Развитие связной речи младшего школьника по средствам воздействия на анализаторы в системе дополнительного образования

Курсовая работа

Развитие связной речи младшего школьника по средствам воздействия на анализаторы в системе дополнительного образования

Введение

анализатор речь школьник образование

Наше время — время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек, — даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать…

Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь…

Речевая культура — это не просто умение говорить и писать правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и умение хорошо, эффективно общаться, учитывая, с кем, кому, с какой целью, что, где ты говоришь или пишешь. (10, 3)

К.Д.Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова…но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — усваивает легко и скоро, в два — три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово».

Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Надо, чтобы дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека — умение передавать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление и т.д. (1, 3).

А также, освоится в этом мире, познакомится в игровой форме с элементарным счетом и геометрическими понятиями через занятия в кружках дополнительного образования. Очень важно развивать внутреннюю речь, внутренние монологи, работать над увеличением словарного запаса, так как написание сочинений сегодня сводится к скачиванию отрывков текста из интернета. Речь и общение сегодняшнего подростка сводится к корявым диалогам в социальных сетях. Миллион понятий, бывших у нашего поколения на слуху, выпадают из общения, а значит и из мышления. Скудость воображения потрясает…. Поэтому всеми возможными способами и методами нам предстоит как можно раньше начать воздействовать на формирование понятий, логико-математического мышления, причинно-следственных связей и воображения.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... ребенка в овладении родным языком. Так, полноценное построение высказывания, совершенствование устной монологической речи требует обогащения и активизации словаря, углубленной работы над смысловой стороной слова, умений точно пользоваться словарным ...

Цель данной работы: Изучить влияние дополнительного образования на развитие связной речи младшего школьника через систему воздействия на анализаторы.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Создание комплекса дополнительного образования для развития связной речи младшего школьника, воздействуя на слуховые, зрительные и кинетические анализаторы.

3. Обоснование взаимосвязи и взаимообусловленности уровня развития связной речи и логико-математического мышления младшего школьника через его индивидуальные достижения в системе дополнительного образования на базе общеобразовательной школы.

В исследовании были использованы следующие методы:

— Беседа;

— Наблюдение за деятельностью детей во время занятий;

— Анализ результатов и достижений по индивидуальным карточкам.

1. Развитие речевой деятельности младшего школьника

1.1 Речевая деятельность детей особенно бурно развивается в период их обучения в школе

Обращение учителя к классу, разъяснения, указания, замечания, вопросы, поправки — всё это выражено в речи. Самым существенным изменением в речевом развитии ребёнка — школьника является знакомство его со словом, с речью как с объектом познания. С раннего детства речь была средством общения ребёнка с окружающими. В школе дети изучают речь как специальный предмет — русский язык.

В объяснительной записке к программе общеобразовательных школ отмечается ведущая роль развития речи в обучении родному языку: «Развитие речи — это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной (контекстной) речью, над орфографически-грамотным письмом — вот основное содержание уроков по языку в начальных классах».

Исследования (Т.Г. Егоров, Е.В. Гурьянов, Д.Н. Богоявленский, Д.Б. Эльконин) показали, что освоение грамоты, а затем чтения и письма — очень сложный процесс. Для овладения этим процессом необходимо:

1) тонко различать звуки в слышимых словах (или в их частях — фонемах);

2) уметь соотнести слышимый звук речи с определённым знаком, напечатанным в книге, или уметь изобразить самостоятельно этот знак на бумаге;

3) научиться воспринимать не только каждую букву и по образовавшейся ассоциации воспроизводить соответствующий этому знаку «чистый звук»; нужно увидеть сочетание одной буквы с другой и в соответствии с этим изменить произношение нужного звука;

4) все буквы в слове нужно произносить слитно, как целый звуковой комплекс;

19 стр., 9096 слов

Характеристика возможностей использования пересказа в процессе ...

... использованию пересказа на уроках чтения как средства развития речи младших школьников. Глава 1. Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников 1.1 Развитие речи в онтогенезе Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной ... запаса. Активный словарь ребенка к 4--6 г. достигает 3000--4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети ...

5) слово должно быть понятно, то есть получившаяся комбинация звуков должна быть понята как обозначение какого-то знакомого ребёнку предмета, действия, признака.

Следовательно, освоение грамоты — трудная работа для школьника, она основана на тонком и точном слухо-зрительно-артикуляционном анализе и синтезе, на сочетании звуковой формы слова с его значением. Маленький ученик часто читает неправильно, ставит ударение не там, где нужно, поэтому слова звучат искажённо, затрудняется понимание их смысла.

