ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Понятие и условия социализации детей дошкольного возраста 7

1.2. Факторы социализации детей дошкольного возраста 13

1.3. Современные походы к социальному развитию детей дошкольного возраста 18

Выводы по 1 главе 23

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24

2.1. Организация и методики исследования 24

2.2. Программа социального развития дошкольников 26

2.3. Анализ результатов исследования 32

Выводы по 2 главе 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

ПРИЛОЖЕНИЯ 43

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И задача педагогов — правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Комплексные исследования последних лет (Г.М. Андреева, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, И.С. Кон, М. Мид, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Н. Смелзер) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.

Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Это Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, В.А. Сухомлинский и др. Особую роль в развитии теории социализации сыграл американский социолог Ф.Г. Гиббингс.

Основываясь на субъект-субъектном подходе, основоположниками которого явились Ч. Кули и Дж.Г. Миди, социализацию будем трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Проблема социализация личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С. Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А.П. Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

2 стр., 599 слов

ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ...

... эффективные формы взаимодействия с воспитанниками разных возрастов, родительским и педагогическим сообществом.   ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ   Красавина Анна ... В докладе рассматривается опыт успешной социализации детей с ОВЗ в дошкольном учреждении, методы и приемы взаимодействия психолога с детьми, а также даны методические рекомендации ...

Цель исследования — определить и теоретически обосновать совокупность педагогических условий социального развития детей дошкольного возраста.

Объект исследования — процесс социального развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — педагогические условия социального развития детей.

Гипотеза исследования: процесс социального развития детей будет протекать эффективнее, если:

— использовать тесное взаимодействие ДОУ с родителями;

— сочетать теоретические аспекты с практической деятельностью.

Задачи исследования:

1. Обосновать актуальность темы, дать анализ взглядов педагогов-классиков на сущность проблемы.

2. Выявить и проанализировать уровень социального развития у детей дошкольного возраста.

3. Выявить и экспериментально доказать эффективность использования средств взаимодействия с родителями.

4. На основе проведенных экспериментальных исследований разработать методические рекомендации по социальному развитию детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.

Этапы исследования:

1. Выявление уровня социального развития у детей дошкольного возраста.

2. Создание системы работы по социальному развитию детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.

3. Выявление эффективности педагогических условий работы по социальному развитию детей дошкольного возраста. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.

Методы исследования:

1. Анализ научно — методической литературы по проблеме.

2. Наблюдение за деятельностью детей.

3. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

4. Качественный и количественный анализ результатов экспериментальных исследований.

Научная новизна заключается в создании системы работы по социальному развитию детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.

Практическая значимость исследования: оказание помощи педагогам по социальному развитию детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в виде методических рекомендаций.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие и условия социализации детей дошкольного возраста

Социализация — это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры.

Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами [12, с. 89].

Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами.

3 стр., 1339 слов

Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве

... сформулировать кратко следующую концепцию двигательно-пластической выразительности детей 3 — 7 лет. Средством развития двигательно-пластической выразительности в дошкольном детстве выступает освоение языка выразительных движений. Обычно ... характеристик персонажа (в том числе, телесно-двигательных, связанных с его возрастом, габаритами тела, родом занятий и пр.); многие из характеристик того или ...

Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.

Этапы социального развития ребёнка

— Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.

— От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.

— Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее [20, с. 92].

— От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!).

Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

— От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности

Социальные факторы:

— семья

— детский сад

— окружение ребёнка детские учреждения (детский сад, развивающий центр, кружки, секции, студии)

— деятельность ребёнка

— телевидение, детская пресса

— литература, музыка

— природа.

Всё это составляет социальную среду ребёнка [8, с. 102].

Социальное воспитание дошкольников — важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст — самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками.

11 стр., 5080 слов

Общение дошкольников

... Как правильно общаться с ребёнком». 1. Теоретические основы развития общения детей дошкольного возраста .1Роль речевого общения в развитии речи детей Роль общения матери и ребёнка в пренатальном периоде. Обычно ... общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, потому, что дошкольники ...

Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.

Основные средства социального воспитания дошкольников:

— Игра.

— Общение с детьми.

— Беседа.

— Обсуждение поступков ребёнка.

— Упражнения для развития кругозора.

— Чтение.

Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда [5, с. 66].

В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.

Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.

В детском саду: создана специальная социально-формирующая среда, организовано общение с детьми и взрослыми организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность реализуется гражданско-патриотическая направленность, организовано взаимодействие с семьёй внедрены принципы социального партнерства. Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.

Специалисты выделяют некоторые условия социализации ребенка дошкольного возраста, без соблюдения которых невозможна успешная его адаптация к обществу [22, с. 87].

Таковыми являются:

— Самостоятельность. Получая новые знания, ребенок должен уметь их осмыслить, проанализировать, овладеть ими. Самостоятельность необходимо поощрять с помощью личной заинтересованности малыша или же путем игровой мотивации.

— Самоорганизация. Данным термином обозначают умение малыша без постоянного внешнего контроля, помощи и стимуляции со стороны взрослых организовать и проводить свою деятельность. Как правило, самоорганизация ребенка проявляется уже в старшем дошкольном возрасте, маленькие детки еще не готовы к такому процессу. У старших дошкольников формируется умение воспринимать задачу, планировать свою деятельность, самостоятельно ее контролировать и оценивать.

