Методическое письмо О работе социального педагога

О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

(методическое письмо)

Социально-исторический контекст введения новой профессии

В нашей стране происходят резкие изменения в экономической, политической, социальной жизни. Сегодня можно представить, что эти изменения приведут к появлению новых социальных проблем, которые углубят существующие проблемы воспитания, развития, социального формирования детей, подростков, молодёжи.

Традиционная педагогика, замыкавшаяся в рамках образовательных учреждений, недооценивала влияния среды, средовых факторов, игнорируя тем самым целостный характер воспитания как социального явления. Сегодня, возникло острая потребность в возрождении социальной педагогики, как науки в области педагогической практики, свёрнутой в 30ые годы в силу социально-политических причин. Основанная на интегративной целостной концепции человека, социальная педагогика призвана обеспечить компетентность социальной деятельности в вопросах понимания человеческих отношений, проблем, влиять на стратегию социальной политики и практику социальной работы. Она должна стимулировать позитивные процессы в жизни человека и стремиться преодолеть или ослабить искажения, деформации в его поведении. Становление в нашей стране социальной работы как профессии, назначение которой – оказание компетентной социальной помощи населению, гуманизация социокультурной среды обитания, содействие в социальном формировании личности, происходит при доминирующей роли социальной педагогики, педагогических аспектов социальной помощи, защиты человека. Выращенный на прогрессивных традициях современной отечественной педагогики и вобравшей в себя всё лучшее и рациональное из зарубежного опыта, социальный педагог в нашей стране стал первопроходцем, пробившим дорогу новой профессии – «социальная работа».

Именно в педагогической сфере ещё 60-70ые годы были предприняты попытки ввести специалистов, непосредственно сориентированных на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школах, педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, работники внешкольных учреждений, общежитий, клубов, комнат школьников и др.).

На рубеже 70-80х годов общественная потребность, достижения опыта практической работы в социуме вывели проблему на новый уровень её решения. В практике социально-педагогических и молодежных жилых комплексов, разновозрастных объединений по месту жительства, сводных пионерских дружин, профильных клубов по интересам формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивалась тенденция интеграции, межведомственного подхода в социальной деятельности. Изменялся характер взаимодействия школы с другими институтами – от организующего к педагогическому центру микрорайона, и на этой основе интенсивно развивался процесс педагогизации среды.

3 стр., 1283 слов

Театрализованная игра как фактор развития социального опыта дошкольников

... социальной действительности, формированию социально ориентированных мотивов и творческому овладению многообразием социальных ролей, обогащающим социальный опыт ... А.Д.Кошелевой. – М., 1983. 8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2004. – 416 с. ... развития социального опыта в дошкольном возрасте. Предмет исследования - педагогическая работа по развитию социального опыта дошкольников ...

Однако развитие продолжало сдерживаться отсутствием профессионально подготовленных кадров, специально сориентированных на социально-педагогическую работу в микрорайон как самостоятельную профессию. Функции социально-педагогической работы растворялись и распределялись между традиционно действующими учреждениями образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, культуры, милиции. К тому же, функционально крайне слабо связанными между собой. В результате позиции «Школа – центр микрорайона» в общественном сознании сформировалась мысль о том, что школа отвечает за воспитание детей.

Негативными последствиями такого подхода стали отстранения от процесса воспитания семьи, организованного школой и другими социальными институтами микрорайонами, неоправданные попытки подменять функции семьи различного рода государственными структурами, вместо того, чтобы укреплять и развивать семью, как незаменимый социальный институт формирования личности.

Нынешний этап можно охарактеризовать, как переходный к качественно новому уровню развития социальной педагогики и социальной работы: от отдельных очагов передового опыта к государственному решению проблемы, к созданию системы социальных служб с разветвлённой инфраструктурой их кадрового обеспечения. При этом надо иметь в виду, что данная работа возможна лишь в тех регионах, микрорайонах, где созданы надлежащие условия, достигнут уровень понимания и восприятия социальной педагогики в первую очередь среди руководящего звена территории. Принцип добровольности обязательно должен присутствовать, особенно на первом этапе.