Читая предложения, школьник учится понимать связи между словами, а значит, правильно называть окончания слов и читать предлоги и союзы, которые соединяют слова в предложении, выражающем определённую мысль.

Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, то есть достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетание и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, то есть в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмыслённость чтения начинает проявляться во всё более тонкой интонационной его выразительности. (5, 296)

Огромную роль в развитии речи младшего школьника играет овладение письмом, специально грамматикой и орфографией. Прежде всего повышаются требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно — двигательный, то есть поэлементное воссоздание. Ребёнку необходимо научиться различать произношение и написание: слышится «сарока», а надо писать «сорока». Чтобы правильно написать слово (или предложение), очень важно предварительно проговорить слово по слогам и звукам в их последовательности и связях. Проговаривание отдельных звуков, слогов и слов многие исследователи считают рече — звуко — двигательной опорой для написания соответствующих слов и придают ему большое значение в развитии речи ребёнка. Здесь неоценима роль логоритмики.

Конечно, написание буквенного, как и числового, знака требует освоения координированных, очень точных и тонких движений пальцев. Такой навык вырабатывается особенно быстро у тех детей, рука которых подготавливается к письму специальными занятиями: прописи, а также пальчиковая гимнастика, уроки бисероплетения.

Особое значение для развития речи имеет переход учащихся к литературному чтению. Дети знакомятся с книгой как с литературным, художественным произведением. К этому они подготавливаются и на уроках внеклассного чтения или занятиях по сценарному мастерству когда, слушая художественный рассказ, знакомятся с богатством и красотой родного языка с его художественными формами, оборотами. (5, 298)

Основные, принципиальные положения, на которые опирается современная практика по развитию речи в школе:

1.Связь работы по развитию речи с развитием мышления

Речь тесно связана с сознанием в целом, но особенно прочная интимная связь существует между речью и логическим мышлением. Не случайно его называют речевым. Это единство мышления и речи делает многие логические упражнения одинаково полезными для развития, как речи, так и мышления.

2.Взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся. Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи; разновидностями речи (пересказ, изложение, сочинение); типами сообщения (описание, повествование, рассуждение).

Языковые особенности устной и письменной речи объясняются и психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними:

Устная речь

Письменная речь

В устной речи, большую роль играет интонация. Речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому быстрее по темпу и менее полна, в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла — мимика и жесты.

Письменная форма монологической речи наиболее трудна. Она самая развёрнутая и нормативная: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, конструкций, предложений, выразительных средств языка.

Развитие речи у ребёнка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей. Наряду с общеупотребительной лексикой, школьники используют слова для точного определения специальных понятий или предметов какой-нибудь области науки — это и есть учебно-терминологическая лексика. Благодаря ей, расширяются словарь детей и процессы обмена информацией. На протяжении всего обучения в школе тематический материал может повторяться, но с увеличением возраста учащихся он усложняется, уточняется, вносятся новые признаки и свойства. Поэтому важно найти способы внедрения этих понятий на раннем этапе обучения в школе и желательно в игровой форме и в непринужденной атмосфере.

1.2 Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка

Для нормального становления речи ребёнка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств — слух, зрение, обоняние, осязание — были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Анализаторы — сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом человека из внешней среды. В процессе развития ребёнка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движения и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

Письменная речь начинается с анализа того звукового комплекса, который составляет произносимое слово. Этот звуковой комплекс дробится на составные части, причём из плавно следующих друг за другом звуков выделяются составляющие слово единицы — фонемы. Выделенные фонемы должны быть расположены в известной последовательности и перешифрованны в соответствующие оптические структуры — графемы, которые обладают своими зрительно — пространственными особенностями и уже на последнем этапе должны быть перешифрованны в систему двигательных актов.

Таким образом, для успешного усвоения навыка письма необходим достаточный уровень развития у ребёнка фонематического слуха, зрительного восприятия, мотивационной сферы личности, мнестических процессов и анатомо — физиологическая зрелость структур головного мозга. Нельзя переоценить значение зрительного восприятия в процессе письма. Его основой является первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе. Зрительная информация сначала проецируется на сетчатку глаза, затем по зрительному нерву передаётся в первичные зрительные центры (наружные коленчатые тела).

Зрительный путь заканчивается в коре затылочной доли, где располагаются центральные ядра зрительного анализатора.

Второй блок выполняет основную функцию приёма, переработки и хранения информации. Этот репродуктивный эфферентный блок расположен в наружных отделах коры головного мозга и включает в свой состав «аппараты» зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) областей, то есть задних отделов коры головного мозга. Указанные отделы принимают раздражения, поступающие от периферических рецепторов и анализируют огромное число составляющих их элементов, комбинируя их в функциональных систем. Основу анализаторских систем образуют первичные (ядерные), или проекционные зоны коры, обладающие чрезвычайной специфичностью, ответственные сугубо за свою либо зрительную, либо слуховую модельность или функцию.

