ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

РЕЙТИНГ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПРИЛОЖЕНИЯ (дополнительные практические задания для обсуждения конкретных эпизодов из фильмов)

Рейтинг

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

КОЛ-ВО БАЛЛОВ

ОБЩЕЕ КОЛ-ВО БАЛЛОВ

1

Работа на семинарских занятиях

27

Не владеют текстом (читаете)

и

Отсутствие таблиц, схем и т.п.

1

Не владеют текстом (читаете)

и

Наличие таблиц, схем и т.п.

2

Свободное владение текстом

и

Наличие таблиц, схем и т.п.

3

2

Словарь основных понятий

10

3

Реферат

10

Содержание

1

Введение

1

Основная часть

6

Заключение

1

Литература

1

4

Срез №1

7

5

Срез №2

7

Всего

61

Вопросы к зачету

  1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет социальной психологии и ее задачи на современном этапе развития.
  2. История формирования социально – психологических идей. Основные направления развития социальной психологии за рубежом и в нашей стране.
  3. Методы социально – психологического исследования.
  4. Значение общения в жизни человека и общества. Социально-психологические функции общения. Виды и уровни общения.
  5. Структура коммуникативного акта. Обратная связь в межличностном общении.
  6. Средства коммуникации (вербальные и невербальные).

    Основные функции средств коммуникации.

  7. Характеристика процессов говорения и слушания. Коммуникативные барьеры. Коммуникативная компетентность.
  8. Проблема взаимодействия людей в социальной психологии. Теории взаимодействия. Теория транзактного анализа Э. Берна.
  9. Структура и функции взаимодействия. Виды взаимодействия.
  10. Конфликтное взаимодействие. Понятие конфликта. Структура и динамика конфликта. Классификации конфликтов.
  11. Основные стратегии конфликтного взаимодействия и способы разрешения конфликтов.
  12. Понятие социальной перцепции. Механизмы и эффекты социальной перцепции.
  13. Механизмы психологического воздействия (заражение, внушение, подражание, убеждение).
  14. Значение изучения групп в социальной психологии. Большая и малая группы как разновидности общностей людей, их характеристика.
  15. Понятие малой группы и ее признаки. Основные направления изучения малых групп в социальной психологии.
  16. Классификация малых групп. Уровни развития малой группы.
  17. Социально – психологическая структура группы. Социально – психологическая роль, позиция, статус.
  18. Характеристика динамических процессов в малой группе. Групповое давление и конформизм. Феномены совместимости, сработанности, сплоченности. Социально – психологический климат в группе.
  19. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили руководства и их характеристика. Факторы, обуславливающие стиль руководства.
  20. Принятие группового решения: механизмы, методы. Эффективность деятельности малой группы. Параметры эффективности групповой деятельности.
  21. Представление о личности в отечественной и зарубежной социальной психологии.
  22. Понятие социализации личности. Основные этапы, механизмы и институты социализации. Нарушения и трудности социализации.
  23. Понятие социальных установок личности и традиции их изучения. Структура и функции социальных установок. Проблема изменения социальных установок.
  24. Я – концепция как социально – психологический феномен. Источники развития и формирования Я – концепции. Структура, функции и роль Я – концепции.
  25. Метод наблюдения в социальной психологии.
  26. Метод опроса (интервью) в социально – психологическом исследовании.
  27. Метод контент – анализа в социальной психологии.
  28. Активные формы социально – психологического обучения в повышении точности межличностного восприятия.
  29. Социометрический метод исследования групп.
  30. Изучение ценностно – ориентационного единства групп.
  31. Изучение психологического климата коллектива.

Тематика рефератов по социальной психологии

1. Место социальной психологии в системе гуманитарного знания. 2. Предмет и задачи социальной психологии. 3. Виды и специфика социально-психологического знания. 4. Особенности взаимосвязи социальной психологии с другими научными дисциплинами. 5. Основные этапы развития социально-психологических взглядов. 6. Сущность и специфика описательного этапа (VI в. до н. э. – середина XIX в.) в развитии социальной психологии. 7. Этап становления социально-психологического знания (60-е годы XIX в. – 20-е годы XX в.): борьба взглядов и направлений. 8. Особенности этапа экспериментально-теоретического развития социальной психологии в XX веке (с 20-х годов XX в. – по настоящее время).

