10 Методы социально-психологического воздействия. Социально-психологический тренинг

Методы социально-психологического воздействия. Социально-психологический тренинг.

План ответа

  1. Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра.
  2. Социально-психологический тренинг (СПТ).

2.1. Понятие СПТ.

2.2. Основные цели и задачи СПТ.

2.3. Исторические предпосылки возникновения тренинговых групп.

2.4. Виды тренинговых групп.

2.5. Организация и проведение СПТ.

2.6. Структура групп СПТ.

2.7. Требования к ведущему.

2.8. Основные стадии развития тренинговой группы.

2.9. Основные принципы конструирования программы СПТ.

2.10. Оценка эффективности СПТ.

1. Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра.

Весь набор методов социальной психологии Андреева подразделяет на методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии – «психологии воздействия». [Далее Андреева ссылается на главу по практической психологии и там методы не указывает… По лекциям Белинской, к методам воздействия относятся тренинги, (личностного роста, коммуникации, поведенческих навыков), моделирование (проектирование), методы работы с большими группами. Вот. Так что не очень понятно, что именно говорить. Но в программе к госам есть пункты про групповую дискуссию и ролевую игру. Вачков вообще относит групповую дискуссию и ролевую игру к общим тренинговым методам, и мне это кажется вполне разумным. Так как в программе есть эти пункты, я копирую Вачкова), т.к. нигде больше вразумительно про это не написано.]

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры. Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).

2 стр., 825 слов

Психологический тренинг для детей подросткового возраста на тему ...

... слушать, искренностью. Упражнение № 5 «Ток» - Давайте в заключении нашего тренинга передавая мячик, скажем друг другу пожелания на день. Начну я: «Желаю ... тебе хорошего дня».. Заключение к тренингу: - Сегодня мы постарались выяснить что же такое дружба, какие качества ... социальной перцепции. (конспект игры см. в приложении к тренингу) Литература: 1. Вачков Н.В. «Окна в мир ...

Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

Игровые методы включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. Использование игровых методов в тренинге чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес исследователей к организационно-деятельностным играм (А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).

  1. Социально-психологический тренинг (СПТ).
    1. Понятие СПТ.

Существует большое количество определений СПТ. Во всех определениях: 1) отмечается, что в тренинге используются активные методы обучения, под которым понимаются игры, специальные упражнения в подгруппах, групповые обсуждения, отчеты о работе в подгруппах; 2) отсутствует указание четкой целевой отнесенности, конкретизации. Цели могут быть связаны с развитием разных структур.

Одним из наиболее комплексным определением СПТ является следующее:

СПТ – это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении или коммуникативной компетентности (Жуков Ю.М., Петровская Л.А. и Растянников П.В.).

Коммуникативная компетенциявключает в себя:

2 стр., 830 слов

ИГРА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПРАЗДНИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ

... зрителя в совместное действие посредством общей игры. Предмет исследования: активизация зрителя, посредством игры. Цель работы: Доказать, что игра является основным средством активизации участников праздничного действия. Цель направляет нас на решение следующих ...

  1. Знания о нормах, правилах поведения;
  2. Коммуникативные умения (определенные техники общения);
  3. Коммуникативные установки ( на тот или иной вид общения).

Вачков также отмечает специфические особенности тренинга:

  1. наличие группы, которая в течение определенного времени находится вместе и ведет работу.
  2. В тренинговой работе соблюдается ряд принципов(тренинговое обучение отличается от традиционного).

Основные правила групповой работы:

  1. «Здесь и теперь»

Предметом их анализа — процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

  1. Искренность и открытость

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

  1. Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний.

  1. Активность

В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

  1. Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

  1. Основные цели и задачи СПТ.

Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Вачков выделяет общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

  • исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
  • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
  • изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
  • развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
  • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

  1. Исторические предпосылки возникновения тренинговых групп.

Тот факт, что воздействовать на группу – в целях лечения, в частности – бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали еще наши пещерные предки. Шаманская практика также показала успешность публичного применения обрядовых и ритуальных процедур для излечения больных. Первой попыткой дать научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения следует считать теорию «животного магнетизма» Франца Антона Месмера австрийского врача, практиковавшего в Париже в конце XVIII века. Первыми социологами, предпринявшими изучение групповых методов, их функций и механизмов на рубеже XIX и XX веков были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель.

Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. На Левина оказали влияние работы социолога Георга Зиммеля (Simmel, 1950), который рассматривал общество как систему функциональных взаимоотношений, объединяющих индивидуумов в сообщества. Он заметил, что, будучи членами общества, все люди принадлежат к группам, лидеры и члены групп постоянно воздействуют друг на друга. Левин начал применять динамические концепции Зиммеля по мере того, как переносил свои психологические исследования из лаборатории в полевые условия, то есть в нормальные естественные условия общественных процессов. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Работы Левина (Lewin, 1948, 1951), в области групповой динамики стали классическими. Его идея создания групп и изучения их деятельности на основе научно обоснованных фактов стала краеугольным камнем движения Т-групп. Подход Левина к изучению Т-групп получил название «действенного исследования».

Первая Т-группа возникла случайно. В 1946 г. несколько специалистов в области общественных наук во главе с Лилендом Брэдфордом, Рональдом Липпиттом и Куртом Левином участвовали в работе мастерской межгрупповых отношений, названной Коннектикутским проектом и призванной помочь бизнесменам и общественным лидерам успешно применять принятый незадолго до этого Закон (акт) о справедливом найме на работу. После одного из рабочих занятий специалисты собрались вечером для обсуждения своих наблюдений. На обсуждении пожелали присутствовать несколько участников группы. Вскоре стало ясно, что наблюдения специалистов не всегда совпадают с восприятием участников группы. Эти вечерние встречи оказались столь привлекательными для специалистов и участников, что превратились в эффективный метод обучения. Это был первый пример анализа участниками группы своего опыта с помощью получаемой от других обратной связи.

Успех нового метода исследования групповой динамики привел к созданию в следующем году в г. Бетеле, штат Мэн, Национальной лаборатории тренинга (НЛТ).

Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии – или в результате причудливого сочетания различных теоретических подходов.

  1. Виды тренинговых групп.

Классификация по Рудестаму.

Двумя основными параметрами, по которым можно классифицировать различные типы групп являются: 1) степень, в какой руководитель группы сохраняет за собой доминирующую роль в организации группы и управлении ее работой, и 2) значение, которое придается эмоциональному стимулированию членов группы по сравнению со значением, придаваемым рациональному побуждению к работе в группе.

Группы

центрированные на руководителе

центрированные на участниках

Рациональное стимулирование

Группы транзакционного анализа

Группы тренинга умений

Т-группы

Группы темоцентрированного взаимодействия

Эмоциональное стимулирование

Инкаунтер-группы

Гештальт-группы

Группы телесной терапии

Психодрама

Группы танцевальной терапии

Группы арттерапии

Т-группы

Группы темоцентрированного взаимодействия

Инкаунтер-группы

Классификация Годфруа

Ж. Годфруа (1992) предлагает разделить методы психотерапии на две категории: интрапсихическую и поведенческую. Поскольку групповое движение выросло из психотерапии, то кажется правомерным распространить эту классификацию и на методы тренинговой работы.

В основе интрапсихической терапии, по Годфруа, лежит тот принцип, согласно которому психологические проблемы и деструктивное поведение человека являются следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений, то есть неадекватности самосознания. Цель терапии состоит, таким образом, в том, чтобы помочь человеку понять причины его плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив себя и свое поведение.

Поведенческая терапия, исходящая из того принципа, что любое поведение человека является приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим, которое позволило бы ему действовать более адекватно.

Согласно этой классификации к группам интрапсихического направления можно отнести: группы встреч, гештальтгруппы, группы трансакционного анализа, психоаналитические группы, группы, использующие психосинтез, группы арт-тераиии. К группам, ориентированным на поведенческую терапию, относятся Т-группы, группы телесной и танцевальной терапии, группы тренинга умений и КПП-группы, психодраматические группы.

Подход Жукова

Существует два «процедурно-технологических» подхода к практике тренинга: компетенциарный (фокусированный на компетенциях) и экспериентальный (основанный на опыте).

В компетенциарном подходе акцент делается на предмете тренинга- на системе компетенций, т.е. в рамках компетенциарного подхода разработана дифференцированная система понятий для описания и оценки того,чтоподлежит формированию, совершенствованию и развитию. Экспериентальный подход сосредоточен на методах обучения, т.е. на том, как учить и учиться. В рамках этого подхода разработана совокупность моделей процесса обучения (процесса приобретения опята).

Предмет тренинга при этом находится на втором месте.

  1. Организация и проведение СПТ.

Тренинговые занятия должны проходить в специально подготовленных помещениях. Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Поскольку занятия могут длиться достаточно долго, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось. Помимо удобных и легких кресел для участников, стоящих в кругу, в помещении для тренингов необходимо иметь планшет с большими листами бумаги, на которых ведущий может что-то записывать или зарисовывать фломастерами, видеомагнитофон и телевизор. Перерывы в работе делаются в среднем через полтора – два часа на 10- 15 минут. Возможен двухчасовой обеденный перерыв. Все зависит от программы тренинга (сколько по времени длится, если целый день, то понятно, что нужен обеденный перерыв и т.п.)

