Курсовая работа — Гражданская война как способ разрешения межнациональных конфликтов

НИЖНЕКАМСКИЙ ХИМИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

,, КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ’’

Кафедра государственного, муниципального управления

социологии и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине КОНФЛИКТОЛОГИЯ

на тему: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

                                                               Работу выполнил: студент 4 курса, группы 4722

                                             Факультета Э и У, специальности УП

                                     Ковшов Сергей Александрович

                        Научный руководитель:

                                                                      Доцент

                                         Александрова Ирина Валерьевна

Нижнекамск, 2011

Содержание

16 стр., 7801 слов

Межнациональные конфликты: от истоков к современности

... ДО СОВРЕМЕННЫХ ВРЕМЕН 1.1 Социально-психологическая трактовка межнационального конфликта 1.2 Причины, типологизация и стадиальность развёртывания этноконфликтов Глава II. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 2.1 Межнациональные конфликты в обществе на рубеже столетий ...

Введение………………………………………….……………………………….3

1. Межнациональные конфликты как важнейшая социально —

психологическая проблема………………………………………….………….6

1.1 Сущность межнациональных конфликтов и их типология…………..…..6

1.2  Принципы классификации межнациональных конфликтов……………..9

1.3 Исследование причин конфликтов и индикаторов

межнациональных конфликтов………………………………………………..11

2. Исследование специфики гражданских войн как одного из

направлений межнациональных конфликтов……………..…………………17

2.1 Анализ понятия гражданская война как социально

  психологического явления……………………………………………………17

2.2 Сущность, причины возникновения и основные этапы гражданской

 войны в России…………………………………………………………………20

3. Пути разрешения межнациональных конфликтов………………….…….26

3.1 Международный опыт в области преодоления

национальных конфликтов………………………………………..…………..26

3.2 Рекомендации в области преодоления межнациональных

конфликтов………………………………………..…………………..………..31

Заключение……………………………………………………………………..34

Список использованных источников…………………………………………37

Приложение…………………………………………………………………….39

Введение

XX век ознаменовался не только расширением культурных связей и объединением Европы, но и распадом многонациональных государств, агрессивным национализмом и межнациональными войнами, которые во многом опровергли гуманистический миф о планетарном сознании и едином человеке.

Несравненно более остро и болезненно переживается «взрыв» этничности на территории распавшегося СССР, где в течение десятилетий, как в научных кругах, так и в обыденном сознании утверждалось мнение об успешности национальной политики в деле интеграции отдельных этнических групп в единый советский народ.

Очевидным, что прежние варианты решения национальных проблем себя исчерпали, что национальная рознь, национальная вражда, национальное недоверие, как правило, — следствие накапливавшихся годами ошибок и промахов в национальной политике.

5 стр., 2319 слов

Победы и поражения в жизни лопахина. по произведению : Своеобразие ...

... это сочинение введите команду /id50738 Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А. Чехова “Вишневый сад” Что составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? ... ему, что вишнёвый сад уже никому не вернёт прежнего счастья – и потому терпит поражение. А между ним и Любовью ... они пассивны и вялы. Лопахин, приобретя наконец вишнёвый сад, радуется недолго: позабыв о своей победе, и он пускается в ...

Необходимость более углубленного, аналитического рассмотрения  межнациональных конфликтов осознается все большим числом людей, а также специалистов этой области. Однако далеко не все пока еще, к сожалению, понимают, что действительно системный анализ в качестве своего главного и наиболее универсального постулата имеет утверждение, что такие события всегда являются многоуровневыми, включая целый ряд планов, относящихся, на первый взгляд к совсем другим сферам жизни и новейшей истории.

Для проведения научного исследования значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в исследуемой систем, определение новых направлений деятельности требуют системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования. Для достижения цели исследования необходимо четко определить основные понятия: объект, предмет, новизну, практическую значимость, методы исследования; знать технологии управления, уметь определять проблему в исследовании процессов и систем управления, осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного воздействия, понимать эффективность, ограничения и условия использования различных методов.

     Важность указанных вопросов обусловила направление, цели и задачи данного исследования.  

Цель курсовой работы изучить способы разрешения и особенности межнациональных конфликтов, на основе научного анализа разработать рекомендации относительно путей разрешения межнациональных конфликтов.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить межнациональные конфликты как актуальную социально- психологическую проблему;

— определить сущность межнациональных конфликтов и их типологию, проанализировать принципы классификации межнациональных конфликтов;

—  исследовать причины конфликтов и их индикаторов;

— изучить специфику межнациональных конфликтов на примере гражданской войны;

— изучить опыт зарубежных стран в разрешении конфликтов;

— разработать рекомендации по преодолению межнациональных конфликтов.

Предметом исследования являются гражданская война как способ разрешения межнациональных конфликтов.

26 стр., 12557 слов

Методика и описание хода исследования. 46 Анализ результатов ...

... корпоративной культуры РГСУ. 43 2.1. Методика и описание хода исследования. 43 2.2. Анализ результатов исследования. 48 Выводы. 59 Заключение. 61 Список литературы. 63 Приложение ... в системе руководство – подчинение, честность и соблюдение законодательства, поведение при конфликтах, получение и использование информации, общественная и политическая деятельность внутри организации, использование ...

Объектом исследования  является являются межнациональные  конфликты и их составляющие.

В качестве методологической основы исследования были использованы такие методы общенаучного исследования как анализ и синтез, логический подход к оценки экономических явлений, сравнение изучаемых явлений. При исследовании были задействованы сравнительный и описательный методы.

Степень разработанности. Анализ способов разрешения и особенностей межнациональных конфликтов проводится в различных аспектах и с разных углов зрения. Анализ гражданских войн как способа решения межнациональных конфликтов был описан в литературе такими исследователями как Р. Дарендорф, М. Вебер, Л. Козер, Э. Кардель, П. Бурдье, К. Боулдинг, М. Ломоносов и др. Однако в работах указанных авторов данная проблема анализируется в общих чертах. На мой взгляд остаётся ещё много дискуссионных вопросов по вопросам решения межнациональных конфликтов.

Практическая значимость данной работы  заключается в разработке практических рекомендаций  преодолению межнациональных конфликтов

Структуру курсовой работы составляют введение, три главы, включающие восемь параграфов, заключение и список использованных источников.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты межнациональных конфликтов, различные подходы к типологизации, классификации конфликтов.

Во второй главе изучается структура межнациональных конфликтов, проблемы провоцирующие возникновение гражданских войн.

В третьей главе рассматриваются пути урегулирования межнациональных конфликтов и опыт зарубежных стран в этой области .

