РЕЙТИНГ
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПРИЛОЖЕНИЯ (дополнительные практические задания для обсуждения конкретных эпизодов из фильмов)
Рейтинг
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ |
КОЛ-ВО БАЛЛОВ |
ОБЩЕЕ КОЛ-ВО БАЛЛОВ |
|
1 |
Работа на семинарских занятиях |
|
27 |
Не владеют текстом (читаете) и Отсутствие таблиц, схем и т.п. |
1 |
|
|
Не владеют текстом (читаете) и Наличие таблиц, схем и т.п. |
2 |
|
|
Свободное владение текстом и Наличие таблиц, схем и т.п. |
3 |
|
|
2 |
Словарь основных понятий |
|
10 |
3 |
Реферат |
|
10 |
Содержание |
1 |
|
|
Введение |
1 |
|
|
Основная часть |
6 |
|
|
Заключение |
1 |
|
|
Литература |
1 |
|
|
4 |
Срез №1 |
|
7 |
5 |
Срез №2 |
|
7 |
Всего |
61 |
Вопросы к зачету
- Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет социальной психологии и ее задачи на современном этапе развития.
- История формирования социально – психологических идей. Основные направления развития социальной психологии за рубежом и в нашей стране.
- Методы социально – психологического исследования.
- Значение общения в жизни человека и общества. Социально-психологические функции общения. Виды и уровни общения.
- Структура коммуникативного акта. Обратная связь в межличностном общении.
- Средства коммуникации (вербальные и невербальные).
Основные функции средств коммуникации.
- Характеристика процессов говорения и слушания. Коммуникативные барьеры. Коммуникативная компетентность.
- Проблема взаимодействия людей в социальной психологии. Теории взаимодействия. Теория транзактного анализа Э. Берна.
- Структура и функции взаимодействия. Виды взаимодействия.
- Конфликтное взаимодействие. Понятие конфликта. Структура и динамика конфликта. Классификации конфликтов.
- Основные стратегии конфликтного взаимодействия и способы разрешения конфликтов.
- Понятие социальной перцепции. Механизмы и эффекты социальной перцепции.
- Механизмы психологического воздействия (заражение, внушение, подражание, убеждение).
- Значение изучения групп в социальной психологии. Большая и малая группы как разновидности общностей людей, их характеристика.
- Понятие малой группы и ее признаки. Основные направления изучения малых групп в социальной психологии.
- Классификация малых групп. Уровни развития малой группы.
- Социально – психологическая структура группы. Социально – психологическая роль, позиция, статус.
- Характеристика динамических процессов в малой группе. Групповое давление и конформизм. Феномены совместимости, сработанности, сплоченности. Социально – психологический климат в группе.
- Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили руководства и их характеристика. Факторы, обуславливающие стиль руководства.
- Принятие группового решения: механизмы, методы. Эффективность деятельности малой группы. Параметры эффективности групповой деятельности.
- Представление о личности в отечественной и зарубежной социальной психологии.
- Понятие социализации личности. Основные этапы, механизмы и институты социализации. Нарушения и трудности социализации.
- Понятие социальных установок личности и традиции их изучения. Структура и функции социальных установок. Проблема изменения социальных установок.
- Я – концепция как социально – психологический феномен. Источники развития и формирования Я – концепции. Структура, функции и роль Я – концепции.
- Метод наблюдения в социальной психологии.
- Метод опроса (интервью) в социально – психологическом исследовании.
- Метод контент – анализа в социальной психологии.
- Активные формы социально – психологического обучения в повышении точности межличностного восприятия.
- Социометрический метод исследования групп.
- Изучение ценностно – ориентационного единства групп.
- Изучение психологического климата коллектива.
Тематика рефератов по социальной психологии
1. Место социальной психологии в системе гуманитарного знания. 2. Предмет и задачи социальной психологии. 3. Виды и специфика социально-психологического знания. 4. Особенности взаимосвязи социальной психологии с другими научными дисциплинами. 5. Основные этапы развития социально-психологических взглядов. 6. Сущность и специфика описательного этапа (VI в. до н. э. – середина XIX в.) в развитии социальной психологии. 7. Этап становления социально-психологического знания (60-е годы XIX в. – 20-е годы XX в.): борьба взглядов и направлений. 8. Особенности этапа экспериментально-теоретического развития социальной психологии в XX веке (с 20-х годов XX в. – по настоящее время).
