анализ

IV

Интерпретация результатов исследования и формулирование выводов

Классификация методов исследования

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности2.

Методы научного исследования — это приемы и средства, с помощью которых ученые получают объективные знания о мире, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

В психологии выделяют четыре группы методов3:

1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированности ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод (рис. 1).

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Рис. 1. Основные эмпирические методы психологии

Характеристика основных эмпирических методов психологии Метод наблюдения

Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан4.

Если житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов и носит случайный, неорганизованный характер, то наблюдение как научный метод является систематическим и не ограничивается описанием внешних проявлений психического, а подразумевает переход к объяснению их природы (рис. 2).

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербельного поведения:

  • пантомимика (осанка, походка, жестикуляции, позы и т. д.);
  • мимика (выражение лица, его экспрессивность и т. д.);
  • речь (содержание, культура речи и т. д.).

Рис. 2. Классификация видов наблюдения

Факторами, обуславливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:

  • многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;
  • многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;
  • уникальный характер и неповторимость психических явлений 5.

Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней (субъективной) стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдений, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:

1. Адекватная передача смысла наблюдаемых явлений.

2. Точность и образность формулировок.

3. Обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой имело место наблюдаемое поведение.

Одной из разновидностей данного метода является самонаблюдение, принимающее форму словесного отчета в том, что видит, слышит, чувствует, переживает человек, к чему он стремится. Подобный словесный отчет фиксируется, как и любое внешнее, объективное выражение психических состояний человека.

Экспериментальный метод

Одним из основных способов научного познания психической реальности является экспериментальный метод.

Эксперимент — это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния6 (рис. 3).

В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Если в наблюдении исследователь не в состоянии даже предвидеть изменения, то в эксперименте он сам создает условия, в которых психическое явление может объективироваться.

.

Рис. 3. Классификация видов эксперимента

Данные, получаемые в естественном эксперименте, больше соответствуют типичному жизненному поведению индивида, естественным проявлениям психики, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени соответствия реальности.

Беседа

Беседа — вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может являть собой свободный или стандартизированный опрос.

Стандартизованный опрос  опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.

Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Условия успешного проведения беседы:

  • установка исследователя на доверительный контакт с испытуемым при поддержании достаточного уровня деловых отношений;
  • недопустимость внушения ответов и их подсказывания;
  • точная и четкая регистрация ответов испытуемого и характеристик его поведения.

Анкетирование

Анкетирование — это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

Этап 1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.

Этап 2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить свой ответ в соответствии со своими желаниями  как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и не предполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.

Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа. Сами вопросы должны быть как можно более короткими, ясными по смыслу, простыми, точными, однозначными и эмоционально окрашенными.

Этап 3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

Метод тестирования

Тестирование — это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов — тестов.

Тест — метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности7.

С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собою психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных, относительно их валидности и надежности, вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.

Тесты типа тест-задание включают серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств.

В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя.

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.

Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему: классный руководитель, преподаватели, тренер, родители, друзья и т. д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует полученные от экспертов оценки.

Метод анализа процесса и продуктов деятельности

Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности (например, различные поделки, технические устройства, ведение тетради, оформление реферата и т. п.).

В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков. Данный метод чаще всего используется как вспомогательный, поскольку не всегда на его основе представляется возможным раскрыть все многообразие психической деятельности человека.

Биографический метод

Биографический метод  это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов его биографии (личные дневники, переписка и т. д.).

Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.

Задания

1. Дайте определение психологическому исследованию и характеристику его основных этапов.

2. Определите понятие «методы психологии«.

3. Дайте классификацию методов психологии.

4. Охарактеризуйте основные эмпирические методы психологии.

Рекомендуемая литература

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.

Кыверлаг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин, 1980.

Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1975.

1Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998. С. 28 — 29.

2Философский энциклопедический словарь / Под. ред. Л.Ф. Ильичева и др. М., 1983. С. 364.

3Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1996. С. 296 298.

4Психология: Слов. / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 227.

5Турусов О.В. Практикум по экспериментальной психологии. Самара, 1997. С. 54.

6Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. С. 310.

7Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. С. 309.

2

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector