Индивидуальный стиль деятельности педагога

Содержание

Введение

1. Индивидуальный стиль деятельности: теоретические аспекты проблемы

1.1 Базовые понятия: стиль, индивидуальность, индивидуальный стиль

1.2 Проблема исследования индивидуального стиля деятельности

2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как специфическое выражение педагогического мастерства

2.1 Особенности формирования педагогического стиля деятельности

2.2 Диагностика стиля педагогической деятельности

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Введение

Изучение индивидуальности человека в психологии имеет достаточно давние традиции, и это отражено в ее отдельных дисциплинах — дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

Индивидуальные особенности деятельности постепенно стали предметом отдельного изучения и получили название индивидуального стиля деятельности (ИСД), под которым обычно понимают устойчивую систему способов или приемов деятельности. В зависимости от типологических свойств нервной системы могут складываться полярные, индивидуально-устойчивые приемы деятельности, позволяющие людям достигать одинаково высоких результатов. Вместе с тем любой индивидуальный стиль деятельности может сформироваться только при условии наличия у субъекта положительного отношения к ней. Индивидуальный стиль выступает одновременно и как определенный способ выражения отношения личности к реально осуществляемой ею деятельности, и как условие формирования в дальнейшем у субъекта активно-творческого отношения к ней.

Повышенный интерес к проблеме ИСД появился с 1950-1960-х гг., и к настоящему времени накоплено достаточное количество исследований, посвященных изучению различных аспектов индивидуального стиля деятельности, как за рубежом, так и в нашей стране. и в нашей стране рассматривается и др. Проблема индивидуальности, индивидуального стиля деятельности исследовалась В.С. Мерлиным, Е.А. Климовым, А.К. Байматовым, А.В. Ошмариным, З.И. Вяткиной, Н.С. Лейтес, В.И. Гинецинским, Ю.М. Орловым Н.Ю. Посталюк, Ю.А. Самариным, Е.П. Ильиным, В.А. Толочек и др. Так, изучены и описаны стили: когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни; перцептивные, реактивные, аффективные, рациональные, эмпирические и др.

3 стр., 1487 слов

Речевая деятельность как средство реализации межличностных отношений

... взаимодействия людей посредством языка, реализуемого через речевую деятельность партнеров общения. Речевая деятельность связана с необходимостью обслуживания взаимодействия коммуникантов, которое ... поколения, включаемый в понятие социализации личности. Исследуя характер межличностных отношений в социокультурной сфере общения, психолингвисты заметили дифференцированность коммуникативных позиций ...

Основными исходными теоретическими положениями концепции индивидуального стиля деятельности интегрирующей идеи ученых, стали следующие посылки:

— есть стойкие личные качества, существенные для успеха деятельности, но практически невоспитуемые (т.к. они обусловлены типологическими свойствами нервной системы);

— существуют разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления деятельности;

— имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей;

— формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними;

— субъективное, будучи отражением объективного, обладает собственной активностью. Павлова А.М. Психология труда: учеб. пособие / А.М. Павлова; под ред. Э.Ф. Зеера. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2008. — С. 61. 156 с.

Объектом исследования является индивидуальный стиль деятельности.

Предмет: индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Цель данной работы — всестороннее изучение особенностей формирования индивидуального стиля деятельности.

Задачами курсовой работы являются:

— рассмотрение теоретических аспектов индивидуального стиля деятельности;

— изучение особенностей индивидуального стиля деятельности педагога;

— практическое исследование формирования индивидуального стиля деятельности педагога.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды как отечественных так и зарубежных исследователей, материалы СМИ и ресурсы Интернет по интересующей нас проблеме.

В работе использовались методы: анализ учебной и методической литературы по теме исследования; тестирование и обобщение.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, библиографического списка и приложения.

1. Индивидуальный стиль деятельности: теоретические аспекты проблемы

1.1 Базовые понятия: стиль, индивидуальность, индивидуальный стиль

Ядро теоретической концепции формирования индивидуального стиля деятельности образуют основные категории: стиль и индивидуальность.

Прежде всего, определимся с понятием «стиль». Понятие стиль имеет статус междисциплинарной категории, которая используется для фиксации не только индивидуальных, но и социально-типичных явлений (национальный стиль в одежде, стиль театральной школы, архитектурный стиль и т.д.).

Изначально стиль (от латинского — stilus, stylus) — палочка для письма, способ изложения, склад речи. Словарь литературоведческих терминов / авт.-сост. С.П. Белокурова. — М.: Паритет, 2007. — 320 с. Наиболее ранние свидетельства существования понятия «стиль» относятся к античной риторике, где оно выступает как характеристика выразительных средств языка, речи. В дальнейшем понятие стиля связывалось с архитектурой, музыкой, литературоведением, лингвистикой, искусствознанием.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова стиль определяется как метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения.

В общем значении понятие стиля определяется в философской энциклопедии как «характерное физиономическое единство какого-либо явления человеческой жизни и деятельности, типическая форма его внешнего выражения». Философский энциклопедический словарь / Под. ред.: Л.Ф. Ильичева. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — С. 135. 840 с.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". ... к действию, ее индивидуальные отношения к разнообразным ... стабильный уровень психической деятельности, проявляющийся в пониженной ... качества, обеспечивающие конкретный поведенческий стиль и метод решения практических ...

На социально-психологическом уровне, стиль — категория, выражающая определенный тип поведения людей, т.е. понятие «стиль» отражает индивидуальное своеобразие процесса и результатов деятельности данного человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала).

Григорьева М.М. Психология труда: конспект лекций / М.М. Григорьева. — М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.

В психологии понятие «стиль» первым использовал А. Адлер. Стилем он назвал совокупность особенностей человека, способствующих компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психических, социальных).

Ю.А. Самарин понимает стиль как производное трех компонентов: направленности личности, степени сознательного владения своими психическими процессами и техническими приемами деятельности.

В понимании психолога В.А. Толочек стиль человека есть постоянное, довольно устойчивое, универсальное, целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы пассивности активной адаптации человека к среде.

Таким образом, стиль — это метод, совокупность приемов и способов, функционально проявляющихся в рамках деятельности, поведения и образа жизни человека.

Определившись с пониманием термина «стиль», начнем рассмотрение индивидуального стиля с анализа понятия «индивидуальность». В педагогической психологии с термином «индивидуальность» традиционно связывают изучение индивидуальных особенностей личности (главным образом темперамента, характера, способностей).

Известный российский психолог А.В. Петровский определяет индивидуальность как «личность в своеобразии всех ее проявлений», которая, по его мнению, «проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида»

Индивидуальность (по Г.А. Асмолову) Цит. по: Рослякова Н.И. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как фактор развития профессиональной индивидуальности будущего педагога / Н.И. Рослякова // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2008. — №5. — С.72-75. — это совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождаются в ходе жизни человека в обществе при наличии необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивает ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов, воплощаются через общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни.

В.М. Русалов считает, что индивидуальность человека — это система многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития человека.

Таким образом, индивидуальность — это не только включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно-значимых, но и его выделенность из этих отношений.

5 стр., 2037 слов

Характеристики человека и индивидуальный стиль деятельности

... влияния Тпосредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Формирование индивидуального стиля– индивидуальная система приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного ...

Всю систему отличительных признаков деятельности человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями отображает индивидуальный стиль деятельности. Стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне в устойчиво повторяющихся приемах и способах деятельности, своеобразной временнуй организации действий, качественных особенностях продукта деятельности. Внутрисубъектные особенности индивидуального стиля представлены типичными стратегиями деятельности, индивидуально-своеобразными особенностями контроля, саморегуляции действий и состояний. Хурматуллина Р.К. Индивидуальный творческий стиль деятельности: теоретический аспект / Р.К. Хурматуллина // Филология И Культура. — 2013. — №1(31).

— С. 272-275.

1.2 Проблема исследования индивидуального стиля деятельности

На сегодняшний день существует большое разнообразие трактовок в исследованиях различных аспектов проблемы стиля. Индивидуальный стиль деятельности рассматривают и как форму приспособления человека с разными свойствами нервной системы к конкретным условиям деятельности; и как способ реализации потенциальных возможностей личности в деятельности, уравновешивание свойств индивидуальности с внешними условиями деятельности; и как характерное для данного человека устойчивое сочетание задач, средств и способов деятельности; и как проявление глубинной стратегии индивида, как выражение его личностных установок и диспозиций; и как внешнюю форму проявления мастерства специалиста, как необходимый компонент творчества и др.

Впервые в научный обиход психологии термин «индивидуальный стиль деятельности» введен В.С. Мерлиным как понятие, определяющее характер взаимоотношений конкретной деятельности со свойствами конкретной личности: «индивидуальный стиль определяется свойствами различных иерархических уровней — нейродинамическими, психодинамическими отношениями личности.

Следовательно, стиль деятельности представляет собой интегральную характеристику индивидуальности», «целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которых достигается определенный результат». Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин // Избранные психологические труды. — М.: МПСИ, 2005. — 544 с. С. 167. Таким образом, в определении В.С. Мерлина, индивидуальный стиль деятельности — интегральная характеристика индивидуальности, ее способов выполнения деятельности. Однако, при всей емкости и глубине данного определения, имеется еще один важный аспект, т.е. стиль человека отражает также и условия его жизнедеятельности, социокультурную ситуацию, несет печать общества, к которому принадлежит данный человек.

Индивидуальному стилю деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы посвящена монография Е.А. Климова, в которой индивидуальный стиль определен как «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности», «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности», «вся система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности». Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. — Казань: Изд-во КГУ, 1969. — 278 с. С. 49.

В то же время, индивидуальный стиль деятельности обусловливают не только индивидуально-типологические особенности, но и направленность личности, характер ее взаимоотношений с окружающей средой, обществом, условия жизнедеятельности, полученное образование, воспитание, жизненный опыт и т.д.

Общепризнанными формальными признаками индивидуально стиля, по мнению Е.А. Климова, можно считать «инвариантную систему приемов, способов, операции, обеспечивающую высокую эффективность деятельности и обусловленную индивидуально-психологическими особенностями личности». Выбор индивидуального стиля деятельности определяется степенью адекватности психических и психофизиологических особенностей конкретной личности требованиям профессии.

В развитии концепции индивидуального стиля деятельности выделяется несколько этапов. В 1950-1960-е гг. основными задачами достаточно широких исследований, проводимых сначала под руководством В.С. Мерлина, а затем и Е.А. Климова, были следующие:

1) показать возможность успешной адаптации к требованиям деятельности лиц с разными биологически обусловленными особенностями психики (типологическими свойствами нервной системы);

2) доказать возможность существования разных видов индивидуального стиля деятельности;

3) показать социальную равноценность разных стилей деятельности и отсюда — равноценность лиц с разными психологическими особенностями.

Характерные особенности проведенных исследований:

1. Постулировалось, что разные индивидуальные стили деятельности одинаково эффективны, различия в адаптации к требованиям деятельности разных по типологии субъектов подчеркиваются сопоставлением двух противоположных стилей.

2. Констатировалось, что эффективный индивидуальный стиль — это не просто совокупность всех наиболее рациональных приемов деятельности, а именно индивидуально-своеобразная система.

3. Успешность-неуспешность деятельности субъекта объяснялась типологически адекватным, т.е. соответствующим типологическим свойствам, или неадекватным индивидуальным стилем деятельности, его стихийным формированием.

В 1970-1980-е гг. проводятся комплексные исследования индивидуального стиля в соответствии с классификацией видов деятельности. Для выделения, обоснования и описания индивидуальных стилей деятельности широко используются многомерные методы математической статистики. Е.П. Ильиным выделяются три типа адаптации субъекта к деятельности (приспособление субъекта к деятельности, приспособление деятельности к субъекту и взаимное «уравновешивание»).

Механизм адаптации рассматривается им как взаимодействие типологической принадлежности и способностей, мотивации, результативности деятельности. Сравнительный анализ основных подходов к изучению ИСД представлен в табл. 1. Павлова А.М. Психология труда: учеб. пособие / А.М. Павлова; под ред. Э.Ф. Зеера. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2008. — С. 60-68.

Таблица 1 — Подходы к исследованию индивидуального стиля деятельности

Подход

Авторы

Содержание исследований

Компенсаторный

Борис Михайлович Теплов (1955)

Исследование социально-психологических особенностей компенсаторных возможностей личности в деятельности

Николай Дмитриевич Левитов (1961)

Изучение проблемы компенсации с целью преодоления внутренних и внешних препятствий, тормозящих деятельность

Евгений Павлович Ильин (1988)

Изучение проблемы компенсации в структуре ИСД в связи с успешностью деятельности

Типологический

Евгений Александрович Климов (1969)

ИСД — устойчивая система приемов и способов выполнения деятельности, обусловленная типологическими особенностями

Интегральный

Вольф Соломонович Мерлин (1970), Марат Родионович Щукин (1977)

ИСД — интегральная характеристика взаимодействия индивидуальности человека и условий деятельности

Системо генетический

Владимир Дмитриевич Шадриков (1982)

ИСД — результат формирования психологической системы деятельности

В рамках компенсаторного подхода рассматриваются следующие виды компенсаторных возможностей человека в деятельности:

1. Недостаток способностей компенсируется приобретенными знаниями и умениями (Б.М. Теплов).

Например, абсолютный слух может быть компенсирован приобретенными умениями.

2. Недостаточно выраженные способности компенсируются за счет формирования типологического стиля деятельности (Е.П. Ильин).

Индивидуальный стиль деятельности отражает индивидуальную неповторимость мастера своего дела, в то время как типологический стиль деятельности — это типичный для группы лиц с одинаковыми типологическими особенностями стиль деятельности. Успешные индивидуальные приемы и способы выполнения формируются лишь при условии активного положительного отношения к деятельности. Возможности компенсации с помощью индивидуального стиля недостаточно сформированных свойств ограничены. Индивидуальный стиль деятельности не может компенсировать отсутствия необходимых задатков (музыкальных, художественных и т.п.).

Ограничения в формировании эффективного индивидуального стиля касаются также типологических свойств нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность), необходимых для успешной деятельности в экстремальных условиях (дефицит времени, повышенная ответственность и пр.).

3. Недостаточное развитие одной способности компенсируется другой, более развитой ортогональной, т.е. не связанной с первой, способностью.

4. Одинаковая выраженность у разных людей одной и той же сложной способности определяется различной выраженностью составляющих ее простых способностей.

Исследования индивидуального стиля деятельности в русле концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина определяют содержание интегрального подхода к изучению данного явления (Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин).

Целостную характеристику индивидуальных свойств человека В.С. Мерлин обозначил понятием «интегральная индивидуальность».

Теория интегральной индивидуальности возникла в русле дифференциальной психофизиологии и имеет следующие особенности:

1. Интегральная индивидуальность является саморазвивающейся и самоорганизующейся системой, состоящей из относительно замкнутых подсистем метасистемы «человек-общество».

2. Интегральная индивидуальность — это не совокупность особых качеств и свойств человека, а индивидуально-своеобразный характер связи между всеми его свойствами, т.е. это целостная характеристика индивидуальности человека.

3. Интегральная индивидуальность — это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды.

В.С. Мерлин выделяет следующие иерархические уровни интегральной индивидуальности:

1) Система индивидуальных свойств организма: 1. Биохимические свойства. 2. Общесоматические свойства. .3. Свойства нервной системы (нейродинамические).

2) Система индивидуальных психических свойств: 1. Психодинамические свойства (темперамент).

2. Психические свойства личности.

3) Система социально-психологических индивидуальных свойств: 1. Социальные роли в социальной группе и коллективе (отношения личности, личностный статус).

2. Социальные роли в социально-исторических общностях (класс, народ).

Свойства человека находятся между собой в особой зависимости, организованы в подсистемы и структурированы по иерархическому принципу. При этом каждый уровень интеграции свойств конкретного человека определяется уникальным сочетанием его свойств выше- и нижележащего уровней в силу разнообразных связей между ними. Между свойствами одного иерархического уровня интегральной индивидуальности существуют однозначные статистические связи (одноуровневые), которые характеризуют систему свойств как относительно замкнутую.

Между свойствами разных уровней интегральной индивидуальности существуют многомногозначные связи, которые характеризуют систему как открытую для воздействия. Оба типа связей меняются в процессе выполнения деятельности и на протяжении жизни. На начальных этапах овладения деятельностью в структуре индивидуального стиля важную роль играют психо- и нейродинамические свойства, по мере ее развития возрастает значение свойств личностного уровня.

Становление интегральной индивидуальности и индивидуального стиля деятельности взаимосвязано, при этом индивидуальный стиль деятельности рассматривается как психологическая система, опосредующая взаимодействие индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. Индивидуальный стиль деятельности выступает в качестве механизма интеграции разных уровней индивидуальности и важнейшего условия ее развития. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

1. Наличие «зоны неопределенности» деятельности: возможность осуществления объективных требований деятельности при помощи раз-личных промежуточных целей, операций, движений. Успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и добиться эффективного выполнения поставленных целей.

2. Наличие «зоны определенности» деятельности: осуществление объективных требований деятельности в соответствии с принятыми нормативами.

3. Наличие мотивов выбора способов деятельности, наиболее соответствующих особенностям человека.

Согласно системогенетическому подходу (В.Д. Шадриков), в основе формирования индивидуального стиля деятельности лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда, которая содержит блоки: блок мотивов деятельности, блок целей деятельности, блок программы деятельности, блок принятия решения, блок профессионально важных качеств. На основе освоения нормативно одобряемой деятельности происходит ее индивидуализация по следующим направлениям:

1. Функциональная настройка отдельных психических функций в соответствии с требованиями деятельности приводит к развитию индивидуального способа деятельности.

2. Индивидуальный способ деятельности приобретает своеобразие в зависимости от качеств субъекта труда, что приводит к развитию индивидуального стиля деятельности.

Таким образом, индивидуальный стиль является следствием преломления деятельности сквозь призму личностных качеств, выступает результатом развития психологической системы деятельности.

В.А. Толочек отмечает, что индивидуальный стиль деятельности формируется не только под влиянием свойств индивидуальности субъекта, но и в зависимости от организационной среды, в которой протекает деятельность, а также от стилей и особенностей поведения людей, с которыми взаимодействует данный субъект деятельности. Автор рассматривает индивидуальный стиль деятельности как целостную систему психологических средств наилучшего (с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности ее процесса для субъекта) уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности. Данная система включает в себя используемые действия, приемы, характерные для данного индивида, а также отвергаемые им как неудобные и некомфортные. В процессе деятельности способы ее выполнения могут меняться, но некоторая ее устойчивая часть сохраняется.

Стиль меняется в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, к среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, но при этом существуют универсальные особенности стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды и деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности, имеет определенную структуру. В рамках типологического подхода в структуре индивидуального стиля деятельности Е.А. Климов Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. — Казань: Изд-во КГУ, 1969. — С. 49. выделяет следующие компоненты:

I. Ядро (способы индивидуализации деятельности, которые реализуются на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы): группы А — типологические особенности, обеспечивающие успешное выполнение деятельности (благоприятствуют успеху) и группы Б — типологические особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности (препятствуют успеху).

Одна и та же типологическая особенность субъекта деятельности может быть как благоприятствующей, так и противодействующей успешности деятельности в зависимости от характера требований.

Ядро обеспечивает первый приспособительный эффект. Затем, в меру необходимости, возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение более или менее продолжительных поисков. Эта группа является пристройкой к ядру.

II. Пристройка к ядру (способы индивидуализации деятельности, которые формируются в процессе поиска личностью путей успешного выполнения деятельности):

группа В — формирование компенсаторных механизмов в структуре типологических особенностей, противодействующих успешному выполнению деятельности (компенсация составляющей «Б»).

Особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности, с течением времени обрастают компенсаторными механизмами. Так, например, обусловленная инертностью медлительность, нерасторопность возмещается предусмотрительностью, обусловленная подвижностью низкая сопротивляемость монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность.

группа Г — максимальное использование типологических особенностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности (усиление составляющей «А»).

Т.е. тенденция, заключающаяся в поиске и максимальном использовании всех возможностей, которые открываются в связи с определенной особенностью деятельности. Например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются именно в этом направлении наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе и т.д. Особенности, связанные с максимальным использованием положитель-ных приспособительных возможностей, относятся к группе Г.

В соответствии с данной структурой механизм формирования индивидуального стиля деятельности включает в себя:

1. Выделение конкретной системы «субъект-объект» и определение того, что должно быть сформировано у субъекта в процессе взаимодействия с объектом.

2. Определение условий, от которых зависит достижение желаемого результата.

3. Выделение содержания типологических особенностей, противодействующих успешному выполнению деятельности (элемент «Б»).

4. Выделение содержания типологических особенностей, благоприятствующих успешному выполнению деятельности (элемент «А»).

5. Определение способов формирования элементов «В» и «Г».

Е.А. Климов обращает внимание на тот факт, что не все люди оказываются в состоянии самостоятельно найти свой индивидуальный стиль деятельности. Задача профессионального обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти наиболее подходящий, наиболее выгодный для него стиль работы, а не стараться сделать всех обучаемых на одно лицо посредством стандартизации приемов и способов работы.

Формирование стиля деятельности достигается двумя путями — целенаправленным и стихийным. Стихийный вариант связан с выбором индивидом того или иного способа деятельности при отсутствии четкого рационального объяснения своего выбора (полуосознанный путь формирования стиля).

Целенаправленный существует в трех вариантах, каждый из которых заключается в преобладании механизмов подражания, анализа собственных сильных и слабых сторон, навязывания определенного стиля педагогом (по принципу «делай, как я»).

Выработка стиля деятельности, неадекватного психофизиологическим особенностям человека, приводит к замедлению роста мастерства — худшему усвоению определенных техник, более медленному формированию двигательных навыков, общей неудовлетворенности процессом обучения, большей утомляемости, временным и энергетическим затратам.

Итак, несмотря на противоречивые взгляды исследователей, занимающихся индивидуальным стилем деятельности, во всех работах, посвященных данной проблеме, прослеживается, что стиль деятельности — это не набор отдельных свойств, а целесообразная система взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат.

Индивидуальный стиль деятельности — это совокупность приемов и способов деятельности, обусловленная определенными свойствами личности и сложившаяся как средство приспособления к объективным требованиям. С помощью этих способов, приемов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свои природные преимущества.

Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами. Например, при необходимости работать в повышенном темпе человек с подвижным типом нервной системы может решать задачи на основе способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому, а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание, систематичность.

2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как специфическое выражение педагогического мастерства

2.1 Особенности формирования педагогического стиля деятельности

Успешность выполнения профессиональной деятельности и выработки оптимальных способов и приемов ее осуществления, а именно продуктивность взаимодействия педагога с учащимися в первую очередь обусловлена сформированностью системы его профессионально значимых качеств.

Мастерство педагога, как высший уровень развития его профессионализма, является результатом педагогического опыта и творческого саморазвития. Для того чтобы достичь высот профессионального мастерства, необходимо формировать в процессе педагогической деятельности свой индивидуальный стиль деятельности, обеспечивающий ее эффективность.

Н.Н. Никитина Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. — М.: Академия, 2004. — 288 с. рассматривает педагогическое мастерство как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности. Состав данных свойств ученый объединила в группы (рис. 1).

Рисунок 1 — Структура индивидуального стиля деятельности педагога

Учитель способствует раскрытию многих сторон личности учащихся своей индивидуальностью, своим примером, которому ученики часто подражают во всем, способствует формированию гуманной жизненной позиции школьника, воспитывая уважение к правам человека и личным свободам.

В педагогике встречается множество критериев, по которым ученые выделяют индивидуальный стиль деятельности преподавателя. Так, опираясь на исследования З.Н. Вяткиной, отметим важный для нас аспект, что индивидуальный стиль деятельности не является врожденным, он может вырабатываться в течение жизни стихийно и может быть сформирован в результате целенаправленного обучения. В таком случае у педагога должно быть положительное отношение к своей деятельности и стремление совершенствовать свои знания и умения.

Исходя из этого, — индивидуальный стиль деятельности преподавателя состоит из нескольких компонентов, входящих в структуру его деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический. Эти компоненты взаимосвязаны, зависят друг от друга и образуют единое целое. Это динамическая структура, в которой одни компоненты играют ведущую роль, другие — подчиненную. Низкий уровень развития всех компонентов не может обеспечить эффективную педагогическую деятельность.

Преобладание того или иного компонента в деятельности педагога зависят от типологических свойств нервной системы. Поэтому в зависимости от ведущей роли одного из компонентов З.Н. Вяткина выделяет три стиля, обусловленные типологическими свойствами нервной системы:

1. Организаторско-коммуникативный. Этот стиль деятельности присущ преподавателям сильного подвижного типа нервной системы. Его основными признаками являются: творческий и разнообразный характер ведения урока, склонность к импровизации; оперативность в решении различных педагогических задач непосредственно в ходе урока; большая интенсивность общения, его непринужденный характер.

2. Конструктивно-организаторский. Этот стиль деятельности присущ преподавателям сильного инертного типа нервной системы. Его основные признаки: устойчивость системы требований к организации учащихся в ходе занятия (стереотипное течение занятия), ярко выраженный контроль качества выполнения заданий; однообразные дисциплинарные воздействия; стандартность средств общения.

3. Конструктивно-коммуникативный. Этот тип деятельности свойственен педагогам слабого типа нервной системы. Для него характерны: повышенная ответственность при подготовке и проведении занятия; тщательность в отборе учебного материала; интенсивное общение; ровный, спокойный, доброжелательный тон обращения с учениками (рис. 2).

Рисунок 2 — Классификация ИСД (по типологии З.Н. Вяткиной)

Н.И. Петрова отмечает, что индивидуальный стиль педагогической деятельности это вопрос о том, какие индивидуально-своеобразные способы и приемы наиболее эффективны для педагогов с различными типологическими особенностями. И определяет индивидуальный стиль как конкретную систему способов педагогической деятельности, обусловленную стойкими личными качествами и складывающуюся при активном положительном отношении личности к своей деятельности. Исследователь выделяет два противоположных индивидуальных стиля деятельности учителя: «инертный» и «подвижный» и третий, промежуточный между ними, стиль.

В основе классификации положены основные свойства нервной системы. Причем процесс формирования индивидуального стиля деятельности у каждой группы имеет свои особенности. Преподаватели с сильной подвижной нервной системой быстрее вырабатывают индивидуальный стиль деятельности.

По мнению В.С. Мерлина, — стиль деятельности педагога зависит не только от темперамента, психофизиологических свойств личности педагога и не детерминирован ими фатально. Значительное влияние на стиль деятельности оказывают условия педагогической деятельности, или педагогической среды (исторический период, особенности объекта педагогической деятельности, то есть ребенка).

В.А. Сластенин рассматривает становление индивидуального стиля работы преподавателя в процессе его инновационной подготовки. Комплекс индивидуальных особенностей педагога, по его мнению, может лишь частично удовлетворять требованиям инновационной педагогической деятельности. Следовательно, педагог сознательно или стихийно мобилизует свои целевые для работы качества и одновременно компенсирует или преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха.

Опираясь на теорию интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, ученый определяет индивидуальный стиль деятельности как целостную систему операций, обеспечивающую эффективное взаимодействие учителя с учащимися и определяемую целями, задачами инновационной педагогической деятельности, свойствами различных уровней индивидуальности учителя. Автор утверждает, что специфика педагогической деятельности требует от преподавателя осознания индивидуального стиля и его коррекции в изменившихся условиях.

В основу определения индивидуального стиля деятельности Э.Г. Костяшкин положил компоненты структуры личности и предложил следующие стили педагогической деятельности:

— интеллектуальный, который характеризуется склонностью к научно-аналитической деятельности;

— волевой, отличающийся авторитарностью, повышенной требовательностью к себе и обучаемым, четкостью и организованностью в работе, то есть качествами, которые формируются на основе волевых качеств личности;

— эмоциональный, для которого характерны высокая эмоциональность, чуткое реагирование на изменения внутреннего состояния обучаемых;

— организаторский тип включает в себя отдельные свойства других типов и потому является наиболее универсальным.

В литературе доминирует классификация стилей педагогической деятельности на основании форм отношений, возникающих между людьми, вовлеченными в сферу этой деятельности, которая выделяют три основных стиля деятельности: авторитарный, демократический, попустительский:

1) Директивный стиль профессиональной деятельности (авторитарный).

Этот стиль основывается на авторитарном подходе к учебному процессу; он является характерной чертой информационного обучения. Субъектом учебного процесса выступает только педагог. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися.

2) Коллегиальный стиль профессиональной деятельности (демократический).

Этот стиль базируется на функциональной структуре управления, когда преподаватель делегирует обязанности, часть своих функций передает учащимся. Этот стиль присущ при использовании объяснительно-иллюстративного метода обучения и применении инновационных форм. При его реализации возрастает количество субъектов учебного процесса. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников.

3) Либеральный стиль профессиональной деятельности основан на демократическом и гуманитарном подходе, на соблюдении прав и свобод образовательного процесса на базе терпимости и сотрудничества. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Этот стиль присущ проблемному типу обучения. Здесь все участники учебного процесса являются его субъектами.

Основные характеристики проявления перечисленных стилей в педагогической деятельности представлены на рис. 3.

Рисунок 3 — Особенности индивидуального стиля деятельности

Наиболее полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности предложено А.К. Марковой и А.Я. Никоновой. По их мнению, ИСД преподавателя следует рассматривать как устойчивое сочетание: мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации педагога на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования деятельности; способов ее выполнения; приемов оценки результатов деятельности. Они считают, что ИСД может быть предметом формирования и самоформирования, причем процесс формирования зависит от индивидуально-личностных особенностей педагога, его педагогического стажа, характера требований, предъявляемых к нему.

В основу различения стиля ими положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету) (рис. 4).

Среди важнейших содержательных характеристик выделяют такие, как:

— преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;

— адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;

— оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

— рефлексивность-интуитивность.

Рисунок 4 — Характеристики индивидуального стиля деятельности учителя

Аналогично выделяются динамические характеристики (рис. 5).

Рисунок 5 — Динамические характеристики индивидуального стиля педагогической деятельности

На этой основе ученые выделяют четыре ИСД педагога, два из которых являются полярными: эмоционально-импровизационный (ЭИС), и рассуждающе-методичный (РМС), и два — промежуточными: эмоционально-методичный (ЭМС) и рассуждающе-импровизационный (рис. 6).

Рисунок 6 — Классификация индивидуального стиля деятельности

(по типологии (А.К. Марковой)

Их характеризуют такие особенности:

1. Эмоционально-импровизационный стиль. Педагоги с ЭИС ориентированы на процесс обучения. Его деятельность высоко оперативна, материал излагает логично, интересно, однако в процессе объяснения у такого педагога может отсутствовать обратная связь с учащимися. Во время опроса педагог с ЭИС обращается в основном к классу, к сильным ученикам, опрашивает в быстром темпе, мало дает им говорить, не дожидаются, пока ребята сформулируют ответы. Богатый арсенал используемых методов сочетаются с низкой методичностью, на достаточно закрепляется и контролируется материал. ЭИС в большей мере характеризуется интуитивностью, неумении анализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

2. Эмоционально-методичный стиль. Для педагога с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебного процесса, высокая оперативность, преобладание интуитивности над рефлексивностью. В его деятельности представлены закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективное обсуждение. Используя богатый арсенал методических приемов при обработке учебного материала, педагог с ЭМС стремится активизировать учащихся особенностями преподаваемого предмета.

3. Рассуждающе-импровизационный стиль. Для преподавателя с РИС характерны ориентация на процессии результаты обучения, адекватное планирование учебного процесса, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Данный стиль отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, сопровождается невысоким темпом работы, коллективными обсуждениями. Педагоги РИС мало говорят на уроке сами, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений, наводящих вопросов), давая возможность отвечающим сформулировать высказывание.

4. Рассуждающе-методичный стиль. Педагог с РМС, ориентируясь на результаты обучения и адекватно планируя учебный процесс, проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса педагог с РМС обращается к малому количеству учеников, давая каждому достаточно времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя данного стиля характерна рефлексивность.

Как интегральный показатель, стили педагогической деятельности классифицируют выделяя в них гибкий, позитивный и консервативный.

Гибкий стиль педагогической деятельности, характеризуется вариативностью и рациональностью способов деятельности, стабильным сочетанием эмоционального и методичного компонентов, обеспечивающий высокие результаты педагогической деятельности. Преподаватель данного стиля ориентируется на процесс и результат; использует разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся в процессе активизации их мыслительной деятельности на занятии, организации коммуникативной деятельности и получении обратной связи; обладает высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих отрабатывать весь учебный материал и включать в работу всю группу.

Личностными особенностями педагога гибкого стиля являются уравно-вешенность, артистизм, терпимость, адекватная самооценка, сформированность механизмов саморегуляции, гибкость поведения, сформированность комму-никативных навыков, высокий уровень педагогического общения и многое др. Учитывая наличие в педагогической деятельности напряженных ситуаций, гибкий стиль характеризуется мотивированным и подчиненным организующей цели выбором способов и приемов деятельности. Это проявляется в сохранении контроля, использовании навыков саморегуляции, в умении педагога самостоятельно и успешно справляться с ситуацией.

Позитивным называется стиль педагогической деятельности, характеризующийся относительной вариативностью способов и приемов педагогической деятельности и недостаточно стабильным сочетанием эмоционального и методичного компонентов. Преподаватели позитивного стиля обладают достаточным уровнем профессиональных знаний и умений для овладения профессией учителя, мотивационной направленностью на профессиональный рост, используют общие и традиционные методы и приемы педагогической деятельности.

К личностным особенностям педагога позитивного стиля педагогической деятельности относится проявление неуравновешенности, немотивированную смену настроения под влиянием различных факторов, преувеличение или закрытость в выражении естественных чувств, недостаточно выраженную способность к саморегуляции, нестабильность самооценки и др.

В напряженных ситуациях у преподавателя позитивного стиля педагогической деятельности сохраняется контролируемый выбор способов и приемов деятельности в начале ситуации, возможно неконтролируемое, иногда истерическое поведение педагога в процессе напряженной ситуации и потеря контроля над ней. Это выражается в обращении учителя за помощью к родителям, завучу, директору, психологу и др.

Консервативным стиль, отличается отсутствием вариативности способов и приемов деятельности, преобладанием или эмоционального, или методичного компонентов. Педагог консервативного стиля педагогической деятельности не способен в полной мере обеспечить достижение необходимых результатов деятельности или обеспечивает их «дорогой ценой» (нарушение взаимоотношений, снижение уровня психологического комфорта, нарушение психического и физического здоровья и др.).

Это выражается в отсутствии компенсации возможных негативных проявлений индивидуального стиля педагогической деятельности педагога.

Личностными особенностями педагога данного стиля являются высокая степень чувствительности к критическим замечаниям и обиде, низкий уровень саморегуляции, неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, тревожность и др. В напряженных ситуациях учителем может быть утрачена связь, благодаря которой он сознавал смысл выбора способов и приемов деятельности, своего поведения и исходного мотива. Подобное поведение вынуждает завуча, директора, родителей или других лиц вмешаться в ситуацию по собственной инициативе.

Проявляется индивидуальный стиль педагогической деятельности в: Немов Р.С. Психология Часть III. Психология педагогической деятельности / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2003. — С. 445-457.

— темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

— характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

— выборе методов обучения;

— подборе средств воспитания;

— стиле педагогического общения;

— реагировании на действия и поступки детей;

— манере поведения;

— предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

— в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Формируют индивидуальный стиль педагогической деятельности три основных фактора: Нижегородова Л.А. Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности в условиях инновационной образовательной среды / Л.А. Нижегородова // Интеграция. — Челябинск: ЧИПиПКРО, 2012. — С. 32.

— индивидуально-психологические особенности учителя, формирующие стиль педагогической деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности.

— под особенностями педагогической деятельности понимаются как условия осуществления педагогом профессиональной деятельности, так и содержание дисциплины, курса, учебного материала.

— особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.

В педагогической деятельности эти особенности соотносятся также с характером взаимодействия, с характером организации деятельности, предметно-профессиональной компетентностью учителя и характером общения.