9. Проблема межличностных отношений в социальной психологии. 10. Проблема общения в социальной психологии. 11. Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. 12. Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей. 13. Структура, содержание и формы общения. 14. Основные функции процесса общения. 15. Основные стороны процесса общения и их характеристика. 16. Особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческом коллективе. 17. Специфика проявления интерактивной функции общения на производстве. 18. Особенности проявления перцептивной функции общения в экстремальных условиях. 19. Специфика коммуникативного процесса между людьми. 20. Модель коммуникативного процесса: особенности рассмотрения в различных подходах. 21. Вербальная коммуникация, особенности проявления в конфликтных ситуациях. 22. Невербальная коммуникация, особенности проявления в конфликтных ситуациях. 23. Психологические условия эффективной коммуникации. 24. Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения. 25. Структура и механизмы социальной перцепции. 26. Социально-перцептивный стиль личности, его формирование и развитие. 27. Межличностное взаимодействие в структуре совместной деятельности и общения. 28. Специфика функционально-ролевой дифференциации в малой группе. 29. Типы и стратегии взаимодействия людей в студенческом коллективе. 30. Особенности взаимодействия в системе групповой деятельности. 31. Сущность психологических механизмов воздействия на других людей. 32. Сущность межличностного конфликта, специфика его проявления в студенческом коллективе. 33. Особенности структуры межличностного конфликта в студенческом коллективе. 34. Межличностные конфликты в ходе учебной деятельности: сущность и особенности. 35. Динамика конфликта и особенности ее проявления в студенческом коллективе. 36. Функции конфликта и особенности их реализации в коллективе. 37. Психологические условия предупреждения внутриличностных конфликтов. 38. Психологические условия разрешения внутриличностных конфликтов. 39. Инновационные конфликты – сущность и содержание. 40. Технология предупреждения конфликтов. 41. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов. 42. Компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения конфликтов. 43. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов. 44. Особенности и условия протекания межгрупповых конфликтов. 45. Специфика понимания группы в социальной психологии. 46. Социально-психологический портрет студенческой группы. 47. Специфика структуры групп при наличии формального и неформального лидера. 48. Группа как развивающаяся система, динамика становления, развития и функционирования. 49. Специфика проявления механизмов развития малой группы в условия учебной деятельности. 50. Проблема коллектива в отечественной социальной психологии. 51. Социально-психологические феномены и динамические процессы в малой группе: общая характеристика. 52. Феномен группового давления и особенности его проявления в студенческом коллективе. 53. Особенности групповой сплоченности в коллективе фирмы. 54. Специфика процесса принятия группового решения в малой группе. 55. Влияние лидерства на руководство студенческим коллективом. 56. Сущность, содержание и структура групповой деятельности. 57. Социально-психологические характеристики группы как субъекта деятельности. 58. Основные подходы к исследованию больших социальных групп в социальной психологии. 59. Социально-психологическая характеристика организованных социальных групп. 60. Социально-психологическая характеристика стихийных групп. 61. Социально-психологическая характеристика массовых движений. 62. Психологические особенности социальных классов. 63. Социально-психологическая характеристика этнических групп. 64. Принадлежность к большим социальным группам как фактор детерминации индивидуального сознания и норм поведения. 65. Теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений. 66. Влияние межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы. 67. Особенности межэтнического восприятия в системе межгрупповых отношений. 68. Феноменология личности в социальной психологии. 69. Сущность феномена социализации в психологии. 70. Механизмы социализации и их проявление в студенческом коллективе. 71. Особенности развития личности в системе межличностных отношений. 72. Сущность и специфика методов исследования социальной психологии. 73. Пути развития и совершенствования методов исследования в социальной психологии. 74. Методы разрешения конфликтных ситуаций в студенческом коллективе. 75. Особенности методов социально-психологической коррекции школьных отношений.