Основное назначение, функции, специализация, место работы социального педагога

Выход на профессиональный уровень постановки социальной работы в стране – явление значительное. И от качества кадров во многом зависит дальнейшая судьба профессии, а значит и решение проблем воспитания, образования, выживания, развитие детей, а главное – социальной защиты каждого человека.

Социальная работа – единая профессия. Она представлена многообразным веером разновидностей специализаций. На практике получает широкое распространение работа социальных педагогов, социальных работников, специалистов по социальной работе.

Было бы ошибочно считать социального педагога одной из разновидностей социального работника или сводить его функции к деятельности общеобразовательного или какого-либо другого учреждения. Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений).

При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и её ближайшем окружении по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

10 стр., 4527 слов

Анализ медико-социальной работы по профилактике заболеваний, ...

... в год. Таким образом, ИППП имеют большую социальную и экономическую значимость. Цель данной работы - изучить медико-социальную работу по профилактике заболеваний, передающихся половым путем.Исходя ... из цели данной работы, были поставлены следующие задачи: ...

Деятельность социального педагога сориентирована на все категории населения, людей разного возраста, различных профессий, социальных групп, на работу с человеком в личностно – средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится, по возможности, предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении людей, в их общении, и таким образом, оздоровить окружающую их микросреду.

Как профессиональный педагог социума, социальный педагог призван обеспечить педагогический компонент в общей, межведомственной системе социальных служб, педагогическую целесообразность социальной работы, проводимой различными учреждениями, организациями, благотворительными фондами, добровольными помощниками.

Социальный работник, в отличие от социального педагога, имеет дело с состоявшейся проблемой (алкоголизм, наркомания, табакокурение, социальная депрессия, бродяжничество, безработица, болезнь, неспособность самостоятельно обслуживать себя, инвалидность, миграция, стихийное бедствие, душевное потрясение, моральное распущенность, социальное дезадаптация), что требует специальных видов социальной помощи и более узкой специализации (по работе с инвалидами, престарелыми, беженцами, группами социального риска и др.).

Социальный работник может специализироваться в решении социальных проблем определённых возрастных групп (детей, подростков, молодёжи, пожилых) либо в определённых учреждениях (школьный работник, социальный работник на производстве и др.), в специфических средах микросреды (социальный работник на селе, социальный работник в воинской среде).

И хотя сферы профессиональной деятельности социальных педагогов и социальных работников, формы и методы их работы часто пересекаются, всё-таки каждый специалист имеет своё предназначение. Эффективная работа социального работника невозможна без сопутствующей ей работы социального педагога. Точно также работа социального педагога будет сведена на нет, без последующего закрепления её специалистами более узкого профиля.

Назначением социального педагога определяются его основные функциональные и социальные роли.

Функции практического социального педагога

Образовательно-воспитательная. – Он обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона-семьи, трудовых коллективов, школы, средств массовой информации, микросоциума. Стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности, как активного субъекта воспитательного процесса.

3 стр., 1484 слов

Модель социально-перцептивной компетентности педагога

... развития и совершенствования [3]. Анализ психологической литературы позволил нам определить социально-перцептивную компетентность педагога как представленность в его сознании знаний, опыта самопознания и познания ... детей. Как видно из таблицы, более половины педагогов высоко оценили свою практическую подготовленность в области социальной перцепции, они отмечают, что успешно владеют приемами ...

Диагностическая. – Он как бы ставит «социальный диагноз», изучает и медико-биологические, психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.

Организаторская. – Организует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, деятельности подростковых и молодёжных объединений, оказывает помощь молодёжи в подготовке к семейной жизни, осуществляет взаимодействие медицинских, общеобразовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в социально-педагогической работе.