1. Межнациональные конфликты как важнейшая социально-психологическая проблема

1.1 Сущность межнациональных конфликтов и их типология

В научной литературе не сложно найти понятие – конфликт. Та или иначе определения сводятся к одному смыслу:

     1. Конфликт (лат. «конфликтус» — столкновение) — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой [2, c. 145].

     2. Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, стремлений [7, c. 161].

    Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Изучением конфликтов занимается специальная отрасль науки — конфликтология.

Однако в СССР изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).

26 стр., 12513 слов

Психология социального конфликта

... Конфликты в современной России. 4.1 Природа социальных конфликтов в современных условиях.        18 4.2 Социально-политические конфликты.                &Межнациональные, ...   ВВЕДЕНИЕ. Конфликтные процессы мало конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить ...

Между тем на Западе есть солидная школа конфликтологии, разрабатывающая многие проблемы природы социальных и политических конфликтов и кризисов.

Нелишне напомнить, что еще Аристотель считал важнейшим источником конфликтов («распрей») в обществе имущественное неравенство людей и неравенство в получении ими почестей, когда нарушается мера и справедливость их распределения. Это, считал он, с одной стороны, способствует возрастанию корыстолюбия и тщеславия, что в конце концов ведет к перерождению государственного строя. С другой стороны, чрезмерное стремление к богатству и почестям знатных мужей приводит к возникновению недовольства у простых граждан государства и становится причиной государственных переворотов. Таким образом, преобладание несправедливого начала над справедливым — главная причина конфликтов, которые становятся постоянным компонентом политической реальности, неизбежным спутником социального развития, ибо и в «самом совершенном» обществе присутствуют разнообразные противоположные интересы, прежде всего политические, а их столкновение носит всегда конфликтный характер. Универсальной предпосылкой (источником) конфликтов в обществе выступает дефицит каких-либо социальных ценностей (доступа к власти, неравенства социальных групп, национальных общностей).

При этом одновременно претендующие на них субъекты не имеют возможности удовлетворить полностью свои потребности и оказываются в состоянии соперничества. Выделяют два вида подобного дефицита. Позиционный дефицит, когда невозможно одновременное использование одной роли или функции двумя субъектами, что ставит их в условия вынужденной состязательности. Например, в вопросе о государственной власти. Дефицит источников, когда ограниченность определенных ценностей не позволяет двум или большему числу субъектов удовлетворить в полной мере свои притязания. Так конфликт становится скорее нормой общественной жизни, нежели каким-то чрезвычайным событием[7, c. 161].

Под социальным конфликтом понимается столкновение сознательно преследуемых и отстаиваемых интересов и целей. Имея своим источником определенные объективные противоречия, достигшие в обществе кульминации развития, социальный конфликт возникает в результате осознания противоположными сторонами несовместимости их интересов и целей (например, несовместимость интересов и целей финансовых олигархов и крупных собственников — с одной стороны, и наемных работников, особенно промышленных рабочих и части крестьянства — с другой).

К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному признаку).

В повседневной практике при обсуждении межнациональных отношений, эффективности или неэффективности национальной политики государства, обычно имеются ввиду определенные нации. При этом различные малочисленные этнические группы особо не выделяются, хотя их количество, например, в России довольно значительно. Поэтому более точным будет применение, в том числе и к конфликтам, понятия «этнос» — народ, племя, группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих своими обычаями и укладом жизни, что отличает их от других групп. Нация же — это социально-историческая общность людей, совокупность граждан государства, имеющих общность территории и языка, социально-экономической и культурной жизни. Межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этнических и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребностей.

13 стр., 6496 слов

Общество как социальная система 2

... изучить понятие общества как социальной системы; исследовать тенденции развития социальных систем; выявить особенности стратификации российского общества. 1. Общество как социальная система 1.1 Понятие социальной системы Что ... тогда как преодоление антагонистических противоречий - в форме конфликта. При этом конфликт выступает как столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, действий; ...

Для таких конфликтов характерны определенный уровень организованности действий наряду с массовыми беспорядками, сепаратистскими выступлениями вплоть до гражданской войны. Поскольку они возникают в многонациональных государствах, любой внутренний конфликт в них неизбежно приобретает политический характер. Поэтому порой бывает трудно провести четкую грань между социальным, политическим и межнациональным конфликтом. Этнический конфликт может выражаться в различных формах, начиная с нетерпимости и дискриминации на межличностном уровне и кончая массовыми выступлениями за отделение от государства, вооруженными столкновениями, войной за национальное освобождение. Так развивались события в Нагорном Карабахе, Чеченской республике, Молдавии, Грузии после распада СССР[9, c. 37].

Таким образом, социально-политический конфликт в любом обществе выполняет определенные функции. Он может воздействовать на формирования нужного равновесия сил в обществе, хотя это равновесие будет носить временный характер. Он может способствовать и более полному выявлению противоположных интересов, переоценке существующих общественных ценностей и норм, а также выявить дисбаланс сил и породить дестабилизацию общества. С учетом этих факторов в демократическом обществе необходим поиск эффективных механизмов, способных предотвратить перерастание конфликтов в деструктивное разрушительное русло с непредсказуемыми последствиями.

1.2  Принципы классификации межнациональных конфликтов

 

Принято классифицировать конфликты по разным основаниям:

— по субъектам — межличностные, межпартийные, межгосударственные;

—   по масштабу — местные, региональные, глобальные;

— по воздействию на общество — системные, требующие целостного преобразования общества, и подсистемные, требующие преобразования       отдельных сфер общества (социальной, культурной) [3,c. 237](приложение А)

Конфликт между отдельными личностями возникает как следствие противоречий во взаимоотношении людей на производстве и бытовой почве. И разрешается он в соответствии с существующими нормами межличностного общения. Конфликт между личностью и обществом наиболее часто затрагивает сферу производства и распределения товаров и услуг, материальных благ, контроля за поведением людей, необходимого для нормального функционирования общества. Эта группа конфликтов связана с социальными, экономическими, эмоциональными отношениями людей, которые изменяются под влиянием научно- технического прогресса, затронувшего все сферы современного производства и управления, бытовые и семейные отношения.

10 стр., 4971 слов

Общие черты современных войн.

... национальной и этнической основе порождает многочисленные межгосударственные и внутригосударственные конфликты и войны. 4. Весьма болезненными и опасными источниками военных угроз являются ... различного базирования. 7.Особенности современных войн и вооруженных конфликтов. К концу 20 в. доминирующей формой вооруженных конфликтов стали «ассиметричные войны», отличающиеся резким неравенством возможностей ...

Конфликтные ситуации между социальными группами, классами сводятся к противоборству относительно возможно полного удовлетворения их интересов. Это касается, прежде всего, отношений власти. Межнациональные и межгосударственные конфликты затрагивают буквально весь спектр отношений между конфликтующими сторонами, все общество.