Семинар №1 предмет, задачи и методы социальной психологии
+
История становления социальной психологии
План работы:
- Составление словаря основных понятий;
- Обсуждение основных теоретических положений темы.
Основные понятия: предмет социальной психологии; предмет общей
психологии; предмет социологии; прикладная социальная психология.
Вопросы темы:
1. В чем заключаются отличия понимания предмета социальной психологии в психологической и социологической литературе?
2. Проанализируйте основные точки зрения на предмет социальной психологии в дискуссии 20-х годов.
3. Сформулируйте задачи социальной психологии на современном этапе развития общества.
4. Существует ли влияние идеологии, господствующей в обществе на понимание предмета социальной психологии и определение круга ее задач? Обоснуйте Ваш ответ.
5. Что обусловило использование эксперимента в социальной психологии?
6. Что обусловило современные тенденции развития социальной психологии?
7. Сформулируйте основные требования к научному исследованию в социальной психологии.
8. В чем заключается специфика эмпирических данных в социально-психологическом исследовании.
9. В чем заключается специфика использования эксперимента в социальной психологии?
Семинар №2 общение (коммуникативная сторона: обмен информацией)
План работы:
- Составление словаря основных понятий;
- Обсуждение основных теоретических положений темы.
Основные понятия: общение, коммуникация, коммуникатор, реципиент, обратная связь, знаковые системы, вербальные средства, невербальные средства, говорение, слушание, монологическое говорение, диалогическое говорение, коммуникативные барьеры, фасцинация, проксемика, коммуникативная компетентность.
Вопросы темы:
- В чем заключается единство общения и деятельности?
- Раскрыть содержание понятия «общение».
- Какова структура общения?
- Дать характеристику видам коммуникации?
- Какова специфика обмена информацией в коммуникативном процессе?
- В чем заключается психологический смысл обратной связи?
- Дать характеристику средствам вербальной и невербальной коммуникации.
- Какова роль невербальных средств общения в педагогической деятельности?
- Какое место взаимодействие занимает в структуре общения?
- Дать характеристику процессам говорения и слушания.
- Дать характеристику коммуникативным барьерам.
- Каковы условия и средства развития коммуникативной компетентности?
Семинар №3 общение (перцептивная сторона: межличностное восприятие и взаимопонимание)
План работы:
1. Составление словаря основных понятий;
2. Обсуждение основных теоретических положений темы.
Основные понятия: социальная перцепция, механизмы перцепции, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия, стереотипизация, социальная установка, эффекты перцепции.
Вопросы темы:
- Раскрыть содержание понятия «социальная перцепция».
- Дать характеристику механизмам социальной перцепции.
- Дать характеристику эффектам социальной перцепции.
- Описать процесс формирования стереотипов.
- Описать процесс формирования социальных установок.
- Привести примеры эмпатии, аттракции, каузальной атрибуции, идентификации, рефлексии.
- Привести примеры стереотипов, проявляющихся в педагогической практике. Выделить их негативные и позитивные стороны.
Семинар №4 Проблема группы в социальной психологии
План работы:
1. Составление словаря основных понятий;
2. Обсуждение основных теоретических положений темы.
Основные понятия: малая группа, большая группа, групповой субъект деятельности, «мы-чувство», организация, групповое сознание, первичная малая группа, вторичная малая группа, формальная группа, неформальная группа, группа членства, референтная группа, социометрическое направление, групповая динамика.
Вопросы темы:
1. Каковы основные признаки социальной группы?
2. Дайте характеристику группы как субъекта деятельности.
3. Какие основания используются для построения классификации групп?
4. В чем заключается структурное и генетическое сходство и различие «группового» и индивидуального сознания?
5. Какие критерии используются для построения классификации малых групп?
6. Дайте характеристику основных подходов в исследовании малых групп.
7. В чем сходство и в чем различие групп и организаций?
8. Что определяет положение индивида в группе?