Прогностическая. – Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального развития конкретного микросоциуме деятельности различных институтов, занимающихся социальной работой.

Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая.— Учитывает и приводит в действие социально- правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав.

Организационно-коммуникативная. – Способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Охранно-защитная. – Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Административные социальные педагоги, работающие в органах управления различных уровней (районных, городских, областных, краевых, республиканских), выполняют управленческую функцию. Суть её заключается в управлении социально-педагогическими процессами в конкретной сфере или в конкретном объекте. Административный социальный педагог занимается вопросами социально-педагогического прогнозирования, проектирования, планирования, регулирования, непосредственным руководством социально-педагогическими процессами в подведомственной ему сфере.

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли, причём умение выступать в различных ролях определяет уровень его профессиональной компетентности.

Социальный педагог – это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о человеке и его семье. Одновременно он – защитник интересов конкретного человека, законных прав каждой семьи, различных категорий населения, взрослых и детей.

4 стр., 1987 слов

Социальный проект «Береги себя»

... проводить огромную профилактическую, информационно-просветительскую работу среди подростков. Описание проекта 1.Название проекта: Социальный проект «Береги себя» 2. Описание проекта (миссия, уникальность, цели и задачи, ... Я. Сироткина М. Обучение волонтеров Проведение обучающих тренингов привлеченными специалистами и педагогами. Февраль 2012 Стрюк В. Пигалицына К. Рыжкова И. Семененко Я. Якушина ...

Социальный педагог не сторонний наблюдатель – он участник совместной деятельности с детьми и взрослыми, одновременно – ведущий организатор этой деятельности. Вся его энергия направлена на то, чтобы побудить человека к действию, социальной инициативе, поиску выхода из трудной ситуации. Он помогает людям расширить их компетенцию и способность самим решать свои проблемы.

Социальный педагог – своеобразный духовный наставник, который на протяжении ряда лет как бы ведёт ребёнка, семью, осуществляет социальный патронаж, заботится о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме. Одновременно – он социальный терапевт, который помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих подопечных, содействуя им в контактах с соответствующими специалистами.

Социальный педагог всегда отстаивает права своего клиента, выступает в качестве эксперта в постановке «социального диагноза», определяет методы допустимого компетентного педагогического вмешательства в решении его проблемы.

Наконец, у него – соответствующий имидж общественного деятеля, который поддерживает, развивает и возглавляет социальные инициативы граждан, направленные на самообеспечение и оздоровление окружающей среды.

Местом работы социального педагога могут быть:

  • социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов.);
  • социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в развитии, бирж труда и др.);
  • социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий; коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;
  • социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы; отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и др. органы опеки);
  • службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремёсел, семейные клубы, ремесленные, семейные гостиные, парки, игровые площадки и др.);
  • валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления лечения при больницах, медпунктах, на дому); частная практика.

Таким образом, социальный педагог, может работать как штатная единица общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социальной защиты и социального обеспечения правоохранительных, административно-территориальных органов, предприятий общественных организаций, фондов, частных и коммерческих структур. Более конкретный ответ на этот вопрос также заложен в специфике региона, области, района, города и определяется степенью развитости системы социальных служб, уровнем управления.

5 стр., 2277 слов

Социальная и биологическая основы материнства

... них творческого начала. Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, ...

Мировая практика социальной работы показывает, что наиболее экономичным и гуманным является территориальный подход к созданию межведомственной системы социальных служб. При таком подходе службы социальной помощи населению, где работают профессиональные социальные педагоги и социальные работники, максимально приближены к семье, поэтому наиболее соответствуют особенностям и нуждам социума, каждого конкретного человека. При таком подходе учреждения образования и культуры, здравоохранения, социального, жилищно-коммунального и т.п. обслуживания работают как «открытые» социально-педагогические системы, сориентированные на интересы и потребности конкретных семей, различные категории населения, проживающие в данном микросоциуме.