— Коллективное взаимодействие. Для полноценного развития личности не достаточно лишь общения ребенка с взрослыми. Ему необходим контакт с детьми разного возраста. Причем, важно, чтобы в коллективе были как дети старше, так и младше, и, конечно же, сверстники. Общение с детьми разного возраста обеспечивает ребенку широкую социальную практику, что позволит ему в будущем без труда адаптироваться в любой социальной среде.

Для становления личности дошкольника, его успешной социализации важное значение имеет игровая деятельность. Ее необходимо сочетать с приемами и методами, которые моделируют игровую ситуацию и ориентированы на адаптацию малыша в обществе [15, с. 74].

В дошкольных учреждениях педагоги создают специальные программы сопровождения социализации в игровой деятельности. В них используются такие методы и приемы как тренинги, развивающие упражнения и игры, психогимнастика, беседы, рисование. С их помощью у детей развивают определенные социальные качества, например, сотрудничество, рефлексию (склонность к анализу своих переживаний), эмпатию (постижение эмоционального состояния или внутреннего мира другого человека).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально- ... и уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой ...

Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик. Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.

Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать — важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их [12, с. 56].

Социальная адаптация — обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника. Происходит она в трёх сферах: деятельность, сознание, общение. Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах.

Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и социума.

Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки. При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения) [13, с. 60].

Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях:

— социализация

— индивидуализация.

В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация.

Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, замкнутость, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм.

Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... ценностных ориентации. 21 Группы и их классификаций. Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложноорганизованное общество, в котором люди объединены ...

Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт.

Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения [10, с. 106].

Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от ……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: Ст. и подгот. группы. / Н.В. Алешина. — М.: Элизе Трэйдинг: ЦГЛ, 2013. — 241 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. — Москва: Аспект-пресс, 2012. — 600 с.

3. Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления [Текст] / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 5. — С. 54-69.

4. Бобнева, М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. — М.: Наука, 2009. — 160 с.

5. Вяткин, А.П. Психологические методы изучения экономической социализации личности в процессе обучения. / А.П. Вяткин. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. — 228 с.

6. Григорьева, А.А. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / А.А. Григорьева, В.И. Сметанина / Якут. гос. Ун-т им. М. К. Аммосова; Под общ. ред. Г.Н. Волкова.- М.: Academia, 2013. — 155 с.

7. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ [Текст] / Т.А Данилина, В.Я. Зегенидзе, Н.М. Степина. — М.: Айрис-пресс, 2014. — 160 с.

8. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практ. работников ДОУ. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 106 с.

9. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребёнка. [Текст] / А.В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольников. — М., 2011. — 238 с.

10. Захарова, Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников [Текст] / Т.Н Захаров // Ярославский педагогический вестник — 2011. — № 2. — С. 88-92.

11. Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. / И.С. Клецина. — СПб, 2008. — 60 с.

12. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. — М.: Академия, 2010. — 160 с.

13. Коломийченко, Л.B. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко. Пермь.: ПГПУ, 2013. — 115 с.

14. Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / Отв. Ред. Е.В. Гончарова. Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2012. — 151 с.

11 стр., 5263 слов

Значение дидактических игр для развития личности ребенка-дошкольника

... пользуется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обуче­ния их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него фор­мируются ... и старших детей, — организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые); — игры, идущие от исторически сложившихся традиций на­ рода, — народные игры. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое ...

15. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в психокоррекции [Текст] / И.Г. Корнилова. — М., 2010. — 342 с.

16. Кряжева, H.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. [Текст] / H.JI. Кряжева, — Ярославль: Академия развития, 2011. — 160 с.

17. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. — СПб.: Речь, 2011. — 190 с.

18. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах [Текст] / А.С. Макаренко. — М., 2010. — Т.1 — 397с.

19. Миллер, С. Психология игры [Текст] / С. Миллер // Дошкольное образование. — 2012. — №7. — С.12-21.

20. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной — М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 64 с.

21. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л.И. Пензулаева. — М.: ВЛАДОС, 2011. — 112 с.

22. Петриченко, Н.Г. Проблемы экономической социализации личности ребёнка / Н.Г. Петриченко // Педагогический вестник Кубани. — 2011. — №1. — С. 36.

23. Психология детей дошкольного возраста. [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., Просвещение 2012. — 387 с.

24. Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: Материалы Всерос. науч. конф. 12-13 нояб. 2003 г. / Тольят. гос. Ун-т. — Тольятти, 2013. — 340 с.

25. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкол. учреждений / Науч. ред. М.М. Безруких. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 223 с.

26. Реан, А.А. Социализация личности / А.А. Реан // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2012. — 200 с.

27. Репина, Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т.А. Репина // Вопросы психологии. — 2011. — №2. — С.158-165.

28. Рылеева, Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для рук. и методистов. / Е.В. Рылеева, Л.С. Барсукова. — М.: Айрис-пресс, 2013. — 56 с.

29. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. [Текст] / — С.И. Семенака. — М.: АРКТИКА, 2014. — 72 с.

30. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста О.В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2011. — 88 с.