Первичные, или проекционные, отделы непосредственно связаны с органами чувств и в речевой деятельности не принимают участие. Однако они окружены «аппаратами» вторичных или гностических зон коры, которые отличаются меньшей модальной специфичностью, так как выполняют более сложные функции, позволяющие комбинировать поступающие возбуждения в различные функциональные узоры, осуществляя тем самым первичную синтетическую функцию.

Первичные проекционные зоны слуховой коры располагаются во внутренних и наружных отделах височных поперечных извилин, вторичные — во внешних отделах височной области (поля 21 и 22 по Бродману).

Первичные кинестетические проекционные зоны находятся в постцентральных отделах, в непосредственной близости с центральной бороздой (поля3,1 и 2 по Бродману).

Они отличаются четкой соматической проекцией отдельных частей тела (в верхних отделах этой зоны предоставлены ощущения от нижних конечностей, в средних — верхних конечностей, в нижних — ощущения от лица, губ, языка, гортани и отчасти внутренних органов).

Над первичными зонами общечувствительной (теменной) коры надстраиваются её вторичные зоны (поля,7 и 40 по Бродману).

При их раздражении возникают комплексные формы кожной и кинестетической чувствительности. (3, 8)

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания». (Б. Прейер)

Чувственное восприятие позволяет школьнику увидеть богатство явлений окружающего мира. Обозначенные словом, качества предметов становятся значимыми. Приобретая значение ориентиров, они вызывают особое внимание ребёнка: он начинает их замечать в окружающих вещах, учится наблюдать.

Накапливаемые чувственные образы и соответствующий литературный словарь детей заметно влияют и на их творческую деятельность: их рисунки, лепка, сочинения, выступления и проекты обогащаются красочными образами. Здесь ощущение уже сливается с восприятием вещей, которые сохраняются в сознании детей в виде ярких и осмысленных представлений. На развитие чувствительности детей существенно влияют и занятия в театральном кружке, неразрывно связанные с систематическими наблюдениями окружающего, с анализом и обобщением наблюдаемых явлений.

Чтение художественных книг, научно-популярных статей, занятия в кружках, разучивание стихов и рассматривание картин способствуют развитию чувствительности школьников.

Специальное исследование Л.А.Щураковской показало, что младший школьник осваивает предусмотренные программой движения на уроках физкультуры и труда значительно лучше и легче, если они обозначены словом, а не воспроизводятся лишь подражательно.

Итак, одновременно с общим умственным развитием ребёнка совершенствуется и деятельность его анализаторного аппарата. Развитый «аппарат ощущений» даёт возможность старшим детям познавать бесконечное множество свойств предметов, явлений природы и продуктов человеческого труда. Развитый анализаторный аппарат способствует тому, что дети становятся чувствительными к гармоническим и дисгармоническим сочетаниям цветов, запахов, звуков, движений. Растёт и уровень эстетических переживаний детей, обогащающий чувства, повышается их общая культура.

Ощущения развиваются в общем процессе формирования и совершенствования психической деятельности ребёнка. Развитие ощущений выражается в следующем:

1. Обостряется абсолютная и различительная чувствительность.

2. Образуются всё более сложные межанализаторные связи.

3. Формируются тонкие и точные сенсомоторные ассоциации, обеспечивающие точность движений и контроль за ними.

4. Развивающаяся речь превращает полученные раздражения в знания качеств предметов. Речь придаёт этим знаниям обобщённый характер и обеспечивает более совершенную ориентировку ребёнка в окружающей среде. (5, 152-154)

1.3 Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное. Безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно — примитивная речь, насаждение телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультиками — всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. Отсюда огромное ответственность и не меньшая важность работа педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формирование речи подрастающего поколения.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющего человеческой речью, является собственно связная речь.

Связная речь предполагает обладание богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Проблемой развития речи в той или иной степени занимаются различные науки: психология и логика, языкознание и филология, частные методика, логопедия, даже философия…

По данной проблеме накоплен значительный теоретический и практический материал, помогающий логопедам и учителям в повседневной работе. (4, 3-5)

Рассмотрев все аспекты развития речи младшего школьника и проанализировав данную ситуацию в нашей школе на методических объединениях, педагогический коллектив пришёл к выводу, что на развитие речи ребёнка влияют ещё ряд факторов, а именно:

1. Социальные:

— родители перестали общаться с детьми, вследствие постоянной занятости на работе. Чтение ребёнку книги на ночь стало редким исключением. Совместные выходы в театры и кинотеатры, походы на природу или в зоопарк заменили компьютеры и домашнее видео, причём обсуждение просмотренного фильма тоже не входит в планы занятых родителей.