Практика показывает, что в современных условиях становления социальных служб, слабо развитой инфраструктуры досуга, значительного укрепления кадрового потенциала общеобразовательных учреждений (введение должностей классного воспитателя, педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого, педагога дополнительного образования, воспитателя) представляется предпочтительной работа социальных педагогов в микросоциуме по месту жительства. Находясь в статусе штатного работника образовательных учреждений, социальный педагог выступает их полномочным представителем в социуме по месту жительства.

Социальные педагоги образовательных учреждений специализируются на создании благоприятной среды в учебном заведении, решении личностных проблем учащихся, педагогических работников, установлении широких контактов с социальным окружением. Если должность социального педагога вводится в штат общеобразовательного учреждения, то администрация данного учреждения совместно с заинтересованными лицами определяет специализацию социального педагога в зависимости от конкретных условий микросоциума; конкретизирует функции классного руководителя, организатора, старшего вожатого, воспитателя и методиста, психолога, мастера и других должностных лиц, определяет зоны сотрудничества, механизм взаимодействия с социальными педагогами.

Например, взаимодействие социального педагога и классного руководителя может осуществляться в следующих направлениях: взаимное информирование о конкретном ребёнке, его проблемах, здоровье, интересах, условиях семейного воспитания; совместная работа по планированию работы с детьми и родителями, оказанию помощи семье, использовании её воспитательного потенциала, совместное проведение родительских собраний, консультаций, внешкольных и внеклассных дел; совместный анализ результатов проводимой работы.

Содержание и методика работы

Социальный педагог, не зависимо от специализации имеет базовые должностные обязанности, определённые квалификационной характеристикой, которая представляет основу в работе всех социальных педагогов.

Главной направленностью деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей, задатков. Он формирует убеждение, что человека нельзя научить, если он сам себя не научит; ни какие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Поэтому задача социального педагога – поддержать, обнадёжить и стимулировать людей на развитие их способностей, знаний и умений.

10 стр., 4508 слов

Тема. Место и роль этического кодекса социальной работы

... социального педагога и социального работника //Социальная работа. 2002. № 2. С. 17-19. Кодекс этики социальной работы Британской ассоциации социальных работников // Социальная работа сегодня. 2001. Осень. C. 40-42. Этика в социальной работе, свод принципов // Социальная работа. ... групп. Необходимость кодексов в деятельности социальных учреждений определяется предельной ответственностью, ...

Социальный педагог включает детей и взрослых в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, социальные инициативы.

Социальный педагог стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого ребёнка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать. Он сознаёт свою педагогическую позицию как друга и ведущего участника общего дела. Вместе с детьми, вместе с взрослыми, а не за них – такова основная заповедь социальных педагогов.

Целевой ориентации деятельности социального педагога является формирование здоровых, воспитанных, гуманных отношений в социуме. Решая эту задачу, социальный педагог содействует становлению и развитию у взрослых и детей системы интересов и ценностей. Социальный педагог заботится о возрождении, сохранении и развитии духовных ценностей общества, традиций семейно-соседских общностей, сельской общины, народной педагогики, культуры, медицины. Его социальная активность, умение находить общий язык с детьми и людьми старшего поколения, имеющими разные интересы и увлечения, помогает создавать атмосферу доброжелательности и взаимной заботы. Опираясь на авторитетных людей, он влияет на общественное мнение, формируя у людей чувство ответственности за свою семью и воспитание детей, за преобразование окружающей среды, охрану природы, развитие культурного наследия народа. Изучая медико-биологические особенности личности и её микросреду, интересы и потребности, условия жизни, социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами подопечных, организует консультации по вопросам их прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий. Анализируя ситуацию своего подопечного, он вместе с ним ищет подходы к решению проблемы. Он диагностирует ситуацию и определяет пути их решения проблем и организует их осуществление.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношения людей, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение социальных работников, специалистов-профессионалов различного профиля. Он устанавливает контакт с семьёй, побуждая её к участию в совместной деятельности, помогает людям использовать личные ресурсы, резервные возможности общины для преодоления трудностей. Социальный педагог выявляет психологические, педагогические, медицинские, правовые и другие проблемы клиента и выполняет посредническую функцию во взаимосвязи со специалистами-психологами, социальными работниками, врачами, юристами, представителями органов власти, общественностью. Он взаимодействует со специалистами различных социальных служб, учреждений в оказании социальной помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, психокоррекции и других видах социальной помощи. Аналогичная работа ведётся со всеми категориями населения. Заботясь о укреплении семьи, развитии её воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и её микросоциуме по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты и гуманизма, милосердия. Опираясь на приоритет семьи в социальном формировании и развитии человека, социальный педагог не подменяет семью, а вовлекает всех её членов в активную социальную деятельность, направляет свои усилия на работу вместе с семьёй, тем самым, укрепляя её социальные функции.