  1. Структура групп СПТ (состав группы).

При рассмотрении структурных элементов тренинговых групп выделяются следующие аспекты: количественный и качественный состав группы, ролевое распределение в группе, цели и нормы групповой работы.

Количественного состав группы. Оптимальное число участников в группе обычно фиксируется в промежутке между 6 и 14. Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ее неотъемлемой частью (Рудестам).

Под качественным составом группы понимается распределение в группе профессионально-демографических, должностных и личностных характеристик участников. Разные авторы приводят свои аргументы, как в пользу однородности, так и разнородности группы, однако в большинстве случаев специалисты склоняются к мнению, что умеренно разнородные группы обладают преимуществом, связанным с наличием разносторонних точек зрения на решаемые в группе проблемы.

Нормы, устанавливаемые в группе, должны соответствовать целям группы. Нормы помогают решать вопросы о том, надо ли выражать свои чувства, как это правильно делать, как строить взаимоотношения с другими участниками группы. Соблюдение норм зависит от целого ряда обстоятельств, например, от группового статуса участника: при низком статусе нормы игнорируются, тогда как при среднем статусе участники склонны придерживаться существующим стандартам. Наибольшая готовность к принятию групповых норм наблюдается в сплоченных группах (придерживаясь норм сплоченной группы, ее члены приобретают в ней большую популярность, что способствует повышению их самооценки).

Ролевой репертуар. На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задается стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной им во внешнем мире. Однако ситуация психологического тренинга такова, что необходима гибкость поведения участников, определяющая отказ от шаблонных ролей и принятие новых, нестандартных игровых ролей. Специалисты описывают большое количество групповых ролей, сами названия которых ярки и метафоричны: «козел отпущения», «эксперт», «аутсайдер», «тряпка», «обвинитель», «хулиган», «жертва» и т. п. Основная задача групповой психотерапии и состоит в расширении репертуара ролей, предоставляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в тренинге и сознательно выбранных ролей.

  1. Требования к ведущему.

Функция руководителя – включить участников в работу и постепенно устраняться от руководящей роли (становясь латентным руководителем), предоставляя участникам свободу для самовыражения. Основные функции ведущего (по Рудестаму):

  1. функция эксперта: комментирует то, что происходит в группе (поведенческий аспект);
  2. катализатор – способствует развитию событий и побуждает к активности, привлекает внимание к текущим задачам и чувствам участников.
  3. Дирижер – регулирует взаимообмен между участниками, облегчает передачу информации, которая касается их эмоционального состояния.
  4. Образец – демонстрирует, как вести себя в группе.

Личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

  • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
  • открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • богатое воображение, интуиция;
  • высокий уровень интеллекта.

Требования к ведущему (лекции Прихидько):

  • Умение сохранять спокойствие, не поддаваться всеобщему волнению
  • Ролевая гибкость
  • Ведущий должен быть хорошим стратегом и организатором
  • Хорошо, если у ведущего есть свой собственный стиль
  • Ведущий е должен искать в группе социального признания (искушения воздвижения на пьедестал)
  1. Основные стадии развития тренинговой группы.

Выделяют 4 этапа в развитии тренинговой группы: начальную, кризисную, рабочую и завершающую.

Начальная стадия. Наличие тревоги у участников, волнение, страх неизвестности и неопределенности, подчеркнутая доброжелательность, псевдосплоченность. На этой стадии происходит установление норм группы, формирование ролевой структуры.

Кризисная стадия. Возрастание скептицизма и недовольства участников группы. Кризис вызывается, с одной стороны, недостаточно осознаваемым внутренним протестом против необходимости увидеть свой новый психологический портрет, а с другой стороны – вполне понятным страхом открыться перед другими участниками группы и ведущими.

Рабочая стадия.

Преодоление периода кризиса. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубокой и содержательной. Участники переосмысливают свое поведение, свою личность, они все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Основным результатом этой стадии является выбор и принятие решения действовать.

Завершающая стадия.

Психологический смысл этой завершающей стадии – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию.

Иногда участникам тренинга сложно расставаться, так как для многих людей в группах участники становятся эмоционально более близкими, чем родственники и друзья.

  1. Основные принципы конструирования программы СПТ.

Выбор того или иного методического приема определяется следующими факторами:

1) содержанием тренинга, 2) особенностями группы, 3) особенностями ситуации, 4) возможностями тренера.