— мы стали терять детей «ПОЧЕМУЧЕК». На вопрос ребёнка «Почему?» родители, как правило, стали отвечать «Не знаю» и у детей стал пропадать интерес к общению, естественно стала развиваться внутренняя речь, общение с самим собой, а эта речь отличается по своей структуре свёрнутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Ребёнок перестал получать дополнительную информацию, поэтому и речь ребёнка стала отличаться упрощённостью и скудностью высказывания.

— из-за отсутствия денежных средств многие дети не посещают детские сады, то есть пропустили фазу развития речи в общении со сверстниками в дошкольном периоде, что сразу заметно при записи этих ребят в школу. Пострадал словарный запас, связная речь, словообразование, сравнение понятий, установление причинно — следственных связей.

— большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребёнка — состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов, а так же его физическое состояние, то есть развитие общей моторики. Но не каждый родитель может позволить записать своего ребёнка в спортивную секцию или дополнительный кружок.

2. Учебные:

— успех в работе по развитию речи невозможен, если ученик отвечает только вследствие осознания необходимости выполнить задание, предлагаемое учителем (учитель спрашивает — надо отвечать!).

В ситуации такого обучения, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету учителя, когда место связной речи занимают лишь «полные ответы» на бесчисленные вопросы, желание высказаться угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить двигателем высказывания детей. Несомненно, что иногда требование полных ответов от учащихся является целесообразным и обязательным, но это требование должно быть ограничено определёнными учебными ситуациями. Эта нужная и своеобразная форма работы имеет свою определённую цель: «…научить школьников правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в должной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить слова». Если учитель не ставит задачи специально работать над построением предложения, то требовать от ребёнка полного ответа не следует. Полные ответы не соответствуют природе устного речевого общения, поэтому они не способствуют развитию речи, а создают препятствие в работе, так как вносят в беседу искусственность и отбивают у ребёнка охоту говорить.

— речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства». Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, то есть желание сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и пережитом. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми. В процессе живого общения высказывания детей должны быть свободными по форме, это могут быть слово, фраза, развёрнутое сообщение. Как правило, такая форма работы проводится очень редко на уроках из-за ограниченного времени. А вот на занятиях по бисероплетению есть возможность организовать беседу, которая протекает в уютной обстановке.

— чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо «ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика», умеющего передавать замысел простыми словами, « в которые вслушиваются, с таким напряженным вниманием, слушатели… Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтённых оценок слушателей». Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет.

Все эти факторы натолкнули наш коллектив на проведение эксперимента.

2. Практическая часть

2.1 Развитие связной речи младшего школьника через систему анализаторов в практике дополнительного образования

Время проведения эксперимента: 2011-2012, 2012-2013учебные года.

Место проведения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 58 (начальное звено).

Цель эксперимента: через внедрение комплексного дополнительного образования, влияющего на развитие анализаторов ребёнка, обогатить и расширить кругозор, речь и понятийный аппарат учащихся младшего школьного возраста, устранить пробелы в поэтапном развитии речи.

Участники эксперимента:

1.Руководитель: Левицкая Татьяна Фёдоровна — заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

учитель- логопед, общий стаж работы 27 лет.

2.Участники: Мурашова Наталия Юрьевна — педагог

дополнительного образования

(кружковая работа), общий стаж работы 8 лет.

Трубачева Марина Владимировна — учитель

математики и информатики, общий стаж работы 14 лет.

Экспериментальная группа: Для проведения данного эксперимента была взята группа ребят 1 «б» класса (10 человек).

Критерии оценки: Результаты деятельности ребят прослеживались с 1 по 2 класс по полугодиям по следующим показателям:

А) Теория. Владение специальной терминологией (обогащение учебно-терминологической лексики);

Б) Практические умения и навыки (Прим.: выразительное чтение);

В) Общеучебные умения и навыки (Прим.: сочинение);

Г) Предметные достижения (различные выступления, проекты)

Таблица 1. Структура дополнительного образования

Кружки:

Руководитель:

Цели данного кружка

Время работы

Общая цель

1.

«Бисероплетение»

Мурашова Н.Ю.