15 стр., 7097 слов

Психосоциальная работа в структуре деятельности практического психолога

... профессионального самосознания рассматривается как результат осмысления опыта практической деятельности в профессиональной сфере и социального взаимодействия. Отношение человека к тем или иным аспектам ... изучить развитие доверия и принятия психологом клиента в психосоциальной работе. Объект исследования: психосоциальная работа. Предмет исследования: развитие доверия и принятия психологом клиента в ...

Социальный педагог обеспечивает признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей. С этой целью он использует средства массовой информации, возможности предприятий, органов власти в поощрении семей . Он использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающиеся в особой помощи (семьями групп риска, многодетными, неполными и др.).

Социальный педагог содействует организации различного вида социальных услуг семьям: психолого-педагогических, развивающих, оздоровительных, медицинских, профориентационного характера, информационно-справочных, благотворительных, социально-бытовых, юридических, обрядовых.

Социальный педагог организует разносторонние формы педагогической поддержки семьи: лекции, консультации по проблемам семейного воспитания. Постоянно действующие школы открытого типа: «молодой матери», «молодой семьи», «школа отца», «школа народной педагогики», передвижные книжные выставки, проводит семинары, встречи, родительские конференции по обмену опыта семейного воспитания.

Социальный педагог разрабатывает сценарии праздников значимые для семьи, организует выполнение заказов семей на их выполнение.

Содействуя развитию социальных инициатив взрослых и детей, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, добивается общественного признания значимых новаций, внедрения их в жизнь. Учитывая реалии рыночной экономики, он вовлекает коммерческие структуры, предприятия в инновационную деятельность, финансирование социальных новаций по месту жительства. Содействует развитию семейно-соседских форм кооперации, межшкольных, межпроизводственных форм делового сотрудничества в интересах оздоровления и культурного обновления условий жизни людей своего микрорайона.

Организуя различные виды деятельности взрослых и детей в социуме, социальный педагог исходит из потребностей и интересов клиентов, их возраста, интеллектуальных и культурных возможностей жителей своего микрорайона, социокультурных возможностей среды. Он активно использует воспитательный потенциал семей: увлечения и способности детей и взрослых, опыт организации семейного досуга, труда, отдыха, профессиональные знания в той или иной области. Социальный педагог активно взаимодействует с различными учреждениями микрорайона – образовательными, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, интегрируя усилия различных институтов микрорайона в социокультурной работе с населением.

Социальный педагог развивает инициативу и творчество детей и взрослых, их стремление к инновационной деятельности. Организуя деятельность, он главной задачей ставит реализацию людей в общении, в обогащении их опытом, взаимной информации, приобретении социального опыта, знаний, умений, навыков.

17 стр., 8303 слов

Индивидуальный стиль деятельности педагога

... индивидуального стиля деятельности. Задачами курсовой работы являются: - рассмотрение теоретических аспектов индивидуального стиля деятельности; - изучение особенностей индивидуального стиля деятельности педагога; - практическое исследование формирования индивидуального стиля деятельности педагога. Теоретическую основу курсовой работы составляют труды ...