В последнее время акцент смещается на всё более «свободное» построение тренинговых программ. Каждое отдельное занятие, каждая встреча представляет собой самостоятельную ценность, отдельный блок в составе целостной программы (модуль) — Жуков.

Три части модуля:

  1. вступительная (увертюра).

    Момент встречи, установление контакта, знакомство, прояснение целей и задач тренинга.

  2. Основная часть. Разогревы, мини-лекции, основные упражнения, дискуссии, анализ и подведение итогов конкретных упражнений. Шерринг.
  3. Подведение итогов (в широком смысле слова).

    Ведущий уточняет какие-либо моменты, отвечает на вопросы, благодарит участников за работу.

В состав каждого модуля также входят отдельные элементы – номера. Каждый номер имеет определённую цель, тему, сюжет, схему позиционирования участников, правила поведения, структуру исходов, критерии оценки и ключи анализа. Цели номера – это те задачи, которые он выполняет в целостной программе тренинга. Два блока целей номера: содержательные или предметные (отражают основное содержание модуля или всей программы тренинга) и функциональные или динамические (обеспечивают более эффективное протекание процессов в группе).

Участники тренинга перед началом номера получают информацию о его содержании, необходимую для его проведения (инструкцию).

Также проводится позиционирование участников – распределение ролей, комплектование подгрупп, установка очерёдности. Она может производится как тренером, так и самими участниками. Важнейшим компонентом проведения номера является обратная связь, которую участники могут получать как во время, так и после упражнений.

2.10. Оценка эффективности СПТ.

Проблема переноса приобретенных ЗУН в реальную жизнь человека.

Я долго думала над этим вопросам, у Вачкова, Рудестама и проч. Об эффективности ничего нет. Зато в инете «гуляет» модель Кирпатрика, позволяющая оценивать, в первую очередь, эффективнсоть организационных тренингов. Я ее прилагаю, но думаю, что знать ее совсем необязательно, это так, для ознакомления, если вдруг возникнет вопрос про эффективность.

Оценка эффективности проведения тренинга может осуществляться через четырехуровневую модель Дональда Киркпатрика:

Уровень оценки

Тип результата

Способы и методы оценки

1.Уровень реакции

Реакция участников Мнение участников, понравилось или не понравилось

  1. Оценочная анкета в конце тренинга
  2. Опросы участников тренинга, сделанные руководством компании

2. Уровень усвоенных знаний

Изменения участников Любые изменения персонала, способствующие эффективной работе:

 позитивный настрой

 повышение профессиональной мотивации

 изменение мыслей (преодоление устойчивых стереотипов мышления)

 повышение сплоченности команды

 получение конкретных знаний (т.н. учебный результат)

  1. Самоанализ, самооценка участников тренинга об изменениях в настрое, мыслях в их комментариях, изложенных в оценочных анкетах
  2. Наблюдения тренера-консультанта во время обучения, анализ изменений участников тренинга к концу обучения и их описание в Отчете по результатам проведения тренинга
  3. Контрольные упражнения в конце или во время тренинга на усвоение и использование полученных знаний (групповые и индивидуальные, письменные, устные, в виде ролевых игр)
  4. Наблюдения руководства компании за изменениями участников тренинга после обучения
  5. Цифровые замеры

3. Уровень поведения.

Изменения поведения на рабочем месте Системное применение полученных на тренинге знаний.

  1. Наблюдения руководства компании за работой сотрудника, прошедшего обучение, «в поле» (на рабочем месте).

    Сбор материала для аттестации содержащего описание примеров эффективного и неэффективного поведения при исполнении должностных обязанностей, описание хранится в личном деле сотрудника.

  2. Анализ Анкеты клиента или анализ изменившегося характера записей в Книге жалоб и предложений
  3. Использованием формулы R = M — I (R — Requirement M — Must, I — Inventory) для заполнения Контракта на обучение, заполненного до обучения. Контроль за выполнением Контракта.
  4. Контроль за применением знаний
  5. Регулярная Аттестация

4. Уровень эффекта

Изменение результатов деятельности компании Изменение качественных показателей:

 возросшая степень удовлетворенности клиентов

 известность компании (имидж)

 улучшение психологического климата

 уменьшение текучести кадров Изменение количественных показателей:

 объема продаж

 доли рынка

 массы прибыли

 коэффициента рентабельности

  1. Анкета клиента
  2. Заказное исследование об имидже компании.
  3. Личные наблюдения руководства компании.
  4. Отслеживание процента текучести кадров.

10 Методы социально-психологического воздействия. Социально-психологический тренинг — Стр 2

Источники: Рудестам, Вачков (есть в электронном виде на myword), Жуков, лекции Прихидько, моя курсовая и курсовая Лизы за 3 курс), интернет.