9. Как соотносятся и как взаимосвязаны структура отношений, коммуникативная структура и структура власти в малой группе?
Семинар №5 Основные процессы динамики малых групп
План работы:
1. Составление словаря основных понятий;
2. Обсуждение основных теоретических положений темы.
Основные понятия: группообразование; групповое давление; конформизм; негативизм; групповая сплоченность; лидерство; руководство; социальная власть; стиль лидерства; групповое решение; внутригрупповой конфликт; идеосинкразический кредит; психологический обмен; разрешение внутригрупповых противоречий; групповая дискуссия, групповая интеграция; коллектив; конфликт продуктивный; корпорация.
Вопросы темы:
1. В чем заключается психологический смысл феномена «группового давления»?
2. Какова роль группового давления в формировании групповой сплоченности?
3. Что общего и чем отличаются конформность и внушаемость?
4. Дайте интерпретацию понятия «групповая сплоченность» с позиции деятельностного, психодинамического, когнитивного подходов.
5. Как в коммуникативной структуре группы отражается повышение ее групповой сплоченности?
6. Дайте сравнительную характеристику лидерства и руководства как форм социальной власти.
7. Раскройте понятие «групповое решение».
8. Как соотносятся групповое и индивидуальное решение?
9. Что является условием реализации конструктивных функций конфликта?
10. Кто и почему получает в группе «идеосинкразический кредит»? При каких условиях нарушение нормы может стать новой нормой?
(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Семинар №6 Проблема личности в социальной психологии
План работы:
1. Составление словаря основных понятий;
2. Обсуждение основных теоретических положений темы.
Основные понятия: социализация; институт социализации; механизм социализации; инициация; децентрация; значимый другой; отраженная субъектность; контроль социальный; модификация поведения.
Вопросы темы:
1. В чем заключается роль стихийных социальных влияний на социализацию индивида?
2. Как механизмы и институты социализации зависят от общественных отношений?
3. Как взаимосвязаны социализация и детерминация социального поведения личности?
4. Сравните роль формальных и неформальных организаций в социализации индивида.
(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Семинар №7
ОБЩЕНИЕ
(интерактивная сторона: обмен действиями)
План работы:
1. Составление словаря основных понятий;
2. Обсуждение основных теоретических положений темы.
Основные понятия:
Вопросы темы:
Семинар №8
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ
План работы:
1. Составление словаря основных понятий;
2. Обсуждение основных теоретических положений темы.
Основные понятия:
Вопросы темы:
(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Семинар №9
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
План работы:
1. Составление словаря основных понятий;
2. Обсуждение основных теоретических положений темы.
Основные понятия:
Вопросы темы:
(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Просмотр х/ф «Повелитель мух» (реж. П.Брук)
Инструкция перед выполнением задания: «Смотрите этот фильм так, как если бы вы проводили наблюдение. Постарайтесь отметить основные феномены групповой динамики. Все, что вы заметите, необходимо записывать».
Сформулируйте в письменной форме ответы на вопросы:
0. Охарактеризуйте название фильма.
1. Используя материалы фильма, приведите примеры проявления феномена группового давления.
2. Приведите примеры проявления конформизма в группе подростков.
3. Что является факторами групповой сплоченности в группе Джефа?
4. Проведите сравнительный анализ стиля лидерства Ральфа и Джефа.
5. Какие способы принятия группового решения представлены в фильме?
6. Назовите факторы, влияющие на принятие решений в группе Джефа.
7. Кем являются (лидер или руководитель) главные герои? Почему подростки, сначала выбрав в качестве руководителя Ральфа, потом переходят к Джефу?
8. Почему Ральфу не удалось установить «законы», а Джефу удалось это сделать?
9. Какова роль используемой Джефом символики в повышении групповой сплоченности?
10. Опишите динамику межгрупповых отношений, показанную в фильме.
12. Какие факторы определяют положение индивида в группе Джефа и в группе Ральфа?
13. Перечислите основные факторы, детерминирующие поведение подростков.
14. Если предположить, что подростков не нашли, как будут развиваться события в будущем? Обоснуйте свой ответ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2