Оказывая профессиональную помощь людям в решении их личных и социальных проблем, социальный педагог заботится о том, чтобы социальная помощь носила активный характер. Он включает в работу детей и взрослых как субъектов. В интересах личности, формы социальной помощи не должны носить характер благотворительной подачки. Социальный педагог призван развивать различные виды самопомощи, он поддерживает и стимулирует людей на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность, используя их внутренние резервы.

Способствуя своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций в межличностных отношениях, социальный педагог постоянно находится среди людей, разделяет их интересы, потребности, возникающие проблемы. Он постоянно общается с людьми, строит с ними отношения на основе диалога, что помогает ему разбираться в сложной системе взаимоотношений, влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в социуме. Он работает в условии неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика.

Представляя и защищая интересы клиентов, их семей, во взаимоотношениях с различными государственно-общественными структурами, социальный педагог, разворачивает навстречу их интересам и потребностям совокупный потенциал социума, различных учреждений и организаций, устраняет разобщённость, обеспечивает педагогическую целесообразность их деятельности не вообще, а на конкретно-личностном уровне, обращая особое внимание на жизненный уклад, потребности и проблемы тех групп населения, которые оказались социально не защищёнными в современных условиях.

Определились основные этапы практической деятельности социального педагога. Первый – подготовительный: введение в профессию, в курс дела. На данном этапе главные направления работы социального педагога – знакомство с подопечными, их социумом, факторами среды, установление контактов, социальная диагностика. Он изучает педагогические возможности микросоциума, социальный состав жителей, устанавливает связи с учреждениями микрорайона, выявляет уровень социальной активности различных групп населения, состояние социальной работы с ними. В дальнейшем он создаёт карту диагностики социума, своеобразную картотеку семей, детей и взрослых, обобщает предложения жителей, их потребности и возможности, определяет адреса сотрудничества, даёт краткий анализ состояния работы. Все эти документы составляются в произвольной форме и не являются обязательными при инспектировании деятельности социального педагога.

Методическое письмо О работе социального педагога — Стр 2

Второй этап – организационный: сбор и анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд, «вживание» в среду. На данном этапе социальный педагог уделяет внимание определению приоритетов в создании системы социально-педагогической работы, организации различной деятельности в микросоциуме. Он определяет выбор форм социального творчества, обеспечивает координацию в работе социальных институтов микрорайона, формирует актив добровольных помощников, организует непосредственную деятельность среди населения, с семьёй. Составляет перспективный план социально-педагогической работы: изучает возможности работы клубов, кружков, учреждений, организаций, занимающихся проблемами здоровья, досуга, образования, бытового обслуживания населения, систематизирует результаты диагностических и социологических исследований, фиксирует наличие проблем и намечает пути их решения, ведёт рабочий дневник.

Третий этап – совершенствуется практика социально-педагогической работы.

Обязанности и права

В соответствии с квалификационной характеристикой в обязанности социального педагога входит:

  • обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в социальной работе, в службах социальной защиты клиента, содействие в формировании гуманных, здоровых отношений в социуме, общей культуры личности;
  • изучение медико-психолого-педагогических особенностей, условий социального формирования личности, её интересов и потребностей, социальной истории: сбор информации, связанной с нуждами подопечных, выявление трудностей и проблем различных категорий и групп населения;
  • организация воспитательной социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей, содействие развитию социальных инициатив, новаций, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самообеспечения и самозащиты.
  • оказание профессионального содействия детям и взрослым в решении их личных и социальных проблем, предотвращения правонарушений, реабилитации клиентов: социальная работа по своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций, предупреждению отклонений в поведении людей;
  • предоставление в защите интересов детей, семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами, содействие в повышении социального статуса семьи, управлении и развитии её потенциала путём обеспечения приоритета семьи в деятельности государственных учреждений и организаций.