-развивать интерес у ребят делать поделки своими руками;

-научить ребят элементарному счету и некоторым простым геометрическим понятиям;

-развивать эстетический вкус;

-развивать мелкую моторику рук;

-научить ребят составлять план своей работы;

-создать благоприятную атмосферу для общения (беседы).

Вторник четверг

с 9.30

до 11.00

(динамическая пауза — 25 минут)

Суббота

с 10.00

до 11.00

Воздействуя на слуховые, зрительные и кинетические анализаторы развивать систему фонетических, лексических, грамматических средств общения, восприятия логико-математического мышления и самовыражения у детей младшего школьного возраста. Помочь им пережить процесс адаптации с минимальным риском для психики и с максимальной самоотдачей погрузится в процесс обучения.

2.

«Танцевальный»

Мурашова Н.Ю.

-развивать творческие возможности детей;

-учить выразительно и непринужденно двигаться;

-развивать умение использовать счет и ритм в движении;

-развивать умение владеть своим телом;

-научить детей проецировать «рисунок танца» через внутреннее ощущение пространства: «шахматный порядок», движение по квадрату, кругу, диагонали и т.д.

Вторник четверг, суббота

с 11.00 до 12.00

Воздействуя на слуховые, зрительные и кинетические анализаторы развивать систему фонетических, лексических, грамматических средств общения, восприятия логико-математического мышления и самовыражения у детей младшего школьного возраста. Помочь им пережить процесс адаптации с минимальным риском для психики и с максимальной самоотдачей погрузится в процесс обучения.

3.

«Театральный»

Мурашова Н.Ю.

-через занятия по «словесному действию» научить голосовой, дыхательной, артикул-ляционной гимнастике;

-через знакомство с художественными произведениями приви-вать любовь к литературному чтению;

-обогатить словарный запас детей;

-научить ребят работать с произведениями (стихо-творная форма и проза)

-выработка навыка выразительного чтения;

-работа над постановкой голоса;

-развитие театральных навыков.

Вторник, четверг динамические паузы

по 25 минут во время перерыва на кружке «бисероплетение» (словесное действие: артикуляционная, голосовая, дыхательная гимнастика)

суббота

с 15.30

до 16.30

(театральный кружок)

Воздействуя на слуховые, зрительные и кинетические анализаторы развивать систему фонетических, лексических, грамматических средств общения, восприятия логико-математического мышления и самовыражения у детей младшего школьного возраста. Помочь им пережить процесс адаптации с минимальным риском для психики и с максимальной самоотдачей погрузится в процесс обучения.

Из таблицы мы видим, что каждый кружок, имея свою программу развития, и подчинены единой цели: совершенствование своего родного языка, обогащение словаря ребенка различными терминами, развитие мышления, воображения, памяти и внимания.

Программы кружков дополнительного образования были составлены таким образом, что дополняли друг друга, то есть составляли систему развития всех анализаторов ребёнка:

1. На кружке «Бисероплетение» (начиная с 1 класса) ребята тренировали мелкую моторику и овладевали навыками элементарного счета. В качестве эксперимента формировали учебно-терминологический словарь и визуально проецировали будущее изучение таблицы умножения. Пример: квадратный Губка Боб — мультипликационный герой. При плетении Спанч Боба дети должны были отслеживать закономерность: в каждом ряду (а их всего десять) должно быть всегда по 10 бисеринок.

На задание: «Набери на проволоку 23 бисеринки и соедини параллельным (или дуговым) плетением» — ребенок говорит: «Это десять, десять и три». Или «Набери 15 бисеринок: 7 зеленых и 8 белых в шахматном порядке…»

А когда дети уставали сидеть неподвижно, им предлагалась динамическая пауза: дыхательная, артикуляционная и голосовая гимнастика по программе театрального кружка или логоритмика.

2. На танцевальном кружке (начиная с 1 класса) дети двигались под счет и учились на слух и визуально ориентироваться в окружающем пространстве под музыку. В качестве эксперимента: внедрение геометрических понятий, используя описание рисунка танца (проект «Белые кораблики»).

Пример. На просьбы педагога: «встаем в две шеренги параллельно друг другу», «встаньте в шахматный порядок», «двигаемся по кругу, потом становимся в диагональ…», ребенок учится не только сам двигаться или стоять (т.е. владеть своим телом), как того требует рисунок танца, но и отслеживать боковым зрением движения других детей. А это в свою очередь тренирует внимание и ориентацию в окружающем пространстве.

3. Театральный кружок (занятия начинаются со 2 класса) — это кладезь всевозможных направлений для самовыражения разновозрастных детей с разным уровнем подготовки и различных талантов.