Различают также уровни конфликтов. Конфликт, охватывающий все общество, которое оказывается расколотым на два противоположных лагеря, относят к макроуровню. Его объективная база — наличие в обществе социальных слоев, заинтересованных в разрушении, изменении его основ. Конфликт внутри правящего класса, социального слоя относят к мазоуровню. По сути это борьба различных группировок внутри господствующего социального слоя (класса) за передел власти. Наконец, микроуровень, когда конфликт возникает и развивается внутри узкой замкнутой группы (элиты)[11, c. 142].

Таким образом, все социальные явления, социальные общности, действия властных структур, политических партий можно рассматривать с точки зрения конфликтов, то есть выяснения определенных разногласий и сплоченности, борьбы и поиска согласия. В этом проявляется двойственная природа конфликта — его разрушительное и, в то же время, созидательное начало, возможность стать фактором разрушения политической системы, а возможно — фактором ее совершенствования и развития.

Существует также классификация конфликтов по формам проявления и развития:

—   конфликты типа «схваток», когда противоборствующие стороны разделяют непримиримые противоречия и результатом может стать только победа одной из сторон;

—   конфликты типа «дебатов», когда ведется спор, маневрирование и обе стороны рассчитывают на достижение соглашения (компромисса);

—   конфликты типа «игр», когда стороны действуют в рамках общих правил и потому конфликт не завершается разрушением всей совокупности отношений между конфликтующими[8, c. 161].

Из сказанного следует, что анализ конфликтов невозможно подогнать под какую-то единую универсальную схему, что не существует неких универсальных рецептов разрешения конфликтов. Однако практика выработала определенную методологию (систему мер), позволяющую с учетом особенностей каждого конкретного конфликта добиваться его разрешения.

1.3 Исследование причин конфликтов и индикаторов межнациональных конфликтов

Причинность в социальной среде характеризуется значительной сложностью и запутанностью. Каждое социальное действие влечет за собой массу разнообразных и притом противоречивых событий. Конфликт может быть в конечном счете обусловлен совершенно безобидными действиями индивидов или групп, находящимися в достаточно отдаленной связи с противоборствующими сторонами. Но если мы хотим разобраться в подлинных причинах конфликта, приходится тщательно анализировать всю цепочку взаимосвязей между событиями и людьми.

8 стр., 3845 слов

Психологические операции Вооруженных сил США в войнах и конфликтах XX века

... плен. Вместе с традиционными формами ведения психологической войны впервые широкомасштабно стало использоваться телевидение. Телепрограммы разрабатывались для гражданской и военный аудиторий. Были созданы студия ... Впоследствии этот прием будет широко использоваться почти во всех локальных конфликтах. С целью психологического воздействия американцы широко применяли средства поражения, вызывающие ...

Анализируя причины поведения сторон в различных конфликтах, нетрудно заметить, что они обычно сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Корысть, месть, ненависть, недоброжелательство, обида, неудовлетворенность принятым решением, стремление обеспечить себя материально сегодня или в будущем – вот лишь небольшая часть мотивов бытовых конфликтов, встречающихся в судебной практике. Иной, но не менее разнообразной является мотивация групповых конфликтов: экономические трудности, политические симпатии и антипатии, стремление к лидерству, национальная гордость и многое другое. Столь же многообразны мотивы поведения государств на международной арене. Поистине мотивы конфликтов способны отразить всю сложность современной жизни.

Однако мотивы поведения индивидов и социальных общностей не являются глубинными причинами конфликтов: ведь сами эти мотивы требуют объяснения. Человек реагирует на изменения внешней ситуации, изменяясь сам; в свою очередь, психологические факторы воздействуют на ход экономических и политических процессов. Общественное сознание реализуется и преломляется через разум, чувства, потребности, мотивы, интересы, а отсюда мнения, позиции, поступки, действия конкретных людей. При этом именно в разнообразных формах индивидуального выражения общественного сознания, фиксируемого на эмпирическом уровне и обобщаемого как позиции и поведение групп и общностей, и проявляются в наиболее явном и остром виде противоречия духовной сферы, отражаются противоречия бытия.

В целом масштабная конфликтная ситуация свидетельствует о протекании в обществе социально-дезорганизационных процессов, о кратковременной или длительной, более или менее глубокой, иногда необратимой дезинтеграции важнейших общественных структур, обеспечивающих стабильность данного общества или территориальной общности.

Ян Щепаньский писал, что «дезорганизация – это совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что в рамках определенной общности действия, отклоняющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимый предел, угрожая установленному течению процессов коллективной жизни. Она заключается в дезинтеграции институтов, не выполняющих задач, для которых они созданы, ослаблении механизмов формального и неформального контроля, неустойчивости критериев оценок, появлении образцов поведения, противоречащих образцам, признанным допустимыми».

Если обобщить эти соображения, то можно еще раз сказать, что в конечном счете конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социальных противоречий.

Как известно, эта точка зрения была подробно разработана в марксистской литературе.

Общество, по К. Марксу, не статично; путем классовой борьбы оно постоянно преобразуется. Это общество по мере осознания рабочим классом своего угнетенного положения становится все более конфликтным, до тех пор пока не произойдет социальная революция, которая и похоронит эксплуататорский класс. Процесс этот носит всемирный характер, и он неизбежно должен привести со временем к бесклассовому обществу.

11 стр., 5245 слов

Суворов. Основные подходы к изучению вооруженных конфликтов

... они отстаивают точку зрения представителей советской военной школы, считающих, что классифицировать войны и вооруженные конфликты необходимо в большей степени по социаль­но-политическому признаку, а не по ... политических сил. Несмотря на некоторые различия в подходах в соотношении понятий «война» и «военный конфликт», многие российские военные исследователи в последние годы приходят к выводу о ...

Такое понимание общественно-исторического процесса сразу же встретило серьезные аргументированные возражения. Некоторые исследователи наследия Маркса не могли не обратить внимания на то, что классовый конфликт в этом смысле рассматривается без теоретического анализа его разнообразных поведенческих форм. Другие ученые, приняв некоторые марксистские постулаты, вместе с тем увидели в его концепции абсолютизацию экономических отношений в качестве главной причины конфликта между классами.

М. Вебер полагал, что возникновение конфликтов не сводится только к различиям бедности и богатства. Выявив компонент неравенства (разная степень уважения, неодинаковый престиж), он ввел понятие статусных групп. При этом Вебер обнаружил связь между материальными и идеальными интересами различных групп, с одной стороны, и религиозным сознанием, с другой.

Р. Дарендорф именно классы считает «конфликтующими социальными группами, основание определения которых… состоит в участии в господстве или исключении из него…». Он утверждал также, что классовый конфликт определяется характером власти. Конфликт, по его мнению, вызывается обычно не экономическими отношениями между руководителями и подчиненными, скорее его главной причиной является власть одних над другими. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу для конфликта; последний может возникнуть в любой организации (в больнице, военном батальоне, университете), где вообще существуют управляющие и подчиненные. Отметим: автор знаменитого труда «Общественные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» использовал многие теоретические положения Маркса для вывода о существовании объективных («скрытых») и осознанных («открытых») интересов. Классы, по его мнению, появляются лишь тогда, когда «скрытые» интересы становятся «открытыми».

Л.А. Козер, различая внутри- и внегрупповые конфликты, обратил внимание на зависимость их от самой социальной структуры. Последняя содержит гарантии единства внутригрупповых отношений перед лицом конфликта: это институциализация конфликта и определение степеней его допустимости. Станет ли социальный конфликт средством стабилизации внутригрупповых отношений и согласования противоположных требований сторон или он окажется чреватым социальным взрывом? Ответ на этот вопрос зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой и развивается конфликт.

В социальной структуре любого типа, считает Козер, всегда имеется повод для конфликтной ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция отдельных индивидов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов, позиций престижа или отношений власти. Вместе с тем социальные структуры отличаются друг от друга дозволенными способами выражения антагонистических притязаний и уровнем терпимости в отношении конфликтных ситуаций.

Из современных авторов Пьер Бурдье дает достаточно практического материала для размышления над тенденциями развития нынешних конфликтов, поскольку вообще полагает, что класс как теоретическая конструкция, отождествляемая с реальной действующей группой людей, есть обычная интеллектуалистская иллюзия По его мнению, недостаточность марксистской теории классов и, в особенности, ее неспособность учитывать ансамбль объективно регистрируемых различий, являются результатом того, что, сведя социальный мир к одному лишь экономическому полю, марксистская теория приговорила себя к определению одной лишь позиции в экономических отношениях производства.

По К. Боулдингу, Л. Крайсбергу, М. Крозье, сам конфликт заключается в противоборстве групп, преследующих несовместимые цели. К. Боулдинг, однако, отмечал, что все конфликты имеют общие элементы и общие стандарты развития и изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его проявлении.

Э. Кардель проводил различие непосредственных интересов социальных слоев и групп социалистического общества, в том числе и внутри рабочего класса. Признавая конфликты на базе социальных и имущественных различий, порождаемых в первую очередь распределением по труду, он находил основной конфликт тогдашнего югославского общества в противоречии между силами социалистического самоуправления и антисамоуправленческими силами. Помимо этого конфликта, носящего характер классового антагонизма, в югославском обществе, по его мнению, существовали и иные конфликты, возникающие на базе социалистических общественных отношений. Его соотечественник М. Джилас в работе «Новый класс» источником конфликта при социализме считал привилегированный слой чиновников, создавший новую систему неравенства и деспотизма[16, c. 79].

Итак, как видим, основные подходы к пониманию и объяснению конфликта складывались в рамках рассмотрения особенностей взаимодействия крупных социальных общностей. Личностный анализ в конфликтологии занимает, пожалуй, второстепенное положение. Он безусловно важен, но при изучении, к примеру, девиантного поведения единичное, индивидуальное имеет тенденцию к превращению в общее, групповое, т.е. становится доступным для анализа социальных общностей.

Таким образом на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Под конфликтом понимается столкновение сознательно преследуемых и отстаиваемых интересов и целей. Имея своим источником определенные объективные противоречия, достигшие в обществе кульминации развития, социальный конфликт возникает в результате осознания противоположными сторонами несовместимости их интересов и целей (например, несовместимость интересов и целей финансовых олигархов и крупных собственников — с одной стороны, и наемных работников, особенно промышленных рабочих и части крестьянства — с другой).

К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному признаку).

Для таких конфликтов характерны определенный уровень организованности действий наряду с массовыми беспорядками, сепаратистскими выступлениями вплоть до гражданской войны.

2. Исследование специфики гражданских войн как одного из направлений межнациональных конфликтов

2.1 Анализ понятия гражданская война как социально-психологического явления

Вопросы периодизации и характера Гражданской войны в советской и постсоветской историографии имеют различную трактовку, разброс хронологических рамок, включая разное содержание общественных процессов.

В постсоветских официальных изданиях — в «Военной энциклопедии в 8 т.» и «Словаре оперативно-стратегических терминов. Энциклопедический труд» изд. 2006 г. рамки Гражданской войны определены периодом от октября 1917 г. до конца 1922.

 В учебнике МГУ им. М.В. Ломоносова «История России XX–начала XXI вв.» под редакцией Л.В. Милова в главе «Революция 1917. Гражданская война в России» указывается, что «Гражданская война начинается в конце февраля–начале марта 1917 г. (расстрел революционных рабочих и солдат, свержение самодержавия)»1, а завершается в ноябре 1922 г.

 В учебном пособии «Новейшая история России 1914–2002» Санкт-Петербургского Государственного университета под ред. М.В. Ходякова в главе 3 «Гражданская война в России 1917–1921 гг.» отмечается, что Гражданская война началась «с утверждением советской власти в центре и на местах с октября 1917 г.»2. Уважаемый исследователь С.Г. Кара-Мурза в работе «Матрица Россия» (М., 2007. С. 149) считает, что Гражданская война началась крестьянскими восстаниями в 1902 г. Подобные примеры можно продолжить.

Такой разброс в хронологии, а также в оценках характера войны и её причин вызван, во-первых, сложностью и многоплановостью исторического процесса, а, во-вторых, разным представлением авторов о содержании таких социально-политических явлений, как: война вообще и гражданская война в частности, социальная революция и политическая революция, интервенция вообще и военная интервенция в частности. Безусловно, что на эти представления влияют также идеология автора и издателя и их политическая позиция, зачастую в ущерб научности, о чём будет сказано ниже.

Понятие гражданская война менялось и со временем, с развитием науки, с изменением и углублением представлений о содержании общественных процессов.

Участники революционных событий начала XX в. пользовались определениями XIX в., включая в него широкий круг событий революционного характера с применением военной силы. Этому есть примеры в авторитетных источниках.

 Но наука развивалась, углублялись сами понятия о войне как особом социально-политическом общественном явлении, отличающемся от других форм военного насилия. Развивались и понятия о социальной революции, её формах и этапах в социально-политической теории. Современное осмысление периода Гражданской войны в России не может игнорировать современный уровень науки в основных её положениях. Это вызывает необходимость использовать современные определения и в исторических исследованиях Гражданской войны.

У физиков есть общий принцип обсуждения научных проблем: прежде чем обсуждать проблему, явление надо определить используемые понятия. Этот гносеологический принцип важно применять и историкам, обществоведам при изучении сложных общественных явлений.

Применительно к нашей теме необходимо чётко определить содержание понятия, что такое гражданская война как социально-политическое общественное явление.

Гражданская война в России является объектом исследований одновременно двух крупных областей исторических знаний — научных дисциплин: отечественной (преимущественно социально-политической) истории и военной истории. Каждая из них имеет свои особенности исследования и своих специалистов.

Современное осмысление истории Гражданской войны в России, ставшее особо актуальным, и её научное изложение для будущих поколений (вспомним пушкинского Пимена) также требует применения современного военно-теоретического знания.

Важно отметить и конкретное содержание понятия гражданская война: «Гражданская война, организованная вооружённая борьба внутри государства между народами, социальными группами, классами (разрядка автора).

Г. в. всегда является двусторонним процессом, и каждая из воюющих сторон может преследовать различные цели: завоевательные, оборонительные, освободительные, карательные и пр.

Соотношение революции и гражданской войны в понятии, принятом современной военной наукой, может быть разным. Революция может перерасти непосредственно в гражданскую войну в соответствии с исходным соотношением сил. Революция может победить сочетанием мирных форм и военных акций ограниченного масштаба. Революция может произойти и в ходе развернувшейся гражданской войны. Гражданская война может быть развёрнута с помощью внешних сил после победы революции. Историческая наука должна определить исторические рамки этих двух социально-политических явлений, чтобы избежать путаницы, а также идеологических и политических спекуляций на исторических примерах[15, c. 81].

Революции и гражданские войны в истории были часто связаны с вмешательством внешних сил разных форм и масштабов. Такое вмешательство как политическое явление получило название интервенция, определённое современным международным правом. Для России, особенно в период Октябрьской революции и Гражданской войны, интервенция играла особую роль, вплетаясь во все общественные политические события. Именно поэтому Гражданскую войну в России нельзя рассматривать отдельно от развёртывания интервенции.

2.2 Сущность, причины возникновения и основные этапы гражданской войны в России

При анализе гражданской войны как способа разрешения межнациональных конфликтов теоретико- методологической основой исследования стал совокупный опыт методологии накопления и обогащения знаний во всех областях общественных и естественных наук на основе современных достижений отечественной и мировой теоретической мысли. В данной работе анализ опирался на теоретические положения и выводы видных представителей отечественной и мировой исторической и философской мысли о войне и армии, роли и места гражданской войны в национальной и мировой истории.

Оптимальная цель сочетания исторических и философских методов заключалась в том, чтобы с помощью исторических методов исследования более полно раскрыть содержание деятельности правительств и органов военного управления противоборствующих сторон по строительству и восстановлению морских сил в годы гражданской войны как конкретного исторического явления, а философских методов -раскрыть сущностные признаки и противоречивость, своеобразие и особенности данного явления, связи всех его элементов — как общей системы военно-политических организаций противоборствующих сторон.

 Гражданские войны известны в истории с древнейших времен. На бытовом уровне гражданская война — это война между гражданами одного государства. Международная энциклопедия общественных наук (США) дает такое определение:

 Гражданская война — это конфликт внутри общества, вызванный попытками захватить или сохранить власть незаконными средствами».

 Это определение подходит к гражданской войнам в Англии (XVII в.), в США в 1861-1865 гг., в Испании в 30-е гг. XX в. Оно применимо также к гражданским войнам в России. При этом в качестве «незаконных средств» выступает всегда вооруженная борьба. Поэтому — гражданская война – это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др. противоречиями вооруженная борьба за власть между различными группами и слоями населения внутри какой-либо страны.

Применительно к России — гражданские войны — это обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими, национальными и другими противоречиями вооруженная борьба за власть между различными группами и слоями населения страны, проходившая при активном вмешательстве иностранных государств и включавшая военные операции регулярных армий, восстания, мятежи, партизанские и диверсионно-террористические действия и др.формы[14. c. 107].

Одной из самых массовых гражданских войн в России была 1918-1920гг.

В настоящее время под влиянием публицистов и особенно электронных СМИ широкое распространение в российском обществе получила точка зрения, что гражданскую войну развязали большевики. Они, дескать, узурпировали власть, убили самого гуманного царя в мире, обострили конфронтацию в обществе и во имя приближения мировой революции развязали братоубийственную войну[6. c. 45].

Более аргументированной представляется точка зрения Ленина и большевиков, закрепленная в многочисленных книгах и школьных учебниках советского периода. Ее суть: В 1917 г. к власти в России пришли рабочие и крестьяне. Буржуазия и помещики смириться с этим не хотели. Но сил для сколько-нибудь серьезного сопротивления Советской Власти у них не было. Мятеж Краснова-Керенского, Каледина на Дону и Дутова на Южном Урале были легко и быстро подавлены. Однако иностранные государства организовали открытую интервенцию, оказали помощь внутренней контрреволюции и т.д. Таким образом, инициатором и катализатором гражданской войны в России выступил международный империализм. С этой трактовкой причин гражданской войны мы хорошо знакомы, но и она является односторонней, предвзятой, ненаучной. Причины войны нельзя свести к виновности в ее начале какой-либо из сторон. Ее исторические предпосылки следует искать в состоянии российского общества до февраля 1917 г., когда Россия перманентно входила в состояние гражданской войны, а причины — в действиях или бездействии основных политических сил страны в период от февраля 1917 г. примерно до лета 1918 г. Если ретроспективно оценивать предпосылки и причины гражданской войны в России, то их можно свести к следующим:

 1. Обострение социальных противоречий в Российском обществе, которые накапливались в течении десятилетий и даже веков и предельно углубились в ходе первой мировой войны. Острейшие проблемы российского общества не решались десятилетиями. На западе острота социальных противоречий более или менее сглаживались. В России насилие над народом было ведущим принципом функционирования власти. В конце XIX-начале XX вв. особенно заметным стало упорное нежелание самодержавия проводить существенные реформы политического и экономического строя. Конфликт власти и общества был настолько глубоким, что защитников у самодержавия в феврале-марте 1917 г. не оказалось, их просто не было в многомиллионной стране.

 2..Политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые не смогли стабилизировать ситуацию после свержения самодержавия. Борьба за армию в условиях продолжавшейся войны вела к ее развалу.

3. Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить свое господство.

4. Противоречия в лагере социалистических партий, которые на выборах в Учредительное собрание получили более 80% голосов, но не сумели обеспечить согласие, ценой взаимных уступок.

5. Вмешательство иностранных государств во внутренние дела России. Интервенция стала катализатором гражданской войны, а поддержка странами Антанты белогвардейских войск и правительств во многом обусловила длительность этой войны.

6. Грубейшие ошибки и просчеты большевиков, советского правительства в целом ряде важных вопросов внутренней политики (Раскол деревни летом 1918 г., расказачивание, политика «военного коммунизма» и др.).

7. Следует выделить также и социально-психологический аспект гражданской войны. Психология и психопатология революционной эпохи во многом предопределяли поведение каждого человека и больших социальных групп людей в годы войны. Формировалась привычка сначала делать контрольный выстрел, а потом проверять документы. Насилие воспринималось как универсальный метод решения многих проблем. Россия традиционно была страной, где цена человеческой жизни всегда была ничтожно малой. В эпоху гражданской войны взаимное ожесточение людей девальвировало и эту величину. Периодизация гражданской войны в России. Проблема периодизации истории гражданской войны неоднократно была предметом научных дискуссий. Но и по сей день нет единой точки зрения.

 До недавнего времени в отечественной исторической науке господствовал ленинский подход. В.И.Ленин рассматривал гражданскую войну в двух аспектах:

а) гражданская война как наиболее острая форма классовой борьбы (продолжалась в России с октября 1917 г. по октябрь 1922 г.);

 б) гражданская война как особый период в истории Советского государства, когда военный вопрос выступал как главный, коренной вопрос революции (с лета 1918 г. до конца 1920 г.).1 Второй (ленинский) период советские историки 60-80-х гг. делили, как правило, на три этапа: 1-й — конец мая 1918 г.- март 1919 г. 2-й — март 1919 г.- март 1920 г. 3-й — апрель 1920 г.- ноябрь 1920 г. Но встречались и другие подходы: в войне выделяли и 4, и 5 периодов.

В годы правления Сталина господствовала, естественно, его периодизация: поход Колчака, поход Деникина, поход Польши и Врангеля. Еще кое-где в школах и вузах сохранились исторические учебные карты «Первый поход Антанты против Советской республики», «Второй поход…» и “Третий поход..”. , изготовленные в свете указаний тов.Сталина. Но в такой периодизации выпадает 1918 г. Западные историки дают свою периодизацию гражданской войны в России: 1-й период — 1918 г. — называют анархистским; 2-й период — 1919 г. — борьба красных с белыми; 3-й период — 1920 г. — борьба большевиков с крестьянством.

При этом они считают, что победу в гражданской войне одержали крестьяне, так как большевики отказались от политики «военного коммунизма» и перешли к НЭПу. В 90-е годы в институте Российской истории РАН (академик Ю.А. Поляков) была предложена новая периодизация истории гражданской войны в России. Она охватывает период с февраля 1917 г. по 1922 г. Академик РАН Ю.А. Поляков выделяет 6 этапов гражданской войны в нашей стране: — февраль-март 1917 г. — насильственное свержение самодержавия, открытый раскол общества главным образом по социальному признаку; — март-октябрь 1917 г. — неудача российской демократии в попытке установить гражданский мир, усиление социально-политического противостояния в обществе, эскалация насилия; — октябрь 1917 г.- март 1918 г. — свержение большевиками Временного правительства, установление Советской власти, новый раскол общества, распространение вооруженной борьбы (в т. ч. и Брестский мир как один из факторов раскола); — март-июнь 1918 г. — локальные военные действия, формирование белых и красных вооруженных сил, террор с обеих сторон, дальнейшая эскалация насилия; — лето 1918 г.- конец 1920 г. — «большая гражданская война между массовыми регулярными армиями, иностранная интервенция, партизанская борьба в тылах, милитаризация экономики и т.д. (это собственно гражданская война в полном смысле этих слов, хотя точнее называть это время — этапом «большой» гражданской войны).

-1921-1922 гг. — постепенное затухание гражданской войны, ее локализация на окраинах и полное окончание. Безусловно, и подход Ю.А. Полякова далеко не совершенен. Но он, на мой взгляд, представляет собой более высокий уровень осмысления истории гражданской войны в России. Вместе с тем, в учебно-методической литературе для школьников выделяется два этапа гражданской войны в России:

  Первый этап – с 25 октября 1917 г. по май 1918 г.

 Второй этап – с лета 1918 г. до конца 1920 г[12, c. 24].

Таким образом, причины гражданской войны в нашей стране нельзя сводить к поискам однозначных ее виновников, а следует рассматривать как результат многоэтапного процесса нарастания и обострения социально-политического противостояния в российском обществе.

3. Пути разрешения межнациональных конфликтов

3.1 Международный опыт в области преодоления национальных

конфликтов

Непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть более полный, чем это было до сих пор, учёт состояния массового сознания, сложившихся и доминирующих в нём оценок и представлений, связанных с проблемами межнациональных отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и новации. Даже тогда, когда они явно неадекватны, не учитывать их нельзя. В межнациональных конфликтах имеют место не только неадекватное отражение реальности, но и элементы иррационального, стихийно-спонтанного, разрушительного. Предвидеть такого рода проявления невозможно, не изучая состояния массового сознания, предшествующего конфликтам.

Ни для кого не секрет, что средства массовой информации существенно влияют на формирование самосознания личности в современном мире, поэтому с целью предотвращения национальных конфликтов, в печати, на телевидении важно определить на правовой основе приоритеты в информировании населения, пропагандировать примеры не вражды, а дружбы, взаимопомощи, интернационализма и т.п. Трудно считать совершенно безосновательными предложения вообще не муссировать в печати национальный вопрос как политический, а решать национальные проблемы путём развития экономической интеграции, деловой экономической заинтересованности, воспитания чувства духовного единства и т.д. Это позволило бы легче решать сами национальные проблемы.

Одна из важнейших проблем преодоления конфликтов заключается в том, что само вычленение всех потенциальных возможностей предотвращения, смягчения этнических в своей культурной основе столкновений опирается на философию, культуру гражданского общества, либеральной цивилизации, общества, находящемся на принципиально ином уровне понимания и объяснения мира, чем архаичные этносы, не отделяющие свою жизнь от клочка земли, за который исторически сложившаяся культура санкционирует возможность, необходимость обрекать на гибель сколько угодно людей. Только массовый уход от этих представлений может спасти мир от стремления к взаимному истреблению как средству разрешения конфликтов. Место архаичных представлений должно замещаться представлениями о человечестве как основе, предпосылке и результате решения определяющих внутренних и внешних проблем сообществ.

Разрешение конфликта — это главная цель конфликтологии. В науке отсутствует единая методика разрешения этнических конфликтов, и это правильно. Хотя в протекании этнических конфликтов много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участвуют реальные люди со своими собственными идеями, страстями, стереотипами, с собственным мировоззрением. Поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддаётся логическому анализу, противоречит здравому смыслу. В качестве лидеров в конфликтных ситуациях, как правило, выступают неуравновешенные, экзальтированные люди, передающие свою конфликтную энергию массам людей. Изучение конфликтов показывает, как часто и как нелепо обе стороны упускают оптимальные возможности для разрешения конфликтов или, по крайней мере, снижения их остроты. Кроме этого, всегда надо учитывать влияние сил, заинтересованных в продолжении конфликта. Поэтому невозможно создать какую-либо универсальную схему или даже набор схем и приёмов для разрешения конфликтов. Разрешение конфликта — всегда творчество.

Западными конфликтологами разработано немало пособий, рекомендаций по разрешению конфликтов на микросоциальном уровне (конфликты в семье, в трудовом коллективе).

Исследование этих процессов осуществляется в основном методами психологической науки. Разрешение конфликтов на макросоциальном уровне (между государствами, этносами, конфессиями) изучено значительно хуже и не может быть достигнуто только методами психологических приёмов, т. к. в этом случае мы имеем дело не с межличностными, а институализированными конфликтами, хотя между ними имеется немало общего. Психологический фактор стабилизации межнациональных отношений в многонациональном государстве напрямую связан с правовым фактором и заключается в том, что необходимы действенные регулятивные наднациональные правовые средства, общие гражданские нормативы и правила поведения людей. Важно учитывать, что каждый человек несёт в себе черты националиста и интернационалиста. Веками у людей, живущих замкнутыми группами, в ходе естественного отбора вырабатывались инстинкты индивидуальной и групповой защиты, идеи коллективизма, солидарности, альтруизма. Врождённые разнообразные и взаимно противоречащие друг другу инстинкты по-разному представлены в психологии, как разных людей, так и разных народов. С этим надо терпеливо считаться. Регулировать, облагораживать естественные инстинкты общепринятыми нормами поведения — в этом важнейшая функция современного права и морали, будь то групповая или общественная мораль. Важно с научных позиций оценить положительную или отрицательную, в тех или иных обстоятельствах, роль и взаимосвязь этнических факторов и политической ситуации и на этой основе определить пути гармонизации межнациональных отношений. Конфликтологи — авторы многочисленных пособий утверждают, что люди, обученные навыкам разрешения конфликтов на микросоциальном уровне, смогут выступить в качестве посредников конфликтов макроуровня, например, этнических. И в таком подходе есть свой резон: ведь рано или поздно стороны, участвующие в межэтническом конфликте, садятся за стол переговоров, и тогда возникает микросоциальная группа, для работы с которой можно использовать эти многочисленные методики. Однако по опыту даже последних лет мы знаем, что такая работа не всегда имеет позитивный долговременный результат: согласие, достигнутое на переговорах, является недостаточным для больших масс людей, участвующих в этническом конфликте, для масс, которые зачастую готовы идти на многие жертвы «до победного конца»[1, c. 91].

Это, однако, не значит, что вообще следует отказываться от работы на микросоциальном уровне по разрешению этнических конфликтов. Хотя мировой опыт разрешения конфликтов свидетельствует о неспособности разрешения макросоциальных этнических конфликтов методами, выработанными для микро социумов, однако деятельность с небольшими группами людей способствует снижению общей социальной и этнической напряжённости в конфликтующем сообществе и в конечном итоге создаёт благоприятную почву для разрешения конфликтов политическими средствами.

В принципе, все способы исхода этнических конфликтов можно объединить в три группы. Первая — победа одной стороны над другой, т.е. решение проблемы с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликтов. Второй вариант — взаимное поражение сторон. Чаще всего такой исход событий возможен, когда стороны истощили свои силы в борьбе, и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. Третий способ исхода конфликтов — это взаимный выигрыш (достижение позитивного согласия по основным вопросам и начало интегративного взаимодействия).

Такой исход конфликта чаще всего возможен при наличии политической воли к позитивному разрешению конфликта и, как правило, достигается с помощью посредников. Первый способ исхода конфликтов не даёт долговременных результатов, и спустя некоторое время такой конфликт может возникнуть с новой силой. При погашении конфликта вторым способом он переходит в латентное состояние, и также имеет высокую вероятность последующей актуализации. Далеко не всегда можно рассчитывать на третий способ исхода конфликта, особенно если дело касается территориальных конфликтов. Однако именно такой подход может придать конфликту не разрушительное, а созидательное содержание.

Специфика попыток разрешения современных этнических конфликтов заключается в изменении общемировой обстановки, в том, что сегодня стремление конфликтующих сторон довести столкновение до крайних форм взаимного истребления в возрастающей степени входит в противоречие с человечеством в целом, с гуманизацией культуры, с необходимостью решать экологические проблемы, обеспечивать стабильность и развитие. Существует общая озабоченность опасностью перерастания локального конфликта в мировой, общей дегуманизации мира из-за архаизации этнонациональных отношений. Архаическая тенденция вступает в противоречие с общей тенденцией, связанной с возрастанием роли личности, её стремлением к саморазвитию. Преодоление этого рода негативных процессов сопряжено с вмешательством в конфликт третьего участника, т.е. стран с развитым гражданским обществом, или, по крайней мере, стран, стремящихся его утвердить. Новую ситуацию формирует способность развитых стран воспрепятствовать доведению конфликтов до крайних форм, попытки этих стран навязать миру более гуманные смыслы решения.

Немаловажную роль в урегулировании межнациональных конфликтов играет религия. Религиозные организации располагают большими возможностями для сглаживания этнополитических противоречий, формирования толерантности. С целью эффективного использования этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной нетерпимости и взаимодействия между вероисповедными сообществами. Выдвигаемые время от времени различными мыслителями и религиозными деятелями идеи и планы создания единой общечеловеческой религии, способной изжить нетерпимость и установить взаимопонимание между народами, утопичны.

Итогом пути к конституционному решению национальных проблем в современном мире стали следующие выводы:

— национальные споры должны решаться на основе переговоров законным путем;

 — национализм ни разу не привел к благосостоянию граждан, но почти всегда приводил к войне;

— наиболее эффективен путь решения национальных проблем за счет компромисса.