Социальный педагог имеет следующие права:

  • представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
  • вести государственную или частную социальную практику при наличии сертификата по специальности «социальный педагог» («социальный работник») или диплом о специальном образовании;
  • собирать информацию, связанную с нуждами детей и взрослых, проводить социологические опросы населения, диагностические обследования;
  • делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем;
  • информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
  • вносить предложения на предприятии, в организации и учреждения, коммерческие структуры и общественные формирования о поощрении родителей, семей, добровольных помощников за социальные инициативы и активность;
  • вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации;
  • возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, месту учёбы или работы;
  • способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственными, общественными структурами.

Одним из правовых документов в области социальной деятельности является Конвенция ООН о правах ребёнка, в которой закреплены права детей на развитие, выживание, защиту, активное участие в жизни общества.

Этический и профессиональный кодекс

Выход на профессиональный уровень постановки социальной работы в стране требует, чтобы эту профессию избирали люди особых личностных качеств. Деятельность социального педагога – это зона доверия между людьми, путь их к взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные качества социального педагога – эмпатия, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть своё место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь – твёрдые нравственные принципы.

Специфика функций социального педагога предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, ибо подготовка социального педагога должна стать практическим человековедением, отражающим многообразные отделы современного человековедения.

Профессиональные стандарты, требования к социальному педагогу основываются на кодексе этике и профессиональных умений, которые служат в качестве руководства в каждодневном поведении социальных педагогов. Этот кодекс держится на фундаментальных общечеловеческих ценностях, учитывает достоинства и уникальность каждой личности, её права и возможности. В соответствии с ним социальный педагог рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей.

Режим работы, оплата труда, льготы

В соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» ставки заработной платы и должностные оклады социальным педагогам образовательных учреждений выплачиваются за 36 часов педагогической работы в неделю.

Учитывая специфический характер работы социального педагога, режим его работы должен быть вариативным, гибким, удобным для клиентов, приспособленным к конкретным условиям микросоциальной среды. Режим работы должен способствовать максимальному контакту социального педагога с клиентами, эффективному использованию его рабочего времени для удовлетворения интересов, потребностей, решения проблем клиентов. Режим работы социального педагога устанавливается руководителем учреждения, в штате которого состоит работник.

Оплата труда социального педагога производится в соответствии с требованиями к квалификации по разрядам труда:

7-й разряд – среднее профессиональное образование, сертификат социального педагога без предъявления требований к стажу работы.

8-й разряд – высшее профессиональное образование, сертификат социального педагога без предъявления требования к стажу работы или среднее профессиональное образование, сертификат социального педагога и стаж педагогической деятельности от 2 до 5 лет.

9-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической деятельности от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической деятельности от5 до 10 лет.

10-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической деятельности от 5 до 10 лет или среднее специальное образование и стаж педагогической деятельности свыше 10 лет.

11-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической деятельности свыше 10 лет.

12-й разряд – социальный педагог II категории. Он должен отвечать следующим требованиям: уметь самостоятельно разрабатывать методику воспитания детей и подростков с учётом дифференцированного подхода к ним; владеть организационными формами диагностической работы с детьми и подростками; обеспечить устойчивые положительные результаты в воспитательном процессе; учувствовать в работе методических объединений,

Школ передового опыта в рамках района, города, а также иметь высшее профессиональное образование, сертификат социального педагога и стаж работы в должности социального педагога не менее 2-х лет; высшее педагогическое образование, сертификат социального педагога и стаж работы в должности социального педагога не менее 1 года.

13-й разряд – социальный педагог I категории: должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к социальному педагогу II квалификационной категории; владеть методиками анализа воспитательной работы; уметь руководить творческими семинарами использовать передовой педагогический опыт в своей работе; а также иметь высшее педагогическое образование, сертификат социального педагога и стаж работы в должности социального педагога не менее 2-х лет.