Это и развитие воображения, и освобождение мышц от зажимов (т.к. разминка обязательна и здесь) на занятиях первого года обучения, и логоритмика легко вписалась в мои занятия по «словесному действию». Дети заучивали стихи и делали разбор произведения. На занятиях по «сценарному мастерству» в игровой форме учились подбирать синонимы и антонимы, фразеологические обороты, писали сочинения на заданную и свободную тему. Поделки ребят из кружка «Бисероплетение» служили предметом для описания, анализа, наблюдения (форма, цвет, размер, материал, количество деталей), а также в творческих заданиях (к примеру: напиши историю этой вещицы).

При помощи старших ребят, которые придумывали сценарии праздников, дети работали с сюжетом произведения, рисовали декорации, создавали реквизит (проект «Белые кораблики»), делали подборку музыки и слайдов с использованием ИКТ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА: Результаты индивидуального роста деятельности ребят прослеживались на протяжении полутора лет по следующим показателям:

1. Теоретическая подготовка ребенка

· теоретические знания

· владение специальной терминологией

2. Практическая подготовка

· практические умения и навыки

· развитие мелкой моторики

· владение специальным оборудованием

· творческие навыки

3. Общеучебные умения и навыки

· развитие навыков элементарного счета и геометрических понятий

· умение аккуратно выполнять работу

· уметь организовывать рабочее место

· навыки соблюдения правил безопасности

4. Предметные достижения

· на уровне детского объединения

· на уровне школы

· на уровне города

· собственный проект

Показатели заносились в индивидуальную карту ребенка, на основании которых делались аналитические выводы и строились графики роста качества знаний учащихся.

Данные приведены в таблице:

Таблица 2. Кружок «Бисероплетение»

Теория Практика ОУУиН Достижения Примечания

Фамилия Имя

2011 / 2013

2011 / 2013

2011 / 2013

2011 / 2013

Примечания

Полина С.

0

4

0,75

5

2,75

5

0

3,25

Школьные выставки

Вероника С.

0

4,5

1,75

5

3,25

5

0

3,75

Объемные фигурки

по собственному проекту

Яна Г.

0

4

1,5

4,75

2,75

4,75

0

3,25

Проект «Африка»

Валерия Ш.

0

5

1,5

5

3

5

0

3,5

София Я.

0

4

1,25

4,5

2,25

4,5

0

2

Школьные выставки

Оксана Б.

0

5

3

5

2,75

5

0

4,75

Проект

«Бухта русалок»

Дюна Д.

0

4,5

1,5

5

3

5

0

3,75

Валентина Ч

0

5

1,75

5

2,75

5

0

3,5

Проект

«Острова мечты»

Дарья Ш.

0

5

1,5

5

3,25

5

0

3,75

Люба К.

0

4,5

1,25

5

3

5

0

3,5

Стоит сказать, что учителя отмечают успешность тех детей, которые посещают кружок бисероплетения. Ведь развитие мелкой моторики способствует улучшению почерка ребенка и педагогу значительно легче становится разбирать первые «каракули» первоклассников, а значит: есть, за что похвалить ребенка и поставить его другим в пример.

А положительные результаты лучше всего стимулируют адаптацию первоклассника к школе. Замечено, что и навыки элементарного счета приобретают скоростной режим. Дети, научившись работать с мелкими бисеринками, считать их и набирать на проволоку, легче и быстрее обращаются с простыми и двузначными числами: делят, складывают, отнимают… Через год после обучения детьми были разработаны и реализованы собственные проекты: картины «Бухта русалок», «Африка», «Острова мечты».

В танцевальном кружке рассматривалась деятельность ребенка по таким показателям:

1. Теоретическая подготовка

· теоретические знания

· владение специальной терминологией

2. Практическая подготовка

· практические умения и навыки

· ОФП (общая физическая подготовка)

· развитие умения использовать счет и ритм в движении

· творческие навыки (артистизм)

3. Общеучебные умения и навыки (ОУУиН)

· развитие навыков элементарного счета и геометрических понятий

· обогащение словарного запаса

· умение аккуратно выполнять свою работу

· навыки соблюдения правил безопасности

4. Предметные достижения

· на уровне детского объединения

· на уровне школы

· на уровне города

Результаты приведены в таблице.

Таблица 3. Танцевальный коллектив «Лия»

Теория Практика ОУУиН Достижения Печания

Фамилия Имя

2011 / 2013

2011 / 2013

2011 / 2013

2011 / 2013

Примечания

Полина С.

0

4

2

4,75

2,8

5

0

2,67

выступления на школьных концертах и мероприятиях районного масштаба

Вероника С.

0

4

2,25

4,5

2,6

4,8

0

3,33

Яна Г.