9. Проблема межличностных отношений в социальной психологии. 10. Проблема общения в социальной психологии. 11. Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. 12. Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей. 13. Структура, содержание и формы общения. 14. Основные функции процесса общения. 15. Основные стороны процесса общения и их характеристика. 16. Особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческом коллективе. 17. Специфика проявления интерактивной функции общения на производстве. 18. Особенности проявления перцептивной функции общения в экстремальных условиях. 19. Специфика коммуникативного процесса между людьми. 20. Модель коммуникативного процесса: особенности рассмотрения в различных подходах. 21. Вербальная коммуникация, особенности проявления в конфликтных ситуациях. 22. Невербальная коммуникация, особенности проявления в конфликтных ситуациях. 23. Психологические условия эффективной коммуникации. 24. Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения. 25. Структура и механизмы социальной перцепции. 26. Социально-перцептивный стиль личности, его формирование и развитие. 27. Межличностное взаимодействие в структуре совместной деятельности и общения. 28. Специфика функционально-ролевой дифференциации в малой группе. 29. Типы и стратегии взаимодействия людей в студенческом коллективе. 30. Особенности взаимодействия в системе групповой деятельности. 31. Сущность психологических механизмов воздействия на других людей. 32. Сущность межличностного конфликта, специфика его проявления в студенческом коллективе. 33. Особенности структуры межличностного конфликта в студенческом коллективе. 34. Межличностные конфликты в ходе учебной деятельности: сущность и особенности. 35. Динамика конфликта и особенности ее проявления в студенческом коллективе. 36. Функции конфликта и особенности их реализации в коллективе. 37. Психологические условия предупреждения внутриличностных конфликтов. 38. Психологические условия разрешения внутриличностных конфликтов. 39. Инновационные конфликты – сущность и содержание. 40. Технология предупреждения конфликтов. 41. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов. 42. Компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения конфликтов. 43. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов. 44. Особенности и условия протекания межгрупповых конфликтов. 45. Специфика понимания группы в социальной психологии. 46. Социально-психологический портрет студенческой группы. 47. Специфика структуры групп при наличии формального и неформального лидера. 48. Группа как развивающаяся система, динамика становления, развития и функционирования. 49. Специфика проявления механизмов развития малой группы в условия учебной деятельности. 50. Проблема коллектива в отечественной социальной психологии. 51. Социально-психологические феномены и динамические процессы в малой группе: общая характеристика. 52. Феномен группового давления и особенности его проявления в студенческом коллективе. 53. Особенности групповой сплоченности в коллективе фирмы. 54. Специфика процесса принятия группового решения в малой группе. 55. Влияние лидерства на руководство студенческим коллективом. 56. Сущность, содержание и структура групповой деятельности. 57. Социально-психологические характеристики группы как субъекта деятельности. 58. Основные подходы к исследованию больших социальных групп в социальной психологии. 59. Социально-психологическая характеристика организованных социальных групп. 60. Социально-психологическая характеристика стихийных групп. 61. Социально-психологическая характеристика массовых движений. 62. Психологические особенности социальных классов. 63. Социально-психологическая характеристика этнических групп. 64. Принадлежность к большим социальным группам как фактор детерминации индивидуального сознания и норм поведения. 65. Теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений. 66. Влияние межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы. 67. Особенности межэтнического восприятия в системе межгрупповых отношений. 68. Феноменология личности в социальной психологии. 69. Сущность феномена социализации в психологии. 70. Механизмы социализации и их проявление в студенческом коллективе. 71. Особенности развития личности в системе межличностных отношений. 72. Сущность и специфика методов исследования социальной психологии. 73. Пути развития и совершенствования методов исследования в социальной психологии. 74. Методы разрешения конфликтных ситуаций в студенческом коллективе. 75. Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений.

Семинар №1 предмет, задачи и методы социальной психологии

+

История становления социальной психологии

План работы:

  1. Составление словаря основных понятий;
  2. Обсуждение основных теоретических положений темы.

Основные понятия: предмет социальной психологии; предмет общей

психологии; предмет социологии; прикладная социальная психология.

Вопросы темы:

1. В чем заключаются отличия понимания предмета социальной психологии в психологической и социологической литературе?

2. Проанализируйте основные точки зрения на предмет социальной психологии в дискуссии 20-х годов.

3. Сформулируйте задачи социальной психологии на современном этапе развития общества.

4. Существует ли влияние идеологии, господствующей в обществе на понимание предмета социальной психологии и определение круга ее задач? Обоснуйте Ваш ответ.

5. Что обусловило использование эксперимента в социальной психологии?

6. Что обусловило современные тенденции развития социальной психологии?

7. Сформулируйте основные требования к научному исследованию в социальной психологии.

8. В чем заключается специфика эмпирических данных в социально-психологическом исследовании.

9. В чем заключается специфика использования эксперимента в социальной психологии?

Семинар №2 общение (коммуникативная сторона: обмен информацией)

План работы:

  1. Составление словаря основных понятий;
  2. Обсуждение основных теоретических положений темы.

Основные понятия: общение, коммуникация, коммуникатор, реципиент, обратная связь, знаковые системы, вербальные средства, невербальные средства, говорение, слушание, монологическое говорение, диалогическое говорение, коммуникативные барьеры, фасцинация, проксемика, коммуникативная компетентность.

Вопросы темы:

  1. В чем заключается единство общения и деятельности?
  2. Раскрыть содержание понятия «общение».
  3. Какова структура общения?
  4. Дать характеристику видам коммуникации?
  5. Какова специфика обмена информацией в коммуникативном процессе?
  6. В чем заключается психологический смысл обратной связи?
  7. Дать характеристику средствам вербальной и невербальной коммуникации.
  8. Какова роль невербальных средств общения в педагогической деятельности?
  9. Какое место взаимодействие занимает в структуре общения?
  10. Дать характеристику процессам говорения и слушания.
  11. Дать характеристику коммуникативным барьерам.
  1. Каковы условия и средства развития коммуникативной компетентности?

Семинар №3 общение (перцептивная сторона: межличностное восприятие и взаимопонимание)

План работы:

1. Составление словаря основных понятий;

2. Обсуждение основных теоретических положений темы.

Основные понятия: социальная перцепция, механизмы перцепции, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия, стереотипизация, социальная установка, эффекты перцепции.

Вопросы темы:

  1. Раскрыть содержание понятия «социальная перцепция».
  2. Дать характеристику механизмам социальной перцепции.
  3. Дать характеристику эффектам социальной перцепции.
  4. Описать процесс формирования стереотипов.
  5. Описать процесс формирования социальных установок.
  6. Привести примеры эмпатии, аттракции, каузальной атрибуции, идентификации, рефлексии.
  7. Привести примеры стереотипов, проявляющихся в педагогической практике. Выделить их негативные и позитивные стороны.

Семинар №4 Проблема группы в социальной психологии

План работы:

1. Составление словаря основных понятий;

2. Обсуждение основных теоретических положений темы.

Основные понятия: малая группа, большая группа, групповой субъект деятельности, «мы-чувство», организация, групповое сознание, первичная малая группа, вторичная малая группа, формальная группа, неформальная группа, группа членства, референтная группа, социометрическое направление, групповая динамика.

Вопросы темы:

1. Каковы основные признаки социальной группы?

2. Дайте характеристику группы как субъекта деятельности.

3. Какие основания используются для построения классификации групп?

4. В чем заключается структурное и генетическое сходство и различие «группового» и индивидуального сознания?

5. Какие критерии используются для построения классификации малых групп?

6. Дайте характеристику основных подходов в исследовании малых групп.

7. В чем сходство и в чем различие групп и организаций?

8. Что определяет положение индивида в группе?