К трудным путям снятия национальной принадлежности относятся попытки предъявить этническое первородство в качестве доказательства права на территорию (до сих пор имеются попытки использовать такое право в спорах в Нагорном Карабахе, Курильских островах, перенести их на территорию Крыма и т.д.) Бесперспективно идеологическое принуждение этноса, утверждение его в качестве субъекта в политике, ущемление прав этноса на культурное развитие и т.д. Причем отдаленные последствия таких ограничении могут быть очень сильными (достаточно вспомнить запрет, действующий в Российской империи на изготовление книг на украинском языке)[4, c. 104]

3.2 Рекомендации в области преодоления межнациональных конфликтов

Даже в самых острых конфликтных ситуациях (а может быть, особенно в них) одной из первых промежуточных фаз урегулирования должна быть юридизация конфликта. Это предполагает:

во-первых, прекращение насилия;

 во-вторых, организацию диалога между сторонами конфликта;

 в-третьих, обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего – государственных органов (а не, скажем, лидеров экстремистских групп или «полевых командиров»);

 в-четвертых, формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке;

 в-пятых, юридическую фиксацию итогов каждой из стадий переговоров, в том числе поддающихся контролю обязательств каждой из сторон; в-шестых, максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание этому соглашению легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения. Из перечисленного, думается, ясно, что среди ключевых фигур участников переговоров должны быть юристы. Очень важна также роль посредников, о которой будет сказано несколько позже. Но, разумеется, само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами.

А для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов. Скажем, суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи могут (правда не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта. Но есть еще и другая, очень важная, эмоционально-когнитивная сторона проблемы.

Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов, социально-политический конфликт в любом обществе выполняет определенные функции. Он может воздействовать на формирования нужного равновесия сил в обществе, хотя это равновесие будет носить временный характер. Он может способствовать и более полному выявлению противоположных интересов, переоценке существующих общественных ценностей и норм, а также выявить дисбаланс сил и породить дестабилизацию общества. С учетом этих факторов в демократическом обществе необходим поиск эффективных механизмов, способных предотвратить перерастание конфликтов в деструктивное разрушительное русло с непредсказуемыми последствиями.

Все социальные явления, социальные общности, действия властных структур, политических партий можно рассматривать с точки зрения конфликтов, то есть выяснения определенных разногласий и сплоченности, борьбы и поиска согласия. В этом проявляется двойственная природа конфликта — его разрушительное и, в то же время, созидательное начало, возможность стать фактором разрушения политической системы, а возможно — фактором ее совершенствования и развития.

Анализ конфликтов невозможно подогнать под какую-то единую универсальную схему, что не существует неких универсальных рецептов разрешения конфликтов. Однако практика выработала определенную методологию (систему мер), позволяющую с учетом особенностей каждого конкретного конфликта добиваться его разрешения.

Основные подходы к пониманию и объяснению конфликта складывались в рамках рассмотрения особенностей взаимодействия крупных социальных общностей. Личностный анализ в конфликтологии занимает, пожалуй, второстепенное положение. Он безусловно важен, но при изучении, к примеру, девиантного поведения единичное, индивидуальное имеет тенденцию к превращению в общее, групповое, т.е. становится доступным для анализа социальных общностей.

Современное осмысление истории Гражданской войны в России, ставшее особо актуальным, и её научное изложение для будущих поколений (вспомним пушкинского Пимена) также требует применения современного военно-теоретического знания.

Революции и гражданские войны в истории были часто связаны с вмешательством внешних сил разных форм и масштабов. Такое вмешательство как политическое явление получило название интервенция, определённое современным международным правом. Для России, особенно в период Октябрьской революции и Гражданской войны, интервенция играла особую роль, вплетаясь во все общественные политические события. Именно поэтому Гражданскую войну в России нельзя рассматривать отдельно от развёртывания интервенции.

К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному признаку).

Существует также классификация конфликтов по формам проявления и развития:

—   конфликты типа «схваток», когда противоборствующие стороны разделяют непримиримые противоречия и результатом может стать только победа одной из сторон;

—   конфликты типа «дебатов», когда ведется спор, маневрирование и обе стороны рассчитывают на достижение соглашения (компромисса);

—   конфликты типа «игр», когда стороны действуют в рамках общих правил и потому конфликт не завершается разрушением всей совокупности отношений между конфликтующими.

Итак, как видим, основные подходы к пониманию и объяснению конфликта складывались в рамках рассмотрения особенностей взаимодействия крупных социальных общностей. Личностный анализ в конфликтологии занимает, пожалуй, второстепенное положение. Он безусловно важен, но при изучении, к примеру, девиантного поведения единичное, индивидуальное имеет тенденцию к превращению в общее, групповое, т.е. становится доступным для анализа социальных общностей.

Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стоорны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

В социально-политическом плане пути к преодолению конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Список использованной литературы

 1 Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. (Учебное пособие под ред. проф. В.А. Шаповалова).- Ставрополь: Юрайт-М, 2005.-312 с.

2 Баранов Н.А. Теория политики: Учебное  пособие / Н.А. баранов, Г. А. Пикалов. – СПб: Изд-во БГТУ, 2006 – 261.

3 Винер Б.Е.. Формы этничности, бывает ли у этноса сущность и что сторонники академика Бромлея могут взять у новых теорий // Социология и социальная антропология. -2005.  Т. 8.- № 2.- С. 142-164. 

4 Вихалемм М, Калмус В. Дифференциация ментальностей основных этнических групп в Эстонии // Социологические исследования.- 2008.-  № 5. -С. 104-114. 

5 Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов.– Ростов-н/Д:  Изд-во ООО  «ЦВВР», 2005. — 280 с.

6 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.- М.: Дашко и ко, 2004.- С.237-246

7  Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса — конфликта. М.: Луч, 2006.-321с.

8 Кредер А.А. Новейшая история 20 век. Ч.2 — М.: ЦГО, 2005.- 211с.

           9 Перепелкин Л.С.. Этнокультурная безопасность России: общественные вызовы и государственная политика //Общественные науки и современность.- 2003.- № 3.- С. 107-121. 

10 Гражданская война в  России: последствия внутренние и внешние / новая и новейшая история. – М., 2005 . – С. 81-83.

11 Рашидова С. Развитие этнической толерантности в воспитании молодежи//Материалы студенческой научно-практической конференции.-2007.- С.311

12 Романовски В. Глобальный вызов: как достичь мира без унижения? // Социологические исследования. — 2004. — № 4.- С. 24-32. 

13 Сорокин Н. Рижский прокурор посчитала призывы к расовой ненависти свободой слова// Российская гозета.- 2007.- № 4452 .-С 5

14 Тощенко Ж.Т.  Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2004. – 511 с.

15 Филлипов Е.А Беларусь, Украина и Россия: Восток или Запад?// 
Мир России.- 2008. — № 4.- С. 37. 

16 Хоперская Л.Л, В.А.Харченко Управление локальными межэтническими конфликтами: теория и практика // Социологии и социальной антропологии.- 2004. — № 3.- С. 161-181. 

Приложение А

Классификация конфликтов

таблица 1

классификация конфликтов



По субъектам


Межличностные

Межпартийные

Межгосударственные



По масштабу


Местные

Региональные

Глобальные




По воздействию на общество


Системные – требующие целостного преобразования общества;


Подсистемные – требующие преобразования отдельных сфер общества