14-й разряд – социальный педагог высшей категории должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к социальному педагогу I категории: владеть методами научно-исследовательской, экспериментальной работы; разрабатывать новые социально-педагогические программы, педагогические технологии, вести работу по их апробации; руководить творческими группами по разработке актуальных проблем социальной педагогики, а также иметь высшее профессиональное образование, сертификат социального педагога и стаж работы в должности социального педагога не менее 5-и лет; высшее педагогическое образование, сертификат социального педагога и стаж работы в должности социального педагога не менее 3-х лет; учёную степень доктора наук и стаж работы в должности социального педагога не менее 2-х лет.

Должность социального педагога может быть введена в учреждениях, организациях, органах управления, методических и социальных службах различных ведомств. В этом случае оплата труда, режим работы, профессиональные льготы определяются нормативными документами систем образования.

Квалификация по разрядам оплаты труда в связи с введением ЕТС в Российской Федерации определяется в пределах 7-14 разряда в соответствии с вышеназванными требованиями.

Оценка работы и документация

Оценка деятельности социального педагога даётся по реальным результатам, с учётом стажа и опыта работы социального педагога, на основе глубокого анализа факторов, мнения жителей микрорайона, а также общественности, детей, родителей, работников общеобразовательных учреждений, предприятий, организации микрорайона.

В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации педагогического процесса в открытой среде, новизну социальной деятельности, специфику объектов деятельности.

Основными методами изучения результатов деятельности социального педагога являются:

Анализ практической деятельности социального педагога, который может складываться из бесед с детьми, жителями микрорайона, родителями, представителями учреждений и организаций, работниками различных социальных групп; анализа анкет, социологических экспресс-опросов; участие в общем собрании жителей микрорайона, детей и родителей; изучение стенных информационных листов, бюллетеней, радио и фото газет; анализ статистической отчётности организаций и учреждений и выполнение нормативных документов, анализ документации социального педагога.

Собранная информация является первичной основой для выводов и предложений. Необходим её глубокий и всесторонний анализ, установление причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования социальной практики.

В процессе анализа необходимо вскрывать динамику наблюдаемых процессов, уделять внимание не столько внешним, сколько внутренним преобразованиям в жизни людей, качественным и количественным изменениям в социокультурной жизни людей, наметившимся позитивным или негативным тенденциям в окружающей среде.

Основными критериями эффективности работы социального педагога являются:

  • анализ социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума и результатов их решения;
  • динамика включения детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;
  • динамика в изменении уровня отношений детей, подростков, молодёжи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
  • результаты включения взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;
  • оценка социально-психологической обстановки в социуме, микрорайоне их микроклимата;
  • динамика развития в детской, подростковой, молодёжной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;
  • уровень профессионального роста социального педагога как специалиста.

Для совершенствования профессионального мастерства социального педагога важное значение имеет систематический учёт работы и её результатов. Документация и учёт работы социального педагога подлежат жесткой регламентации, ведутся в произвольной форме, выбираются с учётом передового опыта, традиций.

Однако обязательными для социального педагога являются следующие документы: социально-педагогическая характеристика микросоциума, медико-психолого-педагогические характеристики подопечных, которые относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке; перспективный план работы на год, утверждённый руководителем учреждения. За наличие данных документов социальный педагог несёт персональную ответственность.

При оценке деятельности социального педагога учитываются конечные результаты двух- трёх летней работы и промежуточные (по итогам года) результаты работы.

В каждом регионе должен быть создан механизм общественного и юридического регулирования отбора и профессионального отбора специалистов, препятствующий проникновению в их среду случайных людей, имеющих разного рода противопоказания к социальной работе – личностного, нравственного, медицинского и другого характера. Таким регулирующим органом на республиканском этапе является Российская квалификационная комиссия профессионального развития и подготовки специалистов в области социальной педагогики и социальной работы, созданная в рамках Ассоциации социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации, на региональном – её отделениях.

14