Таким образом, индивидуальный стиль педагогической деятельности — характерная для данного учителя система навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы. Комплекс индивидуальных особенностей педагога может лишь частично удовлетворять профессиональным требованиям. Поэтому учитель, сознательно или стихийно мобилизуя свои профес-сиональные качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те качества, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается индивидуальный стиль деятельности — неповторимый вариант типичных для данного педагога приемов работы в типичных для него условиях.

Так, в ситуациях с повышенными требованиями к темпу и ритму деятельности педагог с подвижным типом нервной системы успешно решает задачи за счет использования своей расторопности, способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому.

В тех же объективных условиях учитель инертного типа пользуется совсем иными средствами. Он может избавить себя от необходимости быстро реагировать на сигналы за счет предусмотрительности, повышенного внимания к профилактическим мероприятиям. В процессе педагогической деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, он заблаговременно вырабатывает профессиональные заготовки, усиливающие его слабые места, поэтому даже в ситуации цейтнота он сохраняет равновесие и уверенность.

Стиль педагогической деятельности — это интегративная характеристика деятельности, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль педагога. Стиль педагогической деятельности возникает там, где у учителя есть свобода самовыражения. Педагог, видя многообразие способов выполнения профессиональной деятельности, может ограничиться каким-то одним, который и составит его стиль деятельности.

Т.е., эффективным индивидуальным стилем педагогической деятельности является такой стиль, с помощью которого учитель постоянно находит оптимальные сочетания в способе стимуляции, переориентации и мобилизации учащихся, гибко разрешая педагогическую ситуацию в достижении конечных учебных и воспитательных целей. Определенный алгоритм этих сочетаний в организации и регуляции делового поведения педагогов и характеризует тот или иной индивидуальный стиль педагогической деятельности.

индивидуальный стиль педагогический интегральный

2.2 Диагностика стиля педагогической деятельности

Целью практического исследования является выявление индивидуального стиля педагогической деятельности у будущих педагогов.

Исследование проводилось среди студентов 1-го и 2-го курса Красноярского педагогического колледжа № 2.

Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности (Приложение 1) представляет собой опросник, включающий 33 вопроса, на которые предлагается ответить либо согласием («Да»), либо несогласием («Нет»).

В соответствии с ключом подсчитывается количество баллов по каждой шкале, соответствующей одному из 4 стилей педагогической деятельности: эмоционально-импровизационный (ЭИС); эмоционально-методичный (ЭМС); рассуждающе-импровизационный (РИС); рассуждающе- методичный (РМС).

Предпочитаемый стиль педагогической деятельности покажет шкала с наибольшим количеством выборов.

Результаты исследования индивидуального стиля педагогической деятельности, проведенного в группе студентов 1 курса, позволили установить что, большинство студентов — 31,1% (19 человек) предпочитают рассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности, чуть меньшее количество студентов — 30,5% (18 человек) предпочитает рассуждающе-методичный стиль, 21,1% (13 человек) исследованных склоняется к эмоционально-импровизационному стилю, наименьший процент респондентов — 17,3 % (10 человек) предпочел бы в работе (12 человек) эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности.

Результаты исследования индивидуального стиля педагогической деятельности, проведенного в группе студентов 2 курса, также позволили установить что, большинство студентов — 30,6% (19 человек) предпочитают рассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности, меньшее количество студентов — 27,2% (17 человек) предпочитает рассуждающе-методичный стиль, 22,4% (14 человек) исследованных склоняется к эмоционально-импровизационному стилю, наименьший процент респондентов — 19 % (12 человек) предпочел бы в работе (12 человек) эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности.

Сравнительный анализ данных разных курсов, показал, что наибольшее число респондентов в качестве предпочитаемого стиля педагогической деятельности выбирают рассуждающе-импровизационный стиль. Также предпочитаемым в обеих группах является рассуждающе-методичный стиль. Эмоционально-методичный стиль, как в группе первого курса, так и в группе второго курса предпочли наименьшее количество респондентов.

Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что в обеих группах с незначительной разницей доминируют рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный стили, что сопровождается стремлением педагога четко преподнести учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, требовательностью, последовательностью. Основное внимание педагог уделяет академическим знаниям учащихся иногда в ущерб познавательной мотивации, зачастую используя только лишь стандартный набор форм и методов обучения.

Результаты качественного анализа свидетельствуют, что предпочитаемый стиль зачастую определялся перевесом в 1-2 балла, что говорит о диффузном состоянии и периоде активного поиска собственного профессионального стиля.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что индивидуальный стиль педагогической деятельности является важным фактором развития профессиональной индивидуальности будущего педагога в период профессиональной подготовки. И умение выработать индивидуальный стиль свидетельствует о способности учителя проявить свои сильные положительные качества в целях профессиональной деятельности.

Вывод.

Таким образом, в целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, имеющая определенные качественно-количественные границы, в частности границы субъектно удобных и неудобных способов, режимов работы, эффективных и неэффективных приемов деятельности.

Под индивидуальным стилем педагогической деятельности понимают тип профессионального поведения, который позволяет максимально полно использовать сильные личностные и профессиональные стороны педагога, по возможности компенсируя слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил.

Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.

Заключение

Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования особенностей индивидуального стиля деятельности. Понятие стиля используется во многих научных дисциплинах. Говорят, например, о «стиле эпохи», «стиле живописи», «архитектурном стиле», «стиле жизни» и т. д. Можно говорить также о стилях поведения и даже о стилях (образе) жизни. Таким образом, понятие стиля является междисциплинарным, но, несмотря на это, его используют, когда хотят подчеркнуть, чем данное явление отличается от других сходных.

Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов, способов, методов деятельности, обусловленная индивидуально-специфическими качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Он позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами.

Проблема индивидуального стиля деятельности, в различных аспектах, рассматривалась в работах отечественных психологов: Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса и др.

Механизмами становления индивидуального стиля деятельности являются адаптация, компенсация и коррекция. Существует два пути формирования стиля деятельности — стихийный (выбор индивидом того или иного способа деятельности при отсутствии четкого рационального объяснения своего выбора) и целенаправленный путь (заключается в использовании механизмов подражания, анализа собственных сильных и слабых сторон, формирования определенного стиля в результате педагогических воздействий).