9. Как соотносятся и как взаимосвязаны структура отношений, коммуникативная структура и структура власти в малой группе?

Семинар №5 Основные процессы динамики малых групп

План работы:

1. Составление словаря основных понятий;

2. Обсуждение основных теоретических положений темы.

Основные понятия: группообразование; групповое давление; конформизм; негативизм; групповая сплоченность; лидерство; руководство; социальная власть; стиль лидерства; групповое решение; внутригрупповой конфликт; идеосинкразический кредит; психологический обмен; разрешение внутригрупповых противоречий; групповая дискуссия, групповая интеграция; коллектив; конфликт продуктивный; корпорация.

Вопросы темы:

1. В чем заключается психологический смысл феномена «группового давления»?

2. Какова роль группового давления в формировании групповой сплоченности?

3. Что общего и чем отличаются конформность и внушаемость?

4. Дайте интерпретацию понятия «групповая сплоченность» с позиции деятельностного, психодинамического, когнитивного подходов.

5. Как в коммуникативной структуре группы отражается повышение ее групповой сплоченности?

6. Дайте сравнительную характеристику лидерства и руководства как форм социальной власти.

7. Раскройте понятие «групповое решение».

8. Как соотносятся групповое и индивидуальное решение?

9. Что является условием реализации конструктивных функций конфликта?

10. Кто и почему получает в группе «идеосинкразический кредит»? При каких условиях нарушение нормы может стать новой нормой?

(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Семинар №6 Проблема личности в социальной психологии

План работы:

1. Составление словаря основных понятий;

2. Обсуждение основных теоретических положений темы.

Основные понятия: социализация; институт социализации; механизм социализации; инициация; децентрация; значимый другой; отраженная субъектность; контроль социальный; модификация поведения.

Вопросы темы:

1. В чем заключается роль стихийных социальных влияний на социализацию индивида?

2. Как механизмы и институты социализации зависят от общественных отношений?

3. Как взаимосвязаны социализация и детерминация социального поведения личности?

4. Сравните роль формальных и неформальных организаций в социализации индивида.

(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Семинар №7

ОБЩЕНИЕ

(интерактивная сторона: обмен действиями)

План работы:

1. Составление словаря основных понятий;

2. Обсуждение основных теоретических положений темы.

Основные понятия:

Вопросы темы:

Семинар №8

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

План работы:

1. Составление словаря основных понятий;

2. Обсуждение основных теоретических положений темы.

Основные понятия:

Вопросы темы:

(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Семинар №9

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

План работы:

1. Составление словаря основных понятий;

2. Обсуждение основных теоретических положений темы.

Основные понятия:

Вопросы темы:

(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Просмотр х/ф «Повелитель мух» (реж. П.Брук)

Инструкция перед выполнением задания: «Смотрите этот фильм так, как если бы вы проводили наблюдение. Постарайтесь отметить основные феномены групповой динамики. Все, что вы заметите, необходимо записывать».

Сформулируйте в письменной форме ответы на вопросы:

0. Охарактеризуйте название фильма.

1. Используя материалы фильма, приведите примеры проявления феномена группового давления.

2. Приведите примеры проявления конформизма в группе подростков.

3. Что является факторами групповой сплоченности в группе Джефа?

4. Проведите сравнительный анализ стиля лидерства Ральфа и Джефа.

5. Какие способы принятия группового решения представлены в фильме?

6. Назовите факторы, влияющие на принятие решений в группе Джефа.

7. Кем являются (лидер или руководитель) главные герои? Почему подростки, сначала выбрав в качестве руководителя Ральфа, потом переходят к Джефу?

8. Почему Ральфу не удалось установить «законы», а Джефу удалось это сделать?

9. Какова роль используемой Джефом символики в повышении групповой сплоченности?

10. Опишите динамику межгрупповых отношений, показанную в фильме.

12. Какие факторы определяют положение индивида в группе Джефа и в группе Ральфа?

13. Перечислите основные факторы, детерминирующие поведение подростков.

14. Если предположить, что подростков не нашли, как будут развиваться события в будущем? Обоснуйте свой ответ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2