0

4

2

4,5

2,2

4,4

0

3

Валерия Ш.

0

4

2

5

3,2

5

0

3,33

Оксана Б.

0

4

2,5

5

3

4,8

0

3,33

София Я.

0

4

1,75

4,5

2,4

4,4

0

3

Дюна Д.

0

4

2,25

4,75

2,6

4,6

0

3

Валентина Ч

0

4

2,25

5

3,2

5

0

3,33

Дарья Ш.

0

4

2,25

4,75

3,2

5

0

3,33

Люба К.

0

4

2,75

4,75

3

5

0

3,33

В театральном кружке обращалось внимание на развитие письменной связной речи, способности к выразительному художественному чтению, словесному действию и сценарному мастерству.

1. Теоретическая подготовка ребенка

· теоретические знания

· владение специальной терминологией

2. Практическая подготовка

· практические умения и навыки

· ОФП (сценическая пластика, пантомима)

· словесное действие (дыхательная и артикуляционная гимнастика)

· сценарное мастерство

· творческие навыки (артистизм)

3. Общеучебные умения и навыки (ОУУиН)

· обогащение словарного запаса

· работа с произведениями (стихи, проза)

· выработка навыка выразительного чтения

· подбирать и анализировать литературу

· работа над постановкой голоса

· выступать перед аудиторией

4. Предметные достижения

· на уровне детского объединения

· на уровне школы

· на уровне города

И хоть занятия в театральном кружке начинаются со второго класса, результаты, приведенные ниже, показывают, что уже через 4 месяца разница между способностью детей к связной письменной речью очевидна.

Таблица 4. Театральный кружок

Теория Практика ОУУиН Достижения Примечания

Фамилия Имя

2012 / 2013

2012 / 2013

2012 / 2013

2012 / 2013

Примечания

Полина С.

0

3

3,2

4,2

3,33

4,33

0

1,33

Вероника С.

1

4

2,8

4

3,33

4,5

0

1,33

Яна Г.

0

3,5

2,6

4

3

4,17

0

1,33

Валерия Ш.

1

3,5

3,4

4,4

3,33

4,33

0

1,33

Оксана Б.

1

4

3,2

4,8

3,33

4,67

0

2,67

«Варвара краса» ведущая

София Я.

0

3,5

2,2

3,6

2,83

3,83

0

1

Дюна Д.

0

3

2,8

4

3

4,33

0

1,33

Валентина Ч

1

4

2,8

4,2

3,33

4,5

0

2,67

Концерт в детском саду (ведущая)

Дарья Ш.

1

4

2,8

4,4

3,33

4,5

0

2,67

«Варвара краса» ведущая

Люба К.

1

3,5

3

4,4

3

4,17

0

1,33

Для примера приведём два сочинения на одну и ту же тему: «История одной вещицы». Одно было написано на занятиях по сценарному мастерству, а другое, в виде эксперимента, на уроке русского языка, проведённом в конце первого полугодия во 2 классе. Письменные работы — это вид деятельности, который вызывал у ребят панический страх, так как нужно было оформить свои мысли правильным литературным стилем. Поэтому важно преподносить это в виде творческого задания или интересной игры. Детям были выданы различные небольшие бытовые мелочи и предложено написать рассказ о том, как эти предметы попали к нам в школу.

Сочинение учащейся 2 «а» класса С. Вероники:

Скрепочка.

Жила-была скрепочка. Она родилась на фабрике по изготовлению

скрепочек и долго путешествовала со своими подружками в тесной

коробочке, пока не попала в школу номер 58.

Когда скрепочка высыпалась из своей коробки, то увидела, что оказалась на огромном столе, в каком-то большом и важном кабинете. И ей пришлось много работать. Она скрепляла важные документы и очень гордилась собой.

Но была у скрепочки своя заветная мечта. Ей всегда хотелось заниматься творчеством и кого-нибудь вдохновлять. Или висеть высоко на новогодней елке вместе с флажками и гирляндами. А может быть участвовать в создании какого-нибудь сувенира или поделки, ведь чего только ни делают дети на уроках труда! (64 слова).

Сочинение учащейся 2 «а» класса П.Олеси:

Рыбка.

Жила-была рыбка. Она была из бисера, потому что ее сплели на занятиях по бисероплетению. Рыбку звали Полосатик. Ведь у нее были желтые и красные полосочки на боках. И еще у рыбки были два плавничка внизу и один сверху. Это была очень красивая рыбка. Она могла бы быть брелочком на телефоне или поделкой для мамы на 8 марта. Но сегодня она попала в наш класс и нас попросили написать про нее сочинение. (33 слова)

Эти сочинения детям предложили написать, начиная со слов «Жила-была…» или «Жил-был…». Нужно было описать предмет и пофантазировать на тему: «Как сюда попали эти предметы». Цель данного эксперимента: проанализировать письменную связную речь детей, словарный запас и их способность к внутреннему монологу. Сразу видна разница между этими двумя сочинениями — описаниями.