Структура индивидуального стиля деятельности состоит из ядра и пристройки. Ядро включает в себя особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) возникают в данной деятельности на основе имеющихся у человека качеств (прежде всего, свойств нервной системы).

Ядро состоит из особенностей деятельности группы А (благоприятствуют успеху) и группы Б (препятствуют успеху).

Во второй главе проведено исследование особенностей формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. Индивидуальность педагога как профессионала предполагает особый стиль деятельности, складывающийся в целом из известных теории и практики приемов, — и такая индивидуальность обусловлена синтезом индивидуальных особенностей развития человека и уровня его профессиональной компетентности.

Индивидуальный стиль деятельности педагога — это система гармонизации личностью своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности, система средств самореализации личности в жизнедеятельности, определяющее начало творчества и результат его творческой деятельности. По данным других психологов, всех педагогов можно условно разделить на четыре типа — в зависимости от сочетания особенностей эмоциональной сферы учителя и его методического мастерства, сложившегося благодаря развитию интеллектуальной сферы: эмоционально-импровизационный; эмоционально-методичный; рассуждающе-импровизационный; рассуждающе-методичный.

Практическое исследование на выявление индивидуального стиля педагогической деятельности проведено у будущих педагогов, среди студентов 1-го и 2-го курса Красноярского педагогического колледжа № 2. Сравнительный анализ показал, что наибольшее число респондентов в качестве предпочитаемого стиля педагогической деятельности выбирают рассуждающе-импровизационный стиль, наименьшее количество предпочли — эмоционально-методичный стиль. Результаты также свидетельствуют, что предпочитаемый стиль зачастую определялся перевесом в 1-2 балла, что говорит о периоде у студентов поиска собственного профессионального стиля.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что индивидуальный стиль педагогической деятельности является важным фактором развития профессиональной индивидуальности будущего педагога.

Список используемых источников

1. Григорьева М.М. Психология труда: конспект лекций / М.М. Григорьева. — М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.

2. Данильченко В.М. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности в контексте глобального образования / В.М. Данильченко // Полемика. — 2010. — № 15.

3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. — Казань: Изд-во КГУ, 1969. — 278 с. С. 49.

4. Кондрашихина О.А. Дифференциальная психология: Учеб. пос. / О.А. Кондрашихина. — К.: Центр учебной литературы, 2009. — 232 с. С.48-56.

5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин // Избранные психологические труды. — М.: МПСИ, 2005. — 544 с. С. 167.

6. Немов Р.С. Психология Часть III. Психология педагогической деятельности / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2003. — 688 с. С. 445-457.

7. Нижегородова Л.А. Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности в условиях инновационной образовательной среды / Л.А. Нижегородова // Интеграция. — Челябинск: ЧИПиПКРО, 2012. — С. 32.

8. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. — М.: Академия, 2004. — 288 с.

9. Осипова С.И. Основы педагогического мастерства. Конспект лекций / С.И. Осипова, Т.Г. Дулинец. — Красноярск: СФУ, 2008. — 80 с. С. 59-72.

10. Павлова А.М. Психология труда: учеб. пособие / А.М. Павлова; под ред. Э.Ф. Зеера. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2008. — С. 61. 156 с.

11. Педагогическая психология: учеб. / Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.

12. Рослякова Н.И. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как фактор развития профессиональной индивидуальности будущего педагога / Н.И. Рослякова // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2008. — №5. — С.72-75.

13. Словарь литературоведческих терминов / авт.-сост. С.П. Белокурова. — М.: Паритет, 2007. — 320 с.

14. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. -М.: Смысл, 2000. — 199 с.

15. Философский энциклопедический словарь / Под. ред.: Л.Ф. Ильичева. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — С. 135. 840 с.

16. Хурматуллина Р.К. Индивидуальный творческий стиль деятельности: теоретический аспект / Р.К. Хурматуллина // Филология И Культура. — 2013. — №1(31).

— С. 272-275.

17. Черепанова Н.В. Проблема становления индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей начальной школы / Н.В. Черепанова // Известия УГУ. — 2010. — № 6(85).

— С. 41-50.

18. Шукова Г.В. Психодиагностика педагогических работников. Научный отчет / Г.В. Шукова. — ИНИМ РАО, Москва. 2011 — 54 с.

Приложение

Индивидуальный стиль педагогической деятельности

В основу методики положен подход, разработанный А.М. Марковой совместно с А.Я. Никоновой. В основу различения стиля в труде учителя авторами были положены следующие признаки: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).

Инструкция

Ответьте «Да» или «Нет» на вопросы теста.

1. Вы составляете подробный план урока?

2. Вы планируете урок лишь в общих чертах?

3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока?

4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?

5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?

6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?

7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?

8. В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?

9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?

10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?

11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?

12. Вы часто меняете темы работы на уроке?

13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?

14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?

15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?

16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?

17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?

18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока?

19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?

20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?

22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?

23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?

24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся?

25. Часто ли Вы повторяете пройденный материал?

26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?

27. Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках?

28. Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?

29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?

30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?

31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?

32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?

33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?

Ключ к тесту

ЭИС (15 вопросов): 2,3,5,11,12,13,14,16,17,21,22,26,27,28,29.

ЭМС (25): 1,3,4,5,6,7,9,11,12,15,16,17,19,20,22,23,24,25,27,28,29,30,31,32,33.

РИС (17): 2,3,4,6,7,8,9,10,11,13,18,20,22,25,26,27,28.

РМС (16): 1,4,6,7,8,9,10,18,19,20,23,24,25,31,32,33.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

Для определения доминирующего стиля педагогической деятельности рекомендуется использовать выраженность того или иного стиля в процентах. Для этого количество баллов, набранное респондентом, по данному стилю, необходимо разделить на общее количество вопросов, входящих в данную шкалу.

Интерпретация результатов теста

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).

Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся).

Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

Попробуйте. Несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала. В процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы).

Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками.

Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников.

Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы — отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методичный стиль (ЭМС).

Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками ученика.

Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающие Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Попробуйте. Меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС).

Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью. У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако, Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторые замедленные темпы урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

Попробуйте. Чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.

Проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС).

Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся. В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Попробуйте. Шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное — их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы. Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

Размещено на