Первое сочинение отличается своей ярко выраженной эмоциональностью, большим объёмом — 64 слово, при норме во втором классе 40-50 слов, сложными, по своей структуре, предложениями. Ребёнок не боится находить сопоставления, оживлять неживую природу. Очень много подобрано прилагательных, фразеологических оборотов. Этого ребёнка научили слушать, наблюдать, анализировать, высказывать свою точку зрения, сопереживать, а главное, его научили не бояться своей речи — источника общения.

Второе сочинение отличается своей простотой, ограниченностью выразительных средств, небольшим объёмом — 33 слова, при норме во втором классе 40-50 слов, в рамках программного обучения. Предложения, как правило, небольшие, нераспространённые, очень мало фразеологических оборотов, прилагательных, эмоционально не окрашены.

2.2 Результаты индивидуального роста ребенка в системе дополнительного образования

Любая письменная работа, любое устное высказывание или выступление, может служить эффективным средством развития и совершенствования оперативной памяти, играющей такую важную роль в

процессе построения текста. Необходимо всячески содействовать расширению объёма оперативной памяти, развитию способности «удержания» и «упреждения» текста. Именно таким способом можно добиться снижения количества композиционных ошибок.

С учителями начальных классов была разработана схема взаимодействия: ставились небольшие тематические сценки для уроков математики, литературного чтения, окружающего мира. Сценарии писали ребята 4 класса, в постановке участвовали ребята 2 класса. В качестве эксперимента особое внимание было уделено расширению словаря и знакомству с учебно-терминологической лексикой. Здесь стоит взять за основу методику Л.А. Пантелеевой «Технология изучения особенностей усвоения учебно-терминологической лексики младшими школьниками с нарушениями речи».

Заключение

Развитие сенсорных анализаторов является средством разностороннего анализа предметов и явлений действительности и вместе с тем объединения, синтеза предметов и явлений в группы, категории ведёт к быстрому развитию высших форм интеллектуальной деятельности ребёнка, в частности развитию связанной речи.

Речь развивается в процессе повседневного общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи и других обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребёнка. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, удивительное, стремление быть понятым, сообщить другому о чём-то, необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают ребёнка к активному овладению языком.

Внеурочная деятельность открывает богатые возможности для совершенствования устной и письменной речи ребёнка, для развития у учащихся грамотной, логически построенной и образной речи, улучшается ритмическая сторона речи, выразительность при подаче материала. В игровой форме и непринужденной атмосфере на уроках бисероплетения, танцевального и театрального кружка есть возможность знакомить ребят с простыми математическими понятиями, тем самым развивая и обогащая их учебно-терминологический словарь. Помимо этого улучшается почерк (мелкая моторика рук), абстрактное мышление, координация в пространстве, развитие внимания, памяти и воображения.

Развитие связной речи ребёнка должно быть системным и комплексным, только тогда можно достигнуть определённых результатов.

Литература

1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. — М.: Владос, 2001

2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развитие руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Я.: Академия развития, 2000

3. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: Школа — Пресс, 2001

4. Коваленко В.В., Коваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. — М., 2001

5. Люблинская А.А. Детская психология. — М.: Просвещение, 1971

6. Организация работы заместителя директора начальных классов. Практические материалы. — М.: Владос, 2002

7. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1984

8. Практикум по общей психологии. / Под ред. А.И. Щербакова. — М.: Просвещение, 1979

9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. — Р-на-Д.: Феникс, 2001

10. Пантелеева Л.А. Технология изучения особенностей усвоения учебно-терминологической лексики младшими школьниками с нарушениями речи. / Журнал «Школьный логопед» № 1, 2011. С.29-33

11. Речевые уроки / Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: Просвещение, 1995

12. Развитие речи младших школьников. / Журнал «Начальная школа» № 2. — М.: Просвещение, 1995

13. Трефилова Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии Журнал «Вопросы психологии» № 5, 1997

14. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. — С-П.: 1998

15. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989

16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М.: Просвещение, 1989

17. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — С.-П., 1997

18. Информация на сайте: Logopedia/ritmika.shtml

19. Информация на сайте: zvukarik.ucoz.ru›index/logoritmika/0-30

20. Информация на сайте: rudocs.exdat.com›docs/index-327852.